Главная - Нумерология
Понятие, виды и примеры абстракции. Абстрактное мышление. Абстрактный — что это значит Абстракция в искусстве

Такого отвлечения.

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности . В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .

Виды абстракции

Некоторые типы абстракции:

  • примитивная чувственная абстракция - отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлекшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.
  • обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике .
  • идеализация - замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой , отвлечённой от несущественных для данного исследования реальных атрибутов. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ », «абсолютно чёрное тело », «прямая », «сферический конь в вакууме » (из анекдота про идеализацию) и др.
  • изолирующая абстракция - тесным образом связана с непроизвольным вниманием, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание.
  • абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества [ ] , то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные [ ] .
  • конструктивизация - отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция - выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
  • содержательная абстракция - вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.

Абстрактное и конкретное

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), конкретное мышление имеет дело с конкретными объектами и процессами («Сократ», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, вероятно, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать «числом три» вообще, не имея для него определённого языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия, попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

Философия в представлении многих людей является наукой, которой свойственно переливание из пустого в порожнее, как говорится в народной поговорке. То есть в глазах обывателей, философы только и делают, что рассуждают, не принося никакой пользы. Такое представление о науке сложилось во многом по причине ее непонятности, из-за использования сложных специфических терминов и долгих, однообразных описаний их значений.

Между тем многие философские понятия вполне актуальны в обычной жизни. Например, абстракция. Это слово можно услышать очень часто. Причем в разговорах люди применяют его для обозначения отвлеченности или же «туманности» того, о чем идет речь. Но чем является абстракция с научной точки зрения?

Что это такое? Определение

Название этого термина происходит от латинского слова abstractio, которое переводится на русский язык, как «отвлечение». Именно в этом и заключается суть данного философского понятия.

Абстракция есть не что иное, как отвлечение, мысленный отход в сторону от рассматриваемого, изучаемого или же обсуждаемого предмета, проводимый с целью определения и выделения наиболее важных, существенных моментов, признаков, элементов путем обобщения.

Говоря простым языком, это способ мысленного устранения ненужного, помогающий акцентировать внимание на главном. При этом важность может иметь как обобщенное, так и детальное.

Также данное понятие определяется как обобщение, достигнутое путем абстрагирования.

Какой может быть абстракция? Примеры в жизни

Самым простым примером является ход мыслей, возникающий при взгляде на небо. Каждый современный человек знает о том, что над его головой находится атмосфера, представляющая собой несколько чередующихся слоев. Известно всем и о том, что состоит она из углекислого газа, кислорода и азота.

Но что возникает в голове при взгляде вверх? Просто слово «небо». Это пример естественной абстракции, не требующей специальных усилий. При этом в мозгу происходит отвлечение от известных смотрящему в небо человеку, но в данный момент времени ненужных подробностей и деталей. То есть нужный элемент определяется и вычленяется путем обобщения.

Если же при взгляде вверх возникает в мыслях слово «тучи», то это уже более сложная абстракция. В ней задействуется не только обобщение, но и выделение конкретного, важного элемента. Однако она тоже является естественной, не требующей специального усилия.

Примеры абстракции сознательной люди в повседневной жизни тоже видят достаточно часто. В любом разговоре, в котором для объяснения чего-либо рассказчик прибегает к отвлеченным аналогиям, задействована эта категория. То есть если человек приводит в пример случай из жизни, поясняя им то, что хочет сказать, он прибегает к абстракции и делает это сознательно.

Чем является абстрагирование? Определение

Примеры абстракции демонстрируют наличие определенных приемов в общении и, разумеется, образа мыслей. Совокупность этого и называется в философии абстрагированием. У этого понятия имеются два основных значения, которые являются родственными по смыслу, перекликаются между собой. Первое определяет данное понятие как сам процесс отвлечения или же способ, а второе - как метод.

То есть абстрагирование - это использование способа отвлечения в процессе познания или объяснения, рассуждения.

Отвлечение происходит от всего несущественного, не имеющего значения в конкретный отрезок времени, от лишнего, мешающего правильно понять суть. Результатом этого процесса становится формирование отвлеченного понятия.

Абстрактное и конкретное

Примеры абстракции, как осмысленной, так и естественной, демонстрируют достижение некоего результата. Именно его и называют в философии отвлеченным понятием.

Это может быть почти все, что угодно, лишенное четкой детализации, например цвет, свет, кривизна, уродство или красота. То есть если озвучить лишь сам результат абстрагирования, вне контекста, например слово «небо», то понимание его у каждого человека будет своим.

Иными словами, это понятие несет в себе смысл, имеет значение, однако не передает никаких точных характеризующих деталей, конкретизирующих и сужающих его. Именно наличием точных характеристик и отличаются абстрактные и конкретные понятия. То есть если при получении информации ее можно воспринять совершенно по-разному, то она абстрактна. Конкретное понятие не допускает различных вариантов толкования, оно предельно точно.

Виды абстракции

Как это ни парадоксально, но этой категории присущи как четкая классификация по цели, так и весьма обширный и размытый перечень условных типов.

В соответствии с целью абстракция бывает:

  • содержательной;
  • формальной.

Формальная же выделяет те элементы, которые сами по себе не существуют, например цвет. Формальная абстракция является основой в усвоении и передаче описаний внешних свойств, а также служит базой для теоретических размышлений.

К основным видам или же типам этой категории относятся:

  • чувственная примитивная;
  • обобщающая;
  • идеализирующая;
  • изолирующая;
  • конструктивизирующая.

Отдельно учеными выделяется так называемая абстракция актуальной бесконечности. Выделяется она потому, что примеры абстракции основных типов можно найти в повседневной жизни, а вот наблюдать этот вид невозможно. То есть данная философская категория - это полностью теоретическое понятие. В чем его суть? В том, чтобы мысленно отвлечься от аксиомы о том, что нельзя зафиксировать каждый из компонентов бесконечного множества. И тогда это множество станет конечным. Эта философская теория хоть и напоминает утопию, весьма серьезно рассматривается математиками. Вполне возможно, что в будущем она еще окажется востребованной на практике, например в процессе освоения космического пространства.

Что понимается под абстрактным мышлением?

Нередко приходится слышать, как о ком-то говорят, что он мыслит абстрактными категориями. При этом понятно, что речь идет о человеке, не отличающимся приземленностью и ординарностью, о том, кто склонен размышлять и рассуждать без какой-либо четкости и конкретики. Но что подразумевается под этим в философии?

Абстрактное мышление, это, простыми словами говоря, не что иное, как разновидность познавательной деятельности. То есть это тип мозговой деятельности человека, для которого свойственны образование специфических отвлеченных понятий и дальнейшее оперирование ими.

То есть индивиду с таким типом мышления присуща абстракция картины восприятия окружающего мира, какого-либо явления или же понятия. В рассуждениях и диалогах он отходит от привычной системы правил и аксиом. Это позволяет доносить или же принимать информацию, идеи или мысли без излишней нагрузки, использовать символы и образы. Однако при этом утрачивается точность и, разумеется, для верного понимания мысли необходим контекст либо общеизвестный символ.

В чем польза отвлеченных понятий и мышления?

Общее понятие абстракции, принятое в науке, совершенно не раскрывает практической пользы этого явления. Между тем оно необходимо для развития мыслительных возможностей человека. Например, именно с помощью абстракций и их сопоставлений дети начинают познавать мир.

Отвлеченные понятия - неотъемлемая часть мыслительной деятельности людей. Они способствуют раскрытию связей и отношений между явлениями, предметами, элементами, понятиями. С помощью абстрактного мышления люди синтезируют имеющиеся представления и формируют новые типы взаимосвязей и соотношений между рассматриваемыми предметами, тем самым развивая собственное сознание.

То есть с помощью отвлечения происходит прогресс познавательной, мыслительной деятельности человека.

Помимо этого, абстракции неразрывно связаны с языковыми навыками. Обучение речи малышей происходит с помощью этого типа мышления.

В искусстве

Не только философии, но и искусству свойственно такое понятие, как «абстракция». Картины многих известных художников написаны в этом жанре.

Абстракционизм является направлением в искусстве, которое характеризует отказ от передачи чего-либо в виде реалистичного отображения. Это в первую очередь касается форм изображений в живописи и скульптуре. Однако абстрактным может быть любое произведение, например рассказ, стихотворение, театральные декорации, костюмы и многое другое.

Имеют сходство и различие.

То, в чем предметы сходны или различны между собой, выступает как их признаки .

Признаки, выражающие коренную природу (сущность) предметов, отличающую их от предметов других видов, отражаются в процессе познания как существенные признаки .

Содержание понятия раскрывается как совокупность существенных признаков предметов, отраженных в понятии.

В зависимости от содержания могут быть конкретными и абстрактными, положительными и отрицательными, безотносительными и соотносительными.

Например, объем понятия «студент » составляют все учащиеся вузов, объем понятия «конституция государства» — все существующие в мире конституции государств.

Содержание и объем понятия взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятий , который формулируется следующим образом: «Если увеличивается объем понятия, то соответственно уменьшается его содержание и наоборот ».

Возьмем, например, два понятия «студент» и «студент политехнического университета». Объем первого понятия больше объема второго понятия, так как студентов вообще больше, чем студентов политехнических институтов. А содержание второго понятия шире содержания первого, так как кроме основного признака «быть учащимся вуза» здесь добавляется еще специфический признак «обучаться в политехническом институте».

В зависимости от объема понятия могут быть единичными, общими, пустыми.

Рассмотрим подробнее общие, единичные и пустые понятия.

Общими называются понятия, объемы которых включают два или более однородных предметов (явлений, событий).

Единичными называются понятия, объемы которых включают только один предмет (явление, событие).

Пустыми называются понятия, объемы которых не включают ни одного предмета (явления, события).

Пример:


Понятие «город » — общее, так как количество городов, существующих на Земле, больше двух.

Понятие «самый большой город в мире » — единичное , так как таким свойством «быть самым большим городом в мире» может обладать лишь один-единственный предмет.

Понятие «круглый квадрат », «кентавр » — пустое (или с нулевым объемом), так как в реальности мы не найдем ни одного предмета, который обладал бы признаком «быть круглым квадратом», «быть кентавром».

Общие понятия могут быть регистрируемыми и нерегистрируемыми.

Регистрируемым называется понятие, в котором число мыслимых в нем предметов поддается реальному учету, регистрации, например, «города России», «произведения Л.Н.Толстого».

Общие понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов, называются нерегистрируемыми , например, «человек» — мыслятся все люди, которые жили, живут и будут жить.

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в собирательном и разделительном смыслах. Если высказывание относится ко всему классу предметов, взятых в их единстве, и не неприложимо к каждому предмету класса в отдельности, то такое употребление понятий называется собирательным .

Если высказывание относится к каждому предмету класса, то такое употребление понятия называется разделительным .

Пример:

Высказывая мысль «Все люди — смертны», мы употребляем понятие «люди» в разделительном смысле , так как данное утверждение относится к каждому человеку.

В высказывании «средняя продолжительность жизни в России равна 70 годам» мы употребляем понятие «средняя продолжительность жизни в России» в собирательном смысле , так как оно неприменимо к каждому жителю России в отдельности, поскольку индивидуальная продолжительность жизни может быть больше или меньше 70 лет, а в ряде случаев может совпадать с данным высказыванием.

Понятия, в которых обобщаются конкретные предметы и явления действительности по тем или иным признакам, называются конкретными . Например, понятия «книга», «растение» являются конкретными.

Понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между ними, называются абстрактными . Например, понятия «белизна», «смелость» являются абстрактными понятиями.

Положительные и отрицательные понятия.

Понятия, в которых отражаются присущие предмету признаки, называются положительными . Примерами положительных понятий могут быть: «грамотный», «говорящий по-английски», «порядок».

Понятия, в которых признаки, составляющие содержание положительных понятий, отрицаются, называются отрицательными . В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с частицами «не», «без»; в словах иностранного происхождения — чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «асимметрия», «аморфный», «аморальный». Понятия «неграмотный», «не говорящий по-английски», «беспорядок» — отрицательные.

Безотносительные и относительные понятия.

Безотносительные понятия описывают предметы, существующие раздельно и потому воспринимаемые вне связи с другими предметами. В содержании таких понятий нет указания на отношение к другим предметам, например: «дерево», «книга», «государство».

В соотносительных понятиях отражаются предметы, существующие только взаимосвязано и одновременно друг с другом и поэтому не мыслящиеся одно без другого. Например, понятие «родители» и «дети», «начальник» и «подчиненный», «причина и следствие».

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, означает придание ему логической характеристики. Логическая характеристика понятий уточняет их смысл, употребление слов, которыми эти понятия описаны.

) - мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

  • Абстракция - процесс, то же что и «абстрагирование »
  • Абстракция - «абстрактное понятие », «абстракт », результат абстрагирования.

Абстрактное понятие - мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .

Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:

  • обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике .
  • идеализация - замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой , отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ », «абсолютно чёрное тело », «прямая », «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
  • изолирующая абстракция - вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
  • абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества , то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
  • конструктивизация - отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция - вычленение свойств, важных для теоретического анализа ;
  • содержательная абстракция - вычленение свойств, имеющих практическое значение.

Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление - абстрактное мышление).

См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному ».

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

  • В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.

См. также

  • Слой абстрагирования (уровень абстракции) в программировании
Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Абстрактный" в других словарях:

    Абстрактный … Орфографический словарь-справочник

    - (от лат. abs от, и trahere влечь). Отвлеченный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АБСТРАКТНЫЙ отвлеченный, не конкретный, т. е. не вещественный, не наглядный; в алгебре: число, выраженное буквами.… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. отвлеченный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. абстрактный отвлеченный, умозрительный, спекулятивный, метафизический, метафизичный, теоретический, теоретичный,… … Словарь синонимов

    абстрактный - АБСТРАКТНЫЙ, ая, ое. 1. Неинтересный, непривлекательный, ничем не выдающийся. Как он, парень то ничего? Так себе, абстрактный Вася. 2. Неизвестный, незнакомый. Там тебя какой то абстрактный чувак спрашивает (неизвестный человек) … Словарь русского арго

    АБСТРАКТНЫЙ, абстрактная, абстрактное; абстрактен, абстрактна, абстрактно (книжн.). 1. Отвлеченный, полученный путем абстракции; ант. конкретный. Абстрактные понятия. 2. Пользующийся абстракцией, основанный на абстракции (научн.). Абстрактные… … Толковый словарь Ушакова

    АБСТРАКТНЫЙ, АБСТРАКТИВНЫЙ, лат. отвлеченный [думаю, что сдваивать букву н нужно там только, где этого неуступчиво требует произношение], неприложенный, неприменимый; противоположное: прикладной, обязательный, конкретный. Тяготение, понятие… … Толковый словарь Даля

    абстрактный - ая, ое. abstrait <, лат. abstractus. 1674. Рей 1998. 1. Отвлеченный. Сл. 18. Некоторыя < молодые люди> по характеру их разума не могут прилежать к материям абстрактным, то есть умом одним только понимаемым. Арт. С. Р. 1 <Предисл.> … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АБСТРАКТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. Основанный на абстракции (в 1 знач.), отвлеченный. Абстрактное понятие. Абстрактное мышление. Абстрактные имена существительные в грамматике: существительные, называющие отвлечённые понятия, действия, состояния,… … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. abstractus отвлеченный) в обычном словоупотреблении означает чисто мысленное, поскольку таковое по отношению к непосредственно переживаемому, наглядному, воспринимаемому, данному в чувствах, т.е. конкретному, выступает как обесцвеченное … Философская энциклопедия

    абстрактный - связанный со свойствами или отношениями (# понятие). абстракция. абстрагировать. абстрагироваться от чего. а. отождествления (человек). изолирующая а. (красный). а. идеализация (точка, прямая). отвлечение. отвлекать. отвлекаться от чего.… … Идеографический словарь русского языка

    абстрактный - 01.01.63 абстрактный [ abstract, adj.]: Независимый отчего либо. Примечание 1 Абстрактный синтаксис означает, что структура сообщений задается независимо от метода их кодирования. Примечание 2 Абстрактный набор испытаний задается независимо от… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Такого отвлечения.

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности . В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .

Виды абстракции

Некоторые типы абстракции:

  • примитивная чувственная абстракция - отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлекшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.
  • обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике .
  • идеализация - замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой , отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ », «абсолютно чёрное тело », «прямая », «сферический конь в вакууме » (из анекдота про идеализацию) и др.
  • изолирующая абстракция - тесным образом связана с непроизвольным вниманием, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание.
  • абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества , то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
  • конструктивизация - отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция - выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
  • содержательная абстракция - вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.

Абстрактное и конкретное

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), конкретное мышление имеет дело с конкретными объектами и процессами («Сократ», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, вероятно, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать «числом три» вообще, не имея для него определённого языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия, попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

Определение через абстракцию

Определение через абстракцию - способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества , эквивалентности). Такое отношение, обладающее свойствами рефлексивности , симметричности и транзитивности , индуцирует разбиение предметной области на непересекающиеся классы (классы абстракции, или классы эквивалентности), причём элементы, принадлежащие одному и тому же классу, неотличимы по определяемому таким образом свойству.

Медицина

Ввиду некоторых физиологических особенностей головного мозга индивидуумов, - у людей, у которых имеются такие заболевания как умственная отсталость , может отсутствовать или быть слабо выражено абстрактное мышление.

См. также

  • Слой абстрагирования (уровень абстракции) в программировании

Напишите отзыв о статье "Абстракция"

Литература

  • Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960;
  • Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961;
  • Розов М. А. Научная абстракция и её виды. Новосибирск, 1965;
  • Петров Ю. А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967;
  • Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972;
  • Лазарев Φ. В. О природе научных абстракций. М., 1971;
  • Лазарев Φ. В. Абстракция и реальность. - «Вестник МГУ», 1974; № 5;
  • Виленкш Н. Я., Шрейдер Ю. А. Понятие математики и объектов науки.- «ВД», 1974, № 2;
  • Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. М., 1984;
  • Новосёлов М. М. Об абстракциях неразличимости, индивиауации и постоянства, - В кн.: Творческая природа научного познания, М., 1984;
  • Новосёлов М. М. Абстракция и научный метод.-В кн.: Актуальные вопросы логики научного познания. М., 1987;
  • Sclmeider H. l. Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraction. Erlangen, 1970;
  • Jules Vuillemin. La logique et le monde sensiable. Etude sur les théories contemporaines de l’abstraction. P., 1971;
  • Logic and abstraction. Göteborg, 1986;
  • Pollard St. What is abstraction? - «Nous», 1987, vol. 21, N 2;
  • Roeper P. Principles of abstraction for events and processes. - «J. of philos. Logic», 1987, vol. 16, N 3.

Отрывок, характеризующий Абстракция

Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника.
Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу.
Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.]
Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.
Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.
В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.
Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки.
Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.
Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах.
Французы, отступая в 1812 м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.

Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.
Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
24 го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.
Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.
Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Тот первый период этой войны, во время которого партизаны, сами удивляясь своей дерзости, боялись всякую минуту быть пойманными и окруженными французами и, не расседлывая и почти не слезая с лошадей, прятались по лесам, ожидая всякую минуту погони, – уже прошел. Теперь уже война эта определилась, всем стало ясно, что можно было предпринять с французами и чего нельзя было предпринимать. Теперь уже только те начальники отрядов, которые с штабами, по правилам ходили вдали от французов, считали еще многое невозможным. Мелкие же партизаны, давно уже начавшие свое дело и близко высматривавшие французов, считали возможным то, о чем не смели и думать начальники больших отрядов. Казаки же и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все было возможно.
22 го октября Денисов, бывший одним из партизанов, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти. С утра он с своей партией был на ходу. Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных, отделившимся от других войск и под сильным прикрытием, как это было известно от лазутчиков и пленных, направлявшимся к Смоленску. Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами: все знали про этот транспорт и, как говорил Денисов, точили на него зубы. Двое из этих больших отрядных начальников – один поляк, другой немец – почти в одно и то же время прислали Денисову приглашение присоединиться каждый к своему отряду, с тем чтобы напасть на транспорт.
– Нет, бг"ат, я сам с усам, – сказал Денисов, прочтя эти бумаги, и написал немцу, что, несмотря на душевное желание, которое он имел служить под начальством столь доблестного и знаменитого генерала, он должен лишить себя этого счастья, потому что уже поступил под начальство генерала поляка. Генералу же поляку он написал то же самое, уведомляя его, что он уже поступил под начальство немца.
Распорядившись таким образом, Денисов намеревался, без донесения о том высшим начальникам, вместе с Долоховым атаковать и взять этот транспорт своими небольшими силами. Транспорт шел 22 октября от деревни Микулиной к деревне Шамшевой. С левой стороны дороги от Микулина к Шамшеву шли большие леса, местами подходившие к самой дороге, местами отдалявшиеся от дороги на версту и больше. По этим то лесам целый день, то углубляясь в середину их, то выезжая на опушку, ехал с партией Денисов, не выпуская из виду двигавшихся французов. С утра, недалеко от Микулина, там, где лес близко подходил к дороге, казаки из партии Денисова захватили две ставшие в грязи французские фуры с кавалерийскими седлами и увезли их в лес. С тех пор и до самого вечера партия, не нападая, следила за движением французов. Надо было, не испугав их, дать спокойно дойти до Шамшева и тогда, соединившись с Долоховым, который должен был к вечеру приехать на совещание к караулке в лесу (в версте от Шамшева), на рассвете пасть с двух сторон как снег на голову и побить и забрать всех разом.

 


Читайте:



Учёные нашли научное объяснение библейской истории

Учёные нашли научное объяснение библейской истории

Ученые нашли подтверждение о казнях Египетских – десяти бедствиях, поразивших древний Египет. Согласно Ветхого Завета Библии, они были посланы в...

Всемирная история в лицах

Всемирная история в лицах

На одном конкурсе сочинений о Сократе победила 12-летняя девочка, написавшая самое короткое: «Сократ ходил среди людей и говорил им правду. За это...

Молитвы святым петру и февронии муромским о семейном благополучии

Молитвы святым петру и февронии муромским о семейном благополучии

Как бы отчаянно не спорили карьеристы, но семья – самое важное и главное, что может быть у человека. К сожалению, даже крепкие семьи иногда...

Оборотничество: тайна трансформации человека в зверя

Оборотничество: тайна трансформации человека в зверя

И так из зерна, пищи животного , он делает муку, пищу человека ! Поэтому не нужно много внимания обращать на данные нам условия - внутренние или...

feed-image RSS