Главная - Знаки зодиака
Дьявольская подозрительность. Maria. Дьявольская подозрительность Всякий ли гнев и подозрительность — грех

Одной из самых серьезных проблем духовной жизни верующего человека является проблема веры. Большинство людей, считая себя верующими, абсолютно не имеют никакой веры. Что движет ими в духовной жизни? Знают ли они об этом?

Порой мы даже не подозреваем, насколько сильную власть имеет суеверие над человеком в его греховном состоянии. Многие, и даже, как ни странно, христиане, посещающие церковь не один год, и не догадываются, что в своей духовной жизни они руководствуются вовсе не верой, а чистым суеверием.

Что такое суеверие и почему современный человек в них верит – об этом в беседе с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова, игуменом Нектарием (Морозовым).

Вера истинная позволяет человеку еще здесь, на земле, во времени оказаться причастным жизни вечной

– Отец Нектарий, в чем разница между верой и суеверием?

– Я бы ответил встречным вопросом: а что, собственно говоря, между тем и другим общего? Практически ничего. Ведь вера – даже если мы говорим о совершенно земной, лишенной религиозного измерения вере, – в идеалы, в принципы, в человека, наконец, это то, что возвышает человека, делает лучше, наполняет его жизнь необходимым содержанием. Вера же в Бога, вера истинная, не просто возвышает, а позволяет человеку еще здесь, на земле, во времени оказаться причастным жизни вечной, фактически войти в нее. Эта вера – залог спасения, единения с Богом, достижения Царствия Небесного.

А суеверие... это, возможно, тоже вера... Но во что и какая? В какие-то приметы, знаки. Эта вера – суетная, то есть неосновательная, пустая, иногда смешная и нелепая, иногда – страшная. И если вера истинная суть связь человека с его Творцом, то вера суетная – отделяющая от Него преграда.

– Как появляются суеверия, и почему мы в них верим?

– Причина возникновения суеверий – оскудение подлинной веры. Человек забывает о Боге или прямо отвергает Его, но оказывается, что совсем без веры он не может – так проявляется ощущение собственной немощности, ограниченности, а на самом деле – тварности. И тот, кто заявлял о своей независимости от любящего, милосердного, но притом и всесильного Бога попадает в какую-то унизительную зависимость от ничего не значащих вещей. Меняет дорогу, если ее перебежала черная кошка, крестится, увидев священника – тоже ведь плохая примета, готов убить женщину с пустыми ведрами, плюет через левое плечо, стучит по столу, чтобы не сглазить... Да мало ли еще придумано подобных глупостей? Кем придумано? Думаю, тем, кто больше всего ненавидит людей и рад был бы погубить всех и каждого, но власть приобретает лишь над теми, кто добровольно отвращается от истины.

Суевериям в равной степени могут быть подвержены как люди с минимальным образовательным уровнем, так имеющие ученые степени

– А были ли суеверия у библейского человека? Есть ли такие примеры в Ветхом или Новом Завете?

– Суеверия – постоянный спутник человечества, на протяжении всей его истории. Как уже сказано – где не было подлинной веры, там образовавшуюся пустоту суеверия заполняют тотчас. Если говорить о ветхозаветных временах, то ярчайший пример суеверия – поклонение золотому тельцу. Да и вообще язычество как таковое – все суеверие по природе своей от начала и до конца.

– Современное общество отличает жесткий прагматизм и достаточно высокий уровень образования. Сегодня оно подвержено суевериям больше или меньше, чем раньше?

– Думаю, больше. Веры стало меньше, а жизнь все напряженней, сложней, отсюда страхи, а от страхов – желание закрыться, защититься от них. И отсюда – всевозможные суеверия. Отсюда же и увлечение всевозможными магами, экстрасенсами и чернокнижниками. Причем опыт свидетельствует: суевериям в равной степени могут быть подвержены как люди с минимальным образовательным уровнем, так имеющие ученые степени. Потому как суть не в образовании, а в том, живет ли человек жизнью внутренней, жизнью духовной, имеет ли здравые и правильные понятия о Боге, о жизни временной и вечной, об этом мире, людях и о себе самом.

– Из истории мы знаем, что с суевериями боролись издавна. Так, Морским уставом Петра I за религиозное суеверие определялась смертная казнь, за простое заблуждение и поверие – публичное церковное покаяние. Как видим, наши предки ясно осознавали, что религиозная вера и суеверие – понятия совершенно разные. Почему сегодня эти понятия перемешались?

– Думаю, что в первую очередь виноваты в этом десятилетия богоборческой власти, на протяжении которых русский народ был оторван от Церкви, от веры как таковой. Мы провалились в какую-то страшную бездну духовного невежества, и если и выбираемся из нее сегодня, то очень мелкими шажками, очень постепенно.

Мысли «врасплох»

– Откуда к нам попали предрассудки? И почему они так живучи в народе?

– Каков механизм распространения слухов? Знаете известное выражение – «одна бабка сказала»? Вот и здесь то же: одна бабка сказала одно, другой авторитетный дедка другое... И пошло передаваться из уст в уста, превращаясь постепенно в целый неписаный свод преданий старцев и стариц. А есть ведь известный духовный закон: «чего боится нечестивый», то и постигнет его. Постигло кого-то, потом еще кого-то – и вот «примета» готова.

– Довольно странно наблюдать, когда зрелый человек верит в нелепые вещи. Рассыпанная соль и разбитые зеркала терзают жизнь многих людей. А передавать через порог боятся как старушки, так и вполне современные люди. Как быть с этим?

– Я думаю, бороться с суевериями как таковыми не самое перспективное занятие. Бороться надо с рождающим их безверием. Заступит на его место вера, и суеверия сами исчезнут. Хотя и в каждом отдельном случае надо разъяснять, с терпением и любовью, что не зависит жизнь человека и сам человек от каких-то формальных и крайне несерьезных внешних признаков и примет, что все мы – в руках Божиих, и даже волос с головы человека не упадет без воли Господа на землю.

– Много предрассудков связано с магией чисел: днями, числами и месяцами. Есть люди, которые до слез расстраиваются, если им попадается 13-е место, а уж если 13-е число совпадает с пятницей – вообще можно ждать катастрофических вещей…

– И однако же войны начинаются не по расписанию, не по пятницам непременно, не 13 числа и не в 13 часов... И преступления совершаются в любой день недели и любое время суток. И умирают люди не по «расписанию». Что тут говорить – если нет у человека страха Божия, то бояться он будет всего – и каждого числа, и каждого «угрожающего» стечения обстоятельств, и каждого шороха, и каждой тени...

Неразумное «благочестие»

– Многие люди, посещающие церковь уже не первый год, и не догадываются, что в своей духовной жизни они часто руководствуются вовсе не верой, а чистым суеверием. Каким образом суеверия приживаются в церковной среде?

– К сожалению, не каждый человек, даже регулярно посещающий храм, стремится по-настоящему глубоко и основательно узнать свою веру. Поверьте: если христианин часто исповедуется и причащается, не носит возникающие у него вопросы в себе, а стремится разрешить их с духовником, если он читает святых отцов – вдумчиво и всерьез, – то в его сердце, в его жизни суеверия почвы для себя не найдут. И наоборот...

– Передавать свечку в церкви только правой рукой и через правое плечо, нельзя переставлять ранее поставленные свечи, таинство елеосвящения можно принимать только перед смертью и т.д. Что это? Откуда появляются такие суеверия?

– Из того же самого источника – «одна бабка сказала». Из числа тех самых «бабок», на которых так часто жалуются впервые приходящие в храм люди. Почему сказала? А просто потому, что ей так показалось, она так думает. Человек же, еще ничего в Церкви не знающий, зачастую воспринимает подобные «откровения» как некое тайное знание, которое очень легко принимается им на веру.

– Даже отношение к церковным вещам (иконы, святая вода, свечи) может стать суеверным. Человек бездумно полагается на какой-то священный предмет: поясок, ладан, кулон с образом святого и не вспоминает при этом о Боге. Где логика?

– Логика проста: нет веры, есть упование на какую-то магическую силу «особых вещей», «особых молитв», «настоящих батюшек», «правильных храмов» и т.д. и т.п.

– Святые Отцы Церкви называли предрассудки «дьявольской гордыней». Почему они были столь категоричны?

– Потому что эти самые предрассудки калечат душу человека, встают между ним и Богом, словно стена. Они же – повод для внешних критиков Церкви для насмешек и злоречия. А порой – и темный дремучий лес, через который трудно пробраться и разумному, и благонамеренному человеку, делающему в церковной жизни первые шаги.

Опасные игры

– Бывает, что приметы сбываются, и тогда людям сложно объяснить, что суеверие – это заблуждение…

– Я не думаю, что совпадения, которые время от времени случаются, надо понимать именно так: «приметы сбываются». Если человек внимателен к себе, если он не чужд логике и здравому смыслу, то он обязательно увидит те причинно-следственные связи, которые обусловили то или иное событие либо совпадение. А если нет ни логики, ни здравого смысла... Тогда, конечно, тяжело бывает втолковать человеку, что черная кошка и неудачный день никак не связаны.

– Как разубедить суеверного человека? И нужно ли это делать?

– Постараться разубедить однозначно нужно. Но далеко не всегда это возможно. Опять же это вопрос не столько суеверия, сколько отсутствия веры. Насколько близок человек к стяжанию подлинной веры, настолько возможно убедить его не верить в «приметы».

– Насколько опасны суеверия?

– Помимо того, что суеверие само по себе достаточно тяжкий грех – грех не только неправильной веры, но и по сути недоверия Богу, оно еще и заставляет человека совершать различные ошибки. Отказываться от полезного, даже необходимого, браться за что-то рискованное, ссориться с близкими людьми – и все из-за каких-то ничего не стоящих, пустых причин. И этого мало. Суеверный человек – всегда легкая добыча для диавола, послушная игрушка в его руках. Врагу нашего спасения очень легко путать и сбивать такого человека с толку, морочить ему голову, губить его душу. Можно сказать так: суеверия – те ниточки, за которые он дергает, подводя плененного ими к краю пропасти.

Одной из самых серьезных проблем духовной жизни верующего человека является проблема веры. Большинство людей, считая себя верующими, абсолютно не имеют никакой веры. Что движет ими в духовной жизни? Знают ли они об этом?

Порой мы даже не подозреваем, насколько сильную власть имеет суеверие над человеком в его греховном состоянии. Многие, и даже, как ни странно, христиане, посещающие церковь не один год, и не догадываются, что в своей духовной жизни они руководствуются вовсе не верой, а чистым суеверием.

Что такое суеверие и почему современный человек в них верит – об этом в беседе с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова, игуменом Нектарием (Морозовым).

Вера истинная позволяет человеку еще здесь, на земле, во времени оказаться причастным жизни вечной

– Отец Нектарий, в чем разница между верой и суеверием?

– Я бы ответил встречным вопросом: а что, собственно говоря, между тем и другим общего? Практически ничего. Ведь вера – даже если мы говорим о совершенно земной, лишенной религиозного измерения вере, – в идеалы, в принципы, в человека, наконец, это то, что возвышает человека, делает лучше, наполняет его жизнь необходимым содержанием. Вера же в Бога, вера истинная, не просто возвышает, а позволяет человеку еще здесь, на земле, во времени оказаться причастным жизни вечной, фактически войти в нее. Эта вера – залог спасения, единения с Богом, достижения Царствия Небесного.

А суеверие… это, возможно, тоже вера… Но во что и какая? В какие-то приметы, знаки. Эта вера – суетная, то есть неосновательная, пустая, иногда смешная и нелепая, иногда – страшная. И если вера истинная суть связь человека с его Творцом, то вера суетная – отделяющая от Него преграда.

– Как появляются суеверия, и почему мы в них верим?

– Причина возникновения суеверий – оскудение подлинной веры. Человек забывает о Боге или прямо отвергает Его, но оказывается, что совсем без веры он не может – так проявляется ощущение собственной немощности, ограниченности, а на самом деле – тварности. И тот, кто заявлял о своей независимости от любящего, милосердного, но притом и всесильного Бога попадает в какую-то унизительную зависимость от ничего не значащих вещей. Меняет дорогу, если ее перебежала черная кошка, крестится, увидев священника – тоже ведь плохая примета, готов убить женщину с пустыми ведрами, плюет через левое плечо, стучит по столу, чтобы не сглазить… Да мало ли еще придумано подобных глупостей? Кем придумано? Думаю, тем, кто больше всего ненавидит людей и рад был бы погубить всех и каждого, но власть приобретает лишь над теми, кто добровольно отвращается от истины.

Суевериям в равной степени могут быть подвержены как люди с минимальным образовательным уровнем, так имеющие ученые степени

– А были ли суеверия у библейского человека? Есть ли такие примеры в Ветхом или Новом Завете?

– Суеверия – постоянный спутник человечества, на протяжении всей его истории. Как уже сказано – где не было подлинной веры, там образовавшуюся пустоту суеверия заполняют тотчас. Если говорить о ветхозаветных временах, то ярчайший пример суеверия – поклонение золотому тельцу. Да и вообще язычество как таковое – все суеверие по природе своей от начала и до конца.

– Современное общество отличает жесткий прагматизм и достаточно высокий уровень образования. Сегодня оно подвержено суевериям больше или меньше, чем раньше?

– Думаю, больше. Веры стало меньше, а жизнь все напряженней, сложней, отсюда страхи, а от страхов – желание закрыться, защититься от них. И отсюда – всевозможные суеверия. Отсюда же и увлечение всевозможными магами, экстрасенсами и чернокнижниками. Причем опыт свидетельствует: суевериям в равной степени могут быть подвержены как люди с минимальным образовательным уровнем, так имеющие ученые степени. Потому как суть не в образовании, а в том, живет ли человек жизнью внутренней, жизнью духовной, имеет ли здравые и правильные понятия о Боге, о жизни временной и вечной, об этом мире, людях и о себе самом.

– Из истории мы знаем, что с суевериями боролись издавна. Так, Морским уставом Петра Iза религиозное суеверие определялась смертная казнь, за простое заблуждение и поверие – публичное церковное покаяние. Как видим, наши предки ясно осознавали, что религиозная вера и суеверие – понятия совершенно разные. Почему сегодня эти понятия перемешались?

– Думаю, что в первую очередь виноваты в этом десятилетия богоборческой власти, на протяжении которых русский народ был оторван от Церкви, от веры как таковой. Мы провалились в какую-то страшную бездну духовного невежества, и если и выбираемся из нее сегодня, то очень мелкими шажками, очень постепенно.

Мысли «врасплох»

– Откуда к нам попали предрассудки? И почему они так живучи в народе?

– Каков механизм распространения слухов? Знаете известное выражение – «одна бабка сказала»? Вот и здесь то же: одна бабка сказала одно, другой авторитетный дедка другое… И пошло передаваться из уст в уста, превращаясь постепенно в целый неписаный свод преданий старцев и стариц. А есть ведь известный духовный закон: «чего боится нечестивый», то и постигнет его. Постигло кого-то, потом еще кого-то – и вот «примета» готова.

– Довольно странно наблюдать, когда зрелый человек верит в нелепые вещи. Рассыпанная соль и разбитые зеркала терзают жизнь многих людей. А передавать через порог боятся как старушки, так и вполне современные люди. Как быть с этим?

– Я думаю, бороться с суевериями как таковыми не самое перспективное занятие. Бороться надо с рождающим их безверием. Заступит на его место вера, и суеверия сами исчезнут. Хотя и в каждом отдельном случае надо разъяснять, с терпением и любовью, что не зависит жизнь человека и сам человек от каких-то формальных и крайне несерьезных внешних признаков и примет, что все мы – в руках Божиих, и даже волос с головы человека не упадет без воли Господа на землю.

– Много предрассудков связано с магией чисел: днями, числами и месяцами. Есть люди, которые до слез расстраиваются, если им попадается 13-е место, а уж если 13-е число совпадает с пятницей – вообще можно ждать катастрофических вещей…

– И однако же войны начинаются не по расписанию, не по пятницам непременно, не 13 числа и не в 13 часов… И преступления совершаются в любой день недели и любое время суток. И умирают люди не по «расписанию». Что тут говорить – если нет у человека страха Божия, то бояться он будет всего – и каждого числа, и каждого «угрожающего» стечения обстоятельств, и каждого шороха, и каждой тени…

Неразумное «благочестие»

– Многие люди, посещающие церковь уже не первый год, и не догадываются, что в своей духовной жизни они часто руководствуются вовсе не верой, а чистым суеверием. Каким образом суеверия приживаются в церковной среде?

– К сожалению, не каждый человек, даже регулярно посещающий храм, стремится по-настоящему глубоко и основательно узнать свою веру. Поверьте: если христианин часто исповедуется и причащается, не носит возникающие у него вопросы в себе, а стремится разрешить их с духовником, если он читает святых отцов – вдумчиво и всерьез, – то в его сердце, в его жизни суеверия почвы для себя не найдут. И наоборот…

– Передавать свечку в церкви только правой рукой и через правое плечо, нельзя переставлять ранее поставленные свечи, таинство елеосвящения можно принимать только перед смертью и т.д. Что это? Откуда появляются такие суеверия?

– Из того же самого источника – «одна бабка сказала». Из числа тех самых «бабок», на которых так часто жалуются впервые приходящие в храм люди. Почему сказала? А просто потому, что ей так показалось, она так думает. Человек же, еще ничего в Церкви не знающий, зачастую воспринимает подобные «откровения» как некое тайное знание, которое очень легко принимается им на веру.

– Даже отношение к церковным вещам (иконы, святая вода, свечи) может стать суеверным. Человек бездумно полагается на какой-то священный предмет: поясок, ладан, кулон с образом святого и не вспоминает при этом о Боге. Где логика?

– Логика проста: нет веры, есть упование на какую-то магическую силу «особых вещей», «особых молитв», «настоящих батюшек», «правильных храмов» и т.д. и т.п.

– Святые Отцы Церкви называли предрассудки «дьявольской гордыней». Почему они были столь категоричны?

– Потому что эти самые предрассудки калечат душу человека, встают между ним и Богом, словно стена. Они же – повод для внешних критиков Церкви для насмешек и злоречия. А порой – и темный дремучий лес, через который трудно пробраться и разумному, и благонамеренному человеку, делающему в церковной жизни первые шаги.

Опасные игры

– Бывает, что приметы сбываются, и тогда людям сложно объяснить, что суеверие – это заблуждение…

– Я не думаю, что совпадения, которые время от времени случаются, надо понимать именно так: «приметы сбываются». Если человек внимателен к себе, если он не чужд логике и здравому смыслу, то он обязательно увидит те причинно-следственные связи, которые обусловили то или иное событие либо совпадение. А если нет ни логики, ни здравого смысла… Тогда, конечно, тяжело бывает втолковать человеку, что черная кошка и неудачный день никак не связаны.

– Как разубедить суеверного человека? И нужно ли это делать?

– Постараться разубедить однозначно нужно. Но далеко не всегда это возможно. Опять же это вопрос не столько суеверия, сколько отсутствия веры. Насколько близок человек к стяжанию подлинной веры, настолько возможно убедить его не верить в «приметы».

– Насколько опасны суеверия?

– Помимо того, что суеверие само по себе достаточно тяжкий грех – грех не только неправильной веры, но и по сути недоверия Богу, оно еще и заставляет человека совершать различные ошибки. Отказываться от полезного, даже необходимого, браться за что-то рискованное, ссориться с близкими людьми – и все из-за каких-то ничего не стоящих, пустых причин. И этого мало. Суеверный человек – всегда легкая добыча для диавола, послушная игрушка в его руках. Врагу нашего спасения очень легко путать и сбивать такого человека с толку, морочить ему голову, губить его душу. Можно сказать так: суеверия – те ниточки, за которые он дергает, подводя плененного ими к краю пропасти.

– Отец Нектарий, спасибо за интересную беседу. Надеемся, что наши читатели смогли найти ответы на многие волнующие их вопросы.

Елена Новицкая

Всякий ли гнев и подозрительность — грех?

В наших церковных лавках есть брошюры для тех, кто хочет исповедоваться, где предлагается «полная исповедь», точнее, перечисление грехов. Конечно, всех грехов здесь, на земле, вам никто не исчислит, только Бог ведает все. И эти книжечки, разумеется, полными быть не могут. Очень плохо, что в них есть некоторые вещи, по меньшей мере странные; некоторые составители однозначно объявляют грехом, например: гневаться, ругаться, иметь подозрительность. О том, что эти действия не всегда греховны, я докажу ниже.

В семьях, в быту, на работе, на улице бывают разные конфликтные ситуации. Старшее поколение должно воспитывать младшее. Если мы не будем воспитывать детей, то вырастет «кнут», который будет стегать и родителей, и общество.

В тюрьмах, в зонах сидят преступники, но ведь они были когда-то детьми, такими милыми и хорошими. Что с ними сталось? Да ничего, — просто дали себе волю грешить. Дай себе волю — попадешь в неволю. Чем больше воля, тем хуже доля. Волю дать—добра не видать. Не умом грешат, а волей. Так гласит народная мудрость. Родители должны быть своевременным заслоном для греха в своих детях. Но если я не умею играть на пианино, разве я смогу кого-нибудь научить? Конечно, нет. Так и в воспитании, — его нужно начинать с себя.

От Бога человеку дано чувство понимания правды, истины, и. если нарушаются духовные законы, то в его сердце справедливо возникает гнев. К сожалению, с грехопадением все в человеке изуродовалось, вывернулось наизнанку, все стало вверх тормашками. При христианской правильной духовной жизни эта поврежденность мало-помалу исцеляется, человек исправляется, освящается, приближается к преподобию. И справедливый гнев становится добродетелью, становится добрым качеством человека.

Мы видим, что и Христос гневается.

Когда Христос воскрес, ученики не поверили Марии Магдалине, сказавшей им об этом. Далее сказано: « и поносил неверствию их и жестокосердию, яко видевшим Его восставша не яша веры» (Мк. 16:14). Что значит «поноси неверствию их»? — значит, гневался, ругал, упрекал, и т.п.

Далее видим, что Христос ругается и говорит своим ученикам: «О, несмысленныя и косныя сердцем!» (Лк. 24:25). Кто такие «несмысленные»? конечно, неразумные. Подобно: « О, роде неверный и развращенный, доколе буду в вас и терплю вы?». (Лк. 9:41).

Когда вошел Иисус в синагогу в субботу, там был человек, имущий сухую руку. Спросил Христос тут бывших: исцелить ли в субботу. Молчат. И сказано: «И, воззрев на них с гневом , скорбя о окаменении сердец их». И сказал человеку: «Протяни руку твою». Он протянул, и стала рука его здорова как и другая. (Мк.3:5).

Еще одно упоминание о гневе Христа: эпизоды изгнания торговцев из храма (Мф. 21:12, Мк. 11:15, Лк.19:45, Ин. 2:15).

Да, гнев возможен. Практически на протяжении всего Евангельского повествования говорится о том, как Христос упрекает, ругает книжников и фарисеев, — это постоянное, жесткое противостояние между Богом и людьми, одержимыми духом века сего.

« Гневаясь, не согрешайте … приносите жертву правды и уповайте на Господа» (Пс. 4:5-6), (Еф.4:26), то есть, при определенных условиях гнев — доброе качество. Напрасный гнев — грех, потому что имеет страстную основу: потревоженную гордыню, самолюбие, сребролюбие, сластолюбие, и прочее. Такой гнев происходит от человеческой поврежденности, от обезбоженности; он слеп, неадекватен, сопричастен духу злобы—диаволу. «…говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно , подлежит суду» (Мф. 5:22). «Гнев человека (поврежденного грехом) не творит правды Божией» (Иак. 1:20); «Солнце да не зайдет в (напрасном) гневе вашем, и не давайте место диаволу», «Никакое гнилое слово да не исходит от уст ваших», «всякое раздражение и ярость, и гнев (напрасный), и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. .4:29;31).

Все это бывает, когда человек забывает о молитве. Запинается о свою страстность и падает, разбивая лоб. Как невозможно идти по лесу, не поднимая ног, иначе будешь запинаться о коряги, валежник, корни, так и без молитвы невозможно идти по жизни. Если упал в какой-либо грех, сразу ищи причину: забвение о молитве.

«Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк. 22:40), «ибо без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5).

Да и как бороться с грехами и в себе и в обществе без гнева праведного? Как сочетать такие понятия как «смирение» и «гнев»? но ведь Христос сочетал и гнев, и смиренную любовь, точнее, — Его гнев был актом любви.

Все эти затруднения пройдут, если мы поймем, чтó есть праведный гнев и чтó есть настоящее смирение.

Настоящий христианин—это воин и воюет он в первую очередь против духа века сего, против греха, в первую очередь в себе самом. Как член Церкви и государства, он должен иметь активную гражданскую позицию (если, конечно, не к нему относятся слова Христа «оставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:22), (Лк. 9:60).

Смирение — это не какая-то никчемность, забитость, аморфность. Смирение — это четкое, ясное видение своей греховности, своего ничтожества без Бога, видение глубокой своей ненормальности, поврежденности.

Бороться с грехом невозможно без гнева, и гнев этот есть закономерная реакция и на личные грехи, и на грехи ближних и общества. Отмечу, что ненавидеть надо не грешника—человека, личность, но грех, живущий в нем . «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин. 3:15).

Конечно, в масштабах даже своей улицы остановить зло невозможно. Но если и в самых близких искоренить невозможно, то затормозить желательно; и если удастся, то благо будет всем.

Я уже говорил о воспитании в семье. На старших возложена обязанность по воспитанию детей; и бывают случаи, когда необходимо их вразумить, — иногда мягко, нежно, а иногда и жестко, резко; иногда буквально «схватить за рукав», даже применить силу, ударить, чтобы остановить на пути зла. Также бывает необходимо поступить и со взрослыми людьми. И это не будет грехом, это будет актом любви. Вспомните, чтобы остановить зло, бывает необходимо и противление силой, иногда и война. зарубежные лотереи в которые могут играть россияне И это по-христиански. Если вы остановите негодяя, хама, мерзавца, вы совершите благое дело по отношению ко всем, ведь мы, человечество, — единый организм.

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». (Мф. 7:12), (Лк. 6:31).

И если я впаду в грех, и меня кто-то адекватными мерами приведет в осознание, видение моих грехов, я искренно буду благодарен этому человеку, — он поступил по любви, не дал мне погибнуть.

Прекрасно ответил один батюшка спросившему его молодому человеку: «Если я вижу, что кто-то насильно девушку затаскивает в кусты, что мне делать: проповедь прочитать или по морде дать?» «Сначала по морде дать, а потом проповедь прочитать», — был разумный ответ. Вспомните жития святых—«правила веры и образа кротости» — святителя Николая и его удар Арию; вспомните блаженного Василия Московского и царя Иоанна Грозного. Они не боялись человеков и вели себя порой очень жестко. Да, ситуации бывают разные. Простите, что немного расскажу про себя, не ради глупого тщеславия, нет, но ради примера. Я стараюсь ходить по городу преимущественно в подряснике, чтобы люди видели, что идет священник, и можно свободно подойти, о чем-то спросить, попросить, подсказать. Знаю, что хождение в подряснике есть своеобразная проповедь. В транспорте, на остановках, на улице подходят разные люди: по делу, с серьезными духовными вопросами, бывает, подходят и сектанты, атеисты, хамы, пьяницы и прочие. Если я вижу, что ко мне обращаются, то мысленно прошу у Бога помочь мне ответить. И если так помолюсь кратко, то Господь дает, что и как ответить. Если по делу серьезному, то ответ дает Бог серьезный, нужный, дает ключ к проблеме, да такой, что ты сам удивляешься и твой слушатель приходит в умиление и радость или утешается ответом. Если сектант или атеист с нападками от своей веры, то он уходит посрамленным и битым православными аргументами. Хам или пьяный тоже получает адекватный ответ, и замолкают их уста. Но если я, по нерадению и рассеянности, забуду помолиться, останусь только со своим разумом, то ответ мой превращается в ерунду, какую-то кашу, начинается «пробуксовка». Стоп! Я же забыл помолиться! Господи, помоги! И — приходят нужные слова, примеры, и ситуация меняется в корне. «Воззовет ко Мне, и услышу его, … и явлю ему спасение Мое». (Пс. 90:15). «Просите, и дастся вам» (Мф. 7:7). «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5). Вот средство гневаясь, не согрешать: это молиться.

Если с внутренней молитвой сделать замечание согрешающему, укорить его или по-иному попытаться отвратить его от греха, то этот человек скорее придет в осознание своего греха, почувствует, что не прав, почувствует не столько умом, сколько сердцем, благодаря вашей молитве.

Молитва — это всегда необходимая вещь, тем более в сложной, конфликтной ситуации.

Помолись, человек, вопроси Бога, как тебе поступить : мягко или жестко, словом или делом исправить ситуацию? Господь не оставит без ответа.

Без любви и молитвы люди становятся чужими, сердца их озлобляются, конфликтная ситуация усугубляется. Но если помолишься, меняется все. Главное, чтобы нами двигала любовь к ближнему, в том числе и в гневе.

Поэтому на исповеди нужно каяться в напрасном, безлюбовном гневе, в напрасной ругани.

Также в некоторых книжках пишут, что подозрительность всегда есть грех. Это непонятно и противоречит здравому смыслу. Разве естественная подозрительность не свидетельствует об осторожности, рассудительности, осмотрительности человека? Мы из жизни знаем, и Святое Писание говорит: «Всяк человек ложь» (Пс. 115:2). Знаем, что есть люди подлые, лживые, двоедушные. Зачем ослеплять свой ум и напрасно доверять им, уподобляясь неразумным детям? Знаем же, что и диавол, человекоубийца искони, действует хитро и тонко, часто через людей. Подозрительность, недоверие к незнакомому человеку, организации, тайному обществу, секте естественна и необходима, чтобы нам не погибнуть, не стать слепыми орудиями в чужих аферах, преступлениях. Ведь нам не случайно дан ум. Христос говорит: «Будьте мудры как змии» (Мф. 10:16). «Братия! Не будьте дети умом» (1Кор. 14:20). Слепая, детская наивность может бедой обернуться для человека. Да, в вере в Бога, в вере Евангельской мы должны быть как дети, но живя в мире сем прелюбодейном, грешном, лукавом, мы должны жить мудро, осторожно и осмотрительно. «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15).

Есть ряд профессий, связанных с необходимостью подозрений, недоверия, и большинство их из области защиты человека и общества. Сюда входят сотрудники правоохранительных органов (им при раскрытии преступлений необходимо выявлять подозреваемых), здесь и военные, и политики, и педагоги, и предприниматели. Что же, все эти профессии считать греховными? Конечно, нет. Дети не сразу становятся подозрительными, но опыт жизни вырабатывает у них некий условный защитный рефлекс. А в духовной жизни не испытываем ли мы с подозрением какой-либо помысел или поступок: «ты чей: от Бога, от естества нашего или от дьявола?». Ведь и здесь необходимо недоверие, подозрительность, даже к самому себе.

«Чувство меры и мудрость должны быть во всём: в семейном споре, в споре знакомых о Боге и даже в религии, ведь чрезмерное отношение к вере - это уже фанатизм», - считает ставропольский священник Александр Гомзяк.

Споры о боге

Анна Максименко, «АиФ-СК»: В крае идёт суд над атеистом. В соцсетях люди поспорили, есть ли Бог? Виктор Краснов высказался против, и его обвиняют в публичном оскорблении чувств верующих. Как церковь относится к этому процессу?

Александр Гомзяк: Церковь не имеет к этому суду никакого отношения, мы сами узнали из новостей об этом случае. К нам за благословением подать жалобу никто из потерпевших по делу не обращался. Верить или не верить - это дело каждого. Я никому не доказываю, что Бог есть. В дискуссиях, если таковые возникают, на примере жития святых отцов, на своих жизненных примерах я говорю о том, что бывают случаи, когда вера в Бога спасает и помогает.

Но прежде всего нужно во всех спорах сохранять человеческое лицо. Вот не сошлись вы в каком-то вопросе - спорьте друг с другом, сколько хочется, но не нужно эти споры выставлять напоказ. А уж если заявляешь своё мнение публично, чувство такта и корректность высказываний все же нужно соблюдать. Я думаю, ажиотаж по этому делу уже скоро пройдёт, и, конечно, сажать в тюрьму за атеизм не нужно.

Хотите личное мое мнение? Это попытка завоевать некую популярность. Может быть, это сделано специально. Сначала «сцепились», а потом выставили это всё на общее обозрение - и вот теперь всё внимание только на них. Они - звёзды, а мы чрезмерно уделяем им внимание, как будто других проблем нет.

- А какие сейчас, на ваш взгляд, самые актуальные проблемы?

Люди меньше стали жениться. Молодёжь сейчас рассуждает примерно так: мы сначала поживём так, а то вдруг характерами не сойдёмся. Но люди согрешают тем, что изначально не доверяют друг другу. Значит, отношения уже с червоточиной. Должно быть так: люблю, женюсь, и будем вместе через все горести идти. А получается, что жить буду так, чтобы удобно было только мне. Но не бывает идеальных характеров. Нужно уметь терпеть и уступать.

Допускать насилие нельзя. Такое часто бывает в семьях, где дети росли в неблагополучной атмосфере. Они потом повторяют грех родителей. Об этом нужно рассказывать, проводить семинары, создавать программы по работе с молодёжью.

Но ведь есть и семьи, которые разводятся не из-за насилия. Виной всему гордыня плюс не хватает воспитания. Нет культуры семьи, которая должна формироваться ещё в детстве. Родители должны на своём добром примере показывать, что такое настоящая семья.

Все разводящиеся супруги утверждают, что женились по любви. А потом винят характер. Значит, надо работать каждому над собой. Я женился по любви, и в этом году 20 лет нашему браку. И если вдруг зреет скандал, я всегда матушке своей говорю: «Давай завтра поругаемся». А назавтра уже и забываешь, из-за чего хотел поругаться. Развод и скандалы травмируют детей.

Не перейти черту

Сейчас много внимания уделяют религиозному воспитанию. Когда-то запрещали веру, а теперь такое ощущение, что её навязывают…

Введение религиозного направления в учебных заведениях - мера нужная. Мы всё чаще сталкиваемся с фанатизмом. Например, запрещённая в нашей стране организация ИГИЛ. Туда ведь как раз попадают молодые люди по трём причинам: алчность (идут из-за денег), гордыня (фанатики считают только себя правыми) и невежество (нехватка знаний об истинной религии). Поэтому должны быть здравые мысли, чтобы эту грань не перейти. За этой гранью - обрыв, потеря сознания и смерть. Убивать человека нельзя ни в одной религии. Исключение - когда мы защищаем свою Родину и свою семью. Но и это крайние меры, мудрым словом и мудрым ответом можно сохранить целые государства. Вот мы и стараемся работать с молодыми людьми ещё со школьной скамьи.

- Говорят, в этом году за каждой школой Ставрополя закрепили священника…

Да. Они общаются с преподавателями, детьми, воодушевляют их, советуют. Это как с психологами. Кстати, сейчас многие священники имеют профессиональное образование психологов.

Когда ввели основы православной культуры, нам дали возможность через священников, через специально обученных преподавателей помочь изучить «чистую», исконную религию, без псевдопонятий. Наша цель - не посвятить всех в веру, цель - донести исторически достоверную информацию. Это не проповеди, не навязывание своего мнения. Ни в коем случае! Насильно мил не будешь. Чрезмерное насаждение религии может, наоборот, оттолкнуть человека.

Доброе око

Раньше люди с удовольствием собирали деньги на строительство новых храмов. Но всё чаще звучат жалобы: церквей стало слишком много, колокольный звон слышно в квартирах, а на некоторых церквях даже вывесили динамики…

Люди разные, «доброе око всё видит добрым, а злое - злым». Я знаю историю с жалобой на колокольный звон и проповедь из динамиков. Речь идёт о храме на территории 4-й горбольницы. Он находится довольно далеко от жилых домов, но человек все равно жаловался.

Хотя Андреевский храм в центре города стоит совсем рядом с жилыми домами, но жильцы не жалуются. И такие случаи тоже бывают, но редко. Вывешивать динамики на улицу в густонаселенных районах нельзя. А вот, например, на храме Сергия Радонежского на пр-те Кулакова - можно. Каждые 10 лет прихожан становится больше, кстати, они ещё и помолодели. Поэтому до 2020 года в Ставрополе построят 20 новых храмов. И пусть будут лучше храмы или школы, чем питейные заведения.

Подозрительность, как раковая опухоль, охватила все дятловедение. Мы подозреваем свидетелей, мы подозреваем друг друга, мы не верим никому. Неудивительно, что и разгадка нам не дается, поскольку ведем себя не так, как хочет Бог. Есть такой постулат: подвергай все сомнению. Но подвергая, проверяй, где были слова свидетеля, и где уже пошли наслоения и выдумки передающих звеньев. И если находишь доказательства и свидетельства, противоречащие твоим "любимым" версиям, твоим сомнениям, и если замечаешь, что твои аналитические способности тебя подводят, то лучше и правильнее поверить свидетелю, лучше ошибиться, чем впасть в более страшный грех - дьявольскую подозрительность.

Подозрительность становится причиной враждебности, неприязни, недоброжелательности к окружающим людям, которых мы, как правило, подозреваем в тех же качествах.

Подозрительный человек - обычно гордый человек, имеющий о самом себе высокое мнение. Недоверчивость и подозрительность - очень опасное состояние души. Если это качество не замечать в себе и с ним не бороться, то со временем человек приобретает параноидные черты характера, которые могут вылиться в бред и шизофрению. Что наглядно можно заметить на ниве дятловедения.

Святые Отцы предостерегали от подозрительности, как от разрушительной страсти, губительной для души человека и наносящей вред окружающим его людям. "Лучше ошибиться в человеке, лучше подумать о нем хорошо, чем обидеть его подозрительностью" - говорили они.

"В спокойное время подозрительность бывает от непонимания и волнения. Подозрительность никогда не может различить правду, даже если глаза видят ее. Подозрительность все искажает, и порабощенный ею склонен видеть скорее ложь, чем правду, во всем, что видит.

Подозрительность - это лживый и искажающий все фотограф, который, фотографируя, меняет вид объекта.

Бегите, братия от подозрений, рождающих чудовищ.

Насколько грех этот кажется маленьким и незначительным, настолько, с другой стороны, если его не пресечь, он может разрастись и принести ужасные последствия.

Изобретательный змий обычно подсовывает эту страсть недоверчивым душам, глупым и тщеславным, по той причине, что всегда завидуют и помнят чужие ошибки.

Поэтому, когда кто-либо из братии начинает уступать этой страсти, то, прежде всего, в нем проявляется ненужное любопытство, а позже, что бы ни представлялось ему в воображении, он рассматривает это как совершившийся факт...

Когда эта страсть овладеет человеком, враг внушает ему всяческие фантазии, чтобы сбить его с пути истинного. И так получается, что он теряет разум, от чего спаси нас Всеблагий Господь...

Чтобы предотвратить такую гнусную страсть, христианин должен с самого начала остерегаться ее, как смертельного яда, разоблачить же ее можно просто - при помощи исповеди и трезвения.

(Духовные советы и поучения старца Даниила (избранное из трудов его, записей и писем)

Вот в чем надо бы нам всем подумать, тем, кто считает себя христианами и занимается исследованиями трагедии дятловцев...

Не верь, не бойся, не проси - девиз врага рода человеческого.

Верь Богу, верь людям, проси у Бога и у людей, бойся Бога оскорбить грехом, бойся обидеть человека подозрительностью. Только доверчивый к людям человек способен по-настоящему верить в Бога, потому что верить способно лишь сердце, которое умеет доверять.

Бедный Юдин. Человек, в адрес которого высказывались и высказываются самые невероятные измышления, вплоть до того, что он жив и инсценировал свою смерть, чтобы уйти от надоевших ему распросов. Что греха таить, я тоже ударилась (и сейчас продолжаю ударяться) в подозрения по поводу многих показаний свидетелей, не смогла критически подойти к имеющимся документам. До сих пор я считаю, что Ю.Е. Юдин скрыл от нас некоторые факты. Но в то же самое время я знаю, что не наше дело - судить его, скрыл так скрыл, значит, имел на то право. И если на самом деле Юдин нам все сказал, что знал, ничего не утаивая, то это мой грех - что я еще думаю, что он что-то скрыл. Но я не осуждаю, а понимаю: значит, он был поставлен в такие условия. И кто бы из нас и как поступил бы на его месте, когда тебе выкручивали руки...

Я не верю некоторым показаниям вдовы Патрушева - В. Гаматиной. В той части, что выдают за достоверность ее показаний, я вижу домыслы и простое человеческое ошибочное мнение самой вдовы. То, что Патрушев ничего не знал о причинах гибели дятловцев, и так ничего и не сказал своей жене - она упоминает об этом сама, но мало кто обращает внимание на эти слова. Все внимание переключается совсем на другие моменты.

Та же ситуация с показаниями М.-П. Солтер. Человек стал рассказывать о дятловцах на склоне жизни, и по имеющейся видеозаписи ее показаний, можно все увидеть и заметить самим, в чем верить Солтер, а в чем на ее воспоминания о работе в морге наложились воспоминания о других случаях из ее практики. Ведь помимо Солтер, в больнице работали и другие люди, и никто никогда не рассказывал, что дятловцев было 11 человек, которых привезли в один и тот же день. Пока показания Солтер остаются в графе "сомнительные". Таких показаний в моей личной коллекции очень много. Некоторые из них озвучены, например, о ядерном взрыве в районе Отортена, о трясении горы Холат -Чахль. Но это не означает, что им надо верить безоговорочно.

В деле дятловцев вносится очень много дезоинформации, вольной и невольной. И надо много трудиться, умственно и духовно, чтобы отличать дезинформацию от достоверных фактов. Когда открывается доселе неизвестный нам факт, например, обнаружение ростовчан, то надо просто вычеркивать этот пункт из паутины подозрений - будто бы вместе с дятловцами погибла группа ростовчан. То же самое и с другими неизвестными, якобы найденными в ручье вместе с последней четверкой дятловцев, будто этот факт скрывается всеми поисковиками и следствием. Подозрительность и неверие словам поисковиков, присутствующих при вынимании из ручья погибших дятловцев - вот чем смущают души неофитов некоторые дятловеды. И если где-то около перевала и его окрестностей погибла еще какая-то группа, то нам пока это неизвестно, на самом ли деле такое было или это только наши предположения. А ростовчан я лично вычеркиваю из этого списка предполагаемых погибших. Но продолжать твердить, что ростовчане пропали и погибли, и все, что рассказал их руководитель Игорь Фоменко о том походе - это деза, я лично считаю дьявольской подозрительностью, развивающейся болезнью маниакальности. Заблуждаться в своих предположениях может каждый. Но упорствовать в заблуждении может только глупец.

Относительно "дел прокурорских"...

Георгий Лесных ответил кратко и просто на присланные ему вопросы, но его ответы один "специалист-профессионал" женского пола и широкого профиля, посчитал неверными, этот человек вообще усомнился в существовании следователя Георгия, внес в души доверяющим ему людям яд подозрительности и клеветы. Но вот что я увидела впоследствии: путем долгих косноязычных разговоров и заплетения извилин, в итоге этот специалист пришел к такому же выводу, что и Георгий, а именно "Дело, возбужденное военной прокуратурой, могло потом передаться по подследственности в простую прокуратуру и довольно официально. А могло, конечно, если имелись основания на это, идти и два параллельных расследования в разных ведомствах." Только Георгий был честен с самого начала: он свои предположения обозначил словом "могло". Как профессионал-практик, без выпендрежа перед аудиторией. Но невнимательные люди даже не заметили этой игры - манипуляции их сознанием "опером с двумя юридическими образованиями". Об прочих подозрениях, вынесенных в адрес Георгия, я все же надеюсь, что будут принесены извинения.

О тех, кто промолчал. Обычно мне нравится "тот, кто не стрелял". Но тут эта фраза не совсем точна. Стреляли несведущие, не ведали, что творили. Меня же очень удивило молчание тех людей, которые знали, что я общалась со следователем. Я им сообщила заранее, спрашивала, будут ли какие вопросы к следователю по поводу нашего дела. Несколько человек прислали свои вопросы, ответы на которые они получили. С некоторыми людьми я общалась в личке. Причем меня спрашивали: а что говорит твой следак по тому или иному поводу? Их вопросы и ответы Георгия я тоже поместила в этой работе.

Я видела, что эти люди заходили на форум и читали тему, где озвучилась клевета и измышления на Георгия и на мое имя. Почему они промолчали, я не знаю.

Но знаю, что все случающееся с нами, неслучайно, и если подойти к этому правильно, по-христиански, случается ради нашей духовной пользы.

Поздравляю всех с Рождеством Христовым! И желаю нам всем больше терпения, доверия и доброжелательности друг к другу.

Мы всегда будем сомневаться, так создан человек, но давайте сомневаться честно, без клеветы, в рамках благоразумия.

И нахрен эту маниакальную подозрительность.

 


Читайте:



Московская сретенская духовная семинария

Московская сретенская духовная семинария

Обновле́нчество (официальное самоназвание - Православная Российская Церковь ; позднее - Православная Церковь в СССР , также Обновле́нческий...

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Магические атрибуты используются в магических действиях неслучайно. Заговор на свечу усиливается простым или церковным воском определенного цвета и...

"житие сергия радонежского" Житие сергия радонежского информация о композиции жанре

Сохранилось в составе Пространной редакции XVI века - в первой ее части (до главы «О изведении источника»). Текст печатается по рукописи МДА, № 88,...

К чему снится деревня Сон родная деревня

К чему снится деревня Сон родная деревня

Видеть себя в красивой и плодородной местности с изобильными пшеничными полями, чистыми реками, красивыми домами предвещает наступление Вашего...

feed-image RSS