Главная - Сонники
Костел святого симеона и елены. Костел святого симеона и святой елены. Собор Сошествия Святого Духа

У многих мегаполисов есть узнаваемый символ, у Нью-Йорка это Статуя Свободы, у Парижа - Эйфелева Башня, у Москвы - собор Василия Блаженного. У Минска общепринятого символа нет, но негласно им давно стал костел святых Симеона и Елены, в простонародье - Красный костел. Сегодня это самое узнаваемое здание в городе, которое видел каждый турист, приезжавший в Минск хотя бы на день.

Красный костел - самый молодой католический храм, построенный в Минске до революции:

Его история началась в 1897 году, когда в Минскую городскую думу обратились горожане с просьбой выделить территорию для возведения нового костела:

В то время в городе действовал всего один католический храм - , нынешний архикафедральный Мариинский собор на площади Свободы. Во второй половине XIX века население Минска выросло почти в три раза, и места в нем для всех верующих перестало хватать. Два других костела - на Кальварии и на Золотой Горке обслуживали минские кладбища и находились за чертой города:

Городская дума разрешила выделить участок, однако Министерство внутренних дел Российской Империи запретило проведение работ. К вопросу снова вернулись через шесть лет - в 1903 году обращение в думу подписало более 2000 горожан, среди которых были богатые и влиятельные люди того времени. Пока дума рассматривала вопрос о месте возведения и порядке финансирования, в строительный комитет со своим предложением обратился Эдвард Войнилович:

Он был представителем древнего шляхетского рода, видным государственным деятелем, трижды избирался в Государственную Думу Российской Империи, дружил со Столыпиным. Прадедом Эдварда по материнской линии был Валентий Ванькович - белорусский художник и богатый шляхтич, владелец сохранившихся усадеб в и в Слепянке. Именно в усадьбе Ваньковичей в Слепянке и родился в 1847 году Эдвард Войнилович. В 1882 году в возрасте 35 лет он женился на Олимпии Узловской, в браке родилось двое детей - в 1884 году дочь Елена, в 1885 - сын Симеон:

Первым в 1897 году от скарлатины скончался Симеон, спустя 6 лет в 1903 году от воспаления легких умерла Елена. Других наследников у Войниловича не было, оставлять наследство было некому, поэтому он принял решение построить новый минский костел полностью за свой счет. Единственным его условием был самостоятельный выбор архитектурного проекта и названия для нового храма. Горожане приняли предложение Войниловича, а в мае 1905 года было получено официальное разрешение на строительство из Петербурга:

Войнилович начал лично отбирать образцы и рассматривать различные архитектурные решения, вскоре ему на глаза попалось изображение недавно построенного костела в польском городке Ютросин, что под Познанью:

Автором этого проекта был польский архитектор Томаш Пайздерский, Войнилович тут же выехал к нему в Варшаву. Совместными усилиями они подготовили похожий архитектурный проект для нового минского костела. Строительство началось в 1906 году и было закончено в кратчайшие сроки - всего за 4 года, 21 ноября 1910 храм был освящен в честь святых Симеона и Елены:

Стоимость строительства составила около 300 тысяч рублей, в пересчете на теперешние деньги - это около 12 миллионов долларов:

Костел получился трехбашенным пятинефным. Самая высокая башня устремилась вверх на 50 метров, в те годы ее было видно из любой точки города:

Две другие башни имеют в высоту 36 метров:

Стену главного фасада украшает круглое окно-роза:

Изнутри в солнечный день оно выглядит просто фантастически:

Во дворе костела стоит плебания - дом католического священника:

Ее построили в 1908, за два года до окончания строительства самого костела:

По первоначальному плану плебанию должна была соединять с базиликой длинная галерея:

Однако средств на это не хватило, галереи сделали короче, сегодня они ведут в подземелья храма:

Спокойной жизнью приход Красного костела пожил недолго, в 1914 году началась Первая мировая война, а в 1917 году грянула революция. Эдвард Войнилович выступил против режима большевиков, поддержал образование Белорусской Народной Республики в 1918 году. Во время советско-польской войны жил между Минском, Варшавой и своим поместьем в Савичах, недалеко от Слуцка. В 1920 году, когда Минск и Слуцк отошли к большевикам, Эдвард Войнилович уехал в польский Быдгощ, где и умер в 1928 году в возрасте 80 лет. Его поместье в Савичах было разграблено, фамильное кладбище, на котором покоились его дети и предки было уничтожено. Чудом сохранилась надгробная плита Симеона, которую нашли в конце 1980-х, а в 1990-х установили у стен костела:

Сам костел был разграблен в 1923 году, а в 1932 его закрыли. Здание успешно пережило Вторую мировую войну и чудом уцелело в богоборческие 60-е. С начала 1970-х в нем работал Дом Кино, в 1989 году верующие начали кампанию за возвращение костела католической церкви. Кампания увенчалась успехом - 21 ноября 1990 года, в день своего восьмидесятилетия, храм был заново освящен:

Реставраторы восстановили интерьеры:

Отреставрировали замазанные штукатуркой росписи:

В 1996 году перед главным входом в костел была установлена бронзовая статуя Архангела Михаила, пронзающего копьем змея:

Четырьмя годами позже слева от храма был поставлен еще один памятник - колокол Нагасаки:

Он является напоминанем о жертвах ядерных катастроф:

К языку колокола привязан трос, звонить в него может любой желающий:

В 2006 году из польского Быдгоща в Минск был перевезен прах Эдварда Войниловича:

Несмотря на то, что сам пан хотел быть похороненным на родовом кладбище в Савичах, где для него с женой уже были приготовлены склепы, его похоронили у стен Красного костела. В прошлом году началась процедура беатификации Эдварда Войниловича - причисления его к лику святых:

Основатель Красного костела очень сильно переживал смерть детей, отсутствие потомства означало конец его рода. В 1905 году он заказал варшавскому скульптору Яновскому бронзовую таблицу со своим генеалогическим древом. Вероятно, ее планировали установить в костеле, но что-то этому помешало, сегодня она хранится в Национальном историческом музее в Минске. Справа на таблице виден рыцарь, ломающий о колено свой меч - этот жест символизирует прерывание рода по мужской линии:

В самом низу лежит шляхтич Войнила, герой Грюнвальдской битвы 1410 года, от него и вела свой род династия Войниловичей:

Из тела Войнилы выросло древо, насчитывающее 11 поколений, заканчивается оно надломленными ветвями - слева Симеон, справа - Елена

Сегодня костел святых Симеона и Елены находится в самом центре города на площади Независимости, бок о бок с Домом Правительства:

За более чем вековую историю его ни разу серьезно не реставрировали:

В ремонте нуждаются все инженерные системы здания, фасад и внутренние помещения:

Проектная документация по реставрации уже готова:

Работы должны начаться в ближайшее время:

При этом полностью костел закрываться не будет - на несколько часов в день строительные работы будут приостанавливать для совершения богослужений:

Реставраторы планируют восстановить глиняную черепицу на крыше, очистить фасады от краски и копоти, вернуть витражам первоначальный вид. После этого, как обещают, жемчужина Минска будет радовать еще не одно поколение горожан и гостей столицы.

Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:

Еще немного о Минске:

Достойные Храмы Минска расположены по всем районам города. Собрали для вас интересные факты, историю и фотографии в нашем материале. А про все достопримечательности столицы смотрите вот .

Костел Святого Симеона и Святой Елены

Отыскать костел святого Симеона и Святой Елены не сложно, он расположен около Дома Правительства. В одних источниках, стиль храма определяется как неороманский , в других – неоготический , с элементами модерна.

Начало строительства датируется 1905 годом. Спроектировал “Красный костёл” Томаш Пайдзерский , а само строительство проходило под руководством известного Эдуарда Войниловича , которому храм и обязан своим официальным именем.

Войнилович подарил храму имена своих детей, утрата которых стала для него слишком болезненным ударом. Живопись и витражи в костеле дело рук живописца Франциско Бруздовича . Храм украшен скульптурами Зигмунда Отто. В храме также расположены три колокола. При установке, каждому из них было присвоено определенное имя – Симон и Михаил.

Костёл Святого Роха: тайны Золотой Горки

В самом центре Минска за Дворцом искусств укромно затаился, пожалуй, самый древний костёл города – костёл Святого Роха . В романе Владимира Короткевича «Каласы пад сярпом тваім» Кастусь Калиновский говорит, что облюбовал Золотую горку и часовню старого Роха. Какие же секреты хранит это место?

Существует несколько версий происхождения названия Золотая Горка . Согласно самой поэтической из них, место получило название от золотых осенних листьев кленовой рощи, которая раскинулась на возвышенности. Вторая версия свидетельствует, что купцы и разбойники с большой дороги частенько закапывали тут свои запасы.

Еще одна версия говорит о том, что один из католических священников объявил сбор средств для возведения костёла и расстелил на возвышенности свой плащ, на который прихожане начали складывать принесенные пожертвования – монеты и драгоценности.

Так около 1790 г. на Золотой во всех смыслах Горке появилась деревянная часовня.

Начиная с XVIII века на территории Золотой Горки образовалось кладбище, на котором хоронили людей, преимущественно умерших от эпидемий.

Однако Вторая мировая война и современная застройка оставили от старого золотогорского кладбища только несколько могил, которые и по сей день можно найти на территории костёла.

В послевоенные годы, когда часть кладбища сносили, на этом месте находили очень богатые могилы. Говорят, в том числе было найдено тело молодой девушки, завернутое в собственное платье. Она была похоронена заживо.

Святой Рох издавна считался защитником от эпидемий чумы и холеры. Согласно городским легендам, когда Минск страдал от тяжелой эпидемии, одному из горожан приснился вещий сон. Якобы город могут спастись, если найти статую Святого Роха, потерянную под обломками одного из костелов. После длительных поисков статуя была извлечена на свет, и эпидемия отступила. Было решено установить чудотворную статую в деревянной часовне на Золотой Горке. Во время Второй мировой войны статуя бесследно исчезла.

Костел Святого Роха был основан в Минске еще в XIV в. князем Ягайлой. Изначально здание находилось в районе современного оперного театра и было деревянным. Но после страшного пожара в 1809 г. костёл не выстоял, и было принято решение перенести парафию в золотогорскую часовню. В 1861 г. на Золотой Горке был возведен каменный костёл.

Размеры храма достаточно скромные, но под ним таятся подземелья с многочисленными захоронениями в нишах. Некоторые историки предполагают, что в низовой части подземелий могут быть погребены и останки основателей костела.

В анналах городских хроник можно встретить упоминания о необычной иконе, находившейся в костеле Святого Роха. Будто бы один богач, совершая конную прогулку, наехал на мольберт художника и так рассердился, что ударил живописца хлыстом по лицу. Некоторое время спустя толстосум решил отреставрировать старый костел на Золотой Горке и нанял художника для того, чтобы написать величественную икону. Иконописцем оказался тот самый человек со шрамом на лице. Не отказавшись от работы, художник попросил Всевышнего наказать своего обидчика.

Икона получилась настолько одухотворенной, что богач, не удержавшись, забрал её и повесил в собственной спальне. В ту же ночь в городе разразилась страшная гроза, и богач вдруг ощутил, как с иконы на него падают обжигающие слезы. Несчастный бросился бежать, но образ неотступно следовал за ним. В итоге магнат бросился с обрыва в реку и утонул, а икону обнаружили утром в стенах костела. Поговаривают, что призрак богача до сих пор бродит по округе Золотой Горки.

Во дворике костела можно наблюдать группу скульптур, в том числе и «Обнаженного мальчика» , что нетипично для католического прихода. На самом деле, во времена СССР в здании костела располагался зал камерной музыки, и скульптуры сохранились в напоминание об этом периоде городской истории.

Сегодня сложно отличить правду об истории костёла Святого Роха и золотогорской возвышенности от домыслов. Ясно одно: тайны этого уголка в сердце Минска еще долгое время будет будоражить пытливые умы.

Здание костела не единожды горело в Минских пожарах, но его регулярно восстанавливали. Возведя в очередной раз святыню, жители города нарекли ее Троицкий костел, но простоял он до 1809 г. и сгорел в страшном пожаре вместе с половиной города.

И только в 1991 г. про костел святого Роха на Золотой горке вновь заговорили, как о культовом сооружении и в свободное время от концертов стали проводить богослужения. С 2006 г. концертный зал закрыли и вернули сооружение римско-католическому приходу.

Отныне паломники со всех стран, туристы и жители Минска приходят в костел к святому Роху – самоотверженному монаху, жившему во Франции в XIII веке и ухаживавшему за больными – поклониться и попросить за здоровье и скорое выздоровление родных людей.

Церковь Марии Магдалины

Церковь Марии Магдалины построена в 1847 году, в русско-византийском стиле, на месте своей деревянной предшественницы, которая была полностью уничтожена в пожаре 1835 года. Новую церковь строили на деньги прихожан и добровольных взносов. Церковь постоянно развивалась и расширялась новыми строениями, а на заре 19 века была достроена Сторожевская брама .

Во время октябрьской революции храм Святой Марии Магдалины неоднократно подвергался расхищением и вандализму, несколько раз закрывался.

В период великой отечественной войны храм действовал, но в 1949 году было принято решении о закрытии церкви. Позже ее частично реконструировали, а на территории был устроен архив.

Собор святых апостолов Петра и Павла

Древней православной достопримечательностью Беларуси является Собор святых Петра и Павла в Минске , построенный в 1612 году благодаря денежным пожертвованиям 52 горожан, на земле, подаренной княжной Друцкой-Горской «на вечные времена».

Стоит собор на Немиге рядом с и в 300 метрах от другого религиозного строения - . Храм, выстроенный в стиле барокко, открыт ежедневно с 7, а по церковным праздникам и воскресениям богослужение начинается с 6 утра. При храме есть воскресная школа. В 1992 году открыли библиотеку и хоры, а с 1997 года в Соборе размещается редакция газеты «Церковное слово».

Правда, история этого храма не всегда была светлой и радужной. В давние времена его существование и судьба служителей собора была неоднозначной, а порой весьма трагичной. Католическая шляхта, препятствующая распространению православной веры, несколько раз приказывала свернуть возведение храма с мужским монастырём при нём. А в 1617, когда при соборе появилась школа для детей христиан, то униатские священники просто устроили избиение учеников. Вплоть до 1787 года фанатичные униаты и польские шляхтичи несколько раз громили монастырь и собор. Из-за этого храм пришёл в упадок. Только в 1795 году, уже при управлении Екатерины II, на восстановление собора ею было передано 7000 серебром, а 1797 году Павел Первый лично присутствовал на богослужении в обновлённом храме, названном Екатерининским.

Недолго собор переживал хорошие времена, так как уже в 1812, во время оккупации французами, его превратили в лазарет Наполеоновской армии. Все убранство было расхищено и испорчено. После изгнания французов собор восстановили, а к 1875 году храм перестроили, расписали стены, воздвигли купол и переосвятили в честь Николая Чудотворца. Это был период истории, когда все соборы Беларуси переживали свои лучшие времена.

При становлении Советской власти храмы и церкви Минска подверглись гонению. В 1933 году Петропавловский собор закрыли, внутреннее убранство вынесли, а в помещении устроили склад сельди. Церковный двор был заставлен бочками из-под рыбы.

Во время Отечественной войны, когда Минск захватили немецкие войска, жители самовольно расчистили храм от склада и возобновили богослужения. За это в 1944 году советские власти арестовали и осудили настоятеля и служащих, а в здании храма устроили в архив. И это стало последним осквернением Собора за его многовековую историю.

Начиная с 1972 года, здание Собора только восстанавливали и реконструировали, и сегодня он имеет предположительно свой первоначальный облик. В течение последних 40 лет Петропавловский собор пополнился известными иконами, была полностью восстановлена архитектура: воссоздана северная башня, снесённая зарядом ещё во время ВОВ , а фасад освободили от пристроек, сделанных в разные времена. У алтаря установили кованный позолоченный крест и подняли 8 колоколов. Теперь колокольный перезвон призывает людей к богослужению в 400-летний Собор святых апостолов Петра и Павла в Минске, как в стародавние времена.

Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии

Архикафедральный костел (1700 – 1721) обязан своим возведением иезуитам, которые начали деятельность в Минске в XVII веке. Их активная работа вылилась сперва в строительство иезуитской школы, которая помогала просвещению и грамотности детей города, а затем и самого храма. И внешнее и внутреннее оформление костела пресвятой Девы Марии в стиле барокко вызывало восхищение.

Фрески, красивые росписи, орнаментальная живопись, деревянные фигуры 12 апостолов – всё это делало костёл величественным и вызывало трепет прихожан. В 1773 году костёл переформировали в приходской из-за упразднения ордена иезуитов.


cтарое фото: костел пресвятой девы марии

Когда Минск находился в Российской империи, костёл стал носить статус собора. Вторая мировая война стала причиной сильного разрушения этого памятника архитектуры города Минска. Его даже перестроили для спортивного общества “Спартак”. Древние фрески, росписи просто закрасили краской. Здание костёла стало местом, где тренировались спортивные секции. В послесоветское время храм вернули верующими, реконструировали и освятили в 1997 году.


Храм Всех Святых

В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых , но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.

Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный - во время богослужения может принять до 1200 человек.

Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.

Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.

Церковь Александра Невского

Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.

Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ -XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.

Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны . Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.

Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.

Церковь Святого Духа

Одним из выразительных культовых строений центральной части столицы стала церковь Святого Духа, построенная в стиле виленского барокко в 1633 году.

Изначально это был костел, входящий в комплекс женского монастыря бернардинок . После того как все монахини его покинули, в 1860 году костел осветили в память Мефодия и Кирилла и он стал православной церковью. Во времена Советской России церковь Сошествия Святого Духа, как и костел Пресвятой Девы Марии и Петропавловский собор, была отобрана у христиан. В ней разместили пожарную команду со спортивным залом, а затем и вовсе устроили архив.

Во время ВОВ в храме возобновилась служба, а когда гонения веры прекратились, церковь Святого Духа не только восстановила богослужение в полном объеме, но и в 1961 году стала главным храмом Беларуси .

В 2009 году началась реконструкция храма и восстановление его в первоначальный вид. За основу взяли набросок неизвестного художника изобразившего храм в 1800 году.

Сегодня церковь встречает верующих во всем своем великолепии, полностью восстановленная и реставрированная. Залы освещают люстры и бра XVII века, воссозданы витражи витражные двери. При соборе открыта воскресная школа и размещен концертный зал детской филармонии «Верхний город». Посетить церковь Сошествия Святого Духа в Минске вы можете ежедневно с 9, а по праздничным дням богослужение начинается в 7 утра.

Собор Сошествия Святого Духа

Наиболее яркие достопримечательности Минска относятся к православным сооружениям прошлых столетий, например таким можно считать Кафедральный собор Сошествия Святого духа Минска, в народе – Свято-Духов .

Построенный первоначально как бернардинский католический монастырь, впоследствии перестроен в православную церковь. Однако ныне, уже в период независимости Беларуси , это чудесное сооружение, возведенное в стиле, именуемом сарматское барокко, – важная достопримечательность столицы Беларуси .

Собор очень ценится паломниками из-за чудотворной иконы Божьей Матери и мощей св. С. Слуцкой . Для не слишком религиозных туристов будет приятным времяпровождением изучение архитектуры церкви и ее внутреннего убранства.

Приятным дополнением к композиции собора становится площадь перед входом, позволяющая оценить всю величественность этого красивого творения профессиональных зодчих прошлых лет.

Костел Святого Иосифа

Монастырь Бернардинцев, построенный в 1630 г. был деревянным и, к сожалению, мы никогда не узнаем, как выглядело первоначальное строение. В последующие годы костел во многом повторил судьбу церкви Святого Духа, расположенной в 50 метрах от него: он трижды горел, но всякий раз перестраивался.

После последнего пожара в 1835 г. монастырь Бернардинцев приобрел черты барокко. А в 1864 г. здание костела забрали у церкви и монастырь упразднили. Но, в отличие от других культовых сооружений, посещаемых туристами, богослужения в костеле так и не возобновились.

Тем не менее монастырь Бернардинцев ремонтировали и восстанавливали, стараясь сохранить его. Сегодня в здании находятся архивы, а в монашеских кельях еще совсем недавно были прокуратура и военная комендатура.

Несмотря на земное использование здания духовного предназначения, Костел Святого Иосифа в Минске не утратил своих отличительных черт трехнефной без башенной базилики с выделенными высокими пилястрами. Выделенные ниши по обе стороны утратили установленные ранее в них скульптуры, но вход в костел с трех лепестковым окном над ним, сохранились в былом виде.


Приход храма иконы Божией Матери “Всецарица”

Приход храма иконы Всецарица приглашает всех верующих увидеть и дотронуться к чудодейственной иконе Божией матери, что c греческого переводится как “Пантанасса “.

На ней изображена Пречистая Дева с сыном на руках, восседающая на троне. В левой руке у Матери находится свиток, а правой рукой она указывает всем на своего Сына, спасителя всего человечества.

Сзади – два ангела, осеняющие крыльями Пречистую. Икона не большая, но очень древняя: написана была в XVII веке, а своё благословение получила на горе Афон.

Из века в век передаётся сказ, что однажды к иконе подошёл молодой парень, и что-то невнятно бормотал про себя. И тут лик Богоматери озарился дивным светом, и непонятная сила отбросила юношу в угол. Когда он поднялся, то тут же в отчаянье и страхе подбежал к другим иконам, признаваясь перед ликом святых в греховном бытие и колдовстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Один из самых красивых храмов Минска - католическая церковь святых Симеона и Елены. Находится этот памятник религиозного зодчества в центре столицы, украшая ее своей архитектурой. Условием благотворителя Эдварда Адама Войниловича, на чьи деньги был построен этот храм, было требование, чтобы костел возвели в строгом соответствии с проектом, утвержденным им и его супругой. Об этой церкви и пойдет речь ниже.

Инициатор и спонсор строительства

Костел святого Симеона и святой Елены обязан своим существованием человеку знатному и уважаемому в обществе своего времени - Эдварду Войниловичу. При жизни он был мировым судьей и председателем общества сельского хозяйства в Минске. Кстати, костел святого Симеона и святой Елены был не единственным культовым сооружением, построенным на его средства. Он также спонсировал возведение для верующих иудеев Клецка синагоги, а для православных христиан - церкви. Скончался этот человек в 1928 году в возрасте 81 года.

Начало строительства

Впервые идея о постройке костела забрезжила у горожан в 1897 году. Но осуществить ее оказалось не так-то просто, и строительство пришлось отложить. Лишь в 1905 году власти города выделили участок под застройку католического храма. четы Войниловичей позволила реализовать проект. Мотивом супругов служило не просто желание помочь католической общине обрести свое здание для проведения молитв и богослужений. Дело в том, что 1897 году у Эдварда и его жены скончался вследствие тяжелой болезни двенадцатилетний сын Симеон. А в 1903 по этой же причине умерла дочь, которая отошла в мир иной в канун своего девятнадцатилетия. В память о своих почивших детях супруги и решились подарить городу костел святого Симеона и святой Елены.

Строительство храма

Авторами проекта выступил архитектор из Варшавы Томаш Пояздерский. Известна интересная история о том, как создавался этот храм. Согласно ей, дочь Эдварда Елена незадолго до смерти видела сон, в котором фигурировал красивый храм. После пробуждения она сделала набросок этого здания. Этот-то рисунок и служил точкой отсчета и ориентиром при разработке проекта, в результате которого был построен костел святого Симеона и святой Елены. Минск до сих пор гордится этим зданием как настоящей жемчужиной городской архитектуры.

Две башни костела олицетворяют двух погибших детей семьи Войниловичей. С северо-восточной стороны располагалась большая башня высотой в пятьдесят метров. Она символизировала родительскую скорбь о потерянных чадах. Окна-розы впускали внутрь здания солнечный свет, пропуская его через витражи, созданные Франтишко Бруздовичем на основе традиционных белорусских орнаментов. Музыкальное сопровождение богослужений в церкви осуществлял большой орган и три колокола. Вместе с культовым сооружением была построена так называемая плебания - жилой дом и хозяйственные помещения для проживания священника. Весь комплекс был огорожен железной оградой с

Завершили строительство храма за пять лет. В ноябре 1910 года костел святого Симеона и святой Елены освятили в торжественной обстановке. Общественные же богослужения в нем начались незадолго до Рождества того же года.

Революция

После революции 1917 года костел, понятное дело, закрыли. Зато в его здании расположился Польский театр, которому наследовал Дом кино в комплексе с кафе. Место это в советские времена считалось престижным и попасть туда было не так-то просто.

Возвращение верующим

Возвращение здания в руки верующих пришлось на 1990 год. Спустя шесть лет на территории комплекса была установлена скульптура архангела Михаила, пронзающего копьем дракона, символизирующего зло. В 2000 рядом с этой скульптурой появился памятник «колокол Нагасаки», которой обогатился костел святого Симеона и святой Елены. Беларусь получила его в подарок от католиков Нагасаки. Сделан этот колокол в точном соответствии с образцом из Японии по имени «Ангел», чудом уцелевшим после атомной в 1945 году.

Костел сегодня

Красный костел - так сегодня за свой цвет, обязанный красному кирпичу, называют горожане костел святого Симеона и святой Елены. Минск и жители столицы считают его не только одним из своих религиозных центров, но и культурной достопримечательностью. Под основной базиликой храма в специальном зале периодически проходят различные выставки, концерты и спектакли. Знамениты также концерты органной музыки, проходящие в церкви.

К сожалению, ничего неизвестно о том, где сейчас покоятся останки детей семьи Войниловичей - передавая здание храма под нужды театра, советские власти распорядились снести фамильный склеп и перезахоронить останки. Уже после возвращения костела верующим подле храма был погребен его строитель - Эдвард Войнилович, останки которого перевезли из Польши, исполняя его завещание.

Костел святого Симеона и святой Елены: адрес

Данный храм - это одна из визитных карточек Минска. Для тех, кто желает посетить его, полезно будет узнать адрес: город Минск, улица Советская, 15.

Это место считается одним из самых часто посещаемых среди туристов. Находясь в непосредственной близости к Дому Правительства, святыня является самым главным пристанищем для всех белорусских католиков.

История возникновения храма Святых Симеона и Елены в Минске

Появление на белорусской земле Красного костела связано с существованием древнейшего шляхетского рода Войниловичей . Эдвард Войнилович, по заказу которого и началось строительство храма, воспитывал двоих детей и был важной политической фигурой. Однако на долю Эдварда и его супруги Олимпии выпали ужасные лишения – сначала погибает их сын Симон в двенадцатилетнем возрасте, а потом, не дожив несколько дней до своего девятнадцатилетия, уходит из жизни любимая дочь Елена.

К тому времени Эдвард и его семья унаследовали все богатство своего рода, однако тратить деньги было особо некуда и не на кого. В итоге, после смерти детей Эдвард вместе с женой пожертвовали все свои средства на возведение храма. Однако у них было одно условие – костел должен был быть возведен по их плану. Так, спустя некоторое время жители столицы увидели специально разработанный проект архитекторов, приглашенных специально из Польши, Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.

Строительство храма продолжилось 4 года и обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (сейчас это примерно 12 млн долларов). Ноябрьским днем 1910 года ксендз Витольд Чачот осветил храм, а уже в декабре месяце этого же года в костеле стали проводиться службы. К моменту открытия храм украшало три массивных колокола: «Эдвард» (назван в честь Эдварда Войниловича и весил около 530 кг), «Симон» (назван в честь умершего сына Войниловичей и весил около 310 кг) и «Михаил» (назван в честь покровителя столичного Архиепископства).

«Красный» костел в Минске и новейшая история Беларуси

Однако с приходом советской власти костел Симеона и Елены разграбили, правда, это не помешало продолжать богослужения в храме еще на протяжении двадцати лет. В 1932 году «красное» здание храма отдали Государственному польскому театру БССР, а через 5 лет костел стал принадлежать киностудии «Советская Беларусь». Позже, в 1975 году храм отдали Дому кино: самая высокая башня была переоборудована под музей кинематографии, при этом главную комнату разделили на два больших помещения, вместимостью до 250 человек.

Только в конце 20 века, в 1990 году, храм снова вернули католикам. С 1996 года возле костела начинают устанавливать скульптуры и памятники. Сначала вход в святыню украсил бюст Святого Михаила , который символизирует победу небесных войск над представителями темных сил. В 2000 году возле здания костела установили еще одну композицию «Колокол Нагасаки» - памятник - напоминание обо всех жертвах ядерных взрывов.

Десять лет назад в красном костеле произошло перезахоронение останков основателя храма – знаменитого Эдварда Войниловича . Несмотря на то, что за свою вековую историю храм служил в качестве обители для верующих совсем немного лет, сейчас Костел Святого Симеона и Елены считается одной из главных католический и религиозных достопримечательностей Минска. Сама постройка считается воплощением неоготического стиля с яркими деталями модерна и является визитной карточкой столицы Беларуси.

Обзорная экскурсия по Минску познакомит Вас с костелом Святых Симеона и Елены

Увидеть достопримечательность столицы Беларуси и услышать историю ее возникновения от гида можно, присоединившись к

История Красного костела — грустная, даже трагичная, романтичная и красивая одновременно. Его создание напрямую связано с перипетиями жизни семьи слуцкого помещика, человека заслуженного и уважаемого, члена Государственного совета по выбору, почетного мирового судьи, председателя Минского общества сельского хозяйства Эдварда Войниловича (1847 — 1928 гг.). Костел святых Симеона и Елены — не единственный храм, построенный на средства Войниловича. Этот замечательный человек уделял внимание всем конфессиям, в частности, подарил верующим Клецка синагогу и православную церковь.

Каюсь, первое непосредственное знакомство с минским Красным костелом — костелом святых Симеона и Елены — произошло у меня совсем не свято. Тогда там размещался Дом кино, а в нем — все, что положено по соответствующему «протоколу»: кинозал, музей, кафе. Место это в Минске той поры считалось достаточно элитарным — всегда и запросто туда не попадешь. О том, что в стенах означенного светского в всех смыслах заведения раньше существовал костел, в общем-то все знали, но, снова-таки признаюсь честно, скорбей молодежно-студенческих от того не прибавлялось. Был и был. Данное обстоятельство лишь привносило в артистическую атмосферу Дома кино дополнительный ореол загадочности и романтизма, что только приветствовалось.

Надо сказать, исходя из тогдашних реалий красным стенам храма еще повезло. Если закрыть глаза на наличие в них небольшого питейного заведения, они все же использовались культурно: удобрения и ядохимикаты там не хранили и мехдвор не организовали. Сразу после революции в строении располагался Государственный польский театр БССР, позже — киностудия. Но храм ждал. Ждал своего часа, как будто знал: времена обязательно изменятся.

Строительство костела началось в 1905 году. Идея же его возникла у горожан раньше — в 1897 году. Однако с первого захода «пробить» ее не удалось. И тем не менее через несколько лет на углу минских улиц Захарьевской и Трубной городские власти выделили участок под костельную застройку. Вдохновителем проекта и спонсором стал Эдвард Войнилович.

Денег на храм Эдвард и его жена Олимпия не жалели. Оно и понятно: костел задумывался ими не просто в честь апостола Симеона и святой Елены, что само по себе, конечно, тоже важно. Но и в память о погибших от болезней детях Войниловичей — 12-летнем Симоне, умершем в 1897 году, и Елене, скончавшейся шестью годами позже и не дожившей до своего 19-летия. Неутешное горе и скорбь родителей вылились горючими слезами, а потом воплотились в прекрасное строение, со временем ставшее настоящим украшением города, историко-архитектурной жемчужиной всей Беларуси.
В ноябре 1910 года костел освятил Минский декан, а к Рождеству, 21 декабря, он открылся.

Спроектировал удивительное сооружение из красного кирпича варшавский архитектор Томаш Пояздерский при участии В.Маркони и Г.Гая. Существует трогательная история, будто незадолго до смерти Елена увидела во сне прекрасный костел и, проснувшись, нарисовала его по памяти. После ее смерти Томаш Пояздерский руководствовался именно этими набросками. Две небольшие шатровые башни в композиции — в память о двоих умерших детях. Большая пятидесятиметровая четырехгранная многоярусная башня с пологой двускатной крышей, расположенная с северо-восточной стороны главного фасада, олицетворяла родительскую скорбь.
Стены храма украшали большие круглые окна-розы. Витражи были выполнены по мотивам белорусских народных художественных традиций на основе рисунков художника Франтишка Бруздовича. Алтарь сделан из тесаного камня. В костеле играл большой меднотрубный орган. На главной башне звонили три колокола: «Михаил» весом 2.373 фунта, «Эдвард» — 1.287 фунтов и «Симон» — 760 фунтов. Плоскую нишу над главным порталом со стороны бывшей Захарьевской улицы украшал фамильный герб Войниловичей. В комплексе с костелом построили каменную двухэтажную плебанию, а всю территорию огородили железной оградой на каменном фундаменте с коваными воротами.

Итак, в 1990 году строение вернули церкви. 27 сентября 1996 года кардинал Казимир Свёнтэк освятил установленную перед костелом бронзовую скульптурную композицию скульптора И.Голубева, символизирующую победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил с распростертыми крыльями пронзает копьем ощеренную пасть крылатого змея: добро, как и должно быть, побеждает зло. В сентябре 2000-го недалеко от архангела Михаила был установлен мемориал «Колокол Нагасаки». В его основание заложены капсулы с землей из Иерусалима, японских городов Хиросимы и Нагасаки, а также из районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы. «Колокол Нагасаки» — точная копия колокола «Ангел», непонятно как уцелевшего после атомной бомбардировки 9 августа 1945 года. Такой подарок городу сделала католическая епархия Нагасаки. Так что зло все-таки не сдается, и о том нельзя забывать.

Сегодня Красный костел не только очень популярен среди верующих-католиков, но и любим минчанами. Это не только духовный, но и прекрасный культурный центр. В так называемом нижнем костеле, расположенном под верхней базиликой, проходят спектакли и выставки. Собор также славится своими концертами органной музыки.

В многочисленных статьях, посвященных Эдварду Войниловичу и истории Красного костела, практически невозможно найти сведений о месте захоронения самих детей — Симона и Елены. Есть сведения, что этих могил уже нет. Условно говоря, их унесло время, материализованное в не самые добрые поступки и бесчинства 30-х годов: останки детей были бесцеремонно выброшены из склепа, и белокурая коса Елены горьким символом жестоко попранной и растоптанной любви и веры валялась под ногами.

В июне прошлого года из Польши в Беларусь перевезли и захоронили перед Красным костелом останки Эдварда Войниловича. Согласно его желанию, высказанному перед смертью. Точка поставлена. Но жизнь старого костела продолжается. А я думаю — и не только я! — что как было бы прекрасно и справедливо, если бы минская улица (идеально возле Красного костела) получила имя Эдварда Войниловича. Такими светлыми людьми надо гордиться!

<Открытки из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

 


Читайте:



Добродушная история про ангелов, которые всегда рядом… СМСка от ангела-хранителя

Добродушная история про ангелов, которые всегда рядом… СМСка от ангела-хранителя

не верю в сверх естественных существ, их существование равно существованию каппы или ламий.... а их бы я с большим удовольствием повстречала бы,...

Апостол Симон Кананит (Зилот)

Апостол Симон Кананит (Зилот)

Этот преподобный святитель был одним из 12 апостолов , принявших учение Спасителя Иисуса Христа. Житие апостола Симона Зилота рассматривается с...

Как связаться с потусторонним миром и как поговорить с душой умершего человека?

Как связаться с потусторонним миром и как поговорить с душой умершего человека?

Ответы на вопросы об общении с усопшими и рассказаны правила проведения поминовения. Поминать умерших родственников очень важно, ведь это...

Гадание на картах научиться Гадание на картах учиться и значение

Гадание на картах научиться Гадание на картах учиться и значение

Большая часть людей так и не знает, как гадать на игральных картах. А ведь почти все гадалки старшего поколения начинали свое гадание именно на...

feed-image RSS