Главная - Гороскопы
Сын аполлона в мифах. Бог аполлон - древнегреческий бог солнца. Любовь и дружба

Воплощение молодости и красоты, источник жизни и исцеления, покровитель искусства, а также яркий словно само Солнце…. Всё это о нём, том, который для древних греков был одним из самых любимых олимпийцев. Его имя стало нарицательным и применяется по отношению к мужчинам неземной красоты.Это греческий бог Аполлон (Απόλλων) — с его именем связано множество мифов, в его честь устраивали праздники и строили храмы. Что представлял собой этот бог и что осталось от его культа в современной Греции?

Греческий бог Аполлон - златокудрый Феб

Фото www.art-book.gr/

В древнегреческой мифологии Аполлон имел прозвище Феб (лучезарный). По-гречески это имя выглядит так: Φοίβος [фИвос] , оно достаточно популярно и сейчас. Он считался покровителем искусств, наук и муз, был олицетворением Солнца и одним из наиболее почитаемых богов Пантеона, который уступал только Зевсу. Также к его обязанностям относилось предсказание будущего и очищение убийц от грехов.

Рождение Аполлона

Аполлон появился в результате любви Зевса и одной из его многочисленных возлюбленных - титаниды Лето (Λητώ , читается ЛитО). Он был братом Артемиды, которая стала олицетворением Луны. Скрываясь от Геры (ревнивой жены Зевса), Лито скиталась по свету, преследуемая чудовищем Пифоном, которого Гера послала, чтобы он не давал Лито найти покоя. В конце концов Посейдон поднял на поверхность сухой бесплодный остров Ορτυγία (остров куропаток), который не боялся гнева Геры и плавал по морю. Там Лито провела девять дней в муках родов, так как не могла разродиться без божественной акушерки Илифии, а ту удерживала при себе Гера. Только через 9 дней Илифия смогла добраться к Лито, и на свет первой появилась Артемис (Άρτεμις), а затем Аполлон. После рождения богов острову было дано имя Делос (Δήλος , читается ДИлос), и Зевс навечно закрепил остров на месте.

Видимо, причиной того, как вместо греческого «и» в русском варианте названий ставится «е», являются трудности перевода)) Так и греческая буква «вита» стала почему-то «бетой»…

Как только Аполлон явился миру, весь Делос оказался залит солнечным светом. Впоследствии для пастухов Аполлон был покровителем нив, для охотников - покровителем охоты, как и его сестра. Также считалось, что он покровительствует в состязаниях по кулачным боям, борьбе и бегу. Аполлон-музыкант, как и сама его музыка, ассоциировался с чистотой, ясностью.

Как и отец Зевс, Аполлон - любвеобильный юноша. Он вступал в связь как с богинями, так и смертными женщинами, но был многократно отвергнут. Это странное противоречие никак, на первый взгляд, не может относиться к богу с идеальной внешностью. Среди возлюбленных Аполлона числятся Персефона, Кассандра, Дафна, Гипсипила. А в числе наиболее известных детей бога значатся Гименей, Ликомед, Асклепий и Орфей.

У Аполлона более 350 эпитетов, все они как-то соотносятся с его происхождением, деяниями и достоинствами. Однако сам бог, как и Солнце, которое он олицетворяет, несет не только свет, но и смерть. Богов греки наделяли многими человеческими чертами, так и Аполлон был не всегда благороден, а часто проявлял мстительность и злопамятность. Так, однажды сатир Марсий, который считал себя лучшим игроком на флейте, предложил Аполлону соревнование в музыке. Аполлон со своей лирой победил, но Марсия за непотребную наглость наказал по-своему — несчастного сатира подвесили за ноги и содрали с живого кожу.

Аполлон и сатир Марсий. Греческая марка 1985 года

Имя Аполлона упоминается во многих мифах. Он одолел Ареса в соревнованиях по кулачному бою, наделил Кассандру даром пророчества, а потом, отвергнутый ею, сделал всё, чтобы данные ею предсказания не вызывали людского доверия. Аполлон убил детей высокомерной Ниобы, которая вздумала возгордиться ими и сравнить себя с Лето. Также как бог-стреловержец он покровительствовал троянцам в Троянской войне - его стрелы принесли чуму в ахейские лагеря. И здесь явно наблюдается ещё одно противоречие, ведь одной из черт бога считалось умение лечить. Так, он остановил эпидемию в Афинах.

Зевс дважды за различные прегрешения лишал Аполлона божественных качеств и посылал в мир служить какому-нибудь смертному. Во время этого вынужденного служения Аполлон предпочитал быть пастухом. В первый раз Зевс послал сына к троянскому царю Лаомедонту, а тот по окончании службы Аполлона отказался платить ему жалованье. Когда же Аполлон возмутился, царь пригрозил ему, что отрежет непокорному уши и продаст как раба. Недальновидным оказался троянский властитель… Когда Аполлон вновь получил божественную силу, он наслал на Трою страшную эпидемию, уносившую человеческие жизни в течение полугода.

Второй раз он был отправлен в Фессалию, к царю Адмиту. Когда Адмит лицезрел прекрасный облик Аполлона и понял, кто перед ним, он сразу предложил гостю свой трон. Аполлон отказался, объяснив цель своего пребывания у царя — служить ему как простой смертный. Однако впоследствии, после окончания срока наказания, обретя вновь свои силы, Аполлон сделал царство Адмита самым богатым и благополучным в стране. Урожай здесь собирали дважды в году, а коровы каждый раз приносили не одного, а двух телят.

Один из самых известных мифов связан с основанием Дельфийского Оракула. По легенде, Аполлон стремился отомстить дракону Пифону, который преследовал его мать. Пифон сеял смерть вокруг себя, сдвигал скалы тяжестью своего тела, держал в страхе нимф и всё живое. Достигнув ущелья дракона, Аполлон убил его под аккомпанемент победной песни и струн кифары, а потом закопал в землю тело убитого Пифона - ровно там, где сегодня стоят Дельфы. Здесь он основал оракул и святилище. Именно с оракулом связана функция Аполлона как бога пророчеств.

Внешность и культ Аполлона

Бога изображали безбородым и златокудрым юношей, с сильной и мужественной фигурой, луком и золотыми стрелами, лирой и колесницей - с ней Аполлон путешествовал по небу. Непременными атрибутами являлись лавровый венок и эгида, а символами служили пальма, лебедь, волк, олива и дельфин. Считается, что его культ был рождён у дорийцев. В честь бога они проводили Иакинфии и Карнеи, причём последний праздник был посвящён Аполлону как военному богу. Затем культ распространился по всей Греции. Храмы существовали на Делосе и Пелопоннесе. Но самым почитаемым было Дельфийское святилище. Интересно, что из греческих колоний почитание Аполлона переместилось в Рим - здесь в его честь учредили вековые игры.

Сегодня увидеть храмы Аполлона можно в разных регионах Греции. В Коринфе сохранились руины святилища - от них хоть и остались колонны, но и те выглядят довольно величественно. Храм не смог полностью разрушить даже грозный Луций Муммий. На Делосе, где располагался главный храм Аполлона, уцелела Терраса Львов. Правда, оригиналы выставлены в музее Дилоса - их заменили копиями. Также Аполлону был посвящён храм Делиос.

Важнейшей святыней античного мира являлся храм в Дельфах. В одной из его комнат располагался знаменитый Дельфийский Оракул, прорицания которого оказывали мощное влияние на всю культурную, экономическую и политическую жизнь Средиземноморья. За пределами Греции славу получил храм Аполлона в турецком Сиде. От него остались колонны, украшенные растительными орнаментами.

Ещё один уникальный храм находится на Пелопоннесе, на границе областей Аркадия и Мессиния. Это единственный в своем роде храм Аполлона Эпикурейца, храм-компас, всегда показывающий с севера на юг и вращающийся на своем фундаменте вслед за Полярной звездой. Это чудо инженерной мысли древних греков было построено в 5 веке до н.э. в местечке Фигалия на высоте 1130 метров.

Храм Аполлона Эпикурейского. Фото iplus.gr/

Аполлон - одна из самых противоречивых фигур Пантеона богов. Все сюжеты, связанные с ним, зачастую рисуют совершенно параллельные образы. Это было связано с длительной эволюцией мифологии и человеческого отношения к жизни. Однако для любителей греческих мифов Аполлон так и остался символом утончённости, олицетворением всего благородного и светлого.

Гимн Аполлону на древнегреческом языке, в котором перечисляются также его многочисленные эпитеты:

Елена Метелева

Повелитель солнца, покровитель музыкантов, талантливый предсказатель, врачеватель, отважный герой, многодетный отец – греческий Аполлон включает в себя множество образов. Вечно молодой и амбициозный бог честно завоевал собственное место на Олимпе. Любимец женщин и смелых мужчин занимает второе место в пантеоне божественных правителей.

История создания

По мнению современных исследователей, образ Аполлона зародился вовсе не на территории Греции. Мифы и легенды о лучезарном боге пришли в страну из Малой Азии. Подтверждает теорию необычное имя божества.

Значение имени бога стало загадкой не только для современных ученых, но и для философов Древней Греции. выдвигал версию, что «Аполлон» переводится как «собрание». Теория не имеет под собой основы, так как имя нигде не упоминается в подобном контексте.

Вторым доказательством теории о заимствовании Аполлона у Азии является сочетание в одном лице противоречивых функций. Аполлон предстает перед людьми и положительным персонажем, и карающим богом. Подобный образ не характерен для мифологии Древней Греции. В любом случае, златокудрый бог занял почетное место на Олимпе, уступив в величии только собственному отцу – .


Культ Аполлона начал шествие с острова Делос и постепенно захватил всю страну, в том числе и итальянские колонии Греции. Уже оттуда власть бога солнца распространилась на Рим. Но, несмотря на огромную территорию влияния, именно Делос и город Дельфы стали центром служения божеству. На территории последнего греки возвели Дельфийский храм, где восседал оракул, толкование снов которым открывало тайны будущего.

Биография и образ

Греческий бог родился на берегу острова Делос. Одновременно с мальчиком на свет появилась сестра-близнец . Дети – плод любви Зевса-Громовержца и титаниды Лето (в другой версии Латоны). Женщине пришлось скитаться по небу и воде, так как Гера, официальная жена Зевса, запретила титаниде ступать на твердую почву.


Как и все дети Зевса, Аполлон быстро вырос и возмужал. Боги Олимпа, гордые и довольные пополнением, преподнесли юному божеству и его сестре подарки. Самым запоминающимся стал дар – серебряный лук и золотые стрелы. С помощью этого оружия Аполлон совершит немало подвигов.

Описание внешности вечно юного божества своеобразно. В отличие от большинства героев Греции Аполлон не носил бороды, предпочитая открывать лицо окружающему миру. Метафора «златовласый», часто используемая в отношении бога, позволяет сделать вывод, что Аполлон – блондин.

Юноша среднего роста и среднего телосложения быстро и бесшумно передвигается по свету, с легкостью догоняя спортивную сестру. Нигде не упоминается обескураживающая красота бога, но количество любовных побед подсказывает, что Аполлон излучает магнетизм и обаяние.


Впрочем, в жизни бога была и несчастная любовь. Дафна, миф о которой отлично характеризует юность Аполлона, стала жертвой неприятной истории. Юный бог, уверенный в собственных силах, высмеял Эрота (бога любви), за что получил в сердце любовную стрелу. А стрела отвращения полетела прямиком в сердце нимфы Дафны.

Влюбленный Аполлон бросился за девушкой, которая решила спрятаться от настойчивого поклонника. Бог солнца не отступал, поэтому отец нимфы, видевший мучения дочери, превратил Дафну в лавровое дерево. Юноша украсил листвой лавра собственную одежду и колчан для стрел.

Свободное от подвигов и забот время юноша проводит за музыкой. Любимым инструментом для Аполлона стала кифара. Молодой бог гордится собственными успехами в музыке и часто покровительствует талантливым музыкантам. А чего не терпит Аполлон, так это хвастовства.


Весельчак-сатир Марсий, подобравший флейту , однажды вызвал юного бога на состязание. Мужчина недооценил талант сына Зевса. Марсий проиграл состязание, а гордый и своенравный Аполлон в наказание за дерзость содрал с сатира шкуру.

Молодому богу бывает скучно на Олимпе, поэтому Аполлон часто спускается на землю, чтобы пообщаться с друзьями. Однажды приятельская встреча закончилась смертью. Сын Зевса и Гиацинт, сын местного царя, запускали в небо металлический диск. Аполлон не рассчитал силы, и снаряд угодил Гиацинту в голову. Любимец бога погиб, Аполлон не смог спасти друга. На месте трагедии расцвел цветок. Теперь каждую весну распускает бутон растение гиацинт, напоминающее о дружбе бога и человека.

Отличительная характеристика Аполлона – всепоглощающая любовь к матери и сестре. Ради благополучия близких женщин герой идет наперекор грозному отцу. Вскоре после рождения Аполлон убивает Пифона – могучего змея, преследующего Лето. За несогласованный акт мести Зевс свергает бога Солнца, и Аполлон должен восемь лет прослужить пастухом, чтобы загладить вину.

Второй раз Аполлон заступается за мать, когда Лето оскорбляет царица Ниоба. Подруги поспорили, кто из них более плодовит. Чтобы отстоять честь матери, Аполлон и Артемида перестреляли всех детей Ниобы.


Несмотря на часты стычки, за Аполлоном закрепилось звание любимчика отца. Такое расположение угнетает Геру – жену владыки Олимпа. Богиня прикладывает максимум усилий, чтобы причинить вред Аполлону. Впрочем, солнечный бог только посмеивается над проделками мачехи.

На божестве лежит серьезная обязанность – Аполлон с колесницей, в которую запряжена четверка лошадей, проезжает по небу, освещая Землю. Часто в путешествии златокудрого бога сопровождают нимфы и музы.

Возмужавший Аполлон часто заводит романы. В отличие от отца, мужчина предстает перед возлюбленными в истинном обличии. Исключением стали Антенора (принял облик собаки) и Дриопа (приходил дважды в виде змеи и черепахи). Несмотря на внушительный любовный стаж, Аполлон так и не женился. Более того, зачастую возлюбленные бога не хранили мужчине верность. утверждал, что Аполлон – олицетворение порядка и света, а противоположные качества в мифологии представляет . Бог виноделия призывает сторонников нарушать правила, которые навязывает сын Зевса.

  • Аполлон имеет хорошую физическую подготовку. Юноша с легкостью победил бога войны Ареса в кулачном бою.
  • Писатель представил собственное видение персонажа. В книге «Перси Джексон и Олимпийцы» читатель знакомится с современным бесшабашным сыном Зевса.
  • Цитата сообщения Мифы и Легенды * Аполлон

    Аполлон

    Аполлон (Антонио Канова)

    Википедия

    Аполлон (др.-греч. Ἀπόλλων), Феб (др.-греч. Φοῖβος, «лучезарный») — в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель (за что его называли (Μουσηγέτης)), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).
    В крито-микенских текстах его имя не встречается, согласно распространенной гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Алаксандуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю. В. Откупщиков), имя происходит от др.-греч. àπελάω «отвращающий» (волков, мышей, саранчу — в зависимости от эпитета). По Плутарху и В. Буркерту, от απέλλα «собрание», первый месяц дельфийского календаря назывался «апеллай».

    Рождение и детство

    Рождение Аполлона и Дианы (Marcantonio Franceschini (1648-1729)

    Сын богини Латоны (Лето) и Зевса, брат-близнец Артемиды, внук титанов Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия) (греч. δηλόω — являю), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой, которая запретила ей вступать на твердую землю. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света.

    Латона и ее дети Аполлон и Диана (William Henry Rinehart (1825-1874)

    Родился в седьмой день месяца, семимесячным. Когда он родился, лебеди с Пактола проделали семь кругов над Делосом и воспели его. Лето не кормила его грудью: Фемида кормила его нектаром и амброзией. Гефест принес ему и Артемиде в подарок стрелы.

    Аполлон, убивающий Пифона * Аполлон, побеждающий Пифона

    Пас быков Пифона. Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным (на четвёртый день после рождения) убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Там же он основал в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф.
    За убийство Пифона был изгнан на девять лет в Темпейскую равнину. В возрасте 4 лет начал строить храм на Делосе из рогов кинфийских ланей, убитых Артемидой.

    Основные мифы

    Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.
    Стрелу, которой убил циклопов, он сделал созвездием. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар, но Лето упросила отдать его в услужение человеку. За убийство Киклопов был осужден Зевсом пробыть год в услужении у смертного (в другом варианте — восемь лет службы были искуплением греха пролитой крови дракона Пифона)

    Геракл сражается со Cмертью, чтобы спасти Алкестиду (Фредерик Лейтон)

    и отдан в пастухи к царю Фессалии Адмету, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.
    Вместе с Посейдоном воздвиг стены Трои, либо Посейдон воздвиг стены, а Аполлон пас быков.
    Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла с Гектором и Ахилла с Парисом.

    ...и трижды сражал девяти браноносцев.
    Но когда он, как демон, в четвертый раз устремился,
    Тут, о Патрокл, бытия твоего наступила кончина:
    Против тебя Аполлон по побоищу шествовал быстро,
    Страшен грозой. Не познал он бога, идущего в сонмах:
    Мраком великим одеянный, шествовал встречу бессмертный.
    Стал позади и ударил в хребет и широкие плечи
    Мощной рукой,- и стемнев, закружилися очи Патрокла.
    Шлем с головы Менетидовой сбил Аполлон дальновержец...

    Гомер Илиада (XVI, 784-793)


    ....До самых Скейских ворот преследовал Ахилл троянцев.
    Он ворвался бы и в священную Трою, и она погибла бы, если бы не явился бог Аполлон. Грозно крикнув, остановил он Ахилла. Но не повиновался ему Ахилл. Он сам гневался на бога за то, что много раз спасал бог-стреловержец от него Гектора и троянцев. Ахилл даже грозил богу, что поразит его копьем. Неумолимый рок омрачил разум Ахилла. Он готов был напасть даже на бога. Разгневался Аполлон, забыл он и то, что обещал некогда, на свадьбе Пелея и Фетиды, хранить Ахилла. Покрывшись темным облаком, никому не зримый, направил он стрелу Париса, и поразила она Ахилла в пяту, куда только и можно было поразить великого героя. Смертельной была для Ахилла эта рана. Почувствовал приближение смерти Ахилл. Вырвал он из раны стрелу и упал на землю. Горько упрекал он бога Аполлона за то, что он погубил его. Знал Ахилл, что без помощи бога не может убить его никто из смертных. Еще раз собрался с силами Ахилл. Грозный, подобно умирающему льву, поднялся он с земли и сразил еще многих троянцев. Но вот похолодели его члены. Все ближе была смерть. Зашатался Ахилл и оперся на копье. Грозно крикнул он троянцам:
    - Горе вам, погибнете вы! И после смерти буду я мстить вам!

    Аполлон и Диана убиают детей Ниобы (Jacques-Louis David (1748-1825)

    Аполлон вместе со своей сестрой Артемидой губитель детей Ниобы.

    Состязание между Аполлоном и Марсием (Hendrick de Clerck (1560-1570-1630)

    В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся захватить дельфийский треножник.
    Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопонесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.
    Научился искусству прорицания у Пана. Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии. Аполлон — пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» — Мойрагетом.

    Кассандра

    Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей.
    Аполлон — пастух (Номий) и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен.
    Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на стадо коров.

    Аполлон и (Charles Meynier)

    Покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз, и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Все певцы и лирники происходят от Аполлона и .
    Весной и летом жил в Дельфах, осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето.
    На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою.
    Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды. Превращался в ястреба и льва.

    Культ

    В исследовательской литературе (У. Виламовиц, М. П. Нильссон, В. Л. Цымбурский) распространено убеждение в негреческом происхождении культа Аполлона. Очаг культа находился в Малой Азии, где он прослеживается со II тыс. до н. э. Однако есть гипотеза (О. Керн, Дж. Скотт) и об автохтонном дорийском происхождении культа.

    Храм Аполлона в Дельфах

    Храм Аполлона в Дельфах (Дельфийский Оракул)

    Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона — пифия — давала предсказания.

    Пифия (Джон Кольер
    (John Maler Collier (1850-1934)

    В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры). Все месяцы года, кроме трех зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрел значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

    Апполон и девять Муз на горе Геликон
    (Attributed to Jan van Balen (1611-1654)

    Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

    Аполлон Кифаред

    Атрибуты Аполлона — серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище — Кифаред — «играющий на кифаре») или лира. Символы — олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк.
    Основные места почитания — Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды, на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном, Аполлон основал святилище, где жрица-пифия (названная так по имени Пифона) предсказывала волю Зевса.
    Третий ватиканский мифограф приводит список 12 камней в короне Аполлона.

    Многие Аполлоны

    Согласно речи Котты, Аполлонов было четверо:

    * Сын Гефеста, хранитель Афин.
    * Сын Корибанта, вступил в спор с Зевсом за Крит.
    * Сын Зевса третьего и Лето, пришёл в Дельфы от гипербореев.
    * В Аркадии, его называют Номион.

    По Клименту, их шесть:

    1. сын Гефеста и Афины,
    2. сын Корибанта на Крите,
    3. сын Зевса,
    4. аркадский, сын Силена, он Номий,
    5. Аполлон Ливийский, сын Аммона,
    6. по Дидиму, ещё сын Магнета.

    Также Аполлона почитают галлы (по Цезарю). Согласно кельтской песне, после смерти Асклепия он удалился к гипербореям, и его слезы стали янтарем.
    Когда боги бежали в Египет, Аполлон превратился в ворона, либо коршуна. Ястребов египтяне посвящают Аполлону (точнее, соколов Гора).
    Аполлон почитался в Тире.
    Его называли «четвероруким» и «четвероухим».

    В искусстве и науке

    Афина Паллада посещает Аполлона на Парнасе (Arnold Houbraken (1660-1719)

    Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): «Аполлон, убивающий ящерицу» (ок. 370 до н. э., скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельведерский» (сер. IV в. до н. э., скульптор Леохар).

    Аполлон, убивающий ящерицу
    (Apollo Saurocton, Лувр)

    Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен. Согласно Мнасею, поражен и убит Зевсом.
    Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эвмениды», сатировской драмы Софокла «Следопыты», трагедий Еврипида «Алкестида», «Орест». Существовала комедия Филиска Керкирского «Рождение Аполлона и Артемиды».
    В философии Ницше Аполлоническое начало является одним из компонентов греческой культуры, символизирующем порядок, ясность и свет. Противоположное начало, выражено в образе Диониса
    Именем Аполлона была названа программа пилотируемых космических полётов NASA, принятая в 1961 году. Программа Аполлон и высадка на Луну, осуществлённая в 1969 году, часто упоминаются как величайшие достижения в истории человечества.

    Возлюбленные Аполлона

    Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут.

    (Jakob Auer)

    Его отвергли , превращенная по её просьбе в лавр, Кассандра. Ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены родился сын Аристей, от Корониды — Асклепий, от муз Талии и Урании — корибантов и певцов Лина и Орфея.

    Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением
    (Александр Иванов (1806-1858)

    Его любимцами были юноши Гиацинт и Кипарис, рассматриваемые как ипостаси Аполлона.

    Юноши

    * Адмет (сын Ферета).
    * Аканф (версия). См. Список персонажей древнегреческой мифологии, чья родина неизвестна.
    * Алкафой (царь Мегар).
    * Амикл (сын Лакедемона).
    * Атимний.
    * Бранх.
    * Гиакинф (сын Амикла).
    * Гилл из Карии. См. Малая Азия в древнегреческой мифологии.
    * Гименей (сын Магнета).
    * Закинф. См. Мифы островов Ионического моря.
    * Иапиг (сын Иасия).
    * Иапис. Некий герой, возлюбленный Аполлона. Возможно, ошибка в рукописи вместо Иапига.
    * Ипполит (сын Ропала). См. Мифы Сикиона и Флиунта.
    * Карней.
    * Кинир.
    * Кипарис.
    * Кларос.
    * Орфей.
    * Пар. Некий возлюбленный Аполлона Возможно, ошибка в рукописи, мог иметься в виду Парис.
    * Потнией. Некий герой, возлюбленный Аполлона.
    * Потуй. Некий возлюбленный Аполлона. См. Потнией.
    * Проб. Некий возлюбленный Аполлона.
    * Скефр (сын Тегеата). См. Мифы Аркадии.
    * Форбант (сын Триопа).

    Противоречия в мифологии наглядно проявляются в том, что персонажи в одних версиях называются сыновьями Аполлона, в других — его возлюбленными.

    Женщины

    * Амфисса. Возлюбленная.
    * Герофила сивилла (кимская сивилла). Называет себя женой Аполлона.
    * Гипсипила. Возлюбленная.
    * Некая Зевксиппа именуется возлюбленной Аполлона.
    * Исса (дочь Макарея).
    * Клития. Обычно именуется возлюбленной Гелиоса, отождествляемого с Аполлоном .
    * Ниса (дочь Адмета).
    * Окироя.
    * Профоя. Некая возлюбленная Аполлона.
    * Некая Стеропа именуется возлюбленной Аполлона.
    * Халкиопа (дочь Комета).
    и многие другие. См. также ниже Потомство Аполлона.

    Его отвергли:
    богини Гестия, Кибела, Персефона, нимфа Аканфа, Алкиона-Марпесса, Болина, Грина, Дафна, Кассандра, Касталия, юноша Левкат, Синопа (версия).

    Зооморфизм присущ Аполлону заметно меньше, чем Зевсу. В виде собаки он возлег с дочерью Антенора, в виде черепахи и змеи — с Дриопой.

    Потомство Аполлона

    * Агамед и Трофоний. От Эпикасты (версия).
    * Агрей. От Евбеи (дочери Макарея).
    * Агрей, Аутух, Номий. От Кирены.
    * Акрефий.
    * Амфиарай. От Гипермнестры (версия).
    * Амфисс. От Дриопы.
    * Амфифемид-Гарамант. От Акакаллиды (дочери Миноса).
    * Аний. От Рео.
    * Апий.
    * Араб. От Вавилоны.
    * Аристей. От Кирены.
    * Асклепий. От Корониды или Арсинои.
    * Бранх. (версия)
    * Гектор. (версия)
    * Гилаира и её сестра. (версия)
    * Гименей. От Каллиопы (версия).
    * Гриней. (версия)
    * Дафнис. (версия)
    * Дельф. От Келено, либо Фии, либо Мелены.
    * Дий (отец Мелиты).
    * Дор, Лаодок и Полипет. От Фтии.
    * Дриоп. От Дии (дочери Ликаона)
    * Евмолп. От Астикомы (версия).
    * Евридика (жена Орфея). (версия)
    * Зевксипп. От Гиллиды.
    * Иалем. От Каллиопы.
    * Иам. От Евадны (дочери Посейдона).
    * Идмон. От Кирены, Антианиры или Астерии.
    * Ион. От Креусы.
    * Исмений и Тенер. От Мелии.
    * Кентавр. От Стилбы (версия).
    * Кеос. От Мелии.
    * Кидон, Наксос, Оакс. От Акакаллиды (дочери Миноса).
    * Кикн. От Фирии или Гириеи.
    * Кикон. От Родопы.
    * Кинир. От Пафы.
    * Кирка. От Эфеи (версия).
    * Кларос. От Креусы.
    * Корон. От Хрисорои/Хрисорты.
    * Лапиф. От Стилбы.
    * Ликомед. От Парфенопы.
    * Ликор. От Корикии.
    * Лин. От Псамафы, либо Алкионы, либо Урании, либо Эфусы.
    * Мараф.
    * Мегарей. (версия)
    * Меланей. От Пронои.
    * Милет. От Ареи или Акакаллиды (дочери Миноса), или Дионы.
    * Мопс. От Манто (версия).
    * Оилей. От Уреи (версия).
    * Онкий.
    * Орфей. От Каллиопы (версия).
    * Пан. От Пенелопы (версия).
    * Парфенос. От Хрисофемиды.
    * Патар. От Ликии.
    * Пис, царь кельтов.
    * Пифаей.
    * Сир. От Синопы.
    * Тельмисс. От дочери Антенора.
    * Тенн. От Проклии (версия).
    * Троил. (версия)
    * Фагр. От Офреиды.
    * Фемоноя. Из Дельф.
    * Фестор. От Аглаи (версия).
    * Филакид и Филандр. От нимфы Акакаллиды.
    * Филаммон. От Филономы или Левконои.
    * Херон. От Феро или Арны.
    * Хрис. От Хрисеиды, по её лживому заявлению.
    * Элевфер. От Эфусы.
    * Эней (из Фракии). От Стилбы.
    * Эпидавр. (версия)
    * Эриманф.
    * Эриопида. От Арсинои.
    * Янус. От Креусы (версия).

    А также:


    * Гомер. От Каллиопы.
    * Пифагор. От Пифаиды.
    * Еврипид. От Клеобулы.
    * Платон. От Периктионы.
    * Селевк I. От Лаодики.
    * Октавиан Август. От Атии. По слухам и Асклепиаду из Менды, Атия родила Октавиана Августа от Аполлона в виде дракона.

    * Старшие Музы (Кефисо, Аполлонида и Борисфенида).
    * Корибанты. От музы Талии или от Коры, либо 9 кирбантов от Ретии.
    * Куреты. От данаиды Крессы.

    Убитые Аполлоном

    Аполлон и Марсий (Giovanni Francesco Romanelli (1610-1662)

    Аполлон. Наказание Ниобы
    (James Pradier (1790-1852)2

    * Сыновья Амфиона и Ниобы (репродукцию см. выше )
    * Алоады (версия).
    * Амфилох (сын Алкмеона).
    * Амфион.
    * Аристодем. (версия)
    * Ахилл (репродукцию см. выше ).
    * Гигант.
    * дракон Дельфиний (он же Пифон).
    * Еврит (сын Меланея). (версия)
    * Исхий.
    * Каанф (сын Океана).
    * Киклопы.
    * Коронида. (версия)
    * Крагалей. Превращен в камень.
    * Лин. (версия)
    * Марсий. С него содрана кожа.
    * Мелеагр. (версия)
    * Пифон (репродукции см. выше ).
    * Порфирион (гигант). (версия)
    * Раг (сын Пиера). Превращен в сорную траву.
    * Рексенор (сын Навсифоя).
    * Тельхины. В образе волка.
    * Титий.
    * Флегий.
    * Форбант, вождь флегиев. Побежден Аполлоном в кулачном бою.
    * Фронтис (сын Онетора). Кормчий Менелая.
    * Эфиальт (гигант).

    Эпитеты Аполлона

    Аполлон-Кифаред

    * Абей (Ἀβαῖος). По названию города Абы, известного храмом и оракулом Аполлона. en:Abaeus
    * Агийей (Ἀγυιεύς, «уличный»). Эпитет Аполлона—покровителя улиц, его алтарь в Фивах.
    * Актий (Ἄκτιος, «прибрежный»). Эпитет Аполлона. В Актии святилище акарнанов. В святилище Аполлона Актийского жертвоприношения начинаются с заклания быка в жертву мухам.
    * Алей (Ἀλαῖος, «скитальческий»). Эпитет Аполлона.
    * Атимний. Эпитет Аполлона.
    * Афетей.
    * Белен.
    * Боэдромий (Βοηδρόμιος, «бегущий на помощь»). Эпитет Аполлона.
    * Вакхий. Также эпитет Аполлона.
    * Гебдомагет. (Ἑβδομαγέτης, «седмичник»). Эпитет Аполлона в Афинах.
    * Гекат. Имя Аполлона у Гомера. Гекатоннесами называются островки между Азией и Лесбосом.
    * Гекатебол. «Метатель стрел». Имя Аполлона у Гомера и Пиндара.
    * Гекаэрг. Эпитет Аполлона у Гомера.
    * Генетор. Эпитет Аполлона на Делосе.
    * Гергифий. Эпитет Аполлона, по городу в Троаде.
    * Гилат (Ὑλάτης, «лесной»). Эпитет Аполлона на Кипре. Его святилище в Курионе. en:Hylates
    * Гипаей. («Коршун»). Эпитет Аполлона, ибо послал коршунов для спасения одного пастуха.
    * Гиперборейский.
    * Гортинский.
    * Гриней. (Гринийский.) Эпитет Аполлона. Оракул в Гринии (Эолия, Малая Азия). Гринийскую рощу воспел поэт Корнелий Галл. В Гринейской роще спорили Калхант и Мопс.
    * Делий (Δήλιος, «делосский»). Эпитет Аполлона.
    * Дельфиний (Δελφίνιος). Эпитет Аполлона, связанный с Дельфами и убитым им змеем, либо с превращением в дельфина.
    * Дидимей. См. Малая Азия в древнегреческой мифологии.
    * Дионисодот. Эпитет Аполлона в деме флийцев. Ибо Аполлон собирает Диониса воедино и восстанавливает.
    * Дримант. «Дубовый». Эпитет Аполлона в Милете.
    * Дромий. «Бегун». Эпитет Аполлона, ему поклонялись критяне и македоняне.
    * Евриал. По Гесихию, эпитет Аполлона.
    * Зеринфийский. Эпитет Аполлона, его храм в устье Гебра близ храма Гекаты.
    * Иатр. Также эпитет Аполлона.
    * Ией. (Иэй.) Имя Аполлона.
    * Исмений. Эпитет Аполлона. Статуя в Фивах из кедрового дерева работы Канаха.
    * Карнейский.
    * Кет. (Койт.) Эпитет Аполлона.
    * Киллейский. Эпитет Аполлона.
    * Кинеей. «Собачий». Эпитет Аполлона, потому что утащен собаками после рождения, но возвращен Лето.
    * Кинфий. Эпитет Аполлона.
    * Кипей. Эпитет Аполлона.
    * Кифаред. Имя Аполлона.
    * Кларосский.
    * Левкадийский.
    * Лесхинорий. Эпитет Аполлона.
    * Ликейский. Эпитет Аполлона, связан с волками. Отсюда происходит название школы Аристотеля — Лицей
    * Ликийский. См. Мифы Сикиона и Флиунта.
    * Ликорейский. Эпитет Аполлона. Город у Парнаса также называют Ликурия.
    * Локсий. Эпитет Аполлона. Неоднократно у Эсхила. По истолкованию Энопида, из-за наклонности движения Солнца.
    * Малеат. Эпитет Аполлона.
    * Маллоей. (Малоей.) Эпитет Аполлона, по священному месту на Лесбосе. Также эпитет в Киликии.
    * Маниэй. («Рассветный»). Эпитет Аполлона. Его имя дают аргонавты острову
    * Молосс. Эпитет Аполлона.
    * Музагет. (Мусагет.) Эпитет Аполлона.
    * Напайский. Эпитет Аполлона, по городу на Лесбосе.
    * Номион. Эпитет Аполлона в Аркадии, аркадяне получили от него законы.
    * Онкей. Эпитет Аполлона. Около священных дерев Аполлона Анкея Гея родила Ариона.
    * Орхией. Эпитет Аполлона.
    * Пагасейский. Эпитет Аполлона.
    * Парнопий. «Изгоняющий саранчу». Эпитет Аполлона. У эолийцев в Азии один из месяцев называется Порнопион.
    * Паррасийский. Эпитет Аполлона, святилище у горы Ликея в Аркадии.
    * Пеан. (Иэ пеан.) Имя Аполлона. Имя Асклепия. Имя Гелиоса.
    * Пеон. Имя Аполлона.
    * Пиктес. («Кулачный боец»). Эпитет Аполлона у дельфийцев.
    * Птой. Эпитет Аполлона.
    * Сарпедонский.
    * Ситалк. «Дарующий хлеб». Эпитет Аполлона в Дельфах.
    * Скиаст. Эпитет Аполлона.
    * Сминфей (Σμινθεύς, «мышиный»). Эпитет Аполлона. Его святилище в Тенедосе и Хрисе. Ибо мыши перегрызли тетивы у вражеских луков. Микен. si-mi-te-u «мышь» и имя божества.
    * Тильфосский. Эпитет Аполлона.
    * Трагийский. Эпитет Аполлона, по городу на Наксосе.
    * Улий. «гибельный». Эпитет Аполлона у милетцев и делосцев. Согласно Ферекиду, Тесей на Крите принес обет Аполлону Улию и Артемиде Улии за свое спасение и возвращение.
    * Фанет. Эпитет Аполлона.
    * Феарий.
    * Феб. Эпитет Аполлона.
    * Феорий. (Теорий.) Эпитет Аполлона.
    * Фимбрей. Эпитет Аполлона. Святилище Аполлона Фимбрейского у ворот Трои.
    * Фермий. Эпитет Аполлона в Олимпии. На элейском наречии то же, что Фесмий.
    * Филесий. Храм Аполлона. Назван от поцелуя Бранха или состязания мальчиков. В Дидимах статуя обнаженного Аполлона Филесия работы Канаха Старшего кон.6 в. до н. э..
    * Филлийский. Эпитет Аполлона. Святилище в Филле (Фессалиотида). Эпитет из-за любви Аполлона к Бранху.
    * Фирей (Тирей; Θυραῖος, «дверной»). Эпитет Аполлона как стража дверей.
    * Форей. (Торей.) Эпитет Аполлона.
    * Фурий. Эпитет Аполлона, его храм в Херонее. От имени матери Херона, либо потому, что здесь явилась Кадму корова. См. Феро.
    * Хрисаор. Эпитет Аполлона у Гомера и Пиндара. В Тарсе есть священный меч Аполлона.
    * Эглет. См. Мифы островов Эгейского моря.
    * Экбасий. Эпитет Аполлона. Алтарь ему аргонавты возвели у Кизика.
    * Эмбасий. («Береголюбец») Эпитет Аполлона, алтарь ему сооружают аргонавты.
    * Эпикурий. («Помощник»). Эпитет Аполлона.
    * Эпопсий. Эпитет Аполлона.
    * Эрифибий. Эпитет Аполлона у родосцев. От медвяной росы (эрифибе).
    * Эрифий. Эпитет Аполлона, в его храме на Кипре Афродита получила совет броситься с Левкадской скалы.

    Также Аполлона отождествляют с Беленом, Гойтосиром, Гором, ликийцем Натри, италийским Сораном, в Этрурии Аплу.

    Окружение Аполлона

    * Алетея (en:Aletheia (mythology)). Кормилица Аполлона.
    * Гекаэрг. Опид и Гекаэрг вывезли из Гипербореи две медные таблички, где изложены сведения о душах.
    * Главка. Родила от Опида дочь Опиду.
    * Кориталея. Кормилица Аполлона.
    * Опид. Его жена Главка, дочь Опида. Опид и Гекаэрг вывезли из Гипербореи две медные таблички, где изложены сведения о душах.
    * Фармак. По историку Истру, за похищение чаш в святилище Аполлона убит Ахиллом и его товарищами.


    Аполлон в древне-греческой мифологии бог света, покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древнегреческих колоний. Очищал людей, совершивших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Аполлон - олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон).

    Семья и окружение

    Гомер сообщает, что после раскрытия заговора Гера , Посейдона и Аполлона против Зевса (по Илиаде вместо Аполлона в нём участвовала Афина), Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы.

    Аполлон поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето.

    Классический Аполлон - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией классического Аполлона. Если, согласно одним мифам, Аполлон и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник, то в других мифах они основывают город и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении.

    Под покровительством Аполлона Тесей убивает Минотавра и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы.

    Когда сын Аполлона врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён стрелами Зевса , Аполлон перебил киклопов , ковавших стрелы для Зевса , и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту. Стрелу, которой он убил киклопов , он сделал созвездием. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар , но Лето упросила отдать его в услужение человеку.

    Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом.

    Агамемнон пленил в Троянской войне дочь жреца Аполлона Хриса Хрисеиду. Отец девушки умолял Агамемнона вернуть ему дочь, но тот отказал. После гибели части греческого войска от стрел мстящего за это Аполлона Агамемнон был вынужден вернуть Хрисеиду отцу.

    Дочь Тантала и супруга фиванского царя Амфиона Ниоба (или Ниобея) возгордилась своим многочисленным потомством (по разным оценкам от 12 до 20 детей). Этим она оскорбила богиню Лето. За это Аполлон и Артемида из лука убили всех детей Ниобы, а она сама окаменела от горя.

    В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия, и разгневанный его дерзостью Аполлон сдирает с сатира кожу. В музыкальном состязании Аполлона с Паном царь Фригии Мидас присудил победу Пану. Отсюда возникло выражение "мидасов суд", т.е. суд невежды. В наказание за это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами. Свои уши царь прятал под фригийским колпаком, и лишь цирюльник знал о тайне царя. Мучаясь невозможностью рассказать о тайне, цирюльник выкопал ямку и шепнул туда: "У царя Мидаса ослинные уши", засыпал ямку землёй, но на этом месте вырос тростник, который прошелестел о секрете всем.

    Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

    На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса , а Ареса одолел в кулачном бою. Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды .

    На почве мифологии Аполлона возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком мудрости Аполлона процветали мораль и искусства. Считается, что весной и летом Аполлон жил в Дельфах, а осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето. Гиперборейские жрецы основывали храмы и святилища Аполлона. Один из жрецов Аполлона прорицатель Абарис по легенде обходился без пищи и летал на волшебной стреле, подаренной ему Аполлоном.

    Имя, эпитеты и характер

    В крито-микенских текстах его имя не встречается. Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлона, что может свидетельствовать о неиндоевропейском происхождении образа. Согласно распространённой гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Александуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю.В. Откупщиков), имя происходит от др.-греч. "отвращающий" (волков, мышей, саранчу - в зависимости от эпитета); по Плутарху и В Буркерту - от "собрание", первый месяц дельфийского календаря назывался "апеллай".

    В позднее время Аполлон отождествлялся с Солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлона Феб (phoibos) указывает на чистоту, блеск, прорицание.

    Аполлон - пророк и оракул, мыслится даже "водителем судьбы" - его эпитет Мойрагет.

    Аполлон - пастух (его эпитет Номий) и охранитель стад. Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, "отчий". Иногда эти функции Аполлона связаны с его служением людям, на которое его посылает Зевс , разгневанный независимым нравом Аполлона.

    Аполлон - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он - покровитель певцов и музыкантов, его эпитет Мусагет - "водитель муз" и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.

    В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического Аполлона характерны наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т.е. "лавровый", "прорицающий из лавра", "любящий лавровое дерево" Дафну. Его эпитет Дримас, т.е. "дубовый". Аполлон связан с кипарисом, пальмой, маслиной, плющом и другими растениями.

    Его зооморфизм проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком и бараном. В образе ворона Аполлон указал, где надо основать город. Его эпитет Кикн ("лебедь"), обративший в бегство Геракла . Он - Сминфей ("мышинный"), спасиетель мышей. Аполлон Карнейский связан с Карном (Карней) - демоном плодородия. Эпитет Ликейский ("волчий") указывает на Аполлона как на хранителя от волков и как на волка. В виде собаки он пришёл к дочери Антенора, в виде черепахи и змеи к Дриопе.

    Матриархальные черты Аполлона сказываются в его имени по матери - Летоид; он постоянно носит имя родившей его богини Лето.

    Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и Аполлона, на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос ("отвратитель зла"), Апотропей ("отвратитель"), Простат ("заступник"), Акесий ("целитель"), Пеан или Пеон ("разрешитель болезней"), Эпикурий ("попечитель").

    На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, учит их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но его любимчиками становятся юноши Кипарис и Гиакинф. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка.

    Культ Аполлона был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона - пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику.

    В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры, которые были введены в честь победы Аполлона над Пифоном ; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

    Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

    Атрибуты Аполлона - серебряный лук и золотые стрелы, эгида, лавровый венок. Символы - олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк. Еще одним из отличительных признаков Аполлона была золотая кифара (отсюда его прозвище - Кифаред - "играющий на кифаре") или лира, этот музыкальный инструмент олицетворял национальную музыку, в противоположность флейте, олицетворявшей фригийскую музыку. Древнегреческое слово кифара живёт в европейских языках в своём потомке - слове гитара . Да и сама гитара - не что иное, как изменившаяся со временем кифара.

    Основные места почитания - Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды , на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном , Аполлон основал святилище.

    Третий ватиканский мифограф приводит список 12 камней в короне Аполлона.

    Также Аполлона почитают галлы (по Цезарю). Согласно кельтской песне, после смерти Асклепия он удалился к гипербореям, и его слёзы стали янтарём. Когда боги бежали в Египет, Аполлон превратился в ворона, либо коршуна, Ястребов египтяне посвящают Аполлону (точнее, соколов Гора). Аполлон почитался в Тире. Его называли "четвероруким" и "четвероухим".

    Этрусское божество Аплу (Aplu, Apulu, Aplun) во много соответствует Аполлону. В кельтской мифологии бог Мапонос (лат. Maponos) упоминается у римских авторов, отождествлявших его с Аполлоном. В западносемитской мифологии огненное божество Рашап, насылающее войны и мор, в эпоху эллинизма также отождествлялось с Аполлоном.

    Влияние на культуру и искусство

    Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): "Аполлон, убивающий ящерицу" (ок. 370 до н.э., скульптор Пракситель) и "Аполлон Бельведерский" (сер. IV в. до н.э., скульптор Леохар).

    Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен. Согласно Мнасею, поражён и убит Зевсом . Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила "Эвмениды", сатировской драмы Софокла "Следопыты", трагедий Еврипида "Алкестида", "Орест". Существовала комедия Филиска Керкирского "Рождение Аполлона и Артемиды".

    В философии Ницше Аполлоническое начало является одним из компонентов греческой культуры, симолизирующим порядок, ясность и свет. Противоположное начало выражено в образе Диониса .

    Аполлон в современности

    Именем Аполлона была названа программа пилотируемых космических полётов NASA, принятая в 1961 году.

    В честь Аполлона назван род крупных выскогорных дневных бабочек семейства парусников - Аполлоны.

    Аполлон - гиганский древний ударный кратер, неофициально именуемый бассейном Аполлон, в южном полушарии обратной стороны Луны. Название присвоено в честь американской космической программы Аполлон, которая в свою очередь названа в честь древне-греческого бога Аполлона.

    Мы находимся в галерее Боргезе в Риме. Перед нами скульптура «Аполлон и Дафна» работы Бернини. Купидон совершил... ...в некотором смысле злодеяние. Да, он сделал так, что Аполлон влюбился в Дафну. Купидон выпустил в него стрелу любви. И теперь Аполлон преследует Дафну, которой досталась другая стрела, стрела неприязни. Да, поэтому она отвергает его. Дафна славилась своей невероятной красотой. В мифе говорится о том, что она стала взывать о помощи к отцу. Она была нимфой и стала убеждать отца, что хочет сохранить целомудрие, но Аполлон не желал оставить ее в покое. Купидон немного помог Аполлону, и тот уже почти настиг ее. И в тот момент, когда Аполлон уже почти схватил её. Дафна снова умоляет своего отца о помощи, и тот внимает ее мольбам, и превращает в лавровое дерево. Именно этот момент запечатлел Бернини. Когда Аполлон почти настиг Дафну. Да, это превращение происходит на наших глазах. Я как раз хотела сказать, что эта скульптура похожа на сцену из фильма. Да, события словно сейчас разворачиваются перед нами. Это одна из особенностей барокко. Смотрите как развеваются одежды Аполлона. Ощущается скорость. Ткань обвивает его тело и развевается позади него. Аполлон изо всех сил мчится вперед, его движения очень изящно переданы, но при его приближении Дафна прогибается назад, её тело образует дугу, и кажется, что она перевоплощается против своей воли. На ее лице читается удивление, почти ужас. Совершенно верно, ведь ее пальцы превращаются в ветви и листья. И в тот момент, когда он слегка приобнимает её за талию, тело превращается в кору и его рука прикасается лишь к коре. Здесь всё говорит о недосягаемости красоты и о страсти Аполлона. Он уже почти схватил объект своего вожделения, но в тот же самый миг навсегда утратил его. Но даже во время безудержного преследования он относится к ней с некоторой нежностью. Посмотрите на его раскрытые пальцы, он как будто начал осознавать, что с ней происходит и опешил. Он даже несколько замедлил свой бег. Т.е. вы думаете, в эту секунду начинает, как бы понимать, что происходит? Да. Мне кажется, это видно по тому, как он на неё смотрит. Да, наверное вы правы. Он опечален. Опечален, потому что он заметил выражение ужаса на ее лице. Мне кажется, что это также своего рода метафора искусства скульптуры, превращение одной формы в другую. Да. Да. Только здесь происходит не преобразование природного материала в плоть, а, наоборот, плоть превращается в природный материал. Из которого можно делать скульптуры. Верно, верно. Очень интересно. Т.е. перед нами своего рода размышление о том, что такое скульптура. Для Бернини это особенно важно, ведь он занимался именно такими превращениями. Он мог превратить мрамор в крылья ангела или, не знаю, в облако. А наша история заканчивается тем, что Дафна превращается в дерево, и Аполлон решает всегда оберегать его.

     


    Читайте:



    Три необычных события говорят о том, что библейские пророчества о пришествии Машиаха (Антихриста) и конце света сбываются Конец света приближается откровение что делать

    Три необычных события говорят о том, что библейские пророчества о пришествии Машиаха (Антихриста) и конце света сбываются Конец света приближается откровение что делать

    Откровение Иоанна Богослова, глава 6 И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.1....

    История а драконе. Драконы. Драконы и магия

    История а драконе. Драконы. Драконы и магия

    Драконы - существа очень загадочные, трудно понять нашу натуру. Мы ценим свободу и имеем сильную волю. Наши расы поделены на три вида: огненные,...

    Карта души по дате рождения рассчитать онлайн

    Карта души по дате рождения рассчитать онлайн

    Я много лет работаю с ТАРО и нумерологией. Не для кого не секрет, что эти системы, безусловно, связаны. Я долгое время экспериментировала с...

    Патриарх Кирилл теперь летает на правительственном самолете

    Патриарх Кирилл теперь летает на правительственном самолете

    Оплачивать эту роскошь вынуждены все граждане России, в том числе представители других конфессий и атеисты. Россия - светское государство, в...

    feed-image RSS