Главная - Сонники
Влияние собора спасо андроникова на историю. Спасский собор (XV в.). Спасский собор, квадратный в плане, представляет собой одноглавый четырехстолпный храм на высокой подклети. Его фасады разделены на три части. С востока расположен троечастный алтарь, по

Датировка и возможные предшественники

Согласно преданию, в 1354 году Алексей ездил в Царьград (Константинополь) к Вселенскому православному патриарху для рукоположения в сан митрополита московского. По возвращении на родину его корабль попал на Черном море в сильный шторм. Митрополит истово молился иконе Нерукотворного образа Спасителя, но шторм не утихал. Тогда митрополит дал клятву всевышнему, что при благополучном исходе шторма он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм утих и случилось так, что день возвращения на Родину совпал с днем церковного праздника Спаса-Нерукотворного.

Место для постройки храма выбрали примерно там, где сын великого владимиро-суздальского князя Георгия (Юрия II) Владимир Георгиевич в 1238 г. встретил войска Батыя во время его январского похода на Москву. На этом же месте митрополит Киприан позднее по преданию встретил Дмитрия Донского, возвращавшегося с Куликовской битвы. (по Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских.)

О датировке собора есть несколько мнений. По всей видимости, первый храм был деревянным. Есть предположения о постройках первого каменного храма в 1360 или 1390 годах. (В частности А. Павлинов - автор первой систематической истории русской архитектуры - писал: "В Андрониевском монастыре встроен храм в 1360 г." цитирую по Буракову.) Вывод о существовании более раннего храма, позже перестроенного, основывается, в частности, на находках в позднейших перекладках стен собора белокаменных блоков вторичного использования с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. Однако наиболее вероятно, что собор был выстроен между 1410 и 1427 годами при игумене Александре.

История сооружения

Существуют источники ("Книга степенная царского родословия", Пахомий Логофет), которые позволяют утверждать, что в росписи собора в начале XV века принимал участие Андрей Рублев. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 г. иконописные труды в соборе Троицкого монастыря. Можно считать, что в Андроников монастырь они отправились в 1425 г., а роспись закончили в 1427 г. (так по Буракову. По Вагнеру наоборот - из Спасо-Андроникова монастыря в 1425 г. они едут в Троицкий собор.) В 1427 г. Андрей Рублев скончался и был похоронен в Андрониевском монастыре. Так что участие в росписи Спасского собора было, по всей видимости, последней работой великого мастера. Росписи были уничтожены в конце XVIII века при реставрации, за исключением фрагментов растительного орнамента на откосах окон.

Во время реставрации 1763-1779 гг. к собору пристроили крытую паперть. В 1812 году от сильного пожара сгорел иконостас и обрушился барабан с главой. В 1846-1850 году собор был значительно переделан по проекту П.А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера - святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

После революции здания Андрониевского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода "Серп и Молот", в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.

С 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

В 1950-1960 гг. собор был отреставрирован архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским и М.Д. Циперовичем. Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева.

Зимой 1989 года собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.


Спасский собор

План собора на уровне порталов

По Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. Стр. 45.

Архитектурные особенности

Спасский собор представляет собой одноглавый четырехстолпный белокаменный храм на высоком подклете. Его фасады традиционно разделены на три части.С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов расположены перспективные порталы. Собор Спасо-Андроникова монастыря резко отличается от других собор своим усложненным построением: углы его четверика значительно понижены и крестообразный объем со сводами, скрытыми за килевидными центральными закомарами, четко выделен. Этот объем несет четырехгранный постамент с трехлопастным завершением каждой грани, на котором стоит восьмигранник, увенчанный главой на стройтном барабане. Переходы от "креста" к постаменту смягчены постановкой убывающих по величине снизу вверх килевидных кокошников. Изнутри эта композиция образована ступенчато-повышенными подпружными арками, следовательно она не декоративна, а конструктивна. Построение композиции здания таково, что все эти понижения и повышения объемов, полуокружности и четверть окружности кокошников-закомар находятся в полном подчинении центральной оси постройки. Именно эта пирамидально поднимающаяся уступами вертикаль и является главным элементом художественного облика собора.

Той же идее подчинен и интерьер храма. Его пространство не загромождено хорами. Оно логисно нарастает от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к еще более повышенным подкупольным аркам и, наконец, устремляется в подкупольный световой барабан. Широко расставленные подкупольные столбы (они соответствуют наружным лопаткам) не мешают воспринимать это пространство целиком, где бы мы ни встали. Оно равномерно освещено, так как окна размещены в трех регистрах: в стенах основного четверика, в центральных закомарах и в барабане. Все это сообщает интерьеру дух рациональной организованности и ясности, а если учесть отсутствие княжеских хоров, то и "демократичности".

Перспективные порталы не сохранились и были восстановлены при реконструкции 1950-1960-х годов. Они сделаны по аналогии с порталами Звенигородского Успенского собора, причем габаритная ширина обрамления взята по археологическим данным, а остальные размеры - сооответственно пропорциональному отношению их к ширине портала. Лестницы ведущик к порталам также восстановлены при реставрации. Древние окна на всю высоту сохранились только в средней апсиде, где была утрачена лишь часть их наружных откосов при переоблицовке стены. В боковых делениях северного, западного и южного фасадов верхние части окон восстанавливаются по уцелевшим с внутренней стороны стен перемычкам.

Пропорции барабана восстанавливались из соотношения высоты барабана к его нижнему диаметру, свойственному раннемосковскому зодчеству (оно близко к единице). Барабан, прорезанный восемью окнами, завершается восемью окнами, завершается полусферическим сводом и шлемовидной главой, сделанной непосредственно по куполу.

В росписи собора принимал участие Андрей Рублев. К сожалению, от рублевской росписи сохранились очень небольшие фрагменты - на косяках алтарных окон. К тому же это не фигурная роспись, а чисто орнаментальная. По голубому (ныне почерневшему) фону идут один за другим крупные, светлые, четко нарисованные круги с самым разнообразным орнаментальным заполнением в виде "розеток", но не обычного растительно-цветочного типа, а скорее полугеометрического. То это пересекающиеся круги, то опирабщиеся на окружность маленькие полукруги или "лунницы", то замысловатые гребенчатые формы. В эти стилизованные мотивы введены и реальные, например трилистник, листья, напоминающие мать-и-мачеху, наконец, длинные тонкие усики. Но и они останавливают внимание не столько своей естественностью, сколько фантастичностью рисунка.

Список литературы

Г.К. Вагнер. Спасо-Андроников монастырь.// Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Стр. 9-32.

П.Н. Максимов. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. // Архитектурные памятники Москвы XV - XVII века. Новые исследования. М. 1947. Стр.8-32.

Б.А. Огнев. Вариант реконструкции Спасского собора Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Исследования и реставрация. Вып. 1. М., 1959, стр. 72-82.

Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная часть территории между садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала) М., 2000. Стр. 43-45.

Подозреваю такой заголовок способен удивить. Многие, скорее даже большинство, уверены, что в Москве нет ничего древнее Кремля. Но это не совсем так.

Княжеская крепость, возведенная на Боровицком холме, действительно, было первой московской постройкой.

Но прежде чем превратиться в здание Кремля, которым мы любуемся и сегодня, она несколько раз перестраивалась. Была на этом месте и дубовая крепость, была крепость белокаменная. Тот же Кремль, который видим мы, появился только в 80х-90х годах XV века, а храм, о которым мы говорим, появился лет на 50-60 раньше – в 20х годах XV века. История этого храма неотделима от истории Спаса-Андроникова монастыря, которая, в свою очередь, теснейшим образом связана с митрополитом московским Алексеем.

Как сообщают летописи, будущий митрополит Алексей(еще не имея сана) переплыл Черное море

Чтобы в Царьграде (Константинополе) быть рукоположенным Вселенским православным патриархом в этот сан. В те времена такая поездка была обязательной. Поскольку до захвата Византии турками русская православная церковь была подчинена византийской. И когда уже утвержденный в своем сане митрополит отправился домой, корабль попал в сильнейшую бурю. Многометровые волны кидали судёнышко как щепку, и тогда Алексей начал неистово молится Нерукотворного образа Спасителя, но волны не уменьшались. и митрополит поклялся господу поставить в окрестностях Москвы монастырь и храм в честь этого образа Христа. Вскоре шторм угомонился и чудесным образом получилось так, что на родину митрополит Алексей и его подопечные вернулись как раз в светлый день праздника Спаса-Нерукотворного.

Именно здесь более века назад состоялась в 1238 году одна из первых битв русских князей с полчищами и хана Батыя. Любопытно, что здесь, уже в существующем Спасо-Андрониковым монастыре произошла первая в окрестностях Москвы торжественная встреча армии Дмитрия Донского, возвращавшегося шедшего назад с победой. Здесь же были захоронены и некоторые солдаты, павшие на Куликовом поле. В пешей доступности возможно так же посетить и Храм Матроны Московской, что расположен на ул. Таганская. Часы посещения храма Матроны Московской.

Однако, вернемся к моменту основания храму.

Монастырь и храм появились в 1360м году. Первым его настоятелем был выбран любимый ученик Сергия Радонежского — монах Андроник. Первоначально все постройки, в том числе и храм, были деревянные. Но в 1368 на территории монастыря вспыхнул пожар, уничтоживший храм. На его восстановление ушло почти 60 лет. И только в 20х годах следующего века храм был построен в том виде, в каком он предстает перед нами и сегодня. Правда, с тех пор сохранилось, конечно, далеко не все. Например, известно, что росписью храма занимались в том числе и Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, но от их рисунков до нашего времени ничего не сохранилось, за исключением небольших фрагментов орнаментов на откосах алтарных окон.

Убранство храма за прошедшие века не раз менялось.

Например, согласно описи, сделанной в 1760х годах, здесь находилась паперть с красивейшей ризничной палатой, но от нее ничего не осталось. Большие потери понес храм и в 1812 году, отступавшие солдаты наполеона разграбили собор и сожгли иконостас. В 1934 году этот древнейший монастырь собирались снести, но, к счастью, этого не произошло. В конце 50х годов прошлого века тут прошла очень основательная и тщательная реконструкция.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по признанию ученых, является одним из самых совершенных произведений раннемосковского зодчества.

Этот собор оказал влияние и на многие последующие московские постройки. Например поднимающуюся ступенями «корону» закомар(то есть полукруглых окончаний стен под сводами) и кокошников была активно развита в последующем московском зодчестве в течение XVI-XVII веков. В архитектуре собора Андроникова монастыря видно влияние традиций владимирских храмов, архитектуры юго-западной Руси. Также имеются и архитектурные детали, говорящие о контактах и взаимодействии с Псковом и Новгородом.

Например, приподнятые арки, поддерживающие своды, формы половинок арок и закомар.

Если говорить о художественном образе этого храма в целом, то его авторам удалось наполнить свое творение необыкновенной динамикой и напряжением. Они словно специально принизили угловые части, а средние деления подняли до основного объема. Композиция создает ощущение устремленности вверх, вперед, в будущее. Традиционная для своего времени крестово-купольная форма построения храма здесь была ими смело изменена, как будто подготавливая почву для новых дерзаний и смелых поисков русских зодчих следующих веков.

А в наше время, проходя сквозь ворота на территорию монастыря, ловишь себя на удивительно ощущении, что перенесся из шумной и суетной московской жизни куда-то очень далеко, совсем в иной мир, неторопливый и тихий, внутри которого время течет по своим, особым законам.

Ране-московская архитектура и небольшие часовенки, наследие барокко и здание духовного училища, и все это в окружении шуршащих листьями деревьев.

Так в душе каждого посетителя этого места возникает ощущение прямого и непосредственного взаимодействия и контакта со временем. Кажется, что история этого древнего монастыря, как будто оживает прямо на твоих глазах, и беседует с тобой напрямую, без лишних посредников. Опустошенный в 1812 году французскими солдатами, а после революции — большевиками, этот монастырь и в наше время остается островком настоящей московской древности.

Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

Датировка и возможные предшественники

Согласно преданию, в 1354 году Алексей ездил в Царьград (Константинополь) к Вселенскому православному патриарху для рукоположения в сан митрополита московского. По возвращении на родину его корабль попал на Черном море в сильный шторм. Митрополит истово молился иконе Нерукотворного образа Спасителя, но шторм не утихал. Тогда митрополит дал клятву всевышнему, что при благополучном исходе шторма он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм утих и случилось так, что день возвращения на Родину совпал с днем церковного праздника Спаса-Нерукотворного.

Место для постройки храма выбрали примерно там, где сын великого владимиро-суздальского князя Георгия (Юрия II) Владимир Георгиевич в 1238 г. встретил войска Батыя во время его январского похода на Москву. На этом же месте митрополит Киприан позднее по преданию встретил Дмитрия Донского, возвращавшегося с Куликовской битвы. (по Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских.)

О датировке собора есть несколько мнений. По всей видимости, первый храм был деревянным. Есть предположения о постройках первого каменного храма в 1360 или 1390 годах. (В частности А. Павлинов - автор первой систематической истории русской архитектуры - писал: «В Андрониевском монастыре встроен храм в 1360 г.» цитирую по Буракову.) Вывод о существовании более раннего храма, позже перестроенного, основывается, в частности, на находках в позднейших перекладках стен собора белокаменных блоков вторичного использования с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. Однако наиболее вероятно, что собор был выстроен между 1410 и 1427 годами при игумене Александре.

История сооружения

Существуют источники («Книга степенная царского родословия», Пахомий Логофет), которые позволяют утверждать, что в росписи собора в начале XV века принимал участие Андрей Рублев. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 г. иконописные труды в соборе Троицкого монастыря. Можно считать, что в Андроников монастырь они отправились в 1425 г., а роспись закончили в 1427 г. (так по Буракову. По Вагнеру наоборот - из Спасо-Андроникова монастыря в 1425 г. они едут в Троицкий собор.) В 1427 г. Андрей Рублев скончался и был похоронен в Андрониевском монастыре. Так что участие в росписи Спасского собора было, по всей видимости, последней работой великого мастера. Росписи были уничтожены в конце XVIII века при реставрации, за исключением фрагментов растительного орнамента на откосах окон.

Во время реставрации 1763-1779 гг. к собору пристроили крытую паперть. В 1812 году от сильного пожара сгорел иконостас и обрушился барабан с главой. В 1846-1850 году собор был значительно переделан по проекту П.А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера - святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

После революции здания Андрониевского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.

С 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

В 1950-1960 гг. собор был отреставрирован архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским и М.Д. Циперовичем. Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева.

Зимой 1989 года собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.

Спасский собор

План собора на уровне порталов

По Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. Стр. 45.

Архитектурные особенности

Спасский собор представляет собой одноглавый четырехстолпный белокаменный храм на высоком подклете. Его фасады традиционно разделены на три части.С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов расположены перспективные порталы. Собор Спасо-Андроникова монастыря резко отличается от других собор своим усложненным построением: углы его четверика значительно понижены и крестообразный объем со сводами, скрытыми за килевидными центральными закомарами, четко выделен. Этот объем несет четырехгранный постамент с трехлопастным завершением каждой грани, на котором стоит восьмигранник, увенчанный главой на стройтном барабане. Переходы от «креста» к постаменту смягчены постановкой убывающих по величине снизу вверх килевидных кокошников. Изнутри эта композиция образована ступенчато-повышенными подпружными арками, следовательно она не декоративна, а конструктивна. Построение композиции здания таково, что все эти понижения и повышения объемов, полуокружности и четверть окружности кокошников-закомар находятся в полном подчинении центральной оси постройки. Именно эта пирамидально поднимающаяся уступами вертикаль и является главным элементом художественного облика собора.

Той же идее подчинен и интерьер храма. Его пространство не загромождено хорами. Оно логисно нарастает от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к еще более повышенным подкупольным аркам и, наконец, устремляется в подкупольный световой барабан. Широко расставленные подкупольные столбы (они соответствуют наружным лопаткам) не мешают воспринимать это пространство целиком, где бы мы ни встали. Оно равномерно освещено, так как окна размещены в трех регистрах: в стенах основного четверика, в центральных закомарах и в барабане. Все это сообщает интерьеру дух рациональной организованности и ясности, а если учесть отсутствие княжеских хоров, то и «демократичности».

Перспективные порталы не сохранились и были восстановлены при реконструкции 1950-1960-х годов. Они сделаны по аналогии с порталами Звенигородского Успенского собора, причем габаритная ширина обрамления взята по археологическим данным, а остальные размеры - сооответственно пропорциональному отношению их к ширине портала. Лестницы ведущик к порталам также восстановлены при реставрации. Древние окна на всю высоту сохранились только в средней апсиде, где была утрачена лишь часть их наружных откосов при переоблицовке стены. В боковых делениях северного, западного и южного фасадов верхние части окон восстанавливаются по уцелевшим с внутренней стороны стен перемычкам.

Пропорции барабана восстанавливались из соотношения высоты барабана к его нижнему диаметру, свойственному раннемосковскому зодчеству (оно близко к единице). Барабан, прорезанный восемью окнами, завершается восемью окнами, завершается полусферическим сводом и шлемовидной главой, сделанной непосредственно по куполу.

В росписи собора принимал участие Андрей Рублев. К сожалению, от рублевской росписи сохранились очень небольшие фрагменты - на косяках алтарных окон. К тому же это не фигурная роспись, а чисто орнаментальная. По голубому (ныне почерневшему) фону идут один за другим крупные, светлые, четко нарисованные круги с самым разнообразным орнаментальным заполнением в виде «розеток», но не обычного растительно-цветочного типа, а скорее полугеометрического. То это пересекающиеся круги, то опирабщиеся на окружность маленькие полукруги или «лунницы», то замысловатые гребенчатые формы. В эти стилизованные мотивы введены и реальные, например трилистник, листья, напоминающие мать-и-мачеху, наконец, длинные тонкие усики. Но и они останавливают внимание не столько своей естественностью, сколько фантастичностью рисунка.

Список литературы

Г.К. Вагнер. Спасо-Андроников монастырь.// Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Стр. 9-32.

П.Н. Максимов. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. // Архитектурные памятники Москвы XV - XVII века. Новые исследования. М. 1947. Стр.8-32.

Б.А. Огнев. Вариант реконструкции Спасского собора Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Исследования и реставрация. Вып. 1. М., 1959, стр. 72-82.

Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная часть территории между садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала) М., 2000. Стр. 43-45.

ул. Казанская, 50

Спасский собор. 2015 г.

История Спасского собора начинается почти 400 лет назад, в начале XVII в., когда на месте храма стояла деревянная Троицкая церковь. На ее паперти над входом висела икона Спаса Нерукотворного, прославленная чудесами, которые начались 12 июля 1645 г. Это был день возведения на престол Алексея Михайловича, второго самодержца из дома Романовых. Именно в этот день житель города Хлынова (Вятки) Петр Палкин, будучи слепым уже три года, пошел в храм и стал молиться на паперти перед иконой Спасителя. Внезапно, по милости Божией, он прозрел. Весть о чуде быстро облетела город, к иконе Спасителя стало приходить множество людей, просящих помощи, и многие получали исцеление.


Вид на Спасский собор и южную часть города. Начало XX в.

Весть о чудесах, происходивших в Вятке в 1646 г., достигла Москвы. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести в Москву святыню, чтобы она стала достоянием всего православного мира. Посланники царя с молитвой сняли образ и крестным ходом понесли в Москву. Встреча в столице происходила 14 января 1647 г. у Яузких ворот при огромном стечении народа. Навстречу вышли сам царь с семьей и патриарх Иосиф. Приложившись к святой иконе, Алексей Михайлович с приближенными внес ее в Кремль через Фроловские ворота и далее - в Успенский собор. В память об этом событии царь назвал Фроловскую башню Спасской. Спасская башня Кремля, получившая таким образом, «вятские корни», навсегда стала одним из символов России. Около 300 лет икона находилась в Преображенском соборе Новоспасского монастыря Москвы, однако после событий 1917 г. она бесследно исчезла.



Спасский собор и приказная изба (в центре снимка). Начало XX в.

В Вятке же на месте обветшавшей Троицкой церкви был построен каменный Спасский собор, но простоял он недолго, около шестидесяти лет. После пожара 1757 г. храм разобрали, и на его месте в 1764 – 1767 гг. был воздвигнут новый величественный собор, в верхнем храме которого находился чудотворный образ Христа Спасителя. Эта постройка и сохранилась в несколько измененном виде до наших дней.


Вид на Спасский собор с перекрестка Преображенской и Казанской улиц

Строительство собора пришлось на вторую половину XVIII в., на период раннего классицизма. Внутренняя отделка храма завершилась к 1818 г., когда освятили последний престол на втором этаже - святых апостолов Петра и Павла. Таким образом, строительство храма продолжалось 54 года. Верхний храм собора не отапливался, службы в нем проходили лишь летом. Спасский собор поражал горожан своими масштабами: высота колокольни достигала 53 метров, в храме было два этажа и шесть престолов.


Бывшая Соборная площадь Вятки. В центре - обезглавленный Спасский собор. 1930-е гг.

В 1929 г. храм был закрыт, но в отличие от многих остальных соборов города уцелел. Долгие годы здесь находилось общежитие педагогического института, а с 1960-х годов - научно-проектный институт. В 1995 г. собор был возвращен церкви, начались работы по его реконструкции. В 2009 г. была восстановлена колокольня, на которой установлен девятиметровый золоченый шпиль с крестом. В настоящее время восстановление храма продолжается.

Фото: С. Суворов, ГАКО, pastvu.com

 


Читайте:



Значение фигур при гадании на воске Гадание на воске скорпион

Значение фигур при гадании на воске Гадание на воске скорпион

Узнать будущее с помощью различных ритуалов стремились, как простые крестьянки, так и обеспеченные барышни. Обычно этим занимались в Святочные...

Что такое Мальтийский крест?

Что такое Мальтийский крест?

Православный крест не принято носить напоказ, в его названии даже фигурирует слово нательный крест. Посему, если крест для вас не простое...

Притчи и сказки про ангелов Ты кто

Притчи и сказки про ангелов Ты кто

На этот раз вид у Хранителя был непривычно серьезным и задумчивым, он выглядел растерянным и постаревшим, как бы ни абсурдно это звучало в...

Как жиды Библию правили. Информационная диверсия. Как происходила замена (подмена) славянских названий в той книге, которую мы сейчас считаем "Библией", на еврейские? Библейская энциклопедия архимандрита никифора 5000 слов

Как жиды Библию правили. Информационная диверсия. Как происходила замена (подмена) славянских названий в той книге, которую мы сейчас считаем

Понедельник, 10 Фев. 2014 Нашёлся список из 5000 слов (населенных пунктов, имен и т.д.), что был заменён на Руси при реформе патриарха Никона....

feed-image RSS