Главная - Психология
Учение блаженного августина о благодати. Критика аврелия августина, "о свободе воли" Свобода как предопределение

О свободе воли

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения!

Августин Аврелий О свободе воли

1. Эводий. Итак, разъясни мне, если это возможно, почему Бог дал человеку свободу воли, ибо, если бы человек не получил ее, он, во всяком случае, не мог бы грешить.

Августин. В таком случае, достоверно ли тебе известно, что то, что, ты не считаешь, должно быть даровано, дал человеку Бог?

Эводий. Насколько я, как мне кажется, понял из предыдущей книги, мы обладаем свободой воли и грехи совершаем только благодаря ей.

Августин. Я также напомню о том, что это уже стало для нас очевидным. Но теперь я спросил, знаешь ли ты, что то, чем мы, очевидно, обладаем и благодаря чему грешим, дал нам именно Бог.

Эводий. Я думаю, никто иной. Ведь сами мы от Него получили существование, и совершая проступки, и поступая надлежащим образом, мы от Него получаем и наказание, и награду.

Августин. Я также хочу спросить тебя, знаешь ли ты это определенно или, под влиянием авторитета, охотно веришь даже в неизвестное.

Эводий. Я подтверждаю, что в этом вопросе я прежде всего доверился именно авторитету. Но что более похоже на истину, чем точка зрения, что всякое благо - от Бога, и всякая справедливость - благо, а наказание для заблуждающихся и награда для поступающего правильно - справедливы? Из чего следует, что и совершающих прегрешения несчастьем наказывает Бог, и поступающих правильно награждает счастьем.
2. Августин. Не возражаю. Но я задаю другой вопрос: откуда тебе известно, что мы происходим от Бога. Ведь это ты все еще не разъяснил, но лишь то, что мы от Него получаем либо наказание, либо награду.

Эводий. Я нахожу, что это также очевидно не иначе как потому, что уже установлено: Бог наказывает прегрешения, поскольку всякая справедливость - от Него. Ибо как любой доброте не свойственно оказывать благодеяния ей чуждым, так и справедливости не свойственно наказывать тех, кто ей чужд. Отсюда очевидно, что мы имеем к Нему отношение, потому что Он не только в высшей степени милосерден при оказании благодеяний, но и в высшей степени справедлив при наказании. Затем и из того, что я предположил и с чем ты согласился, - что всякое благо происходит от Бога, - можно понять, что от Бога также и человек. Ведь человек в той степени, в какой он человек, есть некое благо, так как он может жить праведно, когда захочет.
3. Августин. Если это так, ясно, что вопрос, который ты предложил, решен. Если, в самом деле, человек есть некое благо и не может поступать правильно, если не захочет, он должен обладать свободной волей, без которой не может поступать правильно. Но от того, что благодаря ей также совершаются и прегрешения, конечно, не следует полагать, что Бог дал ее для этого. Следовательно, поскольку без нее человек не может жить праведно, это является достаточной причиной, почему она должна быть дарована. А что она дана для этого, можно понять также и из того, что, если кто-либо воспользовался ею для совершения прегрешений, он наказывается свыше. Что было бы несправедливо, если бы свободная воля была дана не только для того, чтобы жить праведно, но и для того, чтобы грешить. Ибо, каким же образом было бы справедливо наказание того, кто воспользовался волей с той целью, для какой она и была дана? Теперь же, когда Бог карает грешника, что же, по-твоему, иное Он тем самым говорит, как не: «Почему ты не воспользовался свободой воли для той цели, для какой она была дана, то есть для праведного поведения?» - Далее, как то, что сама справедливость предназначается для осуждения прегрешений и почитания праведных поступков, было бы благом, если бы человек был лишен свободы волеизъявления. Ведь то, что не сделано добровольно, не было бы ни грехом, ни праведным поступком. А потому и наказание, и награда были бы несправедливы, если бы человек не обладал свободой воли. Однако и в каре, и в награде должна быть справедливость, поскольку это одно из благ, которые происходят от Бога. Таким образом, Бог должен был дать человеку свободную волю.

4. Эводий. Впрочем, я согласен, что ее дал Бог. Но не кажется ли тебе, скажи на милость, если она дана для праведного поведения, она не должна бы допускать возможность обращения в сторону совершения прегрешений так же, как сама справедливость, которая дана человеку для достойной жизни? Неужели же кто-нибудь может жить порочно вследствие свойственной ему справедливости? Так, никто не смог бы добровольно грешить, если бы воля была дана для праведного поведения.

Августин. Я надеюсь, Бог дарует мне силы, чтобы я ответил тебе, или скорее, чтобы ты сам себе ответил в согласии с той самой убеждающей изнутри истиной, которая есть высшая наставница всех. Но я хочу, чтобы ты кратко ответил мне, считаешь ли ты то, о чем я тебя спрашивал, - что свободную волю дал нам Бог, - определенным и известным, или следовало бы сказать, что то, что мы признаем как данное Богом, не должно было быть дано. Ибо если не определено, Он ли дал нам свободную волю, мы справедливо спрашиваем, была ли она дана во благо, поскольку, когда мы обнаружим, что она была дана во благо, также будет установлено и то, что дал ее Тот, Кем человеку даны все блага; если, однако, мы бы обнаружили, что она дана не во благо, мы бы поняли, что ее дал не Тот, обвинять Кого - грех. Если же действительно определено, что ее дал Сам Бог, нам следует признать, что каким бы образом ни была она дана, она не могла не быть дана, ни быть дарована как-либо иначе, чем была. Ибо ее дал Тот, Чье действие справедливо не подлежит осуждению ни при каких условиях.
5. Эводий. Поскольку я придерживаюсь этой точки зрения, хотя и с неколебимой верой, но все еще без понимания, давай начнем исследование таким образом, будто ничто не определено. Для меня же очевидно, что из неопределенности: дана ли свободная воля для того, чтобы поступать правильно, - ведь благодаря ей мы также можем и грешить, - возникает и другая неопределенность: а должна ли свободная воля быть дана. Ибо если не определено, дана ли она для праведного поведения, неопределенным остается также и долженствование самого этого дара, а следовательно, даже и то - Бог ли ее нам дал, поскольку если не определено долженствование дара, не определено и то, Тем ли дана свободная воля, о Ком само предположение, что Он дал нечто недолжное, - греховно.

Августин. Во всяком случае, для тебя бесспорно то, что Бог существует.

Эводий. Даже и это остается для меня незыблемым не по размышлению, а благодаря вере.

Августин. А если один из безумцев, о которых в Писании начертано: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13, 1; 52, 1), - и тебе скажет то же и не верить вместе с тобой, во что ты веришь, захочет, но постичь, истинно ли то, во что ты уверовал, оставишь ли ты такого человека без внимания или сочтешь нужным как-то убедить его в том, чему ты неколебимо привержен, особенно если он стремится не к упрямому сопротивлению, но к ревностному постижению?

Эводий. Твое последнее замечание в достаточной мере предупреждает меня о том, что я должен буду ему ответить. В самом деле, будь он даже невероятным глупцом, он согласится со мной, что с хитрецом и упрямцем вообще не стоит рассуждать ни о чем, а, в особенности, о предмете столь значительном. Согласившись с этим, он прежде всего будет заботиться о том, чтобы я поверил ему, что он задает вопрос с добрым намерением, а не таит в душе по отношению к этому предмету никакой хитрости и предвзятости. Тогда бы я доказал ему, - и это, я полагаю, в высшей степени доступно любому, - насколько было бы справедливей (так как он хочет, чтобы в том, что касается тайников его души, которые сам-то он знает, ему поверил другой, который их не знает), чтобы и он сам почерпнул веру в существование Божие из книг столь многих мужей, которые оставили письменные свидетельства о том, что они жили в одном время с Сыном Божиим, поскольку, согласно ими описанному, они видели и такое, что никогда не могло бы произойти, если бы Бог не существовал, и было бы чрезвычайно глупо, если бы тот, который хочет, чтобы я поверил ему, стал порицать меня за то, что я верю им. Так вот, поскольку он будет не в состоянии осудить меня надлежащим образом, он воистину не отыщет никакой причины, почему бы ему не подражать мне в этом.

Августин. В самом деле, если ты полагаешь, что в вопросе о том, есть ли Бог, нам достаточно было прийти к выводу, что вера столь многих людей не может быть случайна, почему, скажи на милость, ты не считаешь, что и в тех вопросах, к исследованию которых, как неопределенных и совсем неизвестных, мы приступили, подобным же образом следует довериться авторитету тех же самых людей, чтобы мы больше не утруждали себя их исследованием?

Эводий. Но мы хотим знать и понимать то, во что мы верим.
6. Августин. Ты правильно вспомнил о том, что было установлено нами еще в начале предыдущего обсуждения и что мы не можем отрицать. Ведь одно дело - верить, а другое - понимать, и сперва мы должны поверить в то великое и божественное, что стремимся понять, - а если бы это было не так, напрасны были бы слова пророка: «Если вы не поверите, вы не поймете» (Ис 7, 9). И Сам Господь наш и словами, и поступками убеждал тех, кого Он призвал ко спасению, что сначала они должны уверовать, но затем, сообщая о самом даре, что будет дан верующим, Он не говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да уверуют в Тебя», - но: «Сия, - утверждает, - есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17, 3). Потом Он говорит уже верующим: «Ищите, и найдете» (Мф 7, 7). Ведь о том, во что верят, нельзя сказать, что оно найдено, если оно неизвестно, и никто не способен к обретению Бога, прежде чем поверит в то, что затем собирается познавать. Вот потому-то, повинуясь предписаниям Господа, будем и мы искать усердно. Поистине, то, что мы, Им побуждаемые, ищем, мы найдем, ибо Он Сам же и укажет путь, - в той мере, в какой эти вещи могут быть обретены в этой жизни такими, как мы. Действительно, надо

Наиболее яркий представитель патристики – Августин Аврелий (Блаженный)(354 – 430 гг.). Его главные труды: «Исповедь», «О граде Божьем». В произведениях Августина мифологические и библейские сюжеты сочетаются с религиозно-философскими размышлениями.

Августин – крупнейший систематизатор христианского вероучения, стоявший на позициях неоплатонизма .

Учение о Боге и мире. Бог рассматривается им как начало всего сущего, как единственная причина возникновения вещей. Бог вечен и неизменен, он есть нечто постоянное. Мир созданных богом вещей изменчив и пребывает во времени. Мир представляет собой лестницу, где есть высшее (бестелесное и божественное) и низшее (телесное и материальное). Т.е. В мире существует иерархия – жесткий, установленный Богом порядок.

Учение о познании. Внешний изменчивый мир не может быть источником истины, таковым может быть только вечное, т.е. Бог. Познание Бога должно составлять смысл и содержание всей жизни человека. Постичь истину можно только путем откровения. Таким образом, Августин выдвигает тезис о превосходстве веры над разумом («верить, чтобы понимать » – суть теории познания Августина). Разум постигает явления видимого мира, а вера приводит к осознанию вечного.

Учение о душе . Душа, по августину, есть только у человека – это ставит его выше всех живых существ. Душа бессмертна, она бестелесна, нематериальна и рассеяна по всему телу. Ее важнейшие способности – разум, воля и память.

Проблема свободы воли . Августин развивал идею божественной предопределенности. Но в мире существует добро и зло, поэтому возникает вопрос о природе зла. Августин утверждал, что Бог творит только добро, зло – это отсутствие добра и возникает в результате человеческой деятельности, т.к. От рождения человеку дана свобода воли.

Взгляды на общественную жизнь . Социальное неравенство августин рассматривает как результат грехопадения человечества и считает его основным принципом бытия общества. Государство должно носить теократический характер и служить интересам Церкви. Историю человечества Августин представлял как борьбу двух царств – Божьего и земного. В Божье царство входит меньшая часть человечества – это люди искренне верующие, живущие «по духу». Град земной составляют люди, живущие «по плоти» (неверующие, язычники). Представителем града Божьего на земле является церковь, следовательно, ее власть выше светской.

Схоластика. Учение Фомы Аквинского.

Схоластика («школьная философия») стремилась сделать христианское вероучение популярным и доступным для широких слоев населения.

Философское мышление здесь рассматривалось как средство для доказательства истинности религиозной веры .


Фома аквинский (1225 – 1274 гг.) – монах родом из Италии, католический теолог, профессор богословского факультета Парижского университета. После смерти был причислен к лику святых. Его учение – томизм – на долгие годы стало официальной доктриной католической церкви.

Творчество Ф.Аквинского охватило ряд областей знания: теологию, философию, право. Его главные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». В основе учения Ф.Аквинского – религиозная интерпретация идей Аристотеля.

В центре внимания Ф.Аквинского вопрос о соотношении веры и разума . Он предложил оригинальное решение этого вопроса, основанное на понимании необходимости признать успехи науки. По мнению Ф.Аквинского, наука и религия отличаются по методу получения истины. Наука и тесно связанная с ней философия опираются на опыт и разум, а религия основана на вере и ищет истину в откровении, в Священном писании. Задача науки – объяснение закономерностей природного мира и получение достоверного знания о нем. Но разум нередко ошибается, а органы чувств вводят в заблуждение. Вера достовернее и ценнее разума.

Религиозные догматы не могут быть доказаны человеческим разумом в силу ограниченности его возможностей, их надо принять на веру. Однако ряд религиозных положений нуждаются в философском обосновании – не ради подтверждения их истинности, а ради большей доходчивости. Т.обр., наука и философия нужны для укрепления веры («знать, чтобы верить »).

Примером такого подхода является разработанная Ф.Аквинским система доказательств существования Бога. Он полагает, что доказать существование Бога можно лишь косвенно – путем изучения предметов и явлений, сотворенных им:

1)все, что движется, имеет источник движения, значит, существует первоисточник движения – Бог;

2)каждое явление имеет причину, следовательно, существует первопричина всех вещей и явлений – Бог;

3)все случайное зависит от необходимого, значит, существует первая необходимость – Бог;

4)во всем существуют степени качеств, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства – Бог;

5)все в мире имеет цель, значит, существует нечто, направляющее все вещи к цели – Бог.

Значение учения Ф.Аквинского заключается в том, что он создал глубоко продуманную религиозно-философскую систему, в которой нашлось объяснение Богу, природе, человеку.

Особенности философии эпохи Возрождения(антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, культ природы) , ее связь с наукой и искусством. Учения и природе и познании в философии эпохи Возрождения(ДЖ.Бруно и Н.Кузанский).

В философии эпохи Возрождения можно выделить 3 этапа:

1) Гуманистический (сер. XIV – сер. XV вв.) – в этот период человеческий мир, его ценности противопоставляются средневековому теоцентризму. Не отвергая основных положений христианского вероучения, итальянские гуманисты стремятся возродить идеи и дух античной культуры (в этот период еще не появились развернутые философские учения, гуманистические идеи выражаются через литературное творчество Д.Алигьери, Ф.Петрарки, Д.Бокаччо);

2) Неоплатонический (сер. XV – 1-я треть XVI вв.) – этап формирования новых онтологических и гносеологических представлений под влиянием неоплатонизма (Н. Кузанский);

3) Натурфилософский (2-я пол. XVI – нач. XVII вв.) – этап создания целостной гелиоцентрической картины мира (Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно).

Характерные черты философии Возрождения:

-антропоцентризм (от греч. Anthropos – человек) – философский принцип, согласно которому центральной проблемой философского мышления является человек, который воспринимается как центр мироздания, как венец эволюции природы – существо деятельное, разумное, а следовательно, могущественное;

-пантеизм (от греч. Pan – все и Teos – Бог, т.е. «Бог во всем») – философский принцип, сближающий понятия «Бог» и «природа», идея растворенности Бога в природе и во всех вещах («Бог внутри природы, а не вне ее»);

-натурфилософский характер связан с переходом от теоцентризма к рационализму, со стремлением к изучению природы с целью усиления власти над ней. Философы Возрождения рассматривают природу как единое, бесконечное, одушевленное целое, как Божественное проявление.

Философия Н. Кузанского.

Наиболее ярким представителем философии Возрождения был Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) – немецкий священник, кардинал католической церкви, и ученый, серьезно занимавшийся математикой, астрономией, географией, медициной. Его творчество явилось ярким примером си нтеза религиозно-догматического и научного мышления. Значение философского творчества Н.Кузанского состоит в том, что в своих работах он изложил и обосновал основы пантеизма как религиозно-философского мировоззрения. Основные произведения Н.Кузанского: «О сокрытом Боге», «О предпосылках», «Об ученом незнании».

Основная тема творчества Н.Кузанского – тема Бога и его отношения к миру. Он впервые ставит проблему Бога как философскую проблему. Н.Кузанский исходил из принципа единства Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление, Бог пребывает во всем (пантеизм ). Кузанский приходит к мысли о том, что Бог представляет собой единство противоположностей: абсолютного максимума (всего сущего) и минимума (конкретной вещи), причины и следствия (творящего и сотворенного), бесконечного и конечного. Кузанский распространяет принцип единства противоположностей на реальный природный мир, что явилось значительным вкладом в историю развития диалектики . Природный мир является Божественным воплощением и представляет собой живой организм, все части которого находятся в общей взаимосвязи и существуют в постоянном движении, развитии.

Структуру мироздания Кузанский представлял следующим образом:

Бог – это «максимальный мир»;

Природа – «большой мир», который является подобием максимального;

Человек – «малый мир», микрокосм, который является подобием большого, а следовательно, подобен максимальному миру, т.е. Богу. Человек тоже противоречив: он представляет собой единство телесного и духовного, конечного и бесконечного.

Бог – творец сравнивается Кузанским с великим мастером – скульптором, художником, кузнецом («Бог – чеканщик монет»). Человек также обладает творческими способностями и может с помощью разума и искусных рук создать «вторую природу», или мир культуры.

Познание мира , по мнению Кузанского, осуществляется человеком с помощью чувств, рассудка и разума. Деятельность органов чувств и рассудка направлены на познания природы: чувственное познание накапливает эмпирический материал, а рассудок обладает способностью различать и упорядочивать. Наиболее достоверными в познании мира Кузанский считает математические методы. Разум – высшая познавательная способность человека, он представляет собой умозрительную деятельность и способен познавать всеобщее, бесконечное и абсолютное, т.е. Бога.

Понимание природы как проявления бесконечного Бога приводит Кузанского к идее о бесконечности Вселенной. Он ставит под сомнение геоцентрическую картину мира, сложившуюся в античности, и представление о Земле как о центре космоса. В этом он предвосхитил выводы Н.Коперника и Дж.Бруно.

Зарождение нового естествознания в культуре Возрождения, его философские основания. Проявление гуманистических и натурфилософских тенденций в медицине.

XVI в. В Западной Европе ознаменован новыми открытиями в области естественных наук:

Гелиоцентрическая картина мира, предложенная Н. Коперником;

Учение Иоганна Кеплера о движении планет вокруг Солнца;

Аналитическая теория Г. Галилея, на основе которой были разработаны законы механики;

Открытия в области анатомии, физиологии и медицины Парацельса, Везалия и др.

Эти открытия положили начало переходу от теоретического к опытно-практическому знанию, способствовали развитию материалистического мировоззрения.

Величайшим мыслителем позднего Возрождения был итальянский философ и ученый Джордано бруно (1548 – 1600 гг.). За свои философские взгляды он более семи лет провел в застенках инквизиции и был публично сожжен на костре.

Философскими источниками учения Дж.Бруно были взгляды Демокрита и Эпикура и работы Н.Кузанского, а естественнонаучным основанием – астрономические открытия Н.Коперника. В центре внимания Бруно – натурфилософские проблемы : он считал, что цель философии заключается в познании природы. Основная идея учения Бруно – идея о диалектическом единстве божественного и природного, материального и идеального, телесного и духовного, космического и земного.

Проблему соотношения природы и Бога Бруно решает с позиций пантеизма , он утверждает единство Бога и природы: «Природа есть либо сам Бог, либо божественная сила, скрытая в самих вещах». По мнению Бруно, все происходит из природы путем постоянных взаимопревращений.

Он полагает, что производящим началом бытия является материя, живая, непрерывно изменяющаяся. В то же время он утверждает, что движущим началом всего мира, которое формирует материю изнутри, определяет целостность и целесообразность мира, является духовная субстанция – Мировая душа – которая и является божественным бытием в вещах. При этом Бруно не отрывает мировую душу от материального начала, утверждает существование единой субстанции, в которой совпадают телесное и духовное.

В области космологии Бруно выдвинул ряд идей, противоречащих принципам средневековой схоластики, что и явилось причиной обвинения его в ереси. Он утверждал, что природа и вселенная бесконечны и аргументировал это положение, во-первых, с позиций теологии (бесконечный Бог не может ограничиться созданием конечных вещей), а во-вторых, с научной точки зрения (опирается на новые открытия в области физики и астрономии, прежде всего учения Кузанского и Коперника). Идею о бесконечном множестве миров он дополняет предположением о их населенности различными формами чувственной и разумной жизни.

Sanctus Aurelius Augustinus. De libero arbitrio


Глава I 1

Глава III 5

Глава IV 10

Глава VI 13

Глава VII 14

Глава VIII 18

Глава IX 21

Глава XI 27

Глава XII 29

Глава XIII 30

Глава XV 33

Глава XVI 35

Глава XVII 38

Глава XVIII 39

Глава XIX 42


Глава I


1. Эводий. Итак, разъясни мне, если это возможно, почему Бог дал

человеку свободу воли, ибо, если бы человек не получил ее, он, во всяком

случае, не мог бы грешить.

Августин. В таком случае, достоверно ли тебе известно, что то, что, ты

не считаешь, должно быть даровано, дал человеку Бог?

Эводий. Насколько я, как мне кажется, понял из предыдущей книги, мы

обладаем свободой воли и грехи совершаем только благодаря ей.

Августин. Я также напомню о том, что это уже стало для нас очевидным.

Но теперь я спросил, знаешь ли ты, что то, чем мы, очевидно, обладаем и

благодаря чему грешим, дал нам именно Бог.

Эводий. Я думаю, никто иной. Ведь сами мы от Него получили

существование, и совершая проступки, и поступая надлежащим образом, мы от

Него получаем и наказание, и награду.


Августин. Я также хочу спросить тебя, знаешь ли ты это определенно или,

Эводий. Я подтверждаю, что в этом вопросе я прежде всего доверился

всякое благо - от Бога, и всякая справедливость - благо, а наказание для

заблуждающихся и награда для поступающего правильно - справедливы? Из чего

следует, что и совершающих прегрешения несчастьем наказывает Бог, и

поступающих правильно награждает счастьем.

известно, что мы происходим от Бога. Ведь это ты все еще не разъяснил, но

лишь то, что мы от Него получаем либо наказание, либо награду.

Эводий. Я нахожу, что это также очевидно не иначе как потому, что уже

установлено: Бог наказывает прегрешения, поскольку всякая справедливость -

от Него. Ибо как любой доброте не свойственно оказывать благодеяния ей

чуждым, так и справедливости не свойственно наказывать тех, кто ей чужд.

Отсюда очевидно, что мы имеем к Нему отношение, потому что Он не только в

высшей степени милосерден при оказании благодеяний, но и в высшей степени

справедлив при наказании. Затем и из того, что я предположил и с чем ты

согласился, - что всякое благо происходит от Бога, - можно понять, что от

Бога также и человек. Ведь человек в той степени, в какой он человек, есть

некое благо, так как он может жить праведно, когда захочет.

3. Августин. Если это так, ясно, что вопрос , который ты предложил,

решен. Если, в самом деле, человек есть некое благо и не может поступать

правильно, если не захочет, он должен обладать свободной волей, без которой

не может поступать правильно. Но от того, что благодаря ей также совершаются

и прегрешения, конечно, не следует полагать, что Бог дал ее для этого.

Следовательно, поскольку без нее человек не может жить праведно, это

является достаточной причиной, почему она должна быть дарована. А что она

дана для этого, можно понять также и из того, что, если кто-либо

воспользовался ею для совершения прегрешений, он наказывается свыше. Что

было бы несправедливо, если бы свободная воля была дана не только для того,

чтобы жить праведно, но и для того, чтобы грешить. Ибо каким же образом было

бы справедливо наказание того, кто воспользовался волей с той целью, для

какой она и была дана? Теперь же, когда Бог карает грешника, что же,

по-твоему, иное Он тем самым говорит, как не: "Почему ты не воспользовался

мы приступили, подобным же образом следует довериться авторитету тех же

самых людей, чтобы мы больше не утруждали себя их исследованием?

Эводий. Но мы хотим знать и понимать то, во что мы верим.

в начале предыдущего обсуждения и что мы не можем отрицать. Ведь одно дело -

верить, а другое - понимать, и сперва мы должны поверить в то великое и

божественное, что стремимся понять, - а если бы это было не так, напрасны

были бы слова пророка: "Если вы не поверите, вы не поймете" (Ис 7, 9). И Сам

Господь наш и словами, и поступками убеждал тех, кого Он призвал ко

спасению, что сначала они должны уверовать, но затем, сообщая о самом даре,

что будет дан верующим, Он не говорит: "Сия же есть жизнь вечная, да уверуют

в Тебя", - но: "Сия, - утверждает, - есть жизнь вечная, да знают Тебя,

единого, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин 17, 3). Потом

Он говорит уже верующим: "Ищите, и найдете" (Мф 7, 7). Ведь о том, во что

верят, нельзя сказать, что оно найдено, если оно неизвестно , и никто не

способен к обретению Бога, прежде чем поверит в то, что затем собирается

познавать. Вот потому-то, повинуясь предписаниям Господа, будем и мы искать

усердно. Поистине, то, что мы, Им побуждаемые, ищем, мы найдем, ибо Он Сам

же и укажет путь, - в той мере, в какой эти вещи могут быть обретены в этой

жизни такими, как мы. Действительно, надо полагать, что лучшими уже в земной

жизни, а всеми добрыми и благочестивыми, несомненно, после нее, эти предметы

могут быть определены и поняты в высшей степени очевидным и совершенным

образом, - на что и нам следует надеяться, и, презрев земное и человеческое,

надлежит всячески желать и любить их.

Августин Аврелия (354-430). Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера.

О бытие. Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие. Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может. Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

Бог, мир и человек. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от судьбы и фортуны. Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок, и в мире все стало подчиняться законам природы. Человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренно и греховно. Душа есть только у людей, животные её не имеют. Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога. С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви.

О благодати. Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать - особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли - лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати. Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства - с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Значит, необходим ещё один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать «избранными».

О свободе и божественном предопределении. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей - свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон - чувство долга перед Богом. После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить. Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям вновь обратить свой взор к Богу. Он показал своей смертью пример послушания Отцу, повиновения Его воле: «Не моя воля, но твоя да будет». Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца, как Свою собственную. Каждый человек, следующий заветам Иисуса и принимающий волю Бога как свою собственную, спасает свою душу и допускается в Небесное царство. Предопределение - один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе. Люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Однако люди - существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру. Можно подумать, будто бы есть предопределение ко злу со стороны Бога, - так как все существующее окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества. Это значит, что упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ, есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других - ко злу и гибели. Эту идею абсолютного предопределения и развивал Августин, правда в его учении имелись различные смягчающие оговорки. Вопрос о предопределении был решен догматически: мы не можем знать всего во что верим («Уверуй, чтобы уразуметь» - кредо Августина).

О вечности, времени и памяти. Время - мера движения и изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Размышляя о времени, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования - действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее - нашей надежде. Настоящее - это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Таким образом, прошлое - это воспоминание, настоящее - созерцание, будущее - ожидание или надежда. Как следствие, раз время существует только потому, что о нём помнят, значит для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени. Начало творения мира - вместе с тем и начало времени. Время обладает длительностью, которая характеризует продолжительность всякого движения и изменения. Вечность - она ни была, ни будет, она только есть. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность - мир мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.

ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ У АВГУСТИНА: ДИНАМИКА ГРЕХА И БЛАГОДАТИ
Грегори С.Ниль
http://www.revneal.org/Writings/augustinegracesin.html

Концепция свободы у Августина не может быть изложена без рассмотрения его понимания греха и благодати. Эти понятия взаимосвязаны столь динамично, что сама природа свободы неумолимо связана с ними. Свобода – это не просто состояние свободной воли, это на самом деле результат действия благодати, избавляющей людей от греха и его последствий. Грех есть не только то, что порождает разрыв между человечеством и Богом, но и возмездие за проявления этого нарушения. И в преодолении этого разрыва благодать не только позволяет нам познать добро, но и дает возможность творить его. В силу почти круговой структуры убеждений Августина по этому вопросу мы начнем с его концепции свободы, зачем изучим процесс ее развития и динамические характеристики греха и благодати, которая в конечном счете возвращает нас в состояние реальной свободы.
Свобода может быть легко определено как «хорошее применение свободной воли» (KellyJ. EarlyChristianDoctrines. L.,1968. P.368). По сути, по-настоящему свободен тот, в ком рабство греха и смерти по-настоящему снимается и обретается радость жизни перед Творцом. Это было по большей части исходным состоянием Адама в райском саду. Адам имел возможность знать волю Бога и поступать по ней; он имел в качестве дара от Бога «силу постоянства», но не имел власти, которая была бы всеобъемлющей и держала все его побуждения под контролем. Иными словами, Адам имел способность творить добро, когда он был искушаем от дьявола положиться на собственные силы, что было «морем порока» и по сути началом падения (BettensonH. TheLaterChristianFathers. N.Y.,1987. P.194-195, 208-209). Это было извращение свободной воли – намерение сделать ее «свободной от праведности», что и есть зло, вместо того, чтобы сделать ее свободной от греха в рабстве праведности, что есть высшее благо (Ibid. P.206).
По словам Августина, зловредность падения была не в том, что Адам возгордился против Бога, но скорее в том, что он положился на самого себя. «Вещи, которые вызвали наше падение, не злы сами по себе, но наше падение есть зло, потому что это изменение естественного порядка» (Ibid. P.195). Это нарушение порядка Адамом лишило его способности как знать добро, так и делать его. В самом деле, поскольку мы были «в чреслах Адама» в момент падения, сегодня любой человек лишен возможности знать и исполнять волю Божию. Свобода по-прежнему существует, но поле решения ограничивается лишь дурным выбором (Ibid.P.203). Только благодать дает способность знать благо и поступать по нему, то есть исцеляет развращенную волю людей и приводит их к Богу.
Августин определил четыре основные формы благодати: предваряющая, сотрудничающая, доступная и действенная. Предваряющей является благодать, которая предшествует самому желанию человека делать добро. «Сотрудничающая» благодать добавляется затем для того, чтобы человек имел возможность делать то, к чему благодать дала ему желание. Эти две формы благодати крайне важны потому, что «мы не в силах исполнять дела благочестия без Бога, дающего нам делать их» (Ibid. P.204-206). Проблема относится к состоянию благодати Адама в раю, которое позволяло ему быть праведным по собственному желанию, а также к той благодати, которая есть актуализация свободы. В сущности, действенная благодать такова, что она делает человеческое осуществление свободной воли столь совершенным, что она становится неотличимой от воли Божией. Это гарантирует, что человек обретет столь сильную любовь и волю, что они дадут ему победу над желаниями плоти. Такова могущественная помощь, которую Бог оказывает нам.
В этом состоянии благодати ошибка, подобная Адамовой, уже невозможна. Хотя Адам имел способность ко греху, в том состоянии действенной благодати, которое приходит через Иисуса Христа, возможно не только знать добро и поступать по нему, но, в отличие от Адама, становится невозможным не делать добро. Такова идеальная актуализация свободной воли, «полная свобода» по Августину. При этом «человек уже не променяет вечную свободу на невозможное для него состояние, когда он раб греха» (Ibid. P.209).
Необходимо обратить внимание еще на несколько вопросов, прежде чем мы сможем закончить. Концепция первородного греха у Августина столь же сложна, как и его понятие свободы, и, как уже должно быть ясно, они неразрывно связаны. По словам Августина, Адам через свои порочные желания в первородном грехе передал «похоть» всем своим потомкам. Грех, таким образом, становится не только преступлением, заслуживающим смерти, но казнью нами самих себя (Ibid. P.195-196). Похоть по Августину – это не просто сексуальное желание, но любое неупорядоченное желание или аппетит. Даже во младенцах, по его мысли, присутствует эгоцентризм, в результате чего они тоже нуждаются в благодати и показывают идентичность всех людей в «семени Адама» (Ibid. P.198-200). В эпоху Августина крещение младенцев было на подъеме. Чтобы усвоить детям то, что усваивалось взрослым – прощение грехов – было необходимым объяснить, каким образом дети на самом деле повинны в грехе. Так как дети не способны сознательно грешить, Августин считал, что грех Адама поразил и их. Следовательно, греховный статус определяется не только фактической виной в грехе и его совершении, но и самой природой греха, унаследованного от Адама (Ibid. P.199-202). Все люди стали частью «греховной массы», и из этого состояния «никто не может быть освобожден помимо благодати Спасителя» (Ibid. P.204).
По слову Августина, благодать свободна и приходит не через наш выбор, но через Божие избрание. Учение о предопределении было сформулировано именно в рамках августинизма, и на него обратили внимание Лютер и Кальвин. Подход Августина, однако, отличается от кальвинистского тем, что избрание или неизбрание не основано на неспособности принять призыв, ибо призыв обращен ко всем и носит универсальный характер (Ibid. P.208-209). Тем не менее этот призыв реален лишь для тех, кто окажется способным его принять. Иными словами, те, кто не последовал ему, отвергаются Богом. Это не следует понимать как некое лицеприятие у Бога. «Мы должны понимать, что никто не отделен от погибшей массы, которая исходит от первого Адама, если не имеет дара, который он может получить только по благодати Спасителя. Избранные избраны по благодати, а не сами по себе, ибо каждая их заслуга есть результат благодати» (Ibid. P.210).
Таким образом, благодать включена уже в сам акт предопределения и зависит от него. Хотя благодать в рамках концепции Августина может быть и универсальной (например, призыв обращен ко всем), сотрудничающая благодать, которая укрепляет веру, посылается только тем, в ком Бог предвидит ее принятие. Действительно, само ее применение основано на «Божьем предвидении действия добра в них, ибо те, кто выходят на свободу, безусловно освобождены» (Ibid. P.211).
Как уже должно быть ясно, для Августина свободная воля имеет место только в рамках предопределения, и она не связана со способностью получить сотрудничающую благодать и продвигаться в сторону «полной свободы», то есть от доступной благодати к действенной. Именно в этом замкнутом цикле между грехом и благодатью находит свое место свобода. Грех может быть очищен только по благодати, благодать приходит лишь к тем, кого Бог избирает, и только по благодати может произойти совершенная актуализация свободы.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn

 


Читайте:



Определения философии Что включает в себя понятие философия

Определения философии Что включает в себя понятие философия

«Философия почти всегда пытается доказать невероятное, апеллируя к непонятному».Генри Менкен, американский сатирик Здравствуйте, уважаемые читатели...

Основные идеи конфуцианства кратко Оценки конфуцианства как учения

Основные идеи конфуцианства кратко Оценки конфуцианства как учения

Мыслителем Конфуцием (553-480 до н. э.). Он положил ему основу, а последователи занялись развитием и популяризацией. В чём же заключается его...

Способы вызвать призраков

Способы вызвать призраков

Еще со школьной скамьи всем нам знакомы байки о том, как кто-то в лагере вызывал Пиковую даму или матерящегося Ежика. И, конечно, все это было...

Некромантия как способ общения с мертвыми Книги по некромантии

Некромантия как способ общения с мертвыми Книги по некромантии

Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего некромант...

feed-image RSS