Главная - Гороскопы
Значение слова «дестют-де-траси. III. Клод Лантье

Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

Дестют де Траси и Кондильяк пытались оказать влияние на политику, проводимую оказавшимся у власти Наполеоном, который счел, что они пытаются заменить политическую реальность абстрактными утверждениями, и негативно отнесся к выдвинутым предложениям. С легкой руки великого исторического деятеля слово «идеология» приобрело уничижительный смысл, который закрепился за ним вплоть до настоящего времени. В связи с тем, что проект де Траси и Кондильяка был отвергнут Наполеоном, понятие идеологии оказалось на некоторое время забытым.

[Править]Маркс и марксистская традиция

Понятие идеологии получило второе рождение благодаря К. Марксу. Идеология по К. Марксу - это надстройка, зависящая от базиса (производственных отношений) [ нет в источнике ] - она выражает специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание, в частности товарный фетишизм .

Затем понятие идеологии стало одним из центральных в марксистской традиции и разрабатывалось Антонио Грамши, Луи Альтюссером и другими. Лукач предлагает видеть в идеологии проекцию классового сознания, Грамши использует для обозначения идеологии понятие культурная гегемония.

Идеология по Жижеку:

идеология . Это не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, это по самой своей сути фантазматическая конструкция , служащая опорой для нашей «действительности»: «иллюзия», структурирующая наши конкретные, реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную, непостижимую сущность (то, что Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф называют «антагонизмом», то есть травматическое социальное подразделение, не поддающееся символизации).

Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности .

[Править]Другие определения

Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.

    Идеология по К. Мангейму - искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии.

    Идеология по Ролану Барту - современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.

При всех дальнейших изменениях непосредственного значения этого термина смысловые оттенки первоначального содержания понятия «идеология» таковы:

    быть теоретическим обобщением исходных чувственных представлений;

    выступать наиболее существенным компонентом имеющихся в наличии знаний;

    выполнять в связи с этим роль исходных принципов для практической деятельности .

Вклад в разработку понятия идеология внесли также Теодор Адорно, Клиффорд Гирц, Анри Лефевр, Макс Хоркхаймер, Александр Зиновьев и ряд других представителей социально-гуманитарных наук.

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ (Destutt de Tracy) Антуан Луи Клод, граф ( . 20 июля 1754, Париж – . 10 марта 1836, Парэ-леФрези) – франц. философ, экономист. Развил учение Кондильяка в естественную историю духа, т. н. идеологизм; во главу угла своей теории познания он ставил переживание сопротивления – , которое начало играть значительную роль в современной философии: «Action volue et sentie d"une part, et resistance de l"autre, voila le lien entre moi jet les autres etres». Осн. произв.: «Elements d"idologie», 5 vol., 1801-1815.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ

(Destutt de Tracy), Антуан Луи Клод (20 июля 1754 – 10 марта 1836) – . бурж. политич. деятель, философ и вульгарный экономист. Род. в знатной дворянской семье. Как депутат от дворянства был членом Учредит. собрания (1789–1791). Монархист, после свержения во Франции монархии (10 авг. 1792) эмигрировал. По возвращении в 1793 был арестован и освобожден после 9 Термидора. При Директории был членом Комитета обществ. просвещения; при Наполеоне – сенатором; после реставрации Бурбонов возведен в пэры.

По своим филос. взглядам Д. де Т. . Находился под влиянием сенсуализма Кондильяка и физиологич. воззрений Кабаниса (с обоими философами был в дружеских отношениях). В силу своей физиологии люди, по мнению Д. де Т., обладают способностью мыслить. Мысль сводится к ощущениям. Благодаря рассудку мы можем сравнивать наши впечатления – представления. Представления о существовании внешнего мира – материи – мы получаем благодаря ее противодействию нашим желаниям. Эти идеи Д. де Т. развил в первых трех частях "Элементов идеологии" ("Е́léments d´idéologie", v. 1–4, – 1815, ч. 1 – "Idéologie proprement dite", 1801, ч. 2 – "Grammaire", 1803, ч. 3 – "Logique", 1805). в 4-й и 5-й частях ("Traité de la volonté et de ses effets", 1815) он изложил свои этич. и экономич. взгляды, а также доводы против коммунистич. учений. Мораль, по Д. де Т., субъективна, нет объективного критерия добра и зла, т.к. каждому человеку свойственны желания, соответствующие его нуждам. Каждый имеет делать все, что ему нравится. По характеристике Маркса и Энгельса, Д. де Т. доказывал, что , индивидуальность и – тождественны, что в "Я" уже заключено "Моё", и эти положения служат, по мнению Д. де Т., естеств. основанием частной собственности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 216–19). Отсюда, заключал Д. де Т., несостоятельны все учения об отмене частной собственности и о коммунизме.

Как апологет капитализма, Д. де Т. развивал вульгарную концепцию происхождения прибыли из обращения и провозгласил "деятельных", т.е. пром. капиталистов, "единственными" производит. работниками, создающими богатства, кормящими рабочих и остальное население (см. К. Маркс , Теории прибавочной стоимости, ч. 1, 1955, с. 244–48). Д. де Т. – сторонник невмешательства гос-ва в экономич. . В работе "Комментарий к "О духе законов" Монтескье" ("A commentary and review of Montesquieu"s spirit of laws", изд. в США, Филадельфия, 1811, на англ. яз. и в 1817 в Париже, на франц. яз. под назв.: "Commentaire sur l"Esprit des lois de Montesquieu...") Д. де Т. развивал идеи бурж. парламентаризма.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, М., 1955, с. 481–89, История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 393–94; Stеpаnowa N., Destutt de Tracy, Ζ., 1908 (Diss.).

Г. Зельманова. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАС И (Destutt de Tracy) Антуан-ЛуиКлод (20 июля 1754, Париж-10 марта 1836, Пареи-ле Фрезиль)-политический деятель, философ, представитель французской школы “идеологов”. Родился в дворянской семье. В 1789-91-член Учредительного собрания. Будучи монархистом, эмигрировал, возвратился в 1793, был арестован и освобожден после 9 термидора. При Наполеоне-сенатор, после Реставрации - пэр. Основная работа - “Элементы идеологии” (Eléments d"idéologie, v. l- 4. P., 1801-15), где он изложил свою концепцию генезиса идей из ощущений, этические и экономические взгляды. На Дестюта де Траси оказали влияние Монтескье, Руссо, Гельвеций, Кондильяк. У Гельвеция он заимствует концепцию свободы как удовлетворять наши . Свобода и тождественны. Отсюда вытекают три следствия: в зависимости от времени люди имеют различные концепции свободы, поскольку они по-разному понимают счастье; свободен в той мере, в какой его удовлетворяют формы правления; наилучшие политические институты те, что делают народ счастливым, даже если они деспотичны. В “Комментариях к “Духу законов” Монтескье” (издан в США в Филадельфии на англ. яз., 1811, франц. изд. 1817) развивал идеи парламентаризма. По его мнению, только одна правления соответствует требованиям разума и свободы- представительное правление, которое обеспечивает политическую свободу, индивидуальную свободу и свободу прессы. Эта форма правления предполагает подчинение законам, которые должны соответствовать законам человеческой природы. Представительное правление должно бороться со всеми видами неравенства, искоренять невежество и нищету, стремиться сблизить все , приводя их к уровню среднего класса, в котором господствуют идеи порядка, разума, справедливости и трудолюбие.

Идеи Дестюта де Траси оказали значительное влияние на формирование взглядов Стендаля, Сен-Бева, Сен-Симона, Фурье.

Лит.: GusdorfG. La conscience révolutionnaire. Les idéologues. P., 1978; ficavelF. Les Idéologues. P., 1981.

A. Л. Фролова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ" в других словарях:

    Дестют де Траси, Антуан Луи Клод Дестют Де Трасси Destutt de Tracy Имя при рождении: Антуан Луи Клод Дестют Де Трасси Дата рождения: 20 июля 1754 … Википедия

    - (Destutt de Tracy) Антуан Луи Клод (20.7.1754, Париж, 10.3.1836, там же), французский буржуазный политический деятель, философ, экономист, один из ранних представителей вульгарной школы буржуазной политической экономии. Родился в знатной… …

    - (Антуан Луи Клод, граф Destutt de Tracy, 1754 1836) французский философ. Когда вспыхнула французская революция, был пехотным полковником и депутатом от дворянства в генеральных штатах. 10 августа 1792 г. эмигрировал вместе с своим другом и… …

    Дестют де Траси Destutt de Tracy Имя при рождении: Антуан Луи Клод Дестют де Траси Дата рождения: 20 июля 1754(… Википедия

    ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ (Destutt de Tracy) Антуан Луи Клод (1754 1836) французский философ и экономист. Находился под влиянием Э. Кондильяка и П. Кабаниса. Считал единственными производительными работниками промышленных капиталистов … Большой Энциклопедический словарь

    Дестют де Траси (Destutt de Tracy) Антуан Луи Клод (20.7.1754, Париж, ‒ 10.3.1836, там же), французский буржуазный политический деятель, философ, экономист, один из ранних представителей вульгарной школы буржуазной политической экономии. Родился… … Большая советская энциклопедия

    - (Destutt de Tracy) (1754 1836), французский философ и экономист. Находился под влиянием Э. Кондильяка и П. Кабаниса. Считал единственными производительными работниками промышленных капиталистов. * * * ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ Антуан Луи Клод ДЕСТЮТ ДЕ… … Энциклопедический словарь

    - (граф Destutt de Tracy, 1754 1836) франц. философ. Когда вспыхнула франц. революция, был пехотным полковником и депутатом от дворянства в генеральных штатах. 10 авг. 1792 г. эмигрировал вместе с своим другом и единомышленником Лафайетом, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ (Антуан Луи, граф) - французский философ и политический деятель (Париж, 1754 там же, 1836). Был депутатом от дворянства в Генеральных штатах, пэром Франции при Реставрации. Его сенсуалистическая философия, изложенная в «Элементах идеологии» (1801), впервые проливает… … Философский словарь

    Понятие, введенное в нач. 19 в. А.Л.К. Дестютом де Траси для обозначения науки, предметом которой должны стать всеобщие законы образования идей. И. как наука о всеобщих и неизменных законах образования идей, их трансформации, влиянии на жизнь… … Философская энциклопедия

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Дестют-де-Траси

(Антуан Луи Клод, граф Destutt de Tracy, 1754-1836) - французский философ. Когда вспыхнула французская революция, был пехотным полковником и депутатом от дворянства в генеральных штатах. 10 августа 1792 г. эмигрировал вместе с своим другом и единомышленником Лафайетом, но вскоре вернулся и 2 ноября 1793 г. был арестован. Лишь падение Робеспьера доставило ему свободу. При Наполеоне был сенатором, а при реставрации Бурбонов в 1814 г. возведен в пэры. С самого основания Национального института был членом его. Один из лучших французских метафизиков, Д. стремился к смягчению сенсуализма, отчасти склоняясь к материализму Кабаниса. Исходя из того положения, что простое чувственное ощущение не может дать представления бытия вещей вне нас, Д. пытался объяснить это представление и в этом смысле преобразовал учение Кондильяка. Он принимает, что только произвольное движение учит нас существованию внешних объектов. Связь между внутренним и вешним миром, с одной стороны, составляет действие, составляющее предмет хотения и ощущения, с другой - противодействие. Одна и та же ощущающая сила не может хотеть и в то же время оказывать самой себе противодействие. Материи, которая бы не противодействовала, нельзя было бы и познать. Существо, не делающее движений, или хотя и делающее, но не ощущая их, познавало бы не что иное, как само себя. Сочинение Д.: "Eléments d"idéologie" (5 т., Пар., 1817-18; нов. изд. 1824-25; переведено, между прочим, и на языки итальянский и испанский); последние две части этого труда "Traité de la volonté et de ses effets" представляют собой очерк политической экономии. Большой славой пользовался, особенно в Сев. Америке, еще его "Commentaire sur l"esprit des lois de Montesquieu" (первоначально на англ. яз., Филадельфия, 1811; на франц. яз. Пар., 1819).

Дестют де Траси, Антуан Дуй Клод (1754-1836) - французский философ и экономист. Находился под влиянием Э. Кондильяка и П. Кабаниса . Развивал вульгарную теорию происхождения прибыли из обращения, считал промышленных капиталистов «единственными» производительными работниками.

Дестют де Траси (Destutt de Tracy) Антуан-Луи-Клод (20июля 1754, Париж- 10 марта 1836, Парейле Фрезиль)- политический деятель, философ, представитель французской школы «идеологов». Родился в дворянской семье. В 1789-1791 - член Учредительного собрания. Будучи монархистом, эмигрировал, возвратился в 1793 году, был арестован и освобожден после 9 термидора. При Наполеоне - сенатор, после Реставрации - пэр. Основная работа - «Элементы идеологии» (Elements d"ideologie, v. 1-4. P., 1801-15), где он изложил свою концепцию генезиса идей из ощущений, этические и экономические взгляды. На творчество Дестюта де Траси оказали влияние Монтескье , Руссо , Гельвеции , Кондильяк. У Гельвеция он заимствует концепцию свободы как способности удовлетворять наши потребности. Свобода и счастье тождественны. Отсюда вытекают три следствия: в зависимости от времени люди имеют различные концепции свободы, поскольку они по-разному понимают счастье; народ свободен в той мере, в какой его удовлетворяют формы правления; наилучшие политические институты те, что делают народ счастливым, даже если они деспотичны. В «Комментариях к «Духу законов» Монтескье» (издан в США в Филадельфии на англ. яз., 1811, франц. изд. 1817) развивал идеи парламентаризма. По его мнению, только одна форма правления соответствует требованиям разума и свободы - представительное правление, которое обеспечивает политическую свободу, индивидуальную свободу и свободу прессы. Эта форма правления предполагает подчинение законам, которые должны соответствовать законам человеческой природы. Представительное правление должно бороться со всеми видами неравенства, искоренять невежество и нищету, стремиться сблизить все классы, приводя их к уровню среднего класса, в котором господствуют идеи порядка, разума, справедливости и трудолюбие. Идеи Дестюта де Траси оказали значительное влияние на формирование взглядов Стендаля, Сен-Бева, Сен-Симона , Фурье .

A.Л. Фролова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 630-631.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Литература:

Gusdoif G. La conscience revolutionnaire. Les ideologues. P., 1978;

Picavet F. Les Ideologues. P., 1981.

род. 20 июля 1754, Париж - ум. 10 марта 1836, Парэ-леФрези) - франц. философ, экономист. Развил учение Кондильяка в естественную историю духа, т. н. идеологизм; во главу угла своей теории познания он ставил переживание сопротивления - понятие, которое начало играть значительную роль в современной философии: "Action volue et sentie d&une part, et resistance de l&autre, voila le lien entre moi jet les autres etres". Осн. произв.: "Elements d&idologie", 5 vol., 1801-1815.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Дестют де Траси Антуан

французский философ и политический деятель (Париж, 1754 - там же, 1836). Был депутатом от дворянства в Генеральных штатах, пэром Франции при Реставрации. Его сенсуалистическая философия, изложенная в «Элементах идеологии» (1801), впервые проливает свет на то внутреннее чувство, с которым мы относимся к своим движениям («подвижность») и которое современная феноменология описывает под именем «че,-ловеческого тела».

Отличное определение

Неполное определение ↓

Дестют де Траси Антуан

(20 июля 1754, Париж-10 марта 1836, Пареи-ле Фрезиль)-политический деятель, философ, представитель французской школы «идеологов». Родился в дворянской семье. В 1789-91-член Учредительного собрания. Будучи монархистом, эмигрировал, возвратился в 1793, был арестован и освобожден после 9 термидора. При Наполеоне-сенатор, после Реставрации - пэр. Основная работа - «Элементы идеологии» (Elements dideologie, v. l- 4. P., 1801-15), где он изложил свою концепцию генезиса идей из ощущений, этические и экономические взгляды. На творчество Дестюта де Траси оказали влияние Монтескье, Руссо, Гельвеций, Кондильяк. У Гельвеция он заимствует концепцию свободы как способности удовлетворять наши потребности. Свобода и счастье тождественны. Отсюда вытекают три следствия: в зависимости от времени люди имеют различные концепции свободы, поскольку они по-разному понимают счастье; народ свободен в той мере, в какой его удовлетворяют формы правления; наилучшие политические институты те, что делают народ счастливым, даже если они деспотичны. В «Комментариях к «Духу законов» Монтескье» (издан в США в Филадельфии на англ. яз., 1811, франц. изд. 1817) развивал идеи парламентаризма. По его мнению, только одна форма правления соответствует требованиям разума и свободы- представительное правление, которое обеспечивает политическую свободу, индивидуальную свободу и свободу прессы. Эта форма правления предполагает подчинение законам, которые должны соответствовать законам человеческой природы. Представительное правление должно бороться со всеми видами неравенства, искоренять невежество и нищету, стремиться сблизить все классы, приводя их к уровню среднего класса, в котором господствуют идеи порядка, разума, справедливости и трудолюбие.

Идеи Дестюта де Траси оказали значительное влияние на

формирование взглядов Стендаля, Сен-Бева, Сен-Симона, Фурье.

Лит.: GusdorfG. La conscience revolutionnaire. Les ideologues. P., 1978; ficavelF. Les Ideologues. P., 1981.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Дестют де Траси Антуан

(20 июля 1754 – 10 марта 1836) – франц. бурж. политич. деятель, философ и вульгарный экономист. Род. в знатной дворянской семье. Как депутат от дворянства был членом Учредит. собрания (1789–1791). Монархист, после свержения во Франции монархии (10 авг. 1792) эмигрировал. По возвращении в 1793 был арестован и освобожден после 9 Термидора. При Директории был членом Комитета обществ. просвещения; при Наполеоне – сенатором; после реставрации Бурбонов возведен в пэры. По своим филос. взглядам Д. де Т. эклектик. Находился под влиянием сенсуализма Кондильяка и физиологич. воззрений Кабаниса (с обоими философами был в дружеских отношениях). В силу своей физиологии люди, по мнению Д. де Т., обладают способностью мыслить. Мысль сводится к ощущениям. Благодаря рассудку мы можем сравнивать наши впечатления – представления. Представления о существовании внешнего мира – материи – мы получаем благодаря ее противодействию нашим желаниям. Эти идеи Д. де Т. развил в первых трех частях "Элементов идеологии" ("Е?l?ments d?id?ologie", v. 1–4, – 1815, ч. 1 – "Id?ologie proprement dite", 1801, ч. 2 – "Grammaire", 1803, ч. 3 – "Logique", 1805). в 4-й и 5-й частях ("Trait? de la volont? et de ses effets", 1815) он изложил свои этич. и экономич. взгляды, а также доводы против коммунистич. учений. Мораль, по Д. де Т., субъективна, нет объективного критерия добра и зла, т.к. каждому человеку свойственны желания, соответствующие его нуждам. Каждый человек имеет право делать все, что ему нравится. По характеристике Маркса и Энгельса, Д. де Т. доказывал, что личность, индивидуальность и собственность – тождественны, что в "Я" уже заключено "Мое", и эти положения служат, по мнению Д. де Т., естеств. основанием частной собственности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 216–19). Отсюда, заключал Д. де Т., несостоятельны все учения об отмене частной собственности и о коммунизме. Как апологет капитализма, Д. де Т. развивал вульгарную концепцию происхождения прибыли из обращения и провозгласил "деятельных", т.е. пром. капиталистов, "единственными" производит. работниками, создающими богатства, кормящими рабочих и остальное население (см. К. Маркс, Теории прибавочной стоимости, ч. 1, 1955, с. 244–48). Д. де Т. – сторонник невмешательства гос-ва в экономич. жизнь. В работе "Комментарий к "О духе законов" Монтескье" ("A commentary and review of Montesquieu´s spirit of laws", изд. в США, Филадельфия, 1811, на англ. яз. и в 1817 в Париже, на франц. яз. под назв.: "Commentaire sur l´Esprit des lois de Montesquieu...") Д. де Т. развивал идеи бурж. парламентаризма. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, М., 1955, с. 481–89, История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 393–94; Stеpаnowa N., Destutt de Tracy, ?., 1908 (Diss.). Г. Зельманова. Ленинград.

 


Читайте:



Действительно ли столь несчастливое число тринадцать?

Действительно ли столь несчастливое число тринадцать?

Сегодня мы будем обсуждать тайну страшного и признанного числа тринадцать 13 несчастливым, практически всем миром. Мы узнаем, почему одни западные...

Московская сретенская духовная семинария

Московская сретенская духовная семинария

Обновле́нчество (официальное самоназвание - Православная Российская Церковь ; позднее - Православная Церковь в СССР , также Обновле́нческий...

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Магические атрибуты используются в магических действиях неслучайно. Заговор на свечу усиливается простым или церковным воском определенного цвета и...

"житие сергия радонежского" Житие сергия радонежского информация о композиции жанре

Сохранилось в составе Пространной редакции XVI века - в первой ее части (до главы «О изведении источника»). Текст печатается по рукописи МДА, № 88,...

feed-image RSS