Главная - Любовь
Паленке надпись в храме креста. Храм надписей в паленке. Обнаружение древних храмов Паленке

Время не оставило нам первоначального названия города. Конкистадоры долго не знали о существовании величественных руин, совершенно случайно в конце XVIII века военный отряд обнаружил в джунглях селение с названием Санто-Доминго-дель-Паленке, а неподалёку - загадочные останки древних строений. Паленке испанцы стали называть и руины.

В окрестных джунглях и сейчас живут индейцы племени Чоль Они, называющие Паленке «Каменным домом змей», возможно, в доколумбовую эпоху город так и назывался.

Археологи выяснили, что Паленке построен более двух тысяч лет назад, наибольшего процветания он достиг в VI-X веках. Но позже жители покинули город по неизвестной причине, и он был поглощён сельвой.



Видео про Паленке

Достопримечательности

Храм надписей

Сейчас Паленке очищен от леса и отреставрирован, прикоснуться к археологическому памятнику культуры майя приезжают многочисленные туристы и любители тайн. На территории города сохранилось около полутора тысяч различных строений, - это и жилые дома, и сложные технические сооружения: акведуки, устройства подачи и оттока воды, каналы. Эти системы считаются самыми совершенными из всех, созданных людьми в доколумбовую эпоху. К настоящему времени хорошо изучено лишь 34 строения.

Внутри храма надписей

Среди всех строений Паленке выделяется Храм надписей, названный так из-за обилия иероглифов. На фасадах строения видны остатки выразительных барельефов. В стену Храма замурованы плиты с самой длинной из известных надписей майя, состоящей из 620 рельефных иероглифов. Храм стоит на 20-метровой пирамиде, а к вершине его ведёт лестница с 70 ступенями.

Саркофаг Пакаля Великого внутри пирамиды

В Храме надписей археологам удалось сделать самую крупную и в то же время самую интригующую находку в истории изучения майя. При расчистке руин удалось обнаружить тайную лестницу, ведущую к гробнице. Здесь установлен каменный саркофаг с мумией правителя города Пакаля Великого. Накрыт саркофаг плитой, признанной самым выдающимся достижением культуры майя, - её поверхность украшает тонкая искусная резьба, техника выполнения которой сравнима с работами художников эпохи Возрождения. Поразительно то, что тело Пакаля мумифицировано по древнеегипетской технологии, да и сама гробница схожа с египетской пирамидой.

Воссозданная копия саркофага Пакаля Великого в Национальный музее антропологии Мехико

Но самым невероятным оказался рисунок на плите саркофага, в расшифровке которого кроме археологов участвовали и уфологии, и специалисты по космонавтике. На плиту нанесено подробное изображение человека в скафандре, сидящего в кресле летательного аппарата, необычайно похожего на космический корабль! Руки пилота лежат на рычагах, а перед ним совершенно явная панель управления с многочисленными приборами. До сих пор не утихают споры о том, кто и что изображено на плите саркофага, это одна из самых удивительных тайн майя.

Дворец

Около Храма надписей располагается Дворец - комплекс из 12 зданий, бывший ранее сосредоточием городской жизни. Увенчан дворец пятиэтажной башней с обсерваторией, где правитель по звёздам узнавал волю богов. Здесь до сих пор стоит скамья, на которой восседал жрец-астроном. Здание декорировано рельефами и изображениями из жизни знати Паленке. На ступенях дворца в угоду богам приносились человеческие жертвы. Не даёт покоя исследователям тот факт, что лестница, ведущая в обсерваторию, начинается только со второго этажа башни. Почему не с первого? И как жрец и правитель попадали на второй этаж? Пока это так и остаётся загадкой.

По соседству с Дворцом поднимаются три пирамиды, на вершинах которых находились главные святилища Паленке - Храм Креста, Храм Лиственного Креста и Храм Солнца с изображением солнечного бога Ягуара. Названия эти современны, в их основе лежат расшифрованные сюжеты алтарных плит.

За дворцом сохранилась традиционная для городов майя площадка для игры в мяч, которой придавалось ритуальное значение. Проигравшие нередко лишались жизни.


Достойны внимания Храм Ягуара, Храм Черепов, акведуки, каменный мост, жилые дома, пирамиды. Все сооружения покрыты необычными геометрическими орнаментами. Туристам доступно для осмотра подавляющее большинство строений.

Паленке изумляет своей уникальностью и изобретательностью майя - как им удалось возвести такие монументальные сооружения в труднодоступной сельве? Как они доставляли сюда огромные камни?

Посетив это место, вы долго будете оставаться под впечатлением его чарующей атмосферы - Паленке стоит у поймы реки в окружении тропических лесов, в которых слышны звуки попугаев макао и обезьян-ревунов.

Полезная информация

  • Археологическая зона открыта ежедневно с 08.00 до 17.00, посетителей пускают до 16.30. При входе в офисе Informacion de Turustica возьмите схему комплекса, на которой отмечены все строения.
  • Билет на осмотр руин стоит 4$. За видеосъёмку в Паленке надо дополнительно заплатить 3$.
  • В полутора километрах от руин Паленке есть музей, посещение которого включено в стоимость билета. Здесь находится копия крышки саркофага Пакаля, оригинал хранится в музее Мехико. В магазине около музея вы сможете приобрести сувениры и изделия в «стиле майя».
  • От Санто-Доминго-дель-Паленке каждые 10 минут идёт маршрутка до руин, до которых отсюда всего 7 километров, билет стоит чуть больше доллара. До Санто-Доминго-дель-Паленке ходят автобусы из других городов
  • Мексики - Мериды, Мехико, Канкуна. От ближайшего аэропорта Вильяэрмоса два часа езды на автомобиле.
  • В окрестностях Паленке можно осмотреть и другие достопримечательности: красивые водопады Мисоль-Ха и Агуа Асуль, руины Тонина, Бонампак и Йашчилан. В сезон дождей (с мая по октябрь) к водопадам лучше не ездить - опасно сильное течение, да вода грязная и мутная, купание не принесёт удовольствия.
  • Обязательно возьмите с собой плащ от дождя, средство от москитов и головной убор.
  • В Санто-Доминго-дель-Паленке есть отели, можно найти довольно бюджетные варианты.

Этот древний город случайно нашел воинский патруль, заблудившийся в джунглях мексиканского штата Чьяпас. Солдаты обнаружили в лесу деревушку Санто-Доминго-де-Паленке, о существовании которой колониальные власти даже не подозревали, и одновременно развалины великолепного храмового центра. Но только через 25 лет, в 1784 году, колониальная администрация послала для изучения древнего города первую экспедицию, давшую блестящие результаты. Паленке великолепно расположился у гряды холмов, поросших высоким тропическим лесом. В древности его здания были украшены лепными фризами и росписями. Лишь немногое сохранилось до нашего времени, поэтому приходится полагаться на рисунки, сделанные ранними исследователями, особенно Казервудом. nРаботая в очень тяжелых условиях, больные малярией. страдающие от клещей и других кровососущих насекомых, Стефенс и Казервуд составили первое точное описание города, сопроводив текст множеством отличных иллюстраций.

В официальной части города расположено множество зданий, имевших большое значение в социальной и религиозной жизни индейцев майя: Пирамида (или храм) Надписей, дворец, Храм Солнца, Храм Графа, Храм Черепов, Храм Креста, Храм Процветшего Креста, поле для игры в мяч. Все эти здания возводились под личным патронажем правителей Паленке, самым выдающимся из которых был Пакаль, взошедший на престол в 615 г. н. э. в возрасте 12 лет и скончавшийся в 683 г. Пакаль унаследовал трон после краткосрочного правления своей матери, госпожи Зак Кук. После ее смерти он провозгласил Зак Кук родительницей трех богов майя, тем самым при¬дав монарху статус сына божьего.

Пакаль погребен в каменном саркофаге под пирамидой, которую часто называют Храмом Надписей. Тело правителя было богато убрано нефритовыми украшениями, а на лицо была положена также нефритовая маска. Саркофаг закрыт искусно вырезанной плитой. Храм Надписей, пожалуй, самый известный из всех сооружений Паленке, впервые подвергся тщательному изучению в 1952 г. Его высота достигает 23 м - это самое высокое из всего комплекса здание; он имеет сложную восьмиуровневую структуру. Наверх ведут 69 крутых ступеней.

За всю свою историю Паленке находился под властью 12 монархов, каждый из которых выполнял одновременно роль светского правителя, верховного жреца и главнокомандующего. Пакаль и его дети оставили самый яркий след в истории: именно в период их правления была создана основная масса всемирно известных таинственных строений. После смерти Пакаля его сын Чан-Балум (имя переводится как «Змея-Ягуар») взошел на престол и правил в течение 18 лет. Помимо создания Пирамиды Надписей, период его правления ознаменовался строительством Храма Креста, Храма Процветшего Креста и Храма Солнца.

После смерти Чан-Балума власть перешла в руки его брата Кан-Ксула, который провел на престоле следующие 23 года. В это время дворец был перестроен и приобрел облик, частично сохранившийся до наших дней. Тогда же в дворцовый ансамбль была добавлена загадочная башня, которая, очевидно, использовалась в качестве обсерватории. Здание представляет собой лабиринт комнат, подземных помещений и внутренних двориков. При правлении Кан-Ксула был возведен Храм XIV.

Загадочный Паленке представляет огромное поле для исследований: в настоящее время закончены раскопки только 34 из 500 обнаруженных строений. В процессе изучения возникает множество вопросов и загадок. К примеру, Храм Ягуара украшен резьбой, во многом напоминающей изображения в индуистских храмах, а Процветший Крест имеет определенное сходство с орнаментом на стенах Ангкор-Вата в Камбодже.

Лита, закрывающая саркофаг Пакаля, также стала причиной многочисленных гипотез, некоторые из них весьма спорны. В частности, было объявлено, что вырезанные мистические надписи представляют собой закодированные астрономические данные, которые, по мнению ученых, не были известны древним людям. Автором, пожалуй, самой известной из фантастичных версий стал Эрих фон Деникен. В своей книге «Колесницы богов?», опубликованной в 1968 г., он утверждает, что фигура, изображенная на саркофаге, «является точной копией» космонавта, сидящего за пультом управления космическим кораблем, держащего одну ногу на педали и глядящего на приборы, расположенные перед ним. С хвостовой части корабля виден выброс выхлопных газов. Позднее, в 1976 г., Рональд Стори опубликовал свой труд «Космические боги разоблачены», в котором подробно разобрал версии фон Деникена. В главе «Астронавт из Паленке» он обратил особое внимание на изображение загадочной фигуры, на основании которого фон Деникен сделал свое предположение, и заключил, что «отдельные детали были скрыты от невооруженного взгляда»: при проведении полномасштабного исследования стало ясно, что на человеке на картине нет ничего, кроме типичных украшений майя, и он запечатлен в «состоянии остановки между двумя мирами, миром живых и миром мертвых». Он не облачен ни в какой космический скафандр, как утверждал фон Деникен, более того, он абсолютно обнажен, на нем надеты только украшения, а кожа расписана орнаментом. Это истическое изображение пол¬ностью соответствует другим образцам искусства майя, относящимся к середине первого тысячелетия нашей эры.

Центр города образуют четыре главные пирамиды и посреди них - паленкский дворец. Это огромное (104x80 метров) здание, многократно перестраивавшееся, имеет в основании четырехугольник. Во дворце есть четыре внутренних дворика (патио) - два больших и два поменьше. Их окаймляют галереи, впоследствии разделенные на ряд помещений. Правда, сейчас уже трудно с определенной точностью установить назначение этих помещений В галерее северо-восточного патио имеется настоящая парная баня и даже три хорошо оборудованных клозета. С северной стороны ко дворцу ведет широкая лестница. Внешние стены дворца украшены штуковыми рельефами, часть которых сохранилась до сих пор.

Паленкский дворец, резиденция правителей города, венчается башней обсерватории, где жрецы по движению звезд читали вечные законы и волю богов. Башня была пятиэтажной, что совершенно необычно для архитектуры майя. На верхнем ее этаже до сих пор сохранилась каменная скамья, на которой сидел жрец-астроном, наблюдавший расположение небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начиналась только со второго этажа. Чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, пользовались приставной лестницей. В Паленке вся архитектура города словно бы обращена к небесным божествам. Паленкский дворец, резиденция правителей города, венчается башней обсерватории, где жрецы по движению звезд читали вечные законы и волю богов. Башня была пятиэтажной, что совершенно необычно для архитектуры майя. На верхнем ее этаже до сих пор сохранилась каменная скамья, на которой сидел жрец-астроном, наблюдавший расположение небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начиналась только со второго этажа. Чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, пользовались приставной лестницей. По соседству с дворцом возвышаются три прославленные пирамиды: «Храм Солнца», «Храм креста» и «Храм лиственного креста». Названия эти современные, они произведены от главных мотивов росписи алтарных плит, находящихся внутри святилищ. Пирамиды Паленке, как правило, невысокие, имеют наверху небольшие храмы с богатым геометрическим орнаментом на фронтонах.

Самая знаменитая пирамида Паленке, окутанная множеством тайн и легенд, - «Храм надписей» Прежде чем спуститься внутрь «Храма надписей», надо сначала подняться на высоту 24 метров - по десяткам ступеней девяти уступов этой пирамиды. Там, наверху, и расположен сам храм. Его наружные стены и дверные колонны украшены рельефами, каких нет ни в одном другом майяском городе: помимо мужчин, они изображают и женщин. Матери держат на руках невероятно уродливых детей, лицо каждого ребенка заменяет маска бога дождя, из детской ножки вырастает змея. Ученые предположили, что, возможно, эти странные изображения матерей и детей запечатлели привычное для центрально-американских индейцев представление, будто роженицы, умершие во время родов, возносятся в ту часть небес, которая отведена только им да павшим на поле боя воинам. Внутри храма находится самая большая из известных науке майяских надписей. Три плиты, заполненные иероглифическими знаками, занимают всю заднюю стену святилища. Если сложить иероглифы трех плит, получается цифра 620. В самом тексте есть календарные данные, которые дополняют даты «Храма креста», «Храма лиственного креста» и паленкского дворца Каменная надпись содержит календарные даты, охватывающие почти целых 200 лет. Основополагающей вехой каменных плит ученые считают дату, соответствующую нашему 692 году.

Исследователи провели на каменном полу святилища долгое время, чтобы тщательно скопировать текст этих надписей. Но они даже не подозревали, что прямо под ними (под каменным полом храма) скрывается другой клад, открытие которого поразит весь мир. Ни один из исследователей, которые часами сидели на вершине пирамиды, не задался вопросом, каково же назначение этого сооружения. В городах майя пирамиды обычно строились как великолепные постаменты для небольших святилищ, где ближе к небу совершались богослужения. Но в данном случае здание, украшающее вершину этой пирамиды, не было храмом. Тогда каким же целям служил паленкский «Храм надписей»?

В 1949 году профессор Альберто Рус в который уже раз посетил Паленке. Его давно привлекала тайна высокой пирамиды, но ни удивительная надпись, ни знаменитые рельефы на колоннах ничего не говорили о подлинном назначении храма. Тогда он заинтересовался полом помещения, который (в отличие от полов в других храмах Паленке) был покрыт искусно обработанными каменными плитами. На одной из них по краям было пробито 12 отверстий, плотно закрытых каменными пробками. Плита немного выступала из пола, и помощники Руса с помощью рычага попытались поднять ее. Когда плиту отодвинули, перед ними открылась часть лестницы, заваленная тоннами камня и глины, но стены ее прекрасно сохранились. Стало ясно, что кто-то специально закрыл вход в глубь пирамиды. Долгих четыре года исследователи вместе с индейскими рабочими освобождали ступень за ступенью, продирались через засыпанную лестницу, чтобы открыть тайну необычной пирамиды. За первые два года очистили 21 ступень, в 1951 году добрались до вентиляционных шахт, через которые сюда поступали воздух и свет. На глубине 16 метров лестница кончалась и начинался коридор, вход в который загромождала стена из камней, зацементированных раствором извести с песком. Стена закрывала вход к какому-то другому «святому месту». Об этом же говорила и другая находка: в стене нашли замурованную глиняную шкатулку, а в ней жертвенные предметы - раковины, окрашенные в красный цвет, прекрасную жемчужину диаметром в 1,3 сантиметра и множество драгоценностей из нефрита. Когда участники экспедиции проломили стену, они увидели другую - толщиной в целых 4 метра. В конце ее Рус обнаружил небольшой каменный ящик с останками шестерых человек - пять мужчин и одна женщина. Кости погребенных (а это были человеческие жертвоприношения) были первоначально сломаны, чтобы потом уложить их в такой маленький ящик.

Потом А. Рус и рабочие подошли к последнему препятствию - огромной каменной плите. После ее устранения они вступили в просторную крипту, лежащую на глубине 25 метров ниже уровня пирамиды. Постоянные тропические дожди, которые поливали пирамиду 1200 лет, образовали на потолке склепа сосульки из белоснежных сталактитов. В крипте лежала монолитная плита, закрывающая большую часть пола гробницы. Сама крипта довольно просторная: 9 метров в длину, 4 метра в ширину, почти 7 метров в высоту. Одну из стен крипты этого склепа покрывали рельефы 9 Властителей ночи - изображения богов 9 преисподних майя. Все они празднично разодеты: их наряды украшают перья птицы кецаль и пояса, на каждом из которых изображения трех человеческих черепов. На полу храма и на каменной плите лежали богатые жертвенные предметы, среди них - прекрасно сделанная мужская голова. Лицо этого человека (жреца или аристократа) не просто передает портретное сходство: оно выражает все, что надлежало соединять в себе властителям майя - возвышенность духа, напряженную внутреннюю жизнь и покорность неизменной философии времени. Так было открыто тайное святилище, где для совершения обрядов собирались правители майя, а этот огромный камень был центральным алтарем святилища внутри пирамиды. Каменный алтарь до сих пор лежит на своем первоначальном месте. Плита очень огромна и превосходит размерами все ей подобные, найденные до сих пор в индейских городах Америки. Длина ее почти 4 метра, ширина - 2,2 метра, толщина - 25 сантиметров. Поверхность алтарной плиты богато украшена. В центре ее изображена голова молодого мужчины - но не портрет конкретного человека, а изображение просто представителя человеческой расы. По обе стороны от него из кукурузных листьев выступают двуглавые змеи. А змея в представлениях майя связывалась с урожаем, точнее сказать, с дождем (дождевые тучи якобы ползут над землей, как эти ленивые пресмыкающиеся). Мистический смысл изображений на плите вполне очевиден: да, человек умирает, отправляясь в землю, но только для того, чтобы снова вернуться в этот мир, когда-нибудь вновь ожить, подобно зернышку священной кукурузы.

Огромная алтарная плита покоилась на каменном цоколе, ее поддерживало еще шесть богато украшенных каменных столбиков Нижний несущий блок весил 20 тонн, а сама алтарная плита еще 6 тонн. Когда исследователи попытались простукать ее, то обнаружили в ней пустую полость. А. Рус предпринял попытку приподнять каменную плиту и заглянуть внутрь каменного постамента Но узкий коридор крипты не позволил доставить сюда технические средства, и камень пришлось двигать лишь с помощью ломов. После всех усилий была найдена первая индейская пирамида, служившая надгробием. В каменном саркофаге покоился мертвец, которого жрецы положили сюда, вероятно, в 692 году. Погребенный был довольно высокого роста (1,73 метра) и относительно статен. Умер он в возрасте примерно 45 лет. Значительная влажность атмосферы повредила скелет, особенно верхнюю его часть, поэтому нельзя было установить, подвергался ли череп искусственной деформации, как это было принято у знатных майя. На зубах мертвого не было инкрустаций, привычных для майяской аристократии и украшавших, в частности, челюсти тех покойников в преддверии святилища, которые (как мы теперь понимаем) были принесены в жертву перед входом в гробницу, чтобы их души после смерти охраняли душу покойного и прислуживали ей.

Воздействие губительного влажного воздуха испортило праздничное облачение покойного, но драгоценности сохранились хорошо. На нем было ожерелье из более чем 1000 зерен нефрита, нанизанных в 9 рядов. На обеих руках - браслеты, на каждом пальце - нефритовый перстень. В ногах покойного лежала маленькая каменная статуэтка бога Солнца. Но самые изумительные драгоценности украшали голову погребенного. К огромной диадеме было подвешено нефритовое изображение бога - летучей мыши. Пластинки серег были исписаны иероглифами, а во рту лежала раковина, которой покойный должен был заплатить за свое загробное пропитание (как предполагают некоторые ученые). Лицо покойного покрывала прекрасная мозаичная маска, сложенная из более чем 240 кусочков нефрита, только для глаз были использованы обсидиан и раковины.

Открытие А. Руса поставило перед учеными множество вопросов. Вновь стала обсуждаться традиционная проблема: не находится ли прародина майя в Египте, где стоят подобные же пирамиды, служившие гробницами фараонов? Кто был похоронен в этом великолепном мавзолее? Некоторые исследователи видели в погребенном правителя, то есть «великого» человека Паленке. Но кто, с точки зрения выполняемых функций, считался «великим»?

Сейчас к гробнице великого властителя, индейским пирамидам и дворцам на Юкатане приходят лишь исследователи, но когда-нибудь в эту забытую часть Центральной Америки будут приезжать люди со всех концов света...

Руины Паленке считаются одними из самых важных археологических памятников майя в Мексике. Его красивое природное окружение вне всяких эпитетов. Древний город расположен среди поросших лесом холмов, по утрам руины часто окутаны густым туманом, рядом протекает небольшой ручей, посреди полога темно-зеленого леса, вырастают большие пирамиды и храмы. Звучит слишком хорошо, чтобы быть действительностью, но так оно есть на самом деле. Сочетание природы и древних руин придает этому месту особую ауру. Мексиканское правительство придало Паленке статус национального парка в 1981 году, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включен с 1987.

В период культурного расцвета Паленке был намного красивее, потому как монументы были покрыты декоративной штукатуркой, окрашенной в синие оттенки. О существовании спрятанного глубоко в джунглях города не ведали до 1746 года. Даже тогда, заново открытый, Паленке несколько раз терялся, пока, наконец, исследователи Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Катервуд окончательно представили миру эту жемчужину архитектуры майя (1841 год).

Поселение на этом месте существовало с 300 г. до н.э., но статус важного города майя Паленке приобрел в классический период (300-900 гг.). Большинство сохранившихся зданий построили между 7 и 10 веками, а вершины могущества он достиг во времена правления Пакаля и его сына Чан-Бахлума (600 до 700 гг.). Затем жители покинули город, а поскольку этот регион Мексики принимает наибольшее количество осадков, руины быстро спрятались в густых чащах джунглей. Даже начальное название города затеряно, сохранившиеся руины получили нынешнее название от близлежащего маленького городка Санто-Доминго-де-Паленке. На сегодняшний день около трети города раскопаны археологами. Бродя между руинам или осматривая парк с вершины высотных монументов, повсюду видны холмы. По большей части это не холмы, а храмы и пирамиды майя, спрятанные зарослями джунглей.

Основное достоинство Паленке не в его размерах или древности (много других археологических памяток крупнее и старше). Его важность заключается в расположении (посреди джунглей), нетипичной для майя архитектуре и эпиграфике (надписях). Благодаря эпиграфике, археологи сумели восстановить немало станиц истории города.

По сравнению с Чичен-Ицей , менее известный Паленке отличается спокойной атмосферой и меньшей назойливостью местных жителей, пытающихся продать сувениры приезжим туристам. К тому же, туристам не запрещается подниматься на большинство древних пирамид. Планируйте потратить большую часть дня, тогда вы можете посетить все монументы, прогуляться по джунглям, и еще часть времени провести в музее. Лучше всего посетить руины ранним утром с момента открытия парка в 8 часов, когда пирамиды окутаны туманом на фоне джунглей.

Архитектура Паленке

Дворец

Паленке отличается от любого другого археологического памятника майя не только богатством рельефных изображений и резных декораций, но и интересной архитектурой своего дворца. Дворец - самое крупное сооружение на территории археологического парка, он представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, и разделенных на четыре части лабиринтом коридоров, жилых и административных помещений. Сначала полагали, что дворец служил резиденцией правителей и священнослужителей, позже пришли к выводу, что он выполнял административные функции. Здесь заключались политические и военные союзы с другими городами-государствами майя, подносились пожертвования, он служил местом развлечений, жертвоприношений, ритуальных церемоний.

Главная особенность дворца - четырех этажная башня, которая не встречается ни в одном другом городе майя. Благодаря этой уникальной башне дворец выглядит почти как китайский. Когда начались археологические исследования, выдвигалось множество идей о том, какие функции она выполняла. Полагают, что с высоты башни майя наблюдали за тем, как лучи солнца падают прямо на Храм надписей в день зимнего солнцестояния.

Храм надписей

Храм надписей (Templo de las Inscripciones) - одна из самых известных пирамид Америки и самый высокий монумент Паленке. Храм назван в честь обнаруженных здесь каменных табличек с надписями. Большинство каменных табличек, рассказывающих о генеалогическом дереве правителей Паленке, сейчас находятся в Национальном антропологическом музее в Мехико. Благодаря обнаруженным здесь текстам и рельефным изображениям, Храм надписей существенно помог в изучении древней культуры майя.

Храм надписей - единственная пирамида в Мексике, построенная специально как гробница. В 1952 году мексиканский археолог Альберто Рус сдвинул каменную плиту в полу на вершине пирамиды и обнаружил заполненный камнями проход, ведущий по длинной лестнице вниз. Так была обнаружена гробница Кинич Ханаб Пакаля, знаменитого правителя Паленке, правившего этим городом-государством на протяжении 68 лет (615 - 683 гг.). Эта гробница - один из самых известных артефактов в мире майя. В ней обнаружили богатые украшения, скульптурные изображения, но наибольший интерес вызывает каменный саркофаг, в котором останки Пакаля лежали нетронутыми с момента погребения.

К сожалению, гробница Пакаля в настоящее время закрыта для посещения, дабы избежать дальнейшего ущерба ее фрескам. Находясь в , вы можете увидеть крышку саркофага в посмертную маску из нефрита в Национальном музее антропологии (смотрите ), но массивный каменный саркофаг все еще остается здесь.

Группа Креста

Группа Креста состоит из Храма Солнца, Храма лиственного креста и Храма креста, все они являют собой пирамиды с храмом на вершине, увенчанные гребенчатыми каменными украшениями. Стены каждого из храмов покрыты скульптурными изображениями религиозной тематики и текстами на языке майя.

Обнаруженные на стенах храмов изображения креста вовсе не являются привычным для нас крестом, а изображают древо мира. Древо мира являлось распространенным элементом орнамента среди доколумбовых культур Мезоамерики, воплощая собой четыре стороны света.

Музей Паленке

Музей Паленке расположен за 1,5 км до входа в парк, открыт со вторника по воскресенье с 10 утра до 17:00, его посещение включено в стоимость посещения руин. Музей небольшой, но интересный, здесь выставлены обнаруженные во время археологических раскопок экспонаты: ювелирные изделия из нефрита, огромная коллекция керамических курильниц, несколько каменных панелей с надписями. Гавный экспонат музея - воспроизведенная в натуральную величину копия саркофага Пакаля, размещенная в точную копию гробницы из оргстекла. В музее работает сувенирный магазин.

В Паленке есть ряд других храмов, пирамид, жилых домов знати, акведук и интересный каменный мост через реку.

Интересные места в окрестностях Паленке

Водопады Мисоль-Ха и Агуа Асуль

Водопад Мисоль-Ха (Misol Ha) находится в 20 км от Паленке, добраться туда по времени занимает около 30 минут, в зависимости от трафика. Вода падает со скалы в широкий бассейн зеленого цвета, все в окружении тропического леса. Позади водопада находится пещера, куда можно зайти и понаблюдать за водопадом с обратной стороны. Пройдите по тропинке вверх по течению мимо водопада, там есть неплохие места для купания. Возле водопада есть небольшой ресторан и коттеджи в аренду.

В 44 км от Мисоль-Ха расположены еще более красивые водопады Агуа Асуль (Agua Azul). Верх по руслу реки тянется тропинка длинной 1 км, по мере того, как поднимаетесь вверх по течению, увидите другие небольшие, но красивые водопады и места для купания. Здесь также есть коттеджи для аренды, торговые лотки и кафе выстроены вдоль реки.

Вы можете купаться выше или ниже водопадов, но остерегайтесь сильного течения. Агуа Асуль очень красив после 3 - 4 сухих дней, проливные дожди делают воду мутной. Прежде чем решитесь поехать, уточните в турагентстве или у других туристов качество воды. Избегайте сезона дождей (с мая до начала сентября), вода все время будет грязной и желтой, купание удовольствие не доставит. Поездку в оба эти места можно организовать через любой отель в Паленке. Избегайте Пасхи, других праздников или выходных, иначе столкнетесь с большим количеством посетителей.

Город Окосинго и руины Тонина

Находясь возле водопадов Агуа Азул, вы на полпути к городу Окосинго (Ocosingo). Таким образом, вместо того, чтобы возвращаться обратно на ночь в Паленке, вы можете поехать сразу же в Окосинго. Это маленький городок, не туристический, единственная здешняя достопримечательность - возможность увидеть руины Тонина.

Руины Тонина (Toninа, название переводится как "дом скалы") расположены в 14 км к востоку от Окосинго. Можно взять такси или добираться на сolectivo (маршрутке). Город когда-то занимал большую территорию, но раскопанная лишь небольшая часть на высоком крутом склоне перед широкой долиной. В 7 и 8 веках Тонина вел упорную борьбу с Паленке, а в 711 году даже захватил царя Паленке, К"ан Хой Читам II. Сцена К"ан Хой Читам II со связанными руками изображены на каменном рельефе.

Несколько туристических компаний Паленке предлагают однодневную поездку в Бонампак и Йашчилан. Независимо от того, с каким туроператором вы совершаете поездку, часы выезда и возвращения одни и те же: выезд в 6 утра и возвращение в 7 вечера. В стоимость всех туров включено питание. Позаботьтесь о пончо (плащ от дождя) и средствах защиты от москитов.

Паленке: полезная информация

Руины майя находится примерно в 7 км от небольшого городка Санто-Доминго-де-Паленке. Здесь есть отели, неплохие кафе и рестораны, но посетители приезжают сюда в первую очередь изучить знаменитые руины древнего города майя.

Туристический офис расположен недалеко от главной площади Санто-Доминго-де-Паленке, на углу улиц Хуарес (Avenida Juárez) и Абасоло (Abasolo). Он открыт с понедельника по субботу с 9 утра до 9 вечера, в воскресенье с 9 утра до 13:00.

Самый дешевый способ добраться туда и обратно - на маршрутках (colectivos), курсируют между центром Санто-Доминго-де-Паленке и руинами майя каждые 10 минут с утра до вечера.

Между Санто-Доминго-де-Паленке и руинами майя находится Ла-Канада – популярная среди туристов зона отелей (расположена в лесу). По дороге к руинам, маршрутки проезжают мимо Ла-Канада, помашите рукой, и они сразу же остановятся.

В маленьком городке Санто-Доминго-де-Паленке, конечно же, нет аэропорта, поэтому добираются сюда на машине или автобусе из других городов Мексики. Ежедневно, много автобусов отправляются с Сан-Кристобаль де лас Касас (пять часов езды), Тустла-Гутьеррес (шесть часов), Вилья (2,5 часа), Мерида (10 часов), Кампече (5 часов), Канкун (13 часов). Ежедневно (один или два автобуса) отправляются из Мехико (16 часов), Оахака (15 часов), Плайя дель Кармен (12 часов) и Тулум (12 часов). Ближайший аэропорт находится в городе Вильяэрмоса (Villahermosa), оттуда около двух часов езды на автомобиле.

Храм Надписей в Паленке

В то время, когда в Европе набирала силу Великая Римская империя и легионы Юлия Цезаря уходили на покорение Галлии и Британии, на другом краю Земли, в Новом Свете, появилась одна из величайших культур доколумбовой Америки – цивилизация майя. Просуществовав более тысячи лет, создав блестящие образцы архитектуры, живописи и скульптуры, эта цивилизация, пережив свой расцвет в VI–VIII веках, пала под ударами завоевателей с севера – тольтеков. Белокаменные города майя были заброшены и долгие столетия зарастали сельвой. И только сто пятьдесят лет назад эта Атлантида древней Америки, поглощенная океаном тропических лесов, начала постепенно приоткрывать завесу своих тайн…

Путешественники один за другим открывали в дебрях Юкатана затерянные города майя. Вслед за временем первопроходцев пришло время ученых – археологи, историки, этнографы, искусствоведы стали постоянными гостями древних городов. Но о чем могли рассказать эти руины, из которых уже давно ушла жизнь?

Паленке. Храм Надписей

«Город был необитаем. Среди древних развалин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа, с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели», –

писал первооткрыватель городов майя Джон Ллойд Стефенс.

Одним из таких «погибших кораблей» является Паленке – древний город, расположенный в северной части мексиканского штата Чьяпас. Отроги Чьяпасских гор образуют здесь естественное плато около 70 м высотой. На этом плато и был в VII веке построен Паленке – Начан, «Змеиный город» майя.

Расцвет города пришелся на VII–VIII века. В это время здесь строится несколько храмов, отличающихся особым изяществом и совершенством. А особое место среди древних памятников Паленке занимает легендарный храм Надписей.

Храм Надписей, поразивший своим величием его первооткрывателей – Дж. Л. Стефенса и Ф. Казервуда, – является частью ансамбля дворца правителей Паленке. В ясную погоду белокаменная пирамида храма видна с равнины за многие километры. Свое название «Храм Надписей» получил от Стефенса и Казервуда – они назвали его так из-за обилия иероглифических надписей на стенах, лестнице, на скульптурных колоннах. Среди этих надписей исследователи отыскали и несколько дат, одна из которых – 692 год.

От чистых и гармоничных линий храма веет особой утонченностью. Он представляет собой продолговатую девятиступенчатую пирамиду высотой 28 м. Пирамида в значительной мере высечена в скальном грунте естественного холма, и тыльная часть сооружения опирается на его крутой склон. Девять ярусов пирамиды прорезает многоступенчатая лестница – в ней более семидесяти ступеней. Лестница ведет к верхней платформе, на которой расположено святилище – прямоугольное сооружение из трех комнат, надежно покоящееся на верхушке мощной пирамиды. Фасад храма прорезан пятью широкими оконными проемами. Здание увенчивает высокая, слегка вогнутая крыша, чем-то напоминающая крыши китайских пагод.

Стены и колонны храма украшены барельефами, аналогов которым нет ни в одном другом городе майя: они изобажают женщин, держащих на руках невероятно уродливых детей. Лицо каждого ребенка закрыто маской бога дождя, а из детских ножек выползают змеи. В мифологии майя змея связана с небом, с небесной водой – дождем.

В центральном помещении святилища в западную стену вмурованы три большие серые плиты, на которых рядами, как фигуры на шахматной доске, вырезаны 620 иероглифов – это самая длинная из известных надписей майя. Слева вниз уводит крутая каменная лестница. Там, в глубине пирамиды, было сделано одно из крупнейших открытий в истории изучения цивилизации майя…

Первоначально в среде ученых сложилось мнение, что пирамиды в городах служили лишь высокими постаментами для святилищ. Но в последние полвека под основаниями и в толще таких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящих династий. Впервые это открытие, ставшее сенсацией, было сделано в 1952 году мексиканским археологом Альберто Рус-Луилье в храме Надписей в Паленке.

При расчистке руин храма Надписей А. Рус-Луилье обнаружил под основанием святилища на вершине пирамиды скрытую лестницу, ведущую в абсолютно нетронутую царскую гробницу. У входа в нее, в каменном ящике лежали скелеты пяти юношей и девушки, явно погибших насильственной смертью. Искусственно деформированная лобная часть черепа и следы инкрустации на зубах говорили об их знатном происхождении. Этих молодых людей из лучших семей города явно принесли в жертву по какому-то важному и особо торжественному случаю – вероятно, при погребении правителя Паленке, одного из самых почитаемых представителей правящей династии.

Погребальная камера представляла собой просторное помещение – 9 м в длину и 4 м в ширину. Высокий потолок гробницы уходил вверх, и его своды терялись в темноте, которую никак не мог рассеять слабый свет фонарей. Это была «огромная комната, как будто высеченная во льду, – писал А. Рус-Луилье, – своеобразный грот, стены и потолок которого выглядели как отшлифованные, или заброшенная часовня, купол которой был задрапирован занавесями из сталактитов, а из пола торчали толстые сталагмиты, похожие на огарки свечей».

На стенах склепа, через завесу наросших за века сталактитов и сталагмитов, были видны очертания девяти человеческих фигур, облаченных в одинаковые пышные костюмы: головной убор из перьев птицы кетцаль, причудливая маска, плащ из перьев и нефритовых пластин, набедренная повязка, пояс с украшениями в виде человеческих голов, кожаные сандалии из ремешков. Шея, грудь, кисти рук, щиколотки ног украшены драгоценными ожерельями и браслетами. Все фигуры имеют скипетр с рукоятью в виде головы змеи и круглый щит с ликом бога солнца. А. Рус-Луилье предположил, что эти фигуры – изображения девяти Владык Мира, в мифологии майя – правителей девяти подземных миров, девяти ярусов царства смерти. На полу валялись две алебастровые головы, когда-то отбитые от больших статуй, сделанных почти в человеческий рост. Вероятно, эти «отрубленные головы» имитировали человеческие жертвоприношения. В центре гробницы стоял большой каменный саркофаг. Резные каменные опоры саркофага словно вырастают из земли и выполнены в виде сказочных персонажей в богатых одеждах. Их оплетают ветви растений, увешанные плодами какао, тыквы и гуайявы.

Саркофаг был закрыт прямоугольной плитой 3,8–2,2 м, сплошь покрытой тонкой резьбой. Эта плита является одним из самых выдающихся произведений искусства майя. По высочайшей технике исполнения ее сравнивают с работами европейских мастеров эпохи Возрождения.

На плите изображена глубоко символическая сцена, на языке образов сжато излагающая мифологию майя. В нижней части плиты изображена страшная маска, всем своим видом говорящая о смерти: огромные пустые глазницы, оголенное до костей лицо, огромные клыки. Это – божество земли. Индейцы доколумбовой Америки считали его страшным чудовищем, которое питается живыми существами – ведь все живое в конце концов уходит в землю…

Голову страшилища увенчивают четыре предмета: раковина и знак, напоминающий наш «процент» («%»), – символы смерти. Два других знака – зерно и маисовый початок, наоборот, являются символами жизни. Из пасти чудовища выходят побеги фантастического растения. Они обвивают фигуру юноши, сидящего на маске страшного бога земли. Над ним раскинулся огромный крест. Этот символ был хорошо знаком древним майя и обозначал «источник жизни» – росток маиса. На перекладине «источника жизни» извивается змея с двумя головами. У голов широко разинуты пасти и из них выглядывают человечки в масках бога дождя. Напомним, что в мифологии майя образ змеи также связан с дождем.

На верхушке креста сидит священная птица кетцаль. Ее перья служили украшением головных уборов царей и жрецов. Птица тоже облачена в маску бога дождя. Под ней – символы воды и два щита с символами бога солнца.

Сложная символика этого изображения до конца не разгадана, но общий смысл композиции – традиционная для ранних земледельческих культур аграрная заклинательная символика: солнце – вода – жизнь – смерть. Вечный круговорот жизни в природе…

Когда с помощью домкратов и бревен археологи подняли весящую почти пять тонн плиту, под ней оказалась еще одна каменная плита со странной выемкой, напоминающей рыбу или кувшин с широким горлышком. Эту выемку плотно закрывала специальная крышка точно такой же формы. А под этой второй плитой лежал густо посыпанной пурпурной краской скелет рослого (1 м 73 см) мужчины, лет 40–50, еле видный под сплошным ковром украшений из зеленовато-голубого нефрита и яшмы – диадема, серьги, несколько колье, нагрудный знак, браслеты, кольца. Череп погребенного оказался разбитым, а лицо закрывала мозаичная нефритовая маска с глазами из раковин и зрачками из обсидиана. Маска, видимо, являлась точным портретом умершего.

Кем был этот человек? Многочисленные атрибуты власти, найденные в гробнице – скипетр, маска, щит с изображением бога солнца, – говорят о том, что это – «халач виник», верховный правитель Паленке, обожествленный еще при жизни. Иероглифические надписи на боковых гранях надгробной плиты имеют несколько плохо различимых календарных дат, соответствующих середине VII века. Вероятно, именно тогда «халач виник» с необыкновенной пышностью был погребен в храме Надписей. А над саркофагом его была установлена каменная плита, на которой безвестными резчиками была вырезана древняя повесть о смерти и возрождении…

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова) О его уникальности и удивительной красоте можно говорить много. Здесь всё уникальное. Достаточно сказать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

автора

Из книги Тайна жрецов майя [с иллюстрациями и таблицами] автора Кузьмищев Владимир Александрович

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

«Храм надписей» в Паленке: гробница, саркофаг, маска Город Паленке – один из центров цивилизации майя – располагался у подножия невысоких холмов, покрытых непроходимой сельвой. Здесь в 1952 году американский археолог Альберто Рус раскопал «Храм надписей» и начал его

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм монастыря Тодайдзи (Великий храм Востока) в Наре Архитектура древней Японии тесно связана с буддизмом, который, придя из Китая и Кореи в VI веке, уже через сто лет стал главной религией страны. С этого времени начинается создание самых монументальных буддийских

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Пирамиды майя. О чем рассказал Храм Надписей Сергей Хромов Просто не верится, что все это могло быть создано руками человека. Впервые попав сюда в XVI веке, европейцы решили, что открыли земной рай с садами Эдема и семью заколдованными городами. И поныне цивилизация майя

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.3. Саул, Давид и Соломон Библейский храм Соломона - это храм Святой Софии, построенный в Царь-Граде в XVI веке н. э 12а. БИБЛИЯ. Великий царь САУЛ в начале Израильско-Иудейского царства (кн. 1 Царств). 12b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Великий римский император СУЛЛА в начале

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

В 1948 году историк из Мексики по имени Альберто Руз, исследуя леса родной страны в штате Чьяпас, неожиданно нашел развалины древнейшего города Паленке (Крепость). В центре этого города находилась пирамида, на верхней площадке которой располагалось храмовое сооружение, оно впоследствии получило название «Храм Надписей». Свое имя храм получил из-за больших плит, покрытых барельефами и иероглифическими знаками, среди которых встречались люди, животные и мифические создания. Расшифровать на 100% эти записи не удается вплоть до сегодняшнего дня, потому что криптографами до конца не разобрана фонематическая составляющая этого древнего языка. Глядя на эти изображения, можно с уверенностью сказать, что на картинках изображены мифические боги индейских племен, некогда населявших территорию Мексики.

Храм располагается на 20-ти метровой пирамиде, общее количество ее ступеней насчитывает 9 штук. Задняя сторона данного сооружения опирается на склон очень крутой и высокой горы. На тот момент, когда Альберто Руз обнаружил эту ценную археологическую находку, пирамида являла собой огромный холм, густо покрытый растительностью.

На полу в храме можно увидеть хорошо отшлифованные древними мастерами каменные плиты, в одной из которых можно увидеть два ряда отверстий, которые закрыты пробками из камней. Стены храма имеют свое продолжение под плитами, что привело археологов к мысли о том, что внизу, под плитами, должно находится еще одно помещение. В 1952 году в ходе раскопок, практически на дне пирамиды» был обнаружен огромный погребной комплекс.

Размеры захоронения составляли 9 метров в длину, 4 метра в ширину, расстояние от пола до потолка составляло 7 метров. Само помещение было сделано идеально, камни, искусно обтесанные древними умельцами, все до одного находились на своем месте. На гипсовых барельефах были изображены 9 человеческих фигур в богатом одеянии. Ученые предположили - что эти изображения принадлежат духам ночи, Владыкам, которые по религии майя были подземными божествами. На фигурах изображены пышные одежды, на головах уборы, сделанные из перьев мифической птицы кетцаль. На лицах всех Владык имеются маски, на их плечи накинуты плащи, сделанные из перьев и бронзовых пластин. На поясе закреплены характерные одеяния для того времени: набедренные повязки и юбки, на ноги были надеты сандалии, пошитые из кожаных ремешков. Все тело божеств на барельефе было покрыто драгоценностями. В руках каждый Владыка держал скипетр, который подчеркивал высокое происхождение. Рукоять скипетра была выполнена в виде головы змеи, на ней также находились маски с изображением бога дождя и щиты с ликом бога солнца.

Пол склепа был покрыт плитой, вытесанной из камня и впоследствии хорошо отшлифованной, ее поверхность была полностью покрыта резьбой. По краю плиты шла лента, состоящая из неизвестных иероглифов. Альберто Руз, осмотрев плиту, расшифровал две даты, относящиеся к 603 и 633 годам нашей эры. На сегодняшний день плита относится к величайшему произведению искусства эпохи майя, техника выполнения резьбы похожа с работами мастеров эпохи Возрождения.

Под плитой археологи обнаружили захоронение мужчины, которому было примерно 40-50 лет. Скелет усопшего был покрыт драгоценными камнями. На тот момент для ученых оставался загадкой тот факт, кем найденный скелет был при жизни: правителем или верховным жрецом.

Первое описание найденная пластина получила благодаря стараниям советского ученого Валерия Ивановича Гуляева. Обследовав полностью плиту, он заметил, что в нижней части артефакта можно увидеть изображение страшной маски, напоминающей о смерти. Маска полностью лишена мягких тканей лица, вместо глаз изображены огромные зияющие глазницы, полностью отсутствует нос, изо рта торчат громадные клыки. В изголовье маски находятся символы смерти, а напротив их антипод - рождение, в виде зерна кукурузы и кукурузного початка. На макушке чудовищной маски изображен облик молодого юноши, одетого в богатую одежду. Тело юноши слегка откинуто назад, он напряженно смотрит на изображение, отдаленно напоминающее крест. Ученые предположили, что этот крест является стилизованным рисунком ростка кукурузы, символизирующего у племени майя жизнь. На самом верху рисунка креста можно увидеть образ священной птицы кетцаль, перья которой использовались жрецами, для выполнения обрядов и ритуалов. В ногах птицы изображался символ воды, а рядом с ним два небольших диска, с ликами бога солнца.

Несколькими годами позже двое ученых: итальянец Пинотти и японец Мацумура, работая по отдельности, пришли к выводу, что на данной плите изображается реальный образ человека, а вокруг него располагаются вполне реальные предметы, а не символы из разряда мистики, как считалось раннее. Дальнейшее разбирательство плиты вылилось в гипотезу, что на ней изображен человек, сидящий в неком летательном или космическом аппарате, то есть рисунок плиты - это, возможно, детальный чертеж космического древнего корабля. Вскоре к таким же выводам стали приходить и исследователи со всего мира. Авиаконструктор из США Джон Сэндерсон, при помощи компьютерной программы превратил изображение плиты в объемную модель. В итоге глазам ученого была представлена часть кабины ракеты с пультом управления и наличием двигательной установки. Сэндерсон смоделировал также внешнее изображение, сконструированной им бумажной версии ракеты.

Самую большую известность на тематику найденной космического летательного аппарата нашла версия швейцарского писателя, которого звали Эрих фон Дэникен. Он написал книгу «Колесница богов», в которой указал, что изображение на плите, найденное в древнем городе Паленке, является рисунком древнего космонавта, сидящего в кабине своего летательного звездолета. Вышедшая большим тиражом книга стала моментально мировым бестселлером. В свое книге фон Дэникен перевернул плиту и получил желаемый результат, на котором действительно изображался человек, окруженный неизвестными предметами, напоминающими приборы космического корабля.

Дэникен писал, что в середине плиты находится человек, изображенный в сидящей позе. На голову человека надет шлем, с отходящими от него проводами, либо шлангами, его тело наклонено вперед к пульту управления, перед лицом располагается прибор, напоминающий внешний вид кислородного аппарата. Передние конечности человека находятся на панельной доске приборов. Правой рукой древний астронавт жмет на кнопку, а при помощи левой - сжимает рукоять рычага, пяткой левой ноги давит на педаль.

Также Дэникен утверждает в свое книге, что на космонавте надета современная одежда: на шее виден воротник свитера, на рукавах видны вязаные манжеты. На талии астронавта, по мнению писателя можно заметить ремень безопасности, выполненный в виде пояса с огромной пряжкой. На ногах у изображения якобы надеты облегающие брюки.

В Советском Союзе с аналогичными рассуждениями выступил писатель-фантаст Александр Казанцев, опубликовав статью в научном журнале «Техника - молодежи». Если присмотреться к плите, то она с космонавтикой, по сути, не имеет ничего общего. Представители идеи о космонавте слишком исказили подлинное изображение плиты. Многие детали были перевернуты кверху ногами, в частности священная птица кетцаль; изображенный юноша вовсе не одет в одежду, описанную Дэникеном, так как майя не знали в свою самобытность ни свитеров, ни приталенных брюк: одеянием для них служила набедренная повязка. Тело юноши, а также руки и ноги украшены лишь браслетами.

Также изображение астронавта, по мнению Дэникена и Казанцева, перевернуто и наклонено так, как хотелось эти двум людям, в поперечном изображении, тогда как на самом деле изображение должно быть продольным.

До сих пор доподлинно неизвестно, кто же изображен на каменной плите из храма в Паленке, может и правда космонавт, а может и божество.

Видео - Паленке храм древней цивилизации

Возможно Вам будет интересно:



 


Читайте:



Московская сретенская духовная семинария

Московская сретенская духовная семинария

Обновле́нчество (официальное самоназвание - Православная Российская Церковь ; позднее - Православная Церковь в СССР , также Обновле́нческий...

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Магические атрибуты используются в магических действиях неслучайно. Заговор на свечу усиливается простым или церковным воском определенного цвета и...

"житие сергия радонежского" Житие сергия радонежского информация о композиции жанре

Сохранилось в составе Пространной редакции XVI века - в первой ее части (до главы «О изведении источника»). Текст печатается по рукописи МДА, № 88,...

К чему снится деревня Сон родная деревня

К чему снится деревня Сон родная деревня

Видеть себя в красивой и плодородной местности с изобильными пшеничными полями, чистыми реками, красивыми домами предвещает наступление Вашего...

feed-image RSS