Главная - Магия чисел
Значение слова мардук. Мардук ваал мардук бог родины авраама вавилон аккад шумер междуречье религия Сын мардука 4 буквы
"Так говорит Господь: остановитесь на путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: не пойдем." Иер. 6, 16.

Ос.2:16 "И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: "муж мой", и не будешь более звать Меня: "Ваали"."
Господа звали Ваали!

1Пар.14:11 "И пошли они в Ваал-Перацим, и поразил их там Давид; и сказал Давид: сломил Бог врагов моих рукою моею, как прорыв воды. Посему и дали имя месту тому: Ваал-Перацим.
Бога звали Ваал!

Иер.23:27 "Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала ?"

"Ни от воров, ни от грабителей не могут охранить самих себя эти боги, деревянные и оправленные в серебро и золото:
превосходя их силою они снимают золото и серебро и одежды, которые на них, и уходят с добычею, а эти самим себе не в силах помочь.
Поэтому лучше царь, выказывающий мужество, или полезный в доме сосуд, который употребляет хозяин, нежели ложные боги; или лучше дверь в доме, охраняющая в нем имущество, нежели ложные боги; или лучше деревянный столп в царском дворце, нежели ложные боги." Посл Иер 1, 56-58.

Вступление

Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите вослед иных богов, которых вы не знаете. Иер. 7, 9. (ВААЛ - в переводится на русский язык как хозяин (Исх 21.28,34; Суд 19.22), властитель (Ис 16.8), женатый (Исх 21.3), муж (2-я Цар 11.26), житель (Суд 9.2), Ваали - имя Господа (Ос 2.16)).

ВААЛ МАРДУК - это очень древний Бог. Ему поклонялись до того, как была написана Библия.

"И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут перед Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. " Откр. 16, 19.
Между прочим, Саддам Хусейн () издал приказ, чтобы каждый десятый кирпич, использованный при восстановлении древних построек Вавилона , помечался его именем. Так, в результате этого приказа древний дворец царя Навуходоносора был перестроен: на кирпичах запечатлели имя Саддама ( (zip-архив 556,3 кб)).

С другой стороны, евреи (Исх. 32:3-4) сделали золотого тельца когда шли из Египта, чем прогневали Бога (Исх. 32:7-14), следовательно Бог ассоциировался у них с золотым тельцом, а как известно Золотой бык (теленок) одно из имен Мардука.

И не важно какое Его имя называют и прославляют. Если человек боится Бога и делает добро и правду, если не враждует с Ним он приятен Ему.
Не убивайте лишь за веру в других богов, даже если их культы кажутся служением злу. Ибо "... не мечем и копьем спасает Господь..." 1. Цар. Гл. 17, 47. Не каждому дано с рождения творить добро и неисповедимы пути божьи. "... помышление сердца человеческого - зло от юности его; ..." Быт. 8, 21. Он рассудит кто своим служением угодил Ему, каким бы именем они Его не называли.
Чужие ошибки у одних вызывают смех, у других - радость, третьи за них распинают или сжигают... Люди познали добро и зло...

"Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпимы ко всем." 1 Фесс. 5, 14.

Даже если человек служил другим богам, назначенных Богом - хотя бы тому же Марсу, праведность, святость и другие данные Богом достоинства всегда вызывают уважение, будут оценены и будет оценено то, как человек ими распорядился. Не важно чей ты потомок - Каина или Сифа; Сима, Хама или Иафета. Как написано: кому больше дано, с того больше спросится.

Авраам с племянником Лотом, отцом Фаррой и женами вышли из Ура Халдейского ( Ур Халдейский - родина Авраама , та же статья в архиве с этого сайта - ).
Согласно Библии Вавилон к тому времени уже давно стоял (Быт.10:10, Быт.11:9, Быт.11:31) и, следовательно, Богу Вавилона Мардуку уже поклонялись. Эпохой Авраама считается 20-19 века до н.э., когда пали города к востоку и югу от Мертвого моря. За 400 лет до написания Пятикнижия Моисея (самых древних книг Библии, исход датируется 1279-1212г до н.э.) Вавилон уже был крупным городом. Вавилонская башня (Этеменанки (храм краеугольного камня небес и земли) Навуходоносор и Вавилон ) была построена еще в 24 в до н.э. в честь бога Мардука, на ее вершине находилось святилище Мардука. Разрушение Вавилонской башни хеттами в 1600-1800 гг. до н.э. скорее всего послужило основанием для мифа о ее строительстве и разрушении.

Далее источник о времени написания Библии: Википедия. Свободная энциклопедия
Книги Ветхого Завета Бытие 1513 г.д.н. э. Исход 1512 г.д.н. э. Левит 1512 г.д.н. э. Числа 1473 г.д.н. э. Второзаконие 1473 г.д.н. э. Иисуса Навина ок. 1450 г.д.н. э. Судей ок. 1100 г.д.н. э. Руфь ок. 1090 г.д.н. э. 1-ю и 2-ю Царств, или 1-ю и 2-ю Самуила (считаются одной книгой)ок. 1078-1040 г.д.н. э. 3-ю и 4-ю Царств, или 1-ю и 2-ю Царей (считаются одной книгой)580 г.д.н. э. 1-ю и 2-ю Паралипоменон, или Хроник (Летописей) (считаются одной книгой) ок. 460 г.д.н. э. Ездры и Неемии (считаются одной книгой) ок.460 г.д.н. э. Есфири ок. 475 г.д.н. э. Иова ок. 1473 г.д.н. э. Псалтирь (Псалмы) ок. 460 г.д.н. э. Притчи Соломоновы ок. 717 г.д.н. э. Екклесиаста до 1000 г.д.н. э. Песнь Песней ок. 1020 г.д.н. э. Исаии после 732 г.д.н. э. Иеремии 580 г.д.н. э. Плач Иеремии 607 Иезекииля ок. 591 г.д.н. э. Даниила ок. 536 г.д.н. э. Осии после 745 г.д.н. э. Иоиля ок. 820 г.д.н. э. Амоса ок. 804 г.д.н. э. Авдия ок. 607 г.д.н. э. Ионы ок. 844 г.д.н. э. Михея до 717 г.д.н. э. Наума до 632 г.д.н. э. Аввакума ок. 628 г.д.н. э. Софонии до 648 г.д.н. э. Аггея 520 г.д.н. э. Захарии 518 г.д.н. э. Малахии после 443 г.д.н. э.
Итого Еврейские писания (Ветхий Завет) написан с 1513 г.д.н. э. по 443 г.д.н. э.
Греческие писания (Новый Завет) написан с 41г. н. э. по 98г. н. э.
Всего Библия записывалась около 1600 лет

1. Библейская Археология. G. Ernest Wright (Biblical Archaeology, Philadelphia, 1960) перевел с английского А. Чех
(zip-архив 253 кб).

МАРДУК. (Мифы народов мира. Том 2. Стр 110-111.) [аккад., возможно, от шумер. Амар-Уту(к), "теленок Уту"; иногда имя этимологизируется как Мар-Дуку, "сын Дуку"], центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона. Первые письменные сведения об этом божестве восходят примерно к середине 3-го тыс. до н.э., как бог-покровитель Вавилона упоминается уже во время III династии Ура (22 в. до н.э.). Центральным божеством становится с возвышением Вавилонии во время I Вавилонской династии (19-16 века до н. э.), в связи с чем приобретает черты и эпитеты других божеств, в основном шумерских. Уже в прологе кодекса Хаммурапи МАРДУКУ , первородному сыну Эйя (шумер. Энки), Ану (Ан) и Энлиль передают господство ("энлильство") над людьми и возвышают над всеми игигами (небесными богами). Видимо, в это же время МАРДУК идентифицируется с шумерским Ассалухи. Среди многочисленных заимствованных эпитетов и качеств МАРДУКА преобладают связанные с Энки и Ассалухи: подчеркивается мудрость МАРДУКА , искусство врачевания, заклинательные силы. МАРДУК получает также функции водного божества и божества растительности. От бога Шамаша (Уту), чьим братом он иногда называется, к МАРДУКУ переходит титул "судья богов". Основные эпитеты МАРДУКА - "владыка богов", "отец богов". Супруга МАРДУКА - Царпаниту, сын - Набу. Главный храм - Эсагила.
Наиболее последовательно возвышение МАРДУКА проводится в аккадской космогонической поэме "Энума элиш", конечная цель создания которой - обосновать и утвердить право МАРДУКА на господство над всеми древними богами, и над вселенной, для чего МАРДУК получает шумерскую генеалогию и становится героем - победителем древних космических сил. Согласно поэме, МАРДУК был зачат Эйя в "жилище Апсу", возведенном Эйя над убитым им (? это я не понял) Апсу (шумер. Абзу, воплощение первозданной водной стихии); мать МАРДУКА - богиня Дамкина (шумер. Дамгальнуна). МАРДУК описывается как "ребенок-солнце", божественное дитя, во всем превосходящее предшествующие поколения богов. Когда Тиамат, супруга Апсу, намеревается отомстить богам за убийство мужа, всех богов охватывает страх; один МАРДУК согласен сразиться с войском Тиамат, но требует, чтобы его ввели в совет богов и сделали верховным божеством. Устраивается пиршество, на котором МАРДУК демонстрирует могущество своего "слова": по его приказанию исчезает и вновь появляется звезда (в прежних толкованиях - одеяние). Боги, потрясенные могуществом МАРДУКА , избирают Его своим главой и благословляют на битву. МАРДУК вооружается луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырех небесных ветров и семи бурь, созданных им против одиннадцати чудовищ войска Тиамат, вступает в сражение. Он вгоняет в разинутую пасть Тиамат "злой ветер", так что та не может закрыть рот, поражает ее стрелой, расправляется с ее свитой, отнимает у убитого им Кингу таблицы судеб (определявшие движение мира и мировых событий и обеспечивавшие их обладателю мировое господство). Далее МАРДУК творит мир. Он рассекает тело Тиамат на две части, из нижней делает землю, из верхней небо (запирая его на засов и приставляя стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю). Богам Ану, Энлилю и Эйя МАРДУК определяет их владения, а небесным светилам - их пути, разделяет 600 богов на 300 верхних, небесных и 300 нижних, подземных; по плану МАРДУКА боги создают человека. Благодарные боги строят МАРДУКУ "небесный Вавилон" с храмом Эсагила, провозглашают ПЯТЬДЕСЯТ ИМЕН МАРДУКА (в числе которых - "господин стран", титул Энлиля), передающих ему власть практически всех главных богов аккадского пантеона. Так МАРДУК получает власть не только на основании законной преемственности, но и по праву сильнейшего. Кроме "Энума элиш" МАРДУК является активным участником мифа об Эрре, который обманным путем отбирает (на время) власть у "отца богов" и чинит страшные разрушения и убийства (изложение мифа см. в ст. Эрра).
С 14 в. до н.э. культ МАРДУКА распространяется в Ассирии, но там ему противостоит местное божество Ашшур, нередко с МАРДУКОМ идентифицирующийся и заменяющий его. Известны гимны и молитвы к МАРДУКУ, а также стихотворное произведение времени царя Синаххериба (705-680 до н.э.).
Символы МАРДУКА - секировидный топор, зверь - дракон Мушхуш. В тексте новоассирийского времени с частями тела МАРДУКА сравниваются разные звери, растения и металлы, возможно, они играли определенную роль в его культе: "его главные внутренности - львы, его малые внутренности - собаки, его спинной хребет - кедр, его пальцы - тростник, его череп - серебро, излияние его семени - золото".

Прочие имена Мардука

Адду, Арануна, Ашару, Бэл, Воин, Золотой Бык (теленок), Асарлухи, Сын, Божественное величество, Марукка, Меродах, Мершакушу, Лугал-Диммер-Анкиа, Нари-Лугал-Диммер-Анкиа, Намтила, Намру, Ашар, Ашар-алим, Ашар-алим-нуна, Туту, Зи-аккина, Зику, Агаку, Шазу, Зиси, Сухрим, Сухгурим, Захрим, Захгурим, Энбилулу, Эпадун, Гугал, Хегал, Сирсир, Малах, Гил, Гилима, Агилима, Зулум, Мумму(Мамма), Зулум-умму, Гиз-нумун-аб, Лугал-аб-дубур, Пагал-гуена, Лугал-Дурма, Думу-дуку, Лугал-дуку, Лугал-шуанна, Ируга, Иркингу, Кинма, Э-зискур, Неберу, Энкукур.

ЭРРА

ЭРРА , Ирра (аккад.) в аккадской мифологии бог войны и чумы. Имя засвидетельствовано со староаккадского периода в теофорных именах собственных. Вплоть до старовавилонского времени писалось без детерминатива бога, видимо, как имя чужеземного божества. Возможно, с его именем связано имя хеттского бога чумы Иарри (Ярри). Эрра близок богу подземного мира Нергалу, который тоже считался богом чумы; у обоих богов был ОБЩИЙ храм Эмесалам в городе Кута (Северная Месопотамия). По принятии Эрру в Вавилонский пантеон его отцом был объявлен Ану (Ан). Супруга - богиня Мами (идентичная, видимо, с богиней подземного мира Мамиту, а не с богиней - матерью Мами). Иногда супругой Эрра называют владычицу подземного мира Эрешкигаль. Аккадский миф об Эрру, засвидетельствованный, видимо, с 11 в. до н.э., описывает, как "семерка", созданная Аном и землей (или небом и землей), подстрекает Эрру на злобные дела. Ишум, герольд и советчик Эрру, отговаривает Эрру от преступлений и пытается умилостивить его, но Эрру решает уничтожить людей, ИБО ТЕ ЗАБРОСИЛИ ЕГО КУЛЬТЫ. Обманным путем он отбирает у "отца богов" Мардука власть - тот должен очистить при помощи бога огня Гирры (Гибила) свои загрязнившиеся инсигнии, для чего Мардук оставляет свой трон и передает временно власть Эрру, уверенный, что тот не допустит никаких злоупотреблений, а сам спускается в подземное царство. Эрру НАРУШАЕТ СЛОВО и несет на землю чуму, хаос и разруху. Пострадала вся Вавилония, и даже сам Вавилон, город Мардука , не избег этой участи. Только насытившись бедой, Эрру внемлет, наконец, увещаниям Ишума, прекращает погром и даже признает в конце концов свою вину.

Ос. 2:16-17. "16 И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: "муж мой", и не будешь более звать Меня: "Ваали".
17 И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их."

ВААЛ или ВАЛ (господин; 3Цар 18:9. Ис 46:1, Иер 9:14) - название бывшего языческого божества, боготворимого в Финикии и Сирии, а первоначально название божества, под которым некоторые из древних восточных народов боготворили солнце. Финикияне называли солнце Вал-Самен, что значит Господь небес. Так как Ваалу покланялись под различными видами, и при том в разных странах, то для точности к названию Ваал прибавлялось название и самого места, как например Ваал-Гад, Ваал-Пеор, и все эти названия сливались в одно общее название Ваалам (3Цар 18:18). Множество мест, посвященных сему языческому божеству, и масса лиц, покланявшихся и служивших ему, указывают на то, как далеко и сильно было распространено поклонение Ваалу. Ваал, Вал или Бел, был боготворим Вавилонянами, Сирийцами, Карфагенянами и другими народами. Думали даже, что он одно и то же языческое божество, что и Молох, которому Аммонитяне приносили свои зверские и кровавые человеческие жертвы. В книге прор. Иеремии (19:5) прямо говорится, что Ваалу приносились человеческие жертвы. Для поклонения ему выбирались возвышенные места (высоты), и на служении ему состояло множество жрецов и пророков. Иногда для сей цели назначались и кровли домов (4Цар 23:12, Иер 32:29). Ваалам и Астарта служили общим названием всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран. В позднейшие времена, как говорят историки, обоготворение Ваала господствовало во всей древней Скандинавии и, как предполагают, было общим на Британских островах. Доселе еще сохранилось много суеверных обрядов в Ирландии и Валлисе, очень напоминающих древнее поклонение Ваалу. Поклонение Ваалу было главным и при том обычным грехом древних Евреев. Особенно при Ахаве для служения сему языческому божеству содержалась весьма многочисленная корпорация языческих жрецов. В 3Цар 18 содержится эффектное и картинное повествование о том, как прор, Илия посрамил языческих служителей Ваала. Какая величественная и горькая ирония слышится в словах пр. Божия Илии, обращенных к ним после тщетных попыток их свести огонь с неба на приготовленную жертву: “кричите громче, с насмешкою говорил им Илия, ибо он (т.е. Ваал) бог; может быть он задумался, или занять чем либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется".” Идолослужение у древних Израильтян Ваалу сопровождалось большою торжественностью и пышностью. Ему воздвигались капища (3Цар 16:32), в которых ставились идолы (4Цар 10:26). Участвовавшие в идолослужении надевали на себя особые для сего одежды (4Цар 10:22). В честь Ваала курили ароматы (Иер 7:9) и возносили каждения. При служении этому идолу, жрецы, для привлечения его внимания и милости, скакали кругом жертвенника и испускали громкие крики; а в особенных случаях кололи себя ножами и копьями, обливаясь кровью (3Цар 18:25-28).

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Чжу Пинмань учился закалывать драконов у Чжили И. Он лишился всех семейных богатств
стоимостью тысячу золотых, но за три года в совершенстве овладел этим искусством.
Одно было плохо: мастерству своему он так и не нашел применения».
«Чжуан-цзы» в пер. В.В.Малявина.

Мардук

Мардук [аккад., возможно, от шумер. Амар-Уту(к), «телёнок Уту»; иногда имя этимологизируется как Мар-Дуку, «сын Дуку»], центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона. Первые письменные сведения об этом божестве восходят примерно к середине 3-го тыс. до н. э., как бог-покровитель Вавилона упоминается уже во время III династии Ура (22 в. до н. э.). Центральным божеством становится с возвышением Вавилонии во время I Вавилонской династии (19-16 вв. до н. э.), в связи с чем приобретает черты и эпитеты других божеств, в основном шумерских. Уже в прологе кодекса Хаммурапи М., первородному сыну Эйя (шумер. Энки), Ану (Ан) и Энлиль передают господство («энлильство») над людьми и возвышают над всеми игигами (небесными богами). Видимо, в это же время М. идентифицируется с шумерским Асаллухи. Среди многочисленных заимствованных эпитетов и качеств М. преобладают связанные с Энки и Асаллухи: подчёркиваются мудрость М., искусство врачевания, заклинательные силы. М. получает также функции водного божества и божества растительности. От бога Шамаша (Уту), чьим братом он иногда называется, к М. переходит титул «судья богов». Основные эпитеты М. - «владыка богов», «отец богов». Супруга М. - Царпаниту, сын - Набу. Главный храм - Эсагила.

Наиболее последовательно возвышение М. проводится в аккадской космогонической поэме «Энума элиш», конечная цель создания которой - обосновать и утвердить право М. на господство над всеми древними богами и над вселенной, для чего М. получает шумерскую генеалогию и становится героем - победителем древних космических сил. Согласно поэме, М. был зачат Эйя в «жилище Апсу», возведённом Эйя над убитым им Апсу (шумер. Абзу, воплощение первозданной водной стихии); мать М. - богиня Дамкина (шумер. Дамгальнуна). М. описывается как «ребёнок-солнце», божественное дитя, во всём превосходящее предшествующие поколения богов. Когда Тиамат , супруга Апсу, намеревается отомстить богам за убийство мужа, всех богов охватывает страх; один М. согласен сразиться с войском Тиамат, но требует, чтобы его ввели в совет богов и сделали верховным божеством. Устраивается пиршество, на котором М. демонстрирует могущество своего «слова»: по его приказанию исчезает и вновь появляется звезда (в прежних толкованиях - одеяние). Боги, потрясённые могуществом М., избирают его своим главой и благословляют на битву. М. вооружается луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырёх небесных ветров и семи бурь, созданных им против одиннадцати чудовищ войска Тиамат, вступает в сражение. Он вгоняет в разинутую пасть Тиамат «злой ветер», так что та не может закрыть рот, поражает её стрелой, расправляется с её свитой, отнимает у убитого им Кингу таблицы судеб (определявшие движение мира и мировых событий и обеспечивавшие их обладателю мировое господство). Далее М. творит мир. Он рассекает тело Тиамат на две части, из нижней делает землю, из верхней небо (запирая его на засов и приставляя стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю). Богам Ану, Энлилю и Эйя М. определяет их владения, а небесным светилам - их пути, разделяет 600 богов на 300 верхних, небесных и 300 нижних, подземных; по плану М. боги создают человека. Благодарные боги строят М. «небесный Вавилон» с храмом Эсагила, провозглашают пятьдесят имён М. (в числе которых - «господин стран», титул Энлиля), передающих ему власть практически всех главных богов аккадского пантеона. Так М. получает власть не только на основании законной преемственности, но и по праву сильнейшего. Кроме «Энума элиш» М. является активным участником мифа об Эрре, который обманным путём отбирает (на время) власть у «отца богов» и чинит страшные разрушения и убийства (изложение мифа см. в ст. Эрра).

С 14 в. до н. э. культ М. распространяется в Ассирии, но там ему противостоит местное божество Ашшур, нередко с М. идентифицирующийся и заменяющий его. Известны гимны и молитвы к М., а также стихотворное произведение времени царя Синах-хериба (705-680 до н. э.).

Символы М. - секировидный топор, зверь - дракон Мушхуш . В тексте новоассирийского времени с частями тела М. сравниваются разные звери, растения и металлы, возможно, они играли определённую роль в его культе: «его главные внутренности - львы, его малые внутренности - собаки, его спинной хребет - кедр, его пальцы - тростник, его череп - серебро, излияние его семени - золото.

В. К. Афанасьева. («Мифы народов мира», М., 1982.)

Мардук — в шумеро-аккадской мифологии верховное божество вавилонского пантеона, верховный бог Междуречья, бог-покровитель города Вавилона после 2024 г. до н.э — то есть в наступление «Эры Овна». . Сын Эйя (Энки) и Дамкины (Дамгальнуны), супруг Царпаниту (Милитта, Билит), отец Набу, бога писцового искусства.

Вавилонскими жрецами середины 1-го тысячелетия до н. э. все божества объявлялись воплощениями Мардука.

  • Нинурта — Мардук земледелия
  • Нергал — Мардук войны
  • — Мардук рукопашной схватки
  • Энлиль — Мардук власти и совета
  • Син — Мардук, светило ночи
  • Шамаш — Мардук справедливости
  • Адад — Мардук дождей

Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют «судьёй богов», «владыкой богов» и даже «отцом богов». Наряду с богиней-целительницей Гулой он наделялся способностью воскрешать мертвых.

При правлении Мардука приоритетным был праздник Нового Года, начинавшийся с месяца ниссан (совпадавший с днем весеннего равноденствия). В Вавилоне этот праздник носил название Акиту и представлял собой 12-и дневную церемонию, которая являлась наследницей шумерского праздника А.КИ.ТИ («Рождение Жизни На Земле»).

Битва с Тиамат

Бог, вооружённый луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырёх небесных ветров и семи бурь, созданных им для борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую пасть Тиамат он вогнал «злой ветер», и та не смогла закрыть её. Мардук тут же прикончил Тиамат стрелой, расправился с её свитой и отнял у убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат) таблицы судеб, которые дали ему мировое господство. Далее Мардук начал творить мир: он рассёк тело Тиамат на две части; из нижней сделал землю, из верхней — небо, а из глаз — реки Тигр и Евфрат. Причём бог запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю. Он определил владения богов и пути небесных светил, по его плану боги создали человека и в благодарность построили ему «небесный Вавилон».

Символами Мардука

Символами Мардука являлись мотыга, лопата и дракон Мушхуш, а части тела самого божества сравнивались с различными животными и растениями: «его главные внутренности — львы; его малые внутренности — собаки; его спинной хребет — кедр; его пальцы — тростник; его череп — серебро; излияние его семени — золото».

Прочие имена Мардука

Адду, Арануна, Ашару, Бэл, Воин, Золотой Бык (теленок), Асаллухи, Сын, Божественное величество, Марукка, Меродах, Мершакушу, Лугал-Диммер-Анкиа, Нари-Лугал-Диммер-Анкиа, Намтила, Намру, Ашшур, Ашар-алим, Ашар-алим-нуна,Туту, Зи-аккина, Зику, Агаку, Шазу, Зиси, Сухрим, Сухгурим, Захрим, Захгурим, Энбилулу, Эпадун, Гугал, Хегал, Сирсир, Малах, Гил, Гилима, Агилима, Зулум, Мумму(Мамма), Зулум-умму, Гиз-нумун-аб, Лугал-аб-дубур, Пагал-гуена, Лугал-Дурма, Думу-дуку, Лугал-дуку, Лугал-шуанна, Ируга, Иркингу, Кинма, Э-зискур, Неберу, Энкукур.

Популярность этого бога в Двуречье росла по мере возвышения города Вавилона. Первые упоминания о нем относятся ко второй половине III тысячелетия до н. э., а центральным божеством он стал во времена I Вавилонской династии (XIX–XVI в. до н. э.). Аккадцы и вавилоняне, в целом приняв мифологию своих культурных предшественников шумеров, должны были утвердить свое господствующее положение в духовной религиозной сфере. Поэтому в их мифе, посвященном Мардуку – «Энума Элит» («Когда Вверху»), – повествование начинается с сотворения мира.

Начало этого мифа заслуживает особого внимания. Здесь в качестве первых божеств выступают первичный океан Тиамат, воплощение хаоса, стихии, женского начала, и Апсу (Абзу, по-шумерски) – мировой океан подземных пресных вод, у которого был мудрый советник, олицетворяющий порядок и разум – Мумму. От соединения Апсу и Тиамат возникли первые боги.

Идея, высказанная таким аллегорическим образом, не потускнела за три десятка столетий. Когда в начале XX века стала обретать популярность гипотеза о том, что жизнь на нашей планете зародилась в океане («океан – колыбель жизни»), почему-то не было учтено важное обстоятельство: в жидкой среде, даже при случайном синтезе сложных органических молекул, они с той же легкостью распадутся на составные части.

В наши дни есть смысл вернуться к удивительной догадке древних: для создания живых организмов необходимо, как минимум, соединение коллоидных частиц с жидкой средой при участии какого-то организующего начала при постоянном притоке энергии. Так может происходить, например, при выносе тончайших глинистых частиц (опять все та же «первоматерия» – глина!) пресными подземными или поверхностными водами в океан (моря). И если жизнь действительно некогда возникла на Земле, то этот процесс мог скорее проходить по мифологическому «сценарию» аккадской поэмы, чем по научным гипотезам, популярным в XX веке.

Итак, в слиянии двух первичных океанов стали появляться более определенно сформировавшиеся божества-стихии: Лахму и Лахаму. От них появились бог Аншар и богиня Кишар, а от них – Ану (Ан), Энлиль и Эйя (Эа, Хайа, Энки). Все эти боги были молоды, шумны, деятельны. Они старались навести в мире порядок и сильно досаждали престарелым первобожествам. Апсу решил убить своих неугомонных отпрысков с помощью верного Мумму. Мудрый Эйя разгадал этот замысел. Он заколдовал Мумму, взяв себе его силу разума, ауру, «лучи сияния». С помощью магических заклинаний он усыпил, а затем убил Апсу. Части тела Апсу Эйя использовал для того, чтобы возвести на них свое жилище. Здесь-то и родился «ребенок-солнце», будущий великий Мардук.

На стражу своих владений Эйя призвал огнедышащего бога Аншара, имевшего четыре глаза и четыре уха. (Правда, в мифах Двуречья, судьба Аншара не так проста. По мере усиления влияния в регионе Ассирии, возвышался и его главный бог Ашшур (Аншар), который и стал главным героем – вместо Мардука – ассирийской версии поэмы.)

Итак, вавилонский миф превозносит Мардука, и поэтому великие первые боги становятся или его предками, или хранителями. Его мать Дамгальнуна (Дамкина) обретает черты богини Нин-хурсаг. В сказочно короткий срок Мардук становится самым смелым и могучим из всех богов.

Тем временем Тиамат, разгневанная убийством мужа, решила отомстить богам (по другой версии, ее возмутил порядок, устанавливаемый в мире и сводящий на нет ее власть). Она создала одиннадцать чудищ: драконов, скорпионо-людей, человеко-псов и человеко-рыб с ядом вместо крови. Во главе их она поставила Кингу – самого свирепого и беспощадного из своих слуг. На грудь ему она возложила скрижали судьбы Вселенной, провозгласив его своим супругом.

Испугались боги, затрепетали, собрались на совет, чтобы обсудить пути к спасенью, но никто из них не рискнул выступить против Кингу с его войском. И тогда выступил младший из них – Мардук. Он сказал, что готов сразиться с врагами, но в случае победы боги должны признать его своим господином.

Слова его вызвали замешательство среди богов. Многих они возмутили, иных озадачили. Как может юный Мардук справиться с чудовищным воинством? Как смеет он требовать власти над старшими богами?!

Семь величайших богов уединились, чтобы обсудить предложение Мардука. Утомившись от споров, они устроили пир. Вино и пиво усладили их сердца, успокоили души. Мардук удивил их, показав свое могущество: по его слову пропадали и появлялись звезды (не много ли было выпито хмельных напитков?). И тогда боги решили вручить Мардуку символы власти, признать его царем. Он не стал медлить: взял булаву и лук с колчаном. С помощью Ану сплел огромную сеть, раздуваемую четырьмя ветрами. Его сопровождали семь бурь, а впереди его сверкали молнии. Кингу и его воинство в ужасе разбежались. Сама Тиамат встала против него. Она разинула свою пасть, но он вогнал туда буйный ветер, от которого у нее перехватило дыхание, пронзил ее тело стрелой, рассек мечом, вырезав сердце. Из верхней половины ее тела он создал небесный свод, закрывающий верхние воды. В нем он устроил ворота с запорами, поставив стражу, которой запрещено было без разрешения Мардука отпирать ворота, давая возможность небесным водам изливаться на землю.

Из другой половины тела Тиамат создал Мардук землю, имеющую вид полукруглой чаши, и прикрыл ею нижние воды. В небесных чертогах поселил он бога Ану, а земные воды отдал во владение отцу своему Эйя; Энлиль стал повелевать воздухом и ветрами. Начертал Мардук на небе созвездия. Ночь он отдал во владение богу Луны Сину, одарив его светлой короной, а день – Шамашу, богу Солнца, лучи которого поражают демонов и устрашают злодеев. Всех богов поделил он на триста небесных и триста земных и подземных, определив каждому то, за что он ответственней.

Учредив порядок в мироздании, Мардук мог бы спокойно существовать в своем небесном дворце, если бы не ропот богов, которым пришлось нести бремя забот и хлопот. Решил тогда Мардук сотворить существ, которые могли бы позаботиться о богах. Из крови Кингу и глины, взятой у Эйя, вылепил он первых людей. Они были похожи на богов, но не обладали их силой и бессмертием. Людям повелел Мардук служить богам, которые с той поры живут беззаботно.

Правда, в конце II тысячелетия до н. э. стал популярным миф о том, что абсолютное господство Мардука огорчало семерку высших богов, и они подговорили бога войны и эпидемий Эрру (Ирру) отобрать у Мардука часть власти. Решил Эрра уничтожить одно из лучших творений Мардука – людей, которые не поклоняются Эрру. Тогда коварный бог уговорил царя богов отрешиться на некоторое время от земных дел для того, чтобы спуститься в подземный мир и там с помощью бога огня Гирры очистить свои регалии высшей власти, которые потускнели якобы от времени.

Мардук поверил Эрру и покинул землю, оставив свой трон Эрру, который пообещал не чинить никаких злодеяний. Но как только Эрра обрел власть, он тотчас наслал на людей все беды – чуму, распри, войны, разруху. Начались страдания, гибель людей во всей Вавилонии и даже в столице, покровителем которой являлся Мардук. И если бы не возвращение Мардука, не осталось бы на земле людей.

В этой истории сделана попытка отделить зло и насилие от верховного бога, представить его благодетелем людей, не имеющим никакого отношения к тем бедствиям, злодеяниям несправедливостям, которые творятся на земле, а всю ответственность возложить на «нехорошего» бога. Такова одна из первых версий существования в мире добра и зла, носителями которых выступают антиподы – бог и дьявол.

Другая идея истории Мардука и Эрры – историософская: периоды процветания и могущества государства сменяются краткими (сравнительно) периодами бедствий, упадка. Такова реальная закономерность, которую можно наблюдать на примере всех цивилизаций и государств. Хотя, конечно, объяснение этому явлению не столь наивно-простейшее, как сказочно представлено в мифе.


| |
 


Читайте:



Шива. Величайший из богов. Volnaudachi: индийские божества Индийский бог много рук как называется

Шива. Величайший из богов. Volnaudachi: индийские божества Индийский бог много рук как называется

Шива ("приносящий счастье"), в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду –...

Сравнительный анализ учения Бэкона и Декарта об ощущениях

Сравнительный анализ учения Бэкона и Декарта об ощущениях

Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его...

Ясновидение и развитие способностей

Ясновидение и развитие способностей

Глиф — применяется для того чтобы обрести дар интуиции и предвидения, позволяет видеть все спорные моменты в различных ситуациях, помогает находить...

Жизненный путь. Нумерология. Жизненный путь Жизненный путь 2

Жизненный путь. Нумерология. Жизненный путь Жизненный путь 2

Вы можете изменить свое имя, но дату рождения - никогда. Дата вашего рождения полностью ваша и у нее есть история, предназначенная только вам. Дата...

feed-image RSS