Главная - Гадания
Свита бога шивы. Бога Шива: история. ) Праджапати, "владыка твари", предок людей

Шива (др.-инд. Giva, «благой», «приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов , входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. н. божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Шива был включён в пантеон сравнительно поздно (ок. 200 до н. э.), однако истоки его культа уходят в глубокую древность. На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (3 - 2-е тысяч, до н. э.), имеется изображение трёхликого и рогатого божества, окружённого зверями, в котором можно усмотреть прототип Шивы в его функции «хозяина животных» (Пашупати). Многие атрибуты Шивы были присущи ведийскому Рудре ; в дальнейшем один из эвфемистических эпитетов Рудры - Шива стал основным именем бога , и, наоборот, его былое имя Рудра - эпитетом. О позднем и не вполне органичном вхождении Шивы в индуистский пантеон рассказывает миф о жертвоприношении Дакши . Согласно одной из версий этого мифа (Мбх. XII 283-4; Ваю-пур. 30; Вишну-пур. I 8, и др.), Ш. первоначально был отстранён от жертвоприношений богов, но однажды, не приглашённый на жертвоприношение Дакши, в гневе уничтожил жертву и согласился восстановить её лишь после того , как ему была обещана в ней постоянная доля . В процессе длительной ассимиляции в Шиве были синтезированы черты различных арийских и неарийских богов с их собственными культами и функциями. Эти черты иногда противоречиво переплетаются в образе Шивы и отражены в его эпитетах. Шива - «яростный» (Угра) и «милостивый» (Шамбху), воплощение времени (Кала) и водной стихии (Джаламурти); ему приносят человеческие жертвы (Мбх. II 20), и он - истребитель демонов, уничтоживший одной стрелой крепость асуров - Трипуру (Шат.-бр. III 4, 4; Мбх. VIII 24; Матсья-пур. 125, 40; Шива-пур. II 5). Вместе с тем для своих адептов-шиваитов, представляющих одно из двух главных направлений в индуизме, Шива - высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме: Махадева («великий бог»), Махешвара («великий господин»), Бхава («сущее») и т. п.
Воплощением космической энергии Шивы, регулирующей мировой порядок, является его оргиастический танец - «тандава», который Шива в качестве Натараджи («царя танца») исполняет вместе со своей женой Деви на теле убитого им асуры Апасмары (ср. дионисийский культ). Одна из пуранических легенд рассказывает, что змей Шеша покинул Вишну и много лет совершал покаяние, чтобы быть допущенным к танцу Шивы. По другой легенде, Шива покорил своим танцем 10 000 враждебных ему аскетов. Те вначале пытались ему противиться и сотворили свирепого тигра , бросившегося на Шиву, но Шива содрал с него шкуру и сделал из неё для себя накидку; они наслали на него змею и антилопу, но Шива надел змею на шею, как ожерелье, а антилопу навечно зажал в своей левой руке. Тогда аскеты, а за ними и все боги признали над собой власть Шивы. Созидающие аспекты образа Шивы воплощены в его основном символе - линге-фаллосе. Изображения линги в виде каменной колонны, покоящейся на йони - женском символе, распространены по всей Индии и являются главным объектом культа Шивы. В «Махабхарате» (XIII 14, 33) мудрец Упаманью говорит, что знак творения - не лотос (эмблема Лакшми), не диск (Вишну), не ваджра (Индра), но линга и йони, и потому Шива - верховный бог и творец мира. Согласно другому мифу, во время спора Брахмы и Вишну, кого из них почитать творцом, перед ними вдруг возник пылающий линга необозримой величины. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну в виде кабана спустился под землю, а Брахма в виде гуся взлетел в небо , но оба не достигли цели. Тогда они признали Шиву величайшим из богов (Линга-пур. I 17; Шива-пур. II 5; Ваю-пур. 55, 21-61). Сходный аспект культа Шивы отражён также в представлении о нём как о двуполом существе - Ардханаришваре, с правой - мужской и левой - женской половинами (Матсья-пур. 260, 1-10, и др.).
Будучи богом-создателем, Шива - одновременно и бог-разрушитель; в частности, в этой функции он по преимуществу выступает в верховной индуистской триаде, где ему отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы . С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Шивы. Свиту Шивы составляют праматхи («мучители»), бхуты , веталы и пишачи - злые духи и оборотни, живущие на кладбищах и питающиеся человеческим мясом. Ещё более грозны существа, представляющие собой эманацию духа Шивы: тысячеголовый и тысячерукий Вирабхадра; исторгнутый изо рта Шивы ради разрушения жертвоприношения Дакши; имеющий львиную голову Киртимукха, рождённый гневом Шивы для уничтожения Раху ; Бхайрава («ужасный») - чудовище с гигантскими клыками, опоясанное черепами и змеями, которое Шива сотворил из своего лба, чтобы отомстить Брахме. Один из мифов рассказывает, что Шива, разгневавшись на Брахму, отсек у него пятую голову, но за это был осуждён на вечный аскетизм. В качестве «великого аскета» (Махайогина) Шива изображается голым, с телом, покрытым золой, со вставшими копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погружённым в глубокую медитацию.
Посредине лба Шивы - третий глаз , который появился у него, когда жена Шивы Парвати , подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два других глаза. Этот глаз Шивы особенно губителен: его пламенем он сжёг бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь его от аскетических подвигов. Волосы Шивы украшает серп месяца, и сквозь них протекает река Ганга , которую Шива, когда она падала с неба, подхватил себе на голову, чтобы тяжестью своих вод она не разрушила землю. С тех пор как Шива во время пахтанья богами океана выпил яд калакуту, способный отравить и сжечь вселенную, его шея - синего цвета, а тело окружено огненным полукружьем. На многих изображениях Шивы у него пять (или четыре) лиц и четыре руки. В руках он держит трезубец (тришулу), маленький барабан в форме песочных часов (дамару), боевой топор или дубинку с черепом у основания (кхат-вангу), лук (аджагаву), сеть (пашу), антилопу и т. д. Со своей женой, имеющей множество ипостасей (Деви, Парвати,

- (др. инд. Civa, «благой», «приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. н. божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Ш. был включён в пантеон сравнительно … Энциклопедия мифологии

Сива, одно из трех индусских божеств, разрушающий мир. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ШИВА См. СИВА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Шива - и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива в индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме. Танцующий Шива. Южная Индия … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Характеристика Длина 12 км Бассейн Белое море Водоток Устье Оз. Большое Шуо ярви Шуо Расположение Страна … Википедия

В индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме … Исторический словарь

- (муж.) мягкий (Бог Шива) Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Вишну, Тримурти, бог разрушитель, Брахма Словарь русских синонимов. шива сущ., кол во синонимов: 7 бог (375) брахма … Словарь синонимов

єшива - (єшибот) (івр.) Іудаїстський заклад, докл. див. ієшива … Архітектура і монументальне мистецтво

Один из трех верховных Богов (на ряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский Бог, хозяин животных. Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным… … Большой Энциклопедический словарь

- (колодец). Колодец, названный так Исааком и впоследствии давший свое имя городу (Быт 26:33)см. Вирсавия … Библейская энциклопедия Брокгауза

шиваїзм - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Шива и Дионис , Данилу Алиэн. Эта книга - не эссе об истории религий. Она отражает мой личный опыт открытия большинства основ религий в настоящем музее мировой истории, которым является Индия. Предшественница ведического…
  • Шива и Дионис , Данилу Алиэн. Эта книга не эссе об истории религий. Она отражает мой личный опыт открытия большинства основ религий в настоящем музее мировой истории, которым является Индия. Предшественница ведического…

Шива

Шива — в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидания); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом и поддержателем . Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати.Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под именами , Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара.

Шива — бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо.

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра (представляет собой три поперечные линии, наносимые чаще всего на лоб) из священного пепла (бхасма или вибхути).

Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или "синяя шея"; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана. Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет.

По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены . Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи.

Шива часто изображают танцующим, его именуют также «Владыкой танца» (Натараджей), что символизирует вечный танец Вселенной — тандава. Когда на него напал демон Муйалака (Апасмары), Шива большим пальцем ноги переломил ему хребет и, стоя на нем, исполнил космический танец, показывающий периоды разрушения и воссоздания мира. Считалось, что в качестве Натараджи, Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос.

Кумран и Христос

Приложение 13

Философский и ритуалистический Шива

О раннеиндийском Шиве (в отличие от позднеиндийского и современного синкретического Шивы) Е.П.Блаватская писала, что

"строго говоря, Шива не есть бог Вед (арийской культуры). Когда Веды писались, он числился в ранге Махадэва (дэвы , санскр. – «боги », мах , санскр. – «великий». – А.В. ), или Бэла, среди богов аборигенов (дравиды и пр. – А.В. ) Индии" .

Сказанное Блаватской о прото-Шиве подтверждается находками хараппской культуры в Мохенджо-Даро и Хараппе (Др.Индия, IIIтыс. до н.э., совр. Пакистан). Основные раскопки в этом районе начали проводиться с 1921г., хотя первый отчет об этой культуре был опубликован А.Каннингхэмом еще в 1875г. В древнем божестве дравидов можно вполне разглядеть черты Шивы-Пашупати. А.М.Дубянский по этому поводу пишет: «Аийанар (тамил. aiyanar, "господин"), в дравидийской мифологии сельский бог (ср. с Паном. – А.В. ), культ которого очень древен и восходит, вероятно, к культу Мохенджо-Даро и Хараппы. Сохранился в некоторых районах южной Индии как божество, связанное с земледелием и плодородием; считается сыном богини-матери. Изображается с трезубцем на голове...» . В.Н.Топоров о печатях, находимых в Мохенджо-Даро, придерживается сходного мнения: «Мужской аспект плодородия связан с встречающимся на печатях изображением рогатого и трехликого божества, восседающего на троне или на земле в ритуальной позе (с поджатыми ногами, в позе типа «лотос». – А.В. ); между рогами – вырастающая из головы ветвь с цветами; вокруг животные – олени или антилопы, носорог, слон, буйвол, тигр. По своему типу это изображение наиболее близко образу Шивы-Пашупати, господина зверей...» . Г.М.Бонгард-Левин и Г.Ф.Ильин, со ссылкой на Д.Гонда, также отмечают, что «ряд исследователей склонны увязывать с Шивой (прото-Шивой) ... трехликое рогатое существо в йогической позе, изображенное на хараппских печатях» .

дэвы индийской мифологии исполняют роль духов, или полубогов. Шива считается главою духов, обитающих на кладбищах. Свита Шивы весьма напоминает свиту греческой Гекаты (богини Черной Луны). - А.В.

Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.52.
Мифы народов мира. Т.1. С.52.
Там же. С.343.
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. С.513.

Е.П.Блаватская утверждала, что предки израильтян пришли в Месопотамию из Индии (III-IIтыс. до н.э.) и что ранее, в Индии, принадлежа к автохтонному населению, они смешались с пришедшими с севера так называемыми солнечными ариями и вошли в лунную династию Яду (Iadoo ), и что здесь они поклонялись хтоническому прото-Шиве, и много тысячелетий спустя, попав сначала в Месопотамию, а потом в Египет, после египетского Исхода, они узнали от финикийских кабиров его имя – Йахо (Йахве) .

Индийские историки Н.К.Синха и А.Ч.Банерджи писали, что «многочисленные индийские печати (на некоторых из них имеются письмена Мохенджо-Даро) были обнаружены в Уре (Ур Халдейский , – согласно Библии, родина Авраама. – А.В. ), Тель-Асмере (нынешний Багдад, в прошлом – Вавилон) и других местах Западной Азии. Строительство ступенчатых арок и ниш в стенах, поклонение Богине-Матери, изображение некоторых животных на печатях – все это отчетливо свидетельствует о связи между Мохенджо-Даро и Месопотамией. Было сделано предположение, что цивилизации этих двух различных районов обязаны своим происхождением одной общей цивилизации, а их различия вызваны различиями местных условий и расовыми особенностями населения» .

Среди шиваитов символ дамары в руках Шивы трактуется как барабанчик, на котором Шива отстукивает ритм времени. Свами Шивананда пишет: «Дамара – двухсторонний барабанчик, по форме напоминающий песочные часы; символ разрушения и воссоздания; атрибут Шивы» . Напомним, что в греческой мифологии богом времени был Кронос, или Сатурн.

О связи философско-абстрактного Шивы со временем говорит его функция Разрушителя (время тоже предстает в этом смысле как разрушитель ), о том же говорят имена Шивы: Каласамхара

Кабиры - здесь жрецы одноименного культа Кабиров. Кабиры, финик. - божества, весьма почитавшиеся в Фивах, Лемносе, Фригии, Македонии и особенно в Самофракии. Они были богами мистерий. Геродот делает их богами Огня и указывает на Вулкана как на их отца (известно, что огонь имеет двойственный характер - блага и разрушения. - А.В. ). Кабиры, или Кабирим, аналогичны семитическим Элохим"ам. О них сообщается, что Кабирим - весьма таинственные божества у древних народов, включая израильтян, некоторые из которых, подобно Тераху, отцу Авраама, поклонялись им под именем Терафима. Некогда все божества, связанные с огнем, - независимо от того, были ли они божественными, адскими или вулканическими - назывались кабирийскими (см. Теософский словарь, ст.ст. ,).
См.: Е.П.Б.Т.Д. т.1/2, с.393; т.2/1, с.252, 255-256; т.2/2, с.981; Разоблаченная Изида. Т.1. С.539-540.
Синха Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии. М., 1954. С.35.
Свами Шивананда. Господь Шива и его почитание. М., 1999. С.303.

Различение философско-общего принципа Разрушения и его частного претворения на Земле требует более подробного рассмотрения. Надеемся, нам удастся это сделать в следующей нашей книге «Путь Солнца».

 


Читайте:



Действительно ли столь несчастливое число тринадцать?

Действительно ли столь несчастливое число тринадцать?

Сегодня мы будем обсуждать тайну страшного и признанного числа тринадцать 13 несчастливым, практически всем миром. Мы узнаем, почему одни западные...

Московская сретенская духовная семинария

Московская сретенская духовная семинария

Обновле́нчество (официальное самоназвание - Православная Российская Церковь ; позднее - Православная Церковь в СССР , также Обновле́нческий...

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Магические атрибуты используются в магических действиях неслучайно. Заговор на свечу усиливается простым или церковным воском определенного цвета и...

"житие сергия радонежского" Житие сергия радонежского информация о композиции жанре

Сохранилось в составе Пространной редакции XVI века - в первой ее части (до главы «О изведении источника»). Текст печатается по рукописи МДА, № 88,...

feed-image RSS