Главная - Психология
Приносили ли ацтеки в жертву девушек. Человеческие жертвоприношения у ацтеков и майя. Купание в воде мироздания

Практика жертвоприношения высшим силам была известна многим древним культурам — от вавилонян до греков: помимо закланных животных их алтари орошала и кровь человека. Однако нигде подобные жестокие ритуалы не достигали такого размаха, как у индейцев Мексики. Первыми свидетелями их кровавых действ стали испанцы-конкистадоры, с ужасом живописавшие местные обычаи. Начатую в испанских хрониках тему развили авторы приключенческих романов, создавшие образы «кровожадных индейцев», которые по природной злобности с радостью приносили в жертву как соседей, так и невинных белых чужестранцев. Можно, конечно, усомниться в правдивости таких описаний — слишком уж они были на руку завоевателям: раз индейцы — дикари и людоеды, то их, конечно, следует истребить или цивилизовать, в награду за старания присвоив себе их богатства. Однако многое из рассказов испанцев подтверждается этнографами, а найденные свидетельства заставляют неподготовленного современного европейца содрогнуться.
Ч то же стоит за массовыми человеческими жертвоприношениями ацтеков и майя?

Верховный жрец поднялся на великую пирамиду. Его четверо помощников уже крепко держали девушку, лежащую на высоком помосте. Держали не для того, чтобы она не вырывалась, напротив, посланница к богам была горда своей миссией, а для того, чтобы на момент вскрытия грудины ее тело не дернулось от острого зазубренного ножа жреца. Сердце следовало изъять быстро, хирургически точно и поднести к статуе божества еще живым, пока «не отлетела душа», иначе боги отвергнут послание. Еще секунда — и жрец поднимает к небесам пульсирующий источник человеческой жизни. А бездыханное тело посланницы катится вниз по ступеням пирамиды. Здесь служители привычным движением сдирают с него почти всю кожу, оставив нетронутыми лишь кисти рук и ступни. Скинув ритуальные одеяния, жрец натягивает на себя кожу девушки, чтобы возглавить танец, в котором его движениям вторят старухи в специальных нарядах. Еще одна жертва принесена. Боги вновь примут посланника, который расскажет им о нуждах ацтеков.

В древней Мексике люди искренне верили в то, что душа умершего отправлялась к высшим покровителям. А значит, могла передать им просьбы людей. Иными словами, среди древних племен жертвоприношение являлось своего рода письмом, направляемым в «небесную канцелярию». Посланники могли быть как «регулярными» (их посылали по обычным календарным праздникам), так и «чрезвычайными» — для их отправки к богам требовался какой-то особый повод: неурожай, засуха, бедствие, эпидемия, война и т. д. Согласно описаниям францисканского миссионера Диего де Ланды (XVI век) в первом случае в качестве «регулярных» посланников индейцы майя подносили богам животных. А в «случае несчастья или опасности» они шли на человеческие жертвоприношения. Обычно для ритуала выбирали девственных юношей и девушек. Истово религиозные родители добровольно готовили своих чад к священному акту: не просто оберегали, но и всячески ублажали их, дабы у тех не возникло соблазна убежать или «оскверниться плотским грехом». Чуть повзрослев, дети передавались в обучение жрецам и помогали им в обрядах. Накануне жертвоприношения в сопровождении специальных процессий их торжественно возили по селениям. Человек, отправлявшийся к богам, считался не страдальцем, а героем, способным отказаться от личного счастья ради общественного блага.

Душа, початок, мяч

Одним из самых архаичных способов принесения жертвы на территории всей Мезоамерики было отрезание головы. Возникло оно еще задолго до появления майя или ацтеков и всегда носило особый, символический смысл. Иероглифический знак, указывающий на глаз (на языке майя читавшийся ич), обозначал еще и понятия «голова», «душа», «плод», которые становились как бы тождественными. Поэтому на древних мексиканских изображениях часто можно увидеть голову отделенной от туловища — например, произрастающей из початка маиса или лежащей на сложенной книге. В этих случаях речь идет не о жертвоприношении, а лишь о представлениях бесконечного возрождения души, воплощаемой в изображенной голове.

А вот если на картинке — поле для игры в мяч, а посреди него лежит голова, то за ней и впрямь стоит ритуальное жертвоприношение. Тем более что часто вблизи таких — вполне реальных! — полей археологи порой обнаруживают ритуальные захоронения голов. Более поздние ацтеки попросту устанавливали возле своих стадионов цомпантли — подставки для голов, напоминавшие страшные счеты, где на жердях вместо косточек были нанизаны черепа. Правда, иногда ограничивались и архитектурными аналогами цомпантли: небольшими каменными платформами, в которых черепа присутствовали разве что в виде антропологического рельефа.

Веревка, спущенная с Луны

В 1561 году в Мани (полуостров Юкатан) индейцы майя неожиданно для властей совершили коллективное самоубийство через повешение. В самых экстремальных ситуациях, в поисках спасения своего народа, майя не довольствовались отправлением достойного посланника, а устраивали «саможертвоприношения» (принесение себя в жертву путем суицида). Самым коротким путем к богам в этих случаях считалось самоповешение: таким способом умерший прямиком попадал к богине радуги — Иш-Чель, одной из более поздних ипостасей древней богини Луны, связанной со смертью и рождением. Богиня восседала на Мировом древе — сейбе, с ветвей которого спускались волокна-веревки для душ умерших. Кроме того, веревка отождествлялась с Млечным Путем и пуповиной. Справедливости ради, надо заметить, что насильственное повешение, столь популярное в современной им Европе, индейцами не практиковалось и считалось запретным. В данном случае это была лишь попытка решить традиционным путем сложные социальные проблемы: индейцы стремились привлечь помощь богов, чтобы спастись от испанцев.

Солнце требует жертвы
8 ноября 1519 года в ацтекскую столицу Теночтитлан прибыл испанский отряд во главе с Эрнаном Кортесом. Гостей приветствовала местная знать, расположившаяся на подступах к месту под названием Малькуитлапилько, что означает «конец вереницы пленников». В 1487 году, когда ацтеки освящали великий храм в Теночтитлане, вереница людей, предназначенных для жертвенного алтаря, доходила до этой точки. Шеренга достигала четырех километров, тянулась до великого храма, и пленные стояли в ней в четыре ряда.

Массовые жертвоприношения представляли собой достаточно позднюю традицию. Она сформировалась в Центральной Мексике под влиянием новой идеологии, пришедшей вместе с нашествием северных племен, среди которых были тольтеки и ацтеки. Особенно этим ритуалом прославились ацтеки, которые даже вели специальные войны для захвата пленников с целью принесения их в жертву.

Имперская стратегия политического единства, впервые в регионе достигнутая ацтеками, требовала общегосударственного порядка и в области идеологии. Однако официальная религия неизбежно продолжала представлять собой смесь локальных верований и культов при полном теологическом хаосе. Совсем не случайно правитель Тескоко Несауалькойотль (1402—1472), выражая свое отношение к этой религиозной неразберихе, приказал воздвигнуть храм в виде высокой башни, где не оказалось ни одной статуи или изображения. Этот храм он посвятил «Неизвестному Богу, Творцу всего сущего». Божество без образа и без объясняющего мифа было названо Ипальнемоуани — «Тот, из-за кого мы живем». При этом Несауалькойотль даже не рассчитывал на понимание современников.

В претендовавшем на всеобщую гегемонию Теночтитлане при Мотекусоме I Старшем (1440—1469 годы) теологами была предпринята попытка систематизировать религиозное учение, придав ему некую рациональную логику и структуру. Основой этой идеологии стали жертвоприношения, превращавшиеся в самоцель. Новая религиозная концепция служила обоснованием так называемой «военно-мистической» идеи, согласно которой Солнце являлось верховным божеством ацтеков, а они, будучи его союзниками, должны были поддерживать светило (а, следовательно, весь мир) кровью принесенных в жертву пленников.

Так человеческое жертвоприношение превратилось из эксклюзивного средства коммуникации с богами в основу религиозной практики ацтеков: оно стало считаться прямым способом доставить божеству его пищу, умилостивить или отблагодарить его за помощь.

Купание в воде мироздания

Для того чтобы доставить послание к вершителям их судеб, посланники могли отправляться не только «наверх», но и «вниз»: в священный колодец — например, в «Колодец жертв» в Чичен-Ице. Этот способ практиковался на территории полуострова Юкатан. Его местность представляет собой известняковую платформу с множеством круглых карстовых провалов, заполненных водой. Вода, скапливающаяся в этих карстовых колодцах (сеноте), считалась священной водой мироздания. Дело в том, что древние астрономы майя представляли созвездие Большой Медведицы в виде богини-старухи, льющей девственную воду из перевернутого кувшина. Две звезды ковша Медведицы указывали на полярную Звезду — то есть на север, а город Чичен-Ица, согласно сакральной географии майя, оказывался в самой северной точке земной проекции Млечного Пути («Небесной Веревки»). Так что местные колодцы вполне подходили на роль вместилищ священной воды. Враждующие племена даже заключали договоры о праве прохода к территории колодца для жертвоприношений. Правда, последние находки археологов, спустившихся на дно «сеноте», свидетельствуют о том, что в жертву отнюдь не всегда приносились люди: человеческих останков в колодце было найдено немного.

Восхождение в мерзлоту

Вот хорошо сложенный мальчик с правильными чертами лица в сопровождении жрецов совершает «восхождение в небесную мерзлоту». Путь тяжел и, несмотря на множество шерстяных одежд на ребенке, у него по дороге обмораживаются пальцы. Достигнув высокогорного святилища, пришедшие совершают подготовительные обряды, а потом оставляют жертву в вечном холоде. На этот раз его не убивают ударом в затылок, как часто поступают с другими, а помещают в склеп живым, пока он еще находится под воздействием наркотических средств. Он умрет от холода, еще не успев очнуться от дурмана, естественным образом свернувшись для тепла в позу эмбриона, столь характерную для перуанских мумий.

В данном случае действие происходит в Андах. О том, что инки также практиковали человеческие жертвоприношения, свидетельствуют различные изображения обнаженных жертв со связанными за спиной руками и фигур с ножом в одной руке и отрезанной головой в другой. Чаще всего в жертву приносили пленников, захваченных во время войн и набегов. Однако особо доверенными посланниками к богам-предкам могли стать лишь специально отобранные, красивые дети — лишенные физических недостатков и не достигшие половой зрелости. Вышеописанная практика — оставлять жертву в святилищах высокогорных районов на высоте около 6 тысяч метров — имела общеимперское значение и приурочивалась к декабрьскому солнцестоянию. Но порой таких детей отправляли и в дар Инке (правителю), для проведения ритуала капак хуча (великое жертвоприношение) в царском святилище. Если Инка хотел отблагодарить отправителя, он посылал ребенка обратно к родителям, чтобы его принесли в жертву в родном селении.

Один из вождей инкского селения неподалеку от Аякучо, построивший сложный оросительный канал, послал в Куско для жертвоприношения солнцу свою дочь. Посланницу приняли с огромными почестями и в награду за успехи отца отправили назад. Польщенные вниманием Инки обитатели селения вырыли на вершине горы склеп, поместили туда девочку живой и замуровали вход. Из погребальной камеры выходила медная трубочка, через которую избранницу солнца символически поили водой. Вскоре она стала считаться местным божеством. Счастливый отец получил повышение по службе, а братья жертвы и даже их дети, заняв должности оракулов, передавали тоненьким голосом указания от лица девочки.

Ацтекская хирургия
Предметы, с помощью которых совершался обряд кровопускания, были минимальными: изготовленная из коры бумага, сосуд для сбора крови и веревка. Бумага, лежащая в специальном блюде, впитывала проливающуюся кровь. По всей видимости, затем она сжигалась, и в виде дыма душа-кровь попадала к богам, «щипля им глаза». Известно несколько типов инструментов для извлечения крови: рыбьи кости (ската-хвостокола), кремневые и обсидиановые ножи, проколки из нефрита, шипы и листья растений, срезы морских раковин. Надо сказать, что зубчатые ритуальные ножи для извлечения крови выполнялись исключительно изящно и представляли собой настоящие произведения искусства. По своей форме они напоминали тех самых «змеев сновидений», которые являлись в видениях практикующим кровопускание. Вместе с тем по форме и размеру они вполне сопоставимы с хирургическими инструментами. Жрецы, осуществлявшие жертвоприношения, были, между прочим, прекрасными знатоками анатомии. Так, в задачу вырывающего сердце входило: точно и исключительно быстро вскрыть грудную клетку, ловко вынуть еще трепещущее сердце, снять самый тонкий слой кожи, не нарушив ее целостности, отделить голову, кисти рук и ступни, а также нижнюю челюсть от черепа, вынуть из скелета берцовые кости. Торжественный ход ритуала при этом не должен был прерваться.

Обрядовый каннибализм

В тех случаях, когда принесенный в жертву обожествлялся, обряд (в том числе описанное в начале вырывание сердца) мог дополняться ритуальным каннибализмом. Если же в подобном случае в жертву приносился пленник, то он должен был отличаться исключительной отвагой и мужеством — считалось, что качества «поедаемого» могли передаваться через его плоть. Участия в ритуале с обеих сторон были достойны только избранные. Из головы умерщвленного пленника вынимались кости черепа, затем ее высушивали, после чего сильно уменьшившуюся голову врага подвешивали к поясу победителя. От пленников оставляли челюсти и берцовые кости, которые покрывали победными надписями с целью «извлечения их во время танцев как трофея в знак победы».

Случаи каннибализма подтверждают и находки антропологов. Самые крупные из них были сделаны в центральном районе Мексики — городах Тлателькомила, Тетельпан и Тлателолко, где подобные пиршества проходили задолго до начала нашей эры. Несколько лет назад мексиканские археологи раскопали посреди горной долины поселение Х века, находившееся неподалеку от церемониального центра. Здесь были обнаружены человеческие кости вперемешку с большим количеством битой керамики, костей животных (в основном кроликов), угля и пепла. Поврежденные и целые кости были уложены без всякого анатомического порядка. Среди них оказалось мало позвонков, ребер, ступней, и вообще отсутствовали кисти рук, зато сохранилось несколько черепов и челюстей. Антропологи с трудом могли составить представление об общем количестве скелетов. На 90% всех обнаруженных костей присутствовали следы намеренного воздействия (удары, порезы и переломы). Анализ их повреждений показал, что до захоронения тело расчленялось. Сначала срезалась и отделялась мышечная масса, а затем подрезались связки с целью расчленения скелета. Тип переломов, полученный в результате скручивания, свидетельствует, что кости были еще свежими, не сухими. По всей видимости, такие переломы осуществлялись для извлечения костного мозга. Следы на черепах позволили реконструировать картину снятия кожи и волосяного покрова. Кроме того, очевидный характер термического воздействия свидетельствует не о прямом нахождении тела в огне, а, скорее всего, о его варке. Образ индейцев, совершающих ритуальную пляску вокруг костра, вовсе не так нелеп, как может показаться…

Сохранились также описания ритуального каннибализма у индейцев Анд. В них принимали участие представители знати. Достойного избранника своего рода или же пленника благородного происхождения обнаженным привязывали к столбу. Потом «каменными кинжалами и ножами разрезали его на куски, не расчленяя его, а срезая мясо с тех мест, где его больше всего: с икр, бедер, ягодиц и мясистой части рук, орошая себя кровью; мужчины, женщины и дети с большой поспешностью все вместе съедали мясо… глотая его кусками. В результате чего несчастный страдалец видел, как его живого поедали другие, хороня его самого в своих утробах». Какими бы ни были прижизненные заслуги поедаемого, сами по себе они не гарантировали ему вечной памяти. Ему еще предстояло пройти последнее испытание: не выказать во время ритуала своих страданий, лишь тогда его кости помещали в расщелинах, на вершинах гор и в дуплах деревьев, чтобы поклоняться им как святыне. Если же у несчастного «вырывался стон или вздох», то кости его с презрением ломали и выбрасывали.

Кровь дымящаяся

Вот к столбу привязан человек, которому наносят раны копьем или стрелами. Дымясь, струится из тела очередного посланника кровь. Этот способ обращения к богу относился к разряду кровопусканий. Для того чтобы избавить жертву от физических мук, использовались наркотическое питье и даже гипноз, а сам обряд, сопровождавшийся специальными песнопениями и ритмичными танцами, производил на всех участников завораживающее (фасцинирующее) воздействие. Испанцы, появившиеся в Америке в XVI веке, запретили эту практику как «варварскую». Под давлением католической церкви обряд постепенно преобразовался в некое ритуальное действо, получившее у майя название «танец с початками», где меткие лучники стреляли уже не в человека, а в подбрасываемый початок кукурузы.

Любопытно, однако, что при испанцах любимым святым индейцев стал Себастьян, изображаемый истыканным стрелами и залитым кровью. Раскусив этот «языческий» подтекст, католические цензоры запретили привлекать индейских мастеров для художественного создания канонических христианских образов.

Кровопускание не обязательно предполагало смерть жертвы. Самым экзотическим вариантом несмертельного кровопускания у индейцев майя был ритуал «нанизывания». Обряд заключался в том, что все мужчины одного рода, собравшись в храме, протыкали острым шипом «мужские члены поперек и сбоку», затем сквозь отверстия протаскивали длинный шнур и таким образом оказывались «нанизанными» на пропитанную общей кровью единую веревку — символ пуповины всеобщей матери, а также Млечного Пути. Первые изображения таких веревок появляются на ольмекских алтарях в I тыс. до н. э., обозначая связь правителей со своими божественными предками. Индейцы майя, пришедшие на историческую арену в первые века нашей эры, не только сохранили древние представления о веревке-пуповине, но и оставили немало изображений и текстов с обрядами кровопускания. Любопытно, что в классическом периоде майя (VI—IX века) обряд практиковался преимущественно женщинами: правительницы майя пропускали довольно ворсистый шнур через язык, предварительно проткнув его толстым шипом.

Мужской обряд «нанизывания» был настолько важен для сохранения единства рода, что долго практиковался даже при испанцах, поскольку воплощал постоянную родственную связь внутри рода между живыми мужчинами и далекими предками. Как писал хронист, «тот, кто сделал это большее количество раз, считался наиболее мужественным. Их сыновья с детства начинали заниматься этим, но ужаснее всего то, что они испытывали к этому склонность».

Отчасти массовое пристрастие к странному развлечению объясняется возможностью войти в измененное состояние сознания. При потере крови в ходе ритуала мозг вырабатывает вещества, стимулирующие появление галлюцинаторных видений. Древние мексиканские шаманы — «видящие» — достигали этого эффекта намеренно.

Жертвоприношения в практиках народов мира

Древний Вавилон (III—II тысячелетия до н. э.): раз в год в царские одежды рядили преступника и предавали смерти. Псевдоцарь пил и ел за царским столом, сожительствовал с царскими наложницами. Через пять дней его сажали на кол или вешали.

Древний Египет (IV тысячелетие до н. э. — до начала н.э.): начиная с 17 дня месяца атира проводили четырехдневные поминки жертвенно умерщвленного и расчлененного Осириса (ныне конец октября — начало ноября). Обычай расчленять тело правителя или жреца и хоронить в разных частях страны для обеспечения урожайности и плодовитости был распространен повсеместно.

Древняя Индия (II—I тысячелетия до н. э.): в инструкции по проведению жертвоприношений «Яджурведе» — «Книге жертвенных изречений» разъяснялось: «Боги живут тем, что жертвуется им здесь, внизу». Чтобы обрести могущество, надо было поднести богам жертву из одиннадцати человек и одиннадцати коров. Чтобы разбогатеть, надо было отправить богам табун лошадей в сопровождении пастуха. В Южной Индии (Малабар) по истечении срока службы правителю отрубали голову и подбрасывали над толпой, поймавший ее человек правил следующие пять лет.

Древняя Греция (II—I тысячелетия до н. э.): во время мистерий Диониса в жертву приносили младенца, сваренную плоть которого съедали. Позже ребенка заменили козленком.

Древний Рим (VIII—II века до н. э.): финикийского происхождения «ритуал Адониса» пришел в Рим из Греции. В начале персонификацией бога был приносимый в жертву человек, позже в первый день весеннего равноденствия срубали сосну и привязывали к ней куклу, а в третий, «кровавый», день под ритмическую музыку первосвященник-архигалл вскрывал вены на руке и входил в измененное состояние сознания. Остальные жрецы в экстазе наносили себе раны и оскопляли себя, разбрасывая отрезанные детородные органы.

Таиланд (XIII—XIV века): при закладке города выбирали первых четырех пешеходов и захоранивали живыми под столбами ворот с каждой стороны света.

Восточная Пруссия (до XIII века): состарившийся правитель племени совершал обряд самосожжения. Иногда власть принимал человек, убивший правителя.

Западная Африка (IV—V века): в день равноденствия человека забивали мотыгами, а его тело зарывали на свежевспаханном поле. В Гвинее и Бенине сажали на кол молодую девушку. Кельтский мир (до IV века): друиды убивали с помощью стрел, сажали на кол или сжигали живьем военнопленных или преступников, которых помещали в чучело из веток и соломы.

Древние славяне (до X века): приносили человеческие жертвы у подножия священных дубов, посвященных Перуну. Еще в 980 году князь Владимир велел поставить в Киеве деревянного идола громовержца Перуна с серебряной головой и золотыми усами и учредил принесение в его честь человеческих жертв. Практика продержалась всего восемь лет — пока Владимир не принял христианство.

Цомпантли из папье-маше

Поистине неизгладимое впечатление на испанцев произвела и традиция ритуального очищения и выставления костей. Она появилась в Центральной Мексике с приходом неких племен с севера, где эти практики существовали в период до нашей эры и в первые века нашей. Затем, в конце классического периода, эта традиция распространилась по всей Центральной Мексике и уже в постклассическом приобрела исключительный размах в большей части региона.

К концу первого тысячелетия в Мексике человеческие черепа и берцовые кости даже специально выставлялись в храмах. Но своей кульминации подобная практика достигла чуть позже в горных районах в виде коллективных захоронений расчлененных скелетов и в выставлении костей в храмах. Эти инсталляции и получили название уже упоминавшихся цомпантли.

Казалось бы, благодаря усилиям миссионеров мрачная практика должна была уйти в прошлое. Однако этого не произошло. И поныне в Мексике самым масштабным общенародным праздником остается День умерших (2 ноября), в который перетекает предшествующий ему христианский праздник День всех святых. Восходит он к древнему индейскому празднику выхода душ умерших из преисподней. В начале ноября повсюду: в магазинах, ресторанах, государственных учреждениях, в домах выставляются человеческие черепа. Правда, это уже не подлинные черепа умерших, а всего лишь их копии из папье-маше, керамики, теста или сахара. Каждая семья устраивает собственный алтарь с черепами и зажженными свечами. А заглянув накануне в офис какой-нибудь крупной фирмы, можно увидеть, как секретарша украшает подобную конструкцию цветами и гирляндами из горящих лампочек и тонких бумажных кружев цветов национального флага. Все обязательно подносят умершим предкам дары — маисовые лепешки, сладости, конфеты, сигареты, деньги и даже стопочку текилы. И дата эта традиционно отмечается как день всеобщей радости.

Кровавая статистика
Подсчитать количество принесенных в жертву людей невозможно. В древней Мексике никто не вел такой статистики, а археологические раскопки не позволяют оценивать эти данные. По сводкам мексиканского археолога А. Руса, из всех погребений 72 городищ майя на территории Мексики и Гватемалы только в 14 обнаружены останки людей, принесенных в жертву.

На полихромной керамике майя встречается более полусотни изображений только актов ритуального обезглавливания, не реже встречаются сцены вырывания сердца. О кидании в колодец известно лишь из текстов — изображений не осталось. Словари языков майя XVI века сохранили семь названий разных типов жертвоприношений, некоторые из них сопровождены комментарием: «Не поддается описанию, но нечто совершенно ужасное». Можно сказать, что количество людей, приносимых в жертву с начала новой эры вплоть до появления испанцев, динамично возрастало, что прежде всего связано с наплывом традиций северных варваров — тольтеков и других науаязычных племен. При испанцах жертвоприношения были запрещены.

Вместилище души

Древняя традиция ритуальных жертвоприношений появилась в Мезоамерике еще на рубеже нашей эры, затем, в середине II тысячелетия новой эры, она приобрела исключительный размах, составив саму суть религиозного культа ацтеков и оплодотворив всю дальнейшую мексиканскую культуру. Этнографы хорошо знают, что приношения живой кровью, убиваемыми животными и обильной едой практиковались на протяжении истории фактически всеми народами, однако ацтеки сделали идею жертвоприношения ключевой в своем культе. За всеми обрядовыми действиями кроются очень древние и универсальные представления о том, что главными вместилищами души человека являлись кровь и дыхание. Тело было смертно, а душа — нет. Новорожденный обретал ее вместе с дыханием. Пока душа находилась в пульсирующей по телу крови или же теплом дыхании, человек считался живым. Жизнь покидала раненого вместе с кровью, при этом рана «дымилась» — «душа улетала», покидала свое временное пристанище. И, будучи бессмертной, отправлялась к остальным душам, обитавшим в вечном мире божественных предков и богов. Если же кровь сворачивалась, душа умершего оказывалась взаперти. Отсюда следовал естественный вывод: высвобожденная, она может служить связником между людьми и богами. Индейцы представляли ее в виде порхающей бабочки. А ту, которая только что покинула умершего, — большой зеленой мухой, называемой «глазами мертвых». И напротив, для возрождения в младенце душа возвращалась с небес в образе падающей звезды. Поэтому индианки, ожидая ребенка, поднимались во время метеоритных дождей на пирамиды и «ловили» звезды…

Галина Ершова, доктор исторических наук

За сто лет до своего падения империя ацтеков пережила невероятные изменения. Сын императора, Тлакаэлель, объявил о том, что бог войны, Уицилопочтли, должен считаться наивысшим из всех богов.

С тех пор ацтеки начали поклоняться богу войны. Человеческие жертвоприношения стали широко распространённым явлением в жизни ацтекского общества. Ежегодно во славу богов они убивали сотни тысяч человек.

1. Войны устраивались только для того, чтобы получить пленных для принесения в жертву

Чтобы утолить ненасытные аппетиты богов, ацтеки все свои религиозные ритуалы сопровождали многочисленными человеческими жертвоприношениями. Как правило, в качестве жертв ацтеки использовали захваченных на войне врагов. Многие войны развязывались с одной единственной целью – повоевать и получить как можно больше пленных. Ацтекам было нужно очень много жертв.

Ацтеки достигли соглашения с соседним городом-государством Тласкала о том, что они будут воевать друг с другом только для того, чтобы получить людей для принесения в жертву богам.

Это делалось по взаимному согласию обеих сторон. Проигравшая армия не молила о пощаде, а её воины не жаловались на свою судьбу. Они понимали, что это часть сделки, и покорно шли на смерть.

2. Некоторые люди добровольно позволяли принести себя в жертву

Быть принесённым в жертву богам считалось честью. На самом деле, когда испанцы попытались освободить ацтекских заключённых, некоторые из них пришли в ярость от того, что их лишили возможности умереть достойной смертью.

Под церемониальный нож попадали не только солдаты противника. Преступники и должники также отправлялись на алтарь. Были и добровольцы, которые считали для себя честью умереть во имя своих богов. Согласно традиции, целые группы проституток охотно соглашались на принесение себя в жертву богине любви.

Во время засухи некоторые ацтеки продавали своих детей в рабство за 400 початков кукурузы. Если дети плохо работали, их могли перепродать. И если раб был продан два раза, то его приносили в жертву богам.

3. Праздник Токскатл

Когда наступал месяц Токскатл, ацтеки выбирали одного из мужчин и в течение года почитали его как бога. При выборе они ориентировались на внешность кандидата – он должен был иметь гладкую, тонкую кожу и длинные, прямые волосы.

Избранного мужчину одевали как бога Тецкатлипока. Его кожу окрашивали в чёрный цвет. На голове у него красовался венок из цветов, а на теле – нагрудник из морских ракушек и множество украшений.

Мужчине давали четырёх прекрасных жён, с которыми он мог делать всё, что хотел. Его обязанностью было ходить по городу, играя на флейте и благоухая цветами, чтобы люди могли воздавать ему честь.

По истечении двенадцати месяцев избранник восходил по ступенькам на вершину пирамиды, продолжая играть на своей флейте. Восторженная толпа наблюдала за тем, как священнослужитель помогал ему лечь на длинный каменный алтарь. Затем он вырывал из его тела сердце.

После этого ацтеки находили нового Тецкатлипока, и всё начиналось сначала.

4. Ритуал жертвоприношения

Как правило, церемонии жертвоприношения проводились на вершине большой пирамиды, на жертвенном камне. Жрец вставал над лежащей жертвой, держа в руке нож с лезвием из вулканического стекла. Затем это лезвие опускалось на грудь жертвы и вспарывало ей грудную клетку. После этого жрец выдирал из тела бьющееся сердце.

Рука с сердцем поднималась так, чтобы её могли все видеть. Затем жрец рвал орган на куски, которые выкладывал на жертвенный камень. Безжизненное тело сбрасывали вниз по ступеням пирамиды, у подножия которой его уже ждали палачи. Тело расчленяли. Череп отделяли и насаживали на копьё, а из плоти готовили блюда для знати.

5. Поедание тел

Тела жертв часто запекали с кукурузой и угощали этим блюдом священнослужителей. Иногда убитых было столько, что из них готовили угощение для всех жителей города, и каждый из присутствовавших принимал участие в акте совместного ритуального каннибализма. Кости шли на изготовление орудий труда, музыкальных инструментов и оружия.

По крайней мере, одно из церемониальных блюд существует и сегодня: это суп позоле. Во времена ацтеков его готовили из бедра пленника, принесённого в жертву, и подавали императору.

Сегодня это блюдо делают из свинины, а не человеческой плоти, однако вкус его в значительной степени остался прежним. Когда христиане вынудили ацтеков перейти на мясо свиней, те сообщили, что оно на вкус было такое же, как и человечина.

6. Торжественное открытие Великой Пирамиды

Не все жертвоприношения совершались одинаково. Были исключительные случаи, когда обряд проводился абсолютно по-другому. Иногда он отличался способом убийства, а иногда – количеством жертв.

Наиболее массовое жертвоприношение произошло во время открытия Великой пирамиды Теночтитлана. Ацтеки потратили много лет на строительство храма в своей столице, и когда в 1487 году Великая пирамида, наконец, была завершена, они устроили массовый праздник. В честь открытия своего величайшего храма ацтеки убили невероятное количество людей.

Ацтеки утверждали, что в течение четырёх дней они принесли в жертву 84000 человек. Всего во время правления ацтеков, по оценкам специалистов, за год по всей Мексике убивали в среднем около 250000 человек.

7. Праздник сдирания кожи с людей

Один из самых значительных ацтекских праздников назывался Тлакаксипехуалицтли («Праздник сдирания кожи с людей»). Это была церемония, посвящённая ацтекскому богу Ксипе Тотек, чьё имя означает «Тот, с которого содрали кожу».

За сорок дней до праздника один из мужчин удостаивался чести одеться так, как будто бы с него содрали кожу. Его тело покрывали красными перьями и украшали золотыми драгоценностями, после чего он в течение сорока дней почитался как бог. В день праздника его и восемь других исполнителей роли богов доставляли на вершину храма и убивали.

Жрецы сдирали с убитых мужчин кожу, что символизировало сбрасывание шелухи спелыми плодами. Затем её окрашивали в жёлтый цвет, чтобы она выглядела как золото. Одни «золотые шкуры» отдавали священникам, устраивавшим в них пляски, другие – молодым мужчинам, которые в течение следующих двадцати дней занимались попрошайничеством, обёрнутые в гниющую человеческую плоть.

8. Жертвоприношения в виде гладиаторских боёв

Во время Праздника сдирания кожи некоторые мужчины получали возможность защищать себя. Но чтобы выжить, они должны были победить самых великих ацтекских воинов в вооружённом бою, на что у них не было ни малейшего шанса.

Предназначенные в жертву воины вставали на каменный круг, называемый «темалакатлом». Им разрешалось обороняться деревянным оружием, которое немногим отличалось от игрушечного. Вооружённые палкой в форме меча, эти люди беспомощно наблюдали за тем, как к ним приближаются вооружённые до зубов самые лучшие ацтекские воины.

Согласно ацтекской легенде, выжить в таком неравном бою удалось лишь одному человеку – его звали Тлахуиколом. Не имея ничего, кроме деревянного меча, он в одиночку убил восемь до зубов вооружённых воинов-ацтеков. Ацтеки были в восторге от его способностей и предложили ему возглавить их армию.

Тлахуикол ответил им, что это предложение оскорбительно, поскольку его ждёт более великая судьба – быть принесённым в жертву богам.

9. Смерть близнецов

Ацтеки имели странные и во многом противоречивые представления о близнецах. В их мифах часто встречаются близнецы, которые, как правило, рассматриваются как божества и достойны поклонения. Близнецы в их легендах бывают как жестокими убийцами, так и героями, и даже создателями мира.

Но к настоящим близнецам ацтеки относились с полным презрением. У детей с физическими недостатками и близнецов был единый бог-покровитель, Шолотль, потому что ацтеки считали близнецов уродцами.

Они думали, что близнецы несут смертельную угрозу для своих родителей. Если вы позволите им жить, то это будет означать конец вашей жизни. По этой причине большинство родителей выбирали одного из близнецов и отправляли его обратно к богам.

10. Жертвоприношения детей

В центре столицы ацтеков, Теночтитлане, располагались спаренные храмы. На вершине одного из них, посвящённого богу Тлалоку, ацтеки совершали свой самый страшный и гнусный ритуал.

Тлалок был богом дождя и молний, и он требовал приносить ему в жертву детей. В конце зимнего месяца под названием Атлкахуало ацтеки приводили детей в храм Тлалока и заставляли их подниматься по лестнице. Дети не были готовы к добровольной смерти, они рыдали горькими слезами, когда поднимались наверх. Если дети плакали, ацтеки считали, что Тлалок благословит их дождём. Поэтому, если дети не плакали сами, взрослые принуждали их к этому.

После жертвоприношения тела детей помещали в яму за пределами города. Там их выкладывали в форме круга и оставляли под открытым небом, чтобы дождь, который они помогли вызвать, омочил их тела.

Виталий Коломин

вопрос:

Здравствуйте, очень часто истребление индейцев Мексики оправдывается жестокими жертвоприношениями ацтеков взятых в плен противников. Насколько справедлива данная точка зрения? Действительно ли ацтеки казнили по 20 000 человек за раз?

С уважением, Виталий Коломин

ответ от 22.03.2017 г.:

Сначала о численности жертв. Цифру в 20 000 причём не за один раз, а за год приводят популяризаторы Зенон Косидовский в книжке «Когда солнце было богом», там и глава носит подходящее название «Конец пожирателей человеческих сердец» и чех Марек, более известный как Керам в своем бестселлере «Боги, гробницы, ученые» (глава «Книга ступеней»). Естественно, что никаких ссылок на источники или хотя бы научные работы они не дают, так что мне самой интересно, откуда они взяли эти цифры. У последователей калифорнийской демографического школы середины прошлого века Кука и Бораха численность населения Центральной Мексики до прихода испанцев оценивается в 25 миллионов (?!), а ежегодное количество жертв, приносимых на всей территории Центральной Мексики (включая, например, Оахаку) в 250 000. Таким образом, на Теночтитлан с населением 300 000 человек по их же крайне сомнительным подсчетам (доиспанских переписей населения у нас нет, тем более переписей жертв) у них приходилось 15 000 человеческих жертв в год. Эти цифры могли возникнуть только у Бораха и Кука с их своеобразной методикой счета, «умножая на 5» цифры численности населения в колониальный период (см. Cook S.F. and W.Borah "Indian food production and consumption in population history (1500-1650)/ Essays on population history: Mexico and California vol.3, Los Angeles, University of California Press.1979). Между тем, даже конкистадор Берналь Диас дель Кастильо в 208-й главе своей знаменитой «Правдивой истории завоевания Новой Испании» со слов первых миссионеров францисканцев (sic!) утверждает, «что в Мехико [т.е. Теночтитлане] и некоторых озёрных поселениях [высохшего озера Тескоко] приносили в жертву более 2 500 человек». Т.е. по его утверждению, со слов третьих лиц, ацтеки (а этот термин применим только к жителям Теночтитлана и некоторых поселений на берегах озера Тескоко) приносили в год чуть более 2 500 человек (см. B. Dias del Castillo Historia verdadera de la conquista de la Nueva Espana. Barcelona: Bibliotea Sopena, 1975, c.806). Но и эта цифра, вызывает сомнения, потому что в описаниях годовых обрядов у Саагуна речь идёт либо о единичных специально выбранных жертвах, либо о нескольких мужчинах и женщинах. При этом, точная численность жителей Теночтитлана нам неизвестна.

Правда, у нас остаются страшные истории об освящении главного храма Теночтитлана, когда со слов доминиканца Диего Дурана, писавшего в 70-80-е годы XVI в., за 4 дня в жертву было принесено... 84 000… человек. Если учитывать, что жертвоприношения длились всего 4 дня и происходили в 20 культовых местах и без остановки, у нас получается, что за один час убивали 47 человек… кремневыми ножами в течение 96 часов. Для справок даже современному механизированному устройству с пилами и ножами такой темп не по силам. Боюсь, что значительную роль в численности жертв сыграла существовавшая в Мезоамерике система счета двадцатками, благодаря которой численность жертв при желании можно было сильно увеличить. Другой вопрос зачем это было нужно? Он остается открытым.

Кроме того, независимо от того приносили ацтеки или нет 20 000 жертв за один раз, для конкистадоров война против них была в любом случае «справедливой» как крестовый поход против язычников. Именно так представлял свою экспедицию сам Эрнан Кортес, поместивший крест и девиз «Сим побеждай!» на своё знамя вместе с мадонной. Напомню, что Реконкиста, т.е. войны против неверных мусульман, точно людей в жертву не приносивших, закончилась только в 1492 г., когда Колумб совершил своё первое плавание.

С уважением, Анастасия Калюта

Талах Виктор Николаевич - независимый исследователь, специалист в области культуры, языков и письменностей народов Доколумбовой Мезоамерики, переводчик с испанского и языка майя первоисточников по древнеамериканской истории.

ответ от 25.03.2017 г.:

Талантливые популяризаторы Косидовский и Керам не придумали цифру в 20 тысяч человек, ежегодно приносившихся в жертву астеками в конце XV – начале XVI вв. Её приводит ряд исследователей, в частности, Майкл Гарнер (1977), Марвин Гаррис (1986), Виктор Дэвис Хэнсон (2001). В свою очередь, и у них она не плод домыслов, а результат истолкования одного оригинального источника – отрывка мешикской рисованной исторической хроники, описывающего посвящение главного храма Теночтитлана в год 8-Тростник (1487 г.). Соответствующий фрагмент известен в двух вариантах: на стр. 39r «Кодекса Теллериано-Ременсис» и стр. 83r «Ватиканского кодекса 3738» (он же «Кодекс Риос»).

В обоих случаях под датой 8-ACATL («8-Тростник») изображена пирамида, увенчанная двойным храмом, под ней жертвенник, еще ниже – пиктографическая запись топонима TETL-NOCHTLI (Теночтитлан), т.е., «жертвоприношение у главного храма в Теночтитлане». Слева – правитель на троне под пиктограммой ATL-HUITZOTL, «Ауицотль», т.е. тогдашний астекский тлатоани Ауицотль. Вокруг жертвенника три фигуры воинов, одетых как приготовленные к жертвоприношению пленники. Возле них пиктограммы: справа вверху – TZAPOTE, «сапотек», справа внизу – CUEXTECA, «куэштек/хуастек», слева внизу – MAZATL-TECUHTLI TZIUH-COATL, «Масатекутли из Циукоака». Наконец, в правом нижнем углу цифры (они как раз различаются в двух вариантах): 8000 + 8000 +400 х 10, т.е., 20 000 («Кодекс Теллериано-Ременсис») или 8000 + 8000 +400 х 9, т.е., 19600 («Кодекс Риос»). Впрочем, отличие очевидно является результатом описки копировщика «Кодекса Риос», пропустившего одну «ёлочку», обозначающую число «400». Эту цифру как раз и принято истолковывать как число пленников, принесенных в жертву то ли на освящении Большого Теокалли, то ли в течение года 8-Тростник. Первому истолкованию противоречит написанный по-испански комментарий к изображению в «Кодексе Теллериано-Ременсис»: «1487. 8-Акатль. Год ’’Восемь Тростников’’ и 1487 согласно нашему счёту, закончили делать и совершенствовать большое Ку в Мешико. Говорят старики, что принесли в жертву в этом году четыре тысячи человек , приведённых из областей, которые были подчинены войной». Цифра в 4 тысячи убитых за четыре дня «празднества» кажется близкой к действительности, хотя следует иметь в виду, что бойня, устроенная астекскими владыками при освящении Большого Теокалли, была исключительным событием. Что касается толкования цифры 20 тысяч как годичного числа принесенных в жертву, то такое понимание не обязательно вытекает из рисунка: это может быть число не пожертвованных, а взятых в плен врагов, что не одно и то же, при том, не обязательно за год, а за ряд лет, закончившихся в 1487 г. Объективные археологические материалы свидетельствуют, кажется, в пользу умеренных масштабов человеческих жертвоприношений: цомпантли (хранилища для черепов принесенных в жертву) в Теночтитлане и Тлателолько рассчитаны на сотни, самое большее – на тысячи черепов, причем, они должны были накапливаться там за достаточно длительный период времени. С учетом этого ряд историков (таких как Кристиан Дюверже, Бернард Ортис де Монтельяно, Леонардо Лопес Лухан) считают, что за год в Теночтитлане совершалось 300 – 600 ритуальных убийств. Мексиканцы Мариа дель Кармен Ниева Лопес и Пабло Моктесума Барраган вообще отрицают практику человеческих жертвоприношений у науа, но это кажется преувеличением с другой стороны.

Оправдывает ли прекращение практики человеческих жертвоприношений Конкисту? Знаменитый мексиканский историк Фернандо де Альва Иштлильшочитль считал, что испанцы явились орудием возмездия за убийства тысяч невинных. Иосиф Бродский тоже полагал, что оправдывает, вспомните его «К Евгению»:

Нет уж, лучше сифилис, лучше жерла Единорогов Кортеса, чем эта жертва. Ежели уж суждено глазу Быть выклеванным воронам, Лучше, если убийца – убийца, А не астроном.

С другой стороны, обратимся к тому, что принято называть «сухим языком цифр». На территории, которую после установления господства Кастильской Короны стали называть Новой Испанией, к 1519 г. жили, конечно, не 25 млн. человек, как предполагали Вудроу Бора и Шербурн Кук, но не меньше 7 - 8 миллионов человек там жили. В 1595 году на той же территории осталось (включая европейских поселенцев и их потомков) 1,37 миллиона человек. Представьте, что из каждых пяти Ваших родных, знакомых, соседей, просто прохожих на улице остался только один … Нет, большинство умерших не были убиты конкистадорами, и даже не умерли от непосильного труда на плантациях и рудниках – они оказались жертвами занесенных из Европы болезней и пьянства. Может ли это быть чем-то оправдано? Об этом пусть каждый судит сам.

Калюта Анастасия Валерьевна - к.и.н, научный сотрудник высшей категории, Российский этнографический музей.

ответ от 26.03.2017 г.:

Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить нашего украинского коллегу Виктора Талаха за ценные дополнения к моему ответу на вопрос и столь живую реакцию.

Правда, с моей точки зрения "талантливость" Косидовского и Керама заключается именно в использовании непроверенных и неподтвержденных, зато сенсационных фактов в своих сочинениях для широкого круга читателей. Этот "талант" характерен для большого числа журналистов-популяризаторов научных знаний и я думаю, что от него гораздо больше вреда, чем пользы. В данном случае они даже не потрудились заглянуть в первоисточники, чтобы проверить сообщения столь своеобразно мыслящих авторов как Майкл Харнер и Марвин Харрис, создателей очень смелой теории о подоплеке человеческих жертвоприношений у ацтеков. Впрочем приоритет здесь надо отдать, все-таки, Харнеру как первому автору опубликовавшему работу об "истинной" причине человеческих жертвоприношений.

Я умышленно не упомянула о них, чтобы не отходить от чисто арифметической стороны вопроса, но теперь вижу, что без их "культурного материализма" нельзя обойтись. В 1977 году Майкл Харнер в журнале American Ethnologist vol.4, N.1, pp. 117-135 опубликовал сравнительно небольшую статью "Экономический базис для ацтекского жертвоприношения", в которой утверждал, что нехватка белковой пищи из-за отсутствия у древнего населения Мексики домашнего скота в сочетании с частыми засухами и неурожаями побудили ацтеков... к каннибализму, замаскированному под человеческие жертвоприношения. Дело в том, что часть останков жертв действительно употреблялась в пищу, как вместилище сакральной энергии. В своих утверждениях Харнер опирался на пресловутые 25 миллионов населения Центральной Мексики накануне Конкисты и 250 000 жертв в год, "подсчитанные " Куком и Борахом. Годом позже в 1978 его выводы "подтвердил" и "дополнил" для широкого круга читателей Марвин Харрис в статье с громким названием "Каннибальское королевство", вошедшей в скандально известный сборник "Каннибалы и короли" Cannibals and Kings . New York, Random House, 1978, pp. 147-166. Харрис утверждал, что Тройственный союз был уникальным в истории случаем империи каннибалов, где вечно голодающее население могло благодаря человеческим жертвоприношениям время от времени отведать мяса. Кроме того, данная ситуация стимулировала экспансионистскую политику Тройственного союза, поскольку жертвы были в основном из военнопленных, и боевой дух молодых воинов, потому что вожделенное мясо получали захвативший пленного и родственники. Отмечу, что ни Харнер, ни Харрис не были специалистами по доколумбовым цивилизациям и, как мы видим из пояснения Талаха, весьма вольно трактовали сообщения колониальных кодексов т.н. группы Уицилопочтли.

В 1990 г. Бернардо Ортис де Монтельяно, американский исследователь мексиканского происхождения, опубликовал на английском языке книгу "Ацтекская медицина, здоровье и питание", в которой на основании своих знаний флоры и фауны Центральной Мексики, а также более внимательного изучения колониальных источников и тщательных подсчетов разнес выводы Харнера и Харриса в пух и прах. Тем не менее, такова устойчивость мифа, что цифры 20 000 жертв в год и 80 000 жертв при освящении главного храма Теночтитлана перешли в работы популяризаторов вроде Косидовского, а в наш цифровой век разошлись по Интернету.

Что касается рисунка и комментария в "Кодексе Теллериано-Ременсис", то еще есть один вариант его истолкования. На освящении храма присутствовало 20 000 человек верующих, которые как это было принято, "приносили в жертву" самих себя, пуская кровь из языка, конечностей и половых органов (см. Gonzalez Torres Yolotl El sacrifcio humano entre los mexicas Mexico: FCE, INAH 1985. p.252).

Что касается этической оценки человеческих жертвоприношений, то это вообще не имеет к антропологии никакого отношения.

В советское время считалось, что цивилизации Южной и Центральной Америки были недоразвитыми и сильно отставали от Европы. Некоторые историки даже утверждали, что у майя, ацтеков и инков не было своих полноценных государств.

Во многом эти народы и правда отставали от европейских народов, но в чем-то и опередили их. Если бы не вторжение испанских конкистадоров, то дальше весь регион мог бы развиваться по своему уникальному пути. Но история не знает сослагательного наклонения. 4 июня 1521 года испанцы пошли на осаду Теночтитлана, столицы ацтеков. Спустя два месяца город пал, и целая цивилизация прекратила свое существование.

Орел и змея

По имеющимся данным, ацтеки далеко не всегда жили на территории современной Мексики. Они пришли с севера, где вели кочевой образ жизни. По легенде бог Уицилопочтли приказал им идти на юг и основать город там, где на кактусе будет сидеть орел со змеей в когтях. По преданию ацтеки искали указанное богом место 260 лет, пока не увидели искомого орла на острове посреди соленого озера Тескоко.

Конечно, это просто красивая легенда. Скорее всего кочевники ацтеки просто долго искали место, чтобы осесть, но все окрестные земли уже были заняты другими племенами. И только покрытый густыми зарослями и кишащий ядовитыми змеями остров был свободен. В 1325 году ацтеки основали город Теночтитлан.

На пути к величию

Заросли ацтеки быстро срубили, змей - употребили в пищу. А в остальном обретенная ими земля оказалась плодородной, климат в тех местах был мягкий. Ацтеки научились ирригации, начали создавать искусственные острова на озере Тескоко и выращивать там еду. Город быстро рос. К 1500 году, по прикидкам некоторых историков, Теночтитлан был самым крупным городом Земли.

Город был разделен на четыре района, а по центру находился огромный храмовый комплекс, куда запускали людей только для ритуалов. Жемчужиной города был 45-метровый Великий Храм.

Можно смело утверждать, что в градостроении ацтеки сильно превзошли Европу, которая с античных времен только деградировала в смысле организации крупных городов. Зато сильно отстали в культурном плане, ведь у них до начала XVI века сохранилась практика человечески жертвоприношений.

Более того, ацтеки приносили жертвы по любому поводу и в огромных масштабах. Их ненасытные боги требовали крови за все, от успеха в битве, до хорошего урожая. Жертву укладывали на плиту на вершине пирамиды, вспарывали ей живот и вырезали сердце.

А вот что делали с телом - вопрос спорный. До сих пор неизвестно, были ли ацтеки каннибалами. Есть мнение, что кусочки человеческого мяса в ритуальных целях употребляла местная знать, но в привычках обычных ацтеков каннибализма не было. Но никаких достоверных данных на эту тему у нас сейчас нет.

Медицина и образование

Долгое время считалось, что в научном плане ацтеки безнадежно отставали от европейских народов. Но это не совсем так. У индейцев было понимание частей и органов тела, они обладали знаниями в области трав, из которых и готовили разнообразные препараты.

Крещенный ацтек Мартин де ла Крус в 1552 году написал рукопись на языке нуатль, посвященную лекарственным травам. Позже она была переведена на латынь. Основываясь на расшифрованных частях рукописи можно сказать, что лечить на своем уровне самые разнообразные болезни ацтеки умели. Сами они, конечно, считали это магией, но многие из их препаратов стали основой для лекарств в современной медицине.


Образование в Теночтитлане было вполне современным, как на то время. С пяти лет мальчики шли в школу, где их обучали читать и писать. Позже, если у семьи были средства, юноша мог пойти учиться в тепочкалли - училище, где ему преподавали торговле, ремеслам или военному искусству. Сыновья аристократов могли стать студентами кальмекака - привилегированной школы, где обучали жрецов, вождей и писцов.

Надо сказать, что обычным европейцам в то время даже базовое обучение часто было недоступно. Так что тут ацтеки нас опередили.

Гибель Теночтитлана

Ацтеки были воинственным племенем, и держали в страхе окрестные племена. Поэтому когда испанцы по главе с Эрнаном Кортесом задумали захватить их столицу, многие индейцы согласились им помочь. Без помощи местных испанцам банально не хватило бы людей для штурма, несмотря на техническое превосходство и огнестрельное оружие.

Первые попытки штурма провалились, ацтеки слишком яростно оборонялись. Но Кортес был опытным полководцем, и его план по захвату города в итоге сработал. С разных сторон его лейтенанты во главе своих отрядов вошли в город, объединились на рыночной площади и нанесли решающий удар в сердце государства ацтеков. Лидеры индейцев пытались бежать, но их корабли были перехвачены, а командующий Куаутемок попал в плен.

Наследие

Несмотря на то, что Теночтитлан, фактически, просуществовал всего два столетия, быт и культура ацтеков сильно повлияла на современную Мексику. Орел до сих пор сжимает в когтях змею на мексиканском флаге, а ацтекские узоры украшают одежды их потомков.

Индейцы не смогли сдержать натиск конкистадоров, но их цивилизация ушла в вечность, оставив след на лице планеты.

 


Читайте:



Расклад Таро «Выйду ли я замуж?

Расклад Таро «Выйду ли я замуж?

Большинство девушек мечтает о семье. Встретить свою судьбу, своего принца, родить ему детей и разделить с ним долгую дорогу счастливой жизни....

К чему снится мерить платье

К чему снится мерить платье

Женские наряды будоражат умы и вызывают множество эмоций. И от пола человека это не зависит. Одни желают обладать новинкой от кутюр, другие -...

Что будет если продать душу дьяволу

Что будет если продать душу дьяволу

Как узнать, что человек продал душу Дьяволу — верные признаки и ответы черного колдунаПродажа души Дьяволу — факт из биографии практически каждого...

Дао - это что такое? Дао дэ цзин: учение. Путь Дао. Книга: Дао Дэ Дзин (Перевод Валерия Перелешина) Смотреть что такое "Дао Дэ Цзин" в других словарях

Дао - это что такое? Дао дэ цзин: учение. Путь Дао. Книга: Дао Дэ Дзин (Перевод Валерия Перелешина) Смотреть что такое

Лао Цзы. Дао дэ Цзин перевод Н. и Т. Доброхотовых Переложение с китайского, Дубна:"Свента", 1994Title: Купить книгу "Дао дэ Цзин": feed_id:...

feed-image RSS