Главная - Магия чисел
Храм рождества пресвятой богородицы на нерли. Церковь покрова на нерли описание фото история. Чудо, произошедшее перед постройкой храма

В отличие от своего отца, Юрия Долгорукого, Андрей не любил Киев . По «ряду» Юрия как раз ему должен быть достаться Киев, а Суздальская земля отходила к младшим сыновьям. В 1149 году Андрей получил от отца в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел. Судя по всему, о нелюбви Андрея к Киеву знали ростово-суздальские бояре, которые чем-то соблазнили Андрея Юрьевича. Возможно, они считали его удачным кандидатом на роль князя-марионетки. Так или иначе, в 1155 году Андрей совершает решительный шаг — тайком от отца выезжает со всем своим двором из княжеского села Вышгород под Киевом и держит путь на Владимир. С собой князь «захватил» икону Богородицы, по преданию написанную евангелистом Лукой (ныне она известна как Богоматерь Владимирская).

По легенде, не доезжая до Владимира, кони, которые везли икону, встали и отказались идти дальше. Князь постановил, что это место особо любо Богу, назвал его Боголюбовым и устроил здесь свою резиденцию. В то время Клязьма протекала под самым Боголюбским холмом, и новое княжеское село контролировало место впадения в Клязьму реки Нерль, «запирая» водный путь из Ростова и Суздаля . Таким образом, Андрей, получивший прозвание Боголюбский, сразу же показал, что он сам станет править своей землей, держа бояр под контролем.

Здесь и построили не имеющий аналогов в древней Руси замок, состоявший из Рождественского собора, окованного золотом (следы от гвоздей в сохранившихся нижних частях здания действительно нашли археологи), переходов, двух лестничных башен и самого дворца.



Рождественский собор XVIII века и уцелевшие фрагменты дворца Андрея Боголюбского. Историк архитектуры Владимир Владимирович Косточкин (1920-1992) в книге «Древнерусские города» так писал о Боголюбове: «Укрепленная загородная резиденция великого князя выдерживала сравнение даже с лучшими образцами дворцового строительства романского Запада. В отделке храмов кроме барельефной резьбы необычайно широкое применение получил своеобразный прием оковки порталов и барабанов куполов золоченой медью. Впечатление золотых листов производили блестевшие медные плиты пола боголюбовского собора, в состав которого была введена и круглая скульптура. Особенно яркое впечатление производил белокаменный замок Андрея Боголюбского». Фото автора

Судя по всему, дворец разрушился еще в домонгольское время, а вот собор имел все шансы дойти до наших дней — но увы… В 1722 году Рождественский собор рухнул по вине игумена монастыря Аристарха. Собор показался невежественному владыке недостаточно светлым, и он велел проломить в его стенах огромные окна. Древний памятник разрушился. Уцелели только башня и переход. Их решили оставить, а на фундаментах обрушившейся церкви построить новую.

Фрагменты домонгольского памятника оставили не из любви к древности. Дело в том, что за 20 лет до катастрофы церковь канонизировала Боголюбского. Князь погиб в 1174 году мученической смертью — его убили бояре-заговорщики. Израненный князь Андрей сполз из своей опочивальни по ступеням лестничной башни, скрылся в нише за «столпом восходным» и был здесь добит убийцами. Место гибели вновь канонизированного святого подлежало сохранению.

Но руины дворца все-таки не самое главное детище князя Андрея, дошедшее до наших дней. Еще в километре с небольшим, посреди луга на берегу речки Нерль стоит церковь, которая является одним из самых известных памятников древнерусского зодчества, символом Руси. И в то же время история храма Покрова на Нерли сама по себе очень непроста, как в ключе понимания ее замысла, так и в ключе отношений храма с самой православной церковью.

С самого начала все, что было связано со строительством этого храма, не укладывалось в традиционные рамки. Начнем с того, что это первый Покровский храм на Руси, а сам праздник Покрова в числе главных праздников Владимира установил сам Андрей Боголюбский с епископом Федором в обход санкции митрополита.

Строили храм, разумеется, по канонам строительства русского белокаменного зодчества. Нам хорошо известны постройки отца Андрея Юрьевича, знаменитого Юрия, прозванного за маниакальное стремление получить киевский престол Долгоруким — сохранившиеся храмы в Переславле-Залесском и Кидекше. Однако мастеров Андрею прислали «от немець». По свидетельству Лаврентьевской летописи (запись о строительстве во Владимире под 1160 годом), строительную артель Боголюбского составляли «из всех земель все мастеры» . Предполагается, что руководил ей зодчий, присланный Боголюбскому Фридрихом Барбароссой.

Летописи не упоминают о возведении храма, но, скорее всего, подразумевают его, говоря про строительную деятельность князя Андрея в Боголюбове: «И постави… две церкви камены во имя святыя Богородицы». Один из них — Рождества Богородицы во дворце, а второй — Покрова Богородицы в устье Нерли. Более позднее Житие Боголюбского дает нам точные данные — сообщается, что храм «единым летом соверши», то есть построен за год, и упомянуто, что Покрова на Нерли — храм-мемориал в память об умершем в 1165 году сыне Боголюбского Изяславе. То же Житие отмечает, что это еще и памятник победы Боголюбского над булгарами в 1164 году (Изяслав скончался от ран, полученных в сражении). Так и гуляет по научной литературе датировка 1165 или 1166 год, с которой трудно не согласиться, хотя есть попытки датировать храм и другими годами, в том числе 1158-м.

Раскопки, проведенные вокруг храма в 1950-х годах великим знатоком древнерусской архитектуры Николаем Николаевичем Ворониным (1904-1976), показали, что Покрова на Нерли, силуэт которого всем хорошо знаком благодаря своей лиричности, изяществу и совершенству, выглядел на самом деле совсем не так.

Человек, имеющий представление о домонгольской архитектуре, знает, что в те времена храмы завершались не луковичной главой, а шлемовидной, более приземистой. Главу этой церкви заменили на луковичную только в 1803 году.

Кроме того, результаты раскопок сильно удивили ученых: церковь, оказывается, окружали с трех сторон галереи, скорее всего в половину высоты здания. А сам же храм пришлось строить на искусственном холме. Дело в том, что, судя по всему, площадку для строительства выбрал сам князь, но в те времена весной уровень воды здесь повышался на три с половиной метра. Так что пришлось специально повышать рельеф, а фундаменты церкви опускать на глубину 5,3 метра!

Склоны холма также были облицованы камнем, а к реке, скорее всего, спускалась лестница: здесь обустроили пристань. Реконструкция первоначального облика дает совершенно непривычную нам картинку, поэтому неудивительно, что ее не сразу приняли в научной среде. Но с археологией все-таки не поспоришь.

Таким образом, у Боголюбского получился не просто храм-мемориал, а парадный памятник, встречавший корабли, которые шли из Суздаля и Ростова во Владимир. Вероятно, князь лично водил дорогих гостей на богослужение (летопись отмечает такую причуду Андрея).

Время изменило облик храма Покрова. Но и не только время. История взаимоотношения Покрова на Нерли с официальной церковью оказалась очень непростой. Самой большой угрозе здание подверглось в 1784 году. Игумен Боголюбского монастыря решил выстроить новую колокольню, а чтобы не тратиться на покупку камня, тут же нашел его источник — церковь Покрова. Постройка ветхая, небольшая, но на колокольню хватит, а что храм древний, так это неважно. Духовное начальство добро на разборку храма выдало, спасла только жадность : игумен не сошелся в цене за разборку с подрядчиками. Сейчас вам, конечно, могут изложить другую версию — скромно умалчивая о том, кто заказал снос храма, расскажут о чуде: якобы мастеру, пришедшему разбирать храм, попала в глаз золотая соринка с купола (тогда он был золоченым), ну и мастер, разумеется, отказался от кощунственного замысла.

И все же храм пострадал от церковников почти столетием позже. Без ведома органов, отвечавших за охрану памятников (такие уже были), и епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена (1827-1882) местные духовные власти приступили к полной переделке здания. Пока ученые хватились, неспециалисты сбили остатки древней росписи XII века в куполе и барабане, переделали кровлю и заменили часть наружной скульптуры «безобразными подделками», как охарактеризовал их приехавший на место археолог Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884).

Увы, живопись храма погибла навсегда. Но осталась скульптура. Возможно, именно с романским зодчим следует связать то, что при князе Андрее впервые в домонгольской архитектуре фасады храмов начали украшать полноценной скульптурой, впоследствии ставшей обязательной во владимиро-суздальском зодчестве. Покрова на Нерли — первый из таких памятников, дошедших до нас. Впрочем, возможно, влияние оказала и грузинская скульптура (у Андрея были связи с Грузией, и его старший сын Юрий в итоге стал первым мужем знаменитой царицы Тамары). На соборе Свети-Цховели в древней грузинской столице Мцхете можно увидеть очень похожую фасадную резьбу.

Кстати, со скульптурой Покрова на Нерли связан любопытный казус, на примере которого можно проиллюстрировать степень доказательности некоторых построений в искусствоведении.

В центральных закомарах собора изображен человек с псалтирью (музыкальный инструмент), которого слушают звери. Чтобы ни у кого не было сомнений (так принято, скажем, в иконописи), сверху написано, кто это. Человек с псалтирью — царь Давид. Очень похожая фигура изображена и на более позднем (лет на 25-27) Дмитриевском соборе, но без подписи. Замечательный (говорю без ироничных ноток) искусствовед Георгий Карлович Вагнер (1908-1995), крупнейший специалист в области древнерусской белокаменной резьбы, построил очень красивую теорию. Дмитровский собор «принимает» эстафету у Покрова на Нерли. Поэтому на нем изображен сын Давида, тоже царь и тоже любитель песни — Соломон. В работах Вагнера приводилась масса логичных аргументов в пользу этой практически безупречной теории. И я прекрасно помню свое недоумение, когда, уже изучив труды Вагнера, я приехал во Владимир и увидел возле фигуры в центральной закомаре Дмитриевского собора открывшуюся при реставрации надпись «Давид»! Впрочем, домонгольские памятники Владимира — тема для отдельной статьи.

Многие скульпторы пытались в свое время восстановить положение рук у статуи Венеры Милосской. Но все реконструкции казались чем-то чужеродным. Так и Покрова на Нерли именно в таком виде нам — и простому богомольцу, и туристу, и фотографу — кажется совершенной. Сколько удачных снимков этого волшебства я бы ни сделал, при первой возможности снова приеду в Боголюбово к храму Покрова на Нерли.

Новости партнёров

Бабья Гора
Замечательный Памятник Природы на реке Нерль Клязьминская.


В целом ряде областей центральной России есть места с названием "Бабья гора".

Например, Бабья гора есть в городе Смоленске у реки Днепр, в Брянской области, в Нижегородской области на реке Ветлуге. В Ярославской области целых две Бабьи горы.

"Баба" в названиях этих мест, как ни странно, подразумевает совсем не женщину.

В этих местах когда-то стояли каменные бабы — идолы, истуканы.

Слово «баба» применительно к каменным изваяниям происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец».

Каменные бабы ставились древними народами на курганах и возвышенностях.

Чаще всего каменные бабы изображали воинов и выглядели примерно так.

Я собираюсь посетить Бабью гору в Ярославской области, что на реке Нерли Клязьминской.

Уже давно думаю о ней, пытаюсь представить.

Но никак не могу вообразить Бабью гору на реке Нерли как мужчину.

Мне больше нравится факт, что иногда каменная баба выражала собой не воина, а женщину.

Почему-то идол, который когда-то стоял на Бабьей горе на реке Нерль, видится мне именно как Венера каменного века.

Нет лица. Есть груди, лоно, бедра. Древние люди обращали внимание на главное: что нужно для зачатия, вынашивания, рождения и вскармливания Новой Жизни.

Убежден, что Бабья гора на реке Нерли являлась для древних людей, живших в тех местах, образом Рожаницы, Великой Богини-Матери.

Именно к Бабьей горе на реке Нерли как Великой Богине я собираюсь прийти поклониться.

Добираться в те края от Москвы долго. Надо проехать через Московскую область, Владимирскую, Ярославскую и оказаться почти на границе с Ивановской областью.

Это необычное путешествие в пространстве и времени было необычным с самого начала.

Поезд приходит на станцию "Итларь". Но ведь это имя половецкого князя (Итлар), убитого русскими в городе Переславле в Киевской Руси в одиннадцатом веке.

Ловлю легковушку, доезжаю до села Пречистое на реке Нерль Клязьминская.

В селе Пречистом жили когда-то церковники, не связанные с греховными (грязными) мирскими помыслами и делами.

Издревле на высоком холме над рекой Нерль Клязьминская здесь стоит храм. Когда-то деревянная, а с 1794 года каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы на Нерли в начале 20 века пел Федор Шаляпин. В селе Пречистом бывали художники Константин Коровин и Валентин Серов, композитор Сергей Рахманинов, театральный деятель Владимир Теляковский, писатель Николай Телешов и другие именитые гости.

Лавочки под могучими липами, шиповник цветет.

А церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Нерли на холме как космический корабль на старте. Нацелена в Небо.

Вокруг храма Рождества Пресвятой Богородицы на Нерли сохранились надгробия старинного кладбища.

"Не плачьте родители о ранней смерти младенца".

А вот 69-летний крестьянин Павел Петрович Трунов, трудяга, лежит.

Тут охальники с киностудии имени Горького в 1962 году снимали развеселую атеистическую комедию "Конец света". Хорошее выбрали место.

Однако спустимся к реке Нерли. Вот она, красавица Нерль Клязьминская.

Искупаемся, освежимся среди жаркого дня.

Река Нерль Клязьминская протекает в окружении .

Подымемся на высокий левый берег Нерли.

Наверху все пронизано светом. Клевер цветет.

Колышутся белые головки на ветру.

Вниз к реке сосны сбегают.

Внизу в пойме реки Нерли Клязьменской все белым-бело от головок тмина.

Берега Нерли густо травой поросли.

Да и сама река Нерль Клязьменская поросла водяными травами. Желтые кубышки тихо струятся в воде.

От села Пречистого на юг до деревни Остеево река Нерль Клязьминская прячется в .

Характерный густой березняк указывает на то, что совсем недавно здесь было .

Вскоре пошли настоящие хвойные дремучие леса.

Корабельные сосны.

Ковры из брусничника.

Выхожу на опушку леса. Запах, как будто совсем близко клубничное варение варят.

Земляника!

За мостом через реку Нерль Клязьменская — Остеево.

В этих краях в Ростовском районе Ярославской области старым деревням никак не меньше 500 лет.

Дома под деревьями растут как грибы.

Кое-где в палисадниках пионы цветут.

А вот новый дом. Молодец, хозяин, стиль не нарушил!

За деревней Остеево совсем недалеко в реку Нерль Клязьменская впадает река Шаха.

По берегам реки Шахи глухомань.

Продраться к берегу, взглянуть на реку Шаху, — большого труда стоит.

Ранотравье выше человеческого роста.

Вечерний туман скрывал в себе Тайну.

Ну вот, как всегда. Засмотрелся по сторонам, придется разбивать лагерь в темноте.

Выбрал в глухом лесу, не доходя километр до деревни Конюково, большую поляну. Поставил палатку.

Веселятся, балбесы. Видать, совсем не осталось крестьян в этих краях. Рок-н-ролл среди ночи долбят. Был бы здесь хоть один настоящий крестьянин, накостылял бы любому, кто осмелился бы нарушить его самый крепкий полуночный сон.

Без пятнадцати два.

Подъем, старичок!

Что, не выспался? Сейчас придешь в себя от бодрой ходьбы.

Я не поступил убого. Ни приехал сюда на машине на фототур, разбить палатку, устроить пикник.

Нет, я пришел к Бабьей Горе издалека, пешком, как паломник, выразить ей максимальное уважение.

Много, очень много дней ждал встречи с Бабьей Горой на реке Нерль.

Когда подходил к Бабьей Горе, я совершенно разогрелся и стал такой же частью окружающего пространства как дерево или ветер.

И случилось то, что должно было случиться.

Перед подходом к Бабьей Горе непрерывно сверкали ослепительные молнии.

Но гром не гремел, и дождь не шел.

Молнии указывали Путь к Бабьей Горе.

Открылись Врата.

В Мире Бабьей Горы все совсем по другому.

Молнии мгновенно прекратились, Небо стало стремительно проясняться.

Воды реки Нерль были беззвучны. В них отражалась .

Все заполнилось нереальным сиреневым светом. На мысу реки Нерль напротив Бабьей Горы подымался легкий дымок. Кто-то жег костер.

Я пошел к Бабьей Горе, навстречу восходящему Солнцу.

Под Бабьей Горой река Нерль Клязьменская делает двойную излучину.

Во время подъема на Бабью Гору заметил, что на мысу напротив какие-то ребята жгли костер.

Есть удивительная связь между человеком и местом.

Как только я поднялся на самую вершину, Бабья Гора велела всем исчезнуть.

Необъяснимым образом в три часа утра костер был потушен, ребята сели на мотоцикл, затарахтели и уехали.

Мы остались с Бабьей Горой совершенно одни.

Праздник Посвящения начался.

Река Нерль внизу подернулась туманом, в Небе засверкали самые яркие краски.

Я поспешил поклониться Бабьей Горе со стороны Реки. Небо на Востоке, над Бабьей Горой было совершенно ясным.

Самое главное происходило в Небе на Западе, на противоположной стороне от восходящего Солнца.

Бабья Гора устроила Мистерию, показала древний Миф о похищении Солнца Черным Змеем.

Драматичность Мистерии усиливалась ее отражением в реке Нерль.

Я устремился на другой, ставшим безлюдным, берег реки Нерли.

Напротив Бабьей Горы в реку Нерль вдается песчаный мыс.

Сколько здесь встречено Купальских ночей!

Сколько здесь зачато народу!

Полыхал гневом христианский летописец: «Между сел сходятся на игрища, на плясанье и на всякие бесовские игрища, и тут умыкали жен себе, кто с кем сговорится».

Страстное место.

Прощаюсь с красавицей Нерлью.

Возвращаюсь в Луга.

Бабья Гора продолжала Праздник Посвящения.

Что творилось в Небе!

"Ни словом сказать, не пером описать". Никаким самым дорогим фотоаппаратом нельзя передать Небесную Мистерию Бабьей Горы.

В небе в танце крутились облака, летали перья из хвостов райских птиц.

Волнительным сладким запахом пахли луговые травы. И от этого запаха в жилах закипала кровь.

А потом взошло Солнце.

Пора возвращаться.

Путь обратно лежал через деревню Конюково.

Было уже целых пять часов утра, но вся деревня спала.

Над часовней спиралью закручивалось Небо.

Я гляжу на старые дома.

В такие утра в старых русских деревнях мне бывает очень грустно.

Не мычат коровы, не слышно рожка пастуха.

Не купить краюху выпеченного в печи черного хлеба, не подаст хозяйка банку парного молока.

Руки ее натружены, в кожу узловатых пальцев въелась земля, а в глубине серых глаз этой русоволосой многорожавшей женщины скрывается неподдельная доброта.

Тишина и безмолвие.

Протекла крестьянская жизнь как вода сквозь решето. Не вернуть обратно.

А день постепенно набирал силу.

Перламутровое небо подчеркивало необычность этого дня.

Речным жемчугом блестела вода в Нерли Клязьменской.

Бабья Гора решила достойно меня проводить.

Деревья в то было необычайно красивы.

Лес выглядел особенно празднично.

Из под деревьев выглядывали папоротники.

Стволы у сосен были теплыми и ласковыми.

За деревьями играло и улыбалось Солнце.

Его лучи старались подсветить самые укромные уголки леса.

Я снова прошел через село Пречистое.

Высоко в небе мимо меня проплыла церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

И в селе Пречистом в семь часов летнего утра все еще спали.

Шиповник уже отцветал.

Время постепенно поглощало старые дома.

А потом я вышел в поле.

Поле зарастало лесом. Меж деревьев плескались уже отцветающие люпиновые моря.

Едва угадывалась. Иногда я терял ее, и плыл среди мокрой росистой высокой травы, погруженный в нее по самые плечи.

Перед деревней Буково протекала безымянная речка.

Со студеной чистейшей водой.

В деревне Буково дома прятались в кустах жасмина.

Поход заканчивался.

В самом конце пути мне встретилось колокольчиковое поле.

Звоном колокольчиков Бабья Гора прощалась со мной.

Бывают дни, которые могут оправдать целую жизнь.

Ушел в поход обычный человек, а вернулся членом тайного общества Бабьей Горы.

В заключение хотелось бы поблагодарить двух великих и неутомимых исследователей дальнего Подмосковья, Сергея Вышенского и Сергея Марцевича, чьи отчеты здорово помогают планировать будущие путешествия.

Приглашаю посетить страницу на Фейсбуке, где размещаются лучшие фото из моих путешествий, в том числе и зарубежных.

Если попросить любого русского человека назвать замечательные, на его взгляд, православные храмы, он наверняка назовёт украшение Красной площади - собор гордость России - храм Христа Спасителя, и храм на Нерли. Почему так? Каким образом снискала такую любовь и всенародную известность скромная и вовсе не центральная церковь Покрова на Нерли?

Князь Андрей

И на самом деле, храм на Нерли - самый совершенный в России, более того, в мире нет настолько гармоничного произведения храмового искусства, и это один из величайших памятников искусства вообще. Знаменитой эту церковь сделала и её древняя история, и исключительно органичное соединение архитектуры и ландшафта. Храм на Нерли - сама гармония! Этот памятник, кажется, дышит всё тем же воздухом немыслимо далёких лет, когда расцветало княжество Владимирское.

Удивительный князь Андрей Боголюбский очень хотел построить ещё одну столицу на Руси, лучше Киева, красивее Константинополя, подобную Иерусалиму. Семь лет выстраивал князь Андрей свой Владимир, множество прекраснейших храмов было возведено. Венцом этого труда стало Боголюбово, а во главе - церковь Покрова на Нерли 1165 года. Здесь Нерль соединялась с Клязьмой и служила воротами многих торговых речных путей. Храм на Нерли словно вырос естественным образом на холме, а не был построен, настолько правильно выбрано для него место.

История создания

Создание этого памятника сопряжено со многими секретами, и строительными, и историческими. В летописях упоминания о строительстве очень скудны, они чаще всего не содержат дат и даже названия не указывают. В одной пишут, что из Киева прибыл князь Андрей Юрьевич, построил Боголюбный град и две церкви каменные. В другой проскальзывают сведения, что церковь на Нерли построена, и что она Покровская.

Житие Андрея Боголюбского подсказывает, что владимирцы ходили на болгар, где уже после победы погиб от ран княжич Изяслав Андреевич. Строительство началось сразу после этого похода. Сроки работы по возведению храма и для наших времён небывалые. За одно лето и храм построили, и монахов при нём поселили. Обычно даже сейчас такие здания возводятся в течение нескольких лет при всей современной технике и механизации работ.

Праздник Покрова

Не было такого праздника в Византии, на Руси просиял и прославлен был здесь же. Самые ранние иконы из дошедших до нашего времени датируются четырнадцатым веком. Покровских храмов ни в одной летописи тех лет не описано. Поэтому с князем Андреем Боголюбским и связываем мы этот прекрасный праздник, считая его учреждением на Руси именно середину двенадцатого века.

Здесь аргумент наиважнейший тот, что так названа церковь Покрова на Нерли, век за веком стоящая на княжеской земле, практически в его резиденции. Сам князь Андрей, как многие исследователи думают, написал и праздничные тексты богослужений, которые пришли к нам в списках более позднего времени. Описание храма на Нерли от Андрея Боголюбского включает "Проложное сказание", "Службу" и "Слово". Очень может быть, что идея относительно связи церкви на Нерли с заступничеством в русском походе Богородицы как-то была связана впоследствии с почитанием влахернского чуда.

Другая версия

Пишут ещё и о другом чуде, которое произошло во время войны с волжскими болгарами. Русское войско выступало под сенью Креста и образов Спаса и Владимирской Божьей Матери, от которых вдруг начали исходить огненные лучи. Именно иконе Владимирской Богоматери и было посвящено строительство церкви Покрова на Нерли. В общем-то, большинство дошедших до нашего времени источников говорят о храме не как Покровском, а как Богородичном.

Об этом же говорит и Житие Андрея Боголюбского. Очень возможно, что изначально храм был посвящён этим двум иконам, а впоследствии стал называться Покровским, хотя и не было специального переименования. Во всяком случае, то, что именно эти два святых образа поддерживали русское войско в походе, является информацией непреложной. во многих уголках мира известна более всего потому, что там выстроен такой исключительной красоты храм.

Секреты конструкции

Даже сейчас, через столько веков, современный облик этой церкви вызывает восхищение совершенством облика. Она исключительно органично вписывается в ландшафт, как будто это место было специально так создано природой, чтобы именно здесь произошло строительство церкви Покрова на Нерли. Но археологи развеивают это заблуждение своими изысканиями. Во-первых, и сам храм раньше выглядел несколько иначе, хотя этот стремящийся в небеса силуэт поменять было и невозможно. Изменения с течением времени произошли досадные, но, в принципе, частные. А вот холм!.. Его сотворила не природа, а руки человеческие.

Для храма был насыпан на сложном фундаменте. Берег тут низкий, пойменный, и никакого холма природа не предусматривала. При разливе вода поднималась на три с лишним метра. Начинать строительство при таких природных условиях никак нельзя, половодьем храм смывало бы каждый год. Поэтому сначала заложили фундамент из крупного булыжника, используя известковый раствор. Глубина фундамента - более полутора метров, вплоть до материкового слоя глины. Но одно это храм от половодья не спасло бы.

Подземная часть

На самом фундаменте лежит основание стен - здесь использовали хорошо отёсанный и очень плотно пригнанный камень. Высотой эти стены около четырёх метров, и все они полностью засыпаны и плотно утрамбованы глиной и снаружи, и внутри. Таким образом, только подземная часть храма, которым гордится Владимирская область, составляет пять метров и тридцать сантиметров.

Теперь коварные весенние воды не страшны стали церкви, стоящей на пьедестале искусственного холма. Описание памятника культуры "Церковь Покрова на Нерли" обязательно должно начинаться с этого и прославлять инженерный ум и архитектурные таланты русских людей, которые присущи им изначально, со столь древних времён. К тому же нужно отметить, что весь этот холм снаружи был покрыт белокаменными плитами, словно панцирем, где были оборудованы стоки в виде водосточных желобов, а к пристани вели красивые лестницы.

Облик храма

Цельности и законченности храма на Нерли без возвышения за счёт искусственного холма достигнуть бы не удалось. Но это лишь ядро, главный стержень, на котором зиждется ещё очень много удивительного для строителей и архитекторов современности. Это белокаменные ярусы над водой на широком холме, аркады-галереи свнушительным поясом, и сам храм с цилиндром башни барабана, и, наконец, главка и крест, стремящийся в небо, над всем этим.

Сейчас храмовая главка - луковкой, а была шлемовидная, с деревянными чешуйками. И это не все изменения. Когда-то по всей окружности храма были обустроены открытые галереи для гульбищ высотой пять с половиной метров, а на юго-западе вся эта аркада переходила в стену внушительной толщины, в которой была внутренняя лестница со входом на хоры.

Пропорции

Пропорции храма выверяли словно сами изящество и красота, хотя тип постройки совершенно обыкновенный: одноглавый, крестово-купольный, трёхапсидный, четырёхстолпный, по три нефы - продольные и поперечные. И всё-таки храм на Нерли явно отличается от большинства церквей этого типа. Главной целью строителей был эффект стройности и высоты необычайной силы, и это удалось по многим неявным на первый взгляд причинам.

Весь секрет в деталях, которые не бросаются в глаза, но ощутимо подчёркивают вертикаль сооружения. Вот средняя апсида слегка приподнята, среднее окно чуть выше остальных. Барабан выше обычного и уже, с узкими длинными окнами. И само поднятие на пьедестал всего храма особенно усиливает эту устремлённость в небо. Даже внутри храма всё пространство организовано так, что видится как единый воздушный столп, убегающий ввысь.

Украшения

Превосходная белокаменная резьба, присущая здешнему зодчеству, украшает храм. Излюбленный православными христианами образ царя Давида с настоящими и богатство традиционных орнаментов и вдруг - удивительные рельефы девичьих ликов, опоясывающих все фасады храма. Множество мотивов во внешнем убранстве остались загадкой скульптурного декора. Сейчас сохранились не все, всего девятнадцать портретов, но и они настоящая галерея скульптурных портретов.

Белокаменная резьба - дело трудоёмкое чрезвычайно. Это требует очень много времени и огромного чисто технического мастерства. Даже просто ровно обтесать такой камень - более тысячи мастерских ударов камнетёса. А фасонный камень и резьба рельефов для храма на Нерли - это около четырёх тысяч человекодней.

Перемены

Первые разрушения храму принесли княжеские усобицы после гибели Андрея Боголюбского. За ними были вторые и третьи, и бесчисленно много урона потерпел храм. А всерьёз ремонтировать его начали только к концу семнадцатого века: ветхие галереи убраны, сделана четырёхскатная крыша. Во время наводнений река подступала к самым стенам: льдины разбивались о цоколь храма. Но и это не самое страшное. Огромная опасность появилась в 1784 году, когда монастырский настоятель получил разрешение на разбор Покровского храма просто на камень, понадобившийся для строительства в монастыре. Не иначе Владимирская Заступница вмешалась: не сошлись в цене подрядчик с заказчиком.

Невежество - ещё больший бич. В 1877 году монастырь без совета с архитектором сделал храму ремонт. Тогда погибли фрески в куполе и барабане, многие белокаменные рельефы заменили гипсовыми, да и сам храм понапрасну стяжками железными обвязали, совершенно ему не нужными. В 1919 году все белокаменные храмы поступили под охрану государства. Монастыри - оба - были прикрыты до 1990 года. Тогда и церковь Покрова на Нерли была передана вновь открывшемуся а затем местному приходу. В 1992 году церковь на Нерли находилась уже в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. И навсегда это чудесное сооружение останется одним из символов России.

Церковь Покрова на Нерли – выдающийся мировой памятник владимиро-суздальской школы, шедевр древнерусского белокаменного зодчества. Белокаменная церковь расположена на живописном лугу в месте, где река Нерль впадает в Клязьму.

Церковь Покрова на Нерли сравнивают с невестой, называют вершиной творчества владимирских мастеров, поэмой запечатленной в камне, самым лирическим и непревзойденным шедевром во всей русской архитектуре. Этот белокаменный храм удивительно гармонично сочетается с окружающим пейзажем.

Даты постройки церкви в различных источниках разнятся. Распространенным считается мнение, что церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне во время похода на Булгарское царство. Расположена церковь во Владимирской области, недалеко от села Боголюбово. Говорят, что место, на котором стоит храм, было выбрано самим Андреем Боголюбским. Эта церковь считается первой на Руси, посвященной празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Новый праздник был установлен князем Андреем и владимирским духовенством без согласия киевского митрополита и патриарха константинопольского. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.

Место постройки церкви выбрано не случайно. В то время устье реки Нерль являлось своеобразными судоходными воротами во Владимирскую область. Взору всех заезжих купцов открывалась удивительная, наполненная гармонией картина – белокаменный храм, возвышающийся над рекой на живописном заливном зеленом лугу. Ныне же река изменила свое русло.

По своей архитектурной конструкции храм чрезвычайно прост. Это типичный для древнерусского зодчества четырёхстолпный, одноглавый, трёхапсидный храм крестовокупольного типа. Церковь Покрова на Нерли отличает, отмеченная многими специалистами и исследователями, общая гармоничность и изысканность пропорций, она выглядит невесомой, словно парящей в воздухе. Потрясающую картину можно наблюдать весной, когда храм, словно горящая свеча, возвышается к небу над разлитыми водами Нерли.

Ощущение подвижности и полета храму придают, слегка наклоненные внутрь стены, что практически незаметно, а так же бросающиеся в глаза вертикальные линии — высокие узкие окна, удлиненные колонки аркатурного пояса. Такие приемы зрительно увеличивают высоту здания. Стены церкви украшают резные рельефы. В композиции трёх фасадов храма центральной фигурой является восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются женские маски, птицы, и львы.

В 1992 году церковь Покрова на Нерли совместно с восьмью другими памятниками древнерусского белокаменного зодчества ( , Дмитриевский собор, Суздальский кремль и др.), расположенными во Владимирской области, была внесена в список под общим собирательным названием . Все они входят так же в состав образованного в 1958 году Владимиро-Суздальского музея-заповедника. А заливной луг, на котором стоит церковь, был объявлен особой охраняемой природной территорией.

Церковь Покрова на Нерли — ФОТО

Небольшой белокаменный храм, расположенный в российской глубинке, является одним из самых узнаваемых символов России. Этот храм – Покрова на Нерли. Церковь отличается изысканными пропорциями и является одним из самых известных и значимых памятников православного зодчества на Руси. Кроме того, Покрова на Нерли имеет необычную историю. И ежегодно к церкви пешком от села Боголюбово идут тысячи паломников, чтобы увидеть прекрасную церковь на берегу реки (которую часто сравнивают с плывущим по волнам лебедем), чтобы прикоснуться к русской истории.

История храма от строительства до наших дней

Покрова на Нерли – необычный храм. Необычно и место возведения – в затопляемой пойме реки, и сроки постройки, согласно летописным свидетельствам, церковь была возведена за один год (единым летом), и архитектура.

История возникновения церкви и чудо перед постройкой

В 1158 году была построена резиденция князя Андрея – Боголюбово. Место было выбрано не случайно: Андрей Боголюбский вез икону Матери Божией из Киева, и на месте, где была выстроен поселок, лошадь неожиданно встала, а князю явилась Богородица, которая и указала место для строительства города.

Что касается церкви Покрова на Нерли, то ее построили рядом с главной резиденцией князя. Одни историки считают, что строительство также производилось в 1158 году, другие придерживаются точки зрения, что церковь являлась напоминанием о воинах, погибших в битве с булгарами, в том числе, об Изяславе (сыне Андрея), умершем от ран вскоре после возвращения из похода, и была возведена в 1165 году.

Начало строительства церкви

Как уже упоминалось, храм, который стал одним из символов России, возвели всего лишь за год. Причем, строителям пришлось немало потрудиться: Андрей Боголюбский выбрал место, где Нерль сливается с Клязьмой, на заливном лугу, на перекрестке водных торговых путей. И чтобы избежать подтопления, зодчие возвели небольшой холм и заложили мощный фундамент. Весной, когда река разливается, храм стоит на небольшом островке и добраться до него возможно лишь на лодке.

Саму церковь строили из белого камня. К сожалению, имя зодчего, который создал столь необычный проект, не известно. Но сохранились летописные свидетельства о том, что Боголюбский приглашал для строительства своего города иноземных мастеров. Скорее всего, один из этих иностранцев и стал автором проекта церкви Покрова на Нерли.

Наречение храма

Освящение церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы – нетипично для того времени. Праздник Покрова впервые стали отмечать в России, такого праздника не было в византийских традициях и, считается, что ввел его именно Андрей Боголюбский.

Праздник Покрова – это воспоминания о чудесных событиях, которые произошли в Константинополе в десятом столетии. Город осаждали сарацины, жители собрались в храме и молились о спасении. Вместе со всеми в храме молился святой юродивый Андрей, который увидел, что среди толпы находится сама Богородица. Она, как и все жители, молится о даровании спасения, приклонив колена, затем подходит к престолу, снимает с головы покров и простирает его над всеми молящимися. Матерь Божию видел и ученик Андрея – блаженный Епифаний. Благодаря заступничеству Матери Божией, город устоял.

Именно в честь чудесного спасения Константинополя и освятил Андрей Боголюбский храм у реки. Событие перекликалось с личным опытом князя: во время похода на булгар Андрей взял с собой образы Богородицы, Спаса, а также Крест. И во время битвы от них начало исходить огненное сияние, которое предвещало победу русскому войску. Этот крест долгое время находился возле церкви Покрова на Нерли, он сохранился и до наших дней: эта важная реликвия хранится в залах музея в Боголюбово.

Археологические раскопки и находки

Археологические раскопки помогли ученым узнать много подробностей о строительстве храма и об его первоначальном облике. Так выяснилось, что храм окружала галерея, холм, на котором строилась церковь, был полностью обложен белыми плитами, а к набережной спускалась белокаменная лестница.

Немало интересного узнали ученые и о строении холма, на котором стоит храм. До раскопок 1954 года считали, что церковь построили на естественной возвышенности. Однако раскопки позволили обнаружить, что изящное строение имеет мощную подземную часть. От цокольного профиля на 3.7 метров вниз идет стенная кладка из белокаменных блоков, а еще ниже- фундамент из булыжников, скрепленных известняковым раствором. Общая глубина фундамента почти пять с половиной метров.

Особенности архитектуры храма

Материалом для строительства служил светлый песчаник. По архитектурному решению Покрова на Нерли – классический крестово-купольный одноглавый храм. Свою известность церковь получила за счет удивительно гармоничных пропорций, которые создают иллюзию воздушности постройки и словно устремляют храм вверх. Такой эффект достигается за счет того, что средняя аспида немного приподнята в отношении соседних, также приподнято над боковыми и среднее окно. Изящность постройки также подчеркивает храмовый барабан, установленный на постамент.


Внутреннее пространство также отражает идею стремления вверх. Стены церкви абсолютно вертикальны, но благодаря правильно подобранным пропорциям, создается впечатление, что они слегка наклонены вовнутрь. Такое решение позволяет визуально увеличить высоту потолка небольшого храма. Иллюзию высоких сводов также подчеркивают сужающиеся к верху крестчатые столпы.

Белокаменная резьба

Фасад здания украшен изысканной резьбой. Сюжет посвящен библейскому царю Давиду, восседающему на троне с Псалтырью в руках (его изображение повторяется три раза), который окружен фантастическими животными: орлами, голубями, грифонами и львами. Три фасада также опоясывают строгие девичьи лики.


Символика резьбы пока не расшифрована. Ученые предполагают, что львы– это символы власти и силы, а вставший на дыбы хищный зверь – скорее всего, пардус – его изображение до сих пор сохранилось на гербе города Владимира. Что касается женских ликов. То предположительно, это образ Софии – символа мудрости и самоотречения.

Подобная каменная резьба – трудозатратная и сложная работа. Ученые подсчитали, что, учитывая технологии того времени, то если бы над созданием каменных украшений для храма трудился один человек, ему должно было бы потребоваться три тысячи дней.

Внутреннее убранство и декор

До наших дней не сохранились элементы внутреннего убранства церкви Покрова на Нерли. Когда-то полы украшали майоликовые плитки, а стены – фрески и росписи. Все это было утрачено в 1877 году, когда здание подвергли непрофессиональной реставрации.

Храм сегодня

Сейчас церковь Покрова на Нерли принадлежит двум владельцам: Владимирско-Суздальскому заповеднику и Православной Церкви. Храм действующий и является подворьем Богородице-Рождественного монастыря. Но службы здесь проводятся только по двунадесятым праздникам. В остальное время все желающие могут зайти в церковь Покрова на Нерли (в дневное время), осмотреть храм, помолиться или поставить свечку.

Церковь Покрова на Нерли с 1992 года является объектом, входящим в список наследия ЮНЕСКО.

 


Читайте:



Что такое Мальтийский крест?

Что такое Мальтийский крест?

Православный крест не принято носить напоказ, в его названии даже фигурирует слово нательный крест. Посему, если крест для вас не простое...

Притчи и сказки про ангелов Ты кто

Притчи и сказки про ангелов Ты кто

На этот раз вид у Хранителя был непривычно серьезным и задумчивым, он выглядел растерянным и постаревшим, как бы ни абсурдно это звучало в...

Как жиды Библию правили. Информационная диверсия. Как происходила замена (подмена) славянских названий в той книге, которую мы сейчас считаем "Библией", на еврейские? Библейская энциклопедия архимандрита никифора 5000 слов

Как жиды Библию правили. Информационная диверсия. Как происходила замена (подмена) славянских названий в той книге, которую мы сейчас считаем

Понедельник, 10 Фев. 2014 Нашёлся список из 5000 слов (населенных пунктов, имен и т.д.), что был заменён на Руси при реформе патриарха Никона....

Три необычных события говорят о том, что библейские пророчества о пришествии Машиаха (Антихриста) и конце света сбываются Конец света приближается откровение что делать

Три необычных события говорят о том, что библейские пророчества о пришествии Машиаха (Антихриста) и конце света сбываются Конец света приближается откровение что делать

Откровение Иоанна Богослова, глава 6 И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.1....

feed-image RSS