Главная - Знаки зодиака
Богородица рожана - ведизм - история - каталог статей - любовь безусловная. Род и рожаницы Значение оберега рожаница для женщин

Богини рожаницы - неоднократно упоминаемые в славянских заговорах богини: Мать Лада и ее дочь Леля . Покровительницы беременных и рожаниц.

Современные учёные, обработав большой археологический, этнографический, языковедческий материал, пришли к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: вспомним - плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада , и с ним связано, пожалуй, не меньше слов и понятий, чем с Родом. Все они имеют отношение к установлению порядка: "ЛАДить", "наЛАЖивать" и так далее. Порядок при этом мыслился в первую очередь семейный: "ЛАДа", "ЛАДо" - ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. "ЛАДины" - свадебный сговор. Болгарское "ЛАДуванье" - гадание о женихах.

У древних славян также была Богиня по имени Леля - дочь Лады, младшая Рожаница . Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто называют "люлькой", нежное, бережное отношение к ребёнку передают словом "лелеять". Аист, якобы приносящий детей, по-украински - "лелека". А само дитя и сейчас иногда называют ласково "лялечкой". Так родилась славянская Леля - Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю-Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?

Праздник Рожаниц справляли весной - 22-23 апреля. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролёт жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше - по числу месяцев года.

Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни и мужчины смотрели на него издали.

Лада

Лада – богиня первого поколения славянских Богов. Лада у наших предков считалась богиней красоты, любви и счастья. Она также выполняла функции покровительницы семейного очага. Это одно из верховных женских начал, которое в славянском пантеоне светлых богов олицетворяло собой женский идеал, но ни в коем случае не идеал материнства. Мать, хозяйка дома – это Макошь.

В тоже время Лада – это не девочка-весна, как Леля, это образ женщины, готовой к замужеству, но не вступившей на стезю супруги воина. Хотя многие исследователи полагают Ладу богиней брака.

Лада богиня изображалась молодой (25-30 лет) женщиной, иногда – с зеленоватыми волосами. Вокруг нее всегда вьются бабочки, а ее наряды состоят из листьев и в них преобладают естественно-природные цвета – зеленый, лазурный и багряный. Лада всегда весела, она наполняет вир теплом, добротой и любовью. Но любовь Лады искренняя, чистая и никак не связана с плотскими утехами. Лада – возвышенный образ женщины.

Лада - мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Богиня Земли.
Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре.

Лада – сакральный женский образ наших предков, в котором заключена вся непобедимая и непреодолимая солярная мощь Богов. Великая богиня Лада– покровительница незамужних женщин, аллегория сил плодородия и любви. В этом образе переплелись многие каноны славянского мироустройства, такие как мудрость, честь, прямота, искренность, которыми некогда обладали все женщины нашего народа.

Леля

Леля – богиня весны, девичьей любви, искренности и красоты. Дочь Лады, сестра (по другим источникам – племянница) Живы и Марены. Почиталась наравне с Ладой. Традиционные обрядовые элементы, связанные с этими двумя богинями, в славянской культуре практически неотделимы.

Леля – образ юной, чистой и светлой девушки, только-только достигшей возраста, когда ей можно выходить замуж. Это легкая и нежная аллегория предвечной чистоты непорочного женского сердца, его силы, непобедимой и непреодолимой для зла. Эту богиню наши предки представляли молодой русоволосой красавицей, уже не девочкой, но еще не женщиной, хранительницей очага. Именно поэтому образ Лели в отличие от Лады или Макоши никогда не рассматривается в соответствие с бытом. Леля всегда в окружении дикой природы – на опушке леса, у реки. Ее волосы гладит ласковый теплый ветер, ее рук касаются своими влажными носами лани и лисицы. Это беззаботное создание, лишенное даже намека на воинственность или агрессию.

У Лели есть своя руна, которая называется ее именем. Руна Леля символизирует воду в ее активном игривом проявлении («лила» с санскрита переводится как «игра»). Это легки, но мощный весенний поток, который навсегда стирает прошлое и несет с собой обновления для всего мира.

Символ Лели – береза. Ее символизм – образ молодой девушки, готовой подарить свое тело и душу лишь одному мужчине, своему возлюбленному.

Однако Леля – это образ немного грустный, не смотря на весь его позитив и жизнелюбие. Сохранилась легенда, которая повествует о том, как Леля полюбила Ярилу, сына Велеса. Полюбила открыто и всем сердцем, как только может любить подобное росинке чистое сердечко, не тронутое ни болью, ни бедами. Ярила в ответ на признание Лели только улыбнулся ей и сказал: «Я тоже люблю тебя, дева зари! И Мару люблю. И Ладу. Я люблю всех женщин, ибо от отца я унаследовал буйную неконтролируемую силу эмоций! Но если хочешь, то я буду с тобой и буду твоим. Но лишь на время». Такие речи обидели Лелю и она справедливо решила не связывать себя с богом весеннего солнца. Но в тайне она еще долго любила этого неистового и бесшабашного молодца, пока на повстречала на своем пути Финиста. Финист и Леля полюби друг друга, и вскоре поженились, но вечно молодая богиня весны навсегда сохранила в своем сердце маленькую искорку неугасимого чувства к Яриле.

  • < 4) Славянский календарь
  • Богини скорби Желя, Карна и Мать сыра земля >
СЛАВЯНСКИЕ БОГИ: РОД И РОЖАНИЦЫСЛАВЯНСКИЕ БОГИ: РОД И РОЖАНИЦЫ

Род — это первейший славянский бог, творец, "родитель" Вселенной, всего видимого и невидимого мира. Это "отец и мать" всех богов, воплощение нерушимости славянского племени, все многочисленные потомки которого некогда произошли от одного общего предка. Это священное начало, из которого всё исходило и куда всё возвращалось. Когда рождается человек, его будущая судьба записывается в книгу Рода, и "чего на роду написано", никому не миновать! Южные славяне называют книгу, где записаны все неминуемые события, Рожденником.
С верою в Рода и его дочерей Рожаниц соединялась идея судьбы, предопределения. Им совершались жертвенные приношения.
Рожаницы потому так и зовутся, что они присутствуют при рождении человека и определяют его участь при самом появлении на свет. По указаниям старинных азбуковников, рожаницами "нарецают семь звёзд, глаголемых планеты, и кто в какую планету родится — и по той планете предвозвещают нрав младенца, и к коим похотям естеством уклонителен будет. Один тяжкого нрава рождается, яр и гневлив и дерзок во бранях, а другой сластолюбив и удобен на блудное смешение и прочее".
Вещие девы-Рожаницы могли оказаться везде и всюду заглянуть: на землю и под нее, в пещеры и в жилища, поэтому они обладали властью над судьбой человека. Лада и Мокошь — тоже из числа Рожаниц. Рожаницам родственны все девы судьбы: Доля и Недоля, Среча и Несреча, Судица. С ними схожа древнегреческая Артемида, одно из имен которой было Эйлейвита — рождающая.
Во многих русских песнях звучат упоминания о звёздах — определительницах судьбы:

Ты скажи-скажи, моя матушка родная,
Под которой ты меня звездой породила,
Ты каким меня счастьем наделила?

Богатырь Добрыня горюет о своей неудачной судьбе, а мать отвечает:

Видно, ты, чадо моё милое,
Зародился ты не в ту звезду,
Не в ту минуту —
Бессчастную, бесталанную!

Другой богатырь, Василий Буслаевич похваляется: "Недаром же моя счастливая звезда дала мне силу богатырскую!" До сих пор живы выражения "родиться под счастливой звездой", "закатилась моя звезда" (т.е. удача покинула)...
Рожаницы были, вместе с Ладой и Мокошью, покровительницами женщин и брачных союзов. Считалось, что возглавляет их Золотая Баба.
Отцу богов Роду и его дочерям издревле принадлежала творческая, призывающая к жизни сила, на что указывают слова, в которых до сих пор звучит его имя: "роды", "рождение", "родители", "родной", "народ", "урожай", "порода", "зародыш" и другие.
Жертвы Роду и Рожаницам приносили в старину во время поминальных трапез, когда чествовали усопших предков. Это были каша, хлеб, сыр, хмельные напитки. Поначалу жертвы приносили именно женщины, потом культ Рода остался в основном среди мужчин, ну а Рожаницы больше почитались женщинами.
У западных славян Род звался Родавоном и изображался человеком с могучим фаллосом либо в виде фаллоса, наделенного лицом.


Вообще-то это не словянские Боги, а Ангелы которые отпал и от Истинного Бога, которые поверили Дьяволу что Бог обманщик и что обманывает их и после того как эти Ангелы устроили войну на небе, то Господь скинул их на землю что бы они вводили людей в заблуждение и не обратили свое внимание на истину и теперь эти Ангелы это идолы на самом деле которых нет больше. Наш Единый и Единственный Бог это Бог Отец с которого и начинается Святая Троица, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, Бог Сын - это наш Господь и Спаситель Иисус Христос, которому Единому Честь и Слава и любовь, а всё остальное это миф и сказка, ерись, наш же Господь Бог не сказка, а реальный и настоящий Бог который может всё и ему никаких слуг не надо в виде славянских Богов которых никто не знает, кто они и что, у Господа есть Ангелы которые сохранили верность свою перед Господом и они Ему помогают. А Род и изображение его это скорее всего сам Господь наш Иисус Христос в белом воплощении.
galaktionolj 19 мая 2019 ответить
Да да да, а где же сейчас он и почему тогда не Род послал своего сына что бы спасти мир, а Бог Отец Иегова, если бы не Господь то и людей бы небыло, все мы давным давно в аду были, но Господь со всей своей милостью к нам и любовью помогает человеку и даёт шанс, на и проявление, где тогда Библия Рода некоегова, да потому что вашего рода никогда небыло это всё передумали язычники что бы ввести людей в заблуждение и что бы они не прправильной вере пошли, только каждый человек имеет право сам выберать какой веры ему быть, Господь и есть и славянский и Христианский и истинный и настоящий Бог который сотворил всё и который является родителем всех людей потому что Он взял на себя грехи мира, а Бог Отец Иегова пожертвовал своим Единственным сыном ради нас людей! Не смейте вводить людей в заблуждение этим вы и себе самим плохо делаете, мне бы видеть ваши взгляды на то и тогда, когда Господь Иисус Христос придёт на землю, не анти Христос, а тот кто заплотил своею дароносицей, своей кровью за наши грехи и за нашу жизнь, это очень дорого стоит, а Род не придёт, потому что его никогда небыло, нет и не будет, зря вы это делаете!

Рожаница олицетворяет плодородие и является чисто женским талисманом. Способствует рождению здоровых детей. Используется символ вкупе с другими узорами в вышивке которую можно встретить на предметах быта.

Деревянный кулон с символом “рожаница”.

Версия происхождения

при сотворении мира Рода сопровождали рожаницы, точное происхождение которых не известно.

Оберег рожаница относится к древнему символу главных богинь славянского пантеона стоящих у истоков создания мира. Считается что рожаницы сопровождали и дали жизнь всему земному: , Леля.

Однако достоверных знаний о происхождении данного символа не сохранилось ведь языческие книги и рукописи были уничтожены а история во многом переписана.

Рожаница оберег помогает зебеременеть женщине, выносить, родить и воспитать здоровое потомство (одним ребенком раньше не ограничивались).

Описание символа

На первый взгляд символ рожаница напоминает переплетение линий, нагромождение геометрических фигур. Если посмотреть внимательно, можно увидеть очертание женщины с поднятыми вверх руками - символ богини судьбы Макошь. Если ладони женщины развернуты к земле, это знак богини любви и семьи Лады.

Женский оберег рожаница выполненный из серебра дополнительно обладает защитными свойствами от нечисти и порчи.

Вышивание знака плодородия выполняется в окружении птиц, зверей и растительный орнаментов.

Сила обережного знака рожаница возрастет, если вышить в совокупности с другими атрибутами плодородия: пшеница, птицы, оленихи.

Кукла рожаница

До беременнося женщины куколка “младенец” пряталась под юбку оберега. После зачатия привязывается к телу символизируя мать с ребенком.

Славянские женщины делали кукол по каждому поводу, считалось что чем больше их в доме, тем счастливее и крепче семья.

Кукла рожаница выполняется без рук, ведь по поверьям наших предках главное предназначение женщины рожать и воспитывать детей. Работать мать не должна. Еще одной особенность: под юбки пряталась маленькая куколка олицетворяющая ребенка. После зачатия младенец извлекался и привязывался к кукле. Создавался образ мать с младенцем на руках.

Лицо у обережных кукол выполнялось белой тканью, изображать черты не допускается.

Для усиления силы талисмана на фартуке девушка вышивала знак рожаница нитью красного цвета.

Значение оберега рожаница для женщин

Главное значение оберега «рожаница» – продолжение рода.

  • На одежде девочки он помогает развить качества необходимые для будущей матери: спокойствие, выносливость, трудолюбие и ответственность.
  • Девушкам помогает сохранить женское здоровье и привлекательность.
  • Замужней женщине - зачать ребенка, также помогает парам при бесплодии.
  • Во время беременности способствует правильному развитию плода;
  • После родов дает силы матери в восстановлении и развивает качества необходимые матери.

женский обережный медальон

В древние времена верили что полнота материнства раскрывается при большом количестве детей (10-16), в настоящие время зачастую девушки не готовы рожать более 1-2 детей, что связано с нынешними условиями жизни.

После рождения ребенка заворачивали в пеленку с вышитым знаком «рожаница», что по вере защищало младенца от болезней и других напастей .

Оберег рожаница

Правильный подбор материала способствует усилению магических свойств оберега. Славянские обереги изготавливаются из разных материалов. Для подвески или кулона подходит дерево или серебро. Серебро прекрасно защищает от злых духов и негативной энергии.

От выбора породы дерева будет зависеть дополнительная сила талисмана.

Лада – одна из главных рожаниц.

  • Дуб благоприятно влияет на силу духа и физическое здоровье, способствует укреплению нервной устойчивости.
  • Клен помогает сформировать уверенность в своих силах.
  • Ясень помогает найти свое предназначение в жизни.

Доступно плетение кулона из бисера или слепить медальон из обычной глины и нарисовать на нем символ (можно нацарапать обычной палочкой или зубочисткой). Однако наиболее распространенным оберегом рожаница была вышивка.

Рожаница как элемент вышивки

Вышивка рожаница встречается практически на всех предметах быта славян:

    головные уборы,

    женские рубахи,

    полотенца,

  • постельное белье,

    скатерти.

схема вышивки оберега рожаница

Помимо продолжения рода, оберег способствовал укреплению связи между членами семьи и разными поколениями.

Вышивать оберег для себя нельзя (самостоятельно вышивается для украшения дома). Изготовить личный оберег должна старшая женщина по роду, это может быть мать, бабушка или прабабушка.

Основные правила изготовления оберега

Вышивать оберег может каждая женщина, для начала таинства лучше подойдет время 10-14 лунных суток. На время работы над талисманом женщина должна себя хорошо чувствовать.

Если женщина уже беременна то вышивать следует гладью для обеспечения беспрепятственного течения энергии.

Если оберег вышивается девушке планирующей ребенка, то вышивку лучше выполнить матери или старшей сестре. Вышивается символ крестиком.

При изготовлении оберега семейного вышивает сама хозяйка дома.

обережная вышивка одежды

Для работы лучше выбрать натуральные ткани и нити.

Славянский оберег рожаница олицетворяет женственность и плодородие. Используется для облегчения внутриутробного развития ребенка, снижения боли во время родов и защиты младенцев. Данный оберег относится к женским и мужчинам не подходит. Однако ношение символа не дает сто процентную гарантию рождения ребенка при бесплодии. Тем не менее если женщина морально готова стать матерью случались чудеса рождения здоровых детей когда уже пара отчаивалась.

Рожаница – это один из самых древних женских славянских оберегов. Создан он был в честь сопровождающих бога Рода (это верховный языческий бог), которые звались рожаницами. Они принимали непосредственное участие в создание мира. До сих пор историки не пришли к единому мнению о том, кем они являлись.

По одной из версий Рожаница – это богиня. Ее основным предназначением было рождение детей. Другая версия говорит, что рожаницами называли сразу нескольких богинь – Макошь, Ладу и Лею. На самом деле неважно в честь одной богини был создан этот оберег или в честь нескольких богинь. Для тех, кто собирается его носить имеет значение только его смысл. Рожаница – это символ плодородия. Значит, женщине он дает возможность родить здоровых детей и воспитать их достойными людьми. Благодаря такому значению оберег рожаница популярен и в наши дни.

Рожаница представляет собой схематическое изображение женщины. Внешне оно напоминает переплетение линий и геометрические фигуры, но если посмотреться внимательнее, то можно увидеть очертания женщины. Ладони ее могут смотреть вверх или вниз. По одной из теорий, если у рожаницы ладони подняты вверх, то это богиня Макошь. Рожаница с ладонями, смотрящими вниз – это богиня Лада.

Обычно этот символ вышивается на одежде или постельном белье. В этом случае рядом с ней выполняются изображения различных птиц или животным, чтобы усилить значение символа.

Допустимо нанесение на вышивку других славянских знаков. Они не только усиливают действие самой рожаницы, но и дают оберегу дополнительные свойства.

Очень редко носят оберег в виде подвески, кулона или любого другого украшения. Говорят, что именно вышивка помогает познать радость материнства. Это ничем неподтвержденная теория. Многие эзотерики утверждают, что магическими свойствами обладает любое изображение роженицы и не имеет значения, на чем оно выполнено.

Рожаницу делают и в виде куклы. Изготавливают ее из белой натуральной ткани на девятый или четырнадцатый день нарастающей луны. Сверху ей надевали кофту и юбку. Рожаница-кукла изготавливается без рук, поскольку славяне считали, что женщина должна рожать и воспитывать детей, а не работать. Не делали ей и лица. Под подол юбки на живот куклы кладется куколка грудного ребенка, выполненная в том же стиле, что и рожаница. В таком виде оберег используется до тех пор, пока женщина не беременеет. После родов младенец вынимается и приматывается красным ниткам крест-накрест к куколке.

Значение оберега Рожаница

Этот славянский оберег имеет вполне конкретное значение – он способствует продолжению рода. Он помогает девочке осознать свою сущность и понять истинное предназначение. Когда она его носит, то у нее возникало чувство, что она должна создать семью, стать хранительницей семейного очага и родить ребенка. Осознание этого меняет у девочки отношение к жизни. Она начинает помогать маме по дому, учиться готовить и начинает нянчиться с младшими братишками или сестричками. Девочка становится серьезнее и ответственнее, но это не значит, что ее детство заканчивается. Она остается все тем же ребенком, который играет и развлекается, просто делам она уделяет с каждым днем все больше и больше времени.

В прежние времена считалось, что женщина должна произвести на свет не менее 16 детей. Только так она могла состояться, как мать. Для современных женщин такие цифры кажутся нереальными, но это так. В наше время оберег тоже помогает девочкам и девушкам осознать, что их истинное предназначение заключается в продолжение рода и создание семьи, но необходимости рожать такое количество детей уже нет.

Оберег имеет значение не только для девочек или девушек. Он важен и для замужних женщин. В первую очередь это касается тех дам, кто страдает от бесплодия. Оберег помогает забеременеть даже при столь страшном диагнозе. Рожаница также облегчает состояние женщины во время беременности. Она помогает справиться с токсикозом, успокаивает и избавляет от резкой смены настроения. Рожаница отгоняет страхи, которые часто мучают женщину во время беременности. Она дает уверенность в том, что рода пройдут успешно и малыш появится на свет вовремя и здоровым. Женщине при родах нужно надеть рубашку с вышивкой оберега. Он сможет облегчить ее мучения во время этого сложного процесса.

Новорожденного младенца нужно завернуть в пеленку с вышивкой рожаницы. В старые времена славяне считали, что так он сразу будет оберегаться богами от нечистой силы и злых людей. После родов женщина не должна переставать носить оберег. Рожаница делает ее мудрее, дает ей силы, чтобы ухаживать за мужем, поддерживать уют в доме, воспитывать ребенка, то есть быть полноценной хранительницей семейного очага. Оберег дает женщине терпение и успокоение. Благодаря этому она легче переживает все трудности, связанные с семейной жизнью. Рожаница помогает женщине производить на свет еще детей, если она решила не останавливаться на одном малыше.

У амулета имеется еще одно значение – он защищает будущую маму и ее ребенка. Оберег отгоняет нечистую силу. Рожаница защищает также от порчи и сглаза. Она отгоняет болезни и от будущей мамы и ребенка.

Как пользоваться оберегом Рожаница

Часто этот оберег используется в виде вышивки. Ее делают на одежде, постельном белье, пеленках ребенка и полотенцах. Сама себе женщина не может вышить этот символ. У славян было не принято делать обереги лично для себя. Их изготавливали только родные. Рожаницу должна была вышивать мама или бабушка. Можно было также попросить помощи у подруги или сестры, то есть делать амулет может любая близкая женщина, но лишь та, у которой уже есть свои детки. В наше время эта традиция не изменилась.

Для создания сильного оберега должны соблюдаться несколько условий: вышивать нужно в тишине и думать при этом только о хорошем. Плохие мысли негативно скажутся на обереге. Вышивка выполняется только на белой натуральной ткани. Можно использовать лен или хлопок. Нельзя использовать синтетические нитки. При создании вышивки используйте только красными и синими нитками.

Такой оберег всегда хранится в семье. Он не выбрасывается и требует бережного обращения с ним. Вышитые вещи передаются по наследству, по женской линии. С годами свойства оберега только усиливаются.

Рожаницу в виде украшения используют реже, чем вышивку. Такой оберег сложно изготовить самостоятельно, а тот, какой продается в специализированных магазинах, не всегда подходит для использования. Его нужно заряжать и читать над ним специальные молитвы. Только после этого он становится настоящим оберегом со всеми соответствующими функциями.

Рожаницу в виде куклы также делают близкие женщины, у которых есть свои дети. Если таким оберегом пользуется девочка или девушка, то он делается без ребенка под подолом. Он помещается туда только тогда, когда женщина хочет забеременеть. Такой оберег обычно кладется в кровать или ставится рядом с ней. Девочки могут постоянно играть такой куклой, но ей нужно объяснить, что обращаться с оберегом необходимо бережно, не пачкать и не рвать его. Кукла, как и вышивка, передается из поколения в поколение по женской линии.

Каждая женщина рождена для того, чтобы стать мамой, но не все осознают это предназначение. Рожаница поможет его понять и даст возможность стать настоящей хранительницей семейного очага.

Бесплатная консультация астролога, гадалки или экстрасенса после регистрации

Вера народа в эти божества была повсеместна, устойчива и неистребима. Упоминания об этих божествах встречаются во многих древнеславянских рукописях. До наших дней дошла даже календарная дата празднеств и пиров в честь рожаниц - 8 сентября/21 сентября, день Рождества Богородицы. Чтобы народ признал церковные праздники; Церковь примирилась с "бесовской" трапезой в честь Рода и рожаниц. К сожалению, в дошедших до нас письменных памятниках не раскрывается сущность тогдашних представлений о Роде: вопрос о почитании Рода и рожаниц - самый темный и запутанный.

Первое упоминание о Роде и рожаницах - это "Слово святого Григория, изобретено в толцеях о том, како первое Погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят" (для краткости его называют "Слово об идолах"). Предполагается, что "Слово об идолах" было написано в начале XII в. на корабле, плывшем по Эгейскому морю в Константинополь через Афон. Русский автор пользовался греческим текстом 39-го слова Григория Богослова "На святые светы явлений господних", которое он сокращенно перевел и дополнил своими наблюдениями о русском язычестве. Это произведение очень ценно для истории русского язычества. Особенно интересна периодизация славянских верований, приведенная автором "Слова об идолах". Если перечислить этапы славянского язычества, упоминаемые там, в хронологическом порядке, то мы получим следующий список:

  • Славяне первоначально "клали требы* упырям и берегиням".
  • Под влиянием средиземноморских культов славяне «начали трапезу» ставити Роду и рожаницам".
  • Появляется культ Перуна (возглавившего список других богов).
  • По принятии христианства "Перуна отринуша", но "отай" (в тайне) молились как множеству богов, возглавляемому Перуном, так и более древним - Роду и рожаницам.
  • Этот перечень интересен, прежде всего, своей самостоятельностью и тем, что он не приноровлен ни к библейским, ни к византийским сказаниям. Автор "Слова об идолах" приводит систему воззрений наших предков на мир, построенную из трех элементов: силы зла, силы добра и людей, приносящих жертвы тем и другим.

    Изображение Рожаниц в позе рожающей женщины в Русской вышивке.

    Эпоха Рода поставлена в этом списке между далекой первобытностью и эпохой Перуна (дружинным язычеством зарождающегося феодального государства). Она продолжалась довольно длительный промежуток времени перехода от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству. Важно, что автор "Слова об идолах" считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда господствовала в Египете, Вавилоне, Греции, Риме и славянском мире. Он сопоставляет Рода с египетским богом Осирисом. В одном из списков "Слова об идолах" (Паисиевском) есть дополнение, где Род и рожаница уподоблены эллинским Артемиду и Артемиде. Однако в античной мифологии не существует бога Артемида: единственное мужское божество, близкое Артемиде, -это ее брат Аполлон. Итак, в поисках аналогий Роду автор обращается не к мелким божествам, а к божествам наивысшего ранга.

    Иногда Рода считают божеством, воплощающим единство рода) единство потомков одного предка, ограничивая его рамками одной семьи. Порою он рассматривается старшим над рожаницами, но, опять-таки, в пределах только одной семьи или одного княжеского дома. Тем самым принижается роль центрального персонажа славянской мифологии.

    По представлениям древних славян, с верой в Рода и рожаниц соединялась идея судьбы, предопределения. Случайности, подстерегающие человека, не могли не поражать его фантазию - тем более, что в первобытном своем состоянии он всецело отдавался матери-природе, и все, что ни случалось с ним, объяснял влиянием добрых или враждебных сил, действующих на него извне. По мнению древних, жизнь, со всеми ее радостями и бедами, уже наперед определялась при самом рождении младенца. На такую связь Рода и рожаниц с судьбою указывает народная поговорка: Так ему на роду написано!

    Несомненно, что славянское понятие, обозначенное словом Род, включало в себя идею плодородия, урожая (на это указывают слова с корнем "род" - "рож"). Для славян, занимающихся земледелием, было совершенно естественно сочетать в одном понятии судьбу и урожай, ибо их судьба напрямую зависела от урожая. Поэтому Рода надо расценивать как очень значительное божество плодородия, повелевающее землей.

    В одной русской рукописи XVI в. говорится: "то ти не Род седя на воздухе мечет на землю груды и в том рождаются дети". Таким образом, Род выступает не в качестве олицетворения рода, а как сам Создатель. Язычники именно Рода считали создателем новой жизни на Земле. Для того чтобы родились дети, языческий бог должен сбрасывать с неба какие-то "груды", способствующие рождению.

    Наиболее вероятно, что это слово означало просто дождевые капли ("грудие" - капли, "грудие росное" - капли росы, "градные груды" – дробинки града). Рукопись же эта опровергает мнение язычников, что возникновение жизни на земле производится Родом, орошающим Землю небесными каплями, вследствие чего рождаются дети. Здесь Род выглядит Зевсом, сошедшим к Данае золотым дождем. Далее Род представляется не только продолжателем жизни, но и творцом мира: "Всем бо есть творец бог, а не Род".

    Ценным свидетельством о значимости Рода и рожаниц является «Слово Исайи пророка, истолковано святым Иоанном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам". Это поучение посвящено исключительно культу Рода и рожаниц. Считается, что "Слово Исайи пророка" создано не позже середины XII в., близко по времени к "Слову об идолах". "Слово Исайи пророка" представляет собой сокращенный пересказ 65-й главы Книги пророка Исайи, входящей в Библию. Смысл создания этого произведения заключался только в том, чтобы обрушить всю тяжесть библейских проклятий на Рода и его двух рожаниц. Автор приравнивает Рода к могущественному Ваалу, "шествующему по небесам", Род рассматривается как соперник библейско-христианского Бога-Отца - создателя всего сущего на Земле. Примечательно упоминание неизвестного автора о том, что, по мнению язычников, Род "сидит на воздухе", т. е. находится где-то на небе, в божественной сфере. Этим еще раз Род уравнивается с Ваалом, "ездящим на облаке".

    Интересно рассмотреть древнерусские слова, содержащие корень "род". Ранее уже упоминалась первая группа слов, связанных с понятием родства и рождения: род, народ, родичи, родня, родина, рождать, природа, урожай. Кроме названной группы слов, существуют слова с этим корнем - это обозначение воды, водного источника - "родища", родника, а также и цветов, растущих около воды, - лилий ("родий").

    И последняя группа слов, объединенная смысловым понятием: огненное, красное пламенеющее, молниеподобное: родиа - молния; рдеть, рьяный-красный, краснеть, родь-ство - геена огненная ("родьство огньное" - так переводили понятие пекла славянские переводчики в разных городах и в разные века), родиа - плод граната. Слова-омонимы, обозначающие молнию и плод граната, позволяют уяснить, о какой именно молнии идет речь, - красному круглому гранату подобна лишь шаровая молния. Связь Рода с молнией и громом объясняет нам афоризм Даниила Заточника: "Дети бегают рода, а господь пьяного человека".

    Таким образом, Род предстает перед нами всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми ее мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии; средним миром - природы и рождения; и нижним - с его "огненным родством". Теперь становится понятным противопоставление Рода христианскому богу, вседержителю Вселенной Саваофу. В ранних переводах библейской книги Бытия, в которой повествуется о сотворении мира, именуется "Родьство", а бог-творец - "рододелатель".

    А что же неизменные спутницы Рода - рожаницы? Как могло получиться, что Род, равный христианскому божеству - Творцу Вселенной, в источниках всегда упоминается с рожаницами - божествами меньшими по масштабу? Ответ можно получить, если вспомнить античных мойр, с которыми часто сопоставляют рожаниц: ведь мойры - богини судьбы человека были дочерьми Зевса и Фемиды. Зевс повелевал миром, а мойры выражали волю богов, прядя нить жизни или обрывая ее в назначенный срок. Мойры так же относятся к Зевсу, как, например, христианские ангелы-хранители - к Саваофу. Благодаря этим сопоставлениям становится более понятной связь Рода и рожаниц.

    Культ рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению, должен был быть многозначным, в нем объединялись и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и представления земледельцев о богинях урожая. Может быть, корни культа рожаниц надо искать в древних верованиях праславян в оберегающие силы - берегини. С культом рожаниц могли быть связаны мифы охотничьих народов о двух небесных хозяйках, полуженщинах-полулосихах, рождающих всех земных лосей и оленей на потребу людям и волкам.

    Рожаниц, очевидно, было две. Именно две "рожаницы"- лосихи (мать и дочь) в сибирских охотничьих мифах, две богини наполняют все трипольское земледельческое искусство. Две богини, мать и дочь, присутствуют и в греческой мифологии: Деметра и Персефона - южная пара, Лето и Артемида - северная пара, к которой близка славянская пара "рожаниц" - Лада и Леля, в свою очередь, сближающаяся с литовской Великой Ладой (Дидис Лада).

    Культ рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь, частично замаскированными празднествами Рождества Богородицы. Принявшие христианство русские люди Х1-Х11 вв. все еще, по свидетельству автора "Слова об идолах", устраивали трапезы Роду и рожаницам с соблазняющей всенародностью; в противоположность этому "кладение треб" другим языческим богам производилось тайно.

    Во всех христианских поучениях против язычества все славянские божества упоминаются обычно общим перечнем, но Род и рожаницы всегда выделяются особо. К трапезам в честь этих божеств авторы поучений возвращаются повторно. Эти языческие пиры занимали видное место. Рожаничные трапезы особенно тревожили церковников как самое заметное и неистребимое проявление язычества.

    Календарное место праздника рожаниц в годовом цикле объясняет его значение и торжественность рожаничных пиршеств. День Рождества Богородицы для всех восточнославянских областей - это праздник урожая, праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ. Страда закончена, хлеб - в закромах, урожай окончательно известен. Именно этот урожайный характер праздника и определял состав яств на рожаничных трапезах: хлеб, каши из разных круп, сыр, творог и хмельной мед. Вплоть до наших дней православная Церковь на праздник Рождества Богородицы производит "благословение хлебов". Таким образом, языческая сущность праздника вошла в конце концов в церковную практику.

    Ритуальные пиры в честь Рода и рожаниц, по-видимому, происходили так: после уборки урожая устраивалось "собрание", на котором пелись песни, порицаемые церковниками, поедались кушания из продуктов земледелия и холили по кругу чаши с медом. Древний праздник Рода и рожаниц стал "второй трапезой", организуемой после церковного дня - вероятно, на следующий день, 9 сентября.

    Итак, главный праздник Рода и рожаниц был общественным осенним праздником урожая. Вторично Рода и рожаниц чествовали на Рождество Христово (после 25 декабря). Оба эти приурочения к христианским праздникам объясняются не только вполне понятными и очень древними представлениями о необходимости благодарить богов за урожай и о зимнем солнцестоянии как переломном моменте зимы, но и тем, что и в том и в другом случаях в христианской мифологии действуют "рожаницы" - рожающие богини. В первом случае - это Анна, родившая Марию, а во втором - Мария, родившая Иисуса. Христианские персонажи легко слились с древними языческими рожаницами, что и позволяло широко праздновать древнее благодарственное моление под прикрытием церковных обрядов.

    Славянская мифология Боги Мифические существа  


    Читайте:



    Учёные нашли научное объяснение библейской истории

    Учёные нашли научное объяснение библейской истории

    Ученые нашли подтверждение о казнях Египетских – десяти бедствиях, поразивших древний Египет. Согласно Ветхого Завета Библии, они были посланы в...

    Всемирная история в лицах

    Всемирная история в лицах

    На одном конкурсе сочинений о Сократе победила 12-летняя девочка, написавшая самое короткое: «Сократ ходил среди людей и говорил им правду. За это...

    Молитвы святым петру и февронии муромским о семейном благополучии

    Молитвы святым петру и февронии муромским о семейном благополучии

    Как бы отчаянно не спорили карьеристы, но семья – самое важное и главное, что может быть у человека. К сожалению, даже крепкие семьи иногда...

    Оборотничество: тайна трансформации человека в зверя

    Оборотничество: тайна трансформации человека в зверя

    И так из зерна, пищи животного , он делает муку, пищу человека ! Поэтому не нужно много внимания обращать на данные нам условия - внутренние или...

    feed-image RSS