Главная - Гороскопы
Что такое вера? Православная вера. Вера в будущее. Вера в человека. Чем отличается вера от религии? Жизнь, сосредоточенная на плотских желаниях и взглядах

Введение

1. Вера – что это такое?

2. Вера, доверие, уверенность

3. Откуда берется вера

4. Религия и вера

5. Где неприложимо само понятие веры?

6. Вера как особый способ познания истинной реальности

7. Вера – это жизнь человека

8. Вера в себя

Заключение

Список использованной литературы


Введение

«У каждого из нас можно отнять все - имущество, семью - и хотя это крайне тяжело, но человек выдержит и останется человеком до той поры, пока у него не отнимут веру. Все можно вынести с помощью Божьей», - настоятель церкви святой великомученицы Екатерины отец Андрей Верещагин.

Вера - это одновременно факт сознания и бессознательного (интуитивная вера). В качестве феномена сознания она выступает как идейная, мировоззренческая позиция принятия или непринятия (в этом случае говорят о неверии) определенных утверждений или поступков без предварительной фактической или логической проверки. Основанием для такого акта сознания является внутренняя субъективная уверенность, не нуждающаяся в доказательствах.

Как феномен бессознательного веру можно охарактеризовать понятием психологической установки. В ее основе лежит личный опыт, а также потребности, желания, чувства человека. Особое место среди них занимает любовь. Как правило, человек верит в то и в того, что и кого любит. Человек верит потому, что ему хочется верить, и он не нуждается в оправданиях своей веры. Этим объясняется устойчивость этого состояния. Сложившееся верование с трудом корректируется и подвергается коренному изменению при столкновении с противоречащими фактами и контраргументами. Наиболее выпукло социально организованная вера представлена в религии, которая покоится на вере в высшее, сверхъестественное начало, или в бога.

Веру, понимаемую не только в религиозном смысле, а широко, можно обнаружить во всех видах деятельности человека, будь это каждодневное общение, игра, спорт, творчество, религия, искусство, наука, врачебное "искусство" и т. п. При этом она выполняет различные функции, связанные с разными аспектами своей идейной и психологической природы.

Главное значение имеет вера в себя, уверенность (или неуверенность) в своих силах, насколько человек доверяет (или не доверяет) своей интуиции. Вера в себя важна не только для физического, телесного выздоровления, но и для процессов самовоспитания в широком смысле, для самосовершенствования.

1. Вера – что это такое?

Вопросы «что такое вера?» и «можно ли жить без таковой?» всплывают периодически.

Главная путаница возникает из-за смешения терминов «вера» и «доверие», а, точнее, в нечеткости «границы» между ними. Что обозначает фраза «я верю»? В зависимости от контекста - очень разное.

Существенна разница между «верю кому-то» и «верю во что-то».

Бытовой верой можно назвать - привычные установки, о которых мы не задумываемся. На материальном плане это мало значимо - скажем, понятно, что на каждого может упасть метеорит, но учитывать это в практической деятельности несколько странно. Просто интеллектуал понимает, что вероятность события не нулевая, а индивид со среднестандартным уровнем развития просто об этом не задумывается. Однако согласится, если ему указать на это в явном виде - да, может быть.

Вред от «бытовой веры» - это слепое следование морали, обычаям, «так принято» и т.д. Впрочем, не забывайте, что речь идет об индивидах, которые потенциально могут развиться до разумных, а для большинства «если бога нет, то все позволено».

Главное здесь - не путать, когда поступок (возможно, один и то же внешне) обусловлен именно следованием «так здесь принято», а когда - внутренними мотивациями, обусловленными свойствами именно Личности.

Основываясь на вере, т.е. на убеждениях, имеющих максимально возможную значимость, невозможно скорректировать эти представления принципиально, если только не понизить их значимость, т.е. отойти от веры. А, значит, процесс познания становится невозможен.

В этом-то и заключается вред веры.

Дело в том, что психика всегда имеет некие особенности, которые формируются в самом начале развития (или даже являются врожденными) и потом уже не меняются.

Вера всегда ограничивает. Вера препятствует самостоятельному мышлению.

2. Вера, доверие, уверенность

Разберем данные понятия - поскольку слова однокоренные, их часто путают недалекие люди. И не менее часто этим пользуются манипуляторы - «ты мне доверяешь, поэтому верь в то, что я говорю».

Термин «вера» происходит от латинского veritas (истина), т.е. объект веры именно что претендует на истинность. Не гипотеза, даже не постулат, а именно что догма: именно так все и есть, и никак иначе. Иначе быть не может, поскольку не может быть никогда.

Это - гносеологически. А если посмотреть с точки зрения психологии - к чему это приводит?

Вера - это состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком неких заявлений как непреложных фактов. Это признание чего-либо истинным с решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Обратите внимание на честное признание: мол, если факты против, то тем хуже для фактов, а вера - все равно истинна. Именно так психологически и работает механизм веры.

Вера не может быть «разумной», «рациональной» и т.п., она по своей сути всегда «слепа» - вера, которая имеет надежное основание, это уже не вера, а гипотеза, уверенность в чем-то.

Кто знает, тот не может верить.

Доверие- это психическое состояние, в силу которого индивид отказывается от самостоятельного исследования вопроса, который может быть исследованным. Доверие может быть как обоснованным, так и необоснованным. Доверяется тот, кто не хочет или не может решить или сделать чего-либо сам, полагаясь или на общепринятое мнение, или на авторитетное лицо.

Обратите внимание: вера всегда относится к факту (тезису и проч.), это безличное отношение, доверие же всегда направлено на кого-то. Верят во что-либо, доверяют кому-либо.

Есть еще одно однокоренное слово - уверенность.

Уверенность - это осознание своей высокой вероятности (либо чужой правоты) и проистекает именно от понимания ситуации (понятно, в меру своего развития), знании своих сил, понимания уровня знаний и т.д. Этим уверенность кардинально отличается от доверия, которое берет начало именно в неуверенности, проистекает из сознания своей слабости, признания чужого авторитета как априорного.

Вера - подход к оценке информации, основывающийся только и исключительно на авторитетности одного источника. Понятно, что зависимые источники сводятся к одному: важно именно подтверждение факта из разных источников, независимых и заинтересованных. Скажем, все труды богословов основаны на Библии, а научный закон может проверить любой желающий (при наличии соответствующих приборов и т.п., понятно). Источник является «монополистом истины», поэтому проверяемость не играет роли вообще, не говоря уж о фальсифицируемости.

Доверие - это подход к оценке информации, основывающийся на репутации источника или источников. Доверяющий считает информацию верной на том основании, что другая информация от того же источника, проверенная в своё время, была верна. Как уже говорилось, это можно назвать «бытовой верой»: существует устойчивая последовательность, а остальное мало значимо. Доверие может быть достаточно обоснованным -именно это называется дружбой.

Уверенность в знании. Если нет знания, то уверенность не имеет под собой оснований, и, значит, это в лучшем случае - доверие кому-то с верой ему же. Знание - это оценка информации на основании фактических и логических обоснований. Конечно, уровень развития у всех разный, и поэтому обоснования могут быть разной степени достоверности, но важен сам подход: для [научного] знания требуются доказательства.

3. Откуда берется вера?

Увы, она естественна. К тому моменту, когда человеку начинают внушать «верь вот в это», он уже полностью подготовлен к тому, что вера - это нормально, «каждый во что-то верит», и вообще «не верить нельзя».

Психологически вера (не обязательно в бога и т.п., вера как таковая) - это ощущение несомненной истинности данного факта. Такое ощущение основано на механизмах понимания, необходимых для формирования опыта. Это есть реликт так называемого Периода Доверчивого Обучения, который присущ всякому развивающемуся сознанию. Все животные, включая человека, обучают детенышей на опыте, остенсивно - «смотри, как надо делать». Интеллектуальные игры человека со второй сигнальной системой приходят позже, а ребенок уже учится, когда даже еще не может говорить.

Поскольку для осознания процесса учебы требуется именно анализ происходящего, а для этого надо уже иметь некие стратегии/методы мышления, усвоенные факты и т.п., а у младенца это еще не наработано по понятной причине. И все «записывается на подкорку», фиксируется именно подсознанием.

Чувство доверия появляется очень рано, человек ничего не помнит о том периоде. Эриксон рассматривал чувство базисного доверия в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни - чтобы не испытывать постоянного нервного напряжения, надо доверять миру.

Сначала весь мир для ребенка - это мама. Согласитесь, что не доверять тут никак не получится - на столь ранней стадии развития доверие безусловное, что-либо для сравнения отсутствует, да и «сравнительного механизма» еще нет. Далее же, если семья любящая, ребенок опять же не имеет причин не доверять.

Детям младшего школьного возраста свойственно безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, родителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безгранично принимают его оценки, перенося их на себя и присваивая их себе. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник, в основном лишь повторяет то, что о нём говорят взрослые.

Добавить в избранное

Вера — это свойство характера человека и его способность определиться с выбором и быть убежденным в осуществлении чего-либо

Определения и основные свойства

Вера как важнейшая характеристика действительно сильного Человека. Сильный человек всегда имеет Веру во что то и наполняется тем, во что верит. Это может быть всё, что угодно! Это не обязательно Всевышний! Посредством веры, человек получает огромную силу, которая дает смысл жизни, ценность жизни и направление движения движения вперед. Вера и Цель могут дать ту самую жизненную энергию для движения вперед. Отсутствие Веры может полностью раздавить и уничтожить. Все войны – следствия столкновений каких-то вер. Когда человек сражается насмерть, значит, он обладает Верой. Стремясь к достижению , человек наполняется энергией , и .

Что такое Вера как качество личности?

Это наличие в сознании человека четкого осознания своего предназначения, устойчивого понимания что такое Счастье и источников Счастья. Источник счастья как визитная карточка личности. Зная источник счастья личности, можно многое узнать об этом человеке. Для кого-то источником счастья является Бог, для кого-то атеизм или автомат Калашникова, а для кого-то деньги и материальные блага.

Истинный источник счастья — внутри человека, это его способность отдать себя, свои силы во благо другого человека или общества. Это и есть проявить Любовь к ближнему!

Значение Веры для человека

Высшая цель жизни человека зависит полностью от его Веры. Жизнь без Веры пуста. Вера заставляет человека настойчиво идти к главной цели своей жизни. Вера вызывает желание жить и проявлять активность, действовать с воодушевлением и вдохновением. Вера это внутренний источник энергии Счастья и вдохновления как самая мощная из всех существующих энергий человека.

Высокое представление о Счастье в обществе или личном Счастье формируется в человеке благодаря социуму и пониманию глубоких смыслов жизни человека только благодаря собственному осознанию и стремлению к Самопознанию.

Есть утверждение доктора философии О.Г. Торсунова в следующей трактовке:

«Вера может передаться от одного человека к другому. Она не возникает сама спонтанно в голове. То есть вера – она приходит к человеку от другого человека. Если человек имеет какое-то возвышенное представление о жизни, он может передать это представление другому человеку»

Вера побуждает человека к самосовершенствованию, к желанию изменяться к лучшему, причем советует начинать не с других, а с себя.

Начни с самопознания себя и своей цели

Человек получает устойчивую связь с источником счастья, и у него пропадает всякое желание поучать, диктовать свою волю, контролировать и третировать своих близких.

Отсутствие Веры в человеке

Когда в человеке проявляется желание все контролировать, всех строить и давить человеке значит в нем прописалось недовольство и пороки. Человек пытается выплеснуть недовольство за счет упреков, обвинений и издевательств над своим окружением и это означает только одно: человеку не хватает энергии Веры. Нет четких указаний во что необходимо верить! Просто в этом случае нет Веры никакой или она ложная.

Если человек, пытается всех заставить жить по своим правилам, значит, его сердце открылось неправильной Вере. Истинная вера приносит Счастье, ложная вера приносит только разочарование и скорбь.

Сразу необходимо отметить, что Вера не предполагает обязательную Веру в духовность или Христианскую или Мусульманскую или другие религии. Вера исполненная на Атеизме тоже Вера! Это показали реальные результаты советского общества. Например, Вера в светлое коммунистическое будущее породила небывалый энтузиазм масс. Сейчас во времена кризисов и рецессий трудно представить такую Веру в Капитализм!

Признаки истинной Веры и верующего человека

Когда человеку хочется всех любить, обнимать и помогать, это верный признак того, что в него вошла правильная Вера

Если ты стал уважительно и доброжелательно относиться к людям, значит, твое сердце не ошиблось в выборе Веры. Когда с Истинной Верой все в порядке, человек умиротворен и спокоен.

В современном мире определение веры и религии практически не различимы. Мало кто задумывается, что они несут совершенно различную смысловую нагрузку. Человек практически перестал думать о своей духовной жизни достаточно серьезно, отдавая дань сиюминутным модным течениям и абсолютно не задумываясь о внутренней составляющей. Итак, давайте подробнее разберемся, что такое вера и религия, в чем разница этих понятий.

Определение “Вера”

Следует отметить, что термин “вера” имеет более древнее происхождение, чем “религия”. Наши предки действительно не отличали эти два понятия. Однако на сегодня, когда так много различных религиозных течений и просто различных верований, это имеет принципиальное значение. Рассмотрим подробнее.

Вера - это личные убеждения в истинности чего-либо, пусть они даже не имеет логического или фактического доказательства . Например, если ваш сосед убежден в том, что на планете Марс живут маленькие невидимые человечки, то это и является верой . Доказательств тому, что это так (равно как и наоборот) не существует. К нему могут присоединится такие же убежденные и через некоторое время вполне может образоваться какое-либо учение об этих человечках (так было с древними богами в языческие времена, когда люди пытались объяснить различные явления природы).

Вера легко может существовать без религии. Если человек не является последователем какой-либо конфессии, то он может верить абсолютно в любые высшие силы. И, как ни странно, Вселенная отвечает взаимностью даже в этом случае. Однако если человек на своем пути к духовному познанию один, то ему легче оступиться, ведь в любом религиозном течении всегда можно обратиться за помощью, и она будет оказана.

Также вера не подразумевает определенных практик. И вообще, можно просто верить, т.е. быть убежденным, что высшие силы существуют и ничего не делать в направлении развития своей духовности. Можно же общаться к Богу лишь в трудные или радостные моменты своей жизни, но при этом тоже не менять существенно свой уклад жизни. А можно полностью доверить свою жизнь Богу и верить, что он все делает правильно. В последнем случае все подчиняется только Ему.

Определение “Религия”

Религия - это определенный свод правил, обрядов и законов, которые направлены на развитие духовности человека, возможности его контакта с высшей силой, но обязательно основанный на вере. Если в религии отсутствует вера, то ее можно считать мертвой. Простым сводом правил жизни человека (к слову сказать, они практически всегда высокоморальные).

Религия - это всегда определенный тип мировоззрения. Также следует отметить, что некоторые исследователи считают религию, с ее традициями, законами, обрядами и т.д., учением о различных знаниях нашего Мироздания. Однако это относится только к истинным религиям. Например, Веды, которые содержат в себе все законы, которые могут облегчить жизнь человека и разумно растолковать причинно-следственные связи каждого поступка человека, не требуя при этом слепой веры. Конечно, поклонение Божествам практикуется, но сам принцип существенно отличается от того же христианства, а вся жизнь человека строится на духовном развитии, но в силу его возможностей на данный момент.

Как бы то ни было, каждая религия объединяет людей в общины, и каждый из последователей обычно изучает определенные правила, молитвы (мантры), священные писания и т.д. Именно через прописанные действия человек общается с Богом, обычно это молитва или песнопение. Причем отступление от канона считается недопустимым, ведь каждое религиозное течение предлагает свою форму служения Богу (даже и имена давая ему совершенно разные), считая ее истинной. На этой почве в далекие времена было много войн.

Как видим, отличие веры от религии существенно. Вера без религии вполне себе может существовать, а вот наоборот - уже возникают проблемы, что подтверждает история, приводя в пример ярых и нетерпимых фанатиков, которые имеют только то мнение, навязанное им так называемыми духовными лидерами, но никак не Богом. А люди зачастую имеют свои цели, даже стоящие во главе духовного течения.

На нашем сайте вы сможете найти различную информацию о религиозных течениях, духовных практиках и многое другое.

Итак, какая же все же разница между религией и верой? Выделим некоторые важные моменты, отвечая на этот вопрос.

  • Как было сказано выше, вера вполне может существовать без религии, а вот наоборот - невозможно. Религия всегда является основой веры в какое-либо божество, высший разум, духовные возможности и т.д.
  • Истинная вера сама по себе бескорыстна, ее нельзя привить человеку насильственным путем. Религия же зачастую выбирается еще нашими предками, в ее среде и воспитываются будущие последователи.
  • Очень важным моментом является то, что вера динамична, т.е. она может увеличиваться или уменьшаться у отдельно взятого индивида, ее вообще можно потерять в результате потрясений. Религия - статична, т.к. существуют определенные каноны и правила, которые нельзя нарушать.
  • Вера заставляет “двигаться” душу, размышлять, повышать свою духовность. А вот религия - это скорее нормы поведения, социальная составляющая жизни человека.

Конечно, все довольно субъективно, ведь каждая религия имеет своих многочисленных святых, которые достигли духовных вершин не только соблюдая правила. Искренняя вера, молитва, собственный подход на общение с Богом помогли им полностью изменится. Но такое может произойти не только в традиционных известных религиях, но даже если вы являетесь последователем языческой культуры , и ваше сердце открыто, при этом готово принимать Бога, а также трудиться для своего духовного развития.

Определяемая с точки зрения богопознания вера есть, прежде всего, доверие человеческого ума к Божественной истине, без исследования о ней, на основании свидетельств Священного Писания, Священного Предания и тех чудесных знамений, какие всегда сопровождают истинную веру. Так мы веруем, что мир сотворен Богом в шесть дней и соблюдается он Словом Божиим (2Пет.3:7); веруем, что снова Господь придет на землю судить живых и мертвых; веруем, что будет воздаяние за гробом и жизнь вечная. Под верой, далее, разумеется сердечная уверенность человека в известной религиозной истине без отчетливого еще постижения ее умом; например, не постигая догмата Святой Троицы, мы бываем внутренне уверены, что, действительно, Бог троичен в Лицах, что, действительно, Христос - Сын Божий, сошедший на спасение наше, а Дух Святой - источник нашего освящения и усыновления Богу.

Но все такие убеждения еще нельзя назвать совершенной верой. Вера на высшей ступени своего развития есть видение - видение духом Бога и святых Его, созерцание тайн горнего мира, осязание их духовным чувством. О такой совершенной вере говорит апостол Павел в Послании к Евреям: «вера, - определяет он, - есть обличение вещей невидимых» (Евр.11:1). «Обличение» - от слова «облик», т.е. при наличии истинной веры духовный предмет отчетливо выясняется пред нашим духом, получает облик, становится осязаемым и видимым чрез живое соприкосновение с ним нашего духа.

Следовательно, совершенная вера есть зрение очами сердца духовного мира, ощущение его духовным чувством. В подтверждение своего учения апостол Павел приводит далее и имена тех великих праведников Ветхого Завета, которые имели подобную веру. Таковы были святые патриархи, цари и пророки, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими… их не был достоин весь мир» (Евр.11:33-35, 38).

Вера в Бога

Учение о Боге в Символе веры начинается словом: «Верую». Бог есть первый предмет веры христианской. Таким образом, наше христианское признание бытия Божия основывается не на рассудочных основах, не на доказательствах, взятых из разума или полученных из опыта наших внешних чувств, а на внутреннем, высшем убеждении, имеющем нравственное основание.

Веровать в Бога значит, в христианском понимании, не только умом признавать Бога, но и сердцем стремиться к Нему.

«Веруем» в то, что недоступно внешнему опыту, научному исследованию, восприятию нашими органами внешних чувств. В славянском и русском языках понятие «верую» глубже значения русского «верю, » обозначающего часто простое принятие без проверки свидетельства другого лица, чужого опыта. Св. Григорий Богослов различает и в греческом языке: религиозную веру - «верую в кого, во что «; и простую личную веру - «верю кому, чему «. Он пишет: «Не одно и то же значит: «веровать во что» и «верить чему». Веруем мы в Божество, а верим относительно всякой вещи» (Твор. св. Григория Богослова. Часть 3, стр. 88, «О Духе Святом»).

Христианская вера есть таинственное явление в области человеческой души. Она шире мысли, сильнее , действеннее ее. Она сложнее отдельного чувства , она содержит в себе чувства любви, страха, почитания, благоговения, смирения. Она также не может быть названа волевым явлением, ибо, хотя она двигает горами, христианин, веруя, отказывается от своей воли, всецело предавая себя в волю Божию: «Да будет воля Твоя на мне, грешнем».

Конечно, христианство связано и с умственным знанием, оно дает мировоззрение. Но если бы оно оставалось только мировоззрением, пропала бы его движущая сила; без веры оно не было бы живой связью неба и земли. Христианская вера есть нечто гораздо большее, чем-то «убежденное предположение, » называемое верой, какое обычно встречается в жизни.

На вере создана Христова, как на скале, которая не содрогнется под нею. Верою святые побеждали царства, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись при немощи (Евр. 11:33-38). Одушевленные верою христиане с радостью шли на мучения и смерть. Вера - камень, но камень не осязаемый, свободный от грузности, тяжести; влекущий вверх, а не вниз.

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой » - сказал Господь (Ин. 7:38), и проповедь апостолов, проповедь в силе слова, в силе Духа, в силе знамений и чудес, была живым свидетельством истинности слов Господа.

«Если будете иметь веру и не усомнитесь…, если и горе этой скажете: поднимись и ввергни себя в море, будет » (Матф. 21:21). Чудесами святых всех веков наполнена история Церкви Христовой, Но чудеса творит не вера вообще, а вера христианская. Вера действенна не силой воображения и не самогипнозом, а тем, что она связывает с источником всякой жизни и силы - с Богом. Она сосуд, которым зачерпывается вода; но нужно быть у этой воды и опустить сосуд в нее: вода эта - благодать Божия. «Вера есть ключ к сокровищнице Божьей, » пишет о. Иоанн Кронштадтский («Моя жизни во Христе», т. 1, стр. 242).

Поэтому трудно дать определение: что есть вера. Когда Апостол говорит: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом » (Евр. 11:1), то, не касаясь здесь природы веры, указывает только на что направляет ее взор: - на ожидаемое, на невидимое, а именно, что вера есть проникновение души в будущее (осуществление ожидаемого ) или в невидимое (уверенность в невидимом ). Это свидетельствует о таинственном характере христианской веры.

Вера и знание в религии и науке

Значение веры в религии столь велико, что саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении к любой другой области познания.

Путь к знанию для человека всегда открывается с веры родителям, учителю, книге и т.д. И только последующий личный опыт укрепляет (или, напротив, ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, претворяя веру в знание. Вера и знание, таким образом, становятся единым целым. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике…

Столь же необходима человеку вера и в религии. Она является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания. Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Как сказал один из великих святых: « видит истину Божию по силе жития».

Христианин на этом пути может достичь такого познании Бога (и существа тварного мира), когда его вера сорастворяется со знанием, и он становится «один дух с Господом» (1 Кор. 6:17).

Таким образом, как во всех естественных науках вера предваряет знание, и опыт подтверждает веру, так и в религии вера, исходя из глубоко интуитивного чувства Бога, приобретает свою силу только в непосредственном личном опыте Его познания. И только вера в небытие Бога, во всех своих мировоззренческих вариантах, остается не только не оправданной в опыте, но и находящейся в вопиющем противоречии с великим религиозным опытом всех времен и народов.

Суеверия

Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая истинную пользу душе человека - это своего рода духовная болезнь, без всякого преувеличения ее можно уподобить наркомании, и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и , и бесам, и даже Господу , но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни.
Суеверно мыслящий человек верит, что его личное благополучие зависит от того, насколько успешно он сумеет оборониться от злых сил. При этом понятия любви Божией, воли Божией, Промысла Божия ему совершенно чужды. Не знает такой человек и не хочет знать, что скорби и страдания, попущенные Богом, являются проявлением любви Божией к нам - воспитательным средством, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И не важно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь или потерю близких, или в результате несчастного случая, или через наветы колдунов.

Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.
Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:
1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;
2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,
3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

Источник христианской веры

Источником веры является откровение. Словом откровение в тесном смысле означается „сокровенных таин явление» или сверхъестественное сообщение людям со стороны Бога каких-либо новых и неведомых для них истин.

В отличие от сверхъестественного откровения, постоянное обнаружение действий всеблагого Промысла Божия, являемое чрез посредство естественных сил и законов природы, установленных Творцом, называется откровением естественным. Этот последний вид откровения означается в Св. Писании более общим наименованием: явление, в отличие от более специального слова – откровение, которым преимущественно означается откровение какой-либо тайны, или истины, превышающей силы естественного человеческого ума. Когда. ап. Павел говорит об откровении Бога языческому миру чрез посредство видимых творений, то употребляет выражение: „Бог явил им“ (Рим. I:19), а когда тот же апостол говорит об откровении чрез писания пророческие тайны воплощения (Римл. ХIV, 24), об откровении ему тайны относительно призвания в церковь Христову язычников (Ефес. III:3) и вообще о сверхъестественных откровениях (ср. 1 Кор. II:10; 2 Кор. XІІ, 1, 7; Ефес. I:17; Филипп III, 15): то во всех этих случаях откровение обозначает словом откровения. В этом смысле откровение св. Иоанна называется Апокалипсисом.

Вера и Церковь

Внешнее единство есть единство, проявленное в общении таинств, внутреннее же единство есть единство духа. Многие спаслись (напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и Крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней церковной святости, ее вере, надежде и любви; ибо не дела спасают, а вера. Вера же не двояка, но едина — истинная и живая. Посему неразумны те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает, кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвой; если мертва, то и неистинна, ибо в истинной вере Христос, истина и жизнь, если же не истинная, то ложная, т.е. внешнее знание.

В мире существуют разные представления о Боге. Поэтому в разных языках слово "Бог" соответствует различным словам и понятиям, каждое из которых может сказать что - то о свойствах Бога.

В русском языке и в других языках славянского происхождения, относящихся к индоевропейской группе, слово "Бог", как считают лингвисты, родственно санскритскому bhaga, что значит "одаряющий, наделяющий" и происходящему от bhagas - " достояние", "счастье". "Богатство" тоже родственно слову "Бог". В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, Божество изливает на мир, людей, на все живое. Православное вероучение учит нас тому, что Бог одаряет, наделяет нас Своей полнотой, Своим богатством, когда мы приобщаемся к Нему в молитвах и Таинствах Церкви Его.

Имя, с которым Бог открылся древним евреям, - Yahweh (Яхве) означает "Сущий", имеющий существование, имеющий бытие, оно происходит от глагола hayah - быть, существовать, или скорее от первого лица этого глагола ehieh - " Я есмь". Однако этот глагол имеет динамический смысл: он означает не просто сам по себе факт существования, но некое всегда актуальное бытие, живое и действенное присутствие. Когда Бог говорит Моисею "Я есмь Сущий" (Исх.3: 14), это означает: Я живу, Я здесь, Я рядом с тобой. Вместе с тем это имя подчеркивает превосходство бытия Божьего над бытием всего существующего: это самостоятельное, первичное, вечное бытие, это полнота бытия, которая есть сверхбытие.

вероучение православное христианство бог

Два значения слова вера

Словарь Брокгауза и Ефрона определяет веру, как "признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения".

У В.И. Даля определение веры наиболее ближе к ее пониманию в православном вероучении: "верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом"

Библия говорит: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евангелие послание апостола Павла к Евреям гл. 11, 1)

Второе значение слова "вера" - это, по Далю, "совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, …"

Вера в понимании православного вероучения и ее значение

Согласно православному вероисповеданию, вера - это первое дело, которое человеку необходимо сделать, потому, что без нее он не может прийти к Богу, и узнать что-либо о нем. Если человек хочет жить в союзе с Богом и быть верующим, то он должен верить, всему, чему учат два основных источника Откровения или Богопознания, о которых говорит православное вероучение: Священному Преданию - устному передаванию из уст в уста знаний о Боге и мире, до появления письменности, и Священному Писанию, которое является частью Предания, записанного в книги, называемые Библия. В Библии сказано: "Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евангелие Послание апостола Павла к Евреям в 11 главе в 6 стихе). Итак, вера нужна для того, чтобы угодить Богу.

Вера может быть слабой или сильной. В православии святые жили чисто, у них была сильная вера, она помогала им творить чудеса. Объясняя людям о том, что вера должна быть крепкой, Иисус Христос говорил своим ближайшим ученикам - апостолам: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: ""перейди отсюда туда”", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Евангелие от Мф. 17, 20).

Основы православной веры

Cодержанием и азами Православной веры, без веры и следования которым нельзя быть православным христианином и невозможно получить спасение, является Символ Веры. Вера в него и знание его наизусть необходимо для того, чтобы узнать Бога, креститься и угодить Ему.

Текст этот по своему содержанию полностью основан на Божественном Откровении, а в существующем виде он принят отцами Вселенских Соборов - I Никейского (325 год по Р. Х.) и II Константинопольского (381 год по Р. Х.).

Вселенским Собором называется собрание епископов всей Церкви вселенской, которыми, как учит православие, руководил Сам Бог Дух Святой. И именно под Его руководством Церковь сохранила изначальное Откровение, передала его в точных формулах и избавлялась от ложных (еретических) учений и заблуждений. Символ Веры является наиболее точным изложением христианского учения. Ниже приводится его текст.

Символ Веры 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых… 12. …и жизни будущаго века. Аминь.

 


Читайте:



Действительно ли столь несчастливое число тринадцать?

Действительно ли столь несчастливое число тринадцать?

Сегодня мы будем обсуждать тайну страшного и признанного числа тринадцать 13 несчастливым, практически всем миром. Мы узнаем, почему одни западные...

Московская сретенская духовная семинария

Московская сретенская духовная семинария

Обновле́нчество (официальное самоназвание - Православная Российская Церковь ; позднее - Православная Церковь в СССР , также Обновле́нческий...

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Магические атрибуты используются в магических действиях неслучайно. Заговор на свечу усиливается простым или церковным воском определенного цвета и...

"житие сергия радонежского" Житие сергия радонежского информация о композиции жанре

Сохранилось в составе Пространной редакции XVI века - в первой ее части (до главы «О изведении источника»). Текст печатается по рукописи МДА, № 88,...

feed-image RSS