Главная - Любовь
Царское воплощение бога вишну. Дневник Ведической Культуры: Воплощения Кришны. Вишну в культуре

Разрушитель. Вишну является хранителем и защитником вселенной.

Роль бога Вишну - спуститься на землю в смутное время и восстановить баланс добра и зла. До сих пор он воплощался девять раз, но индусы верят, что он будет перевоплощен в последний раз ближе к концу этого мира.

Люди, поклоняющиеся богу Вишну (или вайшнавы), считают его величайшим богом. Вайшнавы поклоняются только Вишну, такое поклонение называется вайшнавизм или вишнуизм.

Как выглядит бог Вишну и что он символизирует

Вишну часто изображается с синей кожей и четырьмя руками. В его руках находятся четыре предмета, которые символизируют следующее:

  • Раковина (санкха): распространяет звук «Ом» - первозданный звук творения.
  • Чакра, или диск: символизирует цикл времени.
  • Цветок лотоса: пример прекрасного существования и освобождения.
  • Булава: представляет умственную и физическую силу, а также указывает на наказание за недисциплинированность.

Вишну часто изображают как лежащего на Шешанаге - спиральная многоголовая змея, плавающая в космических водах, которые представляют Вселенную. Поза Вишну символизирует спокойствие и терпение перед лицом страха и беспокойства, представленного ядовитой змеей. Суть в том, что человек не должен позволять страху одолевать его и нарушать внутренний покой.

Супругой Вишну является Лакшми – богиня богатства и красоты.

Воплощения бога Вишну

Предполагается, что бог Вишну появлялся девять раз в разных воплощениях на этой земле, причем предсказывалось десятое.

1. Матсья (рыба).

Говорят, что Матсья был аватаром, который спас первого человека, а также других существ земли от великого потопа. Матсья иногда изображается как большая рыба или человек с рыбьим хвостом. Эта история похожа на многие мифы о потопах, найденные в других культурах.

2. Курма (черепаха).

Воплощение бога Вишну в черепаху, чтобы удержать гору Мандара от погружения в океан, воды которого взбалтывали боги и демоны, чтобы добыть сокровища и нектар амрита. В этом воплощении Вишну встретил свою будущую жену Лакшми.

3. Вараха (свинья / кабан).

Вараха - это кабан, поднявший землю со дна моря после того, как демон Хираньякша утащил ее на морское дно. После 1000-летнего сражения Вараха своим клыком поднял землю из воды.

4. Нарасимха (наполовину лев, наполовину человек).

Вишну обретает образ человека с головой льва, чтобы победить всемогущего короля демонов Хираньякашипа.

5. Вамана (карлик со способностью расти).

В Риг Веде, Вамана (карлик) появляется в то время, когда король демонов Бали правит вселенной, и боги теряют свою силу. Чтобы восстановить справедливость, Вамана пришел к Бали и попросил столько земли, сколько он сможет измерить тремя шагами. Смеясь над гномом, Бали исполнил желание. После этого карлик начинает расти, и с первого шага покрывает всю землю, вторым шагом - все небо, а на третьем шаге он отправляет Бали в низший мир демонов, чтобы тот правил в нем.

6. Парашурама (сильный человек / охотник).

В образе Парашурамы, Вишну выступает в роли брахмана, который приходит в мир, чтобы убивать злых царей и защищать человечество от опасности. Он появляется в форме человека с топором, которого иногда называют Рама с топором.

В оригинальной истории Парашурама, по-видимому, восстанавливал индуистский социальный порядок, испорченный высокомерной кастой кшатриев.

7. Рама (величайший воин / идеальный человек).

Господь Рама - седьмой аватар Вишну и главное божество индуизма. Он считается верховным в некоторых традициях. Он является центральной фигурой древнего индуистского эпоса «Рамаяна» и известен как царь Айодхьи, город, который считается местом рождения Рамы.

Согласно Рамаяне, отцом Рамы был царь Дашаратха, а матерью - царица Каушалья. Рама родился в конце Второй Эпохи и был послан богами для сражения с многоголовым демоном Раваной.

8. Кришна (умственно развитый человек).

Бог Кришна является восьмым аватаром Вишну и одним из наиболее почитаемых божеств в индуизме. Он был пастухом (иногда изображается как возничий или государственный деятель).

Согласно знаменитой поэме «Бхагавад-гита» Кришна грамотно направляет Арджуну на поле битвы.

9. Будда (всезнающий) , появившийся в 5 веке до нашей эры. В некоторых традициях Баларама заменяет Будду как воплощение Вишну.

10. Калки (вечность или могущественный воин). Предполагается, что следующее и последнее воплощение Вишну будет в конце Кали Юги (эпоха морального разложения). Считается, что Калки избавит мир от притеснения неправедных правителей. Говорят, что он появится верхом на белом коне, с огненным мечом.

Господь Вишну, движимый состраданием, добровольно принимает рождения на Земле в виде разнообразных божеств, каждое из которых имеет свою миссию. Эти божества управляют девятью планетами, и, поклоняясь им, мы можем умилостивить и гармонизировать влияние соответствующих планет на нашу жизнь.

Рама — Солнце

Господь Рама — идеальный человек, идеальный царь дхармы, идеальный муж. Имя Рамы известно как "тарака-мантра" — мантра, переносящая через океан перевоплощений. Поклонение Раме и чтение мантр, содержащих Его имя, помогает солнечной энергии, правде, справедливости и состраданию возрасти в нашей жизни.

Мантра Солнца: Ом намо бхагаватэ Рамачандрайя.

Кришна — Луна

Кришна, пожалуй, самый известный аватар. Это и есть сам Господь! Луна, как и Кришна, представляет красоту, преданность, наслаждение, любовь, молоко… Поклонение Кришне и практика бхакти являются мощнейшими методами для усиления и гармонизации лунной энергии.

Мантра Луны: Ом намо бхагаватэ Васудевайя.

Нрисимха — Марс

Господь Нрисимха олицетворяет доблесть, а также божественный гнев, способный уничтожать врагов и любое зло. Мантра Нрисимхи помогает усиливать и гармонизировать энергию Марса в гороскопе.

Мантра Марса: Ом намо бхагаватэ Нарасимхадэвайя.

Будда — Меркурий

Будда — символ разума, ума и различения. Почитание Будды улучшает качества Меркурия в гороскопе, даёт систематизированное и упорядоченное мышление, наделяет логикой, вниманием к деталям, благоразумием.

Мантра Меркурия: Ом намо бхагаватэ Буддхадевайя.

Вамана — Юпитер

Вамана сначала был карликом, а потом превратился в великана, который тремя шагами измерил всю вселенную. Качества расширения характерны и для Юпитера. Так, Вамана символизирует мудрость и одновременно оптимизм. Почитание Ваманы и повторение его мантры даёт финансовое благополучие, процветание, приносит удачу в жизни, развивает уверенность в себе, даёт возможности и силы для духовного продвижения.

Мантра Юпитера: Ом намо бхагаватэ Ваманадэвайя.

Парашурама — Венера

Парашурама является одновременно воином и брамином, который разрушает наше невежество. Почитание Господа Парашурамы помогает в усилении и гармонизации венерианской энергии, в развитии дисциплины, чувства вкуса, даёт материальные блага, комфорт и благополучие, а также помогает избавиться от привязанности к чувственным наслаждениям.

Мантра Венеры: Ом намо бхагаватэ Парашурамайя.

Курма — Сатурн

Несмотря на свою порой жестокую природу, Сатурн может стать величайшей опорой в нашей жизни. Так же как и Курма, великая черепаха, которая держит вселенную на своей спине. Почитание Курмы дарует нам мощь и поддержку сил природы, развивает силу воли и терпение, развивает организаторские и исполнительные качества, смягчает несчастья.

Мантра Сатурна: Ом намо бхагаватэ Курмадэвайя.

Вараха — Раху

Вепрь Вараха спасает Землю и вытаскивает её со дна вселенского океана. Почитание Варахи и, соответственно, Раху помогает нам выбраться из океана невежества и иллюзии.

Мантра Раху: Ом намо бхагаватэ Варахадэвайя.

Матсья — Кету

Воплощение Господа в виде рыбы соответствует планете Кету. В виде Матсьи Вишну спас от потопа Ману, прародителя человечества, с которого на Земле начался новый цикл творения. Поклонение Матсье дарует творческое вдохновение, помогает преодолеть негативную карму, смягчает несчастья и даёт силы для продвижения на духовном пути.

Мантра Кету: Ом намо бхагаватэ Матсьядэвайа.

Калки — Наваграха

Господь Калки, который придёт в конце века олицетворяет все девять планет. Поклонение ему равноценно поклонению всем девяти планетам вместе взятым и помогает внутренней трансформации, росту и развитию.

Наваграха мантра: Ом намо бхагаватэ Калкидэвайа.


​Вишну - второе божество Индуистской Триады. Он представляет саттвагуну и центростремительную силу; в его задачи входит поддерживать, оберегать созданную вселенную и покровительствовать ей.

Вишну означает «всепроникающий», «всеобъемлющий». Он соединяет в себе трансцендентальную и имманентную реальность вселенной; он - внутренняя причина, в силу которой все существует.

Еще одно очень распространенное и популярное имя Вишну - Нараяна. Имеет несколько значений:

а) обитающий в водах причинности;
б) тот, в котором пребывают все человеческие существа;
в) пребывающий в человеческих сердцах;
г) конечная цель всех людей.

Первое толкование имени стало толчком для появления следующего популярного и распространенного описания Нараяны:

После разрушения мира в конце предыдущего цикла и перед сотворением нового Нараяна, Верховный Бог, засыпает на своем ложе, устроенном на исполинском змее Шеша (его еще называют Ананта), который плывет по водам молочного океана Кширасамудра. Нога Нарайаны покоится на коленях его супруги Лакшми; она нежно прижимает ее к себе. Когда он видит во сне следующий цикл творения, из его пупка вырастает лотос с сидящим на нем богом Брахмой. После пробуждения Нараяна велит Брахме приступать к акту творения. Это аллегорический образ. Океан служит символом вод причинности, из которых возникает все живое, - идея, присутствующая во многих других религиях. Кширасамудра, молочный океан, обозначает здесь самую чистую форму пракрити, т.е. материи в ее недифференцированном состоянии; белый цвет подчеркивает эту чистоту. Среди эквивалентов слова apas (вода) есть и слово amrta (амрита, нектар, также означает «блаженство»). Поэтому можно сказать, что Господь Нараяна плывет по океану блаженства (как это и должно быть). По преданию, тысячеголовый змей Шеша, или Ананта, поддерживает миры на своих капюшонах. Ананта, чье имя переводится как «бесконечный», «беспредельный», по сути символизирует космическое бесконечное, беспредельное время. Сотворенные миры возникают и существуют во времени.

Значение тысячи капюшонов, на которых стоят миры. Тысяча означает бесконечность деления времени. Эту же картину можно истолковать и в таком контексте, что змей является символом космического пространства, в котором все существует.

Не менее важно и значение имени Шеша. Его смысл - «остаток», «то, что остается в конце». Поскольку невозможно творить из ничего, приходится согласиться с тем, что от предыдущего цикла остается «что-то» (Шеша), что становится семенем для последующего. Таким образом, Шеша символизирует совокупность джива, индивидуальных душ в тонком виде, которые остались после предыдущего цикла и нуждаются в возрождении. Змей также может означать желание (кама), которое всегда остается даже после того, как желаемое достигнуто и получено удовольствие. Так бывает, пока не наступит мокша, окончательное освобождение. В космическом плане змей может символизировать желание Господа после отдыха приступить к следующему циклу творения.

Вишну зачастую изображают в виде Ниламегхасьямы (Nilameghasyama), темно-синего, как грозовая туча, цвета. Поскольку бесконечная пустота кажется темно-синей, Вишну, символ всепронизывающей космической силы, окрашен в синий цвет.

Наиюолее часто Вишну изображают с одним лицом; в четырех руках он держит раковину (sankha), диск (cakra), булаву (gada), лотос (padma) ; на нем ожерелье со знаменитой драгоценностью Кауштубха; на левую грудь свисает локон волос Шриватса. Кроме того, он носит венок из драгоценностей или благоухающих цветов, имя которому - Вайджаянти.

Четыре руки означают четыре стороны света, иными словами - безраздельную божественную власть над всеми направлениями. Раковина - символ пяти стихий (земли, воды и т.д.), диск - космического сознания, булава - космического разума и лотос- символ мира в его развитии. Подобно лотосу, что рождается из воды и постепенно раскрывается во всем блеске, этот мир также возникает из вод причинности и шаг за шагом движется к своему величию и славе. Вот почему лотос символизирует уже развившийся мир. Наш мир мог появиться только путем сочетания пяти стихий, сознания и разума. Вся же символическая картина в целом означает, что Господь Вишну - творец и повелитель этого мира. Шриватса, локон волос, символизирует все естественные радости. Драгоценность Кауштубха, лежащая поверх локона, символизирует того, кто получает радость. Этот двойственный мир, состоящий из наслаждающегося и предмета наслаждения, подобен божественному украшению. Венок Вайджаянти означает тонкие стихии (bhutatanmatras).

Иногда к арсеналу Бога Вишну добавляется еще два вида оружия: меч Нандака, символ мудрости, и лук Шарнига, символ чувства юмора.

Аватары (воплощения) Вишну

С целью спасти человечество от угрожающих ему смертельных опасностей - демоническое воздействие и преступные действия людей - сохранить общественный и нравственный порядок, Бог Вишну, на которого возложена задача поддерживать этот мир, нередко принимает телесный облик.

Хотя обычно считается, что таких воплощений было 10, на самом деле они неисчислимы. Они могут произойти в любое время, в любом месте. Повсюду, где дхарма приходит в упадок и процветает адхарма, Вишну воплощается, чтобы восстановить равновесие в мире.

Матсья (первая аватара)

Во время всемирного потопа Кришна принял облик Матсьи — рыбы, и спас от гибели Ману, который стал прародителем человечества, семерых великих мудрецов-риши и священные тексты Вед. Почитание Кришны в образе рыбы не получило широкого распостранения.

Курма (вторая аватара)

Во второй раз Бог сошел на землю в облике Курмы — черепахи. Во время потопа были утеряны многие сокровища, в том числе и напиток бессмертия — амрита. Он был нужен полубогам, чтобы сохранять вечную молодость. Опечалились полубоги, лишенные амриты, и Кришна решил им помочь. Он превратился в исполинскую черепаху и погрузился на дно космического океана. Полубоги водрузили ему на спину гору и обернули вокруг неё, как веревку, змея Васуки. По указанию Кришны полубоги вместе с асурами (демонами) бросили в океан разные виды лечебных трав и, взяв Васуки за голову и хвост, стали пахтать (т.е. взбалтывать) океан. Кришна-черепаха поддерживал гору, чтобы она не провалилась в болотистое дно океана. Так полубоги и асуры пахтали океан 100 лет, пока из него не начали разные диковины: богиня Шри с сияющим, словно солнце, глазами, белый слон и многое другое. Наконец появился и долгожданный напиток бессмерития в белом сосуде. Полубоги и демоны бросились к нему, каждый старался первым схватить сосуд. Демоны успели раньше, но между ними началась ссора: каждому хотелось первым отведать волшебный напиток. И тогда опять на помощь полубогам пришел Кришна. Он принял облик пленительной небесной красавицы Мохини. Очарованные ею, демоны забыли и о своей борьбе и о напитке. А Мохини, улыбнувшись, взяла чашу, усадила отдельно полубогов и демонов и дала напиток полубогам. Когда подошла очередь демонов, красавица исчезла. Обманутые демоны со страшным криком бросились на полубогов. Завязался бой, но полубоги, укрепленные напитком бессмертия, конечно, одержали победу.

Вараха (третья аватара)

В третий раз Вишну пришлось спуститься на землю в облике вепря для борьбы с демоном Хираньякша. Демон добился того, что его не мог одолеть ни полубог, ни человек, ни зверь. Но, перечисляя животных в заклинании, он забыл упомянуть вепря. Обретя силу, Хираньякша стал похваляться ею и притеснять полубогов и людей. В самохвальстве он дошел до того, что столкнул землю в глубины Мирового океана. Тогда гигантский вепрь-Вишну разодрал страшными клыками брюхо заносчивому демону, поднял одним клыком землю и водрузил её на место.

Вишну-вепря и сегодня почитают в некоторых районах Индии.

Нарасимха (четвёртая аватара)

И в четвёртый раз Вишну снова пришлось иметь дело с демоном, на этот раз с Хираньякашипу, братом Хираньякши. Демон добился у Брахмы обещания, что никто не сможет его победить: ни Бог, ни человек, ни зверь, что его нельзя будет убить ни днём, ни ночью, ни в доме, ни снаружи. Обеспечив себе таким образом полную безопасность, Хираньякашипу стал преследовать полубогов и людей, заставляя почитать в своём царстве лишь одного себя. Не ушёл от преследования даже его собственный сын Прахлада — верный почитатель Вишну. Спасаясь от разъяренного царя, воззвал Прахлада к возлюбленному божеству. И вот на закате (т. е. ни днём и ни ночью) из колонны на пороге дома (т. е. не в доме и не вне его) вышло невиданное существо — Нарасимха, получеловек-полулев, и разорвало надменного демона-царя. Так Вишну освободил своего преданного и подтвердил собственное величие…

Вамана (пятая аватара)

В пятый раз Вишну родился в облике карлика Ваманы. Это случилось, когда власть над миром захватил демон Бали. С помощью аскетичных подвигов он добился невиданного могущества и получил власть над трилокой (тремя мирами: небом, землёй и подземным миром) и полубогами. Полубоги взмолились и обратились к Вишну за помощью. Вишну-Вамана отправился к Бали за милостыней. Чего только не предлагал ему демон! И золото и серебро, и коней быстрых, и слонов могучих, и украшения драгоценные. Но от всего отказывался Вамана и только попросил немного земли: столько, сколько он может отмерить тремя шагами. Согласился Бали, а Вамана начал расти на глазах и стал огромным великаном. Сделал он первый шаг, сделал второй — и покрыл ими землю, небо и пространство между ними. От третьего шага Вамана воздержался: стало ему жалко демона Бали, и оставил он ему подземный мир — паталу, разрешив раз в год посещать потерянное царство.

В южноиндийском штате Керала в честь этого события ежегодно совершается праздник Онам. Десять дней все веселятся, чтобы бывший царь видел своих подданных счастливыми.

Парашурама (шестая аватара)

В шестой раз Вишну принял облик человека по имени Парашурама (Рама с топором). Он был сыном брахмана-сподвижника Джамадагни и царевны Ренуки, с детства отличался воинственностью и никогда не расставался с боевым топором. По приказу своего отца и духовного наставника он без колебаний обезглавил собственную мать, заподозренную в греховных помыслах. Но главным деянием Вишну в облике Парашурамы было убийство тысячерукого царя Картавирьи, который захватил власть над всем миром и жестоко притеснял брахманов. Сыновья Картавирьи убили Джамадагни и Парашурама, мстя за смерть отца, трижды семь раз истреблял всех мужчин их рода и наполнил кровью пять озер на Курукшетре…

Рама (седьмая аватара)

Это одна из наиболее популярных инкарнаций Вишну. Рама, сын Дашаратхи, царь Айодхьи, герой великого Индийского эпоса Рамаяны. Рама — совершенный царь, любящий супруг и храбрый воитель. Рамаяна описывает сказание об этом бесподобном принце и его прекрасной и добродетельной жене Сите.

Вместе с братом Лакшманом и женой Ситой он вёл отшельническую жизнь в лесу, где уничтожил многих демонов, нарушавших покой подвижников и местных жителей. Демон Равана, царь Ланки, решил отомстить за павших родичей и похитил Ситу. Долго искал Рама жену, бродя вместе с братом по свету. Наконец нашёл её во дворце Раваны. После долгой и кровопролитной битвы Рама победил Равану и освободил Ситу.

Кришна (восьмая аватара)

Восьмая аватара Вишну — прекрасный и вечно юный Кришна, защитник Земли и борец с человеческой несправедливостью.

Когда-то в царстве Матхуре правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него мир, Кришна решил воплотиться в одном из сыновей его двоюродной сестры Деваки, но Канса узнал об этом от предсказателей и убивал всех ее сыновей. Поэтому Кришна еще младенцем был тайно переправлен на другой берег реки Ямуны и воспитывался в семье простых пастухов. Он был восхитительным ребенком с кожей цвета грозовой тучи. Своей красотой и игрой на флейте Он очаровывал всех жителей деревни.

Детство Кришны, его шалости (похищение масла у Яшоды, одежд у купающихся пастушек и др.) и подвиги (убийства демонов, которых подсылает Канса, поглощение пламени лесного пожара и спасение от него коров и пастухов, победа над повелителем змей Калией; поднятие над головой горы Говардхана, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот, и др.) — излюбленные темы индийской поэзии. Ещё более популярная тема — любовь пастушек к юному Кришне. Заслышав свирель Кришны, пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Пастушки и их влечение к Кришне трактуются как символ человеческих душ, устремлённых к слиянию с Богом. Но Бог неуловим и недостижим: в конце концов, Кришна покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг — убить Кансу. Убийством тирана завершается юность Кришны. Из пастушка Он превращается в воина и политика: восстанавливает справедливую власть в Матхуре в защищает город от демонов, мстящих за Кансу. При этом Кришна переводит всех жителей Матхуры — ядавов в Двараку, новый город, который по Его приказу строится за одну ночь. Совершая дальнейшие подвиги, Кришна обретает сначала восьмерых жён (первая из них Рукмини), а затем ещё 16100 жён. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми жёнами, Кришна производит многочисленное потомство. После битвы на Курукшетре, которая завершает круг земных дел Кришны-Вишну, Кришна, решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя.

Будда (девятая аватара)

Девятой аватарой Вишну стал Будда — лила-аватара Господа Кришны, явившийся в начале Кали-юги;

Калки (десятая аватара)

Последняя, десятая аватара Вишну — Калки (Всадник на Белом Коне) — относится к будущему. Его приход только ожидается. Это случится в конце нашей мрачной эры, когда возобладают негодяи и в сердцах людей угнездится безверие. Тогда и явится Вишну в образе царя на белом коне, и на земле установится золотой век.

Чатурвьюги

Религия Бхагаваты-Панчаратры с ее культом Вишну-Нараяны-Кришны выдвигает теорию о том, что у Верховного Бога Вишну есть 4 формы проявления:

а) Пара, или Верховный;
б) Вьюга, или эманация;
в) Вибхава (Vibhava), или воплощение;
г) Арка (Arka), или образ.

Пара - Верховный Бог во славе. Вибхава представляет воплощения, уже известные миру. Арка - нисхождение Бога в изображение, которое торжественно устанавливают в храмах для почитания.

Число Вьюг (эманаций) - 4; отсюда их название чатурвьюги, или чатурмурти. Их имена: Васудева, Шанкаршана, Прадьюмна и Анируддха (Vasudeva, Sankarsana, Pradyumna, Aniruddha). Согласно вишнуитской мифологии, Шри Кришна - это Васудева, а его брат Баларама - Шанкаршана. Прадьюмна и Анируддха - соответственно сын и внук Кришны. Исторически могло быть, что героев - Ядавов с течением времени начали обожествлять под видом Вьюг. Здесь Васудева символизирует читту (сознание), Шанкаршана - аханкару (самость), Прадьюмна - буддхи (интеллект), а Анируддха - манас (разум). Они символизируют космическую психологическую эволюцию.

Впоследствии количество Вьюг возросло до 24. С точки зрения иконографии все их изображения одинаковы, за исключением расположения четырех эмблем: раковины, диска, булавы и лотоса. Теология Панчаратры добавляет еще одну форму проявления - Антарьямин (Antaryamin, обитающий внутри) - которую невозможно представить иконографически.

Малые воплощения

Индуистская мифология содержит множество преданий об аватарах бога Вишну, которые могут быть пурнаватарами (полными проявлениями), как Шри Кришна, амшаватарами (amsavataras, частичными проявлениями), как Капила, или авешаватарами (теми, кто на время преисполняется божественной силой), как Парашурама. Вот некоторые из них.

Даттатрейя

Он сын великого мудреца Атри и его супруги Анашуи, олицетворение чистоты в индуистской мифологии. Он изобрел магические обряды и создал растение сому. Он был учителем неарийских народов. Общаясь с людьми низкого происхождения и предаваясь наслаждениям, он сделался нечистым. Однако учение и просветление настолько очистило его, что отныне ничто не может его запятнать. Как воплощение Триады, Даттатрейя изображается с тремя головами, четырехруким; его сопровождают четыре разномастных пса, символизирующих Веды.

Концепция Даттатрейи - своеобразная попытка примирить между собой культы Брахмы, Вишну и Шивы. Кроме того, с помощью этой концепции в индуизм органически вошли неведические культы.

Дханвантари

Дханвантари поднялся из пучины, когда пахтали океан, держа в руке чашу с амброзией (amrta-kalasa). Он основал медицинскую науку. Возродившись в облике царя Каши, он принес искусство врачевания на землю. В Ведах также упоминается Дханвантари, бог целебных трав и врачевания. Его изображают с красивой внешностью; сидит он с чашей амброзии в руках, за ним видны традиционные эмблемы Вишну.

Хаягрива, или Хаяширша

Великий мудрец Яджнавалкья утратил знание Яджурведы из-за проклятия своего гуру и понес суровую кару. Бог Солнца, удовлетворенный его покаянием, явился ему в облике божества с головой лошади и научил его той же самой Веде в другой форме. Этот эпизод стал известен под названием Vajasaneyi Samhita (Vaji - лошадь). Возможно, именно здесь истоки аватары Хаягривы (божества с головой лошади).

Демоны Мадху и Каитабха похитили Веды и спрятали их под водой. Бог Вишну принял облик Хаягривы, нырнул на дно океана и, убив демонов, спас Веды.

Хаягрива - бог учения, так же, как богиня Сарасвати. Его изображают в виде человека с головой лошади, с четырьмя или восемью руками, в которых он держит оружие и эмблемы Вишну.

Капила

Капила, сын Кардамы и Девахути, был великим мудрецом, испепелившим взглядом 60 000 сыновей царя Сагары. Здесь явственно слышен отголосок предания, отождествляющего Капилу с Агни. Он обучил свою мать философии Санкья.

На ритуальных изображениях волосы Капилы уложены на голове в виде венца (jata-mukuta); он бородат, с четырьмя руками, две из которых держат кувшин, а две другие - раковину и диск.

Мохини

По просьбе богов, у которых демоны похитили амброзию во время пахтанья океана, Бог Вишну принял облик волшебницы Мохини; ей удалось обмануть демонов и вернуть амброзию богам. Говорят, она очаровала самого Шиву. Эта история учит, что бессмертия (amrtatva) можно достичь только победив заблуждение (moha). Мохини изображают в виде прекрасной молодой женщины в разноцветных одеяниях, украшенной драгоценностями; в руке она держит вазу с нектаром.

Нара-Нараяна

Когда миссия аватары Нарасимхи была завершена, он разделился надвое, и его львиная половина превратилась в мудреца Нараяну, а человеческая - в мудреца Нару. Затем Нара с Нараяной возвратились в Бадарикашрам, чтобы вести суровую аскетическую жизнь. Когда Индра, желая соблазнить их, послал небесных нимф, Нараяна из своего бедра создал нимфу Урваши (Urvasi - бедро), более прекрасную, чем все они вместе взятые. По другой версии, эти мудрецы - сыновья Дхармы и Ахимсы. Они были аскетами и одержали победу над демоном Сахасракавачей (Sahasrakavaca - владеющий тысячью оружий).

Позже эти мудрецы возродились в облике Шри Кришны и Арджуны.

История эта необычайно поучительна. В каждом из нас присутствует человеческое и божественное начало. Демон, ненавидящий богов и людей, постоянно пытается соблазнить нас тысячью уловок. Чтобы победить его, надо практиковать аскезу (tapas).

Нару-Нараяну иногда изображают одним человеком, иногда - двумя. В первом случае у него две или четыре руки, в которых четки (japamala) или традиционные эмблемы Бога Вишну. Во втором Нару изображают с двумя головами и двумя руками, одетым в оленью шкуру; Нарайана же имеет четыре руки, в которых держит символические раковину, диск, лотос и четки.

Вьяса

Вьяса - это космическое существо, рождающееся в каждую эпоху для передачи и распространения священных писаний.

Мудрец Кришна-Двайпаяна, сын Парашары - известный Вьяса своего времени. Свое имя он получил потому, что собрал все существующие ведические гимны и разделил их (vyas - делить) на четыре Веды. Он автор великого эпоса Махабхарата, всех Пуран (мифологии) и Брахмасутр.

Его изображают стройным, темнокожим, с волосами, уложенными в виде венца. Рядом с ним его ученики Пайла, Вайшампаяна, Джаймини и Суманту.

Яджна

В ранней ведической литературе Вишну нередко отождествляют с яджной, или жертвоприношением. Бхагавата называет Варахаватару «Яджна-вараха», а части его тела соотносит с различными частями принесенной жертвы. В других мифологических источниках он фигурирует под именем Яджнешы, сына Ручи и Акути. Вся вселенная, которая находится в состоянии постоянного движения и изменения, подобна обряду жертвоприношения, а Бог-творец рассматривается как олицетворение этой жертвы. Отсюда его имя - Яджна, или Яджнешвара.

Его изображают двухголовым, семируким, трехногим и четырехрогим. В руках священные предметы: сосуд с топленым маслом (ajyapatra), ковши и ложки (juhu) разнообразной формы, раковина и диск. Это, несомненно, символический образ, где представлены различные виды жертвоприношений, однако объем данной книги не позволяет остановиться подробно на деталях описания.

Другие широко почитаемые ипостаси Вишну

Джаганнатха Пури

Джаганнатха Пури в Ориссе - вишнуитское божество, привлекающее огромные толпы почитателей, особенно во время ежегодного празднества колесниц. Изображение выглядит несколько гротескно, с выпученными глазами; оно вырезано из бревна. Раз в 12 лет изображение обновляют, причем новую деревянную скульптуру приносят в храм тайно. В новый образ вкладывается древняя реликвия - так происходит его освящение. Это изображение представляет Шри Кришну, а подобные ему образы - Балараму и Субхадру, сестру Кришны.

Пандуранга

Виттхала, известный также под именем Виттахалы или Витхобы, - божество знаменитого вишнуитского храма в Пандхарпуре, штат Махараштра. По существу, слово «Vittha» - это искаженное «Вишну». Ракумабаи, или Рукмини - имя его супруги, которую обычно изображают стоящей слева.

В этом облике Бог Вишну открылся брахману по имени Пундали в награду за его сыновнюю преданность родителям.

Ранганатха, наряду с Варадараджей из Канчипурама и Венкатешей из Тирупати - самые почитаемые в Южной Индии аспекты Вишну. Известный храм в Шрирангаме, в Тамилнаду - центр этого вишнуитского культа. Как утверждают, данный храм - по крайней мере, первоначальное изображение божества - возник из морской пучины и был подарен Шри Рамой Вибхисане. На пути из Айодхьи в Ланку Вибхисана поставил храм на землю, чтобы немного передохнуть. К его огорчению (и к радости других), храм прочно врос в землю! Изображение относится к типу Йогасаяна (божество покоится на ложе-змее в йогической позе). У бога две руки, правая поддерживает голову, а левая опирается на змея. Нередко вместе с божеством изображают лотос с Брахмой, Айюдхапуруши (Ayudhapurusas, люди-оружие), сраженных им демонов Мадху и Каитабху, а также мудрецов Бхригу и Маркандею.

Похожие изображения Йогасаяна находятся в Шрирангапатне (Карнатака) и Тривандруме (Керала), где они известны под именем Падманабха, или Анантасаяна.

Варадараджа

Варадараджа, самый щедрый на дары и милости, еще одна весьма почитаемая ипостась Бога Вишну. Известен также как Кариварада, т.е. спасший Гаджендру, царя слонов, от смертельной хватки крокодила. Его изображают верхом на Гаруде, застигнутым в момент метания диска. Рядом - Гаджендра, чья стопа зажата в мощной крокодильей пасти. Иногда возле крокодила можно увидеть фигуру человека с руками, сложенными в почтительном жесте - это гандхарва (полубог), освобожденный от проклятья, из-за которого он появился на свет в обличье крокодила.

Храм Шри Варадараджа в Канчипураме (Южная Индия) -один из важнейших и самых известных храмов, посвященных Вишну.

Венкатеша

Венкатеша, называемый также Венкатешвара, Шриниваса или Баладжи из Тирупати (Андхра-Прадеш) - пожалуй, самое широко почитаемое из индуистских божеств; храм на холмах Тирупати получает баснословный доход. Слово «Венгадам» тамильского происхождения и означает «холм»; следовательно, Венкатеша - это повелитель холма. Легенда повествует о том, что Бог Вишну в облике Варахи (вепря) решил продлить свое пребывание на земле, и Гаруда опустил на землю холм Вайкунтха, чтобы он мог жить там. Бог Шриниваса, или Венкатеша, другая ипостась Вишну, одновременно с Варахой появился в тех краях и решил остаться жить на земле на благо человечества.

Утверждают, что это изображение возникло спонтанно (udbhavamurti) и не соответствует известным агамическим традициям. Нет единого мнения по поводу точного объекта и формы изображения: одни полагают, что это Хари-Хара, другие считают, что Субрахманья или даже Деви.

Вишваксена

Вишваксена или всепобеждающий, - ипостась Вишну, играющая в вишнуитской традиции ту же роль, что и Ганеша в шиваизме. Ему молятся перед началом любого предприятия, чтобы устранить возможные препятствия. Его представляют с четырьмя руками; в трех он держит раковину, диск и булаву, а четвертая застыла в tarjanimudra (предостерегающе поднятый палец). Правая нога обычно слегка спущена с пьедестала. Временами Вишваксену изображают стражем или главным служителем Бога Вишну. Он стоит на белом лотосе, с длинными матовыми волосами и бородой. Это символ мирских наук.

Малые божества, связанные с Вишну

Гарутман, или Гаруда, могучая птица, на которой путешествует Вишну, - малое божество и неизменный атрибут всех вишнуитских храмов. Согласно преданию, он сын мудрых супругов Кашьяпы и Винаты и младший брат Аруны, возничего Бога Солнца. Прославился он тем, что принес чашу с нектаром с небес Индры. Именно этот подвиг и заставил Бога Вишну выбрать Гаруду для своих путешествий.

В буквальном переводе слово «Гаруда» значит «крылья речи». Он, по существу, олицетворяет ведическое знание, которое спустилось к нам на его крыльях из божественного мира.

Изображение Гаруды обычно антропоморфное. У него острый клюв, за спиной два крыла; рук может быть 8, 4 или всего 2. Две руки всегда сложены в жесте поклонения, в других находится раковина, колесо, булава, меч, змея и чаша с нектаром. Образ традиционно размещают по правую сторону от центральной святыни. Может показаться странным, что ложем Богу Вишну служит змей, а путешествует он верхом на орле, своем главном враге! Но это лишь показывает, что он - Бог равновесия и гармонии, и на него возложена задача поддерживать и сохранять эту многоликую вселенную.

Другое божество, неизменно присутствующее в вишнуитских храмах, особенно на Юге, - это Хануман, обезьяний бог. Рамаяна рисует его высокообразованным, с утонченным вкусом, культурным героем. Он силен, мудр, умеет быть преданным - сочетает в себе редкие качества.

Его представляют в двух позах: в обществе Шри Рамы, Ситы и Лакшманы он скромно стоит поодаль или же преданно сидит у ног Шри Рамы. В святилищах, посвященных исключительно ему, Хануман изображен в воинственной позе, с булавой в левой руке и Сандживини в правой.

Помимо этого, оружие Бога Вишну нередко представляют в антропоморфном виде. Тогда его называют Айюдхапуруши (люди-оружие); оно может быть мужского, женского и среднего рода, в зависимости от грамматического рода слова, его обозначающего. Например, булава - женское божество, а диск - божество, не имеющее рода.

Божество Сударшана чакра (диск) изображают на фоне шестиугольника; это человек, ослепительный, как пламя, с 4, 8 или 16 руками, в которых лук, стрелы, трезубец, аркан, стрекало и другие предметы и оружие, а также традиционные вишнуитские атрибуты. Считают, что божество символизирует космическое сознание, волю Бога к преумножению и его беспредельную власть творить и разрушать вселенную. Утверждают, что мантра Сударшана обладает свойством нейтрализовать яды и изгонять злобных духов. Каумодаки, булава Бога Вишну, - женское одноликое божество с двумя руками, сложенными в жесте поклонения; это символ власти и независимости.

Повествование о Боге Вишну было бы неполным без упоминания о Шалаграме (Salagrama), черноватом полированном камне с закругленными краями и отверстием, в котором находятся крошечные окаменелые моллюски - символ Бога Вишну и предмет почитания. Они бывают нескольких разновидностей, представляющих разные ипостаси Бога. Шалаграмы устанавливаются для почитания в храмах или в частных домах. Если такой камень хранится дома, ритуал поклонения становится обязательным.

Воплощения Шри Кришны на санскрите называют аватарами, что значит «тот, кто нисходит». Это указывает на то, что Сам Кришна обитает за пределами материального мира и нисходит сюда исключительно по собственной воле, ради живых существ, томящихся в темнице материальных представлений о жизни. Вот что Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите»:

паритранайа садхунам винашайа ча душкритам
дхарма-самстхапанартхайа самбхавами йуге йуге

«Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век».


Также в «Чайтанья-чаритамрите» есть следующее определение аватары Господа:

сришти-хету йеи мурти прапанче аватаре
сеи ишвара-мурти ‘аватара нама дхаре

майатита паравйоме сабара авастхана
вишве аватари дхаре аватара нама

«Верховный Господь нисходит из Своего царства, чтобы явить Себя в материальном мире. Образ Господа, в котором Он появляется в материальной вселенной, называют Его воплощением, или аватарой. Изначально все эти экспансии пребывают в духовном мире, в царстве Бога, а когда Они приходят в материальный мир, Их называют аватарами».

Есть разные типы аватар: пуруша-аватары, гуна-аватары, лила-аватары, шактьявеша-аватары, манвантара-аватары и юга-аватары. Все они появляются на разных планетах вселенной в строго определенное время. Но Господь Кришна, изначальная личность Бога, - это источник всех аватар. Шри Кришна приходит в материальный мир для того, чтобы утешить Своих чистых преданных, которые жаждут увидеть Господа и Его ни с чем не сравнимые игры во Вриндаване.

1. Пуруша-аватары.


Пуруша-аватары, или повелевающие аватары, относятся к воплощениям Кришны, способствующим возникновению вселенной, процессам ее наполнения (движущимися и неподвижными существами), а также координации деятельности живых существ внутри вселенной. Всего существует три пуруша-аватары. Первым из них является Каранадакашайи Вишну. Слово карана значит «причина», таким образом, этот эпитет – Каранадакашайи – указывает на воплощение Господа с четырьмя руками, возлежащего в причинном океане (за пределами материального проявления). Каранадакашайи Вишну погружен в мистический сон – йога-нидру, и из пор на его теле выходят мириады вселенных, в каждую из которых Он входит в образе Гарбхадакашайи Вишну (вторая пуруша-аватара) – в этом облике Господь наполняет безжизненное пространство вселенной духовной влагой и ложится на змея Ананта-шешу посреди этого вселенского океана. Змей Ананта-шеша является экспансией Господа, а Его бесчисленные головы – обителью энергии, которую современные ученые называют законом всемирного тяготения. Иначе говоря, все планеты вселенной покоятся на головах Господа Ананта-шеши.

Далее, когда вселенная наполняется живыми существами, Господь входит в сердце каждого из них в образе Кширодакашайи Вишну, Сверхдуши (третья пуруша-аватара). Так Он пребывает рядом с каждым живым существом как его друг, исполняя все его желания и терпеливо ожидая, пока живое существо пресытится материальными удовольствиями и обратит свой взор на Него.

2. Гуна-аватары.

Любая энергия, будь то материальная либо духовная, имеет своим повелителем личность. Гуны материальной природы не исключение. Самой чистой гуной – гуной благости – повелевает Сам Верховный Господь, Кширодакашайи Вишну. Эта гуна позволяет продолжаться процессам внутри вселенной, поэтому никто, кроме Самого Бога, не может управлять этим.

Гуной страсти управляет Брахма, первое живое существо во вселенной, которому поручено довести процесс сотворения мира до его логического конца – то есть сконструировать тела для живых существ, которые желают наслаждаться здесь тем или иным образом. Тело Брахмы целиком состоит из чистого разума, поэтому никто, кроме него лучше не справится с задачей управления гуной страсти, или гуной созидания. Онтологический статус Брахмы может варьироваться, в зависимости от наличия высокоразвитой в духовном отношении души, которая могла бы занять этот пост. В этом случае Брахма – отделенная частица Шри Кришны, душа, подобная нам с вами. Однако, когда такой души внутри вселенной не находится, Господь Сам занимает пост Брахмы и руководит всеми процессами созидания и управления гуной страсти.

И последней гуной, гуной невежества, управляет Господь Шива, чье положение остается тайной за семью печатями даже для знатоков Вед и великих мудрецов. Господь Шива – это не обычное живое существо, но и не совсем Бог. Несмотря на то, что в современной Индии сплошь и рядом поклоняются Господу Шиве, священные писания говорят, что сам Шива все время медитирует на Господа Кришну в Его облике Санкаршаны, Всепричинного Господа, вмещающего в Себя все сущее.

Господь Шива – повелитель материальной энергии, которая считается его вечной супругой, поэтому Он, хотя и является управителем гуны невежества, Сам не попадает под ее влияние. Все три гуна-аватары, Вишну, Брахма и Шива – являются полными, отделенными или непостижимыми воплощениями Верховного Господа, Шри Кришны.

3. Лила-аватары.

Этим аватарам Господа нет числа. Говорят, что Сам Ананта-шеша, Великий Змей, нараспев вещает о лилах, или «играх» Господа в Его различных воплощениях, но до сих пор (если это выражение вообще уместно в рамках вечности) не смог перечислить их все. Вот описание десяти самых известных лила-аватар Господа Шри Кришны:

Первая, самая древняя аватара – Матсья-аватара, воплощение Господа в образе гигантской золотой рыбы. Во время частичного разрушения вселенной, когда воды потопа нахлынули на землю, Матсья-дев вытянул лодку с великим царем Сатьявратой и тем самым спас ведическое знание, не позволив ему кануть в лету.

Второй лила-аватарой считают Курму, воплощение Господа в облике небесной черепахи, которая подставила свою спину-панцирь в качестве опоры для взбивания молочного океана на высших планетных системах нашей вселенной. Таким образом Курма-дев помог полубогам и демонам добыть нектар бессмертия и множество других удивительных вещей из получившейся пахты.

Третьей лила-аватарой был Вараха-дев, воплощение Господа в образе гигантского вепря. Он спас Землю, достав ее со дна вселенского океана, куда она упала из-за демона по имени Хираньякша. Этот демон выкачал все запасы золота из земли, что послужило причиной схождения земли с орбиты. После того, как Вараха-дев установил землю обратно, Он сразился с Хираньякшей и убил демона ударом своего лотосного копыта.

У Хираньякши был брат, которого звали Хираньякашипу. Узнав о гибели брата, Хираньякашипу возненавидел Господа. Каков же был его гнев, когда он узнал, что его пятилетний сын, маленький Прахлад, стал преданным Господа. Схватив меч, Хираньякашипу попытался убить сына, однако был остановлен Самим Господом, явившемся в облике Нрисимха-девы, полу-человека, полу-льва. Этому облику Господа, четвертой аватаре Шри Кришны, поклоняются во всех храмах Международного общества сознания Кришны по всему миру. Говорится, что именно в этом облике Господь охотнее всего защищает Своих преданных.

Пятым воплощение Господа в образе лила-аватары был Вамана-дев. Он родился как младший брат Индры, царя полубогов. Это происходило миллионы лет назад, на высших планетных системах нашей вселенной. Вамана-дев, выглядевший как карлик-брахман, чудесный маленький брахман, пришел во дворец великого царя Бали Махараджа и попросил его о милостыни. Царь Бали, известный своим великодушием, пообещал дать все, что тот пожелает, но, на удивление, маленький брахман попросил всего лишь клочок земли, который он отмерит тремя своими шагами. С улыбкой Бали Махарадж согласился исполнить желание своего необычного гостя, но улыбаться ему пришлось недолго.

Маленький карлик-брахмана на глазах у царя и всех придворных вырос до небес и двумя своими шагами покрыл все пространство вселенной – от низших до высших планет. Более того, вторым Своим шагом он пробил оболочку вселенной, откуда во вселенную просочилась капля причинного океана. Эта капля в виде энергии разлилась по высшим планетным системам, а на земле превратилась в священную Гангу. Видя, что Господу некуда сделать третий обещанный шаг, Бали Махарадж опустился на колени и предложил Вамана-деву ступить на его голову. Так Бали Махарадж стал преданным Господа, и его до сих пор почитают как одного из махаджан, великих личностей, которым ведом путь истинной религии. В награду за его преданность и смирение Вамана-дев стал привратником в его дворце. Таковы удивительные отношения Господа и Его чистых преданных.

Шестой лила-аватарой был Парашурама, воплощение ярости Господа. Господь, вопреки мнению некоторых философов, не лишен эмоций. Напротив, все материальные эмоции берут свое начало в абсолютных эмоциях Абсолютной Личности Бога. Когда кшатрии, правители земли, стали попирать вечные законы религии и, вместо того, чтобы заботится о подданных, целиком погрузились в мирские утехи, Господь пришел, чтобы преподать им (и будущим правителям) хороший урок. Бродя по свету, повторяя таинственный, наводящий ужас слог «хум», Господь Парашурама одним топором, на лезвии которого не просыхала кровь, вырубил двадцать один раз все династии правителей того времени и наполнил их кровью огромное озеро. Господь – Верховный Отец этого мироздания, и порой Ему приходится учить Своих неразумных детей, как правильно жить в этом мире, чтобы не страдать самим и не становиться причиной страданий своих ближних. Как известно, для души нет рождения и смерти, поэтому все души, соприкоснувшись с Господом, получают освобождение, неважно, одаривает их Господь ударами Своего топора или бутонами лотосов. Такова абсолютная природа Верховной Личности Бога.

Игры седьмой лила-аватары Господа настолько знамениты, что их изучают даже в западных университетах, причем сразу на нескольких факультетах: философских, религиоведческих и филологических. Это – сказание о Господе Раме, или как Его еще величают – Шри Рамачандре, образцовом царе, лучшем из отпрысков династии Икшваку. Он нисходил на нашу землю примерно 3 миллиона лет назад, чтобы показать пример идеального человека, мужа и правителя. Великий эпос «Рамайана» в деталях повествует о Его жизни, деяниях и характере. Этот эпос переведен на многие языки мира, в том числе и на русский, и на этом сайте вы найдете несколько историй оттуда.

Восьмым воплощением стал Господь Баладев, старший брат Шри Кришны. Вместе Они нисходили на нашу землю чуть более пяти тысяч лет назад, на святой земле Бхарата-варши, территории современной Индии, Пакистана и Бангладеша. Господь Баладев – первая экспансия Шри Кришны. Он практически неотличен от Кришны, лишь оттенок Его трансцендентного тела – белый. Именно Господа Баладеву считают источником всех других воплощений Господа. В пример приводят множество свеч, которые были зажжены от одной единственной свечи. Этой первой свечой является Сам Шри Кришна, тогда как второй, от которой зажжены все остальные – Господь Баладев.

Когда заходит разговор о девятом воплощении Шри Кришны, у многих современных религиоведов возникает множество вопросов и сомнений. И это не удивительно, поскольку ведические писания провозглашают девятой лила-аватарой …Будду! Того самого Будду, который учил четырем истинам и которого считают основателем одной из мировых религий. Будда отверг авторитет Вед, чтобы остановить массовые жертвоприношения животных, что проводились бессовестными людьми под эгидой ведических предписаний. Он учил, что рождение, болезни, старость и смерть являются ненужными страданиями, которых возможно избежать, если обрести просветление. Основной Его заслугой считают учение об ахимсе – непричинении вреда живым существам.

Десятой лила-аватарой Господа является Калки-аватара, Светлый Воин на белом коне. Он придет через 427 тысяч лет, однако уже известно название местности, где он родится – деревушка Шамбала на севере Индии. Он придет, когда деградация человеческого общества достигнет своей высшей, или вернее сказать, низшей точки, когда матери будут поедать своих новорожденных детей, когда на земле не останется ни одного дерева, когда о дождях перестанут вспоминать, когда слово «Бог» станет ругательным, когда человек перестанет быть человеком. Господь придет, чтобы своим мечом уничтожить орды кровожадных карликов, даровав им освобождение от грехов, изгоняя из их сердец врагов духовного знания, таких как похоть, гнев, жадность, зависть и страх. После этого Господь провозгласит начало нового золотого века, сатья-юги.

4. Шактья-авеша-аватары.

5. Манвантара-аватары. Воплощения Господа в образе Ману, предводителей человечества.

Человечество играет очень важную роль в жизни вселенной. Наша вселенная не безжизненна, вопреки мнению современных адептов науки. На каждой планете вселенной есть жизнь, и каждая планета вселенной является плацдармом для выхода в те или иные сферы бытия. Так, человеческая жизнь является плацдармом для выхода сразу в несколько сфер бытия. В них включены три материальные сферы – после смерти человек может отправиться на высшие планеты, называемые райскими, остаться на земле или, пройдя через чистилище, обрести тело животного. Также лишь в человеческой форме жизни возможно обретение высшего сокровища, доступного душам в материальном мире, а именно – возможность раз и навсегда покинуть этот мир и обрести вечную жизнь в блаженстве и знании. Это недоступно никому другому во вселенной, за исключением, может быть, Брахмы, который, если не сойдет с пути преданного служения Господу, в конце своей жизни также покинет этот мир и отправится в мир духовный. Таким образом, роль наставников человеческого общества не поручается простым смертным. Таких наставников Веды называют Ману (откуда происходит английское слово man, «человек»). Жизнь Ману не идет ни в какое сравнение с обычной человеческой. Они живут многие миллионы лет. Сейчас нашим обществом также правит один из Ману, и нет такой силы, которая способна изменить этот порядок. Наставления для успешного функционирования человеческого общества изложены в знаменитом трактате «Ману-самхита», изучив который, мы поймем, в чем причина тех или иных социальных потрясений, от которых страдает современное человечество.

6. Юга-аватары. Особые воплощения в каждую из эпох.

Согласно Ведам, человеческая жизнь начинается со второго рождения. В разных культурных традициях такое рождение называется по-разному. Это может быть крещение, посвящение или еще как-то. Смысл один – человек должен родиться второй раз для высшей цели. В зависимости от эпох, в их ведическом понимании, различают образ жизни, способствующий такому второму рождению и более того, способный возвысить человека до высшего состояния чистоты, необходимого для вхождения в высшие сферы бытия, возвращению обратно в духовный мир. Веды говорят о четырех эпохах, или югах, и также различают четыре отличных друг от друга духовные практики и четыре воплощения Господа, юга-аватары, которые учат этим практикам.

В первую эпоху из четырех эпох, сатья-югу, проникновение в высшие духовные сферы достигалось с помощью медитативной йоги, которой учила белая аватара Господа. Это – Капила дев, сын Девахути, поведавший своей матери науку божественного различения между материей и духом, а также открывшего ей и всему человечеству сокровенные тайны медитации на образ Господа.

В трета-югу, когда от благих качеств осталась лишь треть (отсюда название эпохи – трета, «треть»), Господь приходил в образе Вараха-дева (который одновременно с этим является лила-аватарой) красного цвета и учил как правильно совершать жертвоприношения.

В двапара-югу воплощением Господа, обучающим человечество и всю вселенную пути религии, стал Сам Верховный Господь, Шри Кришна. Он учил поклонению Господу в храмах. Именно этим путем люди того времени достигали совершенства.

И наконец, в нашу эпоху, в которую мы с вами живем, кали-югу, век раздоров и лицемерия, совершенство достигается воспеванием святого Имени Бога. Этому учила золотая аватара, Господь Шри Чайтанья Махапрабху. Поскольку это сама по себе огромная тема, мы отвели специальные разделы для рассказа об этом пути.

http://www.krishna.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Способность бога Вишну в разные эпохи принимать разный облик делает его поистине уникальным божеством. В индуизме эта особенность получила название Дашаватар – 10 воплощений Вишну.

Дашаватар – 10 воплощений Вишну

Первым является воплощение бога Вишну в рыбу – Матсья. В этом облике бог спасает на корабле от всемирного потопа седьмого Ману, а также разнообразные семена растений.


Курма (черепаха), бог Вишну принимает облик черепахи , чтобы погрузиться на самое дно мирового океана, для спасения во время потопа ценностей. Боги воздвигают на черепахе гору Мандару, вокруг неё обматывают змея Васуки и начинают очень быстро вращать, взбивая океан, таким образом, начинает выходить из нее Луна, амрита (напиток бессмертия) и многие другие священные существа и предметы.


Вараха («вепрь»), воплотившись в которого Вишну спас мир, убив демона Хираньякшу, пытавшегося утопить землю, которую после Бог Вишну поднял на своих клыках из пучины.


Нарасимха – Вишну становится человеком-львом. Он разрывает на куски злейшего демона Хираньякашипу, который захватил власть, как на земле, так и на небе.

Вамана-пятое воплощение Вишны

Вамана («карлик») – очередное воплощение бога Вишну , чтобы предстать пред Бали – царем дайтев, подчинившим себе три мира (небо, землю, подземный мир). Карлик попросил у Бали столько пространства сколько он сможет отмерить тремя своими шагами. Бали согласился, получив согласие Вамана первым шагом отмерил землю, а вторым небо. В итоге оставив Бали подземный мир, отказавшись от последнего третьего шага.


Парашурама («Рама с топором») - воплощение Вишну в сына брахмана, для истребления кшатриев, которые представляли касты воинов, для того чтобы брахманы, стали еще большей варной.


Рама («Смуглый») - прекраснейший принц, наимудрейший правитель - идеальный царь и муж. Он одерживает победу над драконом-демоном многоглавым Раваной («Ревущим»). После отсечения голов, они отрастали снова и снова. Поразила демона стрела Брахмы.


Кришна («Темный», «Черный») восьмое воплощение Вишну , считается наиболее полным воплощением. Кришна Вишну очень популярен в Индии; благодаря этому Кришну часто почитают как Вишну . История Кришны Вишну разнообразна сказочными эпизодами. В юности Кришна был милым пастушком, который привлекал внимание многих пастушек. При звуках волшебной флейты Кришна Вишну очаровывал как людей, так и животных.


Будда («Просветленный», «Пробужденный») - девятое воплощение Вишну.


Калки («Белый конь») - последняя, десятая, инкарнация Вишну . В этом воплощении бог придет на землю в конце времен. С мечом справедливости в руке истреблять все зло и нечисть, верхом он будет на белом коне. Суждено ему восстановить на грешной земле мир и порядок, а также обновить и возродить человечество.


Изменено 23 марта 2014 пользователем Савитри5
 


Читайте:



Молитвы святым петру и февронии муромским о семейном благополучии

Молитвы святым петру и февронии муромским о семейном благополучии

Как бы отчаянно не спорили карьеристы, но семья – самое важное и главное, что может быть у человека. К сожалению, даже крепкие семьи иногда...

Оборотничество: тайна трансформации человека в зверя

Оборотничество: тайна трансформации человека в зверя

И так из зерна, пищи животного , он делает муку, пищу человека ! Поэтому не нужно много внимания обращать на данные нам условия - внутренние или...

Как сделать порчу на того, кто вас обидел

Как сделать порчу на того, кто вас обидел

Довольно часто с людьми бывает так, что стараются жить в полной гармонии с окружающим миром. Они не желают причинять вред никому из их окружения....

Какая литургия служится на благовещение

Какая литургия служится на благовещение

Евангельское событие праздника. Традиции праздника. Календарные заметки. Богослужебные указания. Скачать наряду текст богослужения. Перевод...

feed-image RSS