Главная - Фэн-шуй
Почему крылатый лев – символ Венеции? Крылатый лев -. — LiveJournal Мифический лев с крыльями


Эта знаменитая скульптура является одним из символов Венеции. Бронзовая фигура крылатого льва на вершине массивной колонны из гранита украшает площадь Сан-Марко вот уже более 8оо лет. Собственно, название площади и статуя неразрывно связаны, ведь крылатый лев – традиционный символ евангелиста Марка.

Крылатый лев и гранитная колонна попали в Венецию в эпоху Крестовых походов. В самом конце XI века венецианский флот оказал помощь Византии в войне против финикийского города Тир. В качестве награды городу достались три гранитные колонны. Правда, до самой Венеции добрались только две – одна утонула при разгрузке. Потом еще долгие годы колонны лежали мертвым грузом в порту, потому что никто не мог придумать способ поднять гранитные монолиты, весящие более чем по сто тонн. С задачей справились в 1196 году – инженер и архитектор Никколо Бараттьери установил колонны вертикально, используя обычные пеньковые канаты. Очевидно, примерно тогда же капитель одной из колонн украсил бронзовый крылатый лев, который с тех пор стал геральдическим символом Венеции.


Впервые лев (которого нередко именуют грифоном) упоминается в документах Большого Совета Венецианской республики за 1293 год. Причем уже тогда речь шла о необходимости реставрации драгоценной скульптуры. Где же родина этой статуи, отличающейся удивительной тонкостью работы с металлом? Долгое время ее считали творением безымянных венецианских литейщиков XIII века. Но настоящий ответ, видимо, надо искать примерно 2500 лет назад в великих империях прошлого – Ассирии, Вавилоне или Персии. Точнее, увы, сказать трудно. Но таинственность биографии только добавляет ценности бронзовому льву.

Неудивительно, что венчавшая колонну фигура привлекала внимание завоевателей. В 1797 году молодой низложил дожа Венеции, и в знак того, что город покорен, велел снять крылатого льва с постамента. Скульптура была погружена на корабль и отправлена в Париж, где заняла место напротив знаменитого Дома инвалидов. Там лев простоял до самого падения наполеоновской империи. После Венского конгресса, на котором страны-победительницы определяли правила жизни в новой Европе, «пленника» отправили домой. Тут-то и случилось несчастье: по пути в скульптура упала и разбилась на 84 фрагмента! Многие были уверены, что восстановить шедевр уже не удастся.

Однако с этим взялся поспорить некий Бартоломео Феррари, который пообещал восстановить крылатого льва в прежнем виде. С работой, честно сказать, он справился неважно: грубо скрепил части между собой многочисленными болтами и швами, часть деталей переплавил в печи, а одну из лап попросту залил цементом! Однако стоит признать, что если бы не он, символ Венеции был бы потерян безвозвратно.


К счастью, до наших дней в полной неприкосновенности сохранилась бронзовая морда льва, волнистая грива, а также несколько фрагментов лап. Последний раз длительную реставрацию скульптура проходила с 1985 по 1991 год. Тогда венецианцы показали всему миру, как ценят своего крылатого покровителя: путь от реставрационных мастерских до места установки статуя проделала в гондоле, увитой цветами.

Грифоном называют мифически-фантастическое крылатое существо имеющее туловище льва с орлиной или львиной головой. Он является символом господства над двумя сферами бытия: воздухом и землёй.

Образ грифона был известен большому количеству древних народов. Впервые эти сущности упоминаются в произведениях датированных пятым — шестым веком до н.э., в которых они совместно с другими фантастическими существами охраняли золото Индии.

В Греции образ грифона символизировал могущество, проницательность, бдительность и уверенность в своих силах. Грифон выступал в образе животного, у которого наездником был Аполлон. Эти же чудовищные птицы были впряжены в колеснице богини Немесиды. С оисаний более поздних авторов можно сделать вывод, что грифоны были самыми сильными из зверей, гнёзда которых выстраивались из золота.

Образ грифона можно встретить и в христианской традиции. В церковном искусстве, грифон является распространённым персонажем — с одной стороны он был символом нашего Спасителя, а с обратной – всех тех, кто преследовал и подавлял христианство.

В средние века образ грифона становится любимым геральдическим зверем, который символизирует объединённые качества льва и орла – отвагу и бдительность.

Легендарный Бестиарий. Выпуск #5 [Грифон]

Лука Карлеварис «Венеция. Вид на набережную» 1710-1715 гг.

Начиная рассказ о львах Святого Марка нельзя не сказать о городе, где крылатый лев украшает собой герб, встречает в виде мраморный или бронзовых статуй на площадях и провожает взглядом с фасадов прекрасных зданий, а сам святой, избранный покровителем и защитником города, особенно почитаем и в наши дни. Этот удивительный город, находящийся на севере Италии, расположен на многочисленных островах лагуны и разделен многочисленными каналами, набережные которых соединены четырьмя сотнями мостов. В городе расположилось огромное количество величественных дворцов, где роскошь барокко здесь соседствует с изящной готикой. Практически отовсюду слышен плеск воды, омывающей их цоколи и отражающей великолепные архитектурные шедевры, среди которых то здесь, то там, словно незримые стражи встречаются рельефы и статуи крылатых мраморных львов. Речь идет о Венеции – крупнейшем из европейских центров международного туризма. Влюбляясь в город, туристы могут часами бродить по берегам каналов, площадям и узким улочкам, устраивать романтические прогулки на гондолах и конечно, купить копию крылатого льва, чтобы увезти с собой частичку Венеции в память об этом удивительном месте…

Донато Венециано. XIV век. Лев Святого Марка украшающий зал Гримани дворца Дожей

Святой Марк стал покровителем Венеции, «сместив» на этом посту святого Тирона Феодора. Разумеется, святые за Венецианскую республику между собой не спорили — сменить покровителя решили сами венецианцы. Евангелист Марк, по преданию, некогда проповедовал христианство в городах Венецианской лагуны. Именно поэтому в IX веке, освободившись от господства Византийской империи, Венеция в поисках нового небесного покровителя обратила взор на Святого Марка. К тому же, именно в это время в Венецию из Александрии Египетской привезли мощи святого.

История обретения мощей захватывает, как настоящий детектив. Герои ее – два венецианских купца, Буоно и Рустико (в переводе их имена означают «хороший» и «селянин»). Будучи в Египте (что само по себе являлось авантюрой, так как венецианские власти на мусульманских берегах своим гражданам высаживаться запретили), купцы отправились поклониться мощам святого евангелиста, которые хранились в одном из александрийских храмов. Разговорившись с монахом-смотрителем, купцы узнали, что на христиан в Александрии начались гонения и даже церкви мусульмане подумывают разобрать. В свете этих нерадостных перспектив они уговорили смотрителя отправиться вместе с ними в Венецию, прихватив и святые мощи. Чтобы никто ничего не заметил, мощи Марка подменили на мощи святой Клавдии, а самого святого евангелиста вывезли из Александрии в… корзине со свининой. Может быть, и непочтительно по отношению к святому, но у купцов и монаха не было другого выхода – мусульмане копаться в кусках свиных туш не стали, а стало быть, и не обнаружили, что кто-то пытается украсть святую реликвию. Когда купцы прибыли в Венецию, за то, что они высаживались на мусульманских землях, их никто и не подумал наказывать – такова была радость от обретения мощей. В честь святого Марка была выстроена базилика, куда и были положены мощи нового покровителя Венеции.

Мраморная статуя льва с площади Эрбе. Венеция

С тех самых пор архитектура Венеции стала обрастать крылатыми львами — мраморные львы и львы отлитые из бронзы, львы на страже дворцов и садов, рельефы львов на фасадах зданий, скульптуры как украшение площадей и фонтанов. Совпадение не случайно – ведь именно крылатый лев является символом святого Марка. Собственно говоря, крылатый лев – это и есть сам евангелист, вернее, символический образ, в котором его узрел в своем видении и описал в Откровении Иоанн Богослов. То самое место, где пророк описывает видение четырех животных, стоящих около Трона Господня и символизирующих четверых евангелистов. Как теологи узнали в крылатом льве именно Святого Марка? Помогла логика. Они вспомнили, что Евангелие от Марка начинается словами: «Глас вопиющего в пустыне». А кто же, кроме разъяренного льва, может в пустыне «вопиять»?

Образ крылатого льва, кстати, существовал и в дохристианской мифологии. Так, крылатые львы вавилонян символизировали четырех планетарных богов, тело льва и крылья имел Сфинкс, встречаются образы крылатого льва и во многих преданиях Передней и Малой Азии.

Бронзовые львы Святого Марка с улиц Венеции. Купить скульптуры львов, а вернее их уменьшенные копии можно во множестве сувенирных лавок.

Крылатых львов в Венеции множество, в свое время купить мраморного льва и украсить символом Святого Марка свой дом считал делом чести практически каждый знатный горожанин. Но самый знаменитый, конечно, лев с гранитной колонны на площади Дожей. История этого льва так же, если не более, увлекательна и полна хитросплетений и интриг, как и история обретения мощей святого. Гранитная колонна, на которой стоит крылатый лев – это дар Венеции от Византии за помощь в войне против финикийцев. Подарено было три огромных гранитных колонны, добрались до Венеции лишь две – одну при разгрузке утопили. Еще долго-долго колонны лежали в порту: никто не мог придумать, как эти стотонные махины установить. И только в 1196 году Николо Бараттьери при помощи обычных пеньковых канатов и инженерной смекалки установил эти колонны на площади. Геральдический символ Венеции и олицетворение ее небесного покровителя – бронзовый крылатый лев – взялся на одной из колонн словно ниоткуда. Во всяком случае, никаких документальных свидетельств о том, чьим творением является эта скульптура, не сохранилось. То ли ее в самой Венеции отлили, то ли извилистыми путями через время и пространство попал крылатый лев на площадь Дожей из Вавилона, Персии или Ассирии.

На льва позарился в свое время Наполеон Бонапарт. Низложив венецианского дожа, он и символ Венеции снял с постамента и вывез в Париж. Когда наполеоновская империя пала, крылатый лев вернулся из плена. Вернулся, практически пережив ужасную гибель – на обратном пути льва умудрились разбить на 84 кусочка. Лечили льва как могли – детали и болтами свинчивали, и переплавляли, а одну из лап, лукаво не мудрствуя, просто залили цементом. С тех пор льва периодически отправляют на реставрацию. Изначальной, нетронутой у него на сегодня сохранилась только морда да грива и некоторые фрагменты лап.

Скульптура крылатого льва с площади дворца Дожей. Венеция

Под сенью крыльев чудесного льва так и живёт Венеция уже много веков – шумная и пёстрая, карнавальная и влюблённая, романтичная и расчётливая, многоликая и остающаяся неразгаданной, как, собственно, и тайная мудрость в глазах льва Святого Марка, небесного покровителя этого фантастического города.


Ниже представлена подборка львов Святого Марка, ожидающих путешественников на улицах городов Италии.
У нас Вы всегда можете заказать и купить скульптуру льва из мрамора, как копию известного шедевра так и созданную индивидуально авторскую работу. Приятного просмотра.

Тетраморф- четырёхвидный — крылатое сушество в мифологии и богословии— крылатое существо из видения пророка Иезекиля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла . У Иоанна Богословатетраморф представлен в образе отдельных Четырёх апокалиптических существ ,которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов Рая.

Видение пророка Иезекииля. Рафаэль 1518 год.

Четыре евангелиста-Матфей,Марк,Лука и Иоанн.

Орел.

Крылатый Телец.

Крылатый Лев.

Ангел.

У четырех углов Престола Господня и четырех границ Рая
Позднее эти животные были истолкованы как символы четырех евангелистов:Матфей в образе ангела,Марк в образе льва.Лука в образе тельца,Иоанн в образе орла.

«Вседержитель» — Христос в тетраморфе

Изображение Созвездие Существо Значение Сторона света
Стрелец Человек всё убивающая зима юг
Лев Лев всепожирающая осень запад
Телец Бык питающее лето север
Пегас Орёл весна восток

В вавилонской мифологии , где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:

  • Бык — атрибут верховного бога Мардука (Юпитер )
  • Лев — бога войны Нергала (Марс )
  • Орёл — бога ветра Нинурта (Сатурн )
  • Человек — бога мудрости Набу (Меркурий )

Ассирийский крылатый бык-Тетраморф. Голова человека,крылья орла,туловище льва и копыта быка.


Эдип и Сфинкс.Гюстав Моро.1864 год.

Римские статуи тетраморфа ("Львиноголовый Митра", "Митраический Сатурн", Зерван/Время?, Митра-Фанес?)

Черты четверичности: 4 тела (человека, льва, птицы и змеи); часто - 4 крыла; иногда - изображения четырёх кардинальных знаков зодиака (Овна, Рака, Весов и Козерога)

Как указывает энциклопедия символов: «тетраморфы — мифологические существа (как правило, животные), олицетворяющие четверичные космические структуры: страны света, времена года, стихии (иногда этот ряд может быть дополнен другими элементами). Изначально в мифологической картине мира это существа, персонифицирующие направления и располагаемые по четырем сторонам Мира ; это хозяева и стражи „четырех сторон света“, образы божественного покровительства, защиты от хаоса ». Различные культуры имеют в своей мифологии фигуры, схожие с библейскими тетраморфами:

В древнекитайской космологии подобные функции изначально выполняет тетрада священных животных — дракон , феникс , единорог , черепаха . Аналогичные фигуры имеются на печатях Мохенджо-Даро .

  • Образы существ, традиционно символизирующих евангелистов, использованы в песне Все травы да цветы
    Гуляют там животные
    Невиданной красы

    Одно как рыжий огнегривый лев
    Другое вол преисполненный очей
    Третье золотой орел небесный
    Чей так светел взор незабываемый

    А в небе голубом
    Горит одна звезда
    Она твоя о Ангел мой
    Она всегда твоя

    Кто любит тот любим
    Кто светел тот и свят
    Пускай ведет звезда тебя
    Дорогой в дивный сад

    Тебя там встретит огнегривый лев
    И синий вол преисполненный очей
    С ними золотой орел небесный
    Чей так светел взор незабываемый

    Http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84

Среди множества питерских мостов есть три особенных. В сравнении с собратьями-исполинами это скорее мосточки - скромные, пешеходные. Но какие оригинальные! Оставим на будущее рассказы о подвесных цепных и Почтамтском. Сегодня обратим все взоры на открытый на Екатерининском (Грибоедовском) канале в июле 1826 года. Его украшением стал мифический крылатый лев, да не один, а сразу четыре!

Рядом был банк

События сменяют друг друга, но память остается. Сегодня в выразительном здании на Садовой базируется один из старейших вузов России - Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. А когда-то располагался Государственный Ассигнационный банк. Поэтому мост назвали Банковским. Скульптуры золотокрылых львов, символа обеспеченности и стабильности, отлитые по формам ваятеля П. П. Соколова, - его

Туристам и прогуливающимся местным жителям нравится смотреть на отражение странных профилей в вечерних водах. В такие минуты некоторым мечтателям кажется, что канал, начинающий от Мойки, ведет не к Фонтанке, а в дальние неизведанные края, туда, где родились сказания о грифонах.

Действительно, лев крылатый часто фигурирует как грифон. Одни считают, что это не совсем так (мол, у неведомых зверей нет птичьих голов). Другие уверяют, что эти фантастические существа были разнообразными, в том числе с львиной "башней". Как бы там ни было, автор скульптур явно знал: грифоны прославились в мифологии как стражи сокровищ - и решил, что его детища будут обладать схожими чертами, ведь им предстоит восседать на пьедесталах вблизи крупного кредитного учреждения.

Львы - отдельно, крылья - отдельно

Итак, вы уже знаете, что мост в Питере с крылатыми львами можно увидеть и пройтись по нему, отправившись в центральную часть города, на канал Грибоедова. «Грифоновое чудо» соединяет острова Спасский и Казанский (находится неподалеку от станции метро «Невский проспект-2»). Мост считается одним из лучших украшений города на Неве.

По историческим сведениям, птицеподобные чугунные звери высотой 2,85 метра изготовлены в цехах Александровского чугунолитейного завода. Указанная цифра включает и длину крыльев. Но изготовление достопримечательности на века происходило в три этапа: первый представлял собой отливку составных частей полой фигуры (на спинах зверей заметен соединительный шов), второй - чеканку медных крыльев.

Гордые стражи

Третий (сборка), вероятно, был самым впечатляющим. Особенно когда «конструировался» самый первый лев - крылатый, мощный. Говорят, в XIX веке позолота на сказочном оперении была из чистого злата (червонного). В 1967 году (а затем в 1988-м) обновление напыления производилось сусалью, правда, в новом тысячелетии (а именно в 2009 году) драгоценный слой вообще сняли.

Но и без дорогостоящего украшения готовые взлететь в питерское небо особи с орлиными глазами и львиным оскалом продолжают гордо взирать с противоположных берегов канала друг на друга и проходящих по мостику людей. У молчаливой гордой охраны есть менее романтичные, но важные задачи. Их головы держат изогнутые опоры для фонарей с шарообразными плафонами. «Гусаки» окрашены под бронзу, позолочены. На восходе и закате солнца сверкание несказанное.

Строили на века

Авторы проекта, инженеры В. К. Треттер и В. А. Христианович, задумали сооружение длиной 28 м, шириной 2,5 м. Воплощали идею в жизнь при помощи лучшего литейно-механического предприятия - завода Берда (основан Чарльзом Бердом в 1792 году). Там были изготовлены, а затем собраны чугунные и металлические части. Полые скульптуры («лев крылатый») скрывают «инженерную кухню» - места креплений тросов, механизмы.

Несмотря на то, что это была всего лишь однопролётная висячая конструкция, работа была не из легких. От качества установки цепей, подвесок, деревянного полотна, пилонов и прочих составляющих зависела прочность сооружения, которое строилось не на один день. За годы службы мост ремонтировался, но отличная базовая работа и сегодня вызывает уважение к степенному, основательному подходу предков (в широком смысле слова) ко всему, что они делали.

Приносят счастье

Мост с крылатыми львами в скульптуры, отображающие мифы далекого прошлого. А каковы легенды сегодняшнего дня? Хотя, если вы верите в чудеса, можете считать это реальной гарантией удач. Поверья базируются на магических свойствах грифонов. Итак, нужно тихонько подойти к фантастическим существам, сидящим на задних лапах, и потереть их «корму» слева. Загаданное желание сбудется! Ради этого также можно постараться дотянуться сразу до двух львов.

Рекомендуется положить монетку на лапу -- к приросту богатства, разумеется. Кстати таких монеток при реставрации в полостях нашли огромное количество. Видимо, человеку свойственно надеяться до последнего и верить в «сбытие мечт». Нашли реставраторы и множество записок. Люди просили в них разное: любви, счастья, здоровья, возвращения в Питер, помощи в сдаче сессии и еще сотни важных вещей. Мы уверены: каждый лев крылатый с пониманием относится к чаяниям народа.

 


Читайте:



Значение символа инь - янь Почему инь

Значение символа инь - янь Почему инь

«Бобруйский курьер» возвращается к своей «исторической» рубрике «Инь-Янь», которой уже более 20 лет, и которая в последние годы была незаслуженно...

Точный гороскоп на завтра: водолей

Точный гороскоп на завтра: водолей

Гороскоп на 2020 год для женщин-Водолеев говорит о том, что в будущем их ожидает благополучие и спокойствие. Если в предыдущие годы...

Советы, идущему на исповедь Какие грехи говорить на причастии

Советы, идущему на исповедь Какие грехи говорить на причастии

Исповедь - важный религиозный обряд, который рано или поздно необходимо пройти каждому верующему. Важно знать, что следует говорить во время...

Определения философии Что включает в себя понятие философия

Определения философии Что включает в себя понятие философия

«Философия почти всегда пытается доказать невероятное, апеллируя к непонятному».Генри Менкен, американский сатирик Здравствуйте, уважаемые читатели...

feed-image RSS