Главная - Эзотерика
Чем задобрить духов чтобы был ребенок. Как задобрить злых духов или открываем тайны магических балийских церемоний. Приглядитесь, какой дух в доме у вас

Чудища и духи в славянской мифологии занимали особенное место. Некоторые из них были добрыми и помогали по хозяйству, другие могли и вовсе погубить человека.

Со сверхъестественными существами нужно было уметь правильно общаться, и славянам это вполне удавалось. Наши предки знали множество способов, как задобрить и как отвадить разных духов.

Фактрум знакомит читателя с существами из славянского бестиария, которые, по убеждениям древних славян, жили повсюду.

Добрые духи славянской мифологии

Хранитель очага - домовой

Домовые, согласно поверьям, жили в каждой избе на чердаке или за печкой. Обычно их изображали в виде крохотных старичков, заросших мягким пухом и на ступнях, и на ладонях. Считалось, что домовой может увидеть будущее человека, если дотронется до него, пока тот спит. Если человек чувствовал, что хранитель дома дотронулся до него мягкой рукой, то его ждали богатство или свадьба, а если рука была холодной, то это сулило болезни или беду.

Дух-домовой был самым настоящим хранителем избы. Он мог навести порядок в доме, а мог и навредить: испортить продукты, извести скотину или даже заплести сотню косичек на голове у нерадивой хозяйки дома. Поэтому домовых старались всячески задабривать, оставляя им сладости и молоко и приговаривая: «Дедушка-домовеюшка, защити и охрани наш дом».

Покровитель леса - леший

Приходилось славянам дружить не только с домашними духами, но и с дикими. Крестьяне часто ходили в лес по грибы и на охоту, поэтому они старались дружить с царём леса лешим и не злить его. Наши предки верили, что путника, навредившего лесу, дух может направить по неверному пути и извести.

Чаще всего лешего представляли как старичка с бородой, который был весь покрыт корой и мхом. Считалось, что лешими становились самоубийцы или некрещёные умершие дети, поэтому лешие были проводниками в мир духов. И под влиянием этого духа несчастные заблудившиеся в лесу могли попасть в потусторонний мир. А чтобы попасть обратно в мир живых, путнику следовало снять всю одежду или хотя бы кафтан и, вывернув их наизнанку, надеть обратно.

Богини вод и лесов - русалки

Многие славянские племена верили, что в водоёмах живут русалки, которыми становились умершие до замужества девицы. В разных регионах их представляли по-разному: где-то они были прекрасными зеленоволосыми девами, а где-то - безобразными седыми старухами.


Чтобы задобрить русалок, славяне оставляли на берегах озёр и рек небольшие подношения. В ответ на это водные девы могли помочь вернуть заплутавшую скотину или заставить ближайшие земли плодоносить. Но чаще всего русалки пугали неосторожных купальщиков, могли утащить их на дно или даже украсть с берега оставленного без присмотра ребёнка.

Злые чудища славянского бестиария

Древние зомби - упыри

Упырями в Древней Руси называли восставших из мёртвых людей, в том числе колдунов. Они вылезали из могил и пили кровь животных и людей, при этом упыри не могли отойти далеко от могилы, но иногда могли дойти до родного дома и напугать бывших родственников.

Во многих сёлах верили, что восстание упыря из могилы сулит скорую эпидемию страшной болезни. Если в каком-то человеке замечали изменения и начинали думать, что он является восставшим мертвецом, то его убивали, вогнав осиновый кол в грудь.

Хозяйка болот - кикимора

Кикимору изначально считали женским образом домового, и этот дух жил в банях, кабаках и избах. Кикиморы не пакостили людям, но за хорошее подношение могли и отомстить обидчикам. Иногда их при помощи специального ритуала переносили в избу того человека, которому надо было отомстить, и кикиморы принимались за дело. Они громыхали предметами по ночам, хлопали ставнями и ломали вещи. Доведя обидчика до белого каления, кикимора возвращалась обратно в свой дом.

Уже намного позже кикиморы стали восприниматься как болотные духи и представляться как поросшие мхом старицы, живущие в трясинах. Они могли утянуть к себе заблудившегося человека, а могли и помочь ему, если тот хорошенько попросит об этом.

Данный обряд стоит делать для того, чтобы заручится поддержкой лесного духа, на случай, если планируете долгое путешествие или поход в тайгу или в горы. Задабривание лесного Хозяина поможет не заблудиться, не попасть в тяжелую ситуацию и не встретится с диким зверем.

Итак, придя в лес, нужно найти старое, но живое дерево, обычно самое большое из видимых. Лучше хвойное. Под кроной этого дерева сложить маленький костер, обкопав его вокруг и соблюдая все меры безопасности.

Стоит запастись мхом или мокрой травой, чтобы сразу после обряда заложить угли и не дать костру разгореться и стать причиной лесного пожара. Костер делаем маленький, чтобы только было немножко дыма и огонь не обжог живые ветки и листву.

Когда-же огонь разгорится, обходим дерево три раза посолонь и призываем Хозяина леса:

“Уж ты Славься, Дух Лесной!
Ты услышь меня, Хозяин-Батюшко!
Днесе пред тобой свою,
Во боголесии Велесовом!
Требы благие тебе воздаю,
Добрый защитник всех птиц и зверей и трав и деревьев!
Прими дары мои справные,
Да не гневайся на меня!
Убереги от зверя дикого,
от лиха черного,
от глаза злого,
от промысла гадкого!
С пути моего не сведи,
Позволь погостить во чертогах твоих,
да до дому обернутся в срок!
Пришел я к тебе с миром и с ладом,
Хоромы твои не потревожу,
не словом, не делом!
Прибудь мне поддержкою,
Да оберегом добрым!
Гой!”

После обращения воздаем требы в таком порядке:

Заранее заготовленный и самоиспеченный хлеб (каравай, булку – не важно) ломаем на три части. Первую кладем в огонь, для Духов невидимых. Вторую кладем под крону дерева, для духов видимых. Третью часть кладем в любые кусты или на пень – что приглянется. Это для обитателей лесных.

Далее берем молоко и так-же поливаем немного в огонь, после под дерево и ставим мисочку деревянную или из глины на пень или в кусты, чтобы попили местные жители.
Когда кладем требы оговариваем обязательно, для кого кладем.

После этого возвращаемся к огню и говорим на огонь:

“Ты-же, огонь ярый, стань мне кольцом обережным, щитом неприступным, тыном горяче-алым, дабы никакое зло меня постигло, меня не узрело, ко мне не пристало! Слава тебе, Яр-Огонь батюшка!”

Кланяемся огню и кладем прядь волос своих в угли. После чего закрываем костер мхом и травой.

Как известно, каждое человеческое жилище охраняется особым существом, древним стражем семейного очага – Домовым. Его мало кто видел, но это вовсе не означает, что его нет. Забывать о таком незримом соседе ни в коем случае нельзя! Там, где с ним дружат, знают, как задобрить Домового, всегда царит уют и благополучие. Что же нужно Домовому? Чем его можно порадовать, а чего он категорически не потерпит? Об этом поговорим в статье.

От того, какая обстановка царит в жилище, зависит очень многое: и настроение домочадцев, и слаженность быта, и даже достаток. Для хорошего хозяина Домовой – всегда первый помощник ! Он и за детьми присмотрит, и за обедом на плите, вещь потерянную поможет найти и незваных гостей отведет. Домашний дух – полноправный член семьи, хоть и незримый. Поэтому приручить его не получится , ведь это не зверек! Остается только уважать и задабривать духа жилища. А уж если случится ненароком обидеть Домового, можно ждать неприятностей в ответ.

Чего не потерпит Домовой в новом доме

При переезде на новое место нужно обязательно подумать о том, как задобрить Домового и случайно не разозлить его. В первую очередь нужно предусмотреть специальное место для Домовика. Для этого подойдет теплый, укромный уголок на кухне. Если намеренно или по незнанию этого не сделать – быт может не заладиться с самого начала.

И в новом, и в старом доме ни в коем случае не стоит делать того, что может обидеть или прогневить Домового:

  • забывать свои домашние обязанности – в жилье всегда должно быть чисто и уютно;
  • ссориться, ругаться и сквернословить;
  • поздно вечером выносить мусор.

Как Домовой проявляет недовольство

Согласно славянским поверьям Домовой – добрый и бережливый дух . Однако бывают случаи, когда хранитель дома начинает вести себя нарочито шумно и даже пугающе. Иногда хозяева могут слышать непонятные звуки и шорохи, особенно усиливающиеся в ночное время. Неожиданно могут исчезнуть нужные вещи, ключи, документы или деньги. Как правило, пропажа потом обнаруживается в самых непредсказуемых местах.

Хозяйка может с сожалением заметить, как вдруг прокисло еще свежее молоко, никак не поднимается тесто на пироги, исчезает кухонная утварь, да и вообще все валится из рук. Такие перемены не случайны ! Это Домовой проявляет свое недовольство, а значит, хозяева его чем-то прогневали. Нужно срочно исправлять ситуацию и мириться с духом.

Как задобрить Домового в квартире или доме

Подружиться с Домовым можно одним единственно верным способом – принять его как полноправного Хозяина жилья. Он, безусловно, заслуживает почтения и уважения, ведь это древний предок, который приставлен к своей семье для охраны и благополучия. Его обязательно надо прикормить, угостить чем-нибудь вкусным. Место, отведенное Домовику, можно застелить чистой салфеткой, поставить туда блюдце с молоком и по праздникам зажигать белую свечу.

Особое внимание Духу жилища нужно уделять в день Домового , который отмечается 28 января . В этот день перед угощением Домовому будет приятно услышать заговор в свою честь:

«Хозяин-батюшка Домовой, с хозяйкой-матушкой, с малыми детушками, с гостями приходящими, примите мои гостинцы. Примите нам (назовите по имени каждого домочадца и после отдельности домашних животных). Берегите дом, храните, оберегайте дом, как для меня, так и для вас».

После прочтения заговора Домовому ставится угощение. Это может быть свежее молоко и печенье, блины, каша или кутья.

Как еще можно задобрить Домового?

  • содержите дом в порядке и чистоте;
  • веник для уборки ставьте всегда ручкой вниз;
  • когда планируете очистить квартиру при помощи свечей, соли или водокресной воды, обязательно заранее попросите разрешение Домового. После обряда поспешите пригласить Духа в чистый дом;
  • поддерживайте в семье атмосферу любви и согласия – это лучшая награда для Домового.

Эти нехитрые правила, несомненно, помогут подружиться с Домовым. Почувствовав уважение и почет, невидимый Предок признает в вас своих достойных потомков и обязательно поможет во всех делах.


С давних пор люди верят в домовых. По легендам, они живут рядом, приносят удачу и благополучие, помогают держать дом в чистоте и оберегают от пожаров. Главное - чтобы дух был доволен и счастлив. Но в своем большинстве эти существа, как дети. Они любят шалить и приносить хлопоты хозяевам: прятать вещи и бить посуду. Как задобрить своего домового – в обзоре про лучших духов-помощников из культур.

Домовой (славянская мифология)



Домовой в славянской мифологии является одним из самых жутковатых домашних духов. Он принимает обличье старика, но размером с маленького ребенка. У него длинная седая борода. Иногда он похож на кого-то из мужчин-предков или даже на нынешнего главу семьи. Также домовой может принимать облик кошки, собаки или даже змеи.

Как говорят, свой домовой есть в каждом доме. Он обитает где-то под порогом, под плитой или в духовке. Чтобы домовой был доволен, нужно содержать хозяйство в порядке. Дом должен быть убран, посуда вымыта, еда спрятана – если только это не специальное подношение домовому.


Когда тот доволен и счастлив, то может выйти в ночное время и помочь по хозяйству, убрать во дворе. Если же домовой расстроен условиями в доме, он превращается во вредителя, крадет мелкие предметы, ломает вещи и тревожит спящих.

Котихальтиа (финская мифология)


В финской мифологии есть духи - хальтиа. Они выступают в качестве защитников кого-то или чего-то. И среди этих духов можно выделить котихальтиа. Это маленький гном, живущий в доме. В зависимости от темперамента он может быть как помощником, так и шалуном. Домовой гном живет на чердаке, откуда ведет наблюдение и защищает членов семьи. Он тесно связан с другими духами, которые также берегут имущество. Так, под порогом живет дух-хранитель Маахинен, а за сауной присматривает Саунатонтту. Финских домовых духов также нужно подкармливать. Они любят кашу с маслом, творог, свежеиспеченный хлеб и пиво.

Трасгу (испанский фольклор)



На севере Испании, в Астурии, люди верят в эльфа трасгу - еще одно существо со странной любовью к заботе о доме и склонностью к озорству. Если судить по верованиям, то трасгу имеет самую озорную репутацию из всех домашних духов. Трасгу представляются в виде маленьких эльфов, которые носят красные плащи и красные шапки. Из других особенностей отмечают их хромоту и отверстие в левой ладошке. Иногда эльфу приписывают рога.

Трасгу должен быть обеспечен небольшим количеством пищи и доступом в теплое место для сна, например, возле дымохода. Если эльф счастлив, то выполнит небольшие домашние работы, такие как мытье посуды. Но если им пренебрегают, он будет двигать предметы по дому, прятать их, бить посуду, создавать беспорядок. Для того, чтобы избавиться от трасгу, нужно назначить ему невыполнимую задачу, например, собрать зерно. Эльф не сможет этого сделать, потому что оно будет выпадать через дырочку в руке. В конце концов, обескураженный трасгу покинет дом.

Хоб (английский фольклор)



Выходец из фольклора северной Англии, хоб, - один из самых известных домашних духов. Он послужил образом для персонажа Добби из «Гарри Поттера». Согласно фольклору, хоб может обитать не только в доме, а также в магазине или на ферме, помогая с работой.

Традиционно хобы выглядят как чахлые эльфы, которые выходят ночью, чтобы помочь с делами. Они предпочитают, чтобы их не видели во время работы. Домовые ненавидят, когда их вознаграждают. Если хозяин дома попытается вручить хобу предмет одежды, то, скорее всего, тот обидится и уйдет. Более того, любая похвала будет рассмотрена как оскорбление, и эльф навсегда покинет дом. Лучше всего просто предоставить хобу его часть работы, и всем будет хорошо.

Дзасики-вараси (японский фольклор)



Обычно японский дух дзасики-вараси остается невидимым. Он может показаться маленьким детям в обличье пухленького 5-летнего ребенка.

Взрослые владельцы дома могут увидеть дзасики-вараси только перед окончательным отъездом. Если же дух сам освободил помещение, то это верный признак обреченности и разорения. Поэтому стоит терпеливо мириться с его безобидными шутками, а не гнать прочь и подвергать жилье опасности.

Дзасики-вараси, как правило, живет в старых домах. Он любит шалить: пошуметь в пустых комнатах, сбросить покрывало с кровати. Несмотря на это, его не считают злым духом, и если он поселился в доме, то это, как правило, признак хорошего благосостояния семьи.

Габие (литовский фольклор)



Персонаж сказок литовского фольклора, Габие является одним из наиболее опасных домашних богов, она - живое воплощение огня. Габие иногда показывается в виде женщины в красном платье. Также она может принимать форму кота или петуха.

Уважить Габие очень просто: достаточно заботиться о семейном очаге. Если нужно полностью погасить огонь, то можно сделать это только с помощью чистой воды. Любая другая жидкость может возмутить божество. Если Габие будет недовольна, она может начать гулять по помещению. Другими словами, огонь будет распространяться по дому. Поэтому лучше не сердить Габию, чтобы сберечь дом от поджога.

Между прочим, домовой – это только одно из .

В детстве пробовали вызывать духов? Слышали сказки, как вызвать добрых духов, хотели проверить их правдивость сами? Славяне точно знали, что духи окружают их всюду, обитают в лесах, полях, реках, даже в жилье. Подлинные истории, записанные этнографами на Русском Севере, послужили основой для разговора о вызове духа.

На Купальские праздники природные духи особо часто людям встречаются. Поведаем, что знаем о них, а вы слушайте наш сказ.

Вызов духов на природе

Во всякой местности свои духи. В полях – хозяин Полевой, хозяюшка Полевая. Хозяйка Полевая, Полудница, высокая, статная. Появляется в полдень. Сказывают, Полудница пугает тех, кто работает в полдень, положено в сей час отдыхать. Проверяет, не оставили ли родители забытого младенца в поле. Полуденница, как и Полевик, появляется часто с сильным ветром, вихрем средь ясного дня. Полевика издревле старались задобрить, приносили хозяину поля дары, чтобы зерно уродилось, чтобы урожай звери не повредили. Когда отпускали скотину пастись в полях, тоже вверяли её заботе Полевика.

Сказывают, не всегда Полевик и Полевая к людям ласковы, а ведали славяне и как вызвать добрых духов природы себе на помощь:

А в лесу есть полевой и есть красавица хозяйка полевая. Один раз я на дворе обряжался, и убежал боров. И потеряли его, не могут найти. Я спросила у бабки, а она говорит, иди возьми хлеб, три копейки, встань на дороге, по которой он бежал, и скажи: «Хозяин полевой, я тебя хлебцем и золотой казной, а ты пригони мне борова домой», - и кинуть [хлеб и деньги] через правое плечо. Сделала, вечером гляжу, боров-то пришел. Ето леший пригнал. Если что потеряется, тоже так скажешь, и поможет. А полевая бывает хорошая, а бывает и злая (Новгородская обл., Старорусский район, Каншино, 1990).

Полевой хозяин есть, он скотину берегет. Бобер Иваныч, пастух, лошадей пас, его вчастую видел. Полевой хозяин один в поле, и на кажном поле есть хозяин. Напугать напугает, да не трогает. Я был небольшой. Поле было все полосам, конец был запущен. Саморощен клевер скошен был. Мать говорит: «Сходи, сграбь». Я пошел грабить. Вдруг засинило, гром загремел. Он [полевой хозяин] вышел со ржи, говорит: «Уходи домой». А я думаю, нет, я сграблю, немного осталось. Он опять: «Тебе сказано, уходи домой». Я бросил грабли и побежал. Бабкам рассказал, оны сказали, это перед нехорошим. А был он, как мужчина, только такой седой (Новгородская обл., Старорусский район, Гривы, 1990).

Выгоню скотину и первым долгом прошу полевого, ведь в поле-то он хозяин: «Полевой батюшко, полевая матушка, со своим малым детушкам, спасибо, что сохранили мою корову!»

Вызов духов дома

В каждом жилье, известно, свой дух-хранитель, Домовой, есть. В старину знали люди, как разговор вести. При переезде в новую избу Домового задабривали. Сказывали «купил дом, да с Домовыми», стало быть, во всяком жилье Дедушко-Хозяюшко обитает. Одинокий Домовой, которого забыли в оставленном жилье грустит, ночами воет страшно. Потому старались непременно перевезти Дедушку-Домового в новое жилье.

Вот что о том, как вызвать духов, Домовых, сказывали:

Дедушко домовой есть. Когда в новый дом переедешь, надо проситься. Покланяешься: «Дедушко домовой! Пусти!» Не попросишься, так, говоря, будет пугать. Ночью ходит по дому, чуешь, что ходит, а видеть-то не видиши. Если уедешь, дедушко не позовешь, так он плаче. «Пойдем, - позовешь,- дедушко-заманушко, пойдем со мной». А если не позовешь, воет кто-то (Архангельская обл., бассейн р. Пинеги, Кеврола, 1984)

Домовеюшко в доме-то есь. Татка коня продавать хотел, а мы спим, да на нижнем двори воет: у-у-у-коня жалеет. Брат голову-то спустил вниз, а там на гривы у коня как ластоцка сидит, в косу плетет, как котко какой. Любит, дак косу все плетет. У меня все плел, дак состригала. (Архангельская обл., Мезенский район, Усть-Пеза, 1986).

Вызов духов, летающих змеев

Сказывают, есть у славян духи, с которыми встречаться не радостно, опасно. На вызов духов лихих намеренно никто не решался. Бывало, сказывает, дух огненного змея сам приходил, без приглашения. Коли горюет женщина по любимому, ушедшему на войну или погибшему, может приходить к ней летающий змей в образе мужа. Духом, исполняющим желания, станет, да всё что исполнится, обманом окажется, а женщина от того чахнет с каждым днем. Тогда примечают соседи, что не ладное с жонкой творится: днем на люди не показывается, ночами в избе запирается, будто разговоры ведет с кем, бледнеет, худеет. От беды подобной ведают на Севере средство:

Подружка у меня была, тоже Машка. И когда война началась, мужика ее на фронт забрали. Она все ревела. И начал он (муж) к ней летать. Говорили ей, что это не он, а черт летаеть. Она отмахивалась. А он ей сундук с гостинцами привез, а открывать не велел. Один раз на печи, она его по голове гладить, а голова его буграми, неровная. А он сказал, что ранили так его. Она напужалась. Он уходить, а Машка - к окну. Глянула - у крыльца искры (по поверьям огненный змей исчезает, становясь искрами), а его нету. Утром сундук тот с гостинцами открыла, а там навоз лошадий.

Стал змей-любак летать к одной женщине. Стала эта женщина соседкам говорить: «Ко мне муж приходит». Соседки говорят: «Откуда ему приходить к тебе – муж твой далече».

И научили бабы: «Ты возьми гребенку; сядь на кровати и расчесывай волосы да бери конопли в рот и хряпай их. Змей подойдет к тебе и спросит: «Что ты делаешь?» – Ты отвечай ему: «Расчесываюсь.» – «А что ешь?» – спросит тебя любак. – Ты отвечай ему: «Ем вши.» – Любак ответит: «Разве можно бабе кости вшей есть?» – А ты ему ответишь: «Разве можно неживой кости к живой ходить?» – Любак от этих слов в конфуз придет и больше к тебе не явится". Баба так и ответила змею, как учили ее соседки. Любак от таких слов смутился, ударил дверью во весь мах и более в тот двор не являлся.

Вот такие истории о духах ведаем да много их ещё есть. Северными быличками в книгах сказок делимся, заходите и вы к нам в гости волшебную сказку послушать!

 


Читайте:



"житие сергия радонежского" Житие сергия радонежского информация о композиции жанре

Сохранилось в составе Пространной редакции XVI века - в первой ее части (до главы «О изведении источника»). Текст печатается по рукописи МДА, № 88,...

К чему снится деревня Сон родная деревня

К чему снится деревня Сон родная деревня

Видеть себя в красивой и плодородной местности с изобильными пшеничными полями, чистыми реками, красивыми домами предвещает наступление Вашего...

Шива. Величайший из богов. Volnaudachi: индийские божества Индийский бог много рук как называется

Шива. Величайший из богов. Volnaudachi: индийские божества Индийский бог много рук как называется

Шива ("приносящий счастье"), в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду –...

Сравнительный анализ учения Бэкона и Декарта об ощущениях

Сравнительный анализ учения Бэкона и Декарта об ощущениях

Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его...

feed-image RSS