Главная - Знаки зодиака
Храм благовещения в тайнинском. Церковь благовещения в тайнинском. Воскресная школа на территории храма

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Ярославского вокзала до ст. Тайнинская - 15 км.

Проезд автомобилем: по внешней стороне МКАДа от Ярославского ш. в сторону Осташковского ш. - 0,5 км, не доезжая до поста ГАИ свернуть на дорогу в Мытищи, по ул. Трудовая до ул. 1-я Крестьянская, там налево и до перекрестка с ул. Веры Волошиной, там снова свернуть налево и ехать до разветвления с ул. Красный Поселок (она уходит правее). По ул. Красный Поселок до ул. Центральная, там - направо и по ней до храма.

Благовещенская церковь в селе Тайнинском, родовой вотчине царя Федора Алексеевича, была построена в 1677г. по его указу.

Село Тайнинское известно по документам с 1410г. как владение серпуховского князя Владимира Храброго, внука Ивана Калиты. Село, расположенное на левом берегу Яузы, было одним из важных пунктов древнего торгового пути, проходившего по полноводной тогда реке. Село в течение нескольких веков оставалось дворцовым, здесь в 1552-1574гг. часто бывал Иван Грозный, а в 1574г. он принимал здесь ханских послов. В Смутное время село было занято Лжедмитрием II как важный пункт на пути от Москвы к северным областям. При Алексее Михайловиче в Тайнинском поставили путевой дворец, в котором царь останавливался по пути на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. При Елизавете Петровне деревянный путевой дворец был перестроен заново.

Кирпичная Благовещенская церковь выстроена в стиле русского узорочья и очень нарядна. Основа ее – высокий двустветный четверик, увенчанный горкой кокошников – «огненным» завершением, – и пятью главами на световых барабанах. В XIX веке, как это было со многими «огненными» храмами, ярусы кокошников были срублены и заменены на четырехскатную кровлю. Стены обильно украшены декоративными деталями из тесаного кирпича. С севера и юга в храм ведут четыре двери (две – в основной объем, две – в трапезную), обрамленные перспективными порталами с килевидными завершениями и украшениями-«дыньками». Очень богат и декор наличников на окнах, а сами окна разделены парными колонками. В алтарной части храма три высоких окна в апсидах, их наличники повторяют декор окон трапезной. Главная отличительная особенность храма – вход с запада. Это не просто вход, он обрамлен парой симметричных наружных лестниц с тремя рундуками. Средний рундук, пониже, покрыт сверху полой каменной «бочкой», боковые, повыше, увенчаны шатрами. Шатры, окруженные рядом кокошников, изначально были покрыты поливной черепицей зеленого тона. Очень пышно и разнообразно украшены опоры лестниц с массивными базами и арки – как подобает входу в храм при дворцовом селе. Эта пышность отражается и в интерьере трапезной: лотковый свод с распалубками, широкие арочные проемы, соединяющие основное пространство трапезной и хоры. Убранство интерьера сильно пострадало в советское время.

В 1929г. храм был закрыт, и в нем устроили сначала сельский клуб, потом открыли хлебный магазин. Позднее здесь разместили фабрику декоративной игрушки и столярную мастерскую. Вернули церковь верующим в 1989г., и тогда началось восстановление. Возвратили изначальный вид кровле с рядами килевидных и полукруглых кокошников, вновь поставили кресты на купола, отреставрировали храм изнутри. В южной части наружного крыльца устроили звонницу (до этого колокола висели в бочкообразной средней части крыльца). В подклете храма устроен престол Новомучеников и Исповедников Российских, в верхней части – приделы Ильинский и свв. Захария и Елизаветы.

Если пройти от храма в сторону МКАДа, то можно увидеть высокий монумент. Это памятник императору Николаю II работы скульптора В.М.Клыкова, поставленный на месте царского путевого дворца. Установлен он был в 2000г.; это уже второй памятник Николаю II на этом месте – его предшественник был взорван вандалами за три года до того.

Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском, рассказывает о послушании и духовничестве:

Мой духовник — архимандрит Тихон (Агриков)

— У меня духовник похоронен за моим храмом. Он скончался в 2000 году. Брат моего отца — , в схиме — Пантелеимон. При нем я поступил в Московскую духовную семинарию в 1957 году. Я очень любил учиться. Окончил семинарию, академию, трехгодичную духовную аспирантуру, но я всегда слушался своего духовника.

Он мне советовал еще участвовать во всех кружках, которые у нас были — во всех этих кружках я и занимался. Был кружок скрипки — я играл на скрипке. А еще были кружки фортепиано, английского языка, иконописи и регентства. Больше меня как-то в регентство тянуло, я был регентом среди узкого круга в академии, и мне дали потом удостоверение, что я могу хором управлять.

Но мне все это нравилось. Вся учеба в духовном плане мне очень нравилась. Я учился с большим внутренним удовлетворением. Одиннадцать лет я изучал богословие и так его полюбил, что сейчас участвую в Богослужебной комиссии Московской епархии по благословению митрополита Ювеналия . Эта комиссия заседает в Сергиевом Посаде, нас несколько человек. Мне это очень нравится, мы редактируем церковные службы.

А моей жене это очень не нравится, она говорит: «Что ты можешь там сказать хорошего?» Она меня на эту комиссию порой не пускает, и я вынужден слушаться, чтобы не было семейного конфликта. А мне так хочется на эту комиссию!

Что касается духовника, я его слушал во всем

Но что касается духовника, я его слушал во всем. Он был преподавателем в семинарии и академии, следил за моим образованием. Он говорил: «Так! Что-то у тебя “троечки”» . Я сразу подтягивал, чтобы у меня были «четверки». Но любовь к учебе у меня была просто необыкновенная.

Я уже оканчивал академию, когда пришло время принимать сан, а для этого надо было жениться. Девочки у меня никакой не было, и духовник мне так говорил: «Ты сначала учись, а невесту тебе преподобный Сергий пошлет». Понравилась мне одна девушка. Пришёл я к отцу Тихону и говорю: «Вот, батюшка, мне такая девочка нравится». Он отвечает: «Вера? Нет, она тебе не годится, она тебе не подойдет». И я его и на ней не женился. А он был духовником, всех девчонок знал. Потом я привел к нему свою будущую жену. Он говорит: «Ну, вот эта тебе подойдет, поговори с ней». Я с ней поговорил — и создался наш брак. Мы живём вместе пятьдесят два года, у нас трое детей родилось. Мы их вырастили. Все они получили высшее образование, все врачи.

Я старался и стараюсь свою жену слушать. Пусть это мне порой не нравится, но я никогда не настаиваю.

Мне семьдесят шесть лет. Я сам уже являюсь духовником для тех, кто ко мне приходит. И я вынужден сказать, что у многих из них нет полного , а для меня это очень большое испытание. Я очень расстраиваюсь от этого, потому что вижу, что их жизнь неправильно сложится.

Вот, была сегодня одна девушка, которая при мне выросла. Выбрала себе мальчика и ко мне его привезла. Я посмотрел: а она превосходит его по развитию и не будет им в жизни довольна. Я ей и говорю: «Ты не будешь довольна своим выбором. Разочаруешься — и его сделаешь несчастным и себя». Она заплакала. Сидит и плачет. Или она его уже любит? А я смотрю на него и вижу, что он ей просто не подходит. Говорю девочке: «Поищи ещё!» Она-то окончила юридический институт, а он человек недалекий. Ей нужен муж по развитию.

Духовное руководство — никакое не начальствование, а мука

Вы поняли, что духовное руководство — это никакое не начальствование, а мука? Потому что видишь судьбы людей, знаешь, к чему может привести их выбор, и ничего не можешь исправить. Вот в этом трудность духовничества.

Есть в Псково-Печерском монастыре . Я его помню ещё по лавре. Ходила около него одна девочка небольшого росточка, непривлекательная, и говорила (я просто слышал это): «Хочу замуж выйти!» Батюшка ей: «Нельзя тебе замуж выходить! Не будет тебя муж ценить». А ей очень хотелось. И она родила ребенка. А потом я видел, что она с этим ребенком ходит за отцом Адрианом. То есть у нее не сложилось что-то семейное, и она опять пришла со своими горестями к батюшке, хотя он ее предупреждал и говорил, что у нее не сложится жизнь. Она его не послушала.

Сейчас духовников мало, потому что люди стали все своевольные

Поэтому сейчас духовников мало, конечно. И почему мало — потому что люди стали все своевольные. Все живут так, как им хочется, и поступают так, как им хочется. Поэтому Господь и не дает духовников.

Я тоже духовник посредственный. Какие вопросы решаю? Да, бытовые какие-то: квартиру разменивать — не разменивать, от мужа уходить или нет (смеется ). Ну, это простейшие вопросы! Что я от своего скудного ума могу посоветовать? Просто какой-то жизненный опыт наработался: все-таки пятьдесят лет священства за плечами.

Сейчас очень трудно управлять. И людям очень трудно, потому что они не воспитаны слушаться. А ведь надо обязательно уметь слушаться. Неслучайно является одним из обетов монашества с самой древности. И в молитве венчания священник молится и говорит (сейчас я вам прочту): «Сам и ныне, Владыко, Господи Боже наш, низпосли благодать Твою небесную на рабы Твоя сия (и перечисляются имена, кто венчается) и даждь рабе сей (то есть невесте) во всем повиноватися мужу, и рабу Твоему быти во главу жены, яко да поживут по воле Твоей!»

Люди не слушаются — таков результат нашей эпохи

Вот только повиноваться и слушаться — очень трудно. Люди не слушаются — таков результат нашей эпохи. И все наши беды, все беды нашей молодежи, наших детей — в том, что их не приучили слушаться.

Вот, дети сейчас не хотят учиться в школе. Ну, как в школе не учиться? Детство должно быть посвящено учебе, юность также должна быть посвящена образованию. А некоторые на это не хотят «время тратить».

— А у каждого ли должен быть ?

— Я не знаю. Сейчас просто нет старцев. Старца надо бы, конечно, каждому, но люди сейчас сами управляются. Духовником может быть и мать, и отец - не обязательно священник. Родители имеют право на то, чтобы детьми руководить: у них есть жизненный опыт. Они могут, исходя из этого опыта, посоветовать что-то хорошее своим детям.

— Говорят, что современный человек очень гордый...

— У меня в Пятигорске живет друг отец Иларион. Он, хоть и слепой, но исповедует, с народом общается. Он говорит: «Самый главный недостаток нашего времени — это . Люди не хотят ничего слушать, не хотят ничего принять, даже веру. Не умеют верить, не умеют доверяться Богу. А ведь что бы ни случилось, надо довериться Богу! А они не хотят. Хотят своими силами. Говорят обычно: “Я — сильная женщина! Я сильная! Я все могу!” — а вот не получается...»

— Как бороться с гордостью?

— Это очень непросто. Это воспитывается. Уважение к Богу, к Церкви — часть нашей культуры. У нас в советский период целый пласт культуры утаили от современных поколений и не воспитали должным образом. И сейчас невоспитанные люди не знают, как по-другому жить. Если их обижают, то это их оскорбляет. Они считают, что этого не заслужили. Это очень непросто.

— Можно с ума сойти...

— Не знаю. Слава Богу! говорил: «С ума сходят только умные люди».

Много раз, проезжая по московской кольцевой автодороге, мы видели очень красивую Благовещенскую церковь. Оказавшись очередной раз в Мытищах, наконец, решили осмотреть ее поближе, тем более история этого места довольно древняя и связана с именами многих русский царей.

Храм этот стоит на землях бывшего села Тайнинского, известного еще с 1401 г. как владение серпуховского князя Владимира Храброго. Даже сейчас, несмотря на некоторую заброшенность, соседство МКАД (между Осташковским и Ярославским шоссе, внешняя сторона) и нескольких труб ТЭЦ, местность эта выглядит живописно.


Слияние рек Сукромки и Яузы придают ландшафту определенный романтизм.


Возможно, именно это и подтолкнуло царя Ивана Грозного построить в Тайнинском путевой дворец, где он останавливался по пути в Троице-Сергиеву лавру на богомолье. При нем же здесь был заложен первый деревянный храм, который не сохранился. Какое-то время это село было одним из центров опричнины, здесь жестокий царь казнил неугодных ему бояр. Бывали в Тайнинском и Борис Годунов, и оба Лжедмитрия. Первый самозванец встречался здесь с последней женой Ивана Грозного Марией Нагой и уговорил ее признать его своим сыном, однако это не спасло Лжедмитрия от скорой расправы. В Тайнинском любили охотиться и первые цари династии Романовых: Михаил Федорович и Алексей Михайлович. При последнем и был заложен уникальный по исполнению Благовещенский храм - единственное, что сохранилось от бывшей царской резиденции.


При Петре Первом эта усадьба не пользовалась вниманием, деревянный дворец стал ветшать и разрушаться. Только Елизавета Петровна выделила средства на строительство нового путевого дворца на острове, образованном двумя реками, и в 1749 г. он был построен. Это было прямоугольное здание с тремя башнями. Первый этаж был разделен на 12 комнат, а второй на четыре и большой зал. Внутренние помещения были богато отделаны. Понравилось Тайнинское и Екатерине Великой, которая отмечала здесь дни рожденья. В то время дворец окружал парк, были вырыты пруды, установлены беседки и построены хозяйственные сооружения. Однако постепенно все увеселительные мероприятия царской семьи переместились в Петербург, и московская резиденция снова стала разрушаться. Знаменитый автор истории государства российского Н.М. Карамзин посетил как-то Тайнинское и был поражен, в каком запущенном состоянии находится это имение.


Густые деревья практически закрывали дворец и храм, река оказалась сильно заболочена, мосты прогнили так, что по ним с трудом можно было перебраться на другой берег, а вокруг трава по пояс.


Именно таким мы видим Тайнинское сейчас.


Не сохранился только деревянный дворец, сгоревший в 1823 г., который еще посчастливилось увидеть Карамзину, хоть и в самом жалком виде. С течением времени вокруг стали появляться частные дома. После революции уникальный храм Благовещения Пресвятой Богородицы закрыли и использовали под хозяйственные нужды. Сейчас он снова действующий.


Можно полюбоваться на его удивительную белокаменную резьбу, крыльцо с расходящимися в разные стороны лестницами и потрясающими пейзажными перспективами, которые открываются на него с разных сторон.



Не известно только долго ли продлится такая уединенная жизнь этого места, ведь есть планы построить в непосредственной близости очередную МЕГУ с Икеей, что, несомненно, уничтожит атмосферу и живописность этой царской усадьбы.


Хотя есть и другие, более радужные планы: восстановить путевой дворец и организовать здесь музей. Очень надеюсь, что это случится.

В нескольких метрах от Благовещенского храма разбит аккуратный парк, в центре которого в 1996 г. был установлен памятник последнему русскому царю Николаю II.



Однако уже через год монумент в Тайнинском был взорван экстремистской организацией Реввоенсовет. Тогда скульптор сделал новый памятник, который установили в парке в 2000 г. практически в то же время, когда открывали Храм Христа Спасителя. Многие публичные личности присутствовали на открытии монумента царю. Видимо в охранительных целях скульптуру оградили невысоким забором. Сейчас периодически возле этого памятника собираются члены различных националистических и монархических организаций, которые выступают за воссоздание монархии в России. Есть даже так называемый клуб, который устраивает у монумента акты всеобщего покаяния за убийство царя. К счастью, во время нашей прогулки в парке были замечены только папы, гуляющие с колясками и маленькими детьми. Так как место здесь удаленное от жилых построек и очень немноголюдное, мамам, наверное, страшно выбираться сюда на прогулки.


Будем надеяться, что Тайнинское восстановят именно в качестве музея, где интересующиеся историей люди смогут лучше узнать о жизни и развлечениях русских царей, а не превратят это место в очередной гигантский торговый комплекс, который наверняка уничтожит неповторимую атмосферу этой усадьбы и потрясающие пейзажные перспективы с видами на храм.


В черте города Мытищи находится старинное село Тайнинское (ранее Тонинское), известное с начала XV века, - наследственная вотчина великих московских князей и российских государей, служившее им загородной резиденцией. Это подмосковное село было любимой усадьбой Ивана Грозного, одним из центров опричнины. Часто бывал здесь по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру царь Алексей Михайлович, отдыхая в специально выстроенном «путевом дворце». По его же указу в 1675 - 1677 годах рядом с дворцом была возведена сохранившаяся до наших дней церковь Благовещения - уникальный памятник русского зодчества, выполненный в стиле «дивного узорочья». Любили бывать в Тайнинском Елизавета Петровна и Екатерина II. Церковь Благовещения построена на месте деревянной церкви Николая Чудотворца известной с XVI века, построенной при Иоанне Грозном и разрушенной при Литовском разорении. В 1749 году построен новый деревянный дворец, который сгорел в первой половине XIX века. Дворец располагался на острове, образованном Сукромкой и Яузой и прудами. Описание дворца оставил Н. М. Карамзин. Существуют планы восстановления дворца.

Храм Благовещения в Тайнинском - Мытищи


Благовещенская церковь в селе Тайнинском, родовой вотчине царя Федора Алексеевича,
была построена в 1677г. по его указу.
Благовещенская церковь в селе Тайнинском.

Рисунок Тайнинского дворца, сделанный в начале XIX века

Село Тайнинское. Почтовая открытка 1910-х годов
Памятник Николаю II Памятник Императору Николаю II работы скульптора Вячеслава Клыкова
был установлен в селе Тайнинском 26 мая 1996 года
(в ознаменование 100-летней годовщины коронации последнего русского царя).
1 апреля 1997 года в 05:25 утра памятник был взорван членами левоэкстремистской организации «Реввоенсовет» (РВС).
Клыков создал новый монумент, который был открыт 20 августа 2000 года.

 


Читайте:



Действительно ли столь несчастливое число тринадцать?

Действительно ли столь несчастливое число тринадцать?

Сегодня мы будем обсуждать тайну страшного и признанного числа тринадцать 13 несчастливым, практически всем миром. Мы узнаем, почему одни западные...

Московская сретенская духовная семинария

Московская сретенская духовная семинария

Обновле́нчество (официальное самоназвание - Православная Российская Церковь ; позднее - Православная Церковь в СССР , также Обновле́нческий...

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Магические атрибуты используются в магических действиях неслучайно. Заговор на свечу усиливается простым или церковным воском определенного цвета и...

"житие сергия радонежского" Житие сергия радонежского информация о композиции жанре

Сохранилось в составе Пространной редакции XVI века - в первой ее части (до главы «О изведении источника»). Текст печатается по рукописи МДА, № 88,...

feed-image RSS