Главная - Гадания
Мандалы: значение изображений. Значения тибетских мандал — сакральные символы буддизма Мандалы в обычных практиках Arrow down Arrow up

Довольно часто новые участники Гармонизариума задают вопрос "что такое мандала?".
На санскрите мандала - это круг, диск, колесо, сфера, шар, страна, территория, общество, и многое другое, что может описываться этими значениями. В буддизме мандала - это и понятие буддийского мира, сферы обитания божеств, Вселенной, и ряд ритуальных изображений, символов.

Сразу оговорюсь, что наша Пятничная Мандала не имеет никакого религиозного характера, она скорее является приятным развлечением с легким арт-терапевтическим эффектом. :)

Maндала представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - измерение божеств, бодхисаттв (существо с пробуждённым сознанием), будд (просветленный).

У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие четырём сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы - ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр.

Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый - востоку, желтый - югу, красный - западу, зеленый - северу.

Один из буддийских ритуалов - посвящение Калачакры включает в себя создание мандалы из цветного песка или порошка, сопровождающееся молитвами.


Первым действием ритуала, разумеется, является молитва и благословение цветного песка, инструментов и специального стола для построения мандалы. Затем монахи приступают к разметке поверхности стола.

Центральные и диагональные линии наносятся с помощью белой нити, которая должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Эта нить опускается в белый песок мелкого помола, затем монахи натягивают ее над поверхностью мандалы, слегка приподнимают за середину и отпускают. На поверхности стола остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Все сложные декоративные элементы монахи создают без предварительной прорисовки.

Непосредственное формирование замысловатых узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета.

Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие. Поток песка регулируется посредством скорости трения и степени нажима на чакпу.

Песок специально подготавливается и расставляется в емкостях на столе. Цвет части песка остается естественным, но обычно используется и достаточно большое количество окрашенного песка самых разных цветов и оттенков, с добавлением молотых пряностей, трав, минералов.

Иногда исользуется не песок, а частицы камня, полученные путем дробления и помола. Размер песка варьируется. Крупнозернистый песок используется для заполнения фона, мелкий - для прорисовки мелких деталей и узоров.

Мандалу из песка создают обычно два или четыре монаха, начиная от центра и постепенно расширяя картину. Каждый круг - уровень рисунка - должен быть закончен полностью, прежде чем монахи присупят к следующему этапу работы. При этом работа должна вестись сосредоточенно, без спешки, но и не слишком медлительно.

В процессе медитации на стадии создания сложной мозаичной композиции практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.

Монахи, которые не участвуют непосредственно в создании мозаики мандалы, проводят различные церемонии, смысл которых в очищении пространства и накоплении положительного потенциала. Обычно ритуалы эти сопровождаются пением и игрой на музыкальных инструментах.

Создание мандалы может продолжаться несколько дней. Но когда мандала завершена - процесс медитации и познания божественного закончен, мандала должна быть разрушена. Смысл этого разрушения - в демонстрации идеи непостоянства всего сущего.

После очередных молитв и обращений к божествам, один из монахов символически взламывает входы со всех четырех сторон света, после чего мозаичное изображение сметается специальным веничком. Собранные в кучу в центре стола перемешанные песчинки пересыпаются в ритуальную чашу.

Искусство создания мозаик из песка - мандал - доведено буддийскими монахами до совершенства. Изысканные рисунки и тонкие линии вместе с импровизированными деталями создают волшебный образ совершенного мира. Мира, который должен быть разрушен. Может быть, только затем, чтобы на этом же месте через некоторое время создать новую мозаику - мандалу.

Посмотрите, какими разными, но всегда сложными бывают мандалы:

Мандала

(санскр.; тиб. кхьилкхор, «всеобщность», буквально «центр и окружность»). У этого слова имеется несколько значений:

Поле силы Будды, возникающее из бесчисленных возможностей пространства, или изображение такого поля. В более широком смысле этот термин означает также силовое поле человека или группы;

Мысленно представляемая вселенная, полная драгоценностей, которую мы преподносим Буддам, выполняя подношение мандалы – третью часть основополагающих упражнений;

Металлический диск, используемый при подношении мандалы.

Мандала - один из основных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; вид ритуального подношения [Топоров 1991:338]. Образ мандалы пришел в символику буддизма из древнеиндийской мифологии, но в буддизме мандала (в значении «всеобщность») стала символизировать поле того или иного будды или бодхисатвы, его Чистую страну. Символика мандалы содержится в важном ритуальном предмете Ваджраяны - алмазном скипетре (санскр. ваджра; тиб. дордже) и др.
Мандала как символ Чистой страны
В своем предметном выражении мандала может выглядеть как своеобразный «план» такой Чистой страны: изображаться двумерной, цветной или чёрно–белой, строиться из мелкого окрашенного песка в ходе продолжительных ритуалов. А может представлять собой большой трехмерный Дворец того или иного Будды или Великого Бодхисаттвы. Пространство мандалы состоит из четырех секторов, ориентированных по сторонам света, и центра. В центре в цветке лотоса, размещается главная фигура или ее символ, говорящий о том, кому посвящена мандала. Такая пятичленная структура мандалы соответствует пяти будда-семействам и пяти видам мудрости. Попасть в такой дворец, в его центр, значит достичь Просветления . Для этого нужно пройти через одни из четырех врат: трансформировать одну из основных мешающих эмоций и реализовать соответствующий вид мудрости, благодаря чему преобразовываются и другие мешающие чувства. Каждый сектор окрашен в соответствующий цвет и ориентирован по сторонам света в соответствии с древнеиндийскими представлениями: запад оказывается наверху, восток внизу, юг – слева, а север – справа. Таким образом, структура мандалы, как и структура дордже, соответствует представлениям буддиста о микро- и макрокосме, его внутреннем и внешнем мирах [Шиманская 2009: 487]. В целом этот дворец символизирует изначальную мудрость будды, просветленное состояние ума. Графическое изображение мандалы представляет собой схему того же дворца, развернутую на плоскости [Шиманская 2009: 486]. Каждая деталь: симметричные пропорции четырёх врат, окружающих стен, цвета и атрибуты, - все имеет глубокое символическое значение и характеризует качества просветленного ума Будды, пробуждая соответствующие качества в уме медитирующего. Буддийскую ступу - силовое поле Будды - можно рассматривать как мандалу.
Медитационные практики, ритуалы В тибетском буддизме существуют разного рода ритуалы и медитативные практики, связанные с мандалами.

Подношение мандалы Например, третья из практик Четырех Основ (тиб.Нендро) – Подношение Мандалы. В этой медитации используется подобие чаши, символизирующей диск земли и украшенной Восемью благоприятными символами. В ходе медитации совершается ритуал, когда мандала наполняется ячменем или рисом, драгоценностями и другими субстанциями - символами богатства и полноценности переживания вселенной. Такая мандала подносится всем Буддам и Бодхисатвам ради блага всех существ, и благодаря этому происходит мощное накопление позитивных впечатлений в уме практикующего.
Песочные мандалы Особый интерес представляют медитативные ритуалы построения песочных мандал. Сооружение песочной мандалы требует филигранного мастерства и слаженности работы монахов, которые создают ее совместно, одновременно от центра к периферии, с четырех сторон света. В центре всегда расположен символ главного Будды или Бодхисатвы мандалы. Например, в мандале Авалокитешвары это символ Будда-семейства Падма (санск. лотос) Будды Амитабхи - внутренний восьмилепестковый лотос. Сам дворец с сопредельными территориями покоится на громадном многоцветном внешнем лотосе из шестидесяти четырех лепестков. Вокруг центрального символа на лепестках лотоса расположены символы еще четырех будда- семейств: Ваджр, Драгоценность, Колесо Дхармы и объятый пламенем меч. Красные лотосовые лепестки, указывают на четыре стороны света: север, юг, восток и запад с четырьмя входами во дворец мандалы. Их опоясывают кольца из золотых ваджров. Синий фон, на котором нарисованы золотые ваджры, символизирует пустотную природу всех явлений, (санск. дхармадхату), а сами ваджры - постижение этой природыПоскольку символика мандалы нейобычайно сложна, здесь рассмотрены лишь некоторые ее элементы. В то же время общий смысл ее, как и в других произведениях искусства буддизма – вневременный свет ума, Просветление, к которому можно прийти по любому из путей (образ четырех врат во дворец Будды), в зависимости от преобладающих тенденций ума. Вместе с очищением доминирующего аффекта постепенно исчезают и остальные. Трансформация четырех аффектов в мудрости влечет за собой исчезновение пятого - корня сансарического существования - неведения, так достигается Просветление.
Литература: Топоров В.Н. Словарные статьи // Мифологический словарь, под редакцией Е.М.Мелетинского, М., 1991. Шиманская А.А. Памятники буддийской культуры в процессе музейной коммуникации// Буддизм Ваджраяны в России: история и современность. СПб, 2009 – С.480-488


Символика буддийской мандалы

Возникший на индийской основе буддизм усвоил из индуизма понятие «мандала» и передал его своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного буддизма (махаяна, хинаяна, ваджраяна , тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии.

Мандала – один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; а также геометрический знак необычайной красоты и сложной структуры. Живописные буддийские мандалы демонстрируют двухмерный способ передачи всех тонкостей буддийского миропредставления.

Наиболее характерная схема мандалы представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата. (Так, в мандале в системе тибетского ламаизма север – зеленый, восток – белый, юг – желтый, запад – красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре.) Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания – божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах – одинарном, двойном, тройном и т. д.

Изображения мандалы, как правило, многочисленны, иногда их стремятся воспроизводить в возможно большом количестве экземпляров и помещают в разных местах, признаваемых сакральными, например в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. Мандалы изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

Наиболее универсальна интерпретация мандалы как модели Вселенной, «карты Космоса». Космологическая интерпретация мандалы предполагает, что внешний круг обозначает всю Вселенную в ее целостности, очерчивает границу Вселенной, ее пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру Вселенной. В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов – нидан , выражающих 12 соотнесенных друг с другом причин, звеньев цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан на мандале моделируют бесконечность и цикличность, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Изоморфность основных частей мандалы и так называемой калачакры – «колеса времени», высшего и наиболее сокровенного из четырех направлений ваджраяны , – также актуализирует временной аспект мандалы. Наконец, внешний круг мандалы вообще соотносится с календарными и хронологическими схемами северного буддизма и всей Центральной и Юго-Восточной Азии (рис. 25 ).

Рис. 25. Мандала.

В Тибете и Монголии мандала рассматривается как место обитания божества или божеств. Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в VIII веке, когда Падмасамбхава – основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой мандалы, нуждавшийся в божественной помощи, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы и совершало то, ради чего оно призывалось. Этот мотив движения божества сверху вниз, с Неба на Землю, в центр мандалы вводит вертикальную координату в структуру мандалы, хотя эта координата обнаруживается и актуализируется как основная только во время ритуала. Движение по вертикали, как и его последний, завершающий этап – божество в центре мандалы, связывается с другими символами вертикальной структуры Мира – Мировой Осью, Древом Мира, ритуальным сооружением.

Таким образом, мандала – это «план» Вселенной, сведенной к своим простейшим структурным началам, но это также и средство коммуникации с божеством: одновременно идеограмма Космоса и икона.

Как отмечают специалисты, мандала, безусловно, имеет признаки художественного произведения, а иногда и перерастает в него. Но в отличие от чисто художественного творения мандала принадлежит религии.

В тибетской традиции мандала тесно связана с «песочной живописью», которая, впрочем, встречается и у других народов. В прошлые времена в Тибете мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими естественными красками. Сейчас большинство монастырей, практикующих тантрические ритуалы, создают мандалы из однородного мелкого песка.

Структура и цветовое решение песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в особых текстах, которые монахи выучивают наизусть. Таким образом, песочные мандалы создаются в рамках тантрических ритуалов. Перед тем как приступить к сооружению песочной мандалы, монахи проводят целый ряд подготовительных ритуалов, направленных на очищение платформы, благословение инструментов и цветного песка. Любопытно, что нанесение песка начинается от центра к периферии. Построение большой мандалы занимает около десяти дней. Работая над мандалой, монахи должны постоянно пребывать в медитативном сосредоточении.

Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится соответствующий ритуал. Ее не оставляют в музее, как экспонат, поскольку ее главное назначение состоит в том, чтобы служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена. Разрушение мандалы – особый ритуал, смысл которого состоит в подчеркивании непостоянства всего Сущего и цикличности Бытия. Прежде чем разрушить мандалу, монахи должны попросить просветленных божеств, которые на протяжении всех этих дней пребывали в песочном дворце, вернуться в свои небесные обители.

Мандалы – космические диаграммы удивительной сложности и красоты. В мандале представлено деление пространства по четырем сторонам света и соответственное расположение божеств, а центр занимает главное божество – Вайрочана (букв. «сияющий»), важнейший космический Будда. Важную роль в мандале играют цвета и всевозможные символы, передающие элементы схемы Мироустройства.

Эзотерическое искусство буддизма ориентируется прежде всего на геометрический порядок. Пантеон выстроен по типу геометрической структуры сетчатой мандалы или ее скульптурной аналогии, которая также следует определенному порядку.

В одной мандале, отражающей устройство Вселенной, может быть до тысячи образов, расположенных в соответствии с правилами универсальной гармонии. В сущности, вся система буддийских представлений о мироздании может быть передана в одной мандале.

В своем изображении духовного космоса буддийские мандалы придерживаются вековой композиции раскрытого лотоса, напоминающего о множественности проявлений ведического Агни (Огня).

Из книги Символика раннего средневековья автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Символика раннего средневековья Историческим итогом античности, ее концом и пределом оказалась Римская империя. Она подытожила и обобщила пространственное распространение античной культуры, собрав в одно целое земли Средиземноморья. Она сделала больше: она подытожила

Из книги Старобурятская живопись автора Гумилев Лев Николаевич

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ БУДДИЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ Ни одна из религиозных систем мира не имеет столь развитой иконографии, как буддизм. Количество и разнообразие изображений, подлежащих почитанию, в буддизме и ламаизме кажется на первый взгляд беспредельным, но при пристальном

Из книги Тайные общества. Обряды инициации и посвящения автора Элиаде Мирча

Из книги Символ и ритуал автора Тэрнер Виктор

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Загадки известных книг автора Галинская Ирина Львовна

Из книги История культуры Японии автора Тадзава Ютака

Из книги Будни и праздники императорского двора автора Выскочков Леонид Владимирович

Титулы и символика Титулы, как усопшего, так и здравствующего Российского императора столь длинны, что полностью не умещаются на одной странице. В воспоминаниях Савицкого, которые приводит А.Ф. Смирнов, автор с сарказмом говорит об обширных владениях империи,

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Символика числа «девять» Почему писатель назвал свой сборник «Девять рассказов»? Коль скоро традиционные решения - назвать книгу просто «Рассказы» либо вынести на обложку название одного из них - Сэлинджера почему-то не устраивали, может быть, он в слове «девять»

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

Из книги автора

Мальтийская символика в России при Павле I Дело было не только в симпатиях «Дон Кихота на троне» к мальтийским рыцарям. Мальтийская политика Павла I при определенных условиях по его замыслу должна была стать одним из инструментов международного влияния. Его сын Николай I

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Символика индуистского храма Индуистский храм представляет собой, пожалуй, наиболее характерное культурное явление в системе индуизма. Речь в этом разделе, таким образом, преимущественно будет идти о сакральной архитектуре, которая соотносится если не со всеми, то, по

Из книги автора

Символика буддийского искусства Некоторые исследователи полагают, что буддийское искусство значительно шире, чем искусство других религий, использует символы и эмблемы, которые обозначают сложные понятия. В целом есть основания полагать, что буддизм представляет

Содержание

Этот сакральный в культурах народов разных стран символ, который помогает человеку приблизиться к желаемому. Раскрашивание или плетение мандалы является медитацией, поэтому настраивает сознание на позитивный лад, принося человеку счастье, любовь, денежное благополучие, пр. Рисунок представляет собой двумерное изображение на плоскости или имеет рельефную, объемную форму. Магический круг вырезают из камня или дерева, вышивают на ткани с помощью цветных порошков, рисуют на песке, плетут нитями.

Что такое мандала

Это один из сакральных символов, представляющий собой геометрический рисунок. При буквальном переводе слово «мандала» означает «круг» или «окружность». Символ имеет вид квадрата, вписанного в окружность и украшенного множество декоративных элементов, узоров. Каждая фигура и орнамент расположены симметрично. Во время создания рисунка человек погружается в состояние, сравнимое с практикой медитации, изображение накапливает в себе позитивную энергетику творца. Этим объясняется, почему многие буддийские и индуистские храмы украшены такой символикой.

Впервые слово «мандала» встречается в «Ригведе», в значении «пространство», «круг», «совокупность». Буддисты считают, что первое символическое изображение было создано в 8 веке основателем ваджраяны Падмасамбхаве, который с помощью данного ритуального геометрического предмета призывал божество. Падмасамбхава создавал мандалу и непрерывно молился в течение 7 дней, после чего в центр священного круга спускалось божество, исполнявшее его желания.

На востоке символ очень свят: его признают буддийские и индуистские последователи. Монахи рисуют сакральный круг, видя в изображении не просто фигуры или узоры, а объект поклонения, символизирующий структуры Вселенной. Создание мандалы помогает человеку открыть подсознание, наладить гармонию с природой. Чтобы достичь такого результата, нужно увлекаться познаниями внутреннего мира, развиваться в духовном плане, уметь медитировать.

Мандалы и их значение

В Восточных странах символ считается священным, его изображение можно встретить на стенах, потолках, полах. Заполненный узорами круг рисуют во время проведения религиозных ритуалов, включая посвящение Калачакры. Для этого используются песочные краски. Разрушение сакрального рисунка завершает священный ритуал. Что означает мандала в той или иной культуре?

Буддийские

В культуре буддистов значение мандалы несет сакральный смысл. Данный образ пришел в буддийские практики из древнеиндийской мифологии, получив немного измененное значение. Ритуальный символ появился в Индии несколько тысячелетий назад и использовался как вспомогательный инструмент медитации. В буддизме изображения применяются в священных ритуалах, символизируя поле определенных святых и бодхисаттв, их место обитания после выхода из бесконечных перерождений.

Во время созерцания изображения буддисты на ментальном уровне соприкасаются с божествами в центре рисунка, переходя на высшую стадию медитации, становясь единым с космическим Абсолютом. Современные психологи предполагают, что рисунки служат инструментом внутреннего преображения, самосовершенствования людей. Смотря или создавая сакральный символ, буддисты достигаю душевного равновесия, избавляясь от проблем, восстанавливая собственные силы, излечиваясь от болезней.

Числовые

Один из инструментов познания человека и мира – приведение разных явлений к единой мере, которой служит число. С его помощью можно связать на первый взгляд несовместимые вещи, к примеру, дату рождения человека и слова, которые он произносит. Числовой символ целостности позволяет увидеть, как действует речь, и пользоваться ею осознанно. Это сделает жизнь радостнее, счастливее.

Еще древние философы придерживались мысли, что все в мире можно выразить числами, которые при этом наполняются магическим смыслом. О подобных вещах говорят и современные ученые, которые высказывают мысль о том, что все существующее во Вселенной представляет собой энергетические потоки и информацию, которую можно выразить числами. Создаваемая ими вибрация влияет на жизнь человека, что изучается нумерологией.

Всю нужную для изучения информацию эта псевдонаука черпает из мандалы – рисунка судьбы, создаваемого индивидуально для каждого человека. С помощью данной техники можно проследить жизненный путь и определить скрытые возможности. Такие знания помогают исправить недостатки и использовать имеющиеся способности, что предоставит возможность боле успешно решать поставленные судьбой задачи.

Индейские

По одной из версий, плетеные индейские мандалы в том виде, в котором они существуют сейчас, родом из Южной и Центральной Америки. Известно, что такие символы плели индейцы племени Уичоль, проживающие на территории современной Мексики. При колонизации Америки многие ценнейшие навыки в искусстве позабылись, и сегодня о плетении почти не помнят. Сами индейцы называли такие изделия «Божий глаз».

Самые примитивные узоры умели плести даже дети: их изделия вывешивались на видное место, поскольку считалось, что сделанная детьми мандала несет в дом благополучие, через нее Бог оберегает семью от несчастий. Мудрый индеец, вождь племени Дакота говорил, что все совершаемое Силой Мира делается по кругу – небо, земля, птичьи гнезда, солнце, луна круглые, пр. Времена года тоже сменяют друг друга и постоянно повторяются, формируя круг. Так, мандала символизирует цикличность всего живого.

Йога

На пути к самосовершенствования важную роль играет понимание структуры человеческой сущности. Для этого существует мандал йога, которая представляет собой тип упражнений, совмещающих асаны, виньясы, мантры и непосредственно мандалы. Результат выполнения этих действий – выстраивание в пространстве сложной геометрической фигуры, ориентированной по сторонам света. В центре символа располагается практикующийся человек и, при правильном выполнении техники, то ощущает новые необычные чувства, находящиеся на уровне энергетических каналов.

Мандала для раскрашивания

Магическая диаграмма, используемая в буддийских и индуистских практиках. Создание и раскрашивание сакрального рисунка способно гармонизировать внутреннее состояние человека, придать силы. Работа требует уметь созерцать и визуально воспринимать мир. Цели у практики отличаются: может создаваться мандала любви и счастья, материального достатка, здоровья, пр. Рисунок представляет собой круг, внутри которого содержатся треугольники, другие фигуры и узоры, расположенные симметрично. Элементы раскрашиваются разными цветами, что считается вариантом арт-терапии.

Зачем нужны

Современные печатные издательства предлагают к продаже сборники для медативного раскрашивания. Что такое мандалы и зачем они нужны? Простые графические рисунки, при правильном подходе к творческому процессу, помогают наладить отношения в семье, привлечь любовь в собственную жизнь, избавиться от болезней и добиться других поставленных целей. Раскрашивание схем и узоров поможет ребенку научиться сосредотачиваться и самостоятельно разбираться в собственных чувствах. Хералы и мандалы – это инструмент развития мышления, постановки и достижения цели.

Как разукрашивать

Настоящие мандалы тибетские монахи рисуют цветным песком на ровной поверхности в течение 2 месяцев. Этот процесс – средство медитации. Когда рисунок заканчивают, песок сдувают и приступают к новому. Не важно, какие цели вы преследуете, когда создаете цветные мандалы, важно знать, как делать это правильно. Сакральный символ всегда разноцветный, поэтому для техники понадобятся краски, карандаши или фломастеры.

Раскрашивать рисунок нужно центра к краям, поскольку так рисунок выйдет органичным, а краски не будут размазаны рукой. При рисовании используются абсолютно разные цвета, каждый из которых имеет значение. Пример расшифровки популярных оттенков для создания рисунка:

  • желтый – благополучие, счастье, радость;
  • красный – любовь, страсть, жизнь;
  • черный – тьма, опасность, отчаяние;
  • зеленый – понимание, поддержка, стремление помочь;
  • оранжевый – эмоциональность, амбициозность, споры;
  • синий – конфликт, мистика, страх, интуиция;
  • сиреневый – самочувствие, переживания, волнения;
  • фиолетовый – эмоциональная зависимость;
  • салатовый – слабое энергетическое поле;
  • голубой – вода, небо, источник жизни.

Как пользоваться

Для медитации примите удобное положение, можно зажечь свечи, благовония, включить тихую спокойную музыку. Очистите разум от мыслей, переживаний, смотрите в центр изображения, но не фокусируйтесь взгляд. Прислушайтесь к внутреннему состоянию, не анализируя и не оценивая происходящее. Продолжая воспринимать любые чувства, концентрируйте внимание на них, чтобы достичь максимальной интенсивности этих ощущений. Как раскрашивать мандалы? Медитативное раскрашивание может занимать от 5 минут до часа, прекращать процесс нужно при возникновении чувства утомленности.

Круг символизирует космос и является древним символом мира, используемым в разных культурах. Применяются сакральные символы для множества целей, включая:

  • оберег, защита человека, дома;
  • оздоровление организма, исцеление от болезней;
  • энергетическое наполнение;
  • медитация, очищение сознания, подсознания;
  • привлечение денег;
  • обретение любви, семейного счастья;
  • проработка качества характера (устранение негативных, активизация позитивных), пр.

Для женщин

Раскрашивание мандал несет человеку сакральную энергию, влияет на исход многих событий. Так, фигура выступает инструментом для получения желаемого путем выполнения медитации. С помощью такой техники легко осуществляются задуманные планы, воплощаются в жизнь мечты. Красивые мандалы замужества способны накапливать и источать благостную энергетику женщины. Такие рисунки нужны, чтобы девушка не теряла уверенности и обрела семейное счастье.

На счастье

Мандала счастья пробуждает дух целостности, помогая чувствовать радость жизни, налаживая душевное равновесие человека. Созерцая готовый раскрашенный рисунок разум настраивается на позитивный лад, привлекая в жизнь человека больше счастливых моментов. Кроме того, изображение приносит эффекты удовлетворения и внутреннего покоя, помогая полюбить, принять себя.

Для любви

Символ отношений несет особый смысл и энергетику, его используют тогда, когда хотят привлечь в жизнь светлое чувство любви. Кроме этого, индивидуальные символы помогают укрепить уже существующие отношения. Во время раскрашивания фигур происходит сильный энергетический всплеск, благодаря чему становится возможным исполнение мечтаний человека, который создает мандалу.

Для исполнения желания

Это очень сильная техника для исполнения задуманных планов и желаний. Создавая магическое изображение, человек напитывает рисунок положительной энергетикой, освобождаясь от неуверенности и сомнений. Завершенную яркую картинку держат на видном месте, где изображение часто попадается на глаза. Каждый раз, проходя мимо рисунка, следует акцентировать на нем внимание и подумать о загаданном.

Мандала семьи

Перед выполнением техники подумайте об идеальных семейных отношениях, какие они будут – страстными или спокойными. По желанию, настроившись на нужный лад, нарисуйте мандалу, используя универсальные знаки или создавая индивидуальные символы. Благоприятные цвета для семьи – красный, белый, синий, фиолетовый. Если рисовать вы не хотите, используйте уже готовый шаблон, представленный ниже. Раскрашивая его, постоянно думайте о чувствах и любви.

В буддизме это слово имеет ряд дополнительных значений: блюдо для подношения в ритуальной практике; мистическая диаграмма, символическое изображение буддийского мироздания, Вселенной. Основной смысл термина "мандала " в эзотерическом буддизме – это измерение, мир. Мандала есть символическое изображение чистой земли будд, другими словами, это изображение мира спасения.

Мандала как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд. Будды, бодхисаттвы и боги держат в руках ритуальные атрибуты. Эти предметы, так же как формы и позы божеств, символически выражают просветлённую активность реализованных существ, их способности. Место на мандале того или иного будды или бодхисаттвы также соответствует его наиболее выраженной способности. Эта способность, или просветлённая активность, связана с какой-либо из пяти чистых мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей как аспектов духовного Пробуждения. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств. У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие четырём сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо: синий соответствует Вайрочане, белый – Акшобхье, желтый – Ратнасамбхаве, красный – Амитабхе, зеленый – Амогхасиддхе.

В процессе медитации на стадии порождения практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре. Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала творение разрушают.

 


Читайте:



Действительно ли столь несчастливое число тринадцать?

Действительно ли столь несчастливое число тринадцать?

Сегодня мы будем обсуждать тайну страшного и признанного числа тринадцать 13 несчастливым, практически всем миром. Мы узнаем, почему одни западные...

Московская сретенская духовная семинария

Московская сретенская духовная семинария

Обновле́нчество (официальное самоназвание - Православная Российская Церковь ; позднее - Православная Церковь в СССР , также Обновле́нческий...

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Разговор со свечей Ритуал на три свечи

Магические атрибуты используются в магических действиях неслучайно. Заговор на свечу усиливается простым или церковным воском определенного цвета и...

"житие сергия радонежского" Житие сергия радонежского информация о композиции жанре

Сохранилось в составе Пространной редакции XVI века - в первой ее части (до главы «О изведении источника»). Текст печатается по рукописи МДА, № 88,...

feed-image RSS