| По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней. Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников. Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.
Православный календарь на 2017 год:
Непереходящие праздники:
07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Дни особого поминовения усопших
18.02.2017 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
11.03.2017 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
18.03.2017 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
25.03.2017 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
25.04.2017 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05.2017 - Поминовение усопших воинов
03.06.2017 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
28.10.2017 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября) О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
В богослужении Православной Церкви
двенадцать великих праздников
годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на
Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные
Пресвятой Богородице
. По времени празднования двунадесятые праздники
разделяются на
неподвижные
(непереходящие) и подвижные
(переходящие). Первые
постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год
падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи
.
О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:
По церковному Уставу
в праздники Рождества Христова
и
Богоявления
, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский
и Крещенский сочельники
и в праздники
Воздвижения Креста Господня
и Усекновения главы Иоанна Предтечи
разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и
Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы,
Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла
, Иоанна
Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи
до Троицы
в среду и пятницу разрешается рыба. О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:
Пост
- форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела
на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное
самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост
- ограничение в пище; душевный пост
- ограничение внешних
впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное
сосредоточение); духовный пост
- борьба со своими «телесными
похотями», период особо напряжённой молитвы. Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный
без поста
духовного
ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может
быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается
сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто
считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост
, -
учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка,
отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и
клятвопреступления». Пост
- не цель, а средство отвлечься от
услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без
всего этого он становится всего лишь диетой. Великий Пост, святая Четыредесятница
(греч. Tessarakoste; лат.
Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной
седмице
и празднику Пасхи
, важнейший из многодневных постов.
В связи с тем что Пасха
может попадать на разные числа календаря,
Великий пост
также каждый год начинается в разные дни. Он
включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св.
Четыредесятницей
. Пост
для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней
молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище
. Пост телесный
необходим для совершения поста духовногои
душевного, все они в своем
объединении образуют пост истинный
, способствующий духовному
воссоединению постящихся с Богом. В дни поста
(дни говения) церковным
Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба
разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста
не
позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища,
приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской
Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме
того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение
всего года. Среда и пятница
установлены в знак того, что в среду Христос был
предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил:
"Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает
Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским
постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница -
дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до
Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу
рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают
праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества
Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы,
Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна
Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня
попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие
(канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста),
случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным
маслом. Сплошные седмицы
(по церковнославянски седмицей называется неделя
- дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и
пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом
или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца,
рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом). Однодневные посты
, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без
рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне
праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя
для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для
очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день
установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и
беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о
печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на
Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в
молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.
МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:
1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из
Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей
Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого
Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной
жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа.
Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются
рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные
седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и
пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни
недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея"
("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую,
после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и
пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с
маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель
постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом
мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца,
рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий
пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в
последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют
"Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы
Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник)
установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи
(благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи
и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу
- холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла
(овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается
растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого
виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память
великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой
накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом,
понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о
праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается
два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если
праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В
Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная
икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до
выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали
пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается
во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до
Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя
между Троицей и Петровым постом - сплошная. 2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и
заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру
и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что
святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем
странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы.
Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня
празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6
недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и
пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий
пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные,
грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому
святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На
праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед)
среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут
праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой
накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и
пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба. 3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь,
готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же,
духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к
посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби.
Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому.
Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а
если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день
также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла,
вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища
с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память
великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом,
понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста
до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний
мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни
двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и
пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники
памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой
накануне. 4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в
это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили
явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак
того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа
(27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста
до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм
Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на
понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти
святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2
января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В
предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни
Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается
только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6
января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой
вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные
в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях
сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и
происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед
праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не
вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать
которую начинают уже в сам день сочельника.
|
Рождественский пост - с 28 ноября 2016 года по 6 января 2017 года
(также в конце 2017 – начале 2018: с 28 ноября 2017 по 6 января 2018 года)
С 28 ноября по 1 января включительно – нестрогий. Со 2 января по 6 января – строгий.
1 января 2017 года – 6 января – продолжение Рождественского поста.
По понедельникам пища без масла. По вторникам, четвергам пища с маслом. По субботам и воскресеньям разрешена рыба. По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты.
Далее по 5 января 2017 года включительно: по понедельникам, средам и пятницам сухоядение (хлеб, овощи, фрукты), по вторникам и четвергам пища без масла, по субботам и воскресеньям пища с маслом.
6 января - Сочельник (сочевник) – Навечерие Рождества Христова (канун, Рождественский сочельник)
Сочельник отмечается также и 18 января в канун праздника Богоявления. Иногда упоминаются также сочельники на Благовещение и субботу первой седмицы Великого поста - в память чуда Феодора Тирона. Название происходит от слова «сочиво» (первоначально - пшеничные зёрна, размоченные соком из семян).
7 января – Рождество Христово
На основе евангельского свидетельства Церковный праздник рождества Христова близок к зимнему солнцестоянию, и по всей Европе отмечается 25 декабря. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Русская православная церковь отмечает праздник по старому стилю 7 января.
7 – 17 января – Святки (11 дней) поста нет
Святочные гадания
В период зимних святок (с Сочельника по Крещение) проводились святочные гадания
Коляда - один из значимых праздников славянского народного календаря - также начинается с 7 января.
Колядование - обрядовый обход крестьянских домов группами деревенских жителей во время Святок. Этот обряд совершается накануне Рождества (6 января), Васильева дня (13 января), Крещения (18 января).
14 января – Обрезание Господне. Новый Год по старому стилю.
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. На восьмой день после своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками.
В России дата Обрезания Господня широко известна в светском контексте как «Старый Новый год», так как до 1918 совпадала с началом нового года (так называемым гражданским новолетием).
19 января – Крещение Господне (Святое Богоявление) - христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Произошло явление Бога (Богоявление) в полноте Троицы (Бог-Сын крестился, Бог-Отец говорил с небес, Бог-Святой Дух сходил в виде голубя).
Зимний мясоед 2017 года - с 20 января по *26 февраля включительно.
По средам и пятницам разрешена рыба. В остальные дни зимнего мясоеда разрешена скоромная пища, т.е. поста нет.
15 февраля – Сретение Господне
Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение - это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов.
*9 марта - Обретение главы Иоанна Предтечи (первое и второе обретение) - православный праздник в честь наиболее почитаемой части мощей Иоанна Предтечи - его главы.
22 марта – Сороки, Жаворонки Сорок Севастийских мучеников - день народного календаря, приуроченный к церковному дню памяти Сорока Севастийских мучеников. В этот день, согласно народному календарю, зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие).
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
Название праздника - Благовещение - передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа.
На Благовещенье, Пасху и на Сороки (22 марта) выпекали жаворонки (обрядовое печенье в виде птичек или солнца).
* 26 февраля - Прощёное воскресенье - последний день недели Масленицы и последний день перед Великим постом, начинающимся в Чистый понедельник и продолжающимся до Пасхи.
* Великий пост (строгий) - с 27 февраля по 15 апреля 2017 года
Весь смысл покаянного подвига, совершаемого Великим Постом, как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца. Великий пост 2017
* 11 марта, 18 марта, 25 марта - Дни Особого Поминовения усопших.
11 марта - Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста
18 марта - Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста
25 марта - Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста
* 27 февраля – Начало Великого Поста. Чистый понедельник.
* 8 апреля - Лазарева суббота - на трапезе разрешается рыбная икра
В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Христом праведного Лазаря (Ин.11:1-45), которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим.
* 9 апреля – Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье.На трапезе разрешается рыба.
* 15 апреля – Конец Великого Поста. Великая Суббота.
* 16 апреля – Пасха - Светлое Воскресение Христово
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.
Праздничные богослужения продолжаются 40 дней, вплоть до праздника Вознесение Господне (25 мая). Все это время верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!».
* 16 – 22 апреля – Сплошная Светлая Пасхальная седмица - неделя после Пасхи.
поста нет
* Весенний мясоед 2017 года - с 23 апреля по 11 июня
До Дня Святой Троицы (с 23 апреля по 4 июня 2017 года):
По средам и пятницам разрешена рыба. В остальные дни весеннего мясоеда 2017 года разрешена скоромная пища, т.е. поста нет.
Троицкая сплошная седмица с 5 по 11 июня: в это время разрешена скоромная пища, т.е. поста нет.
* 23 апреля – Антипасха. Красная Горка
Антипасха. Красная Горка
Красная горка – это дохристианский древнерусский праздник. Он был связан с проводами зимы и встречей весны.
Антипасха – вместо-, напротив Пасхи. Пасха – Воскресение для уверовавших, Антипасха – Воскресение, напротив, для тех, кто не верит в духе, а требует подтверждения во плоти.
За Антипасхой следует Фомина неделя, которую также называют Красной горкой.
Родительский день на Красную горку (Радоница) приходится на *25 апреля.
* 25 апреля – Радоница. Родительский день. День поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе). Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.
В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) - различные продукты (за исключением мясных).
Радоница (25 апреля) и Троицкая суббота (3 июня) - главные родительские дни.
9 мая - День поминовения усопших - день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны
23 мая - Симон Зилот. Почитание апостола Симона Зилота.
Названия в народной традиции: «Симонов день», «Именины Земли», «Именины Матери Сырой Земли», «День Земли», «Симон-гулимон», «Симон посев», «Миколин батько» (белорус.), «Симоново золото» (белорус.), «Симонове зело» (укр.).
Святодень, когда Мать Сыра Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому её нельзя пахать, копать, боронить. «На именины земли для всех одна заповедь - пахать грех. От земли всё богатство». В этот день каждый человек должен был поклониться ей, сходя с крыльца.
Считалось, что земля слышит каждое произнесённое нами слово. По народному поверью, только дважды в год, 7 января и 23 мая, Мать Сыра Земля могла разверзнуться и за ложь, за ложную клятву или за лжесвидетельство.
Считается, что в этот день Мать Сыра Земля помогает человеку одолеть трудности. Горсть земли, взятая с Родины, придает человеку силы, исцеляет от слепоты, от сердечных болей и других болезней.
* 25 мая – Вознесение Господне - (вознесение Иисуса Христа на небо в присутствии учеников - апостолов из 12-ти) - 40-й день после Пасхи.
* 1 июня – Семик - (седьмой четверг после Пасхи).
День поминовения усопших, умерших не своей смертью. В первую очередь утопленников, самоубийц, а также детей, которые умерли некрещеными.
* 7 июня - Обретение главы Иоанна Предтечи (третье обретение) - православный праздник в честь наиболее почитаемой части мощей Иоанна Предтечи - его главы.
* 3 июня – Троицкая суббота или «Троицкие деды», «Задушная».
Троицкая вселенская Родительская суббота. День поминовения усопших.
* 4 июня – День Святой Троицы (Пятидесятница) - «Русальная», или «Зеленая» -
сошествие Святого Духа на апостолов в виде языков пламени на 50-й день после Пасхи.
* 5 – 11 июня – Троицкая седмица - неделя после Троицы (Зеленая неделя, - «русальная», «проводная» - неделя перед Петровым постом).
* 5 июня – Духов день (День Святого Духа) или «День Духа», «Именины Земли», «Иван-да-Марья», «Провожание русалок».
* 8 июня – Навская Троица или «Русалкин Велик день» «Трийца умэрлых», «Сухой день», «Кривой четверг».
* Петров пост (нестрогий) - с *12 июня по 11 июля 2017 года. Продолжительность поста в 2017 году: 30 дней.
По средам и пятницам в Петров пост сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты - один раз в день, вечером.
Ночь с 6 на 7 июля Иван Купала
Иван Купала или «Иванов день», «Купало», «Иван Травник» - народный праздник летнего солнцестояния древнего происхождения.
8 июля – День Петра и Февронии
День семьи, любви и верности (день супружеской любви и семейного счастья)
Летний мясоед 2017 года - с 12 июля по 13 августа.
По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты.
В остальные дни недели скоромная пища.
14 августа – Медовый Спас (Спас на воде): первый Спас августа
Успенский пост (строгий) - с 14 по 27 августа 2017 года
19 августа – Преображение Господне. Яблочный Спас: второй Спас августа - по Церковному Уставу разрешается на трапезе рыба.
28 августа – Успение Пресвятой Богородицы
Осенний мясоед 2017 года - с 28 августа по 27 ноября.
По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты. В остальные дни недели скоромная пища.
29 августа – Ореховый Спас (холщовый Спас): третий Спас августа
11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи - Родительский день. Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II.
27 сентября – Воздвижение Креста Господня
8 октября – день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца
Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.
14 октября – Покров Пресвятой Богородицы
* 4 ноября – Димитровская (Дмитриевская) Родительская суббота. День поминовения усопших.
21 ноября – Михайлов день - День Михаила-архангела
Рождественский пост - с 28 ноября 2017 по 6 января 2018 года
С 28 ноября 2017 по 1 января 2018 включительно – нестрогий. Со 2 января по 6 января 2018 – строгий.
4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы
В этот день, по народному преданию, по земле проезжает сама Зима в белоснежной шубе и своим ледяным дыханием навевает снежные узоры на оконные стекла.
9 декабря - Юрьев день. День Юрия (Егория) холодного
Это - день памяти святого Георгия Победоносца, которого в народе называют Егорием или Юрием.
19 декабря – Николин день - христианский день почитания святого Николая Чудотворца
Николин день, Никола, Николай Угодник, Никола зимний.
25 декабря – Спиридон
В этот день Православная Церковь почитает память Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (около 348), уроженца острова Кипр.
24-25 декабря празднуют солнцеворот - самую длинную ночь и самый короткий день в году. Этот день именуют Спиридоном-солнцеворотом. «Солнце на лето - зима на мороз», - говорят об этом дне.
Оцените новость
Важнейшие православные праздники отличаются особенно торжественным богослужением. Самым большим и светлым событием в церковном календаре христиан является Пасха. Она имеет особый статус и наиболее торжественную службу. Дата празднования определяется по солнечно-лунному календарю и уникальна для каждого года (попадает в период с 4 апреля по 8 мая).
Остальные великие праздники делятся на двунадесятые и недвунадесятые.
Двунадесятые
– это 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории:
- Непереходящие
Имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число. К ним относят 9 двунадесятых праздников. - Переходящие
Имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней. К ним относят 3 двунадесятых праздника.
Недвунадесятые
– это 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню и памяти святителя Василия.
Православные посты и сплошные седмицы
Пост
– период ограничения в еде, в который следует воздержаться от принятия пищи животного происхождения.
Выделяют 4 многодневных поста: Великий, Петров (Апостольский), Успенский, Рождественский и 3 однодневных: Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Воздвижение Креста Господня. Также существует пост по средам и пятницам.
Сплошные седмицы
– это недели, в течение которых отменяется пост по средам и пятницам. В году 5 таких седмиц: Святки, Мытаря и фарисея, Сырная (запрещено мясо), Пасхальная, Троицкая.
Дни особого поминовения усопших
В дни общего поминовения всех умерших христиан принято посещать могилы усопших родственников и молиться о них. В кругу богослужебного года такими датами являются: Вселенская родительская суббота, 2-4 субботы Великого Поста, Радоница, Поминовение усопших воинов, Троицкая и Димитриевская родительская субботы.
Церковный календарь
- система счета времени, употребляемая православной церковью для определения последовательности церковных праздников и постов годичного цикла, а также соответствующих им богослужений. Также название печатных изданий разного типа, содержащих (помимо общей календарной функциональности) приспособленные к конкретному году элементы месяцеслова и другие материалы богослужебно-менологического характера.
Календарь Церковный содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный круг, все события которого установлены относительно дня празднования Пасхи. Самым важным и светлым праздником в церковном календаре является Пасха, за Пасхой по важности идут великие двунадесятые праздники, которые в свою очередь делятся на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Православная церковь живет по Юлианскому календарю «старый стиль», а даты праздников для удобства, указаны согласно общепринятому светскому Григорианскому «новый стиль».
Церковный календарь - это чередование будней и праздников. В будни человек призван трудиться «в поте лица добывать хлеб свой». Православные праздники же даны для того, чтобы почувствовать раскрепощение, подняться над суетой и обыденностью мира, ощутить себя причастным к высшему из миров, «где нет болезней, печалей и воздыхания, но жизнь бесконечная».
Каждый Церковный православный праздник посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников. По важности воспоминаемых Церковью событий праздники разделяются на великие праздники, средние и малые.
Праздники Русской православной церкви посвященны тому или иному важному для православных людей, церковному событию. Церковные Православные праздники включают в себя такие важные праздничные даты как Крещение Господне, Вход Господен в Иерусалим и другие. Некоторые православные праздники известны даже тем, кто далек от религии. Все из нас знают славную традицию окрашивания куриных яиц и испечения кулича - главных символов Пасхи, а также обычай окунаться в прорубь на Крещение Господне. Нельзя не упомянуть об одном из самых колоритных православных праздниках - Масленице, целой праздничной неделе, с ее традицией испекать блины символизирующие солнце дарящее свет и тепло, а также с традицией сжигания чучела Масленицы, символизирующего не желающую уступать весне злую зиму.
И конечно же, нельзя не напомнить о всеми любимом и известном православном празднике - Рождестве Христове, помимо всего прочего входящем в перечень нерабочих праздничных дней.
Церковный календарь с праздниками и постами на 2020 год
Обозначения в календаре: X
- ПАСХА ХРИСТОВА
; X
- дни постные; X
- Двунадесятые праздники; X
- Великие праздники; X
- сплошные седмицы; X
- дни особого поминовения усопших;
Православные и церковные праздники и посты в 2020 году
Важнейшие православные, церковные праздники отличаются особенно торжественным богослужением. Самым важным и светлым праздником в церковном календаре является Пасха, которая ознаменуется в 2020 году - 19 апреля. Далее, за Пасхой по важности идут великие двунадесятые праздники, которые в свою очередь делятся на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Неподвижные (непереходящие) постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, подвижные (переходящие) - дата их проведения меняется каждый год и зависит от дня празднования Пасхи.
X
- Двунадесятые переходящие праздники:
X
- Двунадесятые непереходящие праздники:
X
- Великие церковные праздники:
Другие церковные праздники отмечаемые в 2020 году:
X
- Церковные православные посты. Постные дни.
Пост
– период ограничения в еде, в который следует воздержаться от принятия пищи животного происхождения.
Многодневные посты в 2020 году:
О трапезе в праздники:
По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
Браковенчание не совершается:
Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок, с 7 января (25 декабря) по 19 (06) января; в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября (29 августа) и Воздвижения Креста Господня – 27 (14) сентября.
Освященное
время Церкви:
:
церковное новолетие и миротворный
круг. В календаре этот день отмечен как начало
индикта. Христиане не хотели разделять начало
нового года в один день с последователями Конфуция,
Аллаха, Будды, поэтому приняли решение считать
началом православного нового года 14 сентября
(1 сентября ст.ст.). Праздник церковного Новолетия
установлен святыми отцами I Вселенского собора,
которые определили начинать с 1/14 сентября исчисление
церковного года. Первый день годичного богослужебного
круга открывает собою «вход лета», и богослужение
этого дня носит праздничный характер, вершиной
которого является читаемое за литургией Евангелие,
где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа
после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне.
По преданию, это произошло в первый день иудейского
праздника жатвы, который праздновали 1-8 сентября.
В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего
и нам наступление благоприятного «лета Господня».
В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия
Божия и впервые засвидетельствовал исполнение
ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына
Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового
Завета.
Праведного
Иисуса Навина
(XVI в. до Р. Х.).
Мученицы Каллисты
и братий ее мучеников Евода
и Ермогена
.
Мученика Аифала
диакона.
Мучениц 40 дев
постниц и мученика Аммуна
диакона, учителя их.
Преподобного Симеона
Столпника
и его матери
Марфы
.
Симеон Столпник
(V век) прославился как человек самоотверженного
образа жизни. Он открыл новый вид подвижничества.
Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога,
он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой
на верху, окружил его стеною и с этого "горного"
места читал проповеди многочисленным паломникам.
Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье,
предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно
он увеличивал высоту столба, на котором стоял.
Последний его столб был высотой 40 локтей (16
метров). В усиленных иноческих подвигах провел
80 лет, из которых 47 простоял на столбе. Житие
его было хорошо известно на Руси, у него учились
претерпевать во имя святого дела многочисленные
трудности человеческого бытия. По стародавней
традиции считалось, что в этот день необходимо
совершать благотворительные дела, быть милосердным.
В Московской Руси ни один нищий в этот день не
оставался без обильной милостыни и даже заключенных
в темницах одаривали подарками.
День Семёна
Летопроводца
(Семен, Симеон
Столпник, Семен-летопроводец, летопроводец, проводы
лета, Семенов день, Семен-день, первые осенины,
бабье лето, встреча осени, пасеков день, луков
день, засидки, конец лета, начало осени, последний
посев). Первая встреча осени, конец молодому бабьему
лету и начало старому. Много поверий и обрядов
было связано в старину с этим днем. Да и неудивительно,
ведь в допетровской Руси 1 сентября считалось
началом нового года. В 1700 году Петр I перенес
празднование Нового года с 1 сентября на 1 января.
Постепенно праздник потерял свое былое значение,
но многие обычаи так и остались в жизни крестьян.
Например, в деревнях 14 сентября хоронили тараканов
и мух. Клали в гробик вырезанный из репы или брюквы
и несли с плачем и причитанием хоронить как можно
дальше от дома. Оставшиеся дома выгоняли из дому
мух "муха по мухе, летите мух хоронить".
Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие
времена и связан с почитанием Белбога – повелителя
всех насекомых.
Еще одним важным обычаем было гашение старого
огня и добывание нового. Старики выходили во двор
и терли друг о друга две деревяшки, пока они не
начинали дымиться. Тлеющее дерево раздувала девушка
или невестка, а затем от вспыхнувшего огня поджигала
свечу. Этим огнем растапливали печь. На следующее
утро угли снова раздували. Так огонь поддерживали
в печи весь год. В этот день четырехлетних мальчиков
сажали на коней. Обычай этот пришел из глубокой
древности и был связан с переходом от младенчества
к взрослой жизни. Называли 14 сентября в деревнях
бабьим летом потому, что в это время начинаются
разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки,
мочение льна и т. д.), которые обычно выполнялись
женщинами на открытом воздухе. С Семена начинались
так называемые засидки, когда по вечерам работали
в избах. Первый день засидок праздновался как
семейный праздник. Все родственники встречались
в доме самого старшего в роде. С летопроводца
(14 сентября) до Гурия (28 ноября) в старину отводилось
время свадебным неделям.
С этого дня кроты и мыши перебираются с полей
в дома и огороды.
Приметы погоды 14
сентября:
Если Марфа грязная -
осень дождливой будет. Бабье лето (начинается
с 14 сентября) ненастно – осень сухая, а бабье
лето сухое – осень мокрая. Чем суше и теплее простоит
сентябрь, тем позднее наступит зима. Если шишки
на ели выросли низко – быть ранним морозам, а
если на верхушке – настоящие холода наступят лишь
в конце зимы.