Главная - Гороскопы
Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), бог подземного царства мертвых. Бог аид в древней греции Правит аид

Аид (миф древней Греции)

Глубоко под землей живет и царствует третий брат великого Зевса суровый Аид. Досталось ему по жребию подземное царство, и с тех пор он там полновластный хозяин.

Темно и мрачно в царстве Аида, ни единый лучик солнечного света не пробивается туда сквозь толщу. Ни один живой голос не нарушает печальное безмолвие этого сумрачного царства, только жалобные стоны мертвых тихим, неясным шелестом заполняют все подземелье. Мертвых здесь уже больше, чем живых на земле. А они все прибывают и прибывают.
Течет на границах подземного царства священная река Стикс, на ее берега и прилетают после смерти души умерших. Терпеливо и безропотно ждут они, когда приплывет за ними перевозчик Харон. Нагружает он свою ладью безмолвными тенями и везет их на другой берег. Только в одну сторону везет он всех, обратно его лодка всегда плывет пустая.
А там, у входа в царство мертвых, сидит грозный страж - трехглавый пес Цербер, сын ужасного Тифона, на шее у него шипят и извиваются злобные змеи. Только он больше сторожит выход, а не вход. Без задержки пропускает он души умерших, но обратно ни одна из них уже не выйдет.
А дальше путь их лежит к трону Аида. Посреди своего подземного царства сидит он на золотом троне вместе со своей женой Персефоной. Однажды он похитил ее с земли, и с тех пор Персефона живет здесь, в этом роскошном, но мрачном и безрадостном подземном дворце.
То и дело подвозит Харон новые души. Испуганные и дрожащие, сбиваются они стайкой перед грозным властелином. Жалко их Персефоне, она готова всем им помочь, успокоить их и утешить. Но нет, не может она этого делать! Здесь же рядом сидят неумолимые судьи Минос и Радамант. Они взвешивают на своих ужасных весах несчастные души, и сразу становится ясно, сколько нагрешил человек в своей жизни и какая участь ожидает его здесь. Плохо приходится грешникам, а особенно тем, кто сам никого не жалел при жизни, грабил и убивал, издевался над беззащитными. Ни минуты покоя не дадут им теперь неумолимые богини мщенья Эринии. Они носятся по всему подземелью за преступными душами, гонят их, размахивая грозными бичами, отвратительные змеи извиваются на их головах. Никуда не скрыться от них грешникам. Как бы хотелось им, хотя бы на секундочку, очутиться на земле и сказать своим близким: «Будьте добрее друг к другу. Не повторяйте наших ошибок. Ужасная расплата ждет всех после смерти». Но отсюда нет пути на землю. Есть только сюда с земли.
Опершись на свой грозный разящий меч, в широком черном плаще стоит возле трона ужасный бог смерти Танат. Только взмахнет Аид рукой, как срывается с места Танат и на своих черных громадных крыльях летит к постели умирающего за новой жертвой.
Но вот как будто светлый луч пронесся по мрачному подземелью. Это прилетел прекрасный юный Гипнос, бог, который навевает сон. Он спустился сюда, чтобы поприветствовать Аида, своего повелителя. А потом опять помчится на землю, где его ждут люди. Плохо им бывает, если Гипнос задержится где-то.
Летает он над землей на своих легких, ажурных крыльях и льет из рога снотворный елей. Нежно касается он ресниц своим волшебным жезлом, и все погружается в сладкий сон. Ни люди, ни бессмертные боги не могут противиться воле Гипноса - такой он могущественный и всесильный. Даже великий Зевс послушно смыкает грозные очи, когда взмахивает прекрасный Гипнос своим чудесным жезлом.
Часто в полетах сопровождают Гипноса боги сновидений. Они очень разные, эти боги, как и люди. Есть добрые и веселые, а есть мрачные и неприветливые. Так и получается: к кому какой бог прилетит, такой сон человек и увидит. Кому-то приснится радостный и счастливый сон, а кому-то тревожный, нерадостный.
А еще бродят по подземному царству ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами и чудовищная Ламия, которая любит по ночам пробираться в детские спальни и утаскивать маленьких ребятишек. Ужасная богиня Геката властвует над всеми этими чудовищами и привидениями. Как только наступает ночь, выходит вся эта жуткая компания на землю, и не дай бог кому встретиться с ними в эту пору. Но с рассветом опять скрываются они в своем мрачном подземелье и сидят там до темноты.
Вот такое оно - царство Аида, страшное и безрадостное.

Владыка царства мертвых – Аид Аид (Галес)- старший сын Кроноса и Реи и два его брата поделили весь мир между собой.

Аид

Громовержец правит над землей и всеми ее обитателями, Океан – над морскими и речными просторами и, Аид- внушающий, страх и почтение, властитель царства мертвых.

Уважали и трепетали смертные перед верховными божествами, но самый большой страх и трепет внушал им Аид – царь подземного царства, откуда нет возврата.

Смертные так боялись его, что старались никогда не произносить вслух его имя. «Незримый», «Бессмертный», «Богатый», «Гостеприимный», «Получатель даров» - это только несколько имен, называющих владыку царства теней.

Нет, его не считали кровожадным и жестоким, он был справедлив и разумен, но его суда никто не мог избежать. В его взгляде не было ненависти к людям, но когда он устремлял на смертного свои холодные глаза, никто не мог лгать.

Все дурные и хорошие поступки были открыты перед этим мрачным Богом, и только он мог решить, что произойдет с душой в его царстве: будет ли она обречена на вечные страдания или упокоится в тиши и беспамятстве.

Подземное царство мертвых

Три темные холодные реки преграждали смертным путь в царство Аида:

  • через первую Ахеронт перевозит души старый перевозчик Херон, но он повезет только тех, кто может заплатить за его работу, поэтому родственники умерших обязательно вкладывали им в руки мелкую серебряную монетку,
  • вторая – Лета - река забвения,
  • третья Стикс- она омывает берега царства теней.

Самая страшная и нерушимая клятва у Богов и людей – водами Стикса, никто не посмеет нарушить ее. Никогда не проникают лучи солнца в подземный мир, никогда тени умерших не выйдут на поверхность земли, никогда живой человек не сможет проникнуть в царство мертвых.

Чтобы этого не случилось, строго охраняет вход в преисподнюю пес Цербер (Кербер), все его три головы зорко следят за порядком, ядовитые змеи сплетаются в клубок на его шее и ядовитая слюна капает с его клыков на землю.

Подданные Аида

Не сам великий Аид забирает смертные души, у него в подчинении его слуга и сподвижник Бог смерти Танатос. В черном широком плаще на смоляных огромных крыльях летает он над землей и уводит с собой души людей. Кто попал в его сильные руки, уже не вырвется! Безжалостные Эринии – богини-мстительницы с бичами в руках преследует людей, преступивших закон.

Нигде не спрятаться от их гнева, они стегают бичами и язвят змеями людей с нечистой совестью, и рано или поздно заберут их души на суд Аида. Души добрых благодетельных людей в царство, откуда нет возврата, провожает Гермес. Он доводит их до перевоза и помогает сесть в лодку.

Огромен, мрачен и прекрасен дворец Аида (Галеса). Стоит он в самом центре царства мертвых, не проникают туда ни стоны, ни крики, ни радости, ни ликования. В огромном зале стоит золотой трон, на котором и восседает Владыка мира. С его решениями никто не спорит. Он ни с кем не враждует. Он никого не боится. Он не пытается искушать людей, он не требует от них любви и уважения.

Аид знает, что когда-нибудь все прибудут в его владения на его суд. В руках у Аида рог изобилия, спелые плоды и драгоценные камни сыпятся из него, но умершим душам уже это ничего не нужно. Около трона стоит грозный Танатос и его милосердный брат Гипнос – бог Сна. Смерть безжалостна и беспощадна, а сон - всем желанен, он дает отдых, возвращает силы и здоровье, утешает и успокаивает в горе.

Неумолимая Геката

Одна из самых страшных богинь греческой мифологии неумолимая Геката также живет в царстве Аида. Покровительница черной магии, колдунов и привидений, часто сама является на землю в безлунные ночи и бродит в поисках жертвы. Три тела и три страшных лица имеет Богиня, поэтому храмы для нее строили на перепутье трех дорог. Колдуны и ведьмы поклоняются этой Богине, она помогает им в их черных делах. Кровавые жертвы приносят ей в храмах: собак, кошек, а иногда и младенцев.

Персефона

Рядом с Аидом сидит его молодая красавица жена Персефона, дочь Деметры. Полюбил ее никогда не любивший Аид и похитил у матери. Все боятся Владыку царства мертвых и лишь Персефона может замолвить доброе словечко за кого-нибудь.

Есть смельчаки, что живыми спускались в мир теней:

  • Орфей, чтобы спасти любимую Эвридику,
  • нежная Психея за Амуром,
  • Геракл по приказанию царя за псом Цербером.

Но нельзя покинуть царство мертвых по своему желанию, нужно, чтобы такое разрешение дал сам Аид. И не следует живым показываться в этом мире раньше срока, ведь всем назначен его срок.

Религия играла важнейшую роль в повседневной жизни древних греков. Главными богами считалось младшее поколение небожителей, победившее своих предшественников-титанов, олицетворявших вселенские силы. После победы они обосновались на священной горе Олимп. Лишь Аид, повелитель царства мертвых, жил под землей в своих владениях. Боги были бессмертны, но очень похожи на людей – им были свойственны человеческие черты: они ссорились и мирились, совершали подлости и плели интриги, любили и хитрили. С пантеоном греческих богов связано огромное количество мифов, дошедших до наших дней, захватывающих и увлекательных. Каждый бог играл свою роль, занимал определенное место в сложной иерархии и выполнял отведенную ему функцию.

Верховный бог греческого пантеона – царь всех богов. Повелевал громом, молниями, небом и всем миром. Сын Кроноса и Реи, брат Аида, Деметры и Посейдона. У Зевса было сложное детство – его отец титан Кронос, боясь конкуренции, пожирал своих детей сразу после рождения. Однако благодаря матери Рее Зевсу удалось выжить. Окрепнув, Зевс скинул отца с Олимпа в Тартар и получил неограниченную власть над людьми и богами. Был очень почитаем – ему приносили лучшие жертвы. Жизнь каждого грека с младенчества была пропитана восхвалением Зевса.

Один из трёх главных богов древнегреческого пантеона. Сын Кроноса и Реи, родной брат Зевса и Аида. Ему подчинялась водная стихия, которая досталась ему после победы над титанами. Олицетворял собой мужество и вспыльчивый нрав – задобрить его можно было щедрыми дарами.. но ненадолго. Его греки винили в землетрясениях и извержениях вулканов. Был покровителем рыбаков и мореплавателей. Неизменным атрибутом Посейдона был трезубец - им он мог вызывать бури и разбивать скалы.

Брат Зевса и Посейдона, замыкающий тройку самых влиятельных богов древнегреческого пантеона. Сразу после рождения был проглочен своим отцом Кроносом, но впоследствии был высвобожден из чрева последнего Зевсом. Управлял подземным царством мертвых, населенным мрачными тенями умерших и демонами. В это царство можно было только зайти – дороги назад не было. Одно упоминание Аида вызывало трепет у греков, ведь прикосновение этого незримого холодного бога означало для человека смерть. От Аида также зависело плодородие, дарующее урожай из глубин земли. Он повелевал подземными богатствами.

Жена и одновременно сестра Зевса. По легенде, они хранили в тайне свой брак 300 лет. Самая влиятельная из всех богинь Олимпа. Покровительница брака и супружеской любви. Оберегала матерей во время родов. Отличалась удивительной красотой и… чудовищным характером – была злобной, жестокой, вспыльчивой и ревнивой, нередко насылая напасти на землю и людей. Несмотря на свой характер, почиталась древними греками практически наравне с Зевсом.

Бог несправедливой войны и кровопролития. Сын Зевса и Геры. Зевс ненавидел сына и терпел только по причине близкого родства. Арес отличался хитростью и вероломством, затевая войну лишь ради кровопролития. Отличался импульсивным, вспыльчивым характером. Был женат на богине Афродите, от нее у него было восемь детей, к которым он был очень привязан. Все изображения Ареса содержат военную атрибутику: щит, шлем, меч или копьё, иногда доспехи.

Дочь Зевса и богини Дионы. Богиня любви и красоты. Олицетворяя собой любовь, была очень неверной женой, легко влюблялась в окружающих. Кроме того, являлась воплощением вечной весны, жизни и плодородия. Культ Афродиты был очень почитаем в Древней Греции – ей посвящали великолепные храмы и приносили большие жертвы. Неизменным атрибутом одеяния богини был волшебный пояс (пояс Венеры), делавший носивших его необычайно привлекательным(ой).

Богиня справедливой войны и мудрости. Была рождена из головы Зевса.. без участия женщины. Родилась в полном боевом обмундировании. Изображалась в виде девственницы – воительницы. Покровительствовала знаниям, ремеслам и искусству, наукам и изобретательству. Ей, в частности, приписывают изобретение флейты. Была любимицей греков. Её изображения неизменно сопровождали атрибуты (или хотя бы один атрибут) воина: доспехи, копьё, меч и щит.

Дочь Кроноса и Реи. Богиня плодородия и земледелия. В детстве повторила участь своего брата Аида и была сожрана отцом, но потом спаслась, будучи извлеченной из его чрева. Была возлюбленной своего брата Зевса. От связи с ним у неё родилась дочь Персефона. По легенде, Персефону похитил Аид, и Деметра в поисках дочери долго скиталась по земле. Во время её скитаний землю поразил неурожай, вызвавший голод и смерть людей. Люди перестали приносить дары богам, и Зевс велел Аиду вернуть дочь матери.

Сын Зевса и Семелы. Самый младший из обитателей Олимпа. Бог виноделия (ему приписывали изобретение вина и пива), растительности, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Культ Диониса отличался неудержимыми танцами, завораживающей музыкой и неумеренным пьянством. По легенде, Гера, жена Зевса, ненавидевшая внебрачного ребенка громовержца, наслала на Диониса безумие. Ему и самому приписывали способность сводить с ума людей. Дионис всю жизнь странствовал и даже посещал Аид, откуда вызволил свою мать Семелу. Раз в три года греки устраивали вакхические празднества в память о походе Диониса против Индии.

Дочь громовержца Зевса и богини Лето. Родилась одновременно со своим братом-близнецом златокудрым Аполлоном. Девственная богиня охоты, плодородия, женского целомудрия. Покровительница рожениц, дарующая счастье в браке. Будучи защитницей при родах, часто изображалась многогрудой. В честь неё был построен храм в Эфесе, который был одним из семи чудес света. Часто изображалась с золотым луком и колчаном за плечами.

Бог огня, покровитель кузнецов. Сын Зевса и Геры, брат Ареса и Афины. Впрочем, отцовство Зевса ставилось греками под сомнение. Выдвигались разные версии. Одна из них – строптивая Гера родила Гефеста из своего бедра без мужского участия, в отместку Зевсу за рождение Афины. Ребёнок родился слабым и хромым. Гера отказалась от него и скинула с Олимпа в море. Однако Гефест не погиб и нашёл приют у морской богини Фетиды. Жажда мести мучила отвергнутого родителями Гефеста и случай отомстить в конце концов ему представился. Будучи искусным кузнецом, он выковал золотой трон невероятной красоты, который послал в качестве дара на Олимп. Восхищенная Гера села на него и тут же оказалась скована невидимыми ранее оковами. Никакие уговоры и даже приказ Зевса не действовали на бога-кузнеца – он отказывался освобождать мать. Справиться со строптивцем смог лишь Дионис, опоив его.

Сын Зевса и плеяды Майи. Бог торговли, прибыли, красноречия, ловкости и атлетизма. Покровительствовал торговцам, помогая им получить щедрые барыши. Кроме того, был покровителем путешественников, послов, пастухов, астрологов и магов. Была у него и другая почетная функция – он сопровождал души умерших в Аид. Ему приписывали изобретение письменности и чисел. С младенчества Гермес отличался склонностью к воровству. По преданию, ему даже удалось украсть скипетр у Зевса. Сделал он это в шутку… будучи младенцем. Неизменными атрибутами Гермеса были: крылатый жезл, способный мирить врагов, широкополая шляпа и крылатые сандалии.

В греческой мифологии бог царства мертвых, а также само царство. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. При разделе мира после свержения отца Зевс забрал себе небо, Посейдон - море, а Аид - подземное царство; землей братья договорились править вместе. Вторым именем Аида было Полидегмон ("получатель множества даров"), что связано с бесчисленными тенями умерших, обитающих в его владениях. Посланец богов Гермес препровождал души умерших к паромщику Харону, который перевозил через подземную реку Стикс лишь тех, кто мог заплатить за переправу. Вход в подземное царство мертвых охранял трехголовый пес Кербер (Цербер), никому не позволявший вернуться в мир живых.

Подобно древним египтянам, греки полагали, что царство мертвых расположено в недрах земли, а вход в него - на крайнем западе (запад, закат - символы умирания), за рекой Океан, омывающей землю. Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Зевс обещал ему свою красавицу-дочь, не спросив согласия ее матери. Когда Аид силой увел невесту, Деметра от горя чуть не лишилась рассудка, забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Спор Аида и Деметры по поводу судьбы Персефоны разрешил Зевс. Две трети года она обязана проводить с матерью и одну треть - с мужем. Так возникло чередование времен года. Однажды Аид влюбился в нимфу Минту, которая была связана с водой в царстве мертвых. Узнав об этом, Персефона в порыве ревности превратила нимфу в благоухающее растение.



В аде: Харон перевозит души умерших через Стикс; Кербер, охраняющий выход из подземного царства; Аид и Персефона, восседающие на троне; Минос и Радаманф. Гравюра.

Аид , Гаде́с ("безвидный", "невидный", "ужасный"), в греческой мифологии бог - владыка царства мертвых. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. В тоже самое время Аид - это царство мёртвых, где владычествует сам Бог Аид и его жена Персефона , местообиталище душ умерших.

Семья и окружение

Аид - сын Кроноса и Реи , брат Зевса и Посейдона , с которыми разделил наследие свергнутого отца. У Аида нет детей, и ему посвящено довольно мало мифов, хотя согласно Суде - крупнейшему энциклопедическому словарю, составленному в Византии во второй половине X века, дочерью Аида можно считать Макарию - богиню блаженной смерти.

Супругой Аида стала богиня Персефона , дочь Зевса и Деметры , похищенная Богом царства мёртвых. Вместе с ней рука об руку Аид царствует в подземном мире.

Одной из возлюбленных Аида была прекрасная нимфа -океанида Левка (от др.-греч. "белый тополь"). Аид похитил Левку и увёз в свой подземный мир. Когда, по истечении отпущенного ей срока жизни, Левка умерла Аид превратил её в белый тополь. После того как Геракл победил Кербера и вывел его из Аида (царства мёртвых) он был покрыт листвой этого дерева, именно так Белый тополь появился и на поверхности земли.

Рассказывают также о Минфе (или Кокитида по названию реки Кокит), которая сделалась наложницей Аида, богиня Кора (Персефона) превратила её в садовую мяту.

В Аиде (в подземном царстве) проживают чудовища, жуткие и ужасные, все они являются помощниками или слугами Бога Аида, руководит чудовищами жуткая трёхголовая (или трёхликая) богиня Геката. Гелло - ведьма, похищающая детей, ходили слухи, что Гелло была людоедкой и поедала похищенных младенцев. Гидра с пятьюдесятью пастями сторожит порог Тартара в Аиде. Кампа страшное чудовище сторожило киклопов в Тартаре, пока не было убито Зевсом . Трёхглавый пёс Кербер (Цербер) охраняет выход из царства мёртвых, не позволяя умершим возвращаться в мир живых, из его пастей течёт ядовитая жижа, у него змеиный хвост, на спине головы змей. Кербер был побеждён Гераклом в одном из его подвигов. Эмпуса - женщина-демон с ослиными ногами, высасывающая кровь по ночам у спящих, она родственница Эриний, богинь мести.

Харон - перевозчик душ умерших через реку Ахеронт (по другой версии через Стикс), сын Эреба - вечного мрака и Никты - богини ночи. Его изображали как мрачного уродливого старца в рубище. Он не просто так перевозит души умерших, а берёт за это плату в один обол (название монеты), который родственники умершего клали по обряду покойному под язык. Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Все остальные должны были вечно томиться на берегу Ахеронта без упокоения и надежды на покой. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны , открывает живому человеку путь в царство смерти и ни при каких условиях Харон никого не перевозит обратно.

Танатос - олицетворение смерти, сын Никты и Эреба, брат-близнец бога сна Гипноса. Танатос живет в Тартаре, но обычно обитает рядом с троном бога царства мёртвых. Танатос является человеку, когда срок его жизни, отмеренный мойрами, подходит к концу. Он срезает своим мечом у умирающих прядь волос для посвящения ее Аиду, а затем уносит души в царство мёртвых. Танатоса всегда сопровождает его брат Гипнос, приносящий смертный сон.

Садовником Аида называют Аскалафа, сына речного бога Ахеронта (Ахеронт - река подземного царства, через которую Харон провозит тени умерших).

Мифы

После раздела мира между Зевсом , Аидом и Посейдоном , Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Он - один из двенадцати олимпийских богов и входит в число трёх основных, правящих миром. Гомер называет Аида Зевсом Хтонием (Зевсом подземным) и представляет его лично стерегущим врата своего царства.

Один из самых известных мифов древней Греции о похищении Персефоны Аидом . Однажды, когда Персефона гуляла одна, собирая цветы, Аид вышел из недр земли и похитил Персефону . Деметра , расстроившись пропажей дочери, перестала следить за природой и вся растительность на земле стала засыхать и гнить, когда еды совсем не осталось и люди взмолились о помощи, Зевс потребовал вернуть Персефону матери. Но Аид уже дал Персефоне семена граната и она по древнему правилу, вкусившая еду или питьё в подземном мире, должна была там и оставаться. Чтобы земля вновь расцвела, Зевс постановил, что четверть года Персефона будет проводить с матерью на земле, всё остальное время будет оставаться в подземном царстве Аида в качестве супруги своего брата. Этот миф описывает появление четырёх времен года. Летом Персефона проводит с матерью Деметрой , тогда цветут цветы и деревья плодоносят. Осенью - Персефона отправляется в Аид и Деметра начинает грустить, поэтому опадают листья и засыхают цветы. Зимой - всё покрывается снегом, Деметра в печали вдали от своей возлюбленной дочери не желает следить за природой. Весной - Деметра ожидает появления своей дочери и готовится к её прибытию, потому и вся природа вокруг возрождается после зимы. Есть и другая версия, рассказывающая, что только треть года Персефона проводит с Аидом, а две трети с Деметрой , что не противоречит существующим законам природы.

Большую часть времени он проводит в подземном царстве, невидимый для окружающих. Лишь дважды он выходил на поверхность: согласно Гомеру, Аид отправился на Олимп за помощью, когда Геракл ранил его стрелой и когда он поднялся наверх, чтобы похитить Персефону . Но в то же время в неприступное царство Аида проникают герои и некоторым даже удаётся забрать оттуда своих близких.

Миф о ранении Аида Гераклом свидетельствует о возросшей самостоятельности и дерзости подросшего поколения людей в эпоху классической олимпийской мифологии. Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея. За это в Пилосе поклонялись Аиду, там же был его храм. Геракл ранит Аида в плечо и его исцеляет божественный врачеватель на Олимпе Пеон. По другому мифологическому сюжету Геракл похищает из царства мертвых Аида пса-стража Цербера для Еврисфея.

Аид был обманут хитрецом Сизифом, покинувшем однажды царство мертвых. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона , не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сизифу ненадолго вернуться на землю - наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения. Но Сизиф не вернулся в царство Аида, он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что единственный из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней. Отсутствие Сизифа обнаружилось спустя несколько лет и за хитрецом пришлось отправлять Гермеса . За все проступки хитрого и подлого Сизифа его жестоко наказали, заставив раз за разом вкатывать тяжёлый камень на гору, отсюда пошло известное выражение о бесполезной работе "сизифов труд".

Известен также миф о Пирифое, царе лапифов, сыне Иксиона. Ему захотелось похитить Персефону и жениться на ней самому. Он попросил Тесея помочь ему в этом. Вместе они проникли в Аид и затребовали у Бога царства мёртвых отдать им Персефону . Аид не показал гнева, но предложил героям отдохнуть и присесть на трон у входа в царство. Оказавшись на троне, они тут же приросли к нему (или по другой версии их опутали змеи). Тесею удалось освободиться, когда в Аид спустился Геракл , а Пирифой навсегда остался в царстве мёртвых, наказанный за свой проступок.

Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику. Аид и Персефона предупредили Орфея о том, что выходя из царства мёртвых он не должен оглядываться ни при каких условиях и что бы он не услышал за своей спиной, но по пути Орфей захотел удостовериться, что Эвридика всё ещё идёт за ним и оглянулся, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась в царстве мёртвых.

Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве врачевания, что начал оживлять мёртвых людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвлённый Аид заставил Зевса убить Асклепия молнией.

Имя, эпитеты и характер

Аид в значении "имя бога", видимо, является вторичным по отношению к значению "название мира мёртвых". Аида называют "водителем народа" Агесилаем, "неодолимым" Адметом, "тёмным" Скотием, "правящим золотыми вожжами" Хрисением в гимне Пиндара.

Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека. Люди старались не произносить имя этого бога, а упоминали его иносказательно. Его называли "незримым" (Aidoneus). Другой эпитет Аида "богатый" (по-гречески Плутон, откуда и произошло римское имя этого бога, а по-латыни Дис, от слова dives - "богатый"), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Таким образом Аид полностью вобрал в себя образ Бога Плутоса, первоначально самостоятельного божества богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления об Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно под влиянием элевсинских мистерий, ему стали приписываться качества бога богатства и плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробной судьбой человека. Этому возможно также способствовал образ Персефоны - покровительницы плодородия.

Другие, менее распространенные имена - Добрый, Советник, Прославленный, Гостеприимный, Запирающий Врата и Ненавистный.

В отличие от буйного Посейдона и гневливого Зевса , Аид всегда спокоен и умиротворён. В мифах, где так или иначе участвует Бог Аид, он всегда рассудителен и спокойно принимает те или иные события. С одной стороны Аид ужасен и страшен, с другой стороны Аид способен сочувствовать, о чём говорит миф об Орфее, и способен на любовь, о чём говорят мифы о похищении Персефоны и о Пирифое.

Сфера влияния Аида в царстве душ, это сфера бессознательного, поэтому его называли незримым. Хотя Аид и является правителем царства мертвых, не следует путать его с Сатаной. Как бог смерти, Аид угрюм, непреклонен и бескомпромиссно справедлив. Его решения не подлежат обжалованию, однако он не олицетворяет зло и не является ни врагом человечества, ни искусителем. Его царство подземного мира сравнивают со смертью в том плане, что смерть лишь является сменой одной проявленной материальной формы на другую не доступную к восприятию, то есть переход из одного качества в другое, преобразование. Конечно этот процесс как правило болезненный, поэтому Аид представлялся как управляющий временем упадка. И первое его проявление в душе ощущалось, привнесением в жизнь сумрак, и как источник тревог, спадов и печалей, - однако он же способен нести просветление и обновление.

В древнеримской мифологии Аиду соответствует Плутон.

Царство мёртвых

Аидом именуется также пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес . Представление о топографии Аида усложнялось с течением времени. Гомеру известны: вход в царство мертвых, который охраняет пес-страж Аида на крайнем западе ("запад", "закат" - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, асфоделиевый луг, где блуждают тени умерших, мрачные глубины Аида - Эреб, реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон. Тартар находится под царством Аида, но в Аиде расположены врата в Тартар.

Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий Аид, реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона, трехглавого пса Кербера. Суд над мертвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса . Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом и Сизифом в тартаре - как части Аида нашло место у Гомера (в поздних слоях "Одиссеи"), у Платона, у Вергилия. Подобное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия ("Энеида") опирается на диалог "Федон" Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. Гомер называет также в Аиде место для праведников - Елисейские поля или Элизиум. Об "островах блаженных" упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием Аида на Элизиум и Тартар также восходит к греческой традиции.

В царство Аида нельзя войти будучи живым и нельзя оттуда выйти. Однако существуют мифы о том, как некоторые герои спускались в Аид и выходили оттуда живыми. В случае Психеи это было последнее из ее героических заданий - единственная возможность воссоединиться с Эротом. Так же любовь сподвигла Орфея спуститься в Аид за своей возлюбленной Эвридикой. Дионис входил в подземный мир, чтобы найти свою мать Семелу. Кроме любви, человека может сподвигнуть к нисхождению в подземное царство стремление к мудрости и знанию. Так, Одиссей решился спуститься в подземный мир ради встречи со слепым провидцем Тиресием, который мог указать ему путь домой. Добровольное нисхождение сопряжено с большим риском, ибо никогда нет гарантии, что смельчаку удастся вернуться.

С проблемой Аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости (см. Адрастея).

Культ и символика

В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса , недаром Зевс именуется Хтонием - "подземным" и "спускающимся вниз". Аиду не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путем. Его побеждает Геракл . Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью. Например, Ахилл готов быть скорее поденщиком, чем царем среди мертвых. Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде ("Разговоры о царстве мертвых", имеющие истоком, видимо, комедию "Лягушки" Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.

Во всех других случаях культ Аида соединён с культом других хтонических божеств, причём Аид является в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида локализовались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т.д., в которых суеверие видело "входы в подземное царство". В жертву Аиду приносился обыкновенно чёрный скот.

Аид - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались Зевс во время битвы с титанами , богиня Афина , помогая Диомеду против Ареса, чтобы не быть узнанной, и герой Персей, добывая голову Горгоны, Гермес в гигантомахии. Этот шлем был подарен Аиду циклопами (киклопами) за то, что он по приказу Зевса освободил их. Скипетр Аида изображает трёх псов.

Аид в искусстве и литературе

Аид - действующее лицо комедии Аристофана "Лягушки", поставленную автором на Ленеях в 405 году до н.э. и получившую первую награду.

Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом - могучим, зрелым мужем, восседающем на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона . У ног Аида обычно лежит кербер (цербер).

Подробное описание царства мёртвых можно прочесть у Вергилия в "Энеиде".

В художественном искусстве чаще всего встречается сюжет о похищении Аидом Персефоны (или Плутоном Прозерпины).

Аид в современности

Аид - один из главных персонажей фильма "Битва Титанов" и двух продолжений, где Аид активно противодействует олимпийским богам и героям. В роли Аида британский актёр Рэйф Файнс.

Аид является одним из главных действующих лиц в американском мультфильме "Геркулес" в качестве главного злодея.

 


Читайте:



"житие сергия радонежского" Житие сергия радонежского информация о композиции жанре

Сохранилось в составе Пространной редакции XVI века - в первой ее части (до главы «О изведении источника»). Текст печатается по рукописи МДА, № 88,...

К чему снится деревня Сон родная деревня

К чему снится деревня Сон родная деревня

Видеть себя в красивой и плодородной местности с изобильными пшеничными полями, чистыми реками, красивыми домами предвещает наступление Вашего...

Шива. Величайший из богов. Volnaudachi: индийские божества Индийский бог много рук как называется

Шива. Величайший из богов. Volnaudachi: индийские божества Индийский бог много рук как называется

Шива ("приносящий счастье"), в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду –...

Сравнительный анализ учения Бэкона и Декарта об ощущениях

Сравнительный анализ учения Бэкона и Декарта об ощущениях

Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его...

feed-image RSS