Главная - Астрология
Духовный мир человека называется. Доклад духовный мир личности. Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле и назначении своей жизни и на удовлетворе

Есть руководитель корабля по имени личность? Когда мы становимся инициативными? Почему в обществе так ценятся люди, наделенные чувством ответственности? Интеллигент и интеллектуал: можно поставить знак равенства?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Деятельность; духовные потребности; становления нравственности в человеке, мировоззрение; убеждения и вера.

Маркс, о духовном мире ЧЕЛОВЕКА

Человек, особенно в годы юности, все чаще задумывается над жизненным путем, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвитию, самовиховуватися. Этот процесс подъема человеку! один из философов назвал "человеческим самостроительства". Объект (вы уже знаете, что это значит) этого строительства - прежде всего духовный мир человека.

Что же такое духовный мир личности? Начнем со слова "мир". Оно многозначно. Здесь речь пойдет о отдельную сферу жизни - внутренний, духовный мир человека.

Для лучшего изучения той или иной проблемы полезен исторический подход. Обратимся к нему. Человеческое мышление в далеких тысячелетиях до нашей эры развивалось во многом путями мифологического освоения жизни. Мифы создавало именно первоначальное жизнь с ее наивной верой в обязательность чуда, мифы впитали в себя познавательный опыт древнего человека.

Мифология была "населена" не только благородными богами и героями. Был и "злое начало": здесь и чудовища, и Пандора, из-за поступка которой разошлись по миру бедствия, болезни, страдания. Эта извечная борьба добра и зла также неотъемлема от духовного мира человека.

Духовный мир мыслители прошлого нередко отождествляли с душой. Представление о душе характеризовались как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Так, Платон сравнивал тело с кораблем, а душу - с руководителем корабля. Такие наглядные образы появлялись и позднее: тело-конь, которым руководит всадник-душа. Материальное и духовное, тело и психика трактовались, таким образом, как две самостоятельные основы. Идею о неразделимости тела и души выдвинул Аристотель. Ему принадлежит также мысль о том, что душа человека - первый двигатель тела. Позже французский мыслитель Декорт отмечал: душа связана с телом не как руководитель с кораблем, а гораздо теснее, составляя с ним как бы одно целое. Эта же идея высказывалась и в древнеиндийской философии.

Много позже, в новоевропейской философии, термин "душа" стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

Сущность духовного мира человека определяли и словом "дух". Английский философ Т. Гоббс указывал: в наиболее общепринятом значении слово "дух" - это человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. А склонности ума, замечает философ, бывают разные: склонность к нравственной нечистоплотности мы называем нечистым духом, склонность к злобе - злым духом, склонность к угрюмости - мрачным духом; сумм, вызванный мыслью о недостатке своих сил, называется упадком духа, а храбрость - это величие духа. Немецкий философ XX в. К. Ясперс лаконично характеризовал дух как целостность мышления, деятельности, чувства.

Затем в научный оборот вошло понятие "духовная жизнь людей", охватывающая богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое создание новых.

Человек, у которого высоко развито духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: она приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает подражания гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание.

И наоборот, человек, у которого духовная жизнь малоразвинуте, бездуховная.

Основа духовной жизни - сознание.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ - духовность. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…

Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает.

Цель данного реферата : всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.

Духовный мир человека, мировоззрение человека

Разнообразные образы вещей и процессов природного и социального мира образует духовный, идеальный мир человека. Однако, у любого человека и общества в целом он более или менее упорядочен, системен, целостен. В духовном мире родственные чувства, представления, мысли группируются, образуя этическую, эстетическую, религиозную, правовую и другие сферы. Более или менее целостная и устойчивая система взглядом человека на мир или на свое место в этом мире составляет ядро духовного мира человека - мировоззрение.

Будучи развивающимся и историческим образованием, духовный мир динамичен как по содержаниюразнообразных образов вещей, так и по пропорциям этих сфер. Известно, что нравственные ценности добра и зла, ключевые представления - прекрасное.

Безобразное - существует с появлением разумного человека.

Тогда как политико-правовые понятия - закон, государство, революция, духовные - образование сравнительно недавнего времени.

Но духовный мир человека и мировоззрение многосоставны не только по предмету отражения - по разнообразию сфер человеческой деятельности, но и по характеру и глубине их представлений в сознании человека.

Очевидно, что на начальных этапах развития человека и общества мировоззрение образует чувства, аффекты, дающие примитивные и иллюзорные представления о явлениях мира в мифологических образах.

В мифах человек одушевляет природные и социальные явления, пытаясь понять их связи в конкретных отношениях людей и животных. Значительно более поздней исторической формой мировоззрения является религия, основанная на вере людей в сверхъестественное, абсолютно независимое от реального мира, вечное и всесильное.

И совсем молодой формой мировоззрения предстает философия - миропонимание, высоко абстрактное, понятийное отражение всего общего, наиболее общих законов действительности.

Нельзя полагать, что формы мировоззрения четко сменяют друг друга с развитием истории и духовного мира человека. Скажем, появление философии две-три тысячи лет тому назад отнюдь не означало, что все человечество овладело философским мировоззрением - подавляющее число людей было в плену мифологического и религиозного мировоззрения.

И сегодня, в двадцать первом веке, развитое мировоззрение - достояние сравнительно небольшой части людей.

Массовое сознание зависимости от исторических, экономических, политических обстоятельств того или иного общества составляютмироощущение, мировосприятие, миросозерцание, имеющее отдаленное отношение к развитому мировоззрению, к стройной системе философских и научных понятий.

Глобальная проблема современности видоизменили структуру мировоззрения современного человека - антропоцентризм, преломление всех взглядом человека через призму его интересов, утилитаризм, сменяются новыми ценностями, способствующими, в первую очередь, сохранению природы.

Все большую значимость в содержании мировоззрения обретает экологическая культура, биоэтика.

Ценности, основные типы жизненных стратегий в современном обществе. Стратегия благополучия, успеха и самореализации.

Человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностные отношения к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы что-то хвалим и ругаем, признаем и отрицаем, чем-то восхищаемся и возмущаемся.

Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют вполне успешно.

Нравственность - это исторически сложившаяся система написанных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находит отражение общепринятые нормативы и оценка человеческих поступков.

Нравственность проявляется в отношении человека к семье, к своему народу, родине, к другим народам. Она распространяется и на отношения личности к самой себе. Если человек занимается самоистязанием или совершает самоубийство, общество осуждает его: человек - общественное достояние. И общество требует от человека, чтобы он относился к себе в соответствии с интересами общества:

    Сохранял свое здоровье;

    Трудился;

    Вел себя достойно.

За тысячелетия были выработаны общечеловеческие ценности - семья, домашний очаг, образование, хорошая работа, друзья и круг общения, мирная жизнь, справедливое общество, любовь к ближнему и т.д.

Среди разнообразных форм психики человека, важнейшее значение имеет воля, само регуляция субъектом своей деятельности, проявляющие как целеустремленность, решительность, самообладание.

В мире ценностных ориентаций человека непреходящее значение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно-положительного. Вера как ценностный феномен имеет свои градации, высшей ее отметкой мы находим идеал.

Человек, в силу своего воображения, создает образ желаемого будущего. Он осуществляет целеполагание. Цель - это предвосхищение результат социального действия. Идеал - это высшая ценность и соответствующая ей цель.

Наряду с положительными ценностями есть, разумеется, их антиподы: человеконенавистничество, стяжательство, культ силы, вседозволенность.

Мир ценностей у каждой личности специфичен, чем и объясняется разнообразие жизненных стратегий людей, особенно многообразны жизненные ориентиры в современном обществе. Но их можно сгруппировать в три типа: стратегия благополучия, успеха и самореализации.

Все три ценности достойны целей людей, могут быть совмещены в одной жизненной судьбе. Но чаще всего что-то из них преобладает, притягивает и увлекает больше других.

Выдвижение на первый план семейного уюта, добротной, материально обеспеченной жизни дает идеал, пожалуй, подавляющего большинства наших современников - стратегию благополучия. Немало сторонников стратегии успеха - тех, кто предпочитает власть, славу, публичную жизнь на виду.

Значительно меньше приверженцев стратегии самореализации - тех, кто «прислушивается» к себе, внимателен и уважителен к своим способностям, видит смысл жизни в их реализации.

При этом, судьба человека может сложиться по-разному - незаметное, заурядная жизнь без броских достижений и признаний, материальных приобретений, хотя все это и не исключается - важно, что данная стратегия бескорыстна…

Заключение

Духовная жизнь человека и общества сформировалась в процессе долгого исторического развития, на основе истории, как своей страны, так и исторического опыта других стран и объединений. Человек ведь не просто приспосабливается к внешним условиям, а творит новое: сначала в своём мышлении и воображении, а затем уже и в реальности. Прежде чем совершить какое-либо действие нужно правильно взвесить его последствия и цель, с которым оно совершается.

Наблюдая за действиями и поведением других людей, человек учится анализировать ситуация, выстраивать свою точку зрения и формировать свое собственное мнение. Наш внутренний мир это совокупность знаний, оценок, ценностей и убеждений, которыми мы выражаем свое отношение к окружающей среде.

Важнейшим компонентом сознания и психологии индивида выступает самосознание - осознание человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей и мотивов поведения. Именно посредством самосознания мы не только определяем своё место в мире, но и осуществляем самоопределение и самооценку.

Духовность - это ценностные ориентиры отдельного человека и всего общества в целом. Уровень духовности человека зависит от его воспитания, сознательного отношения к себе и своей жизни, круга общения, интересов и личных предпочтений.

Духовность это не только знания, но способ и цели их применения, и от их правильного применения, а так же применения жизненного опыта, зависит, насколько удовлетворен будет человек своей деятельностью.

Список использованной литературы:

1.Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности // Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. - Омск: ОГУ, 2002. - 296 с.

2.Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности // А.В. Ботвинова. - М.: Изд-во "Научная книга", 2003. - 235 с.

3.Клименко А.В. Обществознание: Учеб.пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы // А.В. Клименко, В.В. Румынина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 480 с.

4. Человек и общество: Учебное пособие для учащихся // Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. - 3-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 2001. - 400 с.

5. М. И. Абдулаев, доктор юридических наук, профессор. // Обществознание для школьников и абитуриентов,г. Москва, 2004 - 542 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники

По предмету: «Философия»

На тему: «Духовный мир человека»

Выполнил: курсант 142 гр. Скворцов Д.А.

Проверил: преподаватель Фомичёва А.А.

Череповец 2016

Введение

1. Понятие духовного мира личности

2. Процесс становления духовного мира человека

Заключение

Список литературы

Введение

Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ - духовность. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности. Культура отличает человека от иных земных существ, которым присущи лишь инстинкты.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего"Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек - это прежде всего ячейка общества, вступая в которое, ему предстоит освоить определенный духовный фонд.

Духовность является специфической особенностью человека. Она проявляется у всех людей в виде общечеловеческой исходной потребности в ориентации на высшие ценности. До сих пор не решен вопрос: имеет ли духовность божественное происхождение или является следствием социально-исторического бытия человека. Однако ни у кого не вызывает сомнений, что духовность является чисто человеческим феноменом.

Духовность является важным понятием, используемым при характеристике внутреннего мира человека.

Духовность есть постоянное совершенствование себя как личности. Каждый человек должен осознавать, что именно в его руках судьба человечества и всего мира. Поэтому необходимо саморазвитие, необходимы усилия и старания каждого из нас.

Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает. Духовность человека - как классика - никогда не выходит из моды и имеет несравненный интерес у народов всех времен и эпох.

Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.

1. Понятие духовного мира личности

Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Античные философы называли внутренний, духовный мир человека "микрокосмом" - в отличие от "большого мира" - "космоса", который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной - Ойкумену. Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.

Итак, что же такое духовный мир личности?

Начнем со слова "мир". Мыслители прошлого нередко отождествляли духовный мир с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Много позже, в новоевропейской философии, термин "душа" стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

Сущность духовного мира человека определяли и словом "дух " как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие "духовная жизнь людей", которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности.

Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми.

Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание.

И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен.

Основа духовной жизни - сознание, которое является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и в глубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремится выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь.

Духовный мир личности означает обладание важными личностными качествами: стремлением к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки.

К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное - взаимозависимость национальной и мировой культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает и как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная и мировая культура - как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и ответственное отношение к жизни - к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности - готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

2. Процесс становления духовного мира человека

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле и назначении своей жизни и на удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание -фундамент духовной жизни личности.

Для раскрытия духовного мира личности необходимо, прежде всего, остановиться на процессе становления индивидуального сознания, структура и содержание которого являются той основой, фундаментом, на котором формируется духовный мир личности. При раскрытии духовного мира личности, акцент делается на особенностях реализации личностью своих мировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей сущности. духовность личность философ

Процесс формирования духовного мира начинается с приобретения знаний. Знания выступают как способ существования сознания, а также как фиксация результатов жизненного опыта, результатов взаимодействия индивида с окружающим миром. Знания приобретаются двумя основными путями.

Первый из них - это приобретение знаний, осуществляющееся в процессе непосредственного, чувственного, эмпирического взаимодействия индивида с действительностью. Этот уровень приобретения знаний является, с одной стороны, исходной посылкой и основанием формирования индивидуального сознания в его целостности, а, с другой - это относительно самостоятельный уровень приобретения знаний.

Второй путь приобретения знаний - усвоение человеческого опыта, зафиксированного в языке. Язык - это, прежде всего, средство общения человеческого опыта, отбора и систематизации знаний, их сохранения и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Он является средством общения между людьми и средством активного воздействия на человека. С помощью языка индивид усваивает выработанные человечеством правила, нормы, принципы, определяющие характер его поступков и действий.

На основе знаний, врожденных и приобретенных формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению - ум. Эта способность не может быть сведена к количеству знаний. Ум есть способность к проникновению в сущность вещей, явлений, процессов, к анализу и к самостоятельной оценке действительности, творчеству. Формирование ума - важнейшая задача всего процесса обучения и воспитания. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что принято называть интеллектом. Однако знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определять свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность индивидуального сознания, которая в то же время выступает и как характерная черта духовного мира личности, приобретает относительную самостоятельность - это "рассудок".

Важную роль в формировании духовного мира личности играет то факт, что общество и индивиды осуществляют свою жизнедеятельность в системе объективных условий, которые складываются независимо от воли и желания людей и развитие которых подчиняется действию объективных законов природы и общества. Поэтому люди для обеспечения своей жизни вынуждены согласовывать свою деятельность с законами развития природы, общества, мышления, учитывать результаты воздействия своей сознательной деятельности на окружающий мир и на самих себя. На этой основе формируется особая ступенька духовного мира, которая называется "разум" - более высокая ступень освоения человеком окружающей действительности.

Таким образом, знание, ум, рассудок и разум представляют собой взаимные стороны единого целого - духовного мира личности, характеризуя его с точки зрения содержания и значения для жизнедеятельности личности. Все эти стороны характеризуются тем, что они связаны, с одной стороны, с объективно-содержательным отражением действительности в сознании человека, а с другой - с чувственно-эмоциональным оценочным восприятием, осознанием этого содержания.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные "маяки", которые не являются продуктом деятельности лишь того человека, который "носит" их в себе, а, как правило, они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обоснованно называют ценностями жизни и культуры.

Ценности - это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. Ценность вырастает из идеалов личности, представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни.

Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

В процессе жизнедеятельности у человека происходит непрерывное накопление, расширение и углубление знаний об окружающем мире, происходит не только отбор необходимых знаний, но и жизненных установок, определяющих характер осознания личностью своего места в мире и отношения к нему. Эти особенности духовного мира находят свое выражение в вере и убеждениях.

Вера - это чувственно-эмоциональное состояние психики, которое характеризуется следующими основными чертами.

Одной из главных черт является способность воспринимать знания как истинные, безотносительно к тому, являются они действительно истинными или ложными. Так, человек может поверить в ложь, приняв ее за истинное знание. В то же время, если истинное знание вызывает сомнение в своей истинности или признается как ложное, вера отсутствует.

Все эти признаки взаимосвязаны. Их выделение целесообразно только с точки зрения более полного раскрытия содержания веры как особого феномена духовного мира и его роли в жизнедеятельности личности

Убеждение, как и вера, характеризуется признанием истинности воспринимаемых знаний, которые становятся способом понимания человеком явлений действительности, руководством к действию. Отличается убеждение от веры, прежде всего тем, что истинность воспринимаемых знаний подтверждается непосредственно практикой жизни, достаточной логической аргументацией, опирающейся на конкретные факты и теоретические обоснования. Кроме того, убеждение может быть связано с осознанием истинности и желаемого и нежелаемого.

Вера и убеждение играют важную роль в формировании мировоззрения личности. Под мировоззрением понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.

Роль мировоззрения в жизнедеятельности человека огромна, без него невозможно осуществление целеполагающей деятельности. Человек вообще невозможен без мировоззрения, пусть самого примитивного. Исходя из мировоззрения, человек определяет смысл своей жизни, который является основным мировоззренческим вопросом, ядром мировоззрения, на его основе формируются ценности, идеалы и установки человека. Мировоззрение формируется в результате приобретения и накопления знаний, а также само, исходя из ценностной ориентации субъекта, определяет качество и направленность познавательной деятельности человека. Оно фиксирует не просто знания, но и отношение субъекта к действительности и к другим людям, определяет выбор тех или иных средств деятельности, достижения поставленных целей.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Мировоззрение формируется на основе всех структурных элементов духовного мира личности и всего содержания общественного сознания, но не сводится к их сумме. Оно приобретает в духовном мире относительную самостоятельность и выступает по отношению к личности как своеобразный внутренний императив, регулятор, определяющий сам способ видения человеком мира и себя в нем.

Проходя проверку жизненным опытом, мировоззрение трансформируется в жизненную позицию личности. Жизненная позиция представляет собой основанную на мировоззренческих установках и на жизненном опыте готовность к действию. Позиция может быть активной и пассивной. Реализация жизненной позиции в деятельность осуществляется посредством воли, которая представляет собой способность человека сознательно мобилизовывать все физические и духовные силы, направлять свою жизнедеятельность на достижение целей. Формируясь в процессе становления духовного мира личности и жизненного опыта, она приобретает относительную самостоятельность и оказывает воздействие на сам процесс развития духовного мира, становится важным фактором самовоспитания, самосовершенствования, внутренней повелительной силой, направляющей жизнедеятельность личности в определенное русло.

Сферой и способом реализации духовного мира личности, мировоззренческих установок и жизненной позиции является социальная активность. Социальная активность - способ самореализации личностью понимаемых ею целей и смысла жизни. Социальная активность - это также показатель степени социальной зрелости личности, ее гражданственности.

Общественное развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществятся на практике? Каким станет наше Отечество через несколько лет? В конечном счете, это зависит от сознательной и активной деятельности людей.

Современное общество предоставляет человеку широкий выбор сфер приложения своих сил, найти свое место в мире, определить пути решения возникающих сложных проблем, увидеть возможности наиболее полной реализации своих способностей, утвердить себя как личность.

Заключение

В заключение следует сказать, что духовный мир личности - это сложная система, элементы которой:

духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др. Духовная культура выступает необходимым условием существования, как всего общества, так и для формирования личности и его внутреннего мира. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию накопленных культурных ценностей;

знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

способности к тем или иным формам социальной деятельности;

чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

цели, которые он сознательно ставит перед собой

важным элементом духовного мира человека является - мировоззрение,

совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.

Таким образом, духовный мир личности, будучи неразрывно связанным с духовной жизнью общества, характеризует личность с точки зрения ее содержания, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе, что и позволяет определить ее место и роль в жизнедеятельности общества.

Человек - творец своей духовной жизни, культуры, носитель духа и разума.

Список литературы

1. Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности / Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. - Омск: ОГУ, 2002.

2. Чуприна А.А. Духовно-нравственные аспекты формирования современной личности //Материалы второй Международной конференции. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2000.

3. Никитин Е. П. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся вселенная? // Вопросы философии, 1991.

4. Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. - М.: 2009.

5. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. - Минск, 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Духовный мир отдельной личности как индивидуальная форма проявления и функционирования духовной жизни общества. Сущность духовного мира человека. Процесс становления духовного мира личности. Духовность как нравственная ориентация воли и разума человека.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Исследование духовного мира человека. Изучение сознания как одной из форм проявления души и компонента духовного мира социума. Память как способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Связь самосознания с феноменом рефлексии.

    реферат , добавлен 29.10.2014

    Духовная жизнь человека как особая сфера мира явлений, область субъективного внешнего мира. Реальность человеческого бытия. Любовь как раскрытие индивидуальной личности чужой души. Духовно-нравственная ценность любви. Проблемы выбора мировоззрения.

    статья , добавлен 30.09.2012

    Классификация потребностей - переживаемой человеком нужды в том, что необходимо для его нормального функционирования, поддержания жизнедеятельности организма и развития личности. Структура духовного мира человека. Потребность в самореализации по Маслоу.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2017

    Понятие мировоззрения, его структура и элементы, роль и значение в формировании личности человека и его взглядов на жизнь. Сущность и признаки картины мира. Модели бытия в рамках философского видения мира, их отличия от естественнонаучной картины мира.

    реферат , добавлен 25.01.2011

    Религиозное и секулярное направления духовности как сущностной характеристики человеческого бытия. Нравственные ценности Священного Писания и проявления бездуховности: отсутствие смысла личного бытия, веры в людей и Бога. Роль мировоззрения в жизни особы.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Этапы развития античной философии: досократический, классический, эллинистический, римский. Объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Достижение внутренней гармонии человека.

    доклад , добавлен 04.04.2007

    Понятие бытия в философии, диалектика бытия и небытия. Соотношение мира физических вещей, материальной действительности и внутреннего мира человека. Система категорий онтологии - категории возможного и действительного, существования и сущности.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2013

    Определение понятия культуры. Философское общезначимые условий творческой деятельности человека. Соотношение внутреннего мира человека и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной или духовной культуры.

    презентация , добавлен 06.12.2014

    Происхождение искусства и его основные функции. Один из способов познания человеком мира и самого себя. Эстетическое и моральное сознание человека. Основные категории и социальное содержание искусства. Существует ли прогресс в искусстве? Феномен гения.

Духовный мир человека нельзя увидеть, услышать, объять. Для многих он ирреален и реален одновременно. Разные религии и философские течения предлагают свои видения этого понятия. В христианской антропологии духовности тоже отведено важнейшее место. Дух — неотъемлемая часть человека.

Духовный мир человека — что это?

Есть даже такое краткое объяснение: духовный мир — это то, что делает человека личностью.

Каждый из нас уникален, не похож на другого не только разрезом глаз или родинкой на правой щеке, а и своими мыслями, взглядами на жизнь, поведением в различных ситуациях, вкусами.

Все это дает нам возможность судить о составляющих духовного мира, к которым обычно причисляют веру, волю, взгляды, убеждения, восприятие, чувства, ценности, цели, стремления, память и т. д.

Невозможно говорить о степени развития этих категорий, но все же субъективно мы выделяем людей с богатым духовным — внутренним — миром.

Также мы широко оперируем понятием «мировоззрение» — человеческим взглядом на мир. Это все тоже очень индивидуально, оно поддается изменению, «расширению кругозора».

Духовный мир человека и религия

Какую бы религию мы не взяли, в ней будет свое понимание духовного мира человека.

Откройте Библию или Коран — и вы прочитаете о сотворении человека и даровании духа жизни, посмотрите на буддизм с его духовными практиками или иудаизм, мистическое учение Каббалы с представлением о пяти духовных мирах, — все так или иначе обращаются к этому понятию.

В христианской антропологии выработано свое представление. Человек трехчастен. Он состоит из тела, души и духа.
Тело — это то внешнее, на что мы обращаем внимание в первую очередь.

Душу иногда отождествляют с духом. Но на самом деле она выступает посредником между двумя другими частями.
Дух — это нетварная субстанция. Это как раз то, что не увидишь и не услышишь. То, что бессмертно. То, что наиболее связано с Творцом. То, без чего человек не может быть целостностью. То, что влияет на наши мысли, взгляды, поступки.

Грустно из-за того, что современный суетливый человек заботится в первую очередь о еде и одежде, не понимая, что это только его часть. Поэтому надо не забывать питать и дух, духовный мир человека .

Выполнила студентка I курса

Группы БД-14

Сычёва Виктория

Введение

Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ - духовность. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…

Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает.

Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы ____ страниц.

1. Понятие духовного мира личности

Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Античные философы называли внутренний, духовный мир человека "микрокосмом" - в отличие от "большого мира" - "космоса", который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной - Ойкумену. Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.

Итак, что же такое духовный мир личности?

Начнем со слова "мир". Мыслители прошлого нередко отождествляли духовный мир с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Много позже, в новоевропейской философии, термин "душа" стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

Сущность духовного мира человека определяли и словом "дух" как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие "духовная жизнь людей", которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми.

Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание.

И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен.

Основа духовной жизни - сознание, которое является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и в глубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремится выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь.

Духовный мир личности означает обладание важными личностными качествами: стремлением к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки.

К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное - взаимозависимость национальной и мировой культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает и как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная и мировая культура - как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и ответственное отношение к жизни - к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности - готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

2. Процесс становления духовного мира личности

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле и назначении своей жизни и на удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание - фундамент духовной жизни личности.

Для раскрытия духовного мира личности необходимо, прежде всего, остановиться на процессе становления индивидуального сознания, структура и содержание которого являются той основой, фундаментом, на котором формируется духовный мир личности. При раскрытии духовного мира личности, акцент делается на особенностях реализации личностью своих мировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей сущности.

Процесс формирования духовного мира начинается с приобретения знаний. Знания выступают как способ существования сознания, а также как фиксация результатов жизненного опыта, результатов взаимодействия индивида с окружающим миром. Знания приобретаются двумя основными путями.

Первый из них - это приобретение знаний, осуществляющееся в процессе непосредственного, чувственного, эмпирического взаимодействия индивида с действительностью. Этот уровень приобретения знаний является, с одной стороны, исходной посылкой и основанием формирования индивидуального сознания в его целостности, а, с другой - это относительно самостоятельный уровень приобретения знаний.

Второй путь приобретения знаний - усвоение человеческого опыта, зафиксированного в языке. Язык - это, прежде всего, средство общения человеческого опыта, отбора и систематизации знаний, их сохранения и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Он является средством общения между людьми и средством активного воздействия на человека. С помощью языка индивид усваивает выработанные человечеством правила, нормы, принципы, определяющие характер его поступков и действий.

На основе знаний, врожденных и приобретенных формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению - ум. Эта способность не может быть сведена к количеству знаний. Ум есть способность к проникновению в сущность вещей, явлений, процессов, к анализу и к самостоятельной оценке действительности, творчеству. Формирование ума - важнейшая задача всего процесса обучения и воспитания. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что принято называть интеллектом (слово латинского происхождения, означает "познание, понимание, рассудок"). Однако знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определять свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность индивидуального сознания, которая в то же время выступает и как характерная черта духовного мира личности, приобретает относительную самостоятельность - это "рассудок". Важной особенностью рассудка является то, что здесь знания и ум приобретают чувственно-эмоциональную окраску, выражающую личностное отношение человека к действительности.

Важную роль в формировании духовного мира личности играет то факт, что общество и индивиды осуществляют свою жизнедеятельность в системе объективных условий, которые складываются независимо от воли и желания людей и развитие которых подчиняется действию объективных законов природы и общества. Поэтому люди для обеспечения своей жизни вынуждены согласовывать свою деятельность с законами развития природы, общества, мышления, учитывать результаты воздействия своей сознательной деятельности на окружающий мир и на самих себя. На этой основе формируется особая ступенька духовного мира, которая называется "разум" - более высокая ступень освоения человеком окружающей действительности. Поэтому разумное отношение и разумная деятельность охватывает все стороны жизнедеятельности человека, начиная с проблем непосредственной индивидуальной жизни и кончая глобальными проблемами, которые ставит жизнь перед индивидом и всем человечеством. Иными словами, разум включает в себя заботу человека о будущем.

Таким образом, знание, ум, рассудок и разум представляют собой взаимные стороны единого целого - духовного мира личности, характеризуя его с точки зрения содержания и значения для жизнедеятельности личности. Все эти стороны характеризуются тем, что они связаны, с одной стороны, с объективно-содержательным отражением действительности в сознании человека, а с другой - с чувственно-эмоциональным оценочным восприятием, осознанием этого содержания.

Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя или радости, любви или ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной "цвет", выражают отношение человека к ним.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные "маяки", которые не являются продуктом деятельности лишь того человека, который "носит" их в себе, а, как правило, они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обоснованно называют ценностями жизни и культуры.

Ценности - это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. Ценность вырастает из идеалов личности, представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т.е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Совокупность ряда лучших, благородных, личностных качеств индивида характеризуется понятием интеллигентность (в переводе с лат. - понимающий, мыслящий). К числу признаков интеллигентности можно отнести: следование велениям совести и обостренное чувство социальной справедливости; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей; личную порядочность и тактичность, исключающую проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; терпимость к инакомыслию, сочетающуюся с умением отстаивать свою точку зрения; способность к состраданию.

Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремится к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания, в какой мере связаны они с гуманистическими целями.
и т.д.................

 


Читайте:



Московская сретенская духовная семинария

Московская сретенская духовная семинария

Обновле́нчество (официальное самоназвание - Православная Российская Церковь ; позднее - Православная Церковь в СССР , также Обновле́нческий...

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Магические атрибуты используются в магических действиях неслучайно. Заговор на свечу усиливается простым или церковным воском определенного цвета и...

"житие сергия радонежского" Житие сергия радонежского информация о композиции жанре

Сохранилось в составе Пространной редакции XVI века - в первой ее части (до главы «О изведении источника»). Текст печатается по рукописи МДА, № 88,...

К чему снится деревня Сон родная деревня

К чему снится деревня Сон родная деревня

Видеть себя в красивой и плодородной местности с изобильными пшеничными полями, чистыми реками, красивыми домами предвещает наступление Вашего...

feed-image RSS