Главная - Нумерология
Амон, бог Амон, энергетический канал бога Амона (посвящение, инициация) — Университет Души. Амон Ра: золотая книга бога Солнца Почитание и превозношение верховного божества

- (ìmn, букв. «сокрытый», «потаённый»), в египетской мифологии бог солнца. Центр культа А. Фивы, покровителем которых он считался. Священное животное А. баран. Обычно А. изображали в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими … Энциклопедия мифологии

- (Аммон) (надежный, верный (см. Аминь)): 1) градоначальник Самарии во времена Ахава (3Цар 22:26; 2Пар 18:25); 2) сын и наследник иуд. царя Манассии (641 640 гг. до Р.Х.). Он вступил на престол 22 летним и царствовал всего 2 года, продолжая… … Библейская энциклопедия Брокгауза

В древнеегипетской мифологии бог покровитель г. Фивы, постепенно стал отождествляться с верховным богом Ра (Амон Ра) … Большой Энциклопедический словарь

Древнеегипетский бог плодородия, первоначально местный (в Фивах); позже бог света, уподобившийся богу солнца Ре (или Ра) и одинаково почитавшийся. Отсюда А. = Ре. С течением времени А. стал главным богом Египта. Культ А. «царя богов» процветал в… … Литературная энциклопедия

Ра Словарь русских синонимов. амон сущ., кол во синонимов: 2 бог (375) ра (4) … Словарь синонимов

амоніт - 1 іменник чоловічого роду викопний молюск амоніт 2 іменник чоловічого роду вибухова речовина …

АМОН, в египетской мифологии бог солнца, покровитель города Фивы. Почитался в облике барана … Современная энциклопедия

- (м) скрытый Египетские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Библейское название египетского главного божества Озириса ипосвященного его культу города Фивы (Ифp. XLVI, 25; Авак. III, 8).Филологи стараются найти корень этого имени в египетском языке и виероглифах и приискивают ему различные значения, но… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

амоніяк - амоніак (безбарвний газ із різким запахом), сморідець, аміа[я]к … Словник синонімів української мови

амоніак - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Настольная игра "Амон-Ра" (8977) , . Фараоны живут и исчезают в безбрежном Ниле, дарующем свои блага земледельцам, и лишь пирамиды вечны. Каждый властитель хочет войти в историю и вкладывает деньги в наиболее удачные для…
  • Песнь великой любви Воин света Саломея Амон-Ра комплект из 3 книг , Амонашвили Ш.. Книга 1. Песнь Великой Любви. Амон-Ра. Легенда о камне.. Атмосфера книги известного ученого, педагога, писателя, академика Ш. А. Амонашвили отличается необыкновенной возвышенностью,…

Фараонов), а потом – в Фивах (XII династия). Вместе с этим на первое место в религиозной жизни страны выдвинулись ранее маловлиятельные боги этих южных городов – вначале гермонтский Монту , затем – фиванский Амон. (См. статью Боги древнего Египта .)

Основатель XII (фиванской) династии Аменемхат I (1991 – 1962 гг. до Р. Х.) уже носил имя, производное от Амона. Аменемхат в переводе означает «Амон во главе». Несомненно, что род Аменемхата I был особенно предан культу Амона, который, в свою очередь, многим обязан этому роду: без его энергичной поддержки Амон не смог бы столь быстро оттеснить старого местного бога Монту.

Религиозная политика царей XII династии сделала культ Амона общегосударственным. Эту линию спустя несколько веков, уже в эпоху Нового царства , XVIII династия и ее ближайшие преемники. Величайшими храмами Амона в Фивах были Карнакский и Луксорский .

Древнеегипетский бог Амон

Вопрос о том, возник ли культ Амона в самих Фивах или был заимствован из другого нома, служит предметом ожесточённых учёных споров. Египтологи Лефебюр, Эрман, Макс Мюллер, Готье считали, что Амон является фиванским вариантом бога Мина , почитавшегося в городе Коптосе. К. Зете в особой монографии старался доказать: поклонение Амону было «завезено» в Фивы из Гермополя. Эту точку зрения весьма искусно опровергал английский египтолог Уэнрайт, который полагал, что включение Амона в гермопольскую огдоаду (Восьмерицу богов) – результат богословской спекуляции жрецов и что Амон «экспортирован» не из Гермополя в Фивы, а, наоборот, из Фив в Гермополь. Уэнрайт показал, что Амон, как и его коптосский прообраз, бог Мин, – в основе своей бог неба и грозы.

Амон очень рано был сопоставлен с гелиопольским Ра , верховным богом и демиургом (творцом мира). Путём этого сопоставления Амон тоже стал превращаться в верховное космическое божество. Найденная каменная статуэтка фараона VI династии Пепи I с высеченными на спине эпитетом: «любимый Амоном-Ра, владыкой Фив», показывает, что культ фиванского Амона-Ра существовал уже в конце эпохи Древнего царства .

В Лейденском папирусе №1350 времен XIX династии (XIII в. до Р. Х.) содержится гимн Амону, в котором отразились отдельные моменты фиванских теогонии и космогонии. Здесь утверждается, что Амон никем не создан, он создал сам себя, другие боги появились после него (IV, 9 – 11). Явившись в образе гуся, «великого гоготуна», он «начал говорить среди молчания». «Эннеада была в твоих [Амона] членах… все боги составляли части твоего тела». «Он [Амон] создал твари, чтобы они жили, он указал путь для людей, и их сердца живут, когда они видят его» (IV, 1 – 8).

И в другом тексте, в папирусе Булак №17, относящемся приблизительно к тому же времени, читаем об Амоне: «Ты один, который создал все, ты единственный, который сотворил живое, из глаз которого появились люди, из уст которого произошли боги». О Фивах в Лейденском папирусе №1350 сказано, что именно здесь посреди извечного водяного пространства впервые появился холм из пригодной для возделывания земли. В Карнаке, при входе в знаменитый «гипостильный зал», начертана иероглифическая надпись, гласящая, что Карнак – начальный микрокосм и основа макрокосма.

Итак, Амон – создатель богов и всего мира, а Фивы – начало мира.

Амон считался вездесущим божеством воздуха и ветра, наполняющих весь видимый мир, дающих дыхание жизни всему живущему. Такое представление развилось из его первоначального культа божества неба и грозы. Само имя «Амон» означает «сокрытый», «невидимый» (как воздух и ветер). Во многих египетских текстах Амон назван «великой душой», «сокровенной душой», «великой живой душой, что над всеми богами». Представление об Амоне как о духе, дающем жизнь, возможно, не осталось без влияния на христианство и ислам . Глава первая библейской книги Бытия начинается так:

1. «Вначале бог сотворил небо и землю. 2. Земля же была безвидна и пуста, и темна над бездной, и дух божий носился над водой».

Эти стихи весьма близки к основным положениям египетских космогоний.

Распространение поклонения Амону, как уже отмечалось, было связано с возвышением сначала XII династии, а потом, после Второго переходного периода , периода раздробленности Египта и захвата его северной части гиксосами , – XVIII династии , изгнавшей гиксосов и создавшей египетскую империю. Военные победы рассматривались как дар фиванского бога фараонам-завоевателям. Нагляднее и ярче всего об этом говорит текст, начертанный в XV в. до Р. Х. на великолепной стеле, стоявшей в Карнаке, а теперь хранящейся в Каирском музее. Она содержит речь самого бога Амона, обращенную к своему царственному сыну, фараону-завоевателю :

«Говорит Амон-Ра, владыка Карнака… я даю тебе мощь и победы над всеми чужеземными странами… Я ниспровергаю твоих врагов под твои сандалии… я отдаю тебе землю во всю ее длину и ширину, жителей запада и востока под твою власть… Я твой путеводитель, так что настигаешь их…» и т.д.

Таким образом, Амон-Ра – не только демиург, творец богов и людей, но и создатель египетской империи, дарящий победы и завоевания египетскому царю, владыка фараона и его армии.

Мотивы победоносной войны от имени и во славу Амона-Ра звучат во множестве самых разнообразных текстов. В знаменитой «Поэме Пентаура» описывается военная доблесть Рамсеса II в борьбе против хеттов (Кадешская битва). Фараон окружен бесчисленными врагами, ему грозит неминуемая гибель. И вот он обращается с молитвой к своему божественному отцу, Амону-Ра: «Разве надлежит отцу пренебрегать сыном? Разве я предпринял что-нибудь значительное без тебя? Я не ослушался ни одного твоего приказания. О сколь велик великий владыка Египта, позволяющий чужеземцам приблизиться к нему», и т.п. Окончив молитву, Рамсес II видит рядом с собой самого Амона-Ра. «Я с тобой, я твой отец, моя рука с тобой, я [один] полезнее, чем сотни тысяч людей. Я владыка побед, любящий доблесть», – произносит он. За этим следуют слова Рамсеса II – он уподобляет себя богу Монту (сравнивать себя с «отцом» Амоном царь не смеет).

Во времена Рамсеса II в древнеегипетской армии существовали четыре подразделения войск (полки, дивизии), носившие имена четырех великих божеств: Амона, Ра, Пта и Сутеха (Сета ).

Храм Амона в Карнаке. Видеофильм

Культ Амона, стал не только государственным, но и глубоко народным. Найдено немало адресованных Амону просьб и молитв простых людей. В них звучат ноты страдания, мольба о помощи, призыв к милосердному и справедливому «царю всех богов». Эти тексты напоминают библейские псалмы. Образцы молитв, обращенных к Амону, содержатся даже в школьных прописях, по которым в древности занимались будущие писцы. Амон выступает здесь защитником угнетенных и обездоленных.

Если обобщить все сказанное об Амоне (бог-демиург, создавший себя, всех богов, людей, все сущее и самое землю, начиная с Фив; отец фараона, покровитель и защитник его войска, подчинивший Египту земли чужестранцев), то станет ясно, что это почти универсальное божество.

В Фивах находилось несколько крупных святилищ Амона. Они были и в других городах Египта. В Фивах поклонялись нескольким ипостасям Амона: например, Амону Луксорскому (Аманапету), в Карнаке – Амону Великому. Папирус Британского музея №10335 называет три разных фиванских ипостаси Амона. Это можно сравнить с различными образами богородиц в России (Казанская, Иверская и др.).

Амон изображался как человекообразный бог, окрашенный чаще всего в голубой цвет (цвет неба), и только в луксорской своей ипостаси (Аманапет) он представал, подобно Мину коптосскому, богом итифаллическим (с подчёркнутыми мужскими половыми признаками). Священными животными Амона были гусь и овен.

Бог Амон-Ра. Рельеф из храма в Дейр эль-Медине. Подчёркнут итифаллический характер Амона, как отца всякой жизни

В течение веков Амон (или Амон-Ра) был в Египте главным богом, стоявшим выше всех других богов. Значительная часть добычи, захваченной в победоносных войнах и походах, приносилась царем в дар этому богу, т. е. становилась собственностью храмов. Величие и значение Амона зиждилось на политической мощи Фив. Когда же гегемония Фив в Египте окончилась, и страна в XI веке до Р. Х. вновь распалась, на юге, в Фивах, стали правили верховные жрецы Амона, а в Нижнем (северном) Египте – фараоны XXI династии , резиденцией которых был Танис.

Ближайшими к Амону божествами считались члены «фиванской триады»: жена Амона – богиня Мут и сын – лунный бог Хонсу .

Мут была богиней озера Ашеру, чуть южнее Карнака. Она обычно изображалась женщиной с головой коршуна и нередко отождествлялась то с Сехмет , богиней Мемфиса, то с Бастет , богиней Бубаста. Иногда в качестве жены Амона выступала не она, а богиня Амаунет, упоминаемая вместе с Амоном в «Текстах пирамид » и входившая вместе с ним в гермопольскую огдоаду.

У фиванского Амона кроме триады была и своя эннеада (Девятерица богов), как у гелиопольского Ра. В лейденском гимне Амону говорится: «Эннеада была частью твоих членов… все боги были объединены с твоим телом» (IV, 1 – 8). В состав фиванской эннеады («Великой эннеады Карнака) помимо гелиопольских божеств входили Хатхор и Хор и некоторые божества Арманта.

- (ìmn, букв. «сокрытый», «потаённый»), в египетской мифологии бог солнца. Центр культа А. Фивы, покровителем которых он считался. Священное животное А. баран. Обычно А. изображали в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими … Энциклопедия мифологии

Амон - (Аммон) (надежный, верный (см. Аминь)): 1) градоначальник Самарии во времена Ахава (3Цар 22:26; 2Пар 18:25); 2) сын и наследник иуд. царя Манассии (641 640 гг. до Р.Х.). Он вступил на престол 22 летним и царствовал всего 2 года, продолжая… … Библейская энциклопедия Брокгауза

АМОН - в древнеегипетской мифологии бог покровитель г. Фивы, постепенно стал отождествляться с верховным богом Ра (Амон Ра) … Большой Энциклопедический словарь

Амон - древнеегипетский бог плодородия, первоначально местный (в Фивах); позже бог света, уподобившийся богу солнца Ре (или Ра) и одинаково почитавшийся. Отсюда А. = Ре. С течением времени А. стал главным богом Египта. Культ А. «царя богов» процветал в… … Литературная энциклопедия

амон - Ра Словарь русских синонимов. амон сущ., кол во синонимов: 2 бог (375) ра (4) … Словарь синонимов

амоніт - 1 іменник чоловічого роду викопний молюск амоніт 2 іменник чоловічого роду вибухова речовина …

АМОН - АМОН, в египетской мифологии бог солнца, покровитель города Фивы. Почитался в облике барана … Современная энциклопедия

Амон - (м) скрытый Египетские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Амон - библейское название египетского главного божества Озириса ипосвященного его культу города Фивы (Ифp. XLVI, 25; Авак. III, 8).Филологи стараются найти корень этого имени в египетском языке и виероглифах и приискивают ему различные значения, но… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

амоніяк - амоніак (безбарвний газ із різким запахом), сморідець, аміа[я]к … Словник синонімів української мови

амоніак - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Настольная игра "Амон-Ра" (8977) , . Фараоны живут и исчезают в безбрежном Ниле, дарующем свои блага земледельцам, и лишь пирамиды вечны. Каждый властитель хочет войти в историю и вкладывает деньги в наиболее удачные для… Купить за 7504 руб
  • Песнь великой любви Воин света Саломея Амон-Ра комплект из 3 книг , Амонашвили Ш.. Книга 1. Песнь Великой Любви. Амон-Ра. Легенда о камне.. Атмосфера книги известного ученого, педагога, писателя, академика Ш. А. Амонашвили отличается необыкновенной возвышенностью,…

Амон в мифологии Египта сокрытый бог небес. Баран и гусь (символы мудрости) - это священные животные Амона. С эпохи Среднего царства его изображали в антропоморфном облике и перьями шути на головном уборе, заимствованные у бога плодородия Мина (Коптос). Первоначально Амон - местный бог Фив . Помимо этого локального культа, Амон считался также одним из сокрытых божеств гермопольской Огдоады , состоя в паре со своей женской ипостасью (Амаунет). Мифологическая проработка образа Амона скудна. Считалось, что его супругой является Мут , хотя в более ранних источниках в этом качестве фигурировала Усерет (что касается Амаунет, то она была лишь женским воплощением Амона и собственного образа не имела). Сыном Амона и Мут являлся бог луны Хонсу . Амон, Мут и Хонсу вместе составляли фиванскую триаду . В связи со связью с Мином, к нему прилагался эпитет «Камутеф».

Амон-Ра
в иероглифах


Правление XVIII династии отмечено возведением грандиозных храмов Амону в Карнаке и Луксоре, достигших особых высот при Хатшепсут, Аменхотепе III и Рамсесе II.

После провала попытки фараона Эхнатона запретить почитание Амона и ввести взамен культ Атона , приближённый к монотеизму , его преемники , Эйе и Хоремхеб реставрировали культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате, позиции фиванских жрецов только усилились, что привело к фактическому установлению теократии при последних Рамессидах (XX династия) и восшествию на престол Херихора , верховного жреца Амона .

Амон в Куше

В результате завоевания Египтом Нубии (Куша), верховное божество кушитов было окончательно отождествлено с Амоном во времена XVIII династии . Как результат, к I тысячелетию до н. э. культ Амона в этих бывших южных владениях Египта стал ещё более централизованным, чем в самом Верхнем Египте , где большую популярность приобретают Исида и Хор . Священным городом Амона в Нубии стала её первая столица Напата .

Получил имя от пастуха, воздвигнувшего храм в Ливии . По другому рассказу, Дионис в Индии (то есть Эфиопии) искал воду и не находил, из песка вышел баран и показал воду. Тогда Дионис попросил Зевса включить барана в число созвездий. Там, где нашлась вода, Дионис построил храм Зевса Амона

Оракул Амона вещал, что нужно отдать Андромеду на съедение чудовищу .

Известно, что оракула Амона, расположенного в оазисе Сива в ливийской пустыне, посетил отбивший Египет у персов Александр Великий , оракул назвал Александра сыном «Зевса-Аммона» , что придало ему убеждённости в собственной божественности.

Рационалистическая интерпретация

Эпонимы

Некоторые термины (эпонимы) в современных языках происходят от имени Амона, дошедшего посредством греческого языка в форме «Аммон».

В частности, это название вымерших головоногих аммонитов , спиралевидная форма ракушек которых напоминает бараньи рога, с которыми иногда изображался этот бог.

Другой пример - аммиак , название которого производится от латинского выражения sal ammoniacus («соль Амона»), так как неподалеку от храма Амона в ливийском оазисе Сива можно было добыть хлорид аммония . В жарком климате мочевина (NH 2) 2 CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных (в частности, караванных верблюдов, проходивших через оазис, который был важным пересечением торговых путей), разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак. По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова, обозначавшего людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь NH 4 Cl, который при нагревании испаряет аммиак.

Пьер вышел из экипажа и мимо работающих ополченцев взошел на тот курган, с которого, как сказал ему доктор, было видно поле сражения.
Было часов одиннадцать утра. Солнце стояло несколько влево и сзади Пьера и ярко освещало сквозь чистый, редкий воздух огромную, амфитеатром по поднимающейся местности открывшуюся перед ним панораму.
Вверх и влево по этому амфитеатру, разрезывая его, вилась большая Смоленская дорога, шедшая через село с белой церковью, лежавшее в пятистах шагах впереди кургана и ниже его (это было Бородино). Дорога переходила под деревней через мост и через спуски и подъемы вилась все выше и выше к видневшемуся верст за шесть селению Валуеву (в нем стоял теперь Наполеон). За Валуевым дорога скрывалась в желтевшем лесу на горизонте. В лесу этом, березовом и еловом, вправо от направления дороги, блестел на солнце дальний крест и колокольня Колоцкого монастыря. По всей этой синей дали, вправо и влево от леса и дороги, в разных местах виднелись дымящиеся костры и неопределенные массы войск наших и неприятельских. Направо, по течению рек Колочи и Москвы, местность была ущелиста и гориста. Между ущельями их вдали виднелись деревни Беззубово, Захарьино. Налево местность была ровнее, были поля с хлебом, и виднелась одна дымящаяся, сожженная деревня – Семеновская.
Все, что видел Пьер направо и налево, было так неопределенно, что ни левая, ни правая сторона поля не удовлетворяла вполне его представлению. Везде было не доле сражения, которое он ожидал видеть, а поля, поляны, войска, леса, дымы костров, деревни, курганы, ручьи; и сколько ни разбирал Пьер, он в этой живой местности не мог найти позиции и не мог даже отличить ваших войск от неприятельских.
«Надо спросить у знающего», – подумал он и обратился к офицеру, с любопытством смотревшему на его невоенную огромную фигуру.
– Позвольте спросить, – обратился Пьер к офицеру, – это какая деревня впереди?
– Бурдино или как? – сказал офицер, с вопросом обращаясь к своему товарищу.
– Бородино, – поправляя, отвечал другой.
Офицер, видимо, довольный случаем поговорить, подвинулся к Пьеру.
– Там наши? – спросил Пьер.
– Да, а вон подальше и французы, – сказал офицер. – Вон они, вон видны.
– Где? где? – спросил Пьер.
– Простым глазом видно. Да вот, вот! – Офицер показал рукой на дымы, видневшиеся влево за рекой, и на лице его показалось то строгое и серьезное выражение, которое Пьер видел на многих лицах, встречавшихся ему.
– Ах, это французы! А там?.. – Пьер показал влево на курган, около которого виднелись войска.
– Это наши.
– Ах, наши! А там?.. – Пьер показал на другой далекий курган с большим деревом, подле деревни, видневшейся в ущелье, у которой тоже дымились костры и чернелось что то.
– Это опять он, – сказал офицер. (Это был Шевардинский редут.) – Вчера было наше, а теперь его.
– Так как же наша позиция?
– Позиция? – сказал офицер с улыбкой удовольствия. – Я это могу рассказать вам ясно, потому что я почти все укрепления наши строил. Вот, видите ли, центр наш в Бородине, вот тут. – Он указал на деревню с белой церковью, бывшей впереди. – Тут переправа через Колочу. Вот тут, видите, где еще в низочке ряды скошенного сена лежат, вот тут и мост. Это наш центр. Правый фланг наш вот где (он указал круто направо, далеко в ущелье), там Москва река, и там мы три редута построили очень сильные. Левый фланг… – и тут офицер остановился. – Видите ли, это трудно вам объяснить… Вчера левый фланг наш был вот там, в Шевардине, вон, видите, где дуб; а теперь мы отнесли назад левое крыло, теперь вон, вон – видите деревню и дым? – это Семеновское, да вот здесь, – он указал на курган Раевского. – Только вряд ли будет тут сраженье. Что он перевел сюда войска, это обман; он, верно, обойдет справа от Москвы. Ну, да где бы ни было, многих завтра не досчитаемся! – сказал офицер.
Старый унтер офицер, подошедший к офицеру во время его рассказа, молча ожидал конца речи своего начальника; но в этом месте он, очевидно, недовольный словами офицера, перебил его.
– За турами ехать надо, – сказал он строго.
Офицер как будто смутился, как будто он понял, что можно думать о том, сколь многих не досчитаются завтра, но не следует говорить об этом.
– Ну да, посылай третью роту опять, – поспешно сказал офицер.
– А вы кто же, не из докторов?
– Нет, я так, – отвечал Пьер. И Пьер пошел под гору опять мимо ополченцев.
– Ах, проклятые! – проговорил следовавший за ним офицер, зажимая нос и пробегая мимо работающих.
– Вон они!.. Несут, идут… Вон они… сейчас войдут… – послышались вдруг голоса, и офицеры, солдаты и ополченцы побежали вперед по дороге.
Из под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.

Aмон - бог солнца. Его имя означает «скрытый», «потаенный». Культ Амона зародился в Фивах, позже распространился по всему Египту. Священным животным Амона почитался баран, иногда бога изображали в образе человека с бараньей головой. Амон также воспринимался как одно из воплощений триединого солнечного божества Хепри-Амона-Ра.

В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале начал существовал бог Амон в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые породили Ра, Атума и Пта. в разных областях Египта почитавшихся творцами мира.

Амон - бог в древнеегипетской мифологии. Позже становится царем богов. Его символы - символы мудрости - гусь и баран (это священные животные). Очень часто Амона изображали человеком с бараньей головой в короне и со скипетром в руке, а так же с солнцем и большими перьями.

Изначально Амон был всего лишь местным богом города Фивы, его там почитали как небесное божество. Также в паре с Амаунет он считался одним из богов гермопольской Великой Восьмерки - Огдоады, где был воплощением ветра и воздуха. Супругой Амона считалась Мут, но в ранних источниках таковой называли Уасрет. А Амаунет - только лишь женское его воплощение. Амон, Мут и лунный бог Хонсу (сын Мут и Амона) - фиванская триада.

Однако, в Первый переходный период имя Амона упоминается уже как имя верховного бога и демиурга. Верховные жрицы, а позднее только женщины царской крови, стали носить титул «Супруга бога Амона». В период Среднего царства бог Амон приобретает все большую популярность и при XVIII фиванской династии фараонов превращается в главного бога Египта. Согласно синкретизму он отождествляется с богом солнца Ра в образе главенствующего бога Амона-Ра.

При Новом царстве жрецы бога Амона сосредоточили в своих руках громадные богатства и влияние. Так, благодаря оракулу Амона, на престол была возведена женщина-фараон Хатшепсут, и в этом главную роль сыграло жречество бога Амона в лице Хапусенеба - верховного жреца. Во времена правления XVIII фиванской династии были возведены грандиозные храмы богу Амону в Карнаке и Луксоре.

Все попытки фараона Эхнатона ввести культ Атона, запретив почитание Амона, провалились. Таким образом, позиции жрецов великого бога лишь упрочились, была установлена фактическая теократия при Рамессидах (XXI династия), и на престол взошел верховный жрец Амона-Ра Херихор.

Амон в Куше

После того, как Египет завоевал Нубию (Куш), кушитское верховное божество окончательно было отождествлено с Амономвремен XVIII династии. Таким образом, к первому веку до нашей эры в южных владениях Египта культ Амона получил большее распространение, чем в Верхнем Египте. Там в это время все большее влияние приобретают Хор и Исида. Первая столица Нубии - Напата становится священным городом Амона.

Когда правитель Нубии Кашта добился у сестры (по отцу) фараона Такелота III Шепенулет I, бывшей верховной жрицей («Супругой Бога»), признания своей наследницей его дочери Аменирдис I, это означало установление контроля Нубии над Египтом. Свое почтение Амону всячески демонстрировали фараоны XXV династии. После того, как они были изгнаны из Фив, центр культа Амона также перемещается. В теократических государствах Мероэ и Нобатии тоже начинает распространяться культ Амона. Его оракул играет ключевую роль в принятии многих политических решений.

Скорей всего в Нубии и был отождествлен этот бог с бараном. Его стали изображать в человеческом облике с головой барана, хотя раньше это было полностью антропоморфное божество - человек в длинной короне.

Амон в античной литературе

По Геродоту Амон - это Зевс египтян. В своем гимне Амону Пиндар называет его «владыкой Олимпа». Он же пожертвовал статую божества работы Каламида в храм, который в честь Амона был воздвигнут в Фивах. Животное, которое его символизирует - баран. В частности Амон Ливийский всегда изображался с крутыми рогами. Его также называют Богом Солнца. Упоминался еще Еврипидом.

Назван в честь пастуха, который воздвиг храм в Ливии. По другой легенде, Дионис в Эфиопии (ныне Индия) долго искал воду и не мог найти. И тут вышедший из песка баран показал ему воду. Тогда Дионис обратился к Зевсу с просьбой включить в число созвездий барана. А на месте, где ему была показана вода, Дионис и воздвиг храм Амона-Зевса.

Именно оракул Амона убеждал, что на съедение чудовищу надо отдать Андромеду.

Известно, что Александр Великий, отвоевавший у персов Египет, посетил в оазисе Сива, в Ливийской пустыне, оракула Амона. Он объявил Александра сыном «Зевса-Амона». Это придало Александру Великому уверенности в своей божественности.

Согласно рационалистической интерпретации Амон - царь древнего Египта, а не бог. Историк Леонт утверждал, что Дионис во время своего правления Египтом подарил Амону землю против Фив за то, что тот, прибыв из Африки, пригнал правителю скот. Именно поэтому скульпторы изображают рога на голове Амона.

Или возьмем другой пример - аммиак. В латинском языке это звучит как sal ammoniacus («соль Амона»). Его назвали так, потому что в ливийском оазисе Сива близ храма Амона добывали хлорид аммония. В пустынном климате (NH2)2CO, мочевина, которая содержится в продуктах жизнедеятельности караванных верблюдов, а также других животных, проходивших через тот оазис, потому что он являлся пересечением многих торговых путей, очень быстро разлагается. И аммиак - один из продуктов этого разложения.

Хотя в других источниках можно прочитать, что свое название аммиак получил от древнеегипетского слова в честь людей, которые поклонялись Амону. Во время проведения своих ритуальных обрядов они нюхали нашатырь NH4Cl, испаряющий аммиак при нагреве.В современных языках есть термины, происходящие от имени Амона, в греческой форме «Аммон». Например, название уже вымерших головоногих аммонитов, ракушка которых своей спиралевидной формой похожа на бараньи рога. С такими рогами иногда изображали это божество.

Поскольку престол Древнего Египта занимали, как правило, правители родом из Фив, местный бог Амон в конце концов оказался во главе египетского пантеона, став богом всех богов.

Мы в эпохе нового царства (около 1500 г. до н. э.). Жрецы Амона становятся все могущественнее, и культ возносит его над другими богами Древнего Египта. Даже великий Ра оказывается в тени Амона. В результате сражения между этими двумя исполинами пантеона появляется бог «компромисса»: Амон-Ра. Амон - бог-творец и, следовательно, бог плодородия. Всеобщность культа Амона сделала его «господином тронов Обеих Земель» (Верхнего и Нижнего Египта).

Амон считался богом всех богов, так как он - «тот, кто пребывает» во всем. Так расшифровывается его имя, образованное от глагола «мен» со значением «оставаться, длиться». Часто его почитали как невидимую сущность, отождествляя с воздухом и небом. В этом случае он тоже был отцом богов. Уподобленный воздуху, Амон становился ба (дыханием жизни), тем более что баран, одно из его священных животных, подревнеегипетски назывался ба!

Так как Амон - воздух, первичная стихия мира, он оказался на вершине иерархии пантеона, над остальными богами.

Изображения Амона

Амона всегда изображали в человеческом обличье. Он сидит на троне или стоит, и на голове у него корона с двумя высокими перьями. Синий или голубой цвет кожи указывает на его связь с небом (первоначально в Фивах Амона почитали как небесное божество). Синий цвет также означает, что это бог абстрактных понятий, невидимый и при этом вездесущий. Одно из лучших изображений Амона - золотая статуэтка, хранящаяся в нью-йоркском музее Метрополитен.

Мифы об Амоне

Своей известностью Амон обязан фараонам, благодаря которым его культ достиг расцвета и появились мифы о нем. Имея поддержку властей и могущественного духовенства, бог занял место в пантеоне, вытеснив других создателей мира или же отождествившись с ними. Так Амон стал богом египетских богов.

Совершая свой путь к вершине, он оказался так или иначе связан со множеством других божеств Древнего Египта. Это способствовало усложнению мифа о нем.

Демиург Амон

Амон - демиург. Под этим подразумевается, что он родился из пустоты, из небытия. Таким образом, уподобив самого бога Ра, первого из сущих, Амону, весь Египет признал, что Господь (так часто называют Амона) непостижимым способом создал самого себя из предвечного водного хаоса и запустил механизмы мироздания. Он сделал это при помощи четырех элементов: земли, воздуха, огня и влаги, которые сам же сотворил. Эти стихии - непосредственно участвовали в творении.

Семья Амона

Раз Амон - бог-демиург, у него не может быть ни отца, ни матери. Зато ему приписывают множество жен и детей, в зависимости от городов и мест культа. В Фивах, главном месте поклонения Амону, духовенство местных храмов дало ему в супруги богиню Мут (которая в этом же городе считалась также его матерью и дочерью!). Эта богиня была воплощением женственности, и поэтому египтяне особенно ее чтили. От этого брака родился сын, лунный бог Хонсу, наводящий ужас и при этом врачующий людей. Привилегированное положение Амона в пантеоне обусловило его отношения с другими богами. Они так тесно и причудливо переплелись, что в результате Амона стали все чаще отождествлять с другими божествами, имеющими сходные черты.

Когда Амон затмевает бога Ра!

«Этот высокочтимый бог, владыка всех богов, Амон-Ра... первый из изначальных, породивший богов изначальных, из которого появились все боги, единый единых, создавший все сущее, тот, кто дал начало мирозданию... в облике, в котором появилось все, что есть, первый, пришедший на свет тогда, когда не было ничего, кроме него, тот, кто освещает землю с первого дня, огромный диск с сияющими лучами, пересекающий небеса без устали, утро за утром, тот, чья суть постоянна, старик, который утром на восходе бывает ребенком... спаситель на все времена, царь Юга и Севера, Амон-Ра, царь богов, владыка неба, земли, вод и гор» (гимн Амону).

Амон и синкретизм

По мере распространения культа Амона, он естественным образом уподобился другим богам, «вобрав» их в себя. Ему был уподоблен Мин, который также был мужским божеством плодородия. Стоит отметить, что этот бог носит тот же головной убор с перьями, что и Амон. Оба бога отвечают за продолжение рода, это стало причиной возникновения единого синкретического божества - Амона-Мина.

Но наиболее важная связь установилась между Амоном и Ра, двумя величайшими богами египетского пантеона. Так, в Новом царстве родился Амон-Ра, всемогущий бог, воссиявший над всем Египтом. Амон Фиванский получил созидательную силу от своего знаменитого божественного собрата из Гелиополя, Ра. Это один из самых ярких примеров типично египетского явления - синкретизма! Его суть - в объединении и слиянии различных верований и религиозных доктрин. В Древнем Египте синкретизм достиг небывалых масштабов. Таким образом, говоря об Амоне, египтяне подразумевали множество других богов. С Амоном был отождествлен Птах, бог, которого особенно чтили в Мемфисе. Амон был вездесущ или почти вездесущ. Но будем к нему справедливы! Борьбу за влияние начал не бог, а его духовенство. Это была своего рода религиозная гегемония. Она свойственна скорее людям, нежели богам, и в случае с Амоном повлекла за собой серьезные политические последствия.

Из Фив в Танис

Особенно ревностно относились к культу Амона в городе Танисе, ставшем столицей Египта при фараонах XXI XXI династии. Но подчинив себе других богов по всей стране, Амон не довольствовался этим, он стал причиной настоящих разрушений в бывшей столице Рамсеса II, Пи-Рамсесе. Чтобы воздвигнуть храмы, посвященные Амону и Мут, правители XXI и XXII династий без колебаний распорядились снести прежние постройки. Стены, колонны и двери были использованы при возведении нового города. Что до колоссов, обелисков и наосов, часть из них была перевезена, а остальные, раздробленные и разрезанные на блоки, стали строительными материалами... И все это во имя Амона! Черная неблагодарность Рамсесу, которого когда-то называли «возлюбленным Амона»!

Культ Амона

Культ Амона присутствует во всем. Этому богу посвящены пышные празднества, ему поклоняются в величественных храмах. История культа Амона - это также история ожесточенной борьбы за влияние, которую жрецы бога вели со служителями других культов.

Когда правители Фив, города Амона, стали фараонами всего Египта, власть этого бога и его жрецов возросла и земли духовенства расширились.

Праздники Амона

Праздники в честь Амона - в числе самых красивых и торжественных в Древнем Египте. Особенно выделяются два из них. Первый - это праздник Опет. Его отмечают во второй и третий месяц наводнений Нила. Статуя Амона, как и статуи других божеств, по особым случаям покидает святилище Карнака, где она хранится в остальное время, вдали от человеческих взглядов. Поэтому для простых смертных бывает величайшей радостью видеть выход бога. Во время этого праздника статуя Амона отправится навестить Луксор и проведет здесь несколько недель. Жрецы-служители храма выносят статую в огромной лодке.

В Древнем Египте статуи богов много путешествуют, и Амон - не исключение. В десятый месяц года статуя вновь покидает храм, на этот раз по случаю «прекрасного праздника Долины». По традициям ее перевезут через Нил, на другой берег. Шествие пройдет через деревни, некрополи и, что самое важное, через погребальные храмы фараонов. Конечно же, под покровительством Амона отмечают и многие другие праздники.

Могущество духовенства Амона

Первые Рамсесы (I-III) поклонялись Амону с большим рвением.

Кроме того, эти фараоны имели беспрецедентную политическую власть, как внутри страны, так и за ее пределами. Последующие Рамсесы (IV-ХI), напротив, не сумели сохранить Египет как великую державу, каковой он всегда был: высокие цены, нищета, вторжения врагов привели царство в упадок. Однако жрецы Амона становились все влиятельнее, представляя угрозу власти фараонов, от которой осталось одно название. Появление жрецов, в чьих руках была не только религия, но и военное дело, довершило революцию. Могущество и богатство Амона, а точнее его верных служителей, в конце концов одержало победу над фараоном. Духовенство все чаще и чаще вмешивалось в политическую жизнь и дела правительства. Ничто больше не совершалось «без Амона». И наконец, цари XXI династии насадили в Танисе, городе в дельте Нила, ставшем столицей, культ фиванских божеств: в первую очередь Амона, но также Мут и Хонсу. Храм Амона возвел здесь фараон Псусеннес I. И Амон воссиял во всей своей славе, тогда как для Фив незаметно, но верно наступил период упадка.

Ревностные поклонницы Амона

С воцарением XX и XXI династий власть супруги главного жреца возросла так же стремительно, как и ее мужа. Она была «первой управительницей гарема Амона». Во всех церемониях роль преданной супруги Амона, начиная с XVIII династии, выполняла одна из дочерей фараона. Наибольшую значимость и влияние эти жрицы приобрели в третий переходный период (1085-660 гг. до н. э.). Девушек выбирали из числа ближайших родственниц фараона и наделяли значительной властью, как религиозной, так и политической. Они получали обширные владения, которыми управляли подчинявшиеся им администраторы. Их окружал личный двор, и по своему могуществу они были почти равны самому фараону. Эти земные супруги Амона должны были хранить обет безбрачия, а их должность передавалась родственницам (например, племянницам). Кроме того, они управляли целым гаремом, бывшим в распоряжении бога.

Божественная поклонница Каромама

Принцесса Каромама была внучкой фараона Осоркона I. Ее бронзовая статуэтка с инкрустациями золота, серебра и меди сегодня хранится в музее Лувра. Это один из шедевров египетского искусства. «Супруга бога, владычица Обеих земель, божественная поклонница Амона... дочерь Ра, владычица царских венцов, Каромама - возлюбленная Мут», - написано на статуэтке. Кроме того, надпись гласит, что это произведение было создано, чтобы «увековечить имя его повелительницы в храме Амона». Отметим слово «повелительница», его выбор свидетельствует о влиятельности этих женщин, супруг бога богов. Будучи могущественной, Каромама также отличалась бесконечным изяществом и удивительной красотой, и даже сам Шампольон (который приобрел статуэтку в Египте в 1829 году), похоже, был пленен ею!

 


Читайте:



Первое Соборное Послание Святого Апостола Иоанна Богослова Первое соборное послание апостола петра

Первое Соборное Послание Святого Апостола Иоанна Богослова Первое соборное послание апостола петра

Муж апостольский и ученик св. Апостола Иоанна Богослова, в своем послании к филиппийцам, как свидетельствует Евсевий (Церковн. История IV, 14)...

Израиль: библейские места Библейские карты нового завета

Израиль: библейские места Библейские карты нового завета

Авраам совершил трудное и опасное путешествие из города Ура в Вавилонии через земли Плодородного Полумесяца к Харрану, а затем в землю Ханаанскую....

Урок о сотворении мира для малышей

Урок о сотворении мира для малышей

Доброе, сотворённое Богом утро! С Вами Ирина Иваськив. Друзья, общепринятые теории по сотворению мироздания давно трещат по швам, не выдерживая...

Рай, третье небо и душа. I. Библейское понятие «Рай»

Рай, третье небо и душа. I. Библейское понятие «Рай»

Несколько викторин на знание Ветхого Завета. Для детей и книжников. Цифры и числа Ветхого Завета 1. За сколько дней Бог сотворил мир? Бытие 2:1-3...

feed-image RSS