Главная - Гадания
Что говорит православие. Как здороваются православные: обычаи и особенности приветствия. Сватовство и венчание

Входя в дом, надо сказать: «Мир вашему дому!», на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Как вести себя с ближними В жизни человека-христианина с глубокой древности Бог всегда занимал центральное, основное место и все начиналось – каждое утро, и любое дело – с молитвы, и все завершалось молитвой. Святой праведный Иоанн Кронштадтский на вопрос, когда он успевает молиться, ответил, что он не представляет, как можно жить без молитвы.Молитва определяет наши отношения с ближними, в семье, с родными. Привычка перед всяким делом или словом от всего сердца просить: «Господи, благослови!» – убережет от многих недобрых дел и размолвок.Бывает, начиная дело с самыми лучшими намерениями, мы безнадежно портим его: обсуждения домашних проблем кончаются ссорой, намерение вразумить ребенка – раздраженным криком на него, когда вместо справедливого наказания и спокойного объяснения, за что получено наказание, мы «срываем злость» на своем чаде. Такое случается от самонадеянности и забвения молитвы. Всего несколько слов: «Господи, вразуми, помоги, дай разум творить волю твою, научи, как вразумить чадо...» и т. д. дадут вам рассуждение и пошлют благодать. Просящему дается.Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо, по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке – ведь ему еще тяжелее, чем вам – на его душе грех обиды, может быть, клеветы – и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжело больному. От всего сердца помолитесь: «Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою).../имя/ и его (ее) святыми молитвами прости моя прегрешения». Как правило, после такой молитвы, если она была искренней, гораздо легче придти к примирению, а бывает, что человек, обидевший вас, сам первый придет просить прощения. Но прощать обиды надо от всей души, держать же зло в сердце, досадовать и раздражать себя причиненными неприятностями нельзя никогда.Лучший способ погасить последствия размолвок, недоумений, обид, которые в церковной практике называются искушениями, это тотчас испросить прощения друг у друга, невзирая на то, кто в мирском понимании виноват, а кто прав. Сердечное и смиренное «Прости, брат (сестра)» сразу умягчает сердца. В ответ обычно говорится «Бог простит, ты меня прости». Вышесказанное, разумеется не повод распускать себя. Далека от христианства ситуация, когда прихожанка наговорит дерзостей своей сестре во Христе, а потом со смиренным видом произнесет: «Прости меня, Христа ради»... Такое фарисейство именуется смиреннословием и ничего общего с истинным смирением и любовью не имеет.Бич нашего времени – необязательность. Разрушающая многие дела и планы, подрывающая доверие, вводящая в раздражение и осуждение, необязательность неприятна в любом человеке, но особенно неприглядна в христианине. Умение держать слово – признак нелицемерной любви к ближнему.При беседе умейте внимательно и спокойно слушать другого, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту. Проверьте себя: нет ли у вас привычки многословно и возбужденно рассказывать о своем «духовном опыте», что свидетельствует о процветающем грехе гордыни и может испортить ваши отношения с ближними. Будьте кратки и сдержанны в разговорах по телефону – старайтесь не говорить без особой нужды.Входя в дом, надо сказать: «Мир вашему дому!», на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!»За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен».Как приветствовать друг друга. В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях.За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щеку и целуя друг у друга правую руку. Правда, слова приветствия священников могут быть и иными: «Благослови».Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем приходящим со словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни – до Вознесения Господня (то есть на протяжении сорока дней): «Христос Воскресе!» и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!»В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!»При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щеку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече принято троекратно целоваться в щеки – женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.Из монастырей пришел в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям..Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» – причем не только священника. И если батюшка в таких случаях отвечает: «Бог благословит!», то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: «Благословите!»Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела-хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!».Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.Как обращаться друг к другу. Умение обратиться к незнакомому ближнему выражает или нашу любовь или наш эгоизм, пренебрежение к человеку. Дискуссии 70-х годов о том, какие слова предпочтительнее для обращения: «товарищ», «сударь» и «сударыня» или «гражданин» и «гражданка» – вряд ли сделали нас доброжелательнее друг к другу. Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, видим ли мы в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе.Конечно, примитивное обращение «женщина!», «мужчина!» говорит о нашем бескультурье. Еще хуже вызывающе-пренебрежительное «эй, ты!» или «эй!».Но, согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств. Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «госпожа» и «господин» – оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа. Но нельзя не учитывать, что в наши дни это обращение все же носит более официальный характер и иногда из-за непонимания его сути негативно воспринимается при обращении в быту – о чем можно искренне пожалеть.Обращаться «гражданин» и «гражданка» уместнее скорее для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения «сестра», «сестричка», «сестрица» – к девушке, к женщине. К замужним женщинам можно обратиться «матушка» – кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери. Сколько тепла и любви в нем: «матушка!» Вспомните строки Николая Рубцова: «Матушка возьмет ведро, молча принесет воды...» Жен священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Наталья», «матушка Лидия». Такое же обращение принято и к игумении монастыря: «матушка Иоанна», «матушка Елисавета».К юноше, мужчине можно обратиться «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту: «отец», это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет несколько фамильярное «папаша». Будем помнить, что «отец» – великое и святое слово, мы обращаемся к Богу «Отче наш». И священника мы можем называть «отец». Монахи нередко называют друг друга «отче».Обращение к священнику. Как взять благословение. К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем – так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий» или «отец Иоанн» (но не «отец Иван»!), либо (как это принято у большинства церковного народа) – «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец», или же «отец диакон». Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.Обращение «благословите!» – это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде «здравствуйте». Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись пальцами правой руки пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх – правую поверх: левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует – мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас... И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей...Мужчина, принимая благословение, может после целования руки священника, поцеловать его щеку, а затем опять руку.Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением – то есть «креститься на священника». Перед тем, как взять благословение, обычно, как мы уже говорили, совершается поясной поклон с касанием рукой земли.Если вы подходите к нескольким священникам, благословение надо брать по старшинству – вначале у протоиереев, затем у иереев. А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: «Благословите, честные отцы». В присутствии правящего архиерея епархии – епископа, архиепископа или митрополита – рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае следует брать только у архиерея, естественно, не во время литургии, а до нее или после. Клирики же в присутствии архиерея могут, в ответ на ваш общий к ним поклон с приветствием «благословите», ответить поклоном.Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга. Для этого есть другое время – у батюшки благословение можно взять и после службы. Тем более, что при прощании благословение священника тоже испрашивается.Кому первому подходить под благословение, к целованию креста в конце службы? В семье это делает сначала глава семейства – отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству. Среди прихожан первыми подходят мужчины, затем – женщины.Надо ли брать благословение на улице, в магазине и т. д.? Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка в гражданской одежде. Но вряд ли уместно протискиваться, скажем, к батюшке на другой конец автобуса, полного людей, чтобы взять благословение – в таком или подобном случае лучше ограничиться легким поклоном.Как обращаться к батюшке – на «вы» или на «ты»? Конечно, к Господу мы обращаемся на «ты» как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на «ты» и по именам, но при посторонних непременно скажут «отец Петр» или «отец Георгий». Прихожанам же к батюшке все же уместнее обращаться на «вы». Даже если у вас с вашим духовником сложились столь близкие и теплые отношения, что в личном общении вы с ним на «ты», вряд ли стоит делать так при посторонних, в стенах храма такое обращение неуместно, режет слух. Даже некоторые матушки, жены священников, при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на «вы».Существуют и особые случаи обращения к лицам в священном сане. В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику-благочинному обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрит) обращаются – «Ваше Высокопреподобие» или «Ваше Преподобие», если наместник иеромонах. К епископу обращаются – «Ваше Преосвященство», к архиепископу или митрополиту «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально – «владыко», а к наместнику монастыря – «отец наместник» или «отец игумен». К Святейшему Патриарху принято обращаться «Ваше Святейшество». Эти наименования, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека – священника или Патриарха, они выражают народное уважение к священному сану духовников и святителей.

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Не редко встречая православного верянина мы слышим такие слова: «Мир вашему дому», «Христос посреди нас» или «Спаси тебя Бог». Но не каждый понимает их значение. Так, как и во всех сферах жизни в православии существует определенные правила этикета. Они, как ни странно, имеют отличие от светских.

Православный этикет

Основные правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога. Вот основные из них:

  • Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения. Более того ее также нужно читать при начале и окончании любого дела. Именно она определяет отношение конкретного человека к близким и семье.
  • Произнося «Господи благослови» это хорошая привычка, которая обеспечит защиту от злых помыслов и недобрых дел.
  • Если вы пришли в гости, то по этикету верующего необходимо сказать: «Мир вашему дому», в ответ владельцы дома отвечают «С миром принимаем».
  • А когда все садятся за обеденный гостевой стол то обязательно желают друг другу «Ангела за трапезой».
  • При случайной встрече на улице принято приветствовать ближнего словами «Христос посреди нас» в ответ отвечают «И есть и будет».

Такие простые приветствия помогают каждому человеку укрепится в вере и жить с Богом в сердце.

Господь всегда с Вами!

Вопрос читателя:
Ко мне пришли священнослужители с иорданским освящением, и поздоровались: «Христос крестился!..» А я не знала, как ответить. Расскажите пожалуйста, как принято приветствовать в Православии, и как правильно обращаться к священнослужителям?..

Ответ:

Действительно, проблема незнания верующими элементарных казалось бы аспектов религиозной жизни, является печальным признаком нашего времени. К одному из таких установлений церковной традиции относятся и православные приветствия.

Так как же принято здороваться в православной церкви? Как вообще обращались друг к другу первые христиане? Как приветствовал Сам Христос? Апостолы?..

Христос, посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему » (Евангелие от Луки, 10 глава, 5 стих). Сам Иисус приветствовал словами «Мир вам» . В самом деле, мир – наибольшее приобретение христианина. Мир с Богом и людьми. Мир и радость в сердце человека. Апостол Павел учит, что царство Божие – это праведность, и мир, и радость в Духе Святом (Послание к Римлянам, 14.17). И при рождении Иисуса ангелы на небе провозглашали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..» (От Луки, 2.14)

«Радуйся!» , «Радуйтесь!» – еще одно приветствие, которое мы встречаем на страницах Священного Писания. Этими словами приветствовал архангел Гавриил Деву Марию, благовествуя Ей рождение от Нее и Духа Святого Младенца – маленького Христа…

Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан. Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»

Какие же приветствия приняты в современной православной церкви? Сохранилось первохристианское: «Мир вам» , на которое православные отвечают: «И духу твоему» (протестанты на такое приветствие ответят: «С миром принимаем» ). Также приветствуем друг друга словами: «Слава Иисусу Христу!» , на что отвечаем: «Вовеки слава» . На приветствие «Слава Богу!» – отвечаем: «Вовеки слава Богу». Когда же приветствуют словами «Христос посреди нас! » – следует ответить: «И есть, и будет…»

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» – звучит в ответ. На Крещение: «Христос крестился!» «В реке Иордане!» И, наконец, на Пасху: «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!..»

А как правильно обращаться друг к другу? Православные, обращаясь к брату или к сестре во Христе, так и произносят: «брат Иван», «сестра Мария»… Так учил нас Христос: «…один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он в Евангелии от Матфея. Апостолы и первые христиане называли друг друга братьями. Обращение «брат», «братья», «братия» десятки раз можно встретить в книгах Нового Завета. Встречаются там и иные обращения, свидетельствующие о различном статусе служения братьев-христиан, либо же о различных дарах Святого Духа членам церкви Христовой.

Некоторые из этих обращений дошли до нынешнего времени. Таково обращение «отец» (в украинской традиции – «пан-отче» , в русской часто – «батюшка» ) к священнослужителю, который является инструментом в руках Божиих, вестником Божиим, который должен нести слово Бога Живого, Его Учение всем народам, крестя их во Имя Отца, Сына и Святого Духа… В книге пророка Малахии сказано: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, ибо он ангел (вестник. – Авт. ) Господа Саваофа («Саваоф» – Бог воинств, Бог воюющий. – Авт. )» (Малахии, 2.7).

Обращение «отец» определяет высшую ступень совершенства христианина: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала», – обращается к совершенным апостол Иоанн Богослов. «Отцы» – это тот уровень на котором открывается наивысшее познание Сущего. И обращение к священнослужителю «отец» – своеобразный аванс, духовный титул, долженствующий постоянно напоминать духовному лицу о том, кто он, и каких действий, каких знаний, какой совершенной жизни требует от него его служение. А также и то, что сутью этого служения является духовное возрождение паствы. Обязанность приводить к Господу все новых и новых духовных чад, избавленных крепким неводом слова, веры и благодати Божией, из бурных вод «житейского моря, взволнованного бурею искушений». Как сказал апостол Павел: «Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов ; а я родил вас во Христе Иисусе благовествованием…» (Первое к Коринфянам, 4.14,15)

Когда пастырь Церкви, обретя дар Духа Святого, пасет стадо Божие, – нам следует понимать, что истинный Пастырь – Господь. Когда проповедник Евангелия Правды по заповеди Божией «идет и учит все народы» всему тому, что заповедал нам Иисус, – мы помним, что один нам Учитель – Господь. И когда священнослужитель духовно рождает новообращенных в Божие Царство – мы знаем, что один у нас Отец, сущий на Небесах…

В православной традиции приняты и иные обращения к духовным лицам, в зависимости от их иерархического положения. Так к епископу, как к носителю церковной власти, обращаемся: «владыка» . Если же более официально, то «Ваше Преосвященство» . К архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» . К патриарху – «Ваше Святейшество». Иногда, когда за особые заслуги Церковь присваивает духовному лицу титул «Блаженнейший», – обращаемся: «Ваше Блаженство…»

К ак принято у православных приветствовать друг друга и расставаться.


Входя в дом, надо сказать: «Мир вашему дому!» — на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За всё принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!» — на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно.

В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях. (Кстати, и сегодняшнее "Здрасть!" - тоже некрасиво, оно часто выражает поспешность, нежелание здороваться, а вот благоодарственное и полное "Здравствуйте!" гораздо вежливее и теплее). За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!» — слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щёку и целуя друг у друга правую руку. Впрочем, священники могут приветствовать друг друга и так: «Благослови». Прп.Серафим Саровский обращался ко всем со словами: «Христос воскресе, радость моя!» Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни — до Вознесения Господня (т.е. на протяжении сорока дней): «Христос воскресе!» — и слышат в ответ: «Воистину воскресе!».

В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!».

При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щёку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече троекратно целоваться в щёки — женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.

Из монастырей пришёл в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям… Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» — причём не только священника. И если батюшка отвечает: «Бог благословит!», то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: «Благословите!»

Уходящих из дома на учёбу детей можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела Хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное. А митр. В. Федченков даже рассказывал случай, когда он решил переплыть озеро, но вдруг силы иссякли, он мог утонуть и какая-то неведомая сила подхватила его и донесла до берега - лишь потому, что когда он входил в воду, один старичок сказал ему: "С Богом!", т. е. ласковое пожелание спасло ему жизнь, придало благодатных сил. Поэтому православное приветствие - не просто приветствие, но и своеобразная молитва за других.

Основы православного этикета в отличие от светского являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации, но, будучи основаны на христианской любви, и путями утверждения души в Боге. В каждом человеке христиане учатся почитать образ Божий.
С молитвы все начинается - каждое утро и любое дело, молитвой и все завершается, т.к. в жизни человека-христианина с глубокой древности Бог всегда занимал центральное, основное место. Молитва определяет наши отношения в семье и с окружающими людьми. Обращение к Богу «Господи, благослови!» перед началом всякого дела уберегает от многих недобрых дел, размолвок и обид. Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке, и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжелобольному. От всего сердца помолитесь: «Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)…(имя) и его (ее) святыми молитвами прости моя прегрешения». Прощать обиды надо от всей души. Лучший способ погасить последствия размолвок, недоразумений и обид, которые в церковной практике называются искушениями, - это тотчас испросить прощения друг у друга, невзирая на то, кто виноват, а кто прав. Но далека от христианства ситуация когда прихожанка наговорит дерзостей своей сестре во Христе, а потом со смиренным видом произнесет: «Прости меня, Христа ради». Бич нашего времени - необязательность. Разрушая многие дела и планы, подрывая доверие, вводя в раздражение и осуждение, необязательность неприятна в любом человеке, но особенно неприглядна в христианине. Умение держать слово - признак нелицемерной любви к ближнему.
При беседе умейте внимательно и спокойно слушать собеседника, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту. Многословие и возбужденный рассказ о своем «духовном опыте» свидетельствует о процветающем грехе гордыни и может испортить ваши отношения с окружающими. Будьте кратки и сдержанны в разговорах по телефону, старайтесь не говорить без особой нужды.
Входя в чужой дом, надо сказать: «Мир Вашему дому!», на что хозяева должны ответить: «С миром принимаем!». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!». В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Современные христиане приветствуют друг друга от Пасхи до Вознесения Господня: «Христос Воскресе!» - и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!». В воскресные и праздничные дни православные приветствуют друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!». Уходящих из дома на учебу детей напутствуют словами «Ангела-хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!». Такие же слова православные говорят друг другу при прощании, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное. За все тепло и искренне благодарите ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!», на что положено отвечать: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, лучше благодарить, сказав: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен».
Умение обратиться к незнакомому или к ближнему выражает или нашу любовь, или наш эгоизм. Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, что христиане видят в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе. Согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств. В православной среде принято обращение к священнику «батюшка», либо, называя его полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Александр». Прихожане к батюшке должны обращаться на «вы». К юноше, мужчине обращаются «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту - «отец», как знак особого уважения. «Отец» - великое и святое слово, мы обращаемся к Богу «Отче наш». К девушке, к женщине обращаются: «сестра», «сестричка», «сестрица». Жен священников называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Ирина».
Обращение «благословите!» - одна из форм приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде «здравствуйте». Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись правой рукой пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх - правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным зна-мением, произносит: «Бог благословит», либо: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. Миряне, получающие благословение, целуют руку священника. Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением - то есть «креститься» на священника. В присутствии правящего архиерея епархии – епископа, архиепископа или митрополита - рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае берется только у архиерея. Клирики же в присутствии архиерея отвечают на ваше приветствие «благословите» поклоном. Благословение берется только до или после службы. При прощании также испрашивается благословение священника или архиерея. Под благословение, к Причащению Святых Даров, к целованию Креста в конце службы сначала подходят мужчины, затем женщины, в семье - сначала отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству.
В Православной Церкви в официальных случаях к священнику обращаются «Ваше Преподобие» или «Ваше Высокопреподобие», если священник протоиерей. К епископу обращаются «Ваше Преосвященство», к архиепископу или митрополиту - «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту обращаются «Владыка». К Святейшему Патриарху обращаются «Ваше Святейшество». Эти наименования, естественно, не означа-ют святости того или иного конкретного человека - священника или Патриарха, они выражают народное уважение к священному сану духовников и святителей.
Храм - это особое место молитвенного предстояния человека пред Богом. Идя в храм Божий нужно поразмыслить над тем, что ты хочешь сказать Богу, что хочешь Ему открыть. Когда идете в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы, неудобно менять деньги при пожертвовании на свечи, ибо это мешает и молящимся и работающим в храме. Приходить в храм нужно до начала богослужения с таким расчетом, чтобы можно было успеть взятьи поставить свечи к иконам, написать записочки о здравии живущих и упокоении усопших. До начала службы также необходимо приложиться и к иконам.
При приближении к храму человек должен перекреститься, помолиться, поклониться. Мужчины входят в храм с непокрытой головой, женщины – с покрытой. Войдя в храм, сотворите в сторону иконостаса - три поясных поклона. В храме ходите тихо, спокойно и скромно, а проходя против Царских Врат, остановитесь на момент и благоговейно поклонитесь в сторону врат и перекреститесь. При прикладывании к иконам целуется изображение руки, край одежды. Не дерзайте целовать изображение Спасителя, Матери Божией в лик, в губы. Когда прикладываетесь к Кресту, лобызаются стопы Спасителя, а не Его Пречистый лик. Прикладывание к иконам во время богослужения, хождение по храму является неуважением к святыне, кроме того, мешает молитве остальных людей.
Если вы опоздали к началу службы и входите в храм во время чтения Евангелия, во время чтения Шестопсалмия или во время Евхаристического канона на литургии, когда совершается пресуществление Святых Даров, - остановитесь у входных дверей и лишь по окончании этих важнейших частей богослужения тихо идите на свое обычное место. Придя на свое место, молчаливым поклоном поздоровайтесь с окружающими, но ни о чем не спрашивайте. Перед Богом в храме все стоят, а не сидят, только в случае нездоровья или крайнего утомления разрешается сесть и отдохнуть. Стоя в храме, не любопытствуйте, не всматривайтесь в окружающих вас, а также не разговаривайте, а молитесь с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб. Помните, что за разговоры в храме Господь попускает впасть в тяжкие искушения.
Если приходите в храм с детьми, следите за ними, чтобы они вели себя чинно, скромно и не шумели бы, приучайте их к молитве. Если детям требуется уйти из храма, скажите им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) вы-ведете их. Если дитя малое расплачется в храме, сразу же выведете или вынесите его из храма. Никогда не позволяйте ребенку есть в храме, кроме того, когда священник раздает благословенный хлеб и просфоры. Кощунством является жевание «жвачек».
В храме молитесь, как сами участвующие в богослужении, а не только как присутствующие, чтобы те молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца, внимательно следите за Святой службой, чтобы молиться со всеми и именно о том, о чем молится и вся Святая Церковь. Полагайте на себе крестное знамение и творите поклоны одновременно со служащими и всеми молящимися. В будние дни можно творить земные поклоны, Не осуждайте и не осмеивайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме, полезнее и лучше вникать в собственные свои ошибки и недостатки и усердно просить Господа о прощении своих грехов.
До конца службы никогда, без крайней необходимости, не уходите из храма, ибо это - неуважение к святости храма и грех перед Богом. Если такое случится с вами (что раньше вышли), то скажите об этом на исповеди священнику.
Ко Святому Причащению подходите смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди. С верою и любовью причастившись Святых Тайн Божиих, не крестясь, поцелуйте Чашу, и чинно, не крестясь, со сложенными на груди руками отойдите немного в сторону и совершите поясной поклон Спасителю, а затем пройдите к месту, где стоит запивка. После запивки, перекрестившись, чинно пройдите на свое место. Не уходите из храма, не выслушав благодарственной молитвы Господу Богу после Причащения.
Одежда для храма предпочтительнее однотонная, а не пестрая и не цветастая. Ходить в храм надо с чувством достоинства - здесь неуместны спортивные костюмы, спортивные майки, шорты или платья с глубоким вырезом. Одежда должна быть скромная, соответствующая месту, не в обтяжку, не обнажающая тела. Желательно, чтобы одежда была с длинным рукавом. Неуместны, конечно, для женщины брюки или джинсы, а тем более шорты. Различные украшения - серьги, бусы, браслеты - в храме выглядят нелепо, особенно на мужчинах. Об украшающей себя женщине или девице можно сказать, что она не смиренно пришла в храм, она думает не о Боге, а о том, как бы заявить о себе, привлечь к себе внимание нескромными нарядами и украшениями. Помните слова апостола Павла: «Чтобы … жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично же-нам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2, 9-10). Понятно, что в храме недопустима также косметика. Разрисовывание лица ведет начало из древних колдовских, жреческих ритуалов - изукрашенная женщина вольно или невольно подчеркивает, что поклоняется она не Богу, а своим страстям, по сути, поклоняется демонам. Недопустимо причащаться Святых Тайн и прикладываться к Кресту и к святыням с накрашенными губами.
Любой христианин должен в любом месте, не только в храме, но и на работе, и в гостях, оставаться христианином!

 


Читайте:



Учёные нашли научное объяснение библейской истории

Учёные нашли научное объяснение библейской истории

Ученые нашли подтверждение о казнях Египетских – десяти бедствиях, поразивших древний Египет. Согласно Ветхого Завета Библии, они были посланы в...

Всемирная история в лицах

Всемирная история в лицах

На одном конкурсе сочинений о Сократе победила 12-летняя девочка, написавшая самое короткое: «Сократ ходил среди людей и говорил им правду. За это...

Молитвы святым петру и февронии муромским о семейном благополучии

Молитвы святым петру и февронии муромским о семейном благополучии

Как бы отчаянно не спорили карьеристы, но семья – самое важное и главное, что может быть у человека. К сожалению, даже крепкие семьи иногда...

Оборотничество: тайна трансформации человека в зверя

Оборотничество: тайна трансформации человека в зверя

И так из зерна, пищи животного , он делает муку, пищу человека ! Поэтому не нужно много внимания обращать на данные нам условия - внутренние или...

feed-image RSS