Главная - Предсказания
Современные проблемы науки и образования. Особенности техногенной цивилизации и наука Техногенная цивилизация базируется на идее

3 Elkington, John. Enter the triple bottom line / John Elkington // The triple bottom line,

does it all add up? : accessing the sustainability of business and CSR / ed. by Adrian Hen-riques, Julie Richardson. - L. : Earthscan, 2004; Corporate Social Responsibility: A Government update [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.csr.gov.uk/pdf/dti_csr_final.pdf.

4 См.: Carol, Adams. Triple bottom line: A Review of the Literature / Adams Carol, Geoff Frost and Wendy Webber // The triple bottom line, does it all add up? : Assessing the sustainability of business and CSR / ed. by Adrian Henriques, Julie Richardson. - L. : Earthscan, 2004. - С. 20-25.

5 Matten, D. ‘Implicit’ and ‘Explicit’ CSR: A Conceptual framework for understanding CSR in Europe / D. Matten, J. Moon // by eds. A. Habish, J. Jonker, M. Wegner, R. Schmidpeter. - Springer: CSR Across Europe, 2004.

6 См.: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://europa.eu.int/comm/ employ-ment_social/soc-dial/csr/csr_index.htm.

7 European multi stakeholder forum on corporate social responsibility (CSR EMS forum) : Objectives, Composition & Operational Aspects [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/enterprise/csr/documents/forumstatute.pdf.

8 См.: Communication from the commission to the european parliament, the council and the european economic and social committee // Implementing the partnership for growth and jobs: making Europe a pole of excellence on corporate social responsibility [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://europa.eu.int/eur-lex/lex/LexUriServ/site /en/com/2006/com2006_0136en01.pdf.

9 См.: Корпоративная ответственность в понимании разных категорий населения: менеджеров, потребителей, чиновников и СМИ // Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания: исследование Ассоциации Менеджеров. - М., 2004.

10 См.: Проблемы внедрения социальных технологий в управление корпорациями: роль профсоюзов: аналитич. отчет по рез-там проведения социол. исследования (июнь - август 2006 г.). - М. : НИЦ ЭОН, 2006.

И. В. Хайбуллина

ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Статья посвящена проблемам, связанным с цивилизационным развитием, техносферой, обществом и человеком. Рассматриваются вопросы основы цивилизационной целостности, детерминации цивилизаций; противоречия, связанные со становлением техносферы и техногенной цивилизации. Отражены проблемы общества и человека, возникшие в связи с технизацией.

Ключевые слова: техносфера, техногенные факторы, технизация, техника как философский феномен.

Феномен техники настолько же универсален, насколько универсальны язык, духовность, мышление, способность производить предметы для удовлетворения потребностей. Но эта универсальность техники по-разному проявляется в различных культурах, странах и у разных народов. Она способна раскалывать единую целостность национальной и даже наднациональной культуры на конфликтующие, враж-

дующие стороны. Довольно интересным представляется рассмотрение развития техники в обществе и цивилизации, изменяющегося в связи с этим положения человека.

Понятие «цивилизация» не поддается строгому и однозначному определению. За этим образом стоит определенная реальность - целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах. Слово «цивилизация» иногда употребляется как синоним слова «культура», а иногда для обозначения заключительной стадии развития любой культуры.

Очевидно, в каждом конкретном случае содержание понятия «цивилизация» зависит от того, какие проблемы человеческой истории нас интересуют. Так, стремление понять своеобразие различных национальных и региональных обществ и динамику их развития породило в свое время интерес к локальным цивилизациям.

Возрастающая целостность мира во второй половине ХХ в. усилила внимание к различиям между «старой» (локальной) и «новой» (глобальной) цивилизациями.

Сегодня мы говорим о формировании планетарной цивилизации. В основе этой тенденции лежит возрастающая интенсивность связей (экономических, политических, культурных, коммуникационных), которые придают планетарной цивилизации системное качество: увеличивается взаимозависимость различных стран и регионов, кризисные явления в одном секторе глобальной цивилизации создают угрозу стабильности других секторов. И в то же время интенсивность глобальных взаимосвязей способствует быстрому распространению по всей планете тех форм экономической, социальной и политической жизни, тех типов культуры, знаний и ценностей, которые воспринимаются как наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Все это, однако, не означает какой-либо всеобщей унификации. Во-первых, каждое общество и социальная группа берут из общечеловеческого опыта те формы жизни, которые они в состоянии освоить в рамках своих экономических и культурных возможностей. Во-вторых, реакцией на глобализацию является инстинктивное стремление различных человеческих общностей к сохранению собственной идентичности, которое особенно сильно проявляется в сфере культуры, национального и религиозного сознания. В результате современная глобальная цивилизация приобретает не только целостно-системный, но и внутренне плюралистический характер: усиливающаяся гомогенизация экономических, социальных и политических форм, определенных типов культурного потребления сочетается с культурным многообразием.

Нетрудно заметить, что становление глобальной цивилизации сопряжено с обострением экологического кризиса, угрозой физическому существованию человечества, преобладанием групповых - государственных, национальных, классовых интересов над интересами общечеловеческими. Проблема цивилизационного кризиса сегодня актуальна и связана с процессом размывания ее целостности. Для того чтобы понять, в чем причина кризиса цивилизации, нужно выяснить, что лежит в основе ее целостности, каков интегрирующий принцип, который цементирует цивилизационную общность, пронизывает все аспекты жизни людей, обществ, принадлежащих к данной цивилизации.

Думается, что основу цивилизационной целостности правильнее всего искать в человеческом измерении общественной действительности - в том, что реально объединяет живых людей в пределах определенной исторической эпохи. Поскольку цивилизационная общность шире по своим масштабам общности социальногрупповой, ее основы, возможно, надо искать в неких типических для больших исторических эпох принципах отношения человека к миру и своей собственной жизни.

Цивилизационное развитие связано с развитием технико-экономическим, формационным и т. п. Для того чтобы понять эту связь, важно уяснить специфику истории цивилизаций, а это предполагает понимание ее специфической детерминации.

При сопоставлении различных цивилизаций оказывается крайне трудным сформулировать единый принцип их детерминации. Вероятно, что каждой цивилизации присущ особый, свой собственный механизм детерминации.

Для цивилизаций, называемых «традиционными», характерна высокая степень зависимости от природных условий бытия, следовательно, от той географической среды, в которой развивается каждый социум. Другая особенность этих цивилизаций, обусловленная уровнем их экономического и социального развития, - особо жесткая связь человека со своей социальной группой, будь то сельская или городская община, этнос или сословие. Групповая структура общества и место в ней человека определяют границы его жизненных возможностей; нормы групповой культуры оказывают мощное воздействие на его мотивы, ценности, ориентации. Индивид, сформированный в условиях этих цивилизаций, является, прежде всего, «групповым человеком»1. Глубоко укорененное в психике чувство зависимости человека от сил природы и от наличного социального порядка формирует высший принцип функционирования этих цивилизаций. Таким принципом является воспроизводство, сохранение биологических и социальных условий жизни, верность устоявшейся традиции, пронизывающей все сферы общественного и индивидуального бытия. С точки зрения системы детерминации, присущей таким цивилизациям, они могут быть названы космогенными. Ибо космос, мировой порядок ориентирует смысл их жизнедеятельности и как совокупность законов, господствующих в царстве природы, и как порядок, изначально предопределенный человеческому общежитию.

Космогенные цивилизации, охватывающие эпохи древности и средневековья, сохранившиеся кое-где и до наших дней, обладали разной степенью стабильности. Однако все они были обречены на «старение» и гибель. Абсолютная неизменность чужда природе вещей и тем более природе человеческого общества. Ориентация на стабильность подрывалась накоплением факторов, разлагавших данный социальный порядок, различного рода контактами с другими обществами. И в то же время эта ориентация снижала жизнеспособность и стойкость космогенных цивилизаций, так как мешала им вырабатывать новые качества, позволявшие адаптироваться к изменившимся условиям. С этим связан циклический характер развития таких цивилизаций.

Основополагающий цивилизационный принцип самосохранения и стабильности сменился радикально иным принципом лишь в эпоху позднего средневековья в результате эволюции западноевропейской цивилизации. Исходным стимулом этого сдвига стало развитие и выдвижение на первый план человеческой деятельности «технэ» - способности к умножению знаний и изобретению нового. Поэтому цивилизацию, возникшую на развалинах средневековой, справедливо называют техногенной. Она основана на принципиально ином, по сравнению с космогенными цивилизациями, отношении человека с природой. Человек стремится к господству над природой, к ее преобразованию в своих интересах. Высшими принципами жизни человека и общества становятся обновление, рост, прогресс; циклическое развитие сменяется поступательным. Развитие техники, технологии, научных знаний превращается в ведущий детерминант общественного развития.

В обществах, принадлежащих к техногенной цивилизации, принципиально меняется характер связей между людьми, отношение между личностью и социумом. Эта цивилизация предполагает мобилизацию творческого потенциала, инициативы

человека; необходимость свободы индивидуальной деятельности требует большей степени автономии индивида по отношению к социальной группе. Свобода и исходное равенство людей, независимость статуса человека от его социального происхождения становятся принципами общественной жизни. Несомненно, утверждение этих принципов в общественном сознании являются одним из величайших достижений техногенной цивилизации, ее вкладом в развитие практического гуманизма. Однако эти принципы в действительности имеют не самоценное, а инструментальное значение: они являются лишь средством, обеспечивающим выявление индивидуальных способностей, полноправное участие каждого в межиндивидуальной конкуренции, результатом которой оказывается воспроизводство фактической зависимости и неравенства.

Эволюция западных обществ в Х1Х-ХХ вв. обнаруживает фундаментальную противоречивость, дуализм механизмов детерминации, присущих техногенной цивилизации.

С одной стороны, ее высшая цель - наращивание материального богатства на основе постоянного обновления технических систем - превращает человека и социальную организацию отношений между людьми в простые функции, орудия эффективной экономической деятельности. Многие философы, анализирующие положение человечества в начале XX в., подчеркивали негативные аспекты технизации. Они предупреждали, что экономическое развитие, умножая количество вещей, приводит к утрате духовных ценностей. За материальные блага люди могут заплатить свободой и духовностью. Техника может стать самоцелью, а человек - придатком к машине. Инструментальное отношение распространялось на отношения между людьми - сам человек рассматривался как объект управления и преобразования.

Но, с другой стороны, присущая техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности, свободной деятельности людей в обществе не может рано или поздно не вступать в противоречие с их тотальной зависимостью от императивов технологии и экономической эффективности. Ориентация на свободу формирует человека и группы людей как самодеятельных субъектов социальной деятельности, побуждает их добиваться улучшения своего материального и правового статуса.

Следует отметить, что в обществе появляются противоречивые отношения к технике и разное понимание её роли. Например, распространяются страх и технофобии, согласно которым сегодня реальна опасность порабощения человека техникой, её выхода из-под контроля человека и появления грозной силы, разрушающей цивилизацию.

Наиболее очевидный исторический предел техногенной цивилизации образуют обострение экологического кризиса, изобретение и распространение оружия массового уничтожения. Экологическая среда человека меняется во много раз быстрее, чем у всех других живых существ. Темп этого изменения обусловлен ускоряющимся развитием техники. Поэтому человек не может не вызывать глубоких изменений и -слишком часто - полного разрушения биоценозов, в которых и за счет которых он живет. Нынешняя спешка не оставляет человеку времени подумать и проверить, прежде чем приступить к действию.

Было бы неверно видеть в угрозе термоядерной и экологической катастроф единственную причину цивилизационного кризиса. Эта угроза лишь ярко высветила более глубокий процесс размывания самих основ техногенной цивилизации, - процесс, затрагивающий ее субъективно-человеческое измерение, смысл жизни человека и общества.

Анализируя историю развития цивилизаций, можно сделать вывод о том, что основу цивилизационной целостности составляют смыслообразующие компоненты человеческой жизни. Согласимся с Г. Г. Дилигенским, который полагает, что «фундамент цивилизации образуют те продукты культуры, которые способны придать определенный смысл, определенную мотивацию и направленность человеческой деятельности на протяжении большой исторической эпохи - интегрировать человеческую общность»2. Мотивы, цели, ценности людей, не сводимые к простому воспроизводству биологического существования, воплощают тот смысл, который они придают своей деятельности.

Н. А. Бердяев пишет о противоречивом сосуществовании техногенной цивилизации и человека: «Техническая цивилизация по существу своему имперсоналистич-на, она не знает и не хочет знать личности. Она требует активности человека, но не хочет, чтобы человек был личностью... Личность во всем противоположна машине. Она, прежде всего, есть единство в многообразии и целостность, она из себя полагает свою цель, она не согласна быть превращена в часть, в средство и орудие»3. И поведение человека в современном мире оказывается несоответствующим тем мотивам и целям, которые формируют ее целостность.

М. Хайдеггер4 называет стиль мышления современного человека «калькулирующим, исчисляющим», заставляющим человека забывать о своей «сущности». По его мнению, тенденция Нового времени к квантитативному, исчисляющему освоению мира приводит к ослаблению присущего человеку стремления к познанию, к обнаружению истины через постижение «скрытого», которое замещает направленное на бытие «обнаружение», «овладение». В современной технике обнаруживается проявление такого «бездумного», «самого о себе забывающего», мышления, поскольку техника стоит в центре такого «технического осваивания».

Происходит разрушение сложившейся системы детерминации мотивов и поведения человека. Как ни парадоксально это звучит, «кризис смысла порождается возросшей степенью человеческой свободы»5.

Прогрессирующая свобода представляет собой результат двух параллельно развивающихся процессов.

Один из них радикально меняет отношения между человеком и техникой. Потребности и интеллектуальные способности человека всегда были движущей силой технического прогресса, но эти потребности в свою очередь детерминировались, а проявление способностей лимитировалось достигнутым уровнем развития науки и техники. Люди стремились производить все больше вещей и услуг ценой все меньших затрат и усилий, сам же набор этих вещей и услуг был чем-то само собой разумеющимся: он определялся базовыми человеческими потребностями, стремлением к оптимизации условий жизни и возможностями, которые создавал достигнутый уровень развития производительных сил.

Современная научно-техническая революция произвела коренной переворот во всей этой системе отношений. Она расширила «поле возможностей» созидания и удовлетворения новых потребностей, обострила противоречивость этого процесса. В это «поле» включаются экологические, гуманистические критерии, проблемы, связанные с качеством жизни и кризисными последствиями предшествующего технического развития, с потребностью в таком производственном процессе, который способен заинтересовать работника, выявить его личностный потенциал.

Второй фактор, резко повышающий степень человеческой свободы, - это рост интеллектуальной и поведенческой автономии индивидуального человека, открывающий новый этап всемирно-исторического процесса индивидуализации. Человек

предшествующих эпох, как правило, представлял собой существо, объединяющееся с себе подобными в относительно устойчивые группы. В своих мотивах и знаниях, нормах и представлениях он опирался на те, которые были приняты его группой, закреплены в групповой культуре. В современном развитом обществе происходит радикальный переворот в системе социальных связей людей. Социальные группы различного масштаба и уровня продолжают существовать, но значительно ослабевают связи между каждой из этих групп и входящими в них индивидами. Резко возросшие темпы социальных изменений лишают групповые связи человека былой устойчивости, определенности, однозначности.

На место прежней изоляции групповых культур приходят возрастающее сближение, усреднение и интернационализация типов материального и культурного потребления, образов жизни, источников и содержания социальной информации. Эти тенденции, отраженные в концепциях «массового общества» и «массового человека», ставят индивида в ситуацию своего рода культурного и психологического одиночества: ведь «масса» и «массовая культура» неустойчивы по сравнению с традиционными группами и их культурами, гораздо менее них способны внушить человеку ясную систему ориентации, мотивов, ценностей. Но это одиночество - оборотная сторона автономии индивида, его возросшей свободы от какого-либо однозначного социального влияния.

Таким образом, кризис цивилизации означает кризис, обессмысливание тех мотивов, целей, которые сформировали ее целостность, явились движущей силой поступательного развития. Отказ от осмысляющего мышления и есть самый явный симптом потери человеком себя, своей сущности. Это одна из самых существенных проблем мировой цивилизации, которую можно определить как кризис самого человека как биосоциального субъекта.

Кризис техногенной цивилизации не означает, что человек приобретает независимость от техники, экономики и объективно существующих общественных отношений. Он означает лишь, что человеку необходимо находиться в постоянной готовности, чтобы уметь ответить на вызовы того, что создано им самим.

Преодоление указанных выше опасностей и выход из положения возможны путем создания гуманно компьютеризированного общества, которое ориентировано на свободное развитие каждого человека, его связей с другими людьми и максимальную мобилизацию потенциала личности.

Примечания

1 Ортега-и-Гассет, Х. История как система / Х. Ортега-и-Гассет // Вопр. филос. -1996. - № 6. - С. 78-103. - С. 80.

2 Дилигенский, Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизаций / Г. Г. Дилигенский // Вопр. филос. - 1991. - № 3. - С. 29-42. - С. 32.

3 Бердяев, Н. А. Человек и машина / Н. А. Бердяев // Вопр. филос. - 1989. - № 2. - С. 147-162. - С. 158.

4 См.: Хайдеггер, М. Время и бытие: ст. и выст. / М. Хайдеггер; пер. с нем. В. В. Бибихина. - М. : Республика, 1993. - 447 с.

5 Дилигенский, Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизаций / Г. Г. Дилигенский // Вопр. филос. - 1991. - № 3. - С. 29-42. - С. 37.

Исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV-XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом измениршие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства; 3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества- индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли относительно позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ.

Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.

Глобальная цивилизация

Современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающаяунификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этои унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта, как правило, происходит при сохранении межцивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.

Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ.

Отмечают доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации.

Доиндустриальная («традиционная») цивилизация (охватывала все страны приблизительно до XVII-XVIII вв.) развивалась на основе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. Основным энергетическим источником являлась мускульная сила человека или животного.

Форма социальной организации – община, внутри которой имели место отношения ренты – налога, личной зависимостью работника от собственника средств производства (феодала или государства). Культура основывалась на устойчивых традициях социальной иерархии. Человек следовал стереотипам группового поведения, чтил власть, больше был ориентирован не на внешние преобразования, а на внутренний самоконтроль, саморегуляцию.

Промышленная деятельность становится ведущей сферой жизни общества. В основе Индустриальной («техногенной») цивилизации лежит машинно-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных сил природы, научными информационными программами.

Происходят специализация производства, синхронизация общественных процессов на основе централизации управления, стандартизации и максимализации материальных и духовных потребностей. Формы социальной организации основаны на частной собственности на средства производства, экономической независимости производителя, рыночной конкуренции, политическом плюрализме. Этой цивилизации свойственна культура динамического типа, ориентированная на активное освоение внешней реальности, поиск нового, критицизм по отношению к отжившим социально-культурным регуляторам.

Предвосхищения такой («информационной») цивилизации содержатся в марксизме, у русских космистов (Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского) гуманистов XX в. (этика ненасилия Л. И. Толстого, М. Ганди). Такая цивилизация отличалась особой энергетической мощью информации, способствующей созданию принципиально новых орудий труда и технологий, освобождающей все сферы человеческую деятельности от рутины. При условии утверждения форм жизни, основанных на устойчивой демократии и культуре нового типа, – глобальной, планетарной, с ее идеалами космизма, коммуникации, взаимопонимания, информационная технология способна дать эффект. Стадиями экотехнологического развития являются:

1) общество с технологиями добычи;

2) господство аграрно-ремесленных технологий;

3) приоритет индустриальных технологий;

4) общество с сервисными технологиями.

Интеллектуализация технологий дает возможность планировать технологическое развитие. Профессиональная дифференциация выступает вместо классовой. Знание становится феноменом постиндустриализма. Вместо материальных стимулов к труду (как главных) на первый план выдвигаются мотивы, связанные с возрастающими требованиями к творческому содержанию труда, к экологической и межличностной культуре. Постиндустриальное общество в основном решает проблемы материального, благополучия и социальной защищенности человека.

"

Современная техногенная цивилизация имеет несколько ключевых особенностей. Главная из них заключается в том, что в подобном обществе на первом месте всегда стоит научный прогресс и

Появление термина

Термин «техногенная цивилизация», или «технократизм», появился в 1921 году. Впервые его использовал социолог В своей книге «Инженеры и система цен» исследователь подчеркивал важность объединения усилий инженеров всего мира ради усовершенствования жизни на земле.

Это понятие быстро стало популярным в научной среде. Последователи Веблена продолжили изыскания своего предшественника. Появилось несколько теорий о том, что такое техногенная цивилизация. В первую очередь она противопоставлялась традиционному обществу. Подобная цивилизация характеризуется тем, что ее члены стараются сохранить былой уклад жизни. Они ориентируются на традиции и болезненно переносят перемены. Это общество с медленным социальным развитием. Техногенная цивилизация построена вокруг противоположных принципов — свободы личности, прогресса, инноваций во всех сферах жизни, готовности подстроиться под быстрые перемены.

Основы техногенной цивилизации

Технократизм — это не только цивилизация (то есть уклад общества), но еще и идеология. Ее сторонники считают, что нет ничего важнее развития науки. Вместе с этим развитие техники ведет к переменам в социальной жизни. Технический рост — это не просто забава ученых. Это еще и способ решить множество общественных проблем (например, убрать пропасть между богатыми и бедными).

Современная цивилизация (техногенная) меняет не только бытовой уклад людей, но еще и политическую систему. Такая идеология подразумевает, что государством должен править не а четкий институт власти. Механизмы управления страной в технократическом обществе работают без оглядки на конкретного политика. По сути, личность правителя становится на второй план. На первом месте оказывается сама государственная машина, которая с помощью своих социальных лифтов поднимает наверх только качественных управленцев, а не популистов, обещающих на выборах избирателям Техногенная цивилизация управляется профессионалами — людьми, которые долгим трудом добивались высокой квалификации в своем деле.

Предпосылки появления

Сегодня сложно отрицать, что наука является главным двигателем прогресса. Однако отношение к развитию технологий не всегда было радужными. Даже когда человечество оставило за спиной эпоху варварства, наука еще долгое время была уделом маргиналов. Первые мировые цивилизации, возникшие еще в Античности, безусловно, относились к группе традиционных обществ. Во всех них важное место занимали традиции и обычаи.

Первые предпосылки к зарождению техногенной цивилизации можно отметить в древнегреческих полисах. Это были независимые города, важную роль в жизни которых играли мыслители и ученые. Полисы управлялись с помощью принципов демократии, пришедших на смену классической тирании одного деспота. Именно в этих городах появилось множество значительных человеческих изобретений.

Борьба с традиционным обществом

Разница между традиционным обществом и техногенной цивилизацией колоссальна. Поэтому людям пришлось много столетий доказывать свое право на прогресс. Заметное развитие техногенной цивилизации началось в XV—XVI вв., когда в Западной Европе узнали о существовании Нового Света. Открытие земель на далеких берегах подхлестнуло любопытство жителей католического мира. Самые предприимчивые и инициативные из них становились мореплавателями и исследователями. Они открывали мир вокруг себя и обогащали знания соотечественников. Этот процесс не мог не повлиять на общее состояние умов. В конце концов количество знаний перешло в качество.

Одним из главных препятствий для развития раннего техногенного общества была религия. Церковь в средневековой Европе была важным институтом — как духовным, так и политическим. Ее противники объявлялись еретиками и сжигались на кострах. В начале XVI века в Германии зародилось движение Реформации. Его вдохновитель Мартин Лютер выступал за реформу церкви. У проповедника появилось множество сторонников, в том числе в княжеских немецких династиях. Скоро началась вооруженная борьба между протестантами и католиками. Она вылилась в Тридцатилетнюю войну (1618—1648), после которой во многих странах Европы был установлен принцип свободы вероисповедания.

Влияние прогресса на экономику

В новом обществе гораздо больше ресурсов пошло на развитие образования. Открывались университеты, люди учились и познавали окружающий мир. Развитие технологий привело к экономическому росту. Такие важные изобретения, как или, например, паровой котел, позволили некоторым странам нарастить собственное производство и повысить благосостояние граждан.

XIX века сделала Англию главной мировой державой с колониями во всех частях света. Безусловно, это была уже техногенная цивилизация. Проблемы ее развития были связаны с тем, что люди, ставшие хозяевами целого мира, не сразу научились правильно пользоваться его ресурсами.

Важность гражданских свобод

Во время Ренессанса и эпохи Просвещения произошел синтез многих идей античного мира и христианской цивилизации. Новая идеология получила от этих двух оснований только самое лучшее. В частности это была любовь к человеку. Идеи Просвещения гласили, что в мире нет ничего более важного отдельно взятой личности.

Эти принципы сегодня положены в основе конституций большинства государств мира. Человекоцентричность впервые была провозглашена ключевой идеей после объявления независимости США. В конституции этой новой страны были закреплены все основные современные гражданские свободы. По схожему пути через несколько лет пошла Франция, где произошла революция, уничтожившая старый порядок в лице консервативной абсолютной монархии. В дальнейшем на протяжении еще двух столетий разные общества своими путями добивались гражданских свобод, без которых невозможно представить техногенную цивилизацию.

Триумф техногенной цивилизации

В XX веке человек и техногенная цивилизация перешли на новую ступень своего развития. В это время кардинально ускорился темп социальных изменений. Сегодня на жизнь одного поколения приходится столько нового, сколько не было за несколько столетий до этого. Техногенную цивилизацию также иногда называют «западной», подчеркивая место ее происхождения. Сегодня главные обители подобных порядков — Европа и США.

Важно то, что сегодня кризис техногенной цивилизации уже не может произойти, потому что источниками ее развития стали не новые культурные зоны как раньше (колониализм и т. д.), а перестройка уже существующего порядка. Главным успехом перехода от традиционного общества к технократии можно считать изменение ценностей. Сегодня самым важным для общества является любая инновация, что-то новое, как явление.

Традиционная и техногенная цивилизация не могут сосуществовать вместе. Поэтому современное общество отличается динамичным распространением во все уголки планеты. Традиционные общества сами собой изживаются при контакте с новейшими технологиями. У адептов традиций и ненавистников прогресса есть только один способ выжить в сегодняшнем мире — поставить свое общество на путь изоляции. Так живет Северная Корея, которая не признает открытий Запада и даже не поддерживает с ним экономических отношений.

Человек и природа

Одной из важнейших доминант в техногенной цивилизации всегда было желание человека подчинить природу. Человек не сразу научился бережно относиться к окружающему миру. Его активная деятельность, связанная с интенсивным использованием природных ресурсов часто приводят к наносящим вред экологической обстановке. В череде подобных примеров можно отметить трагедию на Чернобыльской АЭС. Этот тот самый случай, когда люди слишком быстро взялись за использование новой технологии, еще не научившись пользоваться ею. У человечества есть только один дом. Нерациональное отношение к природе — одна из главных проблем технократии.

Для члена такого общества принципиально необходимо заниматься преобразующей деятельностью. Именно с этим правилом связаны те ценности техногенной цивилизации, благодаря которым она постоянно меняет собственные основания.

Место личности в новом обществе

Появление техногенной цивилизации изменило положение человека в социуме. В традиционном обществе люди крайне зависимы от верховной власти, традиций и кастовой системы.

В современном же мире личность автономна. Каждый человек может по своему желанию менять свою обстановку, контакты, рабочий круг. Он не привязан к догматическим порядкам. Современный человек свободен. Независимость необходима личности для развития и самореализации. Техногенная цивилизация, которая построена на инновациях и открытиях, поощряет и поддерживает индивидуальность каждого индивида.

Техногенная цивилизация в самом своем бытии определена как общество, постоянно изменяющее свои основания. Поэтому в ее культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций. Лишь некоторые из них могут реализовываться в сегодняшней действительности, а остальные предстают как возможные программы будущей жизнедеятельности, адресованные грядущим поколениям. В культуре техногенных обществ всегда можно обнаружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные доминирующим ценностям. Но в реальной жизнедеятельности общества они могут не играть определяющей роли, оставаясь как бы на периферии общественного сознания и не приводя в движение массы людей.

Ценности техногенной культуры задают принципиально новое направление человеческой активности. Преобразующая деятельность рассматривается как главное предназначение человека. Деятельностно-активный идеал отношения человека к природе распространяется затем и на сферу социальных отношений, которые также начинают рассматриваться в качестве особых социальных объектов, которые может целенаправленно преобразовывать человек. С этим связан культ борьбы, революций как локомотивов истории. Стоит отметить, что марксистская концепция классовой борьбы, социальных революций и диктатуры как способа решения социальных проблем возникла в контексте ценностей техногенной культуры .

С пониманием деятельности и предназначения человека тесно связан второй важный аспект ценностных и мировоззренческих ориентаций, который характерен для культуры техногенного мира, - понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. Надо только изобрести технологию, чтобы искусственно изменить природный процесс и поставить его на службу человеку, и тогда укрощенная природа будет удовлетворять человеческие потребности во все расширяющихся масштабах. В традиционной культуре мы не встретим подобных представлений о природе. Природа понимается здесь как живой организм, в который органично встроен человек, но не как обезличенное предметное поле, управляемое объективными законами. Само понятие закона природы, отличного от законов, которые регулируют социальную жизнь, было чуждо традиционным культурам. Характерный для техногенной цивилизации пафос покорения природы и преобразования мира порождал особое отношение к идеям господства силы и власти. В традиционных культурах они понимались, прежде всего, как непосредственная власть одного человека над другим. В патриархальных обществах и азиатских деспотиях власть и господство распространялись не только на подданных государя, но и осуществлялись мужчиной, главой семьи над женой и детьми, которыми он владел так же, как царь или император телами и душами своих подданных.

В техногенном мире также можно отметить ситуации, в которых господство осуществляется как сила непосредственного принуждения и власти одного человека над другим. Однако отношения личной зависимости перестают здесь доминировать и подчиняются новым социальным связям. Их сущность определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара. Власть и господство в этой системе отношений предполагает владение и присвоение товаров (вещей, человеческих способностей, информации как товарных ценностей, имеющих денежный эквивалент). В результате в культуре техногенной цивилизации происходит своеобразное смещение акцентов в понимании предметов господства силы и власти - от человека к произведенной им вещи. Эти новые смыслы легко соединяются с идеалом деятельностно-преобразующего предназначения человека. Сама преобразующая деятельность расценивается как процесс, обеспечивающий власть человека над предметом, господство над внешними обстоятельствами, которые человек призван подчинить себе. Человек должен из раба природных и общественных обстоятельств превратиться в их господина, и сам процесс этого превращения понимался как овладение силами природы и силами социального развития. Характеристика цивилизационных достижений в терминах силы («производительные силы», «сила знания» и т.п.) выражала установку на обретение человеком все новых возможностей, позволяющих расширять горизонт его преобразующей деятельности. Изменяя путем приложения освоенных сил не только природную, но и социальную среду, человек реализует свое предназначение творца, преобразователя мира. Идеал творческой, суверенной, автономной личности занимает одно из приоритетных мест в системе ценностей техногенной цивилизации. Мы, родившиеся и живущие в мире техногенной культуры, воспринимаем это как нечто само собой разумеющееся. Но человек традиционного общества не принял бы этих ценностей.

В традиционном обществе личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую-нибудь корпорацию, он не личность. Это отношение выразил А. Герцен, написав о традиционных восточных обществах, что человек здесь не знал свободы и «не понимал своего достоинства: оттого он был или в прахе валяющийся раб или необузданный деспот» .

В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, он жестко к ним не привязан, может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, включаться в разные социальные общности, а часто и в разные культурные традиции. Стабильность жизни традиционных обществ с позиций представителя западной цивилизации оценивается как застой и отсутствие прогресса, которым противостоит динамизм западного образа жизни. Вся культура техногенных обществ, ориентированная на инновации и трансформацию традиций, формирует и поддерживает идеал творческой индивидуальности. Обучение, воспитание и социализация индивида в новоевропейской культурной традиции способствует формированию у него значительно более гибкого и динамичного мышления, чем у человека традиционных обществ. Это проявляется и в более сильной рефлексивности обыденного сознания, его ориентации на идеалы доказательности и обоснования суждений, и в традиции языковых игр, лежащих в основании европейского юмора, и в насыщенности обыденного мышления догадками, прогнозами, предвосхищениями будущего как возможными состояниями социальной жизни, и в его пронизанности абстрактно логическими структурами, организующими рассуждение.

Такого рода логические структуры часто вообще не присутствуют в сознании человека традиционных обществ. Исследование мышления традиционалистских групп в Средней Азии, проведенное в начале 1930-х годов обнаружили, что представители этих групп не могут решить задачи, требующие формального рассуждения по схеме силлогизма. Но те люди традиционных обществ, которые получили школьное образование, включающее обучение математике и другим наукам, решали эти задачи достаточно легко. Сходные результаты были получены при исследованиях мышления человека традиционного общества других регионов. Все эти особенности функционирования сознания в разных типах культур детерминированы свойственными данным культурам глубинными жизненными смыслами и ценностями. В культуре техногенных обществ система этих ценностей базируется на идеалах креативной деятельности и творческой активности суверенной личности. И только в этой системе ценностей научная рациональность и научная деятельность обретают приоритетный статус. Особый статус научной рациональности в системе ценностей техногенной цивилизации и особая значимость научно-технического взгляда на мир, определены тем, что научное познание мира является условием для его преобразования в расширяющихся масштабах. Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Поэтому в новоевропейской культуре и в последующем развитии техногенных обществ категория научности обретает своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культуры становятся характерным признаком жизни техногенных обществ .

В основе современного развития техногенной цивилизации лежит развитие технологий. Выделим вслед за Д. Вигом основные смыслы понятия «технология».

  • 1. Совокупность технического знания, правил и понятий.
  • 2. Практика инженерных профессий, включая нормы, условия и предпосылки применения технического знания.
  • 3. Технические средства, инструменты и изделия (собственно техника).
  • 4. Организация и интеграция технического персонала и процессов в крупномасштабные системы (индустриальные, военные, коммуникационные и т.п.).
  • 5. Социальные условия, которые характеризуют качество социальной жизни как результата накопления технической деятельности.
 


Читайте:



Действительно ли столь несчастливое число тринадцать?

Действительно ли столь несчастливое число тринадцать?

Сегодня мы будем обсуждать тайну страшного и признанного числа тринадцать 13 несчастливым, практически всем миром. Мы узнаем, почему одни западные...

Московская сретенская духовная семинария

Московская сретенская духовная семинария

Обновле́нчество (официальное самоназвание - Православная Российская Церковь ; позднее - Православная Церковь в СССР , также Обновле́нческий...

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Магические атрибуты используются в магических действиях неслучайно. Заговор на свечу усиливается простым или церковным воском определенного цвета и...

"житие сергия радонежского" Житие сергия радонежского информация о композиции жанре

Сохранилось в составе Пространной редакции XVI века - в первой ее части (до главы «О изведении источника»). Текст печатается по рукописи МДА, № 88,...

feed-image RSS