Главная - Гадания
В чем суть страстной пятницы. Страстная пятница, великая пятница, воспоминание страстей господних - святые - история - каталог статей - любовь безусловная. Ежедневное чтение Евангелия

Практически все знают, что такое Пасха, а вот что такое Страстная пятница — известно меньше.

Это последняя пятница накануне Светлого Воскресения (в этом году этот день приходится на 17 апреля 2020 года). А еще – это самый скорбный и без преувеличения, самый драматичный день в году.

Именно в пятницу Христос был предан суду, который приговорил его к смерти. И в тот же день казнь состоялась – Спасителя распяли на кресте. Горечь утраты, щемящее чувство несправедливости и в то же время светлая надежда на то, что совсем скоро Господь воскреснет…

Страстная пятница – это целая палитра чувств, а еще – уникальный день в церковном календаре, который связан со многими традициями и даже запретами.

События Страстной пятницы станут понятны, если мы отмотаем время всего лишь на один день назад и окунемся в атмосферу четверга (того самого четверга, который в народе назвали чистым).

Мысленно представим себе вечерю Господню – своеобразный прощальный вечер, который стал последним для Христа и его учеников. Конечно, ни один из 12 апостолов пока не догадывался о том, что спустя несколько часов Иисуса возьмут под стражу.


И только Иуда Искариот был в курсе происходящего, — ведь предатель уже начал свою подлую игру. Договорившись с недругами Спасителя, он в буквальном смысле продал своего учителя за 30 серебрянников.

К слову сказать, в наши дни ученые произвели несложные расчеты, которые вскрыли удивительный факт. Тогдашние 30 серебрянников – это сегодняшние 6 тысяч долларов . Именно в такую сумму Иуда оценил жизнь Господа.

Конечно, Христос знал о предстоящих мучениях, ведь он и пришел на землю для того, чтобы умереть, а затем воскреснуть. Через свою искупительную жертву Господь должен был спасти все человечество.

Но знал ли он в деталях о том, что случится через несколько часов? Едва ли. Поэтому сразу после вечери он отправился в Гефсиманский сад, чтобы уединиться и морально подготовиться к тяжелейшему испытанию. Вот как выглядит это место в день сегодняшний (Иерусалим, Израиль).


А тем временем Иуда уже находился там со своими подельниками. Остальные же 11 учеников расположились неподалеку от Спасителя. Четверг оказался весьма насыщенным днем, поэтому они очень быстро уснули — чистый воздух, сладостная тишина и сентиментальный лунный свет сделали свое дело.

Но Христу было не до сна. Момент его страданий, страстей очень подробно описывается в Библии. Спаситель устремил свои взоры к небу и просто молился Богу.


Пожалуй, все слышали выражение «страсти Христовы». Это не только название известного фильма, но и часть подлинной биографии Спасителя – события последних дней его земной жизни. Конечно, в этот момент он испытывал отнюдь не плотские, а душевные страсти.

Это то, что мы иногда называем словами «болит душа». Тягостные раздумья, ощущение неизбежности страданий и ужасной, несправедливой смерти.

Надо ли говорить, что в этом душевном борении человек особенно нуждается в поддержке своих близких – хотя бы в теплом слове и добром взгляде. Очевидно, Господь хотел получить именно это, когда подошел к своим ученикам.

Но те уже крепко спали, и Христос не стал будить их, не стал просить о помощи, хотя, безусловно, имел на то полное право. Просто это не входило в его миссию – Спаситель не делится страданиями, а несет свой крест до конца.

Спустя несколько часов он в буквальном смысле понесет огромный деревянный крест. Вместе с беснующейся толпой, представителями властей и небольшим количеством сочувствующих людей Господь дошел до места, называемого Голгофой (Матфея, глава 27).

Вот как оно выглядит сегодня (Иерусалим, Израиль).


Кричащие недруги, смеющиеся солдаты, перешептывающиеся заговорщики – их разноголосые крики превратились в омерзительный хаос, который глухим, печальным шумом отдавался в ушах всех собравшихся. Никто и не думал о том, что случится буквально через несколько минут. В мучениях и борении Господь умирает.

В ту же секунду случилось непредвиденное. На небе стало темно так, как будто резко наступила ночь или полное солнечное затмение. Камни у подножия креста треснули, а завеса в местном храме разорвалась ровно напополам.


Толпа не на шутку перепугалась. Те, кто еще недавно с гиканьем кричали и издевались над беззащитным человеком, поспешили отправиться домой. А многие солдаты, люди неробкого десятка, ощутили не только трепетный страх, но и глубокое почтение к умершему. Они поверили в то, что Христос действительно был Сыном Бога.

Спустя еще несколько часов, когда Голгофа обезлюдела, к кресту с телом Иисуса пришел один богатый человек, которого звали Иосиф. Совпадение это или нет, но точно так же звали земного отца Спасителя, мужа Марии. Он снял тело, бальзамировал его, запеленал и похоронил, т.е. положил в каменную гробницу.

На следующий день предатели испугались уже мертвого Христа. Ведь они помнили его обещание, что через три дня тот воскреснет. Поэтому они решили придвинуть тяжелый камень ко входу в гробницу, поставить на нем печать, а вдобавок выставить охрану, которая должна круглосуточно стоять на своем посту.


Нет, не знали те люди, что никакая охрана не сможет нарушить планы Бога, что миссия Христа будет выполнена только тогда, когда он воскреснет. А значит, осталось только подождать исполнения этого обещания.

И это был как раз тот случай, когда обещанного ждут не три года, а три дня. Ведь уже в воскресенье случится великое чудо, которое и сегодня помнит добрая половина человечества. Мы называем его – праздником надежды и добрых перемен, победы жизни над смертью, весны над зимой, сил света над силами тьмы.

А вот другого героя этой истории ждала самая настоящая смерть, без перспективы воскресения. Иуда Искариот так и не успел насладиться своими 6 тысячами долларов. После смерти Христа он страшно испугался за свой проступок, поняв, что совершил нечто ужасное.

Взяв кошелек с 30 злополучными серебрянниками, предатель направился к заговорщикам, чтобы вернуть им деньги. Вот только жизнь невинно убитого было не вернуть. Да и злоумышленникам не было никакого дела до этих кровавых монет.

Иуда пришел в смятение и бросил деньги прямо в храме. Серебрянники покатились по полу, тревожно звеня и подпрыгивая. Этот зловещий звук как будто предвещал скорую трагедию. Искариот побежал из города и повесился на первом попавшемся дереве.

Предание гласит, что сначала он хотел удавиться на березе, но та испугалась и побелела от страха. Тогда предатель совершил самоубийство на осине. С тех пор осиновый куст больше других дрожит на ветру – видимо, он так и не пришел в себя от случившегося…

Из этого короткого рассказа становится понятным, что такое событие – это настоящая драматичная история, и Страстная пятница называется так неслучайно.

К слову сказать, все дни последней недели перед Пасхой называются страстными (как и сама предпасхальная неделя). Например: (он же Чистый), Страстная пятница, Страстная суббота. А еще эти дни принято называть великими, ведь они являются наиболее значимыми и почитаемыми в христианстве.

Таким образом, Страстная пятница – это без преувеличения великий, драматичный день, который и сегодня требует от нас особого настроя и уважения.

Богослужения в Страстную пятницу: вынос плащаницы

В такой день утреннее богослужение не проводится. А вот днем на службе примерно в 15 часов, когда по библейскому описанию, Спаситель «испустил дух», т.е. умер на кресте, совершается .

Плащаница – это довольно необычная икона. Все мы привыкли к тому, что обычно образ нарисован на твердой поверхности.

Однако в случае с плащаницей изображение наносится на плотную ткань (плат, откуда и пошло название). На ней изображен Христос, положенный в гроб. Выносят икону несколько священнослужителей, облаченные в одежду темных оттенков в знак траура.


В храмах обычно создают затемнение, свет идет только от мерцающих свечей. В такой обстановке действительно создается особое настроение, в котором сливается много контрастных эмоций: скорбь по усопшему, обида и досада за предательство людей, совершивших тяжкий грех.

А еще, возможно, человек может испытать ощущение приближающегося праздника, который знаменует торжество жизни над смертью Ведь пройдет еще всего 2 дня, и мы скажем: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Что нужно делать в Великую пятницу перед Пасхой

Часто верующие задают вопросы о том, что можно и что нельзя делать в Страстную пятницу перед Пасхой. Действительно, это особый день в году, и многим будет полезно узнать, как подобает вести себя в связи со случившимися 2000 лет назад событиями.

Самое главное, что нужно сделать на Страстную пятницу – это даже не посещение храма. Ведь у многих занятых людей действительно может не остаться времени. Тем более, служба с выносом плащаницы проводится днем, когда многие еще находятся на работе. Однако отдать дань уважения Господу может каждый.

В такой день стоит уделить внимание размышлениям о подвиге Христа и прочесть соответствующую библейскую историю (например, 23 глава от Луки).

Не будет лишним и подать милостыню, сотворить любое доброе дело, которое действительно принесет кому-то радость. Можно навестить родного человека, с которым давно не общались. Примириться и простить обиды, которые уже давно накопились и дают знать о себе.

Словом, для современных людей есть определенная свобода выбора, которая не отрицается представителями церкви. Главное – это благие устремления, искреннее желание отдать Господу дань уважения.


Что нельзя делать в Страстную пятницу

Издавна на Руси в такой день старались соблюдать весьма строгие правила, например:

  • ничего не делать по хозяйству;
  • не шить, не разрезать ткань;
  • ничего не готовить, не разводить огонь;
  • не работать на земле, не копать и т.п.

Однако вполне понятно, что образ жизни современного человека изменился до такой степени, что порой у нас просто нет выбора. Нам нужно идти на работу, одевать и кормить детей, помогать своей семье, заниматься хозяйством, готовить ужин и т.п. Поэтому каждый поступает в соответствии с обстоятельствами.

Соответствующий комментарий дают многие представители Русской Православной Церкви, например, протоиерей Иоанн Макаренко.

При этом интуитивно понятно, что точно нельзя делать в Великую пятницу перед Пасхой:

  • предаваться любым плотским утехам;
  • проводить день в увеселении;
  • принимать алкоголь;
  • смотреть развлекательные передачи, представления и т.п.

Подобное поведение само по себе не предосудительно – каждый человек стремится к удовольствиям. Но в такой скорбный день верующий человек не может радоваться в полной мере.

Ведь в эти часы 2000 лет назад произошло одно из самых трагических событий в истории человечества. И веселиться в Страстную пятницу – это почти то же самое, как если бы в день похорон или поминовений устроить вечеринку.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Среди вопросов о том, что можно делать в Страстную пятницу, верующие интересуются и выпеканием куличей и крашением вареных яиц.

Согласно традиции сделать это лучше в Чистый четверг или по крайней мере в субботу. Нежелательно заниматься подобными делами в пятницу, исключая только ситуации крайней необходимости.

Пост в Страстную пятницу

Также один из важных вопросов – что нельзя есть в Великую пятницу перед Пасхой. Это время считается самым строгим во время всего Великого поста. Верующим не следует ничего кушать и даже пить воду вплоть до окончания богослужения и выноса плащаницы.

А после, вечером, можно попить воды и поесть хлеба. Никаких блюд готовить не нужно – все это время продолжается скорбь по распятому Господу.

Довольно жесткие правила продолжают действовать и в субботу. Тем лучше будет сам праздник – Светлое Христово Воскресение, когда разрешается вкушать любую еду, да и несколько бокалов хорошего красного вина также не возбраняются.

При этом представители церкви говорят о том, что каждый человек должен действовать по своим ощущениям. Например, если кто-то болен желудком или речь идет о беременной женщине или кормящей матери. Конечно, тогда от еды и воды отказываться не стоит, ведь речь идет о здоровье.

Вот комментарий протоиерея Александра Ильяшенко по этому поводу:

Народные традиции в Страстную пятницу

Конечно, любое значимое событие многолико отражается в зеркале народной истории. Спустя несколько столетий получается так, что в памяти людей памятная дата начинает жить собственной жизнью. Что-то подобное случилось и с Великой пятницей.

Например, на Руси в этот день нередко выпекали сдобу, например, булочку — в виде креста. Считалось, что такой хлеб никогда не покроется плесенью. А моряки брали булочки с собой в дальние походы и верили, что они будут талисманом корабля и уберегут от морских катастроф.

Был и еще один обычай, который каждый из нас может добавить в свою копилку добрых дел. Богатые люди непременно угощали своих близких, знакомых и даже обычных прохожих сдобой, молоком, творогом или яйцами.


Еще один интересный обычай – верующие стремились принести из церкви 12 горящих свечей, с которыми они стояли на службе. Эти свечи несли зажженными, ставили в любой части дома и давали им догореть до конца. Считалось, что в течение всего года (12 месяцев) в доме будет мир и достаток.

Таким образом, Страстная пятница – это трагический день, посвященный воспоминаниям о земной смерти Христа. Однако праздник будет совсем скоро, ведь Господь непременно воскреснет.

И когда придет Пасха, каждый может искренне порадоваться и насладиться этим торжественным моментом, занимающим центральное место во всей христианской религии.

Великая пятница – самый скорбный день Страстной недели и всего года для православных

В Великую или Страстную пятницу был распят Иисус Христос, который для искупления людских грехов принял мученическую смерть на Кресте.

Пост Страстной пятницы - самый строгий день Великого поста, согласно церковным канонам православные в это время полностью воздерживаются от пищи.

Церковные службы
Службы Великой или Страстной пятницы полностью посвящены воспоминаниям о крестных страданиях Спасителя – Его распятии на Голгофе, мученической смерти, снятию с Креста и погребению. Во всех четырех Евангелиях эти события подробно описаны.

В Великую или Страстную пятницу совершаются три основные службы: Утреня, Царские Часы и Великая Вечерня с малым повечерием.

На утрени – эта служба проходит в Великий четверг вечером, посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелий, которые повествуют о страданиях Спасителя, начиная с Его последней беседы с учениками на Тайной Вечери и кончая Его погребением в саду Иосифа Аримафейского и приставлением к Его гробу воинской стражи.

Верующие стоят с зажженными свечами, во время чтения Евангелия, этим показывая с одной стороны то, что величие и слава не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны - горячую любовь к своему Спасителю.

Литургии в Великую пятницу не бывает, потому что Сам Господь в этот день принес Себя в жертву, за исключением тех лет, когда Страстная пятница совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы, которую православные празднуют 7 апреля. В Великую пятницу совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня – в это время считается, что свершилась крестная смерть Иисуса. Во время службы поют особый канон о распятии Господа и выносят Плащаницу - плат, на котором изображен в полный рост Иисус Христос, лежащий во гробе.

Обычно во время службы на Плащаницу кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу. Плащаницу украшают цветами в память о том, как жены-мироносицы помазали благовониями тело погребенного Иисуса.
Перед Плащаницей во время службы положено полагать земные поклоны, прикладываться к ней. Все богослужения Великой пятницы и Великой субботы начинаются и завершаются перед Плащаницей, а не в алтаре.

Находится Плащаница в центре храма в течение неполных трех дней, символизируя трехдневное нахождение в гробнице Иисуса Христа. Ее вносят обратно в алтарь за несколько минут до пасхального крестного хода.

В Кафедральном соборе Светицховели во Мцхета (древнейшая столица Грузии), где хранится величайшая реликвия, Плащаница Иисуса Христа, проводят особый ритуал, ставя крест перед алтарем.

Страстная пятница - для всех верующих время скорби и поминовения, когда все земное и бренное теряют свой смысл. Вместе с тем, оно пронизано насквозь предстоящим чудом Воскрешения.

Великая пятница - что можно и нельзя
Пост в Страстную пятницу очень строгий - верующие воздерживаются от принятия пищи до выноса Плащаницы, примерно до 15 часов дня. По истечении этого времени можно есть лишь хлеб и пить воду, а некоторые и вовсе голодают в этот день.

Верующие помимо соблюдения строгого поста, должны максимально отстраниться от мирских забот, так как в этот день работать нельзя. Великая пятница во многих странах объявлена официально выходным, в том числе и в Грузии.

В Страстную пятницу нельзя прясть, шить, пилить или рубить, или что-то резать. Сельскохозяйственные работы выполнять в этот день также запрещаются, ни в коем случае вбивать железные предметы в землю нельзя –по аналогии с прибиванием к кресту гвоздями.

Посему, в Чистый четверг нужно переделать все дела, а в Великую пятницу пойти в церковь на службу и молиться. Прихожане, после службы могут с собой унесите двенадцать свечей, с которыми стояли в храме. Затем эти свечи зажечь в доме, пока сами не догорят, стараясь охватить все уголки. Это в доме очистит атмосферу и привлечет блага.

В Страстную пятницу ничто не должно отвлекать от молитвы и духовного самосовершенствования, поэтому в этот день отказываются от стрижки, окраски волос и вообще любых косметических процедур, и даже не умываются.

Празднование дня рождения или юбилея, если он выпадает на Великую пятницу, нужно перенесите, потому что веселиться и гулять запрещено в день вселенской скорби. В старину говорили, что тот, кто будет смеяться в Страстную пятницу, тот проплачет весь год.

Яйца, по древней традиции красили в один из дней Страстной седмицы - последней недели Великого поста.
Этим ритуалом рекомендовано заниматься в Великий четверг, когда дома проводится генеральная уборка и другие мероприятия по подготовке к Светлому Воскресению Христову.

Но в некоторых странах, в том числе и в Грузии по традиции люди красят яйца, которые символизирует кровь, пролитую Спасителем, в Страстную пятницу до захода солнца.

Приметы, обычаи и традиции
Воздержаться в Великую пятницу необходимо от употребления алкоголя, так как люди, которые напиваются в это время рискуют стать алкоголиками.

В день страданий и смерти Иисуса Христа следует воздержаться и от плотских утех - дети, зачатые в Страстную пятницу, рождаются или больными, или становятся в будущем жестокими преступниками.

Нельзя плевать в Великую пятницу на землю - народные приметы гласят, что тот, кто плюнет на землю - от того на весь год отвернутся все Святые.

Определить, есть ли на вашем доме порча, можно в Великую пятницу - для этого нужно, с остатком зажженной свечи, с которой вы отстояли службу, обойти всю квартиру или дом комнату за комнатой. Свеча сильно затрещит возле "порченной" вещи и начнет чадить черным дымом.

По народным приметам, урожая не будет, если посеять пшеницу или посадить что-либо другое в Страстную пятницу.

В Великую пятницу также нельзя стирать – согласно поверью, если постирать белье и вывесить его сушиться, то на нем появятся следы крови.

Говорят, что человек, который полностью воздержится от еды и воды весь этот день, будет знать время своей смерти за три дня.

В старину люди по Страстной пятнице определяли какой год ожидается - для этого утром проснувшись первым делом, ни с кем не разговаривая, нужно было выглянуть в окно. Если увидели первой птицу, для девушки это к новому знакомству, а для парня - к добрым вестям.

Увидеть с утра первой собаку предвещало грусть и печаль, кошку – к достатку и богатой жизни, молодого парня или мужчину - весь год будете здоровым, а молодую девушку - к благополучию.

Увидеть с утра старика, инвалида или больного человека, к сожалению, предвещало болезнь или крупную потерю, а целую семью - жить со всеми родными в мире и согласии.

Магию Великой пятницы знахари использовали для многих целей - лечили болезни, ставили обереги, заговаривали от болезней. Например, в лечении алкоголизма, сглаза и смертной тоски помогает печная зола, взятая в Страстную пятницу.

Великий вторник Страстной седмицы

Распятие Иисуса

Казнь Иисуса назначили на вторник, 17 апреля 29 г. Поскольку Ирод Антипа и Понтий Пилат отказались признать Иисуса виновным, то они разрешили Каиафе самому наказать Иисуса. Для экзекуции было отведено место в центре города. Для исполнения приговора назначены два палача: один высокого роста, другой немного ниже. Плети, которыми били Иисуса, имели по пять хвостов неравной длины. На конце каждого хвоста были прикреплены железные грузила, чтобы плети крепче обхватывали тело и, сдёргиваясь с него, рвали кожные покровы. Перед тем как отправить Иисуса в путь, его долго и много били. Сначала Иисуса за вздёрнутые руки привязали к столбу и стали хлестать плетьми вначале по спине, затем по груди и по животу. Двое из толпы палками били Иисуса по голове, сломав ему при этом переносицу. Иисус молча вынес все побои, не проронив ни звука. Зато все палачи просто выбились из сил.

Когда после этого наказания Иисуса облачили в белую рубаху, она тут же превратилась в багряницу. На голову Иисусу надели терновый венок, а на шею повесили табличку: «Я-Бог». Надпись была сделана на четырёх языках – на арамейском, на иврите, на греческом и на латыни. Иудейские священники, увидев эту надпись, стали возмущаться. Иисуса хотели казнить как богохульника, как царя-самозванца, но не как Бога. В том, что в Иисусе присутствует некая божественность, никто не сомневался. Любой человек, увидев Христа, начинал ощущать невероятную силу и энергию, исходившую от него, мистический трепет охватывал каждого, кто чувствовал это.
Иисус молча сносил все побои и издевательства, подтверждая своё учение – Бог любит всех, Он не может никому причинить боль и страдание, даже своим палачам. Бог никого не наказывает!

Иудеи кинулись к Пилату, требуя изменить эту надпись на другую: «Я – Царь Иудейский». Пилат отказал им в этой просьбе, заявив: «Что написал, то написал. Вы же его обвинили, что он Бог. Если он считает себя царём иудейским, то это не грех. Царей у Иудеи может быть много. Вы его в этом обвиняете. Я его в этом не обвиняю. Я не хочу, чтобы на мне была кровь этого праведника». В Библии же говорится, что на табличке было написано: «Иисус Назорей – Царь Иудейскиий». Это слишком большая надпись и она просто не могла уместиться на небольшой дощечке на четырёх языках. Первыми это поняли живописцы, которые пытались на полотнах уместить эту надпись, эта надпись просто не умещалась. Тогда был найден выход – на небольшой табличке на кресте просто изображались четыре латинские буквы – JNRJ, которые расшифровывались: Jesus Nazarenus Rex Judaeorum (Иисус Назорей – Царь Иудейский). Писать на табличке непонятные никому четыре буквы было просто бессмысленно. На самом деле была короткая надпись: «Я-Бог», без всяких сокращений. Римские священники, переделывая Библию в 325 году, пытались умолчать этот факт .

Иисус должен сам нести свой крест, на котором предстояло ему принять мучения. Крест, сделанный из дуба, был очень тяжёлый. Высота креста была 2.5 метра, ширина – 1.5 метра. Вместе с Иисусом к распятию приготовили двух преступников, издевательски сказав при этом: «Ты же Бог, а это два твоих ангела, пусть они тебе помогут».

Когда измученный и физически обессиленный Христос падал под тяжестью своей ноши, тогда палачи, идущие рядом, вновь били его плетьми, пока он не поднимался на ноги. Симеон, идущий с поля, увидел, как упал Иисус, разбив себе колено в кровь, и тяжёлая балка креста ударила его по спине и ногам. Тогда Симеон, не думая о том, что с ним будет, бросился на помощь Иисусу. Солдаты, сопровождающие процессию, уже порядком устали, и им надоело вместе с Иисусом тащиться по пыльным и грязным улицам Иерусалима. Поэтому никто Симеона не остановил, а Иисус пошёл рядом, иногда слегка придерживаясь за крест. Иисуса на Голгофу во время крестного пути сопровождала большая толпа. В подавляющем большинстве своём это были люди, которые в него не верили и не признали его учения, но шли посмотреть на казнь из любопытства. Среди них было много тех, кто раньше хотел ходить вместе с Иисусом и кого он отправил от себя, видя их жадность, хитрость, завистливость и алчность. Таких людей Иисус возле себя не держал, и они были обижены и озлоблены за то, что он их отверг. Простые евреи – земледельцы и скотоводы, наоборот, сильно горевали и переживали за Иисуса, но сделать ничего не могли. Они боялись за свои жизни, за своих детей, страх буквально парализовал их волю. Эти люди ещё не созрели для решительных действий, не были готовы ни к восстание, ни к защите кого бы то ни было.

Во время крестного пути одна женщина по имени Вероника вытерла измученному Иисусу лицо платком. И на этом куске материи неожиданно проявился лик Спасителя.


Лик Христа

Голгофа – это холм, имеющий форму черепа, в окрестностях Иерусалима. На еврейском языке «Голгофа» означает «череп».

Сначала был закопан в землю крест. Рядом с крестом была поставлена тумба, похожая на скамейку. Чтобы крест под тяжестью тела не раскачивался в разные стороны, он был крепко прибит к этой тумбе. Распятый человек не висел на кресте, а опирался ногами на деревянную тумбу. При этом ноги его были прибиты к тумбе, чтобы он не мог даже пошевелиться. Это было сделано для того, чтобы казнённый, мучаясь подольше, сохранял силы и не умирал слишком рано. Не все распятые люди были приговорены к смертной казни. Некоторых из них после нескольких дней мучений снимали с креста и отпускали на волю. Руки казнённого были прибиты к поперечной перекладине креста.


Икона «Распятие»
Тема Распятия столь значительна, что русские иконописцы создали несколько ее вариантов. Самый древний и краткий принят от византийцев и воплощен во фресках храма Святой Софии в Киеве XI века. На фресках представлен распятый на Голгофе Христос, ему предстоят Богоматерь и юный Иоанн Богослов. Голгофа представлена в виде горок, внутри которых белеет череп Адама, погребенного по преданию на месте распятия Иисуса Христа.
Самый сложный и многолюдные композиции Распятия появились в XVII в., они наглядно представляли мотивы Апокалипсиса: встающих из гроба метвецов и солнечное затмение в виде скручивающегося небесного свитка. Зримыми стали и страдания Христа.

Икона «Распятие»


Воинов иконописцы располагали по сторонам креста; один из воинов пронзал тело страдальца копьем, другой подносил ему губку, чтобы разжечь раны и возбудить жажду; здесь же были воины, по жребию делившие одежды Христа. Перед распятым Христом кроме Марии и Иоанна появляются плачущие жены, а также Лонгин-сотник – он был первым, кто, глядя на муки Христа, воскликнул: «Воистину, он был сын Божий».
Был еще один вариант Распятия – с разбойниками. Одновременно с Иисусом Христом, по Евангелию, распяли еще двух разбойников; один из них, раскаявшись в содеянном зле, уверовал в Христа как в Бога, и за веру после смерти своей был принят в рай. Иногда русские иконописцы изображали его отдельно, икона так и называлась «Благородный разбойник Рах».

Икона «Благоразумный разбойник»

Икона «Благородный разбойник Рах»

В тело Иисуса Христа было вбито четыре гвоздя. Два гвоздя проткнули ему запястья рук, ещё два гвоздя пронзили ноги. Пока крест закапывали в землю, Иисус обратился с речью к иерусалимцам:
- Дочери иерусалимские, берегите своих детей. Не дайте в их душах поселиться злобе, зависти, жестокости. Будьте милосердны друг к другу, прощайте друг друга, любите друг друга, и тогда Бог поселится в душе каждого из вас. Простите за всё, что я когда-то для вас сделал.

После распятия адская боль пронзала всё его тело. Иисус стискивал зубы от напряжения, стараясь при этом отключить своё сознание, как он этому научился в далёкой Индии и у тибетских монахов. Ему удалось ввести себя в состояние, подобное сну, и хоть немного облегчить свои мучения. Когда стражники предложили ему специальный обезболивающий напиток из уксуса и желчи, который давали всем осуждённым, чтобы облегчить страдания казнённым, он просто молча отвернул в сторону голову. На Иисусе, распятом на кресте, осталась лишь одна набедренная повязка.
«Один из них подбежал, смочил губку в винном уксусе, надел на палку и подал Иисусу, чтобы тот пил». Евангелие Марка.
Из толпы наблюдающих за казнью раздавались крики: «Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси себя сам! Если ты Сын Божий, то сойди с креста!»

Первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
«Других спасал, а себя самого не может спасти. Если он Божий Сын, пусть теперь сойдёт с креста, и мы уверуем в него. Пусть теперь Бог избавит его, если он угоден Ему. Он сам сказал: я Божий Сын».

Разбойники, распятые вместе с ним, вели себя по-разному. Один из повешенных злодеев ругал Иисуса и говорил: «Если ты Христос, спаси себя и нас. Нас из-за тебя распяли, как твоих ангелов. Мы из-за тебя страдаем».
Другой унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а он ничего худого не сделал».
Напоминанием об этих двух распятых с Иисусом служит косая нижняя перекладина на кресте у православных христиан. Поднятый вверх конец как бы указывает на того разбойника, который восхвалял Иисуса, а опущенный конец – на того, который его ругал.

Рано утром на второй день разбойников сняли с креста и отпустили на волю. Они своё наказание отбыли. Иисус же остался висеть на кресте. Солдаты, сжалившись над Иисусом, тронутые его мужеством, сняли с его головы терновый венок. И позволили пришедшим женщинам дать вина казнённому. Иисус провёл на кресте почти неделю.
Иисус своему любимому ученику Иоанну поручил заботиться о своей матери ещё задолго до распятия. Во время казни на Голгофе не было ни Девы Марии, ни Иоанна. Иоанн, узнав о точном дне казни Иисуса, отправился в Назарет за Марией, решив при этом прийти с ней в Иерусалим на второй день после казни. Марию застал он взволнованной, она рассказала ему, что, когда она прилегла вчера отдохнуть после обеда (вторник), ей приснился Иисус – он звал её и просил помощи, проснувшись, она почувствовала страшную боль в сердце, которая до сих пор не прошла. Иоанн не стал ничего рассказывать, объяснив причину своего прихода тем, что Иисус желает её видеть в Иерусалиме в субботу. Мария сразу почувствовала что-то неладное, она не находила себе места ни в последний день перед дорогой, ни в дороге, особенно ей стало плохо, когда до Иерусалима оставалось всего полдня пути.

Когда достигаешь свободы,
То можно ступать по воде,
По воздуху плыть, как по водам.
За это – страдать на суде,
На рабском суде всенародном…
Но страшен ли пыточный крест,
Когда наступает свобода,
Когда ты навечно воскрес!

Великая среда Страстной седмицы

Среда на Страстной неделе – это день, когда Церковь вспоминает предательство Иудой Искариотом своего учителя Христа за 30 сребреников.
Кроме того, в этот день вспоминается Евангельская история о грешнице, омывшей миром голову Иисуса.

Страстная седмица – седьмая неделя Великого поста – целиком посвящена воспоминаниям о страданиях, Крестной смерти и погребении Иисуса Христа.
Согласно Евангелию от Матфея, ночь на среду Господь провёл в Вифании (Мф. 26, 6–17). Здесь в одном из домов некая женщина, которую Евангелист называет грешницей, возлила на голову Иисуса драгоценное миро (смесь растительных масел, душистых трав и смол).

Исторически помазание миром на Востоке употреблялось как при помазании царей и первосвященников, так и в обыденной жизни богатыми и знатными людьми. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду и даже ноги. Зная нелюбовь Христа к роскоши, его ученики разозлились на женщину за своего рода «растрату», так как миро можно было продать за большие деньги, которые затем раздать бедным. При этом сам Христос не только принял её дар, но и сказал: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала». Христос оправдал поступок кающейся грешницы, потому что посчитал, что он продиктован верой и сердечным сокрушением. Эта женщина пришла к Иисусу не затем, чтобы получить телесное исцеление – это было стремление воздать ему честь и получить исцеление душевное.

Кроме того, как посчитал сам Христос, через возлияние мира кающаяся грешница как бы уготовала Его на смерть и погребение: «Возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори».

Итак, Церковь прославляет поступок женщины, одновременно противопоставляя его на контрасте предательству Иуды, которое было совершено в тот же день.

Итак, в церковной службе Великой среды прославляется жена-«грешница» и порицается сребролюбие и предательство Иуды.
В среду, равно как и в понедельник и вторник на Страстной, совершается Литургия Преждеосвященных Даров – последняя в течение Великого поста. Кроме того, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. С этого момента земные поклоны прекращаются до праздника Троицы (исключение – поклоны перед Плащаницей).

Также Великая среда обычно является для верующих днём исповеди накануне Великого четверга. Дело в том, что в четверг на Страстной православные стараются причаститься – но не все прихожане могут успеть исповедоваться в сам этот день, поэтому в храмах накануне идёт большая исповедь. Священнослужители отмечают, что для прихожан вечер среды – это уникальная возможность исповедоваться более подробно, чем в обычные дни, и призывают ею воспользоваться.

Великий (Чистый) Четверг

В четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого (Евхаристии).

За два дня до прихода Христа в Иерусалим собрались враги Иисуса, с ними один из двенадцати учеников его – Иуда; за тридцать серебренников он пообещал выдать учителя. Случилось это накануне ветхозаветной Пасхи – древнего праздника в честь счастливого исхода иудеев из Египта. Иисус, как свидетельствуют евангелисты, знал о предательстве Иуды и пасхальную трапезу, последнюю в своей земной жизни, решил разделить с учениками. Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни.


Икона "Омовение ног"
Тема «Омовение ног» в иконописи иногда изображалась отдельно. Христос, в трактовке иконописцев, свершал омовение или стоял с полотенцем в задумчивости перед Петром; Петр с оголенным д околен ногами сидел в позе размышления.

Св. Лука сообщает, что на вечери произошел между учениками спор, кто из них старше. Вероятно, этот спор и явился поводом к тому, чтобы показать ученикам наглядный пример смирения и взаимной любви путем омовения ног апостолам. «Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно, потому, что Господь Сам имел в виду показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви: «Явил делом, что возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их». См. .
Апостолы, как и было принято в Пасху, за праздничным столом пробовали мясо пасхального агнца, пресный хлеб, горький салат и вино. Неожиданно для всех Иисус Христос сказал: «Один из Вас предаст меня,- а на вопрос, кто именно, ответил: … тот, кому я, обмакнув, кусов хлеба подам»,- и дал хлеб Иуде. Апостолы не сразу поняли, что случилось, но Иуда под покровом ночи покинул дом.
После бегства Иуды, Христос, оставшись с учениками, преломил хлеб, благословил его и раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть тело мое,- потом взял чашу, благословил и подал ученикам: - Пейте из нее все, ибо сие есть кровь моя Нового Завета, на многих изливаемая во оставление грехов». Так, по преданию, сам Христос показал, каким должно быть христианское богослужение, дал начало христианской Пасхе словами: «Сие творите в мое воспоминание»,- превратил праздничную трапезу в прощальную вечерю, напоминающую о смерти Иисуса Христа.


Икона «Тайная Вечеря».
Сюжет Тайной вечери был широко распространен в древнерусской стенописи, а с XV века – в иконописи.


В соответствии с евангельским текстом, участников трапезы иконописцы компоновали вокруг стола, но Христа всегда можно узнать: правой рукой он благословляет апостолов, левой – держит свернутый свиток. Также безошибочно узнаем Иуду, он тянет руку к чаше.
В XVII веке «Тайную вечерю» помещали над входом в алтарь, такие композиции имеют вытянутую форму. На иконах того времени можно видеть интересные детали, касающиеся русского быта. Так, например, известно, что в старой руси за столом пользовались ножами, тарелки для мяса заменяли большие ломти хлеба. Именно такую «сервировку» можно видеть на иконах XV-XVII веков. Совсем иначе выглядит стол трапезы XVIII столетия, заполненный чашами, кубками и даже вилками, котоыре еще в XVII веке были на пиру лишь привилегией царя и царицы.

События, совершившиеся во время тайной вечери после ухода Иуды, нашли воплощение в теме Евхаристии. Слово «Евхаристия» дословно в переводе с греческого означает «благодать». Так называли обряд , свершаемый во время литургии – главнейшей части христианского богослужения.


Икона «Евхаристия»
Иконография Евхаристии широко распространилась на Руси еще в домонгольское время главным образом в стенописи. Обычно изображали две повторяющиеся сцены: в одной Христос, стоящий у престола, причащает хлебом, в другой – вином. Хлеб и вино символизировали тело и кровь Христа, воплощали идею жертвенности во имя спасения человечества.

В четверг в доме прибирают, пекут куличи, красят яйца. В Чистый Четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться - символически очиститься от грехов и суеты...
В Чистый Четверг крестьяне очищали дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора, грязи и пыли. В первую очередь обновляли и мыли иконы и лампады. Потом тщательно мыли полы, стены, потолки избы, стол и лавки, оттирали песком, скоблили ножом. В народе говорили: «Если в Чистый Четверг вымоешься и вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет»...
После уборки, проведенной в Чистый Четверг, в домах не убирали и не мели полы до Пасхи, чтобы «не засорить глаза лежащему во гробе Христу». В некоторых областях в этот день перемывали всю посуду в доме, а молочные крынки еще и окуривали женскими волосами, объясняя важность этого занятия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды Предателя...
В этот день устраивалась большая стирка - перестирывалась вся одежда, постельное белье, скатерти, занавески и полотенца, а также коврики, половики и подстилки. Все выносилось на просушку во двор, а вся семья в ночь с четверга на пятницу ложилась спать на «гороховине», гороховой соломе, которую расстилали на полу. На Русском Севере, например, матери учили дочерей, а тещи - невесток: «Все надо выстирать, даже портяночка и та Пасхе радуется»...

Эту икону Богоматери иногда называют «Симеоново проречение» (так же, как и икону «Умягчение злых сердец») – от слов Симеона Богоприимца, когда он, предрекая судьбу Иисуса Христа, обратился к Богородице со словами: «… и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). Это оружие (меч) часто изображается на иконе Богоматери направленным в сердце Пресвятой Богородицы. Кроме креста на иконе Богоматери подробно изображены все прочие орудия страстей и предметы, так или иначе связанные с последними днями Христа: рука, ударившая Спасителя по ланите, плеть, гвозди, игральные кости, которыми бросали жребий стражники, делившие одежды Распятого.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

Изображённый на иконе Богоматери столп перешёл в христианскую иконографию из греко-римской мифологии, где он указывал на небожительство изображенного на нём (на вершине столба часто изображался Юпитер). Столп в христианстве стал религиозным символом духовной силы и твёрдости. На иконе Богоматери «Плач при кресте» на столпе изображён петух из евангельского повествования о троекратном отречении апостола Петра до того, как трижды пропел петух. Некоторые исследователи считают, что первоначально на колонне изображался пеликан, как символ жертвенности.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

В одном из древних сочинений рассказывается о том, как самка пеликана в порыве любви задушила своего детёныша, и вернувшийся самец, чтобы оживить умирающего птенца, пропоров свой бок клювом, дал детёнышу напиться своей крови. В эпоху Возрождения сюжет был иллюстрацией концепции, по которой Кровь Христова излилась во спасение человечества. Лестница тоже является одним из инструментов Страстей Христовых – её использовали в поднятии на Христа Крест и снятии Его с Креста.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

Страстная Пятница

В Великую – Страстную Пятницу верующие вспоминают страдания и Крестную смерть Спасителя Иисуса Христа. В пятницу Иисус Христос "умер" на Кресте.

"Смерть Иисуса"

Когда Иисус перестал дышать, неожиданно началось сильное землетрясение. Многие дома были разрушены, поднялась песчаная буря. Солнца не было видно, наступила тьма. Люди, увидев это, ужаснулись. Сама природа оплакивала смерть Божьего Сына.
«В тот же момент завеса в храме разорвалась на две части сверху донизу. Затряслась земля и раскололись скалы. Раскрылись могилы, и многие умершие праведники воскресли. Они вышли из могил и после воскресения Иисуса пошли в святой город, где их видело много людей». Евангелие Матфея.
«Было около шестого часа, и по всей земле вдруг стало темно, и так продолжалось до девятого часа. Солнце померкло, и завеса в храме разорвалась на две части». Евангелие Луки.
Священники, испугавшись, что сейчас народ поднимется на восстание, тут же усилили возле его тела охрану. После того как Иисус безжизненно поник головой, к нему приблизился солдат и сделал то, что предписывалось правилами,- ткнул копьём ему под ребро. У мёртвых людей из раны появляется чёрная свернувшаяся кровь. У Иисуса из раны стала сочиться свежая алая кровь, это указывало на то, что он на самом деле ещё жив. Поэтому Христа оставили висеть на кресте ещё до пятницы, ожидая полной его смерти.

Погребение Иисуса

В пятницу, 20 апреля , к Понтию Пилату пришёл Иосиф Аримафейский – очень влиятельный человек, один из 72 членов высшего суда Иудеи – синедриона. Иосиф обратился к Пилату с просьбой – выдать ему тело Иисуса Христа для почётного погребения в собственной гробнице. За это Иосиф был готов даже заплатить крупный денежный выкуп. Пилат с большим уважением относился к этому человеку, поэтому удовлетворил его просьбу, не взяв никакого выкупа. К тому же Пилата мучила совесть за то, что по его приказу лишился жизни невиновный человек, праведник. Пилат послал на место казни человека узнать, действительно ли умер Иисус.
В это время возле Иисуса находились два человека – Иоанн Заведеев и старейшина религиозного общества ессеев. Этот старейшина обратился с просьбой к сотнику, руководившему охраной места казни, не перебивать колени умершему Иисусу. По обычаю того времени умершему на кресте раздрабливали колени, чтобы окончательно убедиться в смерти последнего. Старейшина знал, что на самом деле Иисус ещё жив.
Старейшина объяснил сотнику, что распятый действительно был уважаемым человеком и достоин почётного погребения, за него сейчас Понтию Пилату будет заплачен большой выкуп, поэтому не стоит портить тело умершего. Сотник разрешил не ломать колени Иисусу. Он даже знал, что Иисус всё ещё жив, но не стал никому говорить об этом.
«Был день приготовления, и в субботу тела не должны были висеть на крестах, к тому же это была особенная, пасхальная суббота. Поэтому иудеи попросили Пилата, чтобы распятым позволили перебить ноги и снять их тела с крестов. Солдаты пришли и перебили ноги сначала одному распятому, затем другому. Когда же они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже мёртв, и не стали перебивать Его ног». Евангелие Иоанна.
Тайные ученики Иисуса – Иосиф Аримафейский и Никодим, получив от Понтия Пилата разрешение на выдачу тела, приступили к делу. В пятницу в полдень тело Иисуса было перенесено в гробницу Иосифа, находящуюся недалеко от места казни. Иосиф и Никодим, запеленав тело Христа, пропитали бинты раствором, изготовленным из лекарственных масел и бальзамов. Этот раствор Иисус приготовил ещё задолго до своей казни.


Икона "Снятие со Креста Иисуса Христа"
В центре иконописной композиции «Снятие с креста» - обнаженное мертвое тело Христа, перед ним – Мария и Иоанн, Никодим и Иосиф вынимают гвозди из ног Христа. На поземе иконописцы иногда писали корзину, символ того, что Никодим и Иосиф Аримафейский не побоялись открыто отдать Христу последний земной долг – принесли благовония для помазания тела его, как того требовал обычай.

«Никодим принёс около тридцати килограммов смеси из мирры и алоэ. Они сняли тело Иисуса и завернули его вместе с бальзамом в полотна из льняной ткани. Таков был иудейский погребальный обычай». Евангелие Иоанна.
«Иосиф взял его, обернул чистым льняным полотном и положил в принадлежащую ему недавно купленную гробницу, выдолбленную в скале». Евангелие Матфея.


Икона "Положение во гроб"
На первом плане иконописцы писали гроб с телом Христа, у изголовья гроба – приникшую к мертвому Сыну Марию, а рядом с ней – Иоанна; здесь же стояли Иосиф Аримафейский и Никодим, пришедшие на Голгофу женщины. «Положение во гроб» в западном искусстве называется «Оплакивание». В русской живописи этот сюжет известен с середины XII века в фресках Спасо-Преображенского монастыря Мирожского собора в Пскове. В иконописи тема распространяется, очевидно, с XV века, когда сформировался иконостас.

До четырёх часов вечера длились все процедуры. Затем тело Иисуса, смазанное благовониями, аккуратно запеленатое в бинты, завернули в огромную белую плащаницу. Утром на тело Иисуса пришли взглянуть римские солдаты и убедились, что он действительно погребён по всем законам. После того как все проверяющие убедились в смерти Иисуса, вход в гробницу был завален большим камнем.
Утром иудейские священники были просто в шоке, узнав, что Иисус погребён в личной гробнице Иосифа Аримафейского - члена того самого синедриона, который и осудил Иисуса на смерть. И ему помогал другой член синедриона - Никодим. И римский наместник Понтий Пилат распорядился выдать тело казнённого богохульника для почётного погребения.
Первосвященникам показалось, что здесь кроется какой-то заговор против них. Священники и фарисеи обратились с просьбой к Пилату:
- Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну.

Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики его, придя ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из мёртвых. Иначе будет последний обман хуже первого.
Пилат, который был сильно зол на священников, до этого угрожавших ему доносом в Рим, резко ответил им:
- Имеете стражу – пойдите, охраняйте, как знаете.

Каиафа распорядился поставить у гробницы стражу и приложить к камню печати. Ему не понравилось поведение Пилата, который слишком явно сочувствовал Иисусу. На римскую власть более полагаться было нельзя – теперь следовало всё делать самим.

В Страстную Пятницу нельзя, шить, стирать, заниматься домашними и полевыми работами. Хотя в некоторых регионах в Страстную Пятницу пекут куличи и садят капусту.
А в ряде католических стран страстная пятница даже выходной день.

Страстная пятница у православных и грекокатоликов - самый скорбный день в году.
В храмах трижды читают Двенадцать Евангелий - отрывки о событиях страстной пятницы две тысячи лет назад - прощальная беседа Христа с учениками, молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода.
В этот день верующие ничего не едят до выноса плащаницы - момента, когда из-за алтаря на середину храма выносят плат с изображением Христа во гробе в полный рост. Это обычно происходит во второй половине дня.
Но даже после этого есть можно только хлеб и пить воду. Исключения делают только для детей и больных.

Приметы страстной пятницы

В народе сохранилось множество суеверий и примет, связанных со страстной пятницей. Некоторые из них удивляют.
Например, в страстную пятницу никакой домашней работы делать нельзя: ни шить, ни стирать, ни даже резать. Интересно, что при этом во многих регионах Украины есть обычай печь пасхальные куличи - паски - именно в пятницу.

Великая суббота

В этот день: время умиротворения и гармонии, вспоминают пребывание Иисуса во гробу и сошествие Его в ад, освящают куличи и яйца.


Икона «Сошествие в ад»
В древнерусской живописи «Воскресение Христово» изображали в виде «Сошествия в ад». Центр композиции – изображение Христа в светлой лучистом ореоле славы над черной бездной ада. По сторонам от Христа – поднявшиеся из гробов ветхозаветные праведники, Иисус Христос протягивает руку Адаму и Еве.
Иногда картину ада художники конкретизировали: писали разрушенные створки адских врат, сорванные с них ключи и замки; сам ад олицетворял бывший там сатана, которого связывали ангелы.

Последний день страстной недели. Великая Суббота - день безмолвной молитвы. «Да молчит всякая плоть человеча» у гроба Господня. Время умиротворения и гармонии, внутреннего ожидания воскрешения Спасителя. В этот день вспоминаются пребывание Иисуса во гробу и сошествие Его в ад для возвещения там победы над смертью.

Покой дня субботнего не тоже самое, что безделие. Покой лишь внешнее проявление, т.к основная духовная работа в этот день уходит внутрь человека.

Еще на Утрене народ с зажженными свечами, как принято на отпевании, повторяя «Трисвятую песнь», обходит храм. Великая Суббота для верующих – миг прикосновения к тайне, когда сердце наполняется предпасхальной радостью. Когда свершается великое чудо в Иерусалимском храме Воскресения – схождение Благодатного огня .

Как лучше провести день Великой Субботы православным верующим?
В этот день:
посещаем богослужения;
освящаем яйца, куличи, творожную Пасху;
стремимся сердцем почувствовать схождение Благодатного огня Божественной любви к нам;
готовимся достойно встретить Светлое Христово Воскресение.
В Великую Субботу в продолжение всего дня в храмах совершается освящение куличей, пасок и яиц. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра и длятся до ночи, так что последние песни субботней пасхальной полунощницы сливаются с голосами пасхальной заутрени.

Древний обычай христиан - ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение апостольских деяний. И, ввиду того, что предыдущий день прошел в строгом посте и предстояло долгое бдение, в Великую Субботу Церковь разрешает православным подкрепить свои силы благословенными хлебом и вином.


Сошествие во ад. Икона.

Икона «Сошествие во ад».

"Слово «чистилище» взято из католичества, но с католическими представлениями панорама того, о чем пойдет речь, совпадает далеко не во всем. Можно было бы применить к этим слоям также термин «шеолы», но иудаистические картины этих теневых стран умерших тоже отнюдь не будут повторены в моем изложении.
Чистилища различных метакультур несколько отличаются друг от друга; даже отдельно взятое, каждое из них претерпевает значительные изменения на протяжении веков. Сформировались они тоже в различные эпохи. В метакультурах древности, включая Византию, их не было вообще. Точнее – на их месте были миры безысходного страдания; отголосок мистического знания о безвыходности страдалищ явственно слышен в большинстве древних религий.
Позднее в чистилища были превращены некоторые слои метакультур еврейства, христианства и ислама: здесь решающее значение имело воскресение Иисуса Христа, Его схождение в демонические миры и последовавшая затем, в течение ряда веков, борьба христианских синклитов с демонами за смягчение Закона возмездия".
© Даниил Андреев - «Роза Мира»


Икона четырех страстей Христовых
«Страсти» значит «страдания», под этим словом объединяют композиции на евангельские легенды, повествующие о предательстве Иуды, суде над Иисусом Христом, заключении его в темницу, бичевании и распятии. Заканчивается цикл воскресением Иисуса Христа.
Страсти Христовы изображали еще древние христиане, их иконографическую традицию восприняла Византия, тему страданий Христа широко трактовала западно-европейская живопись. В иконописи наиболее полное воплощение она нашла в композиции клейм житийных икон. С XV века страстные иконы: «Распятие», «Сошествие во ад», «Снятие с креста», «Положение во гроб» - вошли в иконостас. В XVI-XVII веках появился сборник иконописных рисунков «Лицевые страсти», круг иконописных сюжетов расширился, в него вошли: «Суд Пилата», «Поцелуй Иуды», «Несение Креста» и другие. В XVII веке появляется дополнительный ряд иконостаса «страстной».

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Шестого апреля 2018 года для православных христиан, отмечающих праздники по юлианскому календарю, наступает самый скорбный и трагический день Страстной недели - Великая (страстная) пятница . В Страстную пятницу верующие вспоминают суд над Иисусом, его крестные муки, смерть, завершившую земную жизнь Христа, и погребение.

Когда православные отмечают Страстную пятницу в 2018 году

Страстная пятница для православных наступает 6 апреля , за два дня до Пасхи , которую в этом году отмечают 8 апреля .

Католики, протестанты и другие церкви, живущие по западному календарю, встретили Пасху 1 апреля.

Что вспоминают в Страстную пятницу

Согласно евангельской истории, именно в Страстную пятницу Иисус был предан суду, приговорен к казни на кресте, подвергся бичеванию, а затем совершил крестный путь на Голгофу, где был распят и умер, завершив земную жизнь. Также в Великую пятницу вспоминают снятие тела Иисуса с креста и погребение.

В Евангелиях от Иоанна и Марка рассказывается, что после вынесения Христу приговора он был подвергнут бичеванию. После бичевания римские воины насмехались над Иисусом - надели на него багряницу, возложили на голову терновый венок, в правую руку вложили трость и падали перед ним на колени со словами: «Радуйся, царь иудейский», а затем плевали в него и били по голове и по лицу.

По приговору Понтия Пилата Иисус был распят за стенами Иерусалима на горе Голгофе, куда он сам нес свой крест. Вместе с Иисусом были распяты два разбойника. Когда Иисус умер, один из римских воинов воткнул ему в подреберье копье, чтобы удостовериться в его смерти.

После этого тело Иисуса было снято с креста и погребено в вырубленной в скале гробнице близ Голгофы, чтобы пребывать там до момента воскресения - Пасхи.

Как поститься в Страстную пятницу

В православии и в народной традиции Страстная пятница - в знак уважения к христовым мукам - один из самых строгих дней Великого поста. Согласно самой строгой версии поста, в этот день принято полностью воздерживаться от пищи, по крайней мере, до вечера. После службы и выноса плащаницы постящимся дозволяется только хлеб с холодной водой.

Великая пятница: народные обычаи, традиции и приметы

На Руси Великую пятницу очень чтили. Верующие постились, ходили в храмы, а зажжение во время службы свечи несли горящими домой и ставили перед иконой. Так же делалось и во время богослужения на Пасху. Этот обычай жив и поныне.

Были и народные приметы, связанные со Страстной пятницей.

Так считалось, что кулич, испеченный в Великую пятницу, может храниться целый год - он не плесневеет и обладает целебными свойствами.

Считалось, что хорошая погода в Страстную пятницу сулит хороший урожай.

В Великую пятницу кормящим матерям разрешалось отлучать детей от груди.

Также существовал обычай в Великую пятницу изгонять из дома предметы, предположительно, заговоренные недругами или завистниками. Для этого избу обходили с зажженной свечей, считалось, что рядом с предметами, от которых идет «сглаз», свеча начинает трещать. «Плохую» вещь старались выбросить или отдать, чтобы не навлечь беды на себя и близких.

Страстная пятница: что нельзя делать

В Страстную пятницу считалось грехом протыкать землю железом - в память о том, что руки и ноги Христа при распятии пронзили гвоздями. Поэтому в этот день категорически запрещались все работы, связанные с пахотой и боронованием. Под запретом была рубка дров и любые работы, для которых нужен был металлический инвентарь - ножи, пилы и т.д. Нельзя было и резать пищу ножами. Женщинам категорически запрещалось в этот день шить, вязать и вышивать.

Вообще хозяйственные хлопоты в Страстную пятницу не поощрялись - все работы по дому следовало закончить в Чистый четверг. Особенно порицались хозяйки, которые не успели в четверг закончить стирку - их осуждали всей деревней.

Можно было только заканчивать приготовление пасхальной пищи, выпечку куличей и окраску яиц.

Также в Страстную пятницу на Руси было не принято веселиться, смеяться, петь и даже громко разговаривать. По поверью, тот, кто позволяет себе веселье в Страстную пятницу, весь год будет лить слезы.

Страстная Пятница - самый грустный в году день для верующего христианина. Узнайте, какие поверья и запреты связаны с пятницей перед Пасхой.

Великая, или Страстная Пятница - суть даты

Из всех дней Великой Недели этот - скорбный . Осужден и распят на Голгофе Иисус Христос, пожертвовавший своей жизнью ради прощения грехов человечества. Страстная Пятница была последним земным днем, прожитым Спасителем.

Великая Пятница выпадает на Великий Пост, который длится до Пасхи. В этот день следует соблюдать его строже, чем обычно. Принято ограничиваться, насколько возможно. Все земное и бренное должно отойти на второй план. До Выноса Плащаницы (около 14:00) лучше вообще воздержаться от пищи, а после него предпочесть хлеб, сырые плоды и воду.

Церковь рекомендует посвятить дату молитвам и обязательно сходить на храмовую службу. Проходит три богослужения. Утром Часы с прочтением Евангелие о Страстях Господних. После полудня - вечерня с выносом плащаницы. Вечерняя служба длится до утра субботы и завершается погребением Плащаницы. В старину свечи из церкви несли зажженными. Сейчас их тушат на выходе из храма, дома зажигают возле икон.

Что нельзя делать в Страстную Пятницу

В Великую Пятницу нельзя работать по дому - грех. Домашние дела лучше сделать в . Заняться личной гигиеной тоже лучше заранее, в Пятницу оставить все земные дела и заняться духовностью. Исключение - приготовление куличей, но об этом ниже. Пчел перевозить принято в этот день, чтобы избежать их гибели.

Один из самых серьезных грехов - «протыкать землю» , то есть, работать в саду. Посадить в пятницу перед Пасхой что-либо - урожая не будет, в дом придет беда. Это не касается капусты и петрушки. Посеянные сейчас, они дадут двойной урожай.

Нельзя плевать на землю, чтобы на целый год не отвернулись святые и ангелы. Под особенным запретом работа с металлическими орудиями, они символизируют копье, которым был убит Христос. Даже нарезка хлеба попадает под запрет, его нужно ломать руками.

В Страстную Пятницу нельзя стричься и красить волосы - к потере здоровья и красоты. Лучше отказаться от косметических и лечебных процедур.

По мнению церкви, весь день перед должен быть посвящен молитвам и размышлениям о жертве Христа. Соблюдение Великого Поста касается не только пищи. Зачатые в Страстную Пятницу дети родятся больными или вырастут злыми, жестокими людьми. Кто напьется в день смерти Сына Божьего, превратится в алкоголика в течение года.

В Великую Пятницу нельзя радоваться и веселиться. Поэтому День рождения или другой праздник лучше перенести на другое время. Эта дата посвящена вселенской скорби. Смеяться, петь, громко разговаривать и гулять ради развлечения нельзя. Кто засмеется в пятницу перед Пасхой, будет год плакать.

Приметы на пятницу перед Пасхой

Наши предки подметили способ проверки дома на наличие порчи. Сходите утром на службу в церкви, не забудьте перед ее началом купить свечку, с которой полагается стоять до завершения служения. Остаток свечи принесите домой. С ним обойдите весь дом, не пропуская ни одной комнаты. Возле предмета, на который наведена порча, свеча начнет трещать и чадить.

Чтобы привлечь благополучие, нужно принести 12 свечей из церкви. Расставьте их по дому и зажгите. Пусть догорят. Если вы считаете себя зажиточным человеком, для дополнительных доходов, угостите нуждающихся.

В старину верили, если в пятницу перед Пасхой постирать белье и вывесить его на улицу для просушки, на нем проявятся следы крови - напоминание, что домашние дела запрещены.

Кто воздержится от еды и воды до начала Страстной Субботы, за три дня до своей кончины будет знать точное время и причину смерти. Никакой напиток потом не сможет навредить тому, кто вытерпел жажду в предпасхальную пятницу. Заболевший в эту дату, быстро выздоровеет.

Пятница перед Пасхой - лучший день, чтобы отлучить младенца от груди. Ребенок вырастет здоровым и сильным, в его жизни будет много счастья.

Протрите чистой тряпкой углы дома и спрячьте ее от посторонних. Она помогает при болезнях поясницы и ног. После бани нужно обвязать тряпку вокруг больного места и оставить на ночь. В Чистый Четверг печи чистят от золы, ее со Страстной Пятницы хранят, чтобы лечить сглаз, депрессию и алкоголизм. Освященное в церкви кольцо из любого драгоценного металла защищает от болезней.

Выпечка в Страстную Пятницу

Церковь и ряд примет советует заниматься приготовлением куличей и покраской яиц в - хлопотать по хозяйству в Страстную Пятницу нельзя. Но народные легенды наделяют приготовленную в этот день выпечку волшебными свойствами .

Приступая к приготовлению блюд для пасхального стола, прочитайте любую известную вам молитву. Тесто должна делать хозяйка дома в одиночестве, без помощников. Видеть его никто не должен, блюдо получится невкусным. Пока выпечка находится в духовке, запретите домашним шуметь, чтобы куличи получились пышными и красивыми.

Кулич, испеченный в Страстную Пятницу, не съедается целиком на Пасху. Порцию нужно хранить за иконами до следующей Великой Недели. Кусочки этого кулича дают больным для улучшения самочувствия. Он же защищает от пожаров и стихийных бедствий. Плесневеть приготовленный в этот день кулич не будет.

В Пятницу пекут хлеб. Его не едят, а хранят в доме. Хлеб, выпекаемый в Страстную Пятницу - сильный талисман от болезней и стихийных бедствий. Он защищает дом от воров и козней недругов. Хорошо, если хлеб получился красивым. Если он подгорел, следует остерегаться неприятностей.

Выпечку хранят до следующей Великой Недели. Ее не выбрасывают в мусор, а скармливают птицам.

Великая Пятница - время телесных ограничений и духовного самосовершенствования. Отложите мирские дела и уделите время церкви, молитве и размышлениям о Боге. Старинные приметы помогут привлечь богатство и удачу, избавиться от бед и болезней.

 


Читайте:



Действительно ли столь несчастливое число тринадцать?

Действительно ли столь несчастливое число тринадцать?

Сегодня мы будем обсуждать тайну страшного и признанного числа тринадцать 13 несчастливым, практически всем миром. Мы узнаем, почему одни западные...

Московская сретенская духовная семинария

Московская сретенская духовная семинария

Обновле́нчество (официальное самоназвание - Православная Российская Церковь ; позднее - Православная Церковь в СССР , также Обновле́нческий...

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Магические атрибуты используются в магических действиях неслучайно. Заговор на свечу усиливается простым или церковным воском определенного цвета и...

"житие сергия радонежского" Житие сергия радонежского информация о композиции жанре

Сохранилось в составе Пространной редакции XVI века - в первой ее части (до главы «О изведении источника»). Текст печатается по рукописи МДА, № 88,...

feed-image RSS