Разделы сайта
Выбор редакции:
- Как связаться с потусторонним миром и как поговорить с душой умершего человека?
- Гадание на картах научиться Гадание на картах учиться и значение
- Заговоры на Пасху Магия обряды ритуалы в пасху
- Кто такие Древни Боги в WoW
- Онлайн гадание причина разлуки
- Происхождение, характеристика и значение имени полина
- Украинская греко-католическая церковь: современное состояние
- Значение символа инь - янь Почему инь
- Точный гороскоп на завтра: водолей
- Советы, идущему на исповедь Какие грехи говорить на причастии
Реклама
Материализм древней Греции получил своё классическое выражение в философской системе Демокрита. Демокрит, выдающийся материалист античности, создавал свою систему взглядов в иное время, нежели милетские философы, Гераклит и элеаты. V век до н.э. - это век дальнейшего упрочнения и расцвета античной рабовладельческой демократии. В большинстве греческих городов - государств, таких, как Афины, Агригент, Милет, Эфес, усилились экономически и политически новые слои рабовладельцев, связанных с развитием ремёсел, торговли и боровшихся против власти старой рабовладельческо-земледельческой знати. Это была эпоха внутреннего расцвета греческих государств. Рост влияния новых городов, продолжавшееся оживление общественной жизни в греческих государствах принесли с собой дальнейший расцвет античной науки и материалистической философии. Атомистическая теория Левкиппа - Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. В атомистической системе Демокрита можно найти части основных материалистических систем древней Греции и древнего востока. Даже важнейшие принципы - принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимания физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения - всё это уже было заложено в философских системах, предшествующих атомизму. Однако предпосылками атомистического учения и его философскими истоками были не только «готовые» учения и идеи, которые атомисты застали в свою эпоху. Согласно Демокриту, Вселенная - это движущаяся материя, атомы веществ (бытие - to on, to den) и пустота (to unden, to meden); последняя также реальна, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних. Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое философское значение. Категория небытия дала возможность объяснять возникновение и изменение вещей. Правда, у Демокрита бытие и небытие сосуществовали рядом, раздельно: атомы были носителями множественности, пустота же воплощала единство; в этом была метафизичность теории. Понятие пустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая черта древней атомистики проявилась также в понимании этой бесконечности как бесконечного количественного накапливания или уменьшения, соединения или разъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое. Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos--«неделимый»), они абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел. Сведение строения материи к элементарным и качественно однородным физическим единицам, чем «стихии», «четыре корня» и отчасти даже «семена» Анаксагора, имело в истории науки огромное значение. Атомы бесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно (разнообразно), «так как нет основания, почему бы они были скорее такими, чем иными». Этот принцип («не более так, чем иначе»), который иногда в литературе называется принципом индифферентности или разновероятности, характерен для демокритовского объяснения Вселенной. С его помощью можно было обосновать бесконечность движения, пространства и времени. Согласно Демокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений и скорости первичных движений атомов, а это в свою очередь приводит к их встречам и столкновениям. Таким образом, все мирообразование детерминировано и является естественным следствием вечного движения материи. Атомистическая картина мира представляется несложной, но она грандиозна. Гипотеза об атомарном строении вещества была самой научной по своим принципам и самой убедительной из всех, созданных философами ранее. Она «отметала» самым решительным образом основную массу религиозно-мифологических представлений о надприродном мире, о вмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и сцепления -- это простейшая модель причинного взаимодействия. Детерминизм атомистов стал антиподом платоновской телеологии. Демокритовская картина мира -- это уже ярко выраженный материализм, такое философское миропонимание было в условиях древности максимально противоположно мифологическому миропониманию. И хотелось бы еще отметить слова Энгельса «...В многообразных формах греческой философии - писал Энгельс,- уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почт все позднейшие типы мировоззрений. Поэтому и теоретическое естествознание, если оно хочет проследить историю возникновения и развития своих теперешних общих положений, вынужденно возвращаться к грекам». Термин «античный » (лат. – «древний») употребляется для обозначения истории, культуры, философии Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия возникла в Древней Греции в середине I тысячелетия до н.э. (VII – Vi вв. до н.э.). В развитии античной философии можно выделить несколько этапов: 1)становление древнегреческой философии (натурфилософский, или досократовский этап) В центре внимания философии данного периода проблемы природы, космоса в целом; 2)классическая греческая философия (учения Сократа, Платона, Аристотеля) – Главное внимание здесь уделяется проблеме человека, его познавательных возможностей; 3)философия эпохи эллинизма – В центре внимания мыслителей этические и социально-политические проблемы. Ранняя античная философия. Первой философской школой в европейской цивилизации стала Милетская школа (VI в. до н.э., г. Милет). В центре их внимания вопрос о первооснове бытия, которую они видели в различных видах вещества. Наиболее яркий представитель Милетской школы – Фалес. Он считал, что первоначалом бытия является вода : все сущее происходит из воды путем ее затвердевания или испарения и в воду возвращается. Согласно рассуждениям Фалеса, все живое происходит из семени, а семя влажное; кроме того, живое без воды погибает. Человек, по Фалесу, тоже состоит из воды. По мнению Фалеса, все в мире, даже неживые предметы, имеет душу. Душа – источник движения. Божественная сила приводит воду в движение, т.е. вселяет в мир душу. Бог в его представлении – «ум космоса», это то, что не имеет ни начала, ни конца. Анаксимандр , последователь Фалеса. Он считал, что в основе мира лежит особая субстанция – единая, бесконечная, вечная, неизменная – апейрон . Апейрон является источником, из которого все возникает, и в него же все возвращается после гибели. Апейрон не поддается чувственному восприятию, поэтому, в отличие от Фалеса, который считал, что знание о мире должно сводиться только к чувственному познанию, Анаксимандр утверждал, что знание должно выходить за рамки непосредственного наблюдения, нуждается в рациональном объяснении мира. Все изменения в мире, по мнению Анаксимандра, происходят из борьбы теплого и холодного, примером чему является смена времен года (первые наивно-диалектические представления). Анаксимен . Первоосновой бытия он считал воздух . Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, превращается сначала в воду, потом в землю, камни. Все многообразие стихий он объясняет степенью сгущения воздуха. Воздух, по мнению Анаксимена, является источником и тела, и души, и всего Космоса, и даже боги сотворены из воздуха (а не, наоборот, воздух – богами). Основная заслуга философов Милетской школы заключается в попытке дать целостную картину мира. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия в его создании сверхъестественных сил. Вслед за Милетской школой в Др.Греции возникает ряд других философских центров. Один из наиболее значительных – школа пифагора (VI в. до н.э.). Именно Пифагор впервые употребил термин «философия». Философские взгляды Пифагора во многом обусловлены математическими представлениями. Он уделял большое значение числу , говорил, что число является сутью любой вещи (число без мира может существовать, а мир без числа - нет. Т.е. в понимании мира он выделял только одну сторону – его измеряемость числовым выражением. По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, т.к. они вечны. Таким образом, Пифагора можно назвать первым представителем философского идеализма . Гераклит (сер. VI – нач. V вв. до н.э.). Первоосновой мира он считал огонь . По мнению Гераклита, мир находится в постоянном изменении, а из всех природных веществ наиболее изменчив огонь. Видоизменяясь, он переходит в различные вещества, которые путем последовательных превращений вновь становятся огнем. Следовательно, все в мире взаимосвязано, природа едина, но в то же время состоит из противоположностей. Борьба противоположностей как причина всех изменений – главный закон мироздания. Таким образом, в учении Гераклита получили развитие диалектические взгляды . Широко известны его высказывания: «все течет, все изменяется»; «нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Элейская (г.Элеи) – VI – V вв. до н.э. Ее основные представители: Ксенофан , Парменид , Зенон . Элеаты считаются родоначальниками рационализма. Они впервые стали анализировать мир человеческого мышления. Процесс познания они представляли как переход от чувств к разуму, но рассматривали эти ступени познания обособленно друг от друга, считали, что чувства не могут дать истинного знания, истина открывается лишь разуму. 4.Атомистический материализм Демокрита. В V в. до н.э. возникает новая форма материализма – атомистический материализм , наиболее ярким представителем которого является Демокрит . Согласно представлениям Демокрита, первоосновой мира является атом – мельчайшая неделимая частица вещества. Каждый атом объят пустотой. Атомы парят в пустоте, как пылинки в луче света. Сталкиваясь друг с другом, они меняют направление движения. Многообразные соединения атомов образуют вещи, тела. Душа, по мнению Демокрита, тоже состоит из атомов. Т.е. он не разделяет материальное и идеальное как полностью противоположные сущности. Демокрит впервые сделал попытку рационального объяснения причинности в мире. Он утверждал, что все в мире имеет свою причину, случайных событий не бывает. Причинность он связывал с движением атомов, с изменениями в их движении и выявление причин происходящего считал главной целью познания. Значение учения Демокрита: Во-первых, в качестве первоосновы мира он выдвигает не конкретное вещество, а элементарную частицу – атом, что является шагом вперед в создании материальной картины мира; Во-вторых, указав на то, что атомы находятся в вечном движении, Демокрит впервые рассмотрел движение как способ существования материи. 5.Классический период античной философии. Сократ. В это время появляются платные учителя риторики – искусства красноречия. Они преподавали не только знания в области политики и права, но и общие мировоззренческие вопросы. Их называли софистами , т.е. мудрецами. Самый знаменитый из них – Протагор («Человек есть мера всех вещей»). В центре внимания софистов был человек и его познавательные возможности. Т.обр., софисты направили философскую мысль с проблем космоса, окружающего мира на проблему человека. Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) Он считал, что лучшая форма философствования – это живая беседа в форме диалога (письменность он называл мертвым знанием, говорил, что не любит книги потому, что им нельзя задавать вопросы). В центре внимания Сократа – человек и его познавательные возможности. Познание мира, считает философ, невозможно без познания самого себя. Познать себя для Сократа означает осмыслить себя как существо общественное и нравственное, как личность. Первичным для Сократа является дух, сознание человека, а вторичным – природа. Главной задачей философии он считает познание человеческой души, а по отношению к материальному миру выступает агностиком. Главным средством постижения истины Сократ считает диалог. Сущность диалога он видит в том, чтобы, последовательно задавая вопросы, раскрывать противоречия в ответах собеседника, тем самым заставляя задуматься о природе спора. Истину он понимал как объективное, независимое от мнения людей знание. К философии Сократа восходит понятие «диалектика » как искусство диалога, ведения беседы. 6.Философия Платона. Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Основное значение философии Платона заключается в том, что он является создателем системы объективного идеализма , суть которого состоит в том, что мир идей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Платон говорит о существовании двух миров : 1) мир вещей – изменчивый, преходящий – воспринимается органами чувств; 2) мир идей – вечный, бесконечный и неизменный – постигается только умом. Идеи – идеальный прообраз вещей, их совершенный образец. Вещи – лишь несовершенные копии идей. Материальный мир создается Творцом (Демиургом) по идеальным образцам (идеям). Этим Демиургом является разум, творческий ум, а исходный материал для создания мира вещей – материя. (Демиург не творит ни материю, ни идеи, он только оформляет материю по идеальным образам). Мир идей, по Платону, это иерархически организованная система. На вершине =- самая общая идея – Благо , которая проявляется в прекрасном и истинном. Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, которые он «припоминает» в процессе своего развития. При этом чувственный опыт является лишь толчком к воспоминанию, а основным средством воспоминания является диалог, беседа. Важное место в философии Платона занимает проблема человека. Человек, по Платону, - единство души и тела, которые в то же время противоположны. Основу человека составляет его душа, которая бессмертна и возвращается в мир много раз. Смертное тело – только тюрьма для души, оно источник страданий, причина всех зол; душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих страстей. Платон делит души людей на три разновидности в зависимости от того, какое начало в них преобладает: душа разумная (разум), воинственная (воля), страждущая (вожделение). Обладатели разумной души – мудрецы, философы. Их функция – познание истины, написание законов и управление государством. Душа воинственная принадлежит воинам, стражникам. Их функция – охранять государство и обеспечивать соблюдение законов. Третий тип души – страждущая – стремится к материальным, чувственным благам. Этой душой обладают крестьяне, торговцы, ремесленники, функция которых – обеспечение материальных потребностей людей. Таким образом, Платон предложил структуру идеального государства , где три сословия в зависимости от типа души выполняют присущие только им функции. 7.Учение Аристотеля. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он отказывается от представления об отдельном существовании мира идей. По его мнению, первичной реальностью, которая ничем не определена, является природный, материальный мир. Однако материя пассивна, бесформенна и представляет собой только возможность вещи, материал для нее. Возможность (материя ) превращается в действительность (конкретную вещь ) под воздействием внутренней активной причины, которую Аристотель называет формой . Форма идеальна, т.е. идея вещи находится в ней самой. (Аристотель приводит пример с медным шаром, который есть единство материи – меди – и формы – шаровидности. Медь – это только возможность вещи, без формы не может быть реально существующей вещи). Форма не существует сама по себе, она оформляет материю и тогда становится сущностью реальной вещи. Формообразующим началом Аристотель считает Ум – активный, деятельный перводвигатель, который содержит в себе план мира. «Формой форм», по аристотелю, является Бог – это абстрактное понятие, понимаемое как причина мира, образец совершенства и гармонии. По Аристотелю, любой живой организм состоит из тела (материя) и души (форма). Душа – это принцип единства организма, энергия его движения. Аристотель выделяет три вида души: 1) вегетативная (растительная), ее основные функции – рождение, питание, рост; 2) чувственная – ощущения и движение; 3) разумная – мышление, познание, выбор. 8. Философия эпохи эллинизма, ее основные направления. Стоицизм. Стоики считали, что весь мир одушевлен. Материя пассивна и сотворена Богом. Истинное бестелесно и существует только в виде понятий (время, бесконечность и др.).Стоики развивали представление о всеобщей предопределенности . Жизнь – это цепь необходимых причин, ничего нельзя изменить.Счастье человека – в свободе от страстей, в спокойствии духа. Главные добродетели – умеренность, благоразумие, мужество и справедливость. Скептицизм – Скептики говорили об относительности человеческого познания, о его зависимости от различных условий (*состояния органов чувств, влияния традиций и т.д.). Т.к. познать истину невозможно, следует воздерживаться от любых суждений. Принцип «воздержания от суждений » – основное положение скептицизма. Это поможет достичь невозмутимости (апатии) и безмятежности (атараксии) – двух наивысших ценностей. Эпикуреизм . Основатель этого направления – Эпикур (341 – 271 гг. до н.э.) – развивал атомистическое учение Демокрита. По мнению Эпикура, космос состоит из неделимых частиц – атомов, которые движутся в пустом пространстве. Их движение непрерывно. У Эпикура нет идеи Бога-творца. Он считает, что, кроме материи, из которой все состоит, ничего нет. Он признает существование богов, но утверждает, что они не вмешиваются в дела мира. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, надо изучать законы природы, а не обращаться к богам. Душа – «состоящее из тонких частиц тело, рассеянное по всему организму.».Душа не может быть бестелесной и после смерти человека рассеивается. Функция души – обеспечить человека чувствами. Широкую известность получило этическое учение Эпикура, в основе которого лежит понятие «удовольствие». Счастье человека – в получении удовольствия, однако не всякое удовольствие – благо. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо», - считал Эпикур. Смысл удовольствия не телесное удовлетворение, а наслаждение духа. Наивысшая форма блаженства – состояние душевного покоя. Эпикур стал основоположником социальной психологии. Неоплатонизм. Неоплатонизм получил распространение в период, когда античный способ философствования уступал место философии, основанной на христианской догматике. Это последняя попытка решить задачу создания целостного философского учения в рамках дохристианской философии. В основе этого направления – идеи Платона. Его наиболее известный представитель – Плотин. В основе учения неоплатонизма – 4 категории:-Единое (Бог), -Ум; -Мировая Душа, Космос. Единое – вершина иерархии идей, это творческая сила, потенциал всех вещей. Приобретая форму, Единое превращается в Ум. Ум становится Душой, которая вносит в материю движение. Душа создает Космос как единство материального и духовного. Главное отличие от философии Платона заключается в том, что мир идей Платона – это неподвижный, безличный образец мира, а в неоплатонизме появляется активное мыслящее начало – Ум. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную нижеСтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ [Введите текст] ВведениеГлава 1. Материя у Фалеса, Анаксимандра, Левкиппа и ДемокритаГлава 2. Идеи Аристотеля о материиЗаключениеСписок использованной литературыВведениеДиалектика идеи и материи была решительно во всех культурах - доантичной и послеантичной. Поэтому история античной философии должна выдвигать здесь на первый план именно свою специфику.а) Что касается материи, то в связи с тем, что рабский труд без участия рабовладельца не создавал окончательного и целесообразного продукта (поскольку сам раб был не человеком, а только вещью), то и материя в античном смысле не была готовой продукцией, а трактовалась только как {потенция} любых явлений действительности. Рабовладелец тоже не был человеком в собственном смысле слова, а был только формообразующим принципом вещественно-телесной действительности. Поэтому также и античная идея не была просто идеей вообще, но, во-первых, всегда вещественно-телесной, то есть картинно представляемым планом вещественно-телесного продуцирования, почему для этого и были привлечены термины ""идея" или "эйдос", уже по самой своей этимологии (эйдос - древнегреч. "вид") указывавшие на физическое видение. А в философской области эти термины указывали на такое умственное построение, которое всегда было мыслимой картиной действительности, тем, что в ней "было видно". Во-вторых же, античная идея, будучи формообразующим принципом, никогда не трактовалась неподвижно или абстрактно даже и в платонизме. б) Однако не только идея и материя, но и связывающая их диалектика тоже имела в античности свою специфику. Так как раб был не человеком, но вещью и рабовладелец был тоже не человеком, но только организатором вещи, то и диалектика идеи и материи тоже обладала в античности {вещественно-телесным характером}. Это значит, что при всей своей внешней активности внутренне такая диалектика была пассивна, духовно пассивна, созерцательна. Цель данной работы - исследование античных представлений о неживой природе.Глава 1. Материя у Фалеса, Анаксимандра, Левкиппа и ДемокритаВопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания. Понятие материи относится к основным философским категориям и является центральным в материалистической философии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность.В соответствии с уровнем развития способа производства, практики и науки в становлении материалистического понятия материи можно указать на три главных этапа: наивно-материалистический -- материя то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их «начала» или «элементы»; механический -- материя это масса или вещество, сами вещи, состоящие из элементов (частиц, атомов, молекул и т.п.); диалектико-материалистический -- материя это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем. Натурфилософы Древней Греции строили свое учение о материальном мире на базе «первоэлементов» (вода, воздух, огонь и земля). Интересно отметить, что такие же «первоэлементы» были определены в древнеиндийской философии чарваков. Древнегреческие натурфилософы-материалисты понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя -- это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу -- апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного представления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой вещественности. Положение Фалеса о том, что первоосновой всего является вода, представляется нашему современному мышлению одновременно близким и далеким. Наивность этой мысли Фалеса очевидна, однако его формулировка вопроса была такова, что ответ на него должен был когда-нибудь привести к созданию категории материи.Понятие Анаксимандра «апейрон», наоборот, является уже более абстрактным. Анаксимен вместо неопределенной материи Анаксимандра вновь представил абсолютное в определенной форме природы, положив в основу всего сущего воздух. «Воздух... если он разряжен, становится огнем, а если он сгущен, становится ветром, потом облаком и затем водой, потом землей, потом камнями, и остальное возникает из этого». Таким образом, во взгляде Анаксимена в скрытой форме содержится идея основы, которая при разных обстоятельствах может иметь разные конкретные формы. Взгляды представителей милетской школы развивались и видоизменялись в разных направлениях. Их синтезировал Эмпедокл в своем учении о четырех «корнях». Хотя это учение было отходом от идеи единой основы всего сущего, тем не менее, оно явилось прогрессом постольку, поскольку объясняло возникновение расчлененных явлений посредством сочетания четырех «корней». Таким образом, у Эмпедокла впервые обнаруживается попытка понять различие явлений как различие их построения.Возникновение атомистической философии Левкиппа и Демокрита -- большой шаг вперед в истории древнегреческого материализма. Они считали, что все явления природы, земные и небесные тела и их свойства -- результат сочетания формы, порядка и положения различных по величине и весу, невидимых и неделимых, находящихся в извечном движении «первочастичек» материи -- атомов. Демокрит учил, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Чувственные впечатления Демокрит объяснял различием порядка, формы и положения действующих на ощущающее тело атомов. Демокрит очень ясно обнаруживает основную линию, основную задачу материализма, заключающуюся в объяснении мира сознания, исходя из анализа материального мира. Сила учения Демокрита, как и всего древнегреческого материализма, состоит в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе. Основные взгляды атомистов заслуживают внимания и в силу их высокой понятийной абстрактности, и возрождение этих взглядов в XVII веке было очень важно для создания новейшего понятия “материя”. Эпикур и Лукреций, продолжая учение Левкиппа и Демокрита об атомах и пустоте, утверждали, что все в природе материально, как материальны и все свойства неживых и живых тел. Они считали, что безграничность числа атомов и их сочетаний обусловливает и безграничность миров во Вселенной.Однако видна не только сила, но и слабость древнегреческого материализма. Во-первых, он подменял представление о мире в целом представлением о какой-то частичке этого мира. Во-вторых, этот материализм, по существу, растворял идеальное в материальном, элементы сознания -- в элементах бытия. Получалось так, что реально существующая проблема соотношения материи и духа, бытия и мышления оказывалась поглощенной общим учением о бытие. Раз все существующее сводится только к воде, или только к огню, или только к атомам и пустоте, то для проблемы соотношения предметов и их образов, бытия и мышления как бы не оставалось места. Характеризуя систему Демокрита как теорию структурных уровней материи - физического (атомы и пустота) и математического (амеры), мы сталкиваемся с двумя пространствами: непрерывное физическое пространство как вместилище и математическое пространство, основанное на амерах как масштабных единицах протяжения материи. В соответствии с атомистической концепцией пространства Демокрит решал вопросы о природе времени и движения. В дальнейшем они были развиты Эпикуром в систему. Эпикур рассмотривал свойства механического движения исходя из дискретного характера пространства и времени. Например, свойство изотахии заключается в том, что все атомы движутся с одинаковой скоростью. На математическом уровне суть изотахии состоит в том, что в процессе перемещения атомы проходят один «атом» пространства за один «атом» времени. Глава 2. Идеи Аристотеля о материиАристотель (IV в. до н.э.) вслед за своим учителем Платоном (V-IV в. до н.э.) подверг исследованию вопрос об идеях в рамках теории познания. Он доказывал и подчеркивал, что идеи -- это образы действительности, бытия. В бытии не существует никаких идей, бытие нельзя делить на две части. Что же существует в бытии? Какие основания имеет бытие для порождения идей? Отвечая на этот вопрос, Аристотель выделил в бытии две его стороны: материю («хюле») и форму («морфэ»). Материя -- это то, что всегда сохраняется, что остается в вещах объективным, исходным строительным материалом. Форма -- это то, что в вещах изменяется и что может быть перенято человеческой душой. Для истории философии гораздо большее значение имеет понятие, которое в новейшей терминологии мы назвали бы «чистой материей», или «абсолютной материей», и которое Аристотель иногда называет просто «хюле», но чаще «первичной хюле» (у схоластиков -- prima materia). «Первичная материя» -- это весьма абстрактное понятие, поскольку у Аристотеля все определения относились лишь к форме. Первичная «хюле» является носителем формы и постоянно действующей основой изменений. Это лишь потенциальная реальность; действительной, актуальной реальностью она становится лишь после соединения с формой. Так как аморфная первичная «хюле» лишена какого-либо определения, то ей нельзя приписывать никакой дифференцированности. Следующее положение показывает, что спекуляции Аристотеля опирались на чрезвычайно ограниченный эмпирический опыт: «Существование этой единой хюле очевидно, ведь когда вода превращается в воздух, то этот воздух содержит ту же материю, мы к ней ничего не прибавили; то, что существовало потенциально, стало действительным. Точно так же вода может происходить из воздуха, так же как тело большого объема может возникнуть из небольшого, и, наоборот, маленькое из большого. Точно так же, когда воздух, находящийся в малом пространстве, распространяется на большое пространство и когда из большого пространства сгущается в малое, оба эти явления возникают в материи, которая имеет возможность занимать разное пространство». Это объяснение Аристотеля и вообще его концепция недифференцированного основного вещества примечательны тем, что в средневековой алхимии они служили теоретической базой попыток «трансмутации» металлов и производства золота из менее драгоценных металлов. Понятие «хюле», или же «первичной материи», переняли от Аристотеля и некоторые другие античные школы. Как и многие другие понятия и взгляды Аристотеля, это понятие перешло в средневековую христианскую философию, став постоянным предметом многочисленных рассуждений и причиной многих затруднений.Огромная заслуга Аристотеля в том, что он впервые в истории философии ввел в употребление категорию «материя» в ее абстрактно-логической форме. материя математический пространство фалесОни понимали, что материю нельзя отождествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами вещества. Однако, как и древним материалистам, материя представлялась им первоосновой всех объектов природы. Под материей понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств вещества. Это побудило метафизических материалистов к отождествлению понятия материи с представлениями о веществе и его механическими свойствами. К числу таких свойств материалисты относили тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др. Аристотель начинает анализ с общего вопроса о существовании времени, затем трансформирует его в вопрос о существовании делимого времени. Дальнейший анализ времени ведётся Аристотелем уже на физическом уровне, где основное внимание он уделяет взаимосвязи времени и движения. Аристотель показывает. что время немыслимо, не существует без движения, но оно не есть и само движение. В такой модели времени реализована реляционная концепция. Измерить время и выбрать единицы его измерения можно с помощью любого периодического движения, но, для того чтобы полученная величина была универсальной, необходимо использовать движение с максимальной скоростью. В современной физике это скорость света, в античной и средневековой философии - скорость движения небесной сферы.Пространство для Аристотеля выступает в качестве некоего отношения предметов материального мира, оно понимается как объективная категория, как свойство природных вещей. Механика Аристотеля функционировала лишь в его модели мира. Она была построена на очевидных явлениях земного мира. Но это лишь один из уровней космоса Аристотеля. Его космологическая модель функционировала в конечном неоднородном пространстве, центр которого совпадал с центром Земли. Космос был разделен на земной и небесный уровни. Земной состоит из четырёх стихий - земли, воды, воздуха и огня (идея первичных элементов всего сущего оказалась, таким образом, довольно устойчивой); небесный - из эфирных тел, пребывающих в бесконечном круговом движении. Эта модель просуществовала около двух тысячелетий. На Аристотелевой картине мира базировалась и геометрия Эвклида (3 в. до н.э.), столь надежно служившая человечеству на протяжении многих веков, пока практическая деятельность и научные опыты не выходили за пределы ее применимости. В геометрии Эвклида представлена модель теории, которая работает и сегодня: аксиоматическая система и эмпирический базис связываются операционными правилами. Геометрия Эвклида является первой логической системой понятий, трактующих поведение каких-то природных объектов. Огромной заслугой Эвклида является выбор в качестве объектов теории твёрдого тела и световых лучей. Трехмерная модель пространства, определенная Эвклидом, стала основой для последующего - отсроченного более чем на тысячу лет - развития классической механики. ЗаключениеТаким образом, в соответствии с уровнем развития способа производства, практики и науки в становлении материалистического понятия материи можно указать на три главных этапа: наивно-материалистический -- материя то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их «начала» или «элементы»; механический -- материя это масса или вещество, сами вещи, состоящие из элементов (частиц, атомов, молекул и т.п.); диалектико-материалистический -- материя это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем. Натурфилософы Древней Греции строили свое учение о материальном мире на базе «первоэлементов» (вода, воздух, огонь и земля). Интересно отметить, что такие же «первоэлементы» были определены в древнеиндийской философии чарваков. Древнегреческие натурфилософы-материалисты понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя -- это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу Огромная заслуга Аристотеля в том, что он впервые в истории философии ввел в употребление категорию «материя» в ее абстрактно-логической форме.Аристотель уже не сводит свое представление об объективной реальности ни к воде, ни к огню, ни к атомам, ни к какому-либо конкретному виду вещества; он говорит о материи вообще. Отныне философы начинают говорить о материи вообще, не связывая это понятие с каким-то определенным видом материи. Аристотелем в основном заканчивается первый период истории философии и вместе с ним завершается и первый этап в развитии категории «материя». Она была сформулирована, но тут же встала задача ее объяснить. Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизических материалистов, которые, как и древние материалисты, не могли в достаточной мере сосредоточить внимание на философском аспекте проблемы материи и направляли внимание, главным образом, на выявление ее физических свойств.Список использованной литературы1. Воронов В.К. и др. Основы современного естествознания. М.: Высш. Шк., 2013. - 247с.2. Горохов В.Г. Концепция современного естествознания и техники. М.: Инфра-М, 2014. - 608с.3. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции естествознания. М.: Аспект Пресс, 2011. - 256с.4. Дубнищева Т.Я. Концепция современного естествознания. М.: МГУ, 2014. - 832с.5. Канке В.А. Концепции современного ествознания. М.:Лотос, 2013. -368с.Размещено на Allbest.ru...Подобные документыИстория развития общих представлений о структуре материи как философского понятия. Материя и движение время и пространство. Концепция атомизма в современной науке. Дискретность и непрерывность материи. Анализ обобщения всех понятий о материальном мире. контрольная работа , добавлен 04.10.2011 Развитие неживой и живой природы. Структура и ее роль в организации живых систем. Современный взгляд на структурную организацию материи. Проблемы самоорганизации, изучаемые в синергетике, законы построения организации и возникновения упорядоченности. контрольная работа , добавлен 31.01.2010 Три уровня строения материи: микро-, макро- и мегамир. Материя как объективная реальность. Две основные формы движущейся материи: в пространстве и во времени. Атомистическая гипотеза строения материи Демокрита. Теория и модель атома Нильса Бора. реферат , добавлен 25.03.2009 Естественнонаучные и социальные представления о видах, структуре и свойствах материи. Вещество как вид материи, обладающей массой. Физическое поле и физический вакуум. Концепция атомизма, дискретность и непрерывность как неотъемлемые свойства материи. реферат , добавлен 29.07.2010 Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира. Развитие научных исследовательских программ. Пространство, время и симметрия. Системные уровни организации материи. Порядок и беспорядок в природе. Панорама современного естествознания. курс лекций , добавлен 15.01.2011 Обзор современных представлений о структурности, системности, материи в пространстве и времени, основных идей и принципов квантовой физики. Анализ закономерностей существования неорганической материи, оснований целостности и многообразия явлений природы. реферат , добавлен 04.04.2012 Природа как весь мир в многообразии его форм, различия между живой и неживой природой. Высокая устойчивость творений неживой природы, ее слабая изменчивость в масштабах человеческой жизни. Способность живых организмов давать жизнь другим организмам. презентация , добавлен 06.09.2013 Признаки живой материи, которые отличают ее от неживой. Ферменты, их применение в пищевых технологиях. Отличие ферментов от небиологических катализаторов. Органы и ткани животных. Углеводы, получаемые из растительного сырья. Полисахариды второго порядка. контрольная работа , добавлен 26.11.2012 Научный метод познания. Принципы симметрии и законы сохранения. Специальная и общая теория относительности. Структурные уровни и системная организация материи. Порядок и беспорядок в природе. Панорама современного естествознания. Биосфера и человек. тест , добавлен 17.10.2010 Зарождение неклассического естествознания. Пространство и время в истории философии: гносеологический статус понятий, их отношение к материи. Субстанциальная и реляционная концепции. Пространство и время в классической и не классической картине мира. Вопросы темы 1. Философское учение о материи и природе. 2. Вселенная, жизнь, человек. Основная идея Мир - это материя, существующая в единстве всех своих проявлений и представленная в первую очередь в форме окружающей человека природы. 1. Философское учение о материи и природе. Картина (образ) мира и окружающей природы формируется в философии в зависимости от различных мировоззренческих посылок - религиозных, естественнонаучных, идеалистических, мифологических и иных. В силу этого история философии являет собой процесс возникновения и сосуществования различных представлений о мире и бытии человека в нем. К формированию картины мира с позиций научного знания стремится философский материализм («линия Демокрита»), который имеет длительную традицию и глубокие корни в культуре общества. В философском материализме основным является понятие материи («вещь», «вещество»). Оно концентрирует в себе долгий и богатый опыт познания окружающего мира и человека с позиций естествознания и здравого смысла, объяснения мира естественными причинами. По убеждению сторонников этого философского направления, мир - это движущаяся материя в различных формах ее проявления. Природа (природная среда) -важнейшая форма бытия материи, имеющая прямое отношение к человеку и обществу. Первые, наглядные по своей сути, представления о материи появились в древней философии в связи с попытками найти некую первооснову мира в виде конкретного вещества. Так, для Фалеса такой основой выступала вода, для Гераклита - огонь, а Демокрит находил ее в подвижных атомах. Эмпедокл одновременно выделял четыре стихии («корни вещей») - воду, землю, воздух и огонь. В учении Платона материальный мир рассматривался как низшая ступень бытия, «бледная тень» и предметное воплощение «мира идей». Понятие «материя» впервые появилось в работах Аристотеля. Он понимал под ней бесформенную и пассивную массу, которая потенциально содержит в себе любые вещи. Материя - это как бы возможное бытие, его исток, а все конкретные вещи возникают под воздействием некоей творческой энергии («формы»), и этот переход материи в иное состояние является, по Аристотелю, движением («кинесис»). В философии Средних веков считалось, что материальный мир был сотворен в течение весьма краткого времени волей всемогущего Творца. Создав мир, Бог установил и определенный порядок (иерархию) в нем. Природа (растительный и животный мир) рассматривалась философами как низшая ступень в иерархии мира. В ней, дескать, нет ни души, ни свободы. Такие качества имеются лишь у человека, который сотворен по образу и подобию Божьему. В эпоху Возрождения и в Новое время материя стала рассматриваться как совокупность физических тел и процессов. Большую роль в познании материального мира сыграл, в частности, И. Ньютон, который сформулировал законы классической механики. Н. Коперник создал гелиоцентрическую картину мира, которая радикальным образом изменила существовавшие до сих пор представления о Вселенной. Во французском материализме XVIII века (Ж. Ламетри, Д.Дидро и др.) подчеркивалось, что материя не сотворена Богом и существует вечно. Она является колоссальной мастерской, которая снабжена всеми необходимыми инструментами и материалами для работы человека. На рубеже XIX-XX веков в естественных науках произошел ряд крупных открытий, на основе которых начало меняться ранее сложившееся представление о материальном мире. В середине XIX века сформировалась теория Ч.Дарвина, в которой была раскрыта органическая взаимосвязь в растительном и животном мире. В 1869 году русский ученый Д.И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов. Были открыты химический элемент радий (В. Рентген) и электрон, явление искусственной радиоактивности (А. Беккерель). В 1905-1916 годах А. Эйнштейн разработал специальную и общую теорию относительности, которая раскрывала единство движения, пространства и времени. В те годы произошли и многие другие крупные открытия в естествознании, радикально изменившие картину мироздания. Благодаря быстрому развитию науки была подорвана господствовавшая прежде механистическая картина мира. Было убедительно показано, что мир не только един, но бесконечен и разнообразен в своих формах, свойствах и проявлениях. Тем самым горизонт знаний о материи раздвинулся и был дополнен новыми сведениями и фактами, которые изменяли прежние, «вещественные» представления о материи. Обобщая эту тенденцию в науке своего времени, Ленин в 1908 году предложил развернутое определение понятия материи. В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» он писал, что материя - это «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Кратко говоря, материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от человека и человечества. Данное понятие имеет основополагающее значение для философского материализма и естествознания. В данном выше определении подчеркнуто, что материя является основным объектом исследовательского интереса для «линии Демокрита». Ленин выделил прежде всего основное свойство материи - объективность существования, т.е. ее бытие вне и независимо от человека и его сознания. Он указал также и на принципиальную познаваемость окружающего мира человеком. Он подчеркивал, что материя как реальность включает в себя не только известные, но и еще неизвестные науке явления. Понятие материи характеризует мир как единство многообразного и помогает исследовать его действительную природу. Материальный мир включает в себя также и человека как уникальное явление мироздания. Вот почему русский философ А.Ф. Лосев призывал «понять материю личностно, с точки зрения категории личности», т.е. включить человека в объект анализа философии, а материю воспринимать также с точки зрения ее ценностного (аксиологического) значения. Материя, природа, жизнь - все это явления, имеющие непреходящее значение для существования человека. С помощью понятия материи формируются научные представления о мире, обобщаются данные частных наук, ведется полемика с философским идеализмом и религиозным мировоззрением, опровергается агностицизм (философское учение о непознаваемости мира). Данное понятие выполняет, таким образом, мировоззренческую функцию и имеет непосредственное отношение к формированию философской и научной картины мира. Значение этого понятия состоит также и в том, что оно ориентирует на строго определенный (материалистический, естественнонаучный) подход к познанию и объяснению этого мира, выявлению подлинного места и роли человека в нем. Учение о материи позволяет также решать вопрос об основе (субстанции) и причинах всех форм бытия, разграничивать предмет философии и частных наук. В этом понятии заложены основные мировоззренческие посылки и исходные принципы «линии Демокрита». Всегда, когда научная философия повествует о материи, она непременно подразумевает и природу как важнейшую ее составляющую. В широком смысле слова природа - это несоциальный, «дикий» мир, не созданный человеком. Иногда под ней понимают весь космос, Вселенную. Иногда - ту часть материального мира, которая непосредственно окружает человека и с которой он соприкасается и практически взаимодействует. В любом случае нельзя представлять себе материю без природы, но и природа должна рассматриваться не сама по себе, а с учетом ее включенности в общую структуру материального мира. Природа - это явление жизни. Природа - это и человек как венец ее тысячелетней эволюции. Тема природы является традиционной, многогранной и неисчерпаемой для философии и науки. Строение и свойства материи. Когда речь заходит о строении материи, наука обычно выделяет два ее вида - вещество и поле, которые тесно взаимосвязаны. Вещество дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формы вещества разнообразны - атомы и молекулы, газы, жидкие и твердые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела. В отличие от вещества поле представляет собой сложное электромагнитное образование, которое состоит из квантов («порций»). Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле тоже существует в различных видах - гравитационное, электромагнитное, биологическое и т.д. Особым (энергетически наинизшим) состоянием поля является вакуум, в котором отсутствуют какие-либо частицы. Иногда ученые высказывают мнение о существовании «информационно-энергетического» поля, которое якобы имеет громадную скорость распространения и обусловливает развитие Вселенной по изначальной программе. Вещество и поле взаимопроникают и дополняют друг друга. Их синтезом является, например, плазма как особое состояние материи. Из нее состоят, в частности, небесные тела типа Солнца. Тесное взаимодействие между веществом и полем существует на уровне элементарных частиц в микромире. По сути дела, материальный мир представляет собой единство противоположностей - прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного. Существование вещества и поля свидетельствует именно об этом. Материя обладает рядом универсальных (всеобщих) свойств, или атрибутов. Прежде всего, как отмечалось выше, ей присуща объективность существования, т.е. бытие вне и независимо от человека и человечества. Наука, в отличие от религии, утверждает, что этот мир не создан никем, он был, есть и будет существовать без нас. Еще в древней философии Гераклит высказывал мысль о том, что этот космос «... не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру угасающим ». Философия и наука подчеркивают неисчерпаемость материального мира, что означает огромное многообразие его сторон, свойств, явлений и состояний. В связи с этим в начале XX века В.И. Ленин заметил, что, хотя открытый наукой электрон оказался таким же неисчерпаемым, как и атом, ум человеческий со временем сделает еще больше открытий и тем самым увеличит власть человека над окружающей природой. Рост знаний подпитывает неиссякаемую надежду человека найти во Вселенной подобных себе существ. Н.А. Заболоцкий сказал об этом языком поэзии: «В который раз томит меня мечта, / Что где-то там, в другом углу Вселенной, / Такой же сад и та же темнота, / И те же звезды в красоте нетленной». Такое свойство материи, как бесконечность, подразумевает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в ней. У материального мира нет ни начала, ни конца. В нем существует лишь непрестанное развитие, смена форм и состояний 1 . В связи с этим можно сказать, что жизнь человека является всего лишь маленьким мигом в истории безбрежного Космоса, хрупким звеном в бесконечной цепи превращений материи. Человек - это существо, затерянное в «глухом углу Вселенной», сокрушался Б. Паскаль. В необъятных просторах пространства и времени мы - ничто, подчеркивал французский ученый. Материи присущи также целостность и структурность. Будучи относительно самостоятельными, все фрагменты и стороны мира непосредственно или же через промежуточные звенья связаны друг с другом - природа и общество, индивид и социальная группа. И т.д. и т.п. В ряду всеобщих свойств материи находится и отражение, представляющее собой способность предметов воспроизводить (копировать) во взаимодействии внешние признаки и внутреннее содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки («копии»). Формы проявления отражения (раздражимость, психика и др.) разнообразны, как и сам материальный мир. Особым свойством материи является движение, которое выражает способность предметов изменяться и переходить в иное состояние. По определению Энгельса, движение в применении к материальному миру - это изменение вообще. Оно представляет собой не просто свойство: это коренной способ существования всех без исключения вещей материального мира. Противоположностью движения является покой как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей. Он всегда относителен, так как нет вещей, которым не присуще движение. Покой мимолетен и краток, он постоянно разрушается силой неумолимого и безжалостного («смертоносного», по выражению Н.А. Бердяева) движения. Движение вечно, а покой временен - такова формула их взаимосвязи. Движение материи существует в разных формах (видах), которые представляют собой специфические типы взаимодействий и изменений. До XIX века все многообразие форм движения сводилось философией в основном к механическим процессам. В этом представлении проявлялся механицизм как конкретно-исторический тип философского мировоззрения, исходный принцип объяснения мира и человека в нем. Но крупные открытия в науке XIX века (теория клеточного строения, эволюционное учение и др.) разрушили эту упрощенную и схематичную картину мироздания. Учитывая это, Энгельс в своей «Диалектике природы» предложил более совершенную классификацию форм движения материи. Они выделены им с учетом их конкретного материального (вещественного) носителя. Назовем эти формы и кратко охарактеризуем их. Механическое движение представляет собой перемещение тел в пространстве по определенной траектории, или «смену места», по определению Г. Гегеля. Носителями движения в данном случае (падение камня, колебание маятника часов, полет спутника и т.п.) являются конкретные материальные предметы. Физическое движение сопряжено с такими природными явлениями, как теплота, свет, электричество и магнетизм, гравитация. Здесь уже отсутствует четкая траектория движения, а иногда оно носит даже хаотический характер (например, броуновское, движение молекул газа). Химическое движение вбирает в себя взаимодействия атомов, что порождает в ходе реакций еще более сложные вещества. В качестве самой простой химической реакции Энгельс называл образование озона в атмосфере во время грозы. Наука полагает, что когда-то в рамках химических процессов на нашей планете зародилось явление жизни. Особое место в мироздании занимает биологическое движение - существование и развитие живых организмов, растительного и животного мира. (В настоящее время на Земле имеется более 500 тысяч видов растений и около 1,5 млн. видов животных.) Носителем процессов жизни является белок, который имеет сложную молекулярную структуру. По лаконичному определению Энгельса, жизнь - это «способ существования белковых тел». Благодаря жизни тенденция к самосохранению все же преобладает над тенденцией распада, и поэтому на нашей планете не господствует разрушительная стихия Хаоса. Большой спецификой обладает социальное движение, которое вбирает в себя всю совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни. «Автором» и носителем социального движения выступает человек, как существо мыслящее и деятельное. Самым сложным проявлением социального движения является процесс человеческого мышления как поток мыслей и представлений, деятельность познающего ума. Предложенная Энгельсом классификация форм движения материи фиксирует важнейшие области материального мира и протекающие в нем процессы. Но она имеет ограниченные познавательные возможности для познания этого мира, ведь в XX веке был накоплен богатейший массив научных знаний. В настоящее время наука выделила и изучает геологическую, географическую, космологическую и иные формы движения. Разумеется, поиск наукой новых форм движения продолжится и дальше. В связи с этим можно предложить новый вариант классификации форм движения материи: «мир ядра» (частицы и античастицы) - так называемые «ядерные» формы движения материального мира; «мир электромагнетизма» - внутриатомные и молекулярные процессы; «мир тяготения» (плазма, планетарное вещество), включающий гравитационные формы движения материи; «мир жизни», объединяющий биогенетические, популяционные, организменные и иные процессы на нашей планете; «мир человеческого общества» как тесное единство материального и духовного, система деятельности людей и отношений между ними. Очевидно, что в данной классификации формы движения выделены с учетом уровня организации материи, ее постепенного усложнения. Для удобства можно выделять формы движения в неживой и живой природе, в общественной жизни. Что касается человека, то он представляет собой сложнейшую систему, которая синтезирует и несет в себе самые различные формы движения материи. Кроме названных выше универсальных (всеобщих) свойств материи присущи также и такие характеристики, как пространство и время. Это формы существования материи, которая не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. В этих формах материального мира пребывает и сам человек. Волей судьбы он погружен в них и существует в бесконечных просторах пространства и неумолимом потоке времени, которые являют собой «пределы человеческой жизни», по выражению ПЛ. Чаадаева. Каждый человек живет здесь (в пространстве) и теперь (во времени). Под пространством философия понимает взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи. Это как бы сосуществование («рядом-существование») вещей мира. Элементами пространства являются точка, объем, длина, расстояние и т.д. Принято выделять, прежде всего, такие свойства пространства, как протяженность, трехмерность (длина, ширина и высота), изотропность (равенство всех трех его измерений), обратимость (возможность перемещения предмета и человека в любую точку пространства). История существования человека убеждает, что он способен обретать практическую власть над пространством. Благодаря знаниям, технике и настойчивому труду эта власть постоянно нарастает. Это особенно очевидно на примере происходящего в наше время активного освоения земных недр, просторов и глубин Мирового океана, космического пространства. Мир ведь всегда не удовлетворяет человека, и человек стремится преобразовать его своими действиями. Писатель П.Л. Проскурин заметил однажды, что природа предназначила человека для освоения широких пространств. Но в результате возникло острое и неустранимое противоречие между деятельным человеком и окружающим миром, между человеком и природой. В XX веке это противоречие проявило себя в весьма опасных формах, породило глобальный экологический кризис, что поставило под вопрос само дальнейшее существование человечества. Под временем философия понимает длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний. В своей действительности оно представляет собой неиссякаемый поток событий, или, говоря словами Платона, «движущийся образ вечности». Разным материальным системам присущи свое время и его специфические характеристики. Можно вести речь о физическом и биологическом, космическом, социальном времени. Иногда философы выделяют и «экзистенциальное» время, имея в виду сложный поток чувств и эмоций, переживаний человека, других его душевных состояний. Принято считать, что время имеет три измерения - настоящее (текущие события), прошлое (застывшие события) и будущее (грядущие события). Причем события в разных материальных системах происходят в неодинаковом темпе. Наиболее быстро и плотнее время протекает в обществе, что связано с высокой активностью человека, многообразием форм его духовно-практической деятельности и неуклонным расширением ее масштабов. Время течет только в одном направлении - от прошлого через настоящее к будущему, и этот вектор неизменен, необратим. Пока еще никому не удавалось повернуть свою жизнь назад и прожить ее по-новому. Это можно сделать лишь мысленно, обратившись к смелой фантазии. «Стрела времени» - это всемогущий и безжалостный разрушитель всего сущего. Но время в такой же мере является и творцом всего нового, нарождающегося. Временное значит тленное, умирающее и уходящее. Напротив, вечное - это сохраняющееся, непреходящее и бессмертное. Время движет миром в направлении и к жизни, и к смерти, непосредственно затрагивая судьбу человека, его прошлое, настоящее и будущее. Жизнь человека всегда трагична под властью «смертоносного» времени, и все мы - его пленники. Говорят, что каждый час времени ранит, а последний и вовсе убивает. Лишь непрерывное творчество помогает человеку преодолеть смерть, сохранить себя в памяти благодарных потомков и приобщиться к вечности. Биологическая жизнь человека конечна, и поэтому многие предпочитают все же не «думать о секундах свысока». Осознавая свою временность, они задумываются о содержании и цели своей жизни, о смысле своего существования в этом мире. Понятия пространства и времени применяются также и к исследованию общественной жизни. С точки зрения философии социальное пространство создано людьми и представляет собой множество общественных институтов, процессов и отношений, предметов культуры, которые сосредоточены в рамках конкретного отрезка социального времени (конкретная эпоха, период истории). По большому счету социальное пространство и социальное время - это вся всемирная история Человека как арена его духовно-практической деятельности и ее предметные воплощения. Социальное пространство, будучи очеловеченной Вселенной, всегда несет на себе печать своего времени, эпохи. В этом несложно убедиться, сравнивая для примера город античной эпохи и современный город, социальную дистанцию между рабом и господином в древнем обществе и взаимоотношения между гражданами в цивилизованных странах нашего времени. Социальное время неукротимо устремлено в будущее, оно становится все более динамичным и насыщенным разнообразными событиями. Неудивительно, что под воздействием научно-технического прогресса современное общество мчится вперед, напоминая пылающую комету в необъятных просторах Вселенной. В истории философии и культуры, в устном народном творчестве время всегда осознавалось как большая ценность. Считалось, что оно наполнено человеческим содержанием и поэтому является объектом эмоционального восприятия и рационального осмысления 1 . В философии подчеркивается, что время - это не только некие пределы человеческой жизни, но и сама его жизнь. Будучи насыщенным событиями и живым общением людей, оно есть «пространство человеческого развития» (К. Маркс). Но, увы, время неподвластно человеку. Неудивительно, что люди мечтали о так называемой «машине времени», с помощью которой можно обрести власть над ним. Мечту об этом В. Шекспир выразил так: «Не хвастай, время, властью надо мной!» Однако время неумолимо течет, уходит, и поэтому оно - нечто бесценное. Вот почему, говоря словами поэта С.Л. Маршака, «...пока в руках у нас частица времени, / Пускай она работает на нас!» Но для этого непременно требуется, чтобы душа человека неустанно трудилась и день и ночь. Философия и народная мудрость напоминают человеку: спеши жить, поскольку «часы идут, дни бегут, годы летят», а если иногда «день упустишь - годом не наверстаешь», «делу время - потехе час», не так ли? В философском материализме весьма существенным является также и вопрос о материальном единстве мира. Впервые он был обозначен и решался еще в античной философии (Гераклит, Демокрит и др.). По сути своей данная проблема означает следующее. Окружающий человека мир материален (веществен) по своей природе. Все его явления и процессы имеют в конечном счете единую материальную основу, или субстанцию. Мир един (целостен), единствен и динамичен. Все его сферы органически взаимосвязаны, переплетены. Он многообразен, «разноцветен» в своих проявлениях, и это придает ему стройность и красоту. Материальный мир имеет одни и те же всеобщие (универсальные) свойства и единые законы существования. Наука показывает и доказывает, что все это есть на самом деле, действительно, а не является игрой нашего пылкого воображения. Мир - это Универсум, единое антропосоциоприродное целое. Идея материального единства мира обосновывается, во-первых, науками о неорганической природе - физикой, астрономией, химией и др. Особо важную роль в этом играют теории ДМ. Менделеева, А. Эйнштейна, И. Ньютона и других ученых. Во-вторых, науками об органической природе - биологией, генетикой, анатомией и др. Большой вклад в это внесли учения Ч. Дарвина, А.И. Опарина, Г. Менделя. Эта идея доказывается также науками о человеке и обществе как уникальных явлениях Вселенной. Речь идет прежде всего о таких областях научного знания, как история и этнография, социология, экология. Ф. Энгельс верно заметил, что единство материального мира «... доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания», всем многогранным духовно-практическим опытом человечества. В философском идеализме и религии тоже есть идея единства мира, его целостности и гармоничности. Однако она осмысливается с противоположных мировоззренческих позиций: здесь единство мира рассматривается под углом зрения его духовной обусловленности. Решение данной проблемы дано, например, в творчестве Г. Гегеля, где мир воспринимается как нечто целостное и пронизанное духовным началом («мировым разумом»). В русской религиозной философии было разработано понятие всеединства, которое выражает органическую целостность мирового бытия. Наиболее обстоятельно учение о всеединстве разработал B.C. Соловьев, который стремился вскрыть духовную основу единства многообразного в мироздании и находил эту основу в некоей Мировой душе, или Софии, Философия и наука нашего времени рассматривают Вселенную как самоорганизующийся Универсум, где имеют место сосуществование и взаимодействие живого и неживого. В мире протекают как линейные, так и нелинейные процессы (хаос, пульсации, вихри, волны и т.п.). Новый ракурс мировидения задает синергетика - отрасль научного знания, которая исследует самоорганизацию сложных материальных систем (И.Р. Пригожий). Синергетика полагает, что в сложных системах «конструирующую» роль играет Хаос, в котором потенциально содержится много вариантов последующего развития. Эта наука подчеркивает, что развитие мира предсказуемо в той же мере, что и непредсказуемо, неожиданно для человека. Развитие - это нелинейный процесс, в котором большую роль играет случайность, поэтому оно может протекать в разных направлениях. Вот почему материальный мир следует рассматривать как единство порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии. 2. Вселенная, жизнь, человек. Научное решение проблемы происхождения мира, жизни и человека является непростой задачей, поскольку эти процессы невозможно воспроизвести экспериментально. Да и речь идет о событиях, которые происходили многие миллионы и даже миллиарды лет назад. В XX веке американский астроном Э. Хаббл выдвинул концепцию «Большого взрыва» во Вселенной. Ученый предположил, что около 15-20 млрд. лет назад стало происходить расширение Вселенной из сверхплотного состояния вещества. Началось время, потом появились первые атомы и молекулы, а позже и химические соединения. Вселенная все более расширялась, температура спадала, и постепенно на Земле складывались предпосылки для появления простейших форм жизни (около 5 млрд. лет назад). Стала формироваться атмосфера, а в результате биохимической эволюции появились органические соединения. Сформировался белок - носитель жизни, зародилась клетка как простейшая структура жизни. Наступил естественный отбор всего живого, что в итоге привело и к появлению человека. В1924 году русский ученый А.Л. Опарин в своей книге «Происхождение жизни» сформулировал естественнонаучную концепцию возникновения жизни. Опарин полагал, что до появления жизни на Земле существовал длительный (3-5 млрд. лет) период химической эволюции, в рамках которого появились сложные органические вещества и протоклетки. Это привело к биохимической эволюции, в ходе которой в Мировом океане стали образовываться сложные органические соединения, давшие начало жизни. Жизнь появилась на Земле, на других планетах она пока не обнаружена. В силу случая или же закономерно именно на нашей планете сложились все необходимые предпосылки для возникновения Человека и его дальнейшего существования (оптимальный состав атмосферы, температура воды, гравитация и др.). Это удивительное обстоятельство дало повод ученым сформулировать «антропный принцип», который гласит, что Вселенная якобы устроена «под» и «для» человека. В самом деле разве смог бы возникнуть и существовать человек, не будь Вселенная столь «человечной»? Философия рассматривает человека как уникальное (в пределах известного нам мира) живое существо. Вопросы о сущности и природе человека, смысле и целях его жизни являются самыми сложными мировоззренческими проблемами. Большое значение имеет также вопрос о происхождении человека. В его решении наиболее распространенными являются следующие мировоззренческие позиции. Естественнонаучный подход основывается на предположении о том, что человек - это следствие, итог длительной эволюции живой материи на планете Земля. Он появился отнюдь не случайно, став «высшим цветом» живой природы. Человек - это результат земных причин, а вовсе не какая-то «искра» во Вселенной. Наука доказывает, что основными факторами его становления как специфического живого существа явились естественный отбор, прямохождение, развитие мозга, труд и речь. Привычка трудиться, т.е. изготавливать и применять специальные инструменты для обработки природы, помогла человеку выжить и тем самым закрепить одну из ветвей в эволюции живых существ на нашей планете. Человекообразная обезьяна (австралопитек) со временем превратилась в человека умелого. Научная теория антропогенеза утверждает, что человек в современном его облике сформировался примерно 40-50 тыс. лет назад. В целом же история человека как вида насчитывает около 2-3 млн. лет. Появившись вначале в Центральной Африке, он распространился затем по всем континентам. (Для сравнения заметим, что возраст Земли равен примерно 4,5-5 млрд. лет.) В рамках естественнонаучного подхода отечественный ученый, академик Н.Н. Моисеев разработал концепцию так называемого «универсального эволюционизма». Истоки этой теории восходят к работам русских мыслителей-космистов Н.Ф. Федорова и В.И. Вернадского. Явление человека Моисеев рассматривает как результат пересечения совокупности земных и космических факторов. В лице человека материя впервые обрела способность осознавать саму себя и ставить свое развитие под контроль знания. Возникновение жизни и человека стало самой крупной революцией в известной науке истории Вселенной. Появился Разум, и развитие мира (в рамках Земли) стало носить сознательный характер. Развился и усовершенствовался Мозг как носитель мыслительных способностей человека. Сформировалась Воля, т.е. способность вмешиваться в ход событий и направлять их протекание. Эволюция породила и Память - механизм сохранения информации и опыта, их накопления и передачи. Благодаря всему этому сформировался Духовный мир человека как самая тонкая ткань социального организма, источник созидания принципиально нового, человеческого мира - мира культуры. В последующей эволюции человека выявились две противоположные тенденции. Первая - к нарастанию степени его свободы на основе знаний об окружающем мире и о самом себе, совершенствования орудий труда и культуры. Вторая - к нарастанию несвободы в связи с усложнением создаваемой человеком так называемой «второй природы» (искусственная среда в различных ее формах), а также вечной зависимостью от «первой» природы как естественного условия своего существования. В отличие от науки в мифологии и религии на вопрос о происхождении человека даны иные ответы. Так, древнегреческие мифы полагают, что вначале существовал лишь вечный, безграничный и темный Хаос. В нем в свернутом виде заключались все источники жизни мира. Из Хаоса появилось все - весь мир и бессмертные боги. Из него произошла богиня Земли - Гея. Под Землей родился мрачный Тартар - бездна, полная тьмы. Родилась также и Любовь как могучая и всеоживляющая сила. Так начал создаваться Мир со всеми его составляющими - Ночь и День, Горы и Небо, Океан, Солнце и т.д. Появились многочисленные боги как всемогущие и бессмертные существа, и весь возникший мир стал ареной их деятельности и соперничества. Боги - это сверхлюди, хотя и наделенные обычными человеческими качествами. Первые люди были созданы богами, вначале они жили без забот, тяжкого труда и печалей. То был первый - «золотой» - век человечества. Затем на смену ему пришли «серебряный», «медный» и «железный» века. Так и стала с точки зрения древней мифологии развиваться история человеческого рода. В основном письменном источнике христианской религии - Библии - утверждается, что Бог на пятый и шестой дни творения («креации») мира создал весь животный мир планеты. В шестой день появился и человек, сотворенный по образу и подобию Божьему в виде первого мужчины Адама и первой женщины Евы. Это было грандиозное событие, ведь с появлением человека разумного («гомо сапиенс») перед жизнью открылся путь созидания и высочайшего восхождения. Однако, вкусив запретный плод в райском саду, первородители людей совершили тем самым великий грех, за что были изгнаны Богом из рая. Началась история человечества, а все люди в ней распались на две большие группы - праведники и грешники. В фольклоре народов мира можно встретить наивные версии происхождения человека. Например, эскимосы считают, что человек был вылеплен из земли и распространился по свету с помощью птиц. Некоторые верят, что человек был создан из камня или из глины - красной, белой, коричневой. Такие наивные представления основаны, как правило, на древних мифах и наукой не подтверждаются. Все мифы объединяет одно - идея некоей внешней силы, которая якобы сотворила человека. В XX веке французский ученый и теолог Пьер Тейяр де Шарден создал концепцию так называемого «эволюционного финализма». Это была попытка соединить и как бы примирить науку и религию, разум и мистику в решении проблемы происхождения мира и человека. По мнению Тейяра, история мира -это история его постоянного усложнения и восхождения к Сознанию. В ходе этого сложилась некая единая линия развития мира, «космическая магистраль». В ее рамках сформировались основы жизни и элементы сознания, возник некий Дух Земли. Появившийся на этой основе человек стремится в ходе эволюции к достижению конечного состояния мира, которое Тейяр назвал «точкой Омегой». Она и станет, по убеждению философа, завершением эволюции, началом всеобщего объединения и мировой гармонии под животворным влиянием любви. Здесь все фрагменты мира найдут друг друга и соединятся в гармонию. Точка Омега - это будущее мира и человечества, высший полюс эволюции. В ней будет достигнуто примирение всех индивидов и народов, частей и целого. Все сущее сольется на основе любви. По оценке русского проповедника А.Меня, тейярдизм как учение о происхождении и месте человека во Вселенной может быть названо «оптимистическим финализмом». Точка Омега - это «светлый конец», некое царство, где Бог будет пребывать во всем. Близки к тейярдизму идеи русского художника и философа Н.К. Рериха. Что есть человек во Вселенной? Человек, в представлении мыслителя, является точкой, в которой происходит своеобразная стыковка Земли с Космосом, где земной мир соприкасается с высшим сознанием. Будучи вселенским существом, человек обладает практически неисчерпаемым потенциалом космической энергии, еще не раскрытой и не освоенной им в полной мере. Эта энергия и придает ему высокую духовность, сообщает силы для борьбы со Злом и Тьмой мира. Так кем же является человек в этом мире - соучастником миротворения или же пассивным созерцателем происходящего? Где его место в мироздании - в центре или на обочине? К чему призван человек - разрушать или же созидать и совершенствовать мир? На эти и подобные вопросы мы будем отвечать по мере изложения курса философии. Здесь лишь заметим, что человек - это мельчайший «атом», блуждающий, по словам Б. Паскаля, в «бездне бесконечности». Конечно, ему не дано постигнуть бесконечное, но способность мыслить придает человеку силу, веру и надежду. Вывод. С точки зрения научной философии мир - это дви жущаяся материя, взятая в единстве всех свойств и форм проявления. Неотделимой частью материального мира, венцом его эволюции является человек как уникальное явление живой природы. Происхождение Вселенной, жизни и человека - это очень важные мировоззренческие вопросы, традиционно вызывающие интерес у философии и философов. Контрольные вопросы Что понималось под материей в древней философии? |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Гадание на картах научиться Гадание на картах учиться и значение
- Заговоры на Пасху Магия обряды ритуалы в пасху
- Кто такие Древни Боги в WoW
- Онлайн гадание причина разлуки
- Происхождение, характеристика и значение имени полина
- Украинская греко-католическая церковь: современное состояние
- Значение символа инь - янь Почему инь
- Точный гороскоп на завтра: водолей
- Советы, идущему на исповедь Какие грехи говорить на причастии
- Значение карты луна в гадании таро Лунное таро