Разделы сайта
Выбор редакции:
- Бог аполлон - древнегреческий бог солнца
- Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах
- Серафим Саровский: «Антихрист родится в России
- Расклад Таро «Выйду ли я замуж?
- Как определить наличие сглаза или порчи (непознанное) Если человека сглазили что можно сделать
- К чему снится мерить платье
- Что будет если продать душу дьяволу
- Дао - это что такое? Дао дэ цзин: учение. Путь Дао. Книга: Дао Дэ Дзин (Перевод Валерия Перелешина) Смотреть что такое "Дао Дэ Цзин" в других словарях
- Благодатный покров богородицы Фото и описание
- Кто попадает в ад Кто попадает а ад
Реклама
Распространение христианства в мире. Возникновение христианства (кратко). История возникновение христианства Распространение православия в мире |
Христианство – вторая мировая религия. Лекция 5
Христианство – вторая мировая. По последним данным на Земле проживает около двух млрд. последователей христианства. Христианство зародилось в восточной части Римской империи, в Палестине. Господствующей в Римской империи была религия римлян. В честь богов строились храмы, воздвигались статуи за пределами Рима. Но античные боги (Юпитер, Юнона, Минерва и др.) в основном не были ни добрыми, ни милосердными. А люди хотели верить в богов справедливых. Местные религии – племенные и национальные не объединяли жителей римской империи, а создавали искусственные перегородки между людьми. Тяжелая жизнь народа в Римской империи, всеобщее бесправие и привели к потребности в религиозном утешении. Восставших уже тогда распинали на крестах. Некоторые стали пытаться найти ответы на вопросы: о смысле жизни, о причинах удач и неудач, о справедливости, о способах спасения, избавления от страданий. Философия 1 века не могла предложить путь к спасению, который был бы доступным, понятным и обнадеживающим. Итак, нужна была такая религия, которая могла бы не разъединить, а объединить широкие массы разноплеменного и разноязычного населения Римской империи. Христианство возникло в Палестине – в восточной провинции Римской империи. Большую часть населения Палестины в это время составляли евреи, исповедующие свою национальную религию – иудаизм. Евреев переселяли. Где они селились, создавались диаспоры. Палестина в это время управлялась царем Иродом Великим, который находился в политической зависимости от римского императора. После смерти Ирода царство его было разделено между тремя его сыновьями и постепенно перешло под непосредственное управление римлян. С 6-го года н. э. Иудеей (область Палестины со столицей г. Иерусалимом) управлял римский прокуратор, пятым из которых был Понтий Пилат. Он управлял с 26 по 36 гг. Древний иудаизм находился в состоянии глубокого кризиса. В нем появились течения – секты. Это были: · Фарисеи – религиозное течение за чистоту иудаизма, за соблюдение религиозных традиций, за жертвоприношение богу Яхве. · Саддукеи – противостояли фарисеям. Признавали только письменную Тору, т. е. закон Моисея и отвергали устные предания, не верили в загробную жизнь, отрицали существование ангелов и демонов, воскресение мертвых. · Ессеи – жили монашескими общинами в уединенных местностях Палестины. Были против жертвоприношений. Верили в загробную жизнь, грядущее воскресение из мертвых. Ожидали прихода Мессии, т.е. помазанника божьего, спасителя. (Мессия – с др. еврейского – спаситель, помазанник, т.е. посвященный, получивший божественную благодать; Христос – с греч. – спаситель ). Осуждали богатство и стяжательство, стремились к нравственному очищению. В 1946-47 гг. в горных пещерах Кумрана, на берегу Мертвого моря, арабские бедуины нашли обрывки древних свитков, принадлежавших секте ессеев. · Назореи. Эта секта стояла ближе всех к зарождающемуся христианству. Назореями издавна назывались у евреев люди, посвятившие себя на время или на всю жизнь богу. Они не стригли волос, не пили вина и пр. Назореем изображен в Евангелиях и Иисус Христос. Итак, психологический фон, на котором возникло христианство – это нестабильное состояние окружающего мира, тревога, страх и неуверенность в будущем, неизбежность перемен. По вопросу о происхождении христианства выделяется два основных направления: 1.Традиционная богословская точка зрения , согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, который жил в Палестине в начале 1 в. н. э. и проповедовал свое учение. Его ученики – апостолы передали человечеству учение Иисуса Христа. 2.Научное направление. Ученые находят в христианстве многочисленные совпадения с древними восточными культами, а также считают, что раннее христианство – это своего рода синтез восточных (иудаистских) и западных (эллино-римских) религиозно-философских идей. Был ли И.Х. исторической личностью? Дискуссии по этому вопросу привели к образованию в науке двух основных школ – мифологической и исторической. Представители мифологической школы считают, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. В Евангелиях много противоречий, неточностей, разночтений. Эта школа проводит аналогии со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах. Эта школа считает, что образ И.Х. мифологичен. Он является продуктом сложения нескольких древних мифов (об Осирисе, Митре, Заратустре и др.) и частично древнееврейских пророчеств. День рождения Митры 25 декабря – в момент зимнего солнцестояния – стал днем рождества И.Х. Эта школа считает, что Евангелия основаны на мифах, заимствованных и переработанных. Историческая школа (ныне преобладающая) считает И.Х. реальной личностью, но его образ дополнен многочисленными фантазиями. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел и др., непосредственно связанных с Христом. В центре христианства находится фигура И.Х. Имя Иисус (или Иегошуа) буквально означает Яхве-Спаситель. Для получения точного портрета И.Х. можно полагаться на документы Н.З. Евангелия ничего не сообщают о годе, месяце и дне рождения И.Х. Это трудно установить, так как раньше было летоисчисление со дня основания Рима. Католики и протестанты отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января. Не совсем ясно, сколько длилась проповедническая деятельность И.Х. Согласно первым трем Евангелиям – один год, а по четвертому Евангелию – три года. Согласно преданию И.Х. умер в 30-33 года в неделю еврейской пасхи, которая приходится на весну. Иисус происходил из колена Иудина и был потомком знаменитого царя Давида. Его рождение предсказал архангел Гавриил, явившийся его матери Деве Марии. Мария с мужем, престарелым плотником Иосифом, жила в небольшом палестинском городе Назарете. Однако младенец Иисус появился на свет не в доме родителей, а в хлеву, среди домашних животных в г. Вифлиеме, куда его родители отправились в связи с проводившейся римлянами переписью населения. Иосиф был родом из Вифлиема. Волхвы (восточные жрецы и маги) и пастухи, привлеченные светом зажегшейся в небе звезды и ангельским хором, первыми пришли поклониться божественному младенцу. На сороковой день младенца принесли в храм для посвящения богу. Спасаясь от преследований жестокого царя Ирода, родители с младенцем бежали в Египет. Позже, в отроческом возрасте, Иисус попал в Иерусалим, где удивил мудрецов-фарисеев своим умом и проницательностью. На этом жизнеописание И.Х. как бы прерывается и следующий эпизод относится ко времени, когда ему уже около 30 лет. Этот эпизод – крещение И.Х. в водах р. Иордан, которое совершил пророк новой веры Иоанн Креститель. При крещении над головой Иисуса явился Дух Святой в обличье голубя и раздался глас Божий: «Сей есть сын мой возлюбленный». Затем Иисус удалился на 40 дней в пустыню. В пустыне его искушал сатана, предлагая власть и богатство, но Иисус устоял против соблазнов. С этого времени начинается эпопея странствований Иисуса по землям Палестины с проповедями нового учения. Приняв крещение от Иоанна Крестителя, И.Х. не стал его учеником и не примкнул к его ученикам, а начал вести самостоятельную проповедь. И.Х. совершал чудеса, исцеляя больных, воскрешая мертвых. Одна из вершин его проповедей – знаменитая Нагорная проповедь, которая начинается словами: «Блаженны нищие духом» (т.е. блаженны те, которые не считают себя духовно самодостаточными, а принимают «духовную пищу» от И.Х.). Проповеди И.Х. вызывали гнев и вражду. В дни перед еврейской Пасхой Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим. Сидя на ослице (символ кротости и миролюбия), он ехал по улицам древнего города, приветствуемый людьми. В память об этом событии в церкви празднуется день «Вход Господень в Иерусалим» или Вербное воскресенье. Веточки вербы в руках верующих напоминают цветы и пальмовые ветви, которыми народ приветствовал Иисуса. В пятницу, во время пасхального ужина с учениками (Тайная Вечеря), Иисус предсказывает предательство одного из них (Иуды), а также свои земные страдания и смерть. Христос подает своим ученикам хлеб и вино, олицетворяя ими свое тело и кровь. Иисус проводит ночь с учениками в Гефсиманском саду, куда приходят вооруженные стражники, и по указанию Иуды, поцеловавшего Иисуса, хватают его и ведут на суд высшего иудейского священства. Суд приговаривает Иисуса к смерти за провозглашение себя Мессией. Но приговор должен быть утвержден наместником римского императора – прокуратором (управляющим) Иудеи Понтием Пилатом. Пилат, сомневаясь в виновности Христа, обращается к народу с просьбой помиловать подсудимого в честь праздника, но толпа кричит «распни его» и требует (по наущению иудейского священства) отпустить не Иисуса, а убийцу Варавву. Так, сам народ, точнее толпа, окончательно приговаривает Христа к смерти. Иисуса распинают на кресте, на горе Голгофе, в окружении двух разбойников. Над ним издеваются: «Если ты Бог, сойди с креста!» Но он страдает и умирает как человек. Смерть Иисуса сопровождается затмением Солнца и землетрясением. Страдания Христа открывают путь человечеству к спасению, который был закрыт Богом со времен грехопадения Адама. Иисуса распяли именно за то, что Он назвал Себя Сыном Божьим. Его утверждения были сочтены богохульством, и он был приговорен к распятию. После смерти Иисуса христианство стало распространяться по многочисленным провинциям Римской империи, приспосабливаясь к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. Таким образом, христианство никогда не представляло собой единого течения. Христиане подвергались гонениям. В 381 г. на II Вселенском соборе следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых 4-х автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохской, Иерусалимской. Вскоре от Антиохской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. С V в. разгорелась ожесточенная борьба за руководство в христианстве. В 1054 году произошел раскол на католичество и православие. В западной части бывшей Великой Римской империи церковь стала называться католической, а в восточной части – в Византии – православной. В Византии была сильна государственная власть и, церковь сразу же оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся император. Христианство и его распространение в мире. Введение 1. Происхождение христианства 3. Борьба за образ Христа 4. Соперники христианства 5. Епископы и их власть 6. Император Константин 7. Православие. 8. Католицизм. 9. Протестантство. 10. Распространение христианства 11. Христианство в наши дни. Заключение Введение О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство - (от греческого Christos- помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Происхождение христианства Христианство возникло в Палестине в I в. н.э., которая, как, впрочем, и все Средиземноморье, входила в состав Римской империи. Его родство с иудаизмом, как уже говорилось, проявляется в том, что первая часть Библии, Нравственное учение христианства, в особенности о достижение добродетели, близко к взглядам Лукреция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать из божественной необходимости, то она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает признание единство человеческой природы, взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Борьба за образ Христа В конечном счете, споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ - мифологической и исторической. Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Распространение христианства в Римской империи Если не считать Палестины и Сирии, наиболее внушительных успехов новая религия добилась в городах Малой Азии, Балтийского полуострова и Италии - там возникли самостоятельные общины последователей Иисуса Христа, уже отделившиеся от местных синагог. Почти все население некоторых малоазиатских провинций обратилось в христианство. Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом они хотели очистить душу свою. Бедных называли “драгоценными сокровищами церкви”. К середине I в. в христианстве отчетливо выявилось множество различных направлений, которые вели горячие споры друг с другом и внешними идейными конкурентами. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком. По мере роста христианского космополитизма и формирования основных догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно. Изменение социального состава общин определило и эволюцию их социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью. Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи. Между христианами были люди строгого обычая, которые считали невозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Они говорили, что надо избегать театра и игр, потому что это - дело дьявола, пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому что ему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придется объяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потому что иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать перед статуей императора и т.д. Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклона перед изображением императора, их брали под стражу и осуждали на казнь. Иногда народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, например землетрясения, обрушивалась на христиан, избивала их. Народ готов был видеть причину несчастья в “безбожии” христиан, в том, что христиане, отрицая богов, навлекли гнев на всех. Соперники христианства. Одним из сильнейших соперников христианства был гностицизм. Основное различие этих систем заключалось в том, что у гностиков бог абсолютен в своем совершенстве и именно поэтому не является творцом. Мир есть мир зла, управляемый демонами, поэтому он сотворён не богом, а творцом (демиургом), воплощающим Зло, иногда, кстати, отождествляемым с иудейским Яхве. Епископы и их власть Через двести лет после начала христианской проповеди христиан было много и на западе: они про дворе и в войске, среди богатых людей. Из разных вкладов в общинах христиан составились большие средства. В городах христиане выстроили крупные церкви. Общины пересылались между собою письмами, помогали друг другу. Для руководства всеми этими делами они выбирали из своей среды епископов. Епископ скоро стал самым уважаемым и сильным лицом в общине. Он распоряжался большим церковным имуществом. К нему обращались для разрешения споров и тяжб вместо того, чтобы идти к судье. Христианин, отправлявшийся в другую страну со свидетельством от епископа, встречал у собратьев по вере горячий прием: ему давали приют, омывали ноги, сажали на первое место за столом. Император Константин Ко времени Диоклетиана христиане были большой силой в империи. Местами старые боги и их алтари были покинуты. Императоры и их наместники видели, как велика власть епископов. Им казалось, что церковь отвлекает и людей, и богатства от службы империи. Еще за 50 лет до Диоклетиана были изданы строгие указы против христиан; собрания их были запрещены, им грозили отобранием имущества. При императоре Валериане сильно преследовали пресвитеров и епископов, около которых теснились верующие: их ждала ссылка или казнь. С тех пор прошло много лет, в течение которых христиане могли жить спокойно. ПРАВОСЛАВИЕ Слово “православие” является переводом, калькой греческого слова В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке включила в общецерковное исповедание веры (“Символ веры”) принципиально новое утверждение о Святой Троице (так называемое “Филиокве”), что явилось одной из причин “Великого раскола”. Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии (области), подчиненные В настоящее время насчитывается 15 Автокефальных (т.е. самостоятельных) церквей, включая и Русскую, содержащих православную веру, общую для всех них. Каковы особенности этой веры, что выделяет ее из многочисленных в настоящее время христианских конфессий (исповеданий)? Священное Предание Хотя все христианские исповедания основываются на Библии, понимание ее и христианского учения в целом различно у христиан разных ветвей. Критерием верного понимания Священного Писания для католиков является в конечном счете слово папы, для протестантов - убеждение основателя данной конфессии, того или иного богословия и даже личное мнение самого верующего, для православных единственно достоверным критерием является так называемое Священное Предание. Существо этого критерия состоит в том, что бесспорным гарантом в понимании Библии, а следовательно, и истинности веры могут быть только традиции или предание. Священное Предание позволило православию сохранить верность изначальному христианству. Соборность Особенностью православия является его учение о соборности Церкви. Спасение Основная идея христианской религии - спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, смерть, все зло в мире. “Христианство утверждает, что спасение открыто Иисусом Христом, который, будучи Сыном Божиим, воплотился и стал Человеком, через добровольные страдания на Кресте умертвив греховность природы человека и воскресив ее для вечной жизни. Спасение - в вере в него. Это общее христианское положение различно интерпретируется в разных христианских исповеданиях: православии, католичестве, лютеранстве, реформаторстве и др. Различия относятся к следующим трем главным положениям в учении о спасении: искуплению или значению крестной жертвы Иисуса Христа; Царству Божию как цели спасения человека; духовной жизни как условию спасения человека. Искупление. В своем учении о спасении православие исходит из понимания: “Бог есть. любовь” Православие не разделяет доминирующей в католичестве и протестантизме юридической концепции искупления, гласящей, что жертва Христова была обусловлена необходимостью удовлетворения правосудию Божию за грех Адама и его потомков, которые, нарушив закон Божий, оскорбили Его и тем самым заслужили себе вечное наказание. Христос же взял на Себя это наказание, искупив (т.е. выкупив), таким образом, человечество от праведного гнева Царствие Божие. Западному христианству присуще понимание конечной цели жизни верующего человека - Царствия Божия как места, где христианин, искупленный Христом от наказания за свои грехи, получит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконечного блаженства. Православие не разделяет такое понимание. С православной точки зрения юридизм в понимании Царства Божия искажает существо христианства, призывающего человека к духовному совершенству, богоподобию и не к исканию наслаждения, хотя бы и духовного. Под Царством Божиим (иначе, спасением) православие понимает состояние души, очищенной от всякого зла и приобретшей указанные в Евангелии свойства, а не внешнее оправдание человека на суде Божием, не награду Духовная жизнь. Духовная жизнь в православии понимается как жизнь богоподобная ибо “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” По новозаветному Откровению самым существенным свойством Бога является любовь, она же составляет и все существо духовной жизни. Апостол Павел подчеркивает первостепенное значение любви в следующих замечательных словах, известных как “гимн любви”: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Главным свойством истинной любви является бескорыстная жертвенность. Православие указывает на необходимость избегать иллюзии любви, Аскетика В православии особое, исключительное внимание обращается на приобретение смирения - свойства, противостоящего гордости, основе и источнику эгоизма и всех страстей человеческих. Гордость отчуждает личность от всех других, делает ее асоциальной, лишает ее любви, т.е. Бога. Личность не может жить без любви, вне духовного общения с другими, и потому гордость, как тюремная стена, замыкая человека в себе, неизбежно убивает его. Опасность же гордости очень велика у аскета. Его духовная жизнь всегда сопряжена с переживаниями глубокой радости, с развитием совершенно новых способностей и обнаружением огромных сил, скрытых от обычного человека. Если все это подвижник не ставит целью своей жизни, если не увлечется, не соблазнится, не “падет”, а в смирении продолжает свой подвиг бескорыстного стремления к Православный церковный календарь Православный церковный календарь сложен по составу. Он отличается от светского календаря тремя основными чертами. Во-первых, церковь живет по Юлианскому календарю (назван по имени императора Юлия Цезаря), т.е. тому, что действовал еще во времена раннего христианства. Ныне в мире распространен Григорианский календарь (по имени проведшего календарную реформу в 1582 г. Римского папы Григория XIII), который исправил отставание счета времени на 11 с лишним минут Юлианского календаря. Это отставание, имевшее в XVI в. 10 дней, в XX в. составило уже Во-вторых, год церковного календаря начинается не с 1 января, с середины зимы, а с 1 сентября (старого стиля, 14 сентября нового), с начала осени. В этот день Церковь традиционно отмечает начало “нового лета”, В-третьих, в кругу наиболее значительных. 12 праздников, называемых двунадесятыми (от древнеславянского названия числа 12 - двунадесять), наряду, с теми, которые имеют точные даты, есть некоторые наиболее почитаемые, являющиеся переходящими. Отдаленные определенным, постоянным числом дней от праздника Пасхи, они меняют свои даты ежегодно. Годичный праздничный круг Важнейший праздник года, “праздников праздник и торжество торжеств”,- На сороковой день после Воскресения Христа празднуется Вознесение Кроме праздников переходных, не фиксированных точными числами и зависимых от даты Пасхи, остальные двунадесятые праздники отмечаются в постоянные дни. К ним относятся: Рождество Христово (7 января нового стиля) с пятью днями предпраздничными и шестью днями попразднества. Это самый большой зимний праздник, на Руси он совпадает со Святками, когда пели традиционные колядки, устраивали гадания и игры. Христиане приурочивают к Рождеству благотворительные дела помощи больным, старым и сиротам, украшают в домах, на площадях деревцо елки, устраивая праздник детям, делают подарки родным и нуждающимся. Канун Рождества, сочельник, - день подготовки к Рождеству. Крещение Господне (19 января нового стиля), или Богоявление. В день Сретение Господне (15 февраля нового стиля) празднуется Церковью на сороковой день после Рождества как встреча (старославянск. “сретение”) младенца Иисуса в Иерусалимском храме со старцем Симеоном, который признал в нем Мессию - Спасителя мира. Благовещение пресвятой Богородицы (7 апреля нового стиля) напоминает о том, как по Евангелию апостола Луки архангел Гавриил, придя в Назарет к деве Марии, сообщил ей о том, что на нее снизошел Святой дух и она родит Преображение Господне, Спас (19 августа нового стиля). Это память евангельского события, когда незадолго перед крестным страданием Христос на Фаворской горе в Палестине во время молитвы был озарен чудесным светом, преобразился, когда раздался глас Бога-Отца. Это должно было свидетельствовать о божественности Иисуса. В этот день производится освящение первых плодов. Успение пресвятой Богородицы (28 августа нового стиля) отмечается как день памяти Божией Матери, скончавшейся в Иерусалиме и погребенной в Рождество "пресвятой Богородицы (21 сентября) - один из праздников Воздвижение креста Господня (27 сентября нового стиля). В этот день христиане отдают память Кресту, на котором был распят Христос, как символу престола, где была принесена жертва, искупающая грехи людей. Введение во храм пресвятой Богородицы (4 декабря нового стиля) отмечает как бы второе духовное рождение, когда она была отдана на воспитание в ветхозаветный храм Божий и на приготовление к тому, чтобы стать матерью Православные церкви в современном мире В отличие от приверженцев католицизма, принадлежащих к одной церкви, Старейшими самостоятельными являются Константинопольская, Наиболее многочисленной среди православных церквей являются Русская православная церковь во главе с патриархом Московским и всея Руси, объединяющая также Украинскую и Белорусскую православные церкви. К Русской православной церкви принадлежат верующие многих национальностей в нашей стране и за ее пределами, в частности в Западной Европе, Америке, Японии Автокефальными являются также Румынская, Болгарская, Сербская церкви, возглавляемые патриархами. Грузинская церковь с кaтoликocoм-пaтpиaрхом во главе, Греческая (Эллaдcкaя), Польская; Чехословацкая и другие православные церкви, возглавляемые митрополитами и архиепископами. Русская православная церковь в XX в. К началу XX в. православная церковь была наиболее многочисленной религиозной организацией России: православные, составляли около 70% населения. Слова “русский” и “православный” часто использовались как синонимы. КАТОЛИЦИЗМ В современном мире Римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последователей, что намного превышает число последователей других направлений христианства. Латинская традиция западного христианства известна как католическая (с греч. - универсальная) церковь, однако точнее использовать термин Римско-католическая церковь. Во главе этой церкви стоит римский папа - так с III - IV вв. стали называть себя епископы Рима. Термин “латинский” подчеркивает, что использование латыни в качестве официального языка Западной Римской империи определило связанность истории этой христианской традиции с историей народов и государств Западной Христианизированные народы империи стали римскими гражданами и признали особое положение церкви Рима. Европа к западу от линии Становление латинской традиции шло одновременно с процессами разделения С V - VI вв. началось усиление роли римских первосвященников: возрастало их экономическое и политическое могущество. Сначала в Италии, а затем и далеко за ее пределами расширяется юрисдикция папской Церковной области. Народы Западной Европы обращались в христианство массами, всем сообществом сразу, поэтому Римско-католическая церковь развивалась как церковь целого народа, целого государственного образования. Соответственно и юрисдикция национальной империи распространялась на все население без изъятия. До XVI в. это было обязательной нормой, и лишь после Реформации удалось добиться юридической санкции на возможность разных вероисповеданий населения одной европейской страны. Высокомерный униформизм латинского христианства и порождаемое им преследование инаковерующих и инакомыслящих были унаследованы и многими протестантскими церквями. Поэтому Лютера и Огромную роль в формировании единой культурной вотчины народов Западной Средневековая идея о том, что европейское “Христианское царство” со столицей в Риме можно путем светской экспансии расширить до пределов всего Раскол в латинской традиции западного христианства привел к победе реформаторов и созданию в XVI в. северной, или протестантской, традиции западного христианства. С этого времени церкви латинской традиции сосредоточились на юге Западной Европы. Крестовые походы под парусами доминировавших на море в XVI в. Португалии и Испании позволили учредить церкви латинской традиции не только в Центральной и Южной (Латинской) Миссионерская деятельность и колониальная экспансия” XIX XX вв. способствовали еще более широкому географическому распространению Римско- католической церкви. Иммиграция из Ирландии, Италии и других европейских стран с латинской традицией христианства привела к формированию латино- христианских анклавов в Северной Америке, Австралии и других регионах с доминирующим протестантским влиянием. В XIX в. деятельность Римско-католической церкви значительно политизировалась, что было связано с колониальной экспансией, формированием политических партий и развитием рабочего и социалистического движений в странах Европы. На I Ватиканском соборе 1869- 1870 гг. римский папа Пий IX, за несколько лет до этого опубликовавший “Силлабус, или Быстрый количественный рост католических церквей в Латинской Америке и У Римско-католической церкви накоплен огромный опыт пропагандистской работы. Сегодня под контролем католиков действуют многочисленные типографии и издательства, радиостанции и телекомпании, издаются международные и приходские газеты и журналы, общая и специальная религиозная литература. Много пишут о финансовой империи Ватикана. Действующие религиозные и светские католические организации дают церкви возможность работать с верующими всех возрастов. Сильные позиции имеет Римско-католическая церковь отдает приоритет преданию, т.е. наряду с К Римско-католической церкви примыкают униатские церкви, т.е. национальные христианские церкви, подписавшие унию (с лат. - союз) с ПРОТЕСТАНТИЗМ Протестантизм - одно из трех основных направлений христианства, возникшее в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации. В 1529 г. группа глав небольших государственных образований (преимущественно германских земель) и представителей свободных городов, участвовавших в работе имперского сейма в г. Шпейере, где большинство делегатов составляли католики, выступила с официальной протестацией против сейма, направленной на пресечение движений за реформу Римско-католической церкви. Хронологически захлестнувшее Западную Европу реформационное движение совпадало с кризисом феодального строя и ранними буржуазными революциями. Термин “северная традиция” вводится потому, что это направление христианства характерно прежде всего для народов Северной Европы и Реформация, вызвавшая раскол западного христианства, завершилась отказом от признания верховенства римского папы и от использования латинского языка в качестве единственного официально допускавшегося для религиозного общения языка. Если отличительной чертой католицизма является строго централизованная иерархическая церковь, то своеобразие протестантизма состоит в существовании множества различных независимых христианских движений, церквей, общин и сект, автономных в своей религиозной жизни. Это не исключает их объединения на национальном или международном уровне по принципу общей цели или одной деноминации. Объяснить эту множественность в определенной мере может помочь тезис одного из отцов Реформации, Мартина Северная, или протестантская, традиция западного христианства - это традиция национальная, местная, локальная. Среди лидеров ранней Реформации Еще более радикальным вождем крестьянско-плебейского течения Реформации был Томас Мюнцер (1490 - 1525), казненный после разгрома руководимого им ополчения в ходе Крестьянской войны в Германии. Массовые народные движения радикальной Реформации - плебейский анабаптизм - отрицали церковную иерархию, требовали свободы личности и прекращения вмешательства государства в жизнь церкви, Анабаптисты Ближе других протестантских церквей, как по организационной структуре, так и по доктрине к Римско-католической церкви стоит Англиканская церковь. Англиканская церковь является государственной, ее глава - английский монарх (король или королева) назначает по рекомендации комиссии епископов; примасом (с лат. - первенствующий) церкви является архиепископ В целом формирование северной традиции западного христианства при всем разнообразии ее местных форм проходило на основе общих для всех новых религиозных принципов. Они сводятся к следующему. 1 Единственным и исключительным источником вероучения является Священное 2. Божественной благодатью обладает не только духовенство (через епископское рукоположение), но и все верующие, каждый человек, уверовавший в искупительную жертву Христа. Этим устранялась граница между мирянами и духовенством, отпадала сама потребность в иерархии. 3. Спасение достигается не добрыми делами, а только и исключительно личной верой в Бога. 4. Признаются лишь два таинства: крещение и причащение, в них преимущественно символический смысл. У лютеран брак, рукоположение, соборование, конфирмация считаются простыми обрядами. Большинство протестантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений святых и даже креста. 5. Культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма (удаление икон, статуй, мощей, алтаря и т.д.), в одежде священнослужителей. 6. Целибат (с лат. - безбрачие) духовенства отвергается. Монашество объявляется ненужным и бесполезным - монастыри должны быть закрыты и запрещены. 7. Отрицание единой для всех иерархической структуры церкви и верховной власти римского папы. Демократическая структура церкви выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов церкви, где каждый может принять участие в обсуждении как материальных, так и богословских вопросов. Общины, или конгрегации, верующих автономны в принятии решений и в деятельности, они управляются избираемыми общим собранием на определенный срок консисториями (пастор, диакон и старейшины (пресвитеры) из числа мирян). Провинциальные консистории посылают делегатов на регулярно созываемый провинциальный синод. Следующий уровень - национальный синод и т.д. Принципы, лежащие в основе протестантской традиции, способствовали активной разработке протестантскими теологами вопросов связанных с такими понятиями, как “откровение”, “вера”, “психология веры”. В век Просвещения протестантская теология оказала влияние на появление и развитие рационализма. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА. Зарубежная Европа. Христианская религия проникла в Европу вскоре после своего возникновения. В Швеции христианство было введено в IX в. Со времени Реформации в стране всецело господствует лютеранство (лютеране составляют примерно 95% населения) .Несмотря на провозглашение свободы вероисповедания, лютеранской церкви в Швеции придан государственный характер. Норвегия Норвегия Была обращена в христианство в IX в. С XVI в. в стране безраздельно господствует лютеранская Норвежская церковь, которая считается государственной (по официальным данным, к этой церкви принадлежит 94% населения). В 1877 г. от государственной церкви ответвилась Евангелическо- лютеранская свободная церковь в Норвегии, но число ее последователей невелико. Еще малочисленнее независимая Евангелическо-лютеранская церковная конгрегация. Сравнительно небольшое число членов имеют и другие протестантские церковные организации и секты, католиков всего 15 тыс. Довольно рано, в самом начале VIII в., христианство утвердилось в Дании. Исландия Христианизация населения в этой стране произошла в начале XI в. После Великобритания Уже в III в., т. е. еще до вторжения англосаксов, Британия была христианской страной. В первой половине XVI в. церковь Англии объявила себя независимой от Рима. Тем не менее часть верующих сохранила верность католицизму. В разное время от англиканской церкви отделилось много различных церковных группировок и сект. В Шотландии в эпоху Реформации утвердился кальвинизм (в форме пресвитерианства), который и стал основной религией страны. Ирландия Ирландия приняла христианство в V в. Она всегда считалась одним из бастионов католицизма. Римские католики составляют 94% всего населения страны. Из протестантов наиболее многочисленны англикане (98 тыс.), за ними следуют пресвитериане (16 тыс.) и методисты (6 тыс.). Во Францию христианство проникло в начале новой эры. Обычно считается, что подавляющее большинство населения страны (около 90%) придерживается католицизма В небольшом княжестве Монако, расположенном на средиземноморском побережье, 90% населения придерживается католицизма. Имеются также англикане и другие протестанты. Нидерланды На территории современных Нидерландов христианство начало распространяться с конца VII в. После Реформации большая часть населения приняла протестантизм, однако на юге сохранился католицизм. Христианизация Бельгии проходила с конца VII в. В настоящее время подавляющее большинство верующих в стране - католики (примерно 90% всего населения). Число протестантов невелико. В стране действуют Объединенная протестантская церковь Бельгии (создана в 1978 г. в результате объединения лютеранской по исповеданию Протестантской церкви Бельгии, Реформатской церкви Бельгии и бельгийского округа Реформатских Церквей в Нидерландах). Среди живущих в Бельгии иностранцев 20 тыс. православных. Люксембург Большая часть населения Люксембурга - католики (96%). Протестантов, главным образом лютеран, мало (4 тыс., или 1% населения). Часть жителей Германия Западная Германия На территорию, на которой в настоящее время расположена Западная Восточная Германия В Восточной Германии, в отличие от Западной, католицизм не играет значительной роли (его придерживается 8% населения). Среди протестантов преобладают лютеране, но немало и реформатов. Есть в стране также небольшие группы старокатоликов и православных, а также около 5 тыс. иудаистов. В Берлине преобладает протестантизм (70% населения). Имеются в городе католики (12%) и иудаисты (5 тыс.). Швейцария В Швейцарии Реформация выступила в своеобразной форме кальвинизма. Именно в Женеве протекала деятельность Жана Кальвина. В 1980г. протестанты составляли 44% всего населения страны (включая иностранцев), католики - В Швейцарии имеются также старокатолики (Христианско-католическая церковь Швейцарии - 20 тыс. последователей, или 0, 3% населения). Лихтенштейн В маленьком княжестве Лихтенштейн. расположенном между Швейцарией и На территории современной Австрии христианство стало распространяться с конца III в. В настоящее время господствующее направление в стране - католицизм. Католики составляют 89% населения, протестанты - 6%. Португалия В Португалию христианство впервые проникла в IV в. Сейчас большинство населения страны (98%) придерживается католицизма. Существует также ряд протестантских групп. В Испании христианство существует с IV в. н. э., однако в период арабского завоевания позиции этой религии были сильно потеснены. В маленьком княжестве Андорра, расположенном в Пиренеях, между Францией и На Мальте Римская католическая церковь является государственной и пользуется огромным влиянием. К католицизму относится подавляющее большинство (98%) населения страны. Встречаются очень небольшие группы протестантов. Имеется маленькая группа иудаистов. Италия - одна из первых европейских стран, на территории которой широко распространилось христианство. Католики составляют подавляющее большинство населения страны. Функционирует в Италии также греко-католическая церковь, ведущая работу среди проживающих в Италии греков и албанцев. Имеются и православные. Протестантов в стране около 100 тыс., (больше всего в Сан-Марино В маленькой республике Сан-Марино, окруженной со всех сторон территорией Греция подобно Италии, очень рано восприняла христианство. Общины христиан появились на ее территории уже в I в. н.э., а во II-III вв. новая религия распространилась по всей стране. В XI в., после раскола христианской церкви, Греция стала одним из оплотов ее восточной ветви - православия. Сейчас Греческая православная церковь является в Греции государственной. Она объединяет 97% населения страны. Католицизм не получил в Греции широкого распространения. Югославия В Югославии (христианство было внедрено на современной территории этой страны в IX в.) в настоящее время наблюдается значительная религиозная пестрота. Православие исповедуют 41% населения, католицизм -32%, протестантизм - около 1%, ислам - более 12%. В Албании распространены христианство и ислам. Христианство стало распространяться в этой стране еще со II-III вв. н. э., ислам же стал внедряться с XVII в., после турецкого завоевания. Мусульманами являются большинство верующих страны. Христианство представлено православной церковью, последователями которой считают себя более 20% албанских верующих, и Римской католической церковью, к которой относится около 10% всего верующего населения. Болгария Болгария, куда христианства проникло в IX в., в раннем средневековье стала одним из оплотов православия. И сейчас 85% верующих страны относится к Болгарской православной церкви, 3% верующих, главным образом на юге и востоке страны, исповедует ислам. Небольшое число жителей страны (50 тыс.) Проникновение христианства в Румынию относят к IV в. В настоящее время примерно 85% верующих - православные. Основная масса их объединена Венгры были обращены в христианство в XI в. В XVI в. большая часть венгров приняла протестантизм, однако в XVII в., в период контрреформации, католицизм опять восторжествовал и сейчас около двух третей венгерских верующих - католики. В восточных районах страны живет группа греко- католиков. Большая часть остальных верующих - протестанты. Самую крупную группу из них образуют реформаты (2 млн.). Значительно и число лютеран (500 тыс.), Численность последователей других протестантских исповеданий невелика. назаряне. Чехия и Словакия В Польше (христианство утвердилось в этой стране в Х в.) подавляющие большинство верующих католики. Есть в стране сравнительно небольшая группа греко-католиков. В Польше имеется ряд церквей, по тем или иным причинам отделившихся от Римской католической церкви. Протестантизм представлен рядом своих течений и сект. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ Азия является частью света, где зародились все крупнейшие религии земного шара: иудаизм, христианство, ислам, индуизм, буддизм, джайнизм, конфуцианство, синтоизм. Однако судьба этих религий была различной. Одни из них широко распространились и в других частях света (христианство, ислам, иудаизм), другие же остались в основном азиатскими религиями (индуизм, буддизм, джайнизм, конфуцианство, синтоизм). Кипр - одна из двух преимущественно христианских по населению стран Азии Филиппины Филиппины в основном христианская страна (с XVI в.). Христианства придерживается подавляющее большинство филиппинского населения. Основная масса филиппинских христиан - католики (84% всего населения страны). В 1901 г. от римского католицизма откололась Филиппинская независимая церковь, называемая иногда по имени ее основателя епископа Аглипая аглипаянской. Она объединяет 5% населения. Наиболее влиятельна эта церковь на Лусоне. В настоящее время среди народов африканского континента распространено несколько групп вероисповеданий: местные традиционные культы и религии, ислам, христианство, в меньшей степени индуизм, иудаизм и некоторые другие. Распространение христианства в Африке началось со II в. н.э. До начала европейской колонизации коренное население Америки (разные группы индейцев, а также эскимосы) придерживались различных местных культов. Среди многих индейских народов сохранялись тотемистические верования. Заметную роль играли магические представления. Соединенные Штаты Америки Весьма сложна картина религиозной принадлежности населения в США. По обилию сект и самостоятельных церковных организаций эта страна стоит на первом месте в мире. Хотя в Соединенных Штатах почти все церковные группы ведут систематический учет своих членов, определение религиозного состава населения представляет большие трудности. Они заключаются в том, что церкви и секты США придерживаются различных критериев при определении численности своих членов. Так, Римская католическая церковь, а в последнее время также Подавляющее большинство населения (89%) - католики. Протестанты образуют около 4% населения, среди них больше всего баптистов (363 тыс.) и пресвитериан (233 тыс.). Имеются также последователи Шведской свободной миссии (80 тыс.), адвентисты седьмого дня (53 тыс.), методисты (40 тыс.), разные группы пятидесятников. Бразилия В Бразилии, крупнейшей латиноамериканской стране, католики составляют большинство населения (90%). Протестантов в этой стране 7, 9 млн. человек. Венесуэла В Венесуэле католики также составляют большую часть населения (96%). Колумбия В Колумбии Римская католическая церковь считается государственной. К ней принадлежит 96% всего населения. Общая численность протестантов - 90 тыс. человек. Крупнейшие группы протестантов образуют адвентисты седьмого дня В Эквадоре к католицизму принадлежит подавляющее большинство населения Большинство населения Перу (93%) - католики. Протестантов -128 тыс. В Боливии основная часть населения (94%) - католики. В стране проживает В Чили к католицизму относится большинство (86%) жителей- По сведениям церковных организаций, протестантов - 880 тыс. Основная группа чилийских протестантов - пятидесятники (по официальным церковным источникам, 700 тыс.). Аргентина В Аргентине большинство населения (92%) составляют католики. Парагвай В Парагвае католицизм является государственным исповеданием. Католики составляют большую часть (около 90%) населения. Протестантов - 25 тыс. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ К моменту проникновения европейцев в Австралию и Океанию население этой части света придерживалось различных местных культов. В Австралии и Океании жило большое число народов и племен, заметно различавшихся между собой как по уровню своего социально-экономического развития, так и по хозяйственно- культурным особенностям. В силу этого традиционные верования австралийских и океанийских народов отличались довольно большим разнообразием. Христианство в наши дни. За века распространения христианства по всему миру оно ассимилировало в разных культурах, часто вытесняя старые языческие верования. Заключение Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы их раскрытия в сознании и истории церкви, определения - это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная. История религии, а в частности христианства, есть развертывание ступеней все нарастающего откровения Божия в судьбах земного человечества, а еще точнее - в судьбах некоторых его частей, т.е. отдельных народов. Список используемой литературы: 1. Энциклопедия для детей (религии мира.).Издат. “Аванта+” 1996г. 2. Религии мира. Издат. “Просвещение” 1994г. 3. “Христианство”. Издат. Торг. дом “Гранд”. 1998г. 4. Поиск надежды и дух утешения (очерки по истории религии). Издат. 5. Настольная книга атеиста. 8-е издание. РепетиторствоНужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике. Сильнее любой другой религии и способствовало появлению современного Западного мира. Даже современный способ летоисчисления – одно из следствий проникновения христианства в мировую культуру. Как распространялось христианствоДолгое время христианство оставалось маргинальным течением иудаизма. Возникло оно в Палестине в 1 веке нашей эры, распространившись сначала среди местного населения как одно из течений иудаизма, которых на тот момент было множество. Уже в первые полвека своего существования христианство стало популярным вероучением среди множества , населявших Римскую империю. Этому немало поспособствовали путешествовавшие по Римской империи и ближайшим к ней адепты нового учения. По преданию, распространением учения занимались непосредственно ученики Иисуса Христа. Активных проповедников новой религии не останавливали даже гонения и угроза смертной казни. Вопреки распространенному мнению, Римская империя не стала первым христианским государством, несмотря на то что император Константин принял христианство незадолго до своей смерти и способствовал его распространению на территории страны. Первой была Великая Армения. Однако роль Рима в распространении христианства очень велика. Именно благодаря величине империи территория влияния новой религии расширялась столь стремительно. Как Армения приняла христианствоДо принятия Арменией христианства к новой религии местные жители относились более чем настороженно. Христиан, а также тех, кто помогал им укрываться, казнили, так как, по мнению властей, это вероучение могло подорвать устои государственной системы и язычества. Его сестра Хосровадухт увидела во сне, что излечить его сможет только освобождение из темницы святого Григория. После того как освобожденный Григорий был принят во , царь исцелился. На местах гибели дев-рипсимеянок были возведены часовни. Впечатленный этими событиями, царь Трдат принял христианство вместе со всей своей страной. Церковная иерархия – армянское изобретение. В каждой земле, подчиненной Трдату и его вассалам, было назначено по епископу. Таким образом, Великая Армения стала первым христианским государством, опередив Рим, Грецию и Эфиопию. Литература: Chadwick; Walker; Шмеман, Исторический путь; Болотов. Христианство распространялось с необычайной скоростью в Сирии и к северо-западу - в Малую Азию и Грецию. При распространении к северо-востоку ему пришлось пересечь имперскую границу и языковой барьер. Эдесское царство, или Озроэн, до 216 г. находилось вне Империи. Его население говорило на древнесирийском (или сирском) языке, который был одним из диалектов арамейского. Образованные жители Озроэна знали греческий. Христианская община была образована в Эдессе во II в. Самый ее известный член - Вардесан был другом царя Абгара (Авгаря) IX Великого, которого он обратил в христианство. Таким образом, Озроэн стал первым государством мира, официально принявшим христианство в конце II века. Вардесан был культурным человеком и поэтом-классиком сирской литературы. Он первым изобрел стихосложение для сирского языка и сочинил по образцу Псалтири 150 гимнов, которые даже употреблялись при церковном богослужении, пока в IV в. не были заменены гимнами св. Ефрема Сирина. До своего обращения Вардесан был экспертом-астрологом. По всей видимости, он до конца жизни так полностью и не изжил своих прежних увлечений. В его поэзии и философских трудах весьма явственно прослеживается серьезное гностическое влияние. И хотя он энергично противостоял распространению маркионизма в Эдессе, антиохийцы считали его самого весьма подозрительным человеком. Позже такие сирийские христиане, как св. Ефрем Сирин (306-373), считали Вардесана опасным гением. Чтобы бороться с его влиянием, которое в Эдессе было огромным, около 200 г. Серапион, епископ Антиохийский, хиротонисал эдессянина Палута в епископы эдесские. Вначале Палут возглавлял лишь малочисленную общину, однако после вхождения Эдессы в Римскую империю палутяне смогли доказать своим согражданам, что именно они, а не вардесаниты находятся в общении с великими кафедрами Антиохии, Александрии и Рима. Постепенно они вытеснили последователей Вардесана. В III в. в Эдесской Церкви распространилась легенда, что ее основал один из 72 учеников, Аддай, посланный Христом в Эдессу в ответ на письмо, направленное ему царем Абгаром (Авгарем) Черным (9-46 по Р.X.). Они даже показывали ответ Иисуса, где обещалось, что Эдесса никогда не будет завоевана. Переписка между Христом и Абгаром сделалась народным амулетом: слова из нее надписывали на домах, чтобы предохраниться от зла. Самые ранние сохранившиеся образцы этой надписи, датируемые V в., были обнаружены в Малой Азии. Завоевание Эдессы Римом и включение ее в Империю принесло одну серьезную перемену в жизнь христиан Междуречья: хотя у них были ранние сирские переводы четырех Евангелий (они были сделаны около 150 г.), они стали использовать Диатессерон Татиана. Лишь в IV-V вв. Диатессерон был замещен стандартной сирской версией Писания Пешитто (Пешитта), т.е. «простой», «верный» перевод. Время происхождения его неизвестно, однако мы можем с уверенностью сказать, что после Септуагинты это самый древний библейский перевод. Апокрифическое писание III в. «Деяния Фомы» сообщает о распространении христианства не только в Персии , но и в Индии , на Малабарском побережье. Однако о раннем индийском христианстве мы практически ничего не знаем. Но все-таки основное направление христианизации шло на Запад. Тот факт, что апостол Павел избрал направление к Италии и далее к Испании, оказался судьбоносным для будущего отождествления христианства с европейской культурой. Во время написания «Послания к римлянам» в Риме уже была значительная Церковь. Вскоре последовало и распространение христианства среди других итальянских городов. В уничтоженной извержением Везувия в 79 г. Помпее была найдена такая надпись в форме квадрата: Если эти буквы переставить определенным образом, получится PATER NOSTER. Таким образом, весьма вероятно, что это христианская криптограмма, и, следовательно, в Помпее могли быть христиане еще до 79 г. К 250 г. в Италии было около 100 епископских кафедр. В Галлии, Британии и Испании христианство распространялось медленнее. В Галлию христианство, возможно, было принесено учеником апостола Павла Крискентом (2Тим.4:10). Во II в. в долине Роны была быстро растущая община греков-христиан с малоазийскими связями. Их центром была Лионская Церковь, возглавляемая епископом, и миссионерская община, управляемая диаконом в Вьенне. Они сильно пострадали от гонений в 177 г. во время правления Марка Аврелия. Вскоре после этого началось активное проникновение гностических учителей в Галлию, что и заставило св. Иринея написать свою знаменитую книгу. Св. Ириней проповедовал не только на греческом, но и на кельтском (гальском) наречии, так что евангелизация местного населения началась. К началу IV в. были уже епископы в Арле, Вэсоне, Отэне, Руане, Лютеции (Париже), Бордо, Трире и Реймсе. Пока неизвестно, когда христианство достигло берегов Британии . Тертуллиан и Ориген говорят о проникновении Евангелия даже до далеких варварских британских берегов, но, наверное, это риторическое преувеличение, и вряд ли там были значительные общины ранее середины III в. Именно к этому времени относится мученичество св. Албания - первого британского мученика и также первого известного нам по имени британского христианина. Во многом история его мученичества обросла позднейшими легендами, но то, что в ее основу положены реальные факты, - несомненно. В 314 г. на Арльском соборе было 3 епископа из Британии - из Лондона, Йорка и Линкольна. На арианском соборе в Римини в 359 г. было несколько британских епископов. Мы знаем, что трое из них были слишком бедны и не могли заплатить за свое путешествие, но, очевидно, остальным это все же было по карману. Под управлением Констанция, отца будущего императора Константина, христиане Британии и Галлии почти не пострадали во время великого гонения. Археологи, проводившие раскопки, обнаружили в ряде мест небольшие базилики, датируемые IV в. К 400 г., накануне англо-саксонских вторжений, римская Британия была весьма христианизированной провинцией Империи, причем христианство было очень широко распространено среди местного населения. Первым известным британским богословом был монах Пелагий - оппонент блж. Августина (IV-V в.). В V в., приблизительно тогда, когда св. Патрикий (св. Патрик) начал свою миссию среди ирландцев (около 432 г.), начались англо-саксонские вторжения в Британию. Именно к этому времени относится защита своих земель британско-римским генералом Артуром, впоследствии превратившимся в легендарного короля, хозяина Круглого стола. Британцы, под напором непрошеных гостей медленно отступавшие в Корнуолл, Уэльс и Ирландию, ненавидели язычников англов и саксов до такой степени, что ничего не сделали для их евангелизации. Св. Патрикий жаловался, что его трудам по просвещению ирландцев весьма сильно мешало враждебное британское духовенство. Ему даже пришлось написать письмо с формальным протестом христианскому правителю Коротию, чьи солдаты захватили в плен группу новообращенных христиан и продали их в рабство. Лишь в 597 г. папа Григорий Великий начал серьезную миссию среди англо-саксов. Весьма мало также известно о начале христианства в Египте . Согласно найденным фрагментам папируса, во II в. миссия продвинулась далеко вверх по Нилу. С самого начала египетское христианство носило несколько аскетический характер с привкусом энкратизма. В апокрифическом «Евангелии от Египтян», части которого были найдены на фрагментах папируса, утверждается, что брак несовместим с христианским совершенством. В конце II в. у Климента Александрийского мы находим упоминание об основании Александрийской церкви св. Марком, учеником св. Петра (ср. 1Пет.5:13). Возможно, это знак ранних связей александрийской общины с Римом, и, возможно, египетское христианство стало сколько-нибудь заметным в результате римской миссии около 150 г., в то время, когда Римская Церковь не на жизнь, а на смерть сражалась с маркионитами и валентинианами. О ее тесных связях с Западом свидетельствует и другой факт: согласно найденным папирусам, книга св. Иринея стала известна в Египте буквально через несколько лет после ее написания. Это показывает заботу местных христиан о сохранении православия в Египте. Однако вплоть до Климента Александрийского и Оригена характер египетского христианства остается неясным, и мы можем лишь строить более или менее вероятные предположения о нем. Римская провинция Африка , т.е. прибрежная полоса вокруг древнего финикийского города Карфагена, культурно и экономически связанная с Европой, была христианизирована во II в. Первое свидетельство о христианстве в Африке - латинские акты мучеников в Нумидии, датируемые 180 г. Очевидно, что христианство пришло туда намного раньше. В 200 г. Тертуллиан свидетельствует о глубокой христианизации всего региона. В его трудах мы находим ссылки на церкви в Африке Проконсуларис (Северный Тунис), в Бизацене (Южный Тунис), в Нумидии и Мавритании (Алжир). Именно ко времени Тертуллиана христианство в Африке было весьма распространено. Вновь вспомним его знаменитые слова: «Мы существуем только со вчерашнего дня, и, однако, мы наполнили все ваше: города, острова, крепости, муниципии, лагеря, трибы, курии, дворец, сенат, форум. Мы не оставили вам ничего кроме ваших храмов...» Происхождение первых миссионеров нам неизвестно. Рим был ближе всего к Карфагену, и связи ранних африканских христиан со столицей были весьма активными, хотя и не всегда дружелюбными. Но Карфаген вел оживленную торговлю с Ближним Востоком, так что миссионеры вполне могли прибыть и оттуда. В 200 г. многие африканские христиане были грекоязычными, причем они придерживались несколько других литургических обычаев, чем их латинские братья. Весьма вероятно, что именно в Африке были созданы первые переводы Евангелия на латинский язык. Скорее всего, для этих переводов использовалась простонародная (вульгарная) латынь. По всей видимости, переводилась Библия не за один раз, а кусками в разных местах, когда к этому вынуждали обстоятельства. Все эти переводы были собраны вместе к 400 г., когда появилась первая официально признанная латинская Библия. Ее официальный статус доказывается еще и тем, что Вульгата св. Иеронима (см. ниже) была встречена в штыки африканскими христианами. О Церкви в Испании, кроме предполагаемого путешествия св. Павла, мы знаем лишь из ссылок св. Иринея и Тертуллиана. Св. Киприан упоминает церкви в главных городах провинции: Леон, Асторга, Мерида и Сарагосса. В начале IV в. из канонов собора в Эльвире мы узнаем о повсеместном распространении Церкви в Испании и о серьезных нравственных проблемах многих ее членов. Возглавлявший собор епископ Осий Кордубский позже сделался церковным советником Константина и одним из самых влиятельных богословов своего времени. Даже сами христиане дивились скорости и широте распространения их веры. Но увеличение числа христиан неизбежно принесло в Церковь новые проблемы и соблазны. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную нижеСтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ Распространение христианства в мире христианство государственный религия Зарождение христианства. Строй, развлетвение веры Во второй половине I века и в первой половине II века христианство представляло собой ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей. Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов. Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156. Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах. В начале IV века христианство становится государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат. Складывавшаяся церковная организация, возглавляемая влиятельными епископами, постоянно поддерживавшими между собой связь, собиравшимися на свои съезды (соборы), вырастала в крупную политическую силу в Римской империи. Укрепление веры в Римской Империи Императорская власть, почувствовав в ней опасную соперницу, попыталась в условиях ожесточенной классовой борьбы в период кризиса в III веке уничтожить её. Император Деций (249--251 гг.) начал преследования христиан. Преследования продолжались при Валериане (253-- 260 гг.), они значительно усилились при Диоклетиане (284--305 гг.). Преследования не сломили христианскую церковную организацию, а их безрезультатность показала, что новая религия имеет значительную массовую базу. По мере того как императорская власть познавала сущность христианской идеологии, характер и значение церковной деятельности, она все более убеждалась в том, что христианство является силой, которая, способна освятить власть правителей, обеспечить покорность народных масс. Поэтому империя постепенно переходит от попыток сломить казавшуюся ей опасной церковную организацию к политике, имевшей целью поставить эту организацию себе на службу. В начале IV века, когда развернулась ожесточённая борьба за императорскую власть, значение христианской церкви ещё более возросло. Это учёл император Константин I, который перешёл к политике опоры на церковь. Христианство было объявлено официально дозволенной религией, а имущество, ранее конфискованное в пользу казны, было возвращено церкви. Таким образом, было положено начало превращения христианства в государственную религию; в мировой империи утверждалась мировая религия. Императором в 325 году был созван первый «Вселенский собор» (Никейский), состоявший из представителей церковных верхов. На соборе был выработан «Символ веры» -- краткое изложение основных догм христианской религии. На соборе же был оформлен союз церкви с императорской властью. Церковь признала императора своим главой, представителем Христа на земле. Вскоре после смерти Константина (в 337 году), отличавшегося крайней жестокостью, запятнавшего себя множеством убийств, в т.ч. убийством своего сына, жены и многих родственников, церковь объявила его святым. Сам Константин при жизни не порывал и с язычеством. Попытка при одном из преемников Константина -- императоре Юлиане (361 -- 363 гг.), получившем у христиан прозвище «Отступника», вернуться к язычеству успеха не имела: время древних религий античного мира безвозвратно прошло. Император Феодосии I (379--395 гг.) приказал закрыть языческие храмы. 3.Распостронение веры в Мире. Попытки принятия веры Готами и Вандалами В 375 году готский король Винитарий неожиданно напал на славян-антов, казнил их вождя Буса с сыновьями и 70 старейшин. Мучительная казнь славян больше походила на жертвоприношение. Они были распяты. Что касается христиан-вандалов, то их религиозное изуверство вошло даже в обиходную речь - вандализм. Своё христианство они доказали безжалостным уничтожением римской языческой культуры. В 496 году франки обращаются в христианство по римскому образцу. Их король, Хлодвиг также с ним крестились и 3000 солдат. Принятие новой веры не укротило нравов франков. Хлодвиг тем не менее продолжал истреблять своих соперников. Долгие десятилетия братоубийственных войн между готами и франками изматывали эти родственные германские племена. Кагал подбросил настолько запутанную религию, что она словно бы специально была призвана плодить течения, борющиеся между собой, вовлекающие в кровопролитные войны другие народы. Принятие Великой Арменией веры В начале IV века Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Приход веры на территорию Северной Шотландии В 560 году христианство пришло в Северную Шотландию. Примерно в то же время его принимают ломбарды-жители Северной Италии, а на берегах Лемана - Женевского озера - возникает христианское государство Бургундия. В 598 году обращается в христианскую веру англосаксонский король Этельберт Кентский, своей столицей он избирает Кентербери. Принятия веры в некоторых странах территории северной Европы В 630 году к христианскому миру присоединяются Фландрия (старое название Бельгии) и Нидерланды, чуть позже - Бавария. В VIII веке английские монастыри стали выпускать ревностных проповедников христианства, уезжавших на материк Европы. Одним из них стал епископ Бонифаций, основатель первых монастырей в Германии. В Гессене он лично срубил дуб бога Вотана, «чтобы показать безсилие демона». Большинство приняло христианского бога, но признало лишь его первенство над другими и втайне продолжало чтить своих богов. Увлекаясь своим рвением распространять христианскую веру, Бонифаций в итоге доигрался. В 75 лет он поехал проповедовать христианство в страну фризов (северо-восток Голландии). В палатке, где он ждал новообращённых, его настигли враждебные ему язычники и прикончили его в 755 году. Но в IX веке крещение распространяется на всю Германию. Чуть раньше христианство утвердилось во Франконии (область восточных франков). В 772 году король Карл приступил к обращению в христианство северногерманского племени саксов. Они стойко держались за язычество, оберегая в нем свою независимость. Какрл начал со сруба огромного дерева Ирменсуля, который язычники называли «опорой мироздания». Разрознённые по областям и деревням саксы не оказывали сопротивления, пока в их стране находилось франкское войско. Но как только Карл уходил, они разрушали церкви и изгоняли епископов. Обе наследницы Рима - христианская империя Карла и Византия продолжали христианизацию вольнолюбивых народов. Король Карл был назван церковью "Великим" за то, что вторгаясь в чужие земли подунайских и прибалтийских славян, поголовно истреблял их, не щадя никого: ни женщин, ни детей, ни стариков. Сам характер нападения был похож на ветхозаветные карательные войны. За всю свою жизнь Карл совершил более 50 походов, из которых поражением закончились только 2.Особенно прославилось в борьбе с христианами племя велетов. Византийский император Юстиниан II уничтожил независимое славянское государство Склавинию на Балканах. Попытка крещения первых русов В 860 грек Аскольд крестит в Киеве первых руссов. Но широкого распространения христианство в Киеве и окрестностях еще не получило. В 882 году после «крещения Руси» произошло «раскрещивание Руси». Известно, что мать Святослава, княгиня Ольга, была христианкой. И Аскольд, и Дир, и Ольга - все приняли крещение в Византии. Однако новая вера еще не зарождалась Русь. Распространение религии на территории Балкан В 863 году крестился моравский князь Ростислав. Моравия наполнилась «просветителями». Вслед на Ростиславом христианство перекинулось на чешские земли, в которых княжил Борживой. В 864 году в Болгарии выдался неурожай. К голоду добавились болезни, приводящие к мору. Услужливые византийцы убедили болгарского царя Бориса в том, что голодомор произошел «за грехи». А для подкрепления своих слов, чтобы еще пуще убедить царя принять «свет истинного учения», ввели в страну свои войска и силой заставили болгар креститься. В конце 60-х годов IX века христианство распространилось в Сербии и Хорватии. К X веку в подчинении христианства оказались черные хорваты, хорутане (словенцы), таврические русы, а также донские славяне. Утверждение веры в Польше В Польше христианство утверждается в 966 году при князе Мешко I (963-992 гг). Пока Польша оставалась языческой страной, она процветала. Приняв христианство при папе Иоанне XIII (965-972 гг), она впала в нищету. Мешко приказал разрушить идолов, которым столь истово поклонялся прежде, конфисковал имущество подданных, продолжавших упорно отстаивать старую веру, и распорядился кое-кого из них отправить на костер. Этот фанатик, послушное орудие в руках первосвященника, подарил святому престолу немалые суммы на постройку новых церквей. Несчастную Польшу разграбили, расхитили, разорили во имя интересов римского двора. Князь Мешко разделил славян на западных и восточных. Польские земли оказались под покровительством папы римского. Крещение Руси В 988 году князь Владимир приступает к давно намеченной цели - крещению Руси. В четвертый раз, начиная с Аскольда. В «церковном уставе святого Владимира" от 989 года волхвам и ведуньям предусмотрено наказание - сожжение на костре. Сам характер христианизации и карательные походы Владимира опять-таки напоминали ветхозаветный геноцид. Введение веры в Норвегии и Швеции В Норвегии христианство распространяет король Трюггви. Его сын, а впоследствии король Олаф Трюгвессон (997-1000 гг) продолжит дело отца. Первая волна крещения результатов не дала. Повсюду попытки ввести новую религию решительно отвергались народом. Норвежский конунг Хакон Добрый, правивший в середине X века, предложил креститься и получил решительный отказ нами, откажемся от тебя и выберем себе другого вождя, который будет так править нами, что мы сможем свободно исповедовать ту веру, какую хотим».Олаф Трюгвессон силой оружия внедряет христианство и смиряет народ. В Швеции христианство принял король Улоф Шётконунг в 1008 году, окончательно оно утвердилось лишь в 1248 году, а Великое княжество Литовское оставалось языческим вообще до конца ХIV века. Западная и Восточная церкви действовали самостоятельно и независимо друг от друга. Западная втянула в круг своего влияния все романские и германские народности, из славян - хорватов, чехов и поляков. Восточная - болгар, сербов и русичей. Между этими большими районами оставалась маленькая область, не достигшие христианами - земли, лежащие к востоку от Балтийского моря, между низовьем Вислы и Финским заливом. Там были языческие финские племена эстов и литовско-латышские племена. Но после 1200 года христианизация настигла и их. Размещено на Allbest.ru Подобные документыОбобщение факторов, вызвавших крещение Руси – введения христианства, как государственной религии, осуществленное в конце X века князем Владимиром Святославичем. Формирование христианской догматики и культа. Общехристианский (апостольский) символ веры. контрольная работа , добавлен 03.02.2011 Изучение истории возникновения христианства. Стадии развития христианской религии. Влияние других народов на формирование культа в христианстве. Заимствования обрядов или их элементов. Причины зарождения христианства на Руси. Последствия смены религии. реферат , добавлен 25.12.2014 История христианства в Европе. Королевство Армения как первая страна, установившая христианство государственной религией. Краткий обзор истории развития христианства и его течений. Общие сведения о католицизме, особенности православия и протестантизма. доклад , добавлен 11.12.2009 Условия формирования, источники возникновения и спорные вопросы в исследовании христианства - авраамической мировой религии, основанной на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Этапы становления христианства как государственной религии. презентация , добавлен 19.01.2015 Факт крещения Руси как неизбежный этап цивилизации и его историческое значение. Причины принятия христианства. Трудный процесс выбора веры. Крещение Руси. Крещение Владимира и киевлян. Распространение христианства на Руси. Государство и церковь. реферат , добавлен 31.03.2008 История возникновения и распространения христианства как мировой религии. Влияние тмутараканского княжества на распространение христианства в западной части Кавказа. Роль генуэзского и венецианского фактория в распространении католичества на Кавказе. реферат , добавлен 25.11.2013 Изучение предпосылок возникновения христианства. Особенности ранних христианских общин и развития христианской мифологии. Появление христианской церкви и культа. Превращение христианства в государственную религию. Анализ разновидностей христианства. реферат , добавлен 13.03.2010 Христианство. Возникновение и распространение. Основы христианского вероучения: семь основных таинств, основные праздники христианской религии. Распространение христианства: во Франции, Германии, в США. Христианство в наши дни. реферат , добавлен 04.12.2006 Вопрос о происхождении христианства и историчности Христа. Попытки создания интернациональной религии. Иудейское христианство, неиудейские элементы в нем. Борьба между иудейскими и неиудейскими группами. Противоречивость христианской догматики и этики. курсовая работа , добавлен 26.02.2010 История возникновения христианства в Европе и Руси. Описание его основных конфессий: католицизма, православия, протестантизма. Особенности их вероисповеданий. Статистические показатели распространения мировой религии по регионам и населению России. |
Читайте: |
---|
Популярное:
К чему снится деревня Сон родная деревня |
Новое
- Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах
- Серафим Саровский: «Антихрист родится в России
- Расклад Таро «Выйду ли я замуж?
- Как определить наличие сглаза или порчи (непознанное) Если человека сглазили что можно сделать
- К чему снится мерить платье
- Что будет если продать душу дьяволу
- Дао - это что такое? Дао дэ цзин: учение. Путь Дао. Книга: Дао Дэ Дзин (Перевод Валерия Перелешина) Смотреть что такое "Дао Дэ Цзин" в других словарях
- Благодатный покров богородицы Фото и описание
- Кто попадает в ад Кто попадает а ад
- Бенедикт спиноза основные идеи Основные достижения спинозы