Главная - Любовь
Нужно ли перед намазом самому читать азан? Правила оглашения и значение азана в жизни правоверных мусульман Как правильно говорить азан перед намазом

1) Азан – это призыв к намазу. Является сунной произносить азан для пятикратного намаза, а также для пятничной молитвы.

2) Азан произносится только мужчинами. Азан, сделанный женщиной, недействителен.

3) Произнося азан, муэдзин должен быть обращен в сторону киблы.

4) Азан следует давать и для восполняющего (каза) намаза. Если молящийся совершает сразу несколько каза-намазов, он должен произнести азан для первого каза-намаза, после чего у него есть выбор: либо произносить азан и для остальных каза-намазов, либо ограничиться только произнесением икамата.

5) Является сунной быть в состоянии малого омовения во время произнесения азана. Однако разрешается произносить азан и без малого омовения.

6) Не разрешается произносить азан для намаза до наступления начала времени данного намаза.

7) Если азан произносится до наступления времени намаза, такой азан не будет действителен. В этом случае азан следует повторить.

Азан

اَللهُ أَكْبَرُ

Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится 4 раза)

أَشْهَدُ أَنْ لَّآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

Ащхаду алля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Свидетельствую: никто не достоин поклонения, кроме Аллаха»
(произносится дважды)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَّسُولُ اللهِ

Ащхаду анна Мухаммадар-расу́люлла́х
Перевод: «Свидетельствую: Мухаммад – посланник Аллаха»
(произносится дважды)

حَيَّ عَلَى الصَّلٰوةِ

Хайя ‘аляс-саля́х
Перевод: «Спешите на молитву!»
(произносится дважды)

حَيَّ عَلَى الفَلَاحِ

Хайя ‘аляль-фаля́х
Перевод: «Спешите к спасению!»
(произносится дважды)

اَللهُ أَكْبَرُ

Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится дважды)

لَآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

Ля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Нет бога, кроме Аллаха»

Муэдзину следует очиститься от обоих видов нечистоты: и от малой, и от большой. Ему следует забраться на возвышенное или высокое место за границами мечети и обратиться в сторону киблы.

(Обратите внимание: азан не следует давать внутри мечети)

Обратившись в сторону киблы, муэдзин вкладывает указательные пальцы обеих рук в ушные отверстия. Далее он произносит азан громким голосом (без крика).

Произнося слова «хайя ‘аляс-саля́х», муэдзин поворачивается лицом направо так, что его грудь и ноги по-прежнему обращены в сторону киблы.

Произнося слова «хайя ‘аляль-фаля́х», он обращает свое лицо налево аналогичным образом.

Во время азана, произносимого для фаджр-намаза, после слов «хайя ‘аляль-фаля́х» необходимо произнести дважды следующую фразу:

الصَّلٰوةُ خَيْرٌ مِّنَ النَّوْمِ

Ас-саля́ту хайрум-минан-наум
Перевод: «Намаз лучше сна»

После двукратного произнесения «Алла́ху акьбар» муэдзин должен сделать паузу, достаточную для того, чтобы слышащие азан успели ответить (о том, как отвечать на него, будет рассказано далее).

Помимо данной паузы, после «Алла́ху акьбар» муэдзину следует делать однократные паузы после каждой фразы, чтобы слышащие азан успели ответить.

Икамат

Икамат аналогичен азану, но отличается от него следующим:

1) Икамат произносится внутри мечети, в то время как азан – за ее пределами.

3) Во время икамата пальцы не вкладываются в уши, как в случае с азаном.

4) Икамат произносится быстро, в то время как азан – медленно.

5) Фраза «Ас-саля́ту хайрум-минан-наум» не произносится во время икамата.

6) Во время икамата для пятикратного намаза после «хайя ‘аляль-фаля́х» дважды произносится фраза:

قَدْ قَامَتِ الصَّلٰوةُ

Код ко́матис-саля́х
Перевод: «Намаз начался»

7) Во время икамата лицо не поворачивают направо и налево как в азане.

8) Икамат произносится, когда коллективный (джамаат) намаз должен начаться.

Правила азана и икамата

1) Для путника (мусафира) произнесение азана, когда он исполняет свой намаз, – мустахаб (предпочтительно).

2) Азан и икамат в мечети достаточны для всех людей этой местности. Поэтому, если азан и икамат уже были произнесены в мечети, произнесение азана и икамата дома будет являться мустахабом.

3) Является макрух (порицаемым и запрещенным) произносить азан и икамат в мечети, где совместный намаз совершается ежедневно с азаном и икаматом. Однако в мечети, где нет зафиксированного порядка по имаму и муэдзину, азан и икамат читаются каждой группой или человеком, исполняющими намаз в этой мечети.

5) Азан и икамат читаются только для намазов категории «фард "айн» (пятикратного и пятничного намаза).

Для тех, кто слышит азан, ответить на него – мустахаб, т. е. им следует тихо повторять фразы, произносимые муэдзином. Они отвечают во время пауз, совершаемых муэдзином после каждой фразы. Однако после фраз «хайя ‘аляс-саля́х» и «хайя ‘аляль-фаля́х» следует говорить:

لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ

Ля́ хауля ва ля́ куввата илля́ билля́х
Перевод: «Нет мощи и силы, кроме как посредством Аллаха»

Во время фаджр-азана после фразы «ас-саля́ту хайрум-минан-наум» слушателям следует сказать:

صَدَقْتَ وَبَرَرْتَ

Садакта ва барарта

По окончании азана слушатели произносят салават и следующую мольбу:

اللّٰهُمَّ رَبَّ هٰذِهِ الدَّعْوَةِ التَّآمَّةِ، وَالصَّلٰوةِ الْقَآئِمَةِ، اٰتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ وَالدَّرَجَةَ الرَّفِيعَةَ، وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَّحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَّهُ، وَارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيٰمَةِ، إِنَّكَ لَا تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Алла́хумма рабба ха́зихид-да’ватит-та́ммати, вас-саля́тиль ка́-имати, а́ти Мухаммаданиль-васи́лята валь-фады́лята вад-дараджатар-рафи́’ата, ваб’асху мака́мам-махму́даниллязи́ ва ‘аттаху́, варзукна́ щафа́’атаху́ яумаль-кыя́мати, иннакя ля́ тухлифуль-ми́’а́д.

Перевод: «О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Благослови Мухаммада предельной близостью к Тебе, даруй ему совершенство и вознеси его до обещанного Тобою высокого положения! И даруй нам его заступничество в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного».

7) Ответить на икамат – тоже мустахаб. Ответы на икамат такие же, как и на азан, а после фразы «код ко́матис-саля́х» нужно сказать следующее:

أَقَامَهَا اللهُ وَأَدَامَهَا

Ако́махалла́ху ва ада́маха́
Перевод: «Да установит Аллах молитву и сделает ее постоянной!»

8) Не нужно отвечать на азан во время следующих действий:

а. совершение намаза;

б. прослушивание хутбы (пятничной, брачной и т. д.);

в. во время месячных и послеродового кровотечения;

г. во время еды;

д. при интимной близости.

9) Второй азан на пятничный намаз должен быть дан внутри мечети перед минбаром.

10) Азан муэдзином должен исполняться стоя. Если азан был дан сидя, его следует повторить. Но если азан был произнесен сидя для своего собственного намаза (не для совместного намаза), нет необходимости его повторять, хотя без надобности сидя азан читать не следует.

11) Является мустахабом закрыть ушные отверстия пальцами во время исполнения азана.

12) Произносить азан, будучи в состоянии большой нечистоты, является строго порицаемым (макрух-тахрим). Повторение такого азана – мустахаб.

13) Произносить икамат, будучи в состоянии большой или малой нечистоты, – макрух-тахрим. Но, в отличие от азана, повторение икамата не является мустахабом.

14) Сунной является произнесение фраз азана и икамата в последовательности. Если в порядке фраз азана или икамата совершена ошибка, такую ошибку следует исправить посредством повторения в правильном порядке фразы, произнесенной не в том месте.

15) Если во время исполнения азана муэдзин по какой-либо причине не может закончить его (например, по причине болезни), повторение всего азана заново будет сунной-муаккада.

16) Если нарушается малое омовение человека, произносящего азан или икамат, будет лучше завершить азан или икамат, и уже после этого совершить омовение.

17) Произнесение икамата – право того, кто произнес азан. Но он может дать согласие на произнесение икамата другим человеком.

18) Муэдзину следует закончить икамат в том же месте, где он начал его. Ему не следует передвигаться с места на место во время произнесения икамата.

19) Если после произнесения икамата имам совершает сунны фаджр, тогда время, которое занимает их совершение, не будет считаться существенным. Следовательно, икамат повторять не нужно.

АЗАН И ИКАМАТ

A — Азан

Это слово переводится, как: «сообщать», «давать знать». Терминологическое значение таково: «Азан – это особая форма призыва, в которой сообщается о времени фард-намазов, и состоящая из особых слов». Человека, читающего азан, называют муаззином.

Необходимость чтения азана перед выполнением фард-намазов, то есть, оповещение о наступлении времени намазов доказывается аятами Корана и положениями сунны. В период зарождения Ислама азан не читался в такой форме, как это делают в наши дни. Когда наступало время намаза, некоторое время мусульман призывали к намазу следующим об разом: «ас-саляту, ас-саляту (на намаз, на намаз) или же «ас-саляту джа миях» (намаз собирает людей вместе) т. е. (коллективный намаз)

Но после окончания строительства масджидун-Набави (мечеть Пророка) в первом году хиджры сподвижники начали регулярно собираться в мечети, чтобы вместе совершать намазы. В этот период пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) собирал своих сподвижников и советовался с ними по поводу формы призыва к намазу. И тогда некоторые сподвижники рассказали о своих снах, которые были подтверждены божественными откровениями. После этого были определены фразы азана, читаемые поныне.

Чтение азана является для мужчин сунной-муаккада, имеющей силу ваджиба. На это указывают следующие аяты:

«Когда же вы [азаном] призываете [людей] к молитве, то [неверующие] насмехаются и издеваются над этим». (Сура аль-Маида, 5/58).

«О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете». (Сура аль-Джуму’а, 62/9)

Известно множество хадисов Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям), в которых говорится об азане. Вот некоторые из них:

«Когда наступает время намаза, пусть один из вас читает азан, а старший по возрасту будет имамом!» (Бухари, Азан, 17, 18, 49, 140; Ахад, 1, Адаб, 27, Магази, 53; Муслим, Масаджид, 292, 293; Насаи, Азан, 8).

После того, как один из сподвижников рассказал о своем сне, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) заметил:

«Иншаалах, этот сон воистину правдив! Вставай и научи Биляля тем словам, которые ты услышал во сне, ибо его голос красивее, чем твой!» . (Тирмизи, Мавакыт, 25; Абу Дауд, Салят, 28; ибн Маджа, Азан, 1)

В следующих хадисах сообщается о большом вознаграждении, которое ожидает за чтение азана.

«Если бы люди знали о достоинствах азана и стояния в первых рядах (во время выполнения намаза), и поняли ли бы, что без жребия они не смогут это сделать, то они обязательно кидали бы жребий». (Бухари, Азан, 9, 32, Шахадат, 30; Муслим, Салят, 129; Тирмизи, Мавакыт, 52; Насаи, Мавакыт, 22; Азан, 31)

«Когда вы пасете овец или находитесь в пустыне, громко читай- те азан, ибо нет ни одного джинна или человека, или какого-то другого существа, которые бы не свидетельствовали в Судный день в пользу муаззина». (Бухари, Азан, 5; Бадуль-хальк, 12, Таухид, 52; Насаи, Азан, 14; Малик, Муватта, Нида, 5; Ахмад бин Ханбаль, 3/6).

«В Судный день муаззины будут среди людей с самыми длинными шеями». (Муслим, Салят, 14; ибн Маджа, Азан, 5; Ахмад бин Ханбаль, 3/169, 264, 4/95, 98)

Но чтение икамата и выполнение обязанностей имама при совершении намаза более вознаграждаемое деяние, чем чтение азана, ибо Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и четыре халифа, руководившие стра ной после его смерти, никогда не были муаззинами. Наряду с тем, после имамата, самым благочестивым видом служения остается должность муаззина, так как Аллах в Коране вопрошает:

«Чья речь прекраснее, чем у того, кто взывает к Аллаху». (Сура Фуссылят, 41/33).

Досточтимая Айша (радиаЛлаху ‘анха) пояснила, что в этом аяте имеются в виду муаззины. По этому поводу Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил:

«Имам является гарантией общества. Муаззин – надежный человек. О Аллах! Укажи имамам правильный путь и прости прегрешения муаззинов!» (Тирмизи, Салят, 39; Ахмад бин Ханбаль, 2/232, 284, 278, 382, 419).

Посредством азана людям сообщается о времени намазов и о том, что именно намаз является средством обретения вечного спасения. Посредством азана на весь мир объявляются самые главные принципы Ислама. Но кроме этого, время намазов в разных концах света наступает по-разному, и поэтому каждый час на нашей планете громко объявляется о существовании Аллаха, Его единстве и могуществе, о том, что только миссия Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и выполнение намаза могут служить средством спасения.

1) Форма и слова азана

Имамы всех мазхабов единодушны в вопросе формы и слов азана. Эти слова повторяются по два раза, но при чтении азана к утренней мо литве после слов «Хайя ‘аляль-фалях» добавляется фраза: «Ассаляту хъайрун минан-наум» (намаз лучше сна) и повторяется также два раза. Доказательством служит хадис, переданный Билялем (радиаллаху ‘анху). Кроме того, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), обращаясь к Абу Мухзиру (радиаллаху ‘анху), сказал:

«Когда читаешь азан утреннего намаза, два раза скажи: «Ассаляту хъайрун минан-наум». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/264).

По мнению ханафитов и ханбалитов, азан состоит из 15 слов, но при чтении нет «тарджи». Иными словами, перед чтением слов азана вслух можно сначала прочитать про себя. (Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, 1/167; ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/35; ибн Кудама, аль- Мугни, 1/404).

В хадисе, переданном Абдуллахом ибн Зайдом (радиаллаху ‘анху), азан состоит из следующих фраз:

Смысл азана:

«Аллах превыше всего. Аллах превыше всего!

Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха!

Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!

Спешите на намаз! Спешите на намаз!

Спешите к спасению! Спешите к спасению!

Аллах превыше всего! Аллах превыше всего!

Нет бога, кроме Аллаха!»

При чтении азана к утреннему намазу, после выражения «Хайя ‘аляль-фалях!» (Спешите к спасению!) добавляется фраза «Ассаляту хъайрун минан-наум» (Намаз лучше сна).

2) Условия азана

При чтении азана нужно соблюдать следующие условия:

1. Наступление времени. Нельзя читать азан, если не настало время намаза. Если случайно прочитали азан, его надо затем прочитать заново. По мнению имамов трех мазхабов (за исключением Абу Юсуфа и остальных факихов-ханафитов), чтение азана в конце ночи, составляющей 1/6 часть ночи, в предрассветное время, является мандуб. Затем, когда насту пает «фаджру садык», этот азан, как требование сунны, читается вновь.

Аргументом является хадис, переданный Абдуллахом бин Амром (радиаллаху ‘анху):

«Биляль читал ночной азан. А вы можете принимать пищу (это касалось тех, кто собрался соблюдать пост) до чтения азана Умму Мактумом» .

К этому хадису Бухари добавлял: «Умму Мактум был слепым, и пока люди не говорили ему: «Утро наступило, утро наступило», он не читал азан». (Бухари, Азан, 11, 13; Шахадат, 11, Саум, 17; Муслим, Сыям, 36-39; Тирмизи, Салят, 35; Насаи, Азан, 9-10).

2. Азан должен обязательно читаться на арабском языке, ибо азан является символом всех мусульман мира. При этом не имеет значения, на каком языке они говорят. По мнению ханафитов и ханбалитов, азан с самого начала, как и Коран, читался на арабском языке, поэтому чтение на других языках считается недействительным. Только шафииты считают, что для тех, кто не знает арабского языка, позволительно чтение на другом языке.

3. Звуки азана должны достигнуть слуха людей, но если муаззин один, то достаточно того, что он слышит сам.

4. При чтении азана и икамата должна соблюдаться последователь ность и порядок. Хотя чтение азана без соблюдения последовательности действительно, но считается макрух. Лучше всего такие азаны перечитать заново.

6. По мазхабу Ханафи, муаззином может быть человек в здравом уме, мужского пола, богобоязненный, знающий положения сунны и время намазов. Чтение азана джахилями и фасиками (нечестивцами) является макрух. Так же является макрух чтение азана женщинами, сумасшедшими и находящимися в состоянии джунуб. После них азаны желательно прочитать заново, ибо повторное чтение азана, как это бывает в пятничные дни, дозволено шариатом. Также является макрух чтение икамата без вуду, так как в хадисе сказано:

«Азан читают лишь те, кто находится в состоянии вуду». (Тирмизи, Салят, 33; ас-Санани, Субулус-салям, 1/129).

7. Муаззин должен обладать красивым и звучным голосом, так как в этом случае азан услышат много людей. Доказательством является следующий хадис:

«Пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал читать азан двадцати человекам, и они начали читать. Ему понравился голос Абу Махзура, и он обучил его словам азана» . (Дарими, Салят, 7).

8. Чтобы звуки азана достигали слуха многих людей, муаззин дол жен находиться на возвышении, например, на высокой стене или мина рете. Урва бин Зубайр сообщил слова своей супруги, которая происходила из племени Бани Наджар:

«Мой дом был самым высоким из всех домов, расположенных рядом с Масджидун-Набави. Биляль читал азан с крыши моего дома. Перед рассветом он приходил к моему дому и сидел, ожидая наступления рассвета. Как только он видел наступление фаджра, вставал и читал азан». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/292).

9. При чтении азана между двумя предложениями необходимо делать паузу, тогда как икамат нужно читать быстро, соединяя по два словосо четания. В хадисе говорится:

«О Биляль! Когда читаешь азан, удлиняй слова и читай медленно, но когда читаешь икамат, читай быстро!» (Тирмизи, Салят, 29).

10. При чтении азана и икамата муаззин должен стоять лицом к Ка абе. Произнося фразу «хайя ‘аляс-салях», поворачиваться вправо, произнося фразу «хайя ‘аляль-фалях» – влево. Если муаззин находится на минарете, при чтении он должен быстро перемещаться сначала на пра вую, затем – на левую сторону. Чтобы громко читать азан, необходимо заткнуть уши кончиками пальцев. Абу Джухайфа (радиаллаху ‘анху) говорил:

«Я видел, как Биляль читал азан. При чтении он поворачивал голову направо и налево. При этом он возглашал: «хайя ‘аляс-салях», «хайя ‘аляль-фалях». Двумя пальцами он закрывал уши». (Ас-Санани, 1/122)

11. Чтение азана и икамата является сунной как для фард-намазов, так и для када-намазов, так как азан и икамат являются сунной не времени, а намазов. С другой стороны, када-намазы являются возмещением намаза, время которого наступило.

12. Когда различные када-намазы выполняют в разных местах, для каждого намаза нужно читать азан и икамат по-отдельности. Если про пущено много намазов, хотя чтение азана и икамата для каждого намаза по отдельности предпочтительнее, можно прочитать азан для первого пропущенного намаза, а для остальных можно прочитать лишь икамат. В хадисе, сообщенном ибн Мас’удом (радиаллаху ‘анху), говорится:

«В день сражения Ахзаб язычники помешали Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям) выполнить четыре фард-намаза. Эти были намазы зухр, аср, магриб и иша. Пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал Билялю (радиаллаху ‘анху) прочитать для каждого намаза и азан, и икамат». (Хайсами, Маджмауз-заваид, 2/4; аш-Шавкани, 2/60)

По мнению Имама Малика, перед выполнением када-намазов читается лишь икамат, а азан можно не читать. При этом он опирается на повеление посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в день битвы Хандак, когда из-за натиска противника мусульмане не смогли выполнить несколько намазов. Тогда он приказал Билялю читать лишь икамат. (Дарими, Салят, 186; Насаи, Мавакыт, 55; Азан, 23; Ахмад бин Ханбаль, 3/25).

13. Между азаном и икаматом нужно сделать небольшую паузу. Эта пауза при призыве к намазу аль-магриб должна составлять столько времени, сколько необходимо для чтения трех коротких аятов, в других намазах необходимо делать паузу, достаточную, чтобы можно было вы полнить четыре ракаата намаза, и в каждом ракаате прочитать по 12 ая тов. Доказательством служит следующий хадис:

«О Биляль! Между азаном и икаматом сделай такую паузу, чтобы люди, принимающие пищу, смогли закончить ее прием и после этого спокойно удовлетворить свои нужды» . (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, 5/143).

Ханафиты считают, что после чтения азана – для вдохновения людей – призыв: «Ас-салях! Ас-салях! Йа мусаллин!» (О совершающие намаз! Спешите на намаз!) является мустахаб, так как в религиозных делах в последнее время люди проявляют леность.

«Когд а ты будешь исполнять обязанности муаззина, никогда за это не бери платы!» (Тирмизи, Салят, 41; Насаи, Азан, 32; ибн Маджа, Азан, 3; Ахмад бин Ханбаль, 4/217).

Однако шафииты и маликиты с самого начала считали позволительным получение платы за выполнение обязанности муаззина, у ханафитов фетву о дозволенности получения за это платы вынесли ученые недавнего прошлого. Данное решение объясняется тем, что из-за прекращения выплаты заработной платы религиозным служителям из государственной казны, в последнее время им стало сложнее выполнять свои обязанности. Поэтому эта фетва призвана обеспечить выполнение служащими своих обязанностей в дальнейшем.

15. Услышав звуки азана, люди должны прекратить разговоры. Если кто- то читает Коран, лучше прекратить чтение и слушать азан. Однако существует и другое мнение, что если кто-то читает Коран в мечети или у себя дома, во время азана он может продолжить чтение. Некоторые ученые считают, что в ведении беседы во время азана нет ничего предосудительного.

3) Повторять азан и икамат

Для того, кто слышит азан, повторение за муаззином слов азана и ика мата является мустахаб. Но когда муаззин произносит «хайя ‘аляс-салях» и «хайя ‘аляль-фалях», слышащий должен сказать: ِ

«Ля хауля уа ля куууата илля биллях» (Нет силы и могущества ни у кого кроме Аллаха. От неповиновения Аллаху можно спастись только мощью Аллаха! Только благодаря мощи Аллаха можно преуспеть в выполнении поклонения!)

Когда при чтении азана утреннего намаза муаззин говорит:

«Ассаляту хайрун минан-наум» (Намаз лучше сна), слушающий должен добавить:

«Садакта уа барирта» (Воистину, ты сказал правду, ты — обладатель добра).

Повторять азан нужно словесно, а не только мысленно. Доказательством является хадис, переданный Абу Саидом (радиаллаху ‘анху): «Пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал своим сподвижникам:

«Когда вы слышите азан, в точности повторяйте за муаззином» . (Бухари, Азан, 7; Муслим, Салят, 10, 11; Тирмизи, Салят, 40; Манакыб, 1; Насаи, Азан, 33, 35- 38; ибн Маджа, Азан, 4).

Но некоторые ученые-ханафиты утверждают, что отвечать муаззину означает для му’мина направляться в ту же минуту на намаз.

Повторять за муаззином можно в любом состоянии, даже в состоянии джунуб. Исключением является лишь состояние хайд и нифас. Также это не касается тех, кто слушает хутбу имама, совершает намаз-джаназа, принимает пищу, совершает половой акт, находится в туалете, изучает или обучает знаниям. Все эти лица во время азана могут продолжить свои занятия.

Если в какой-либо местности читают сразу несколько азанов, достаточно повторить лишь один. (Аль-Касани, 1/155; ибн Хумам, 1/173; ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/367; аш-Ширази, аль- Мухаззаб, 1/58; ибн Кудама, 1/426; аз-Зухайли, 1/552).

4) Ду’а после азана

Передано от Джабира (радиаллаху ‘анху), что пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что, кто прочитал следующую ду’а после азана, тот обязательно удостоится его «шафаат». (Шафаат – заступничество Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в день Страшного суда).

Эта ду’а, получившая название «василя», следующая:

«О Аллах! Господь этого призыва, азана и намаза, который будет совершаться! Окажи пророку Мухаммаду Свою милость и даруй ему «василя», добродетели и самую высокую ступень и даруй ему возможность обрести «макам махмуд», которую Ты обещал ему! Воистину, Ты никогда не откажешься от Своих обещаний!» (Аль-Бухари, ибн Маджа).

5) Чтение азана в различных случаях

При необходимости чтение азана по другому поводу, кроме намазов, является мандуб. Причины этого следующие:

1. Чтение азана на ухо новорожденному ребенку является мандуб, ибо, когда у Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) родился внук Хасан (радиаллаху ‘анху), он прочитал над его ухом азан. (Абу Дауд, Адаб, 107; Тирмизи, Адахи, 16; Ахмад бин Ханбаль, 6/391-392).

2. Азан читают во время боевых действий, в случае возникновения пожара или вслед путнику, уходящему в путешествие.

3. Также прекрасно чтение азана в ухо человеку, которого охватил сильный гнев, или испытывающего нервное потрясение; человеку, находящемуся в приступе эпилепсии; в ухо человека и животного, у которого отвратительный характер или норов. Азан также читают в качестве за щиты в тех случаях, если привиделся джинн или шайтан в страшном обличии, ибо из хадисов известно, что, когда читают азан, шайтан быстро покидает эти места. (аз-Зухайли, 1/561-562).

Б — Икамат

Перед выполнением мужчинами фард или када-намаза – индивидуально или коллективно – чтение икамата является сунной-муаккада.

Чтение несколько раз азана и икамата, кроме намаза-джума, шари атом не разрешается. Поэтому, если в какой-либо мечети, мусульмане, прочитав азан и икамат, выполнили намаз, то пришедшие в мечеть позже не должны заново читать азан и икамат. Также не читается икамат перед намазами витр, байрам и таравих.

Слова икамата одинаковы со словами азана. Только после фразы «хайя ‘аляль-фалах» добавляется: «къад къаматис-салях» (намаз начинается, намаз начинается). В следующем хадисе указывается, что при чтении икамата слова повторяют по два раза, так же как и при чтении азана.

Абдуллах ибн Зайд аль-Ансари, придя к Мухаммаду (салляллаху ‘алейхи уа саллям), рассказал свой сон:

«Мне приснился сон. Некто, оде тый в два зеленых плаща, взобрался на стену и, повторяя каждую фразу по два раза, прочитал азан и затем икамат» . (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/266-267).

По мнению шафиитов и ханбалитов, каждая фраза читается только по одному разу, поэтому икамат состоит из одиннадцати фраз. Два раза повторяется только фраза «Къад къаматис-салях». В этом вопросе они обращаются к хадису от Абдуллаха бин Умара. (аш-Шавкани, 2/43).

Быстрое, но внятное, чтение икамата является сунной. Как и при чтении азана, по сунне, муаззин должен быть в состоянии ритуальной чистоты. Он должен стоять лицом к кибле и при чтении не должен вести посторонние разговоры. Икамат для призыва к намазу мужчин, прочтен ный женщиной, недействителен.

Ва алейкуму ссалям ва рахматуллахи ва баракятух! Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат Олег! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь. Что касается затронутого Вами вопроса, то для мужчин прочтение азана и икамы перед молитвой является подтвержденной сунной независимо от того, молятся они в одиночестве или в коллективе. Женщины не обязаны читать азан и икаму. Но если мужчина совершает молитву в одиночестве, не прочитав азан или икаму, его молитва действительна и он не должен ее повторять, хотя предпочтительнее прочитать азан и икаму перед молитвой в одиночестве. Вот фатва, изданная д-ром Хусамом Аль-Дин Ибн Муса Афана, профессором принципов исламской юриспруденции университета Аль-Кудс (Палестина), в которой он рассматривает этот вопрос: «Икама, равно как и азан, является подтвержденной сунной для мужчин, молятся они в одиночестве или коллективно, но женщины не должны произносить азан и икаму. Укба ибн Амир передал услышанные им слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Ваш Господь, Всевышний, изумлен (и доволен) тем, кто смотрит за овцами на своем пастбище, а потом идет к горе, дабы прочитать призыв к молитве и молиться. Всевышний Аллах говорит: «Посмотрите на Моего раба, который читает призыв к молитве и молится из-за боязни Меня. Я простил своего раба и разрешил для него вход в рай»» (Ахмад, Абу Дауд и Ан-Насаи). Что же касается того, кто молится в одиночестве, не прочитав азан и икаму, его молитва действительна и ему не нужно ее повторять. Имам Ан-Навави разъясняет мнения ученых по поводу прочтения азана и икамы. Он утверждает, что Шафии считал их сунной (а не обязанностью) для всех молитв независимо от того, находится человек в той или иной местности проездом или же постоянно проживает в ней, молится он в одиночестве или коллективно. Итак, если человек их не произносит, то молитва – индивидуальная или коллективная – будет действительной. Ан-Навави также утверждает, что этого мнения придерживались Абу Ханифа и его последователи, а также Исхак Ибн Рахвайх, а Ас-Сарахси утверждает, что его придерживались большинство ученых. Ученый ханбалитской школы Аль-Харки утверждает, что молитва человека, совершенная им без произнесения азана или икамы, действительна, и ему не нужно ее повторять, но этого делать (т.е. молиться без азана и икамы) не следует. Ибн Кудама Аль-Макдиси в своей работе «Мугни» дает такой комментарий: «Я не знаю ни одного ученого, кроме Ата, который бы оспаривал это мнение. Но мнение большинства является самым верным». Это мнение также подкреплено хадисом, переданным Муслимом от Аль-Асвада и Алькама, которые рассказали: «Мы пришли в дом Абдуллаха ибн Масуда. Он сказал: «Эти люди молились возле тебя?» Мы сказали: «Нет». Он сказал: «Тогда вставайте и молитесь». Но он не повелел произнести ни азан, ни икаму»». Всевышний Аллах знает лучше.

Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом» . Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому» .

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда» . Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а » (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется .

Азан это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению . Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан , исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха .

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Слова азана

Произносятся медленно и растянуто:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

(Аллах превыше всего).">أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ الله

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)

اللَّهُ إلاَّ إلَهَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ

(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)

(Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)

(Спешите на молитву).

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)

(Спешите к спасению).

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Аллааху акбарул-лааху акбар

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах

(Нет бога, кроме Аллаха).

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм » النَّوْمِ مِنْ خَيْرٌ الصَّلاَةُ («молитва лучше сна»).

Икамат это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда) .

Слова икамата

Произносятся размеренно:

У ханафитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

(Молитва начинается).

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ляя иляяхэ илля ллаах.

У шафиитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.

Хайя ‘аля ссаляя.

Хайя ‘аляль-фаляях.

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

Аллааху акбарул-лааху акбар

Ляя иляяхэ илля ллаах.

Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Действия тех, кто слышит азан или икамат

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно , а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа »), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной») .

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

Транслитерация:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День] » .

Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута ». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу? » Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах » .

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.

То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

Ему не обязательно при этом иметь омовение.

«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.

Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».

Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.

При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.

Словарное значение слова азан "оповещать, объявлять, призывать", а как выражение азан - это объявление правоверным наступление времени обязательного для всех мусульман намаза. Однокоренное с ним слово муэдзин означает - "читающий азан ", ми"зана "место для чтения азана" (минара).

В Священном Коране слово азан в одном месте выражено в смысле "возглашение, извещение" (ат-Тауба, 9/3), а как выражение в виде "зов, призыв" проходит в двух айатах (аль-Маида, 5/58; аль-Джума, 62/9). Слово азан в различном виде проходит в семи айатах Корана (аль-Бакара, 2/279; аль-Араф, 7/167; аль-Хадж, 22/27), а слово муэдзин в значении " глашатай, призывающий" проходит в двух айатах (аль-Араф, 7/44; аль-Йусуф, 12/70). В хадисах слово азан часто проходит как выражение различного вида (существительное, глагол).

Несмотря на то, что намаз стал фардом для мусульман, способ извещения времени намаза не был известен вплоть до хиджры Пророка Мухаммада в Медину. В мединский период мусульмане время от времени собирались вместе и следили за временами наступления намаза. Некоторое время по улицам ходили глашатаи с призывом " ас-салах ас-салах" (на намаз, на намаз), но и этого был не выход из положения. Очевидной была необходимость в каком-либо средстве извещения о времени наступления намаза. Поступали разные предложения - стучать о било или брус (в древности хрстиане вместо колокольного звона использовали доску, в которую стучали колотушкой, палкой), трубить в трубу, разжигать огонь, поднимать знамя. Но Пророк Мухаммад не был согласен ни с одним из предложений, т.к. било символизировало христиан, трубный звон евреев, огонь язычников. В это время одному из асхабов по имени Абдуллах б. Зайд б. Са"леба приснился азан. На следующее утро Абдуллах пришел к Пророку и рассказал о своем сне. Вслед за этим, Пророк Мухаммад велел досточмимому Билялу читать предложения азана в азане по два раза, а в икамате по одному разу. Между тем, досточтимый Умар тоже пришел к Пророку Мухаммаду и рассказал что ему тоже приснился тот же сон, но Абдуллах б. Зайд опередил его и первый рассказал о своем сне (Бухари, Азан).

Биляль взобрался на высокую крышу дома одной из женщин из племени Сыны Наджджара и впервые прочитал утренний азан (Абу Давуд). Таким образом, азан был общепризнан на 1-ом году хиджры (622 год), а по одному из преданий на 2-ом году хиджры (623 год). Впоследствии в задней части аль-Масджид ан-Набави было построено специальное место для чтения азана.

Азан, наряду с тем, что не был принят путем сунны, в Коране подтвержден словами: " Когда вы призываете на намаз, они насмехаются над ним и считают его развлечением. Это - потому, что они являются неразумными людьми" (аль-Маида, 5/58); " О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к пониманию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы ва только знали" (аль-Джума, 62/9).

Азана состоит из следующих слов:

"Aллаху Aкбар"
(Aллах Велик) - 4 раза
"Aш-хаду алла илаха иллалах"
(Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха) - 2 раза
"Aш-хаду анна Мухаммад Расул Аллах"
(Свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха) - 2 раза
"Хайа ‘aлa-с-Салах"
(Спешите на молитву, спешите на молитву) - 2 раза
"Хайа ‘aлa-л-фалах"
(Спешите к спасениею, спешите к спасению) - 2 раза
"Aллаху Акбар"
(Аллах Велик) - 2 раза
"Ла илаха илла-лах"
(Нет бога кроме Аллаха)

Во время утреннего азана после двух раз " "Хайа ‘aлa-л-фалах" два раза повторяют слова " (намаз благостнее сна) и называется это " тасвиб" .

По смыслу и содержанию азан является призывом и к намазу и к исламу. Вернее, с одной стороны посредством азана мусульман призывают к молитве и с другой стороны еще раз подтверждает незыблемую истину трех принципов Ислама - единство Аллаха, Мухаммад - посланник Его, настоящее спасение в счастливом ахирате. Если принимать во внимание, что времена намаза устанавливаются в результате положения земного шара по отношению к солнцу и повороту вокруг своей оси, то станет понятным беспрерывное чтение азана во всех уголках земного шара, вознесение этого божественного послания в любое время суток. Во многих хадисах, переданных от имени Пророка Мухаммада, подчеркивается важное значение смысла и чтение азана (Бухари).

Азан читается для фард намазов. Если слышен намаз, читающийся в мечети, то для намазов, который совершается дома, отдельного азана не требуется. Те кто находится в далеком от чтения азана месте или вдалеке от населенных пунктов могут читать азан. Азан не читается для джума намаз (пятничный намаз), витр намаз, праздничный намаз (аль-фитр, аль-адха), таравих, намаз молитвы для дождя и всех других намазов, не являющихся фардом. Во времена Пророка Мухаммада не читали азана для намазов, которые не являются фардом, намаза в случае солнечного затмения и подобных. Мусульман призывали словами " ас-салату аль-джамиа" (идемте на намаз с обществом) (Бухари). Чтение тихим голосом новорожденным в правое ушко азан, а в левое икамат является мандуб (если осуществить считается саваб, если не осуществить то не считается грехом) (Абу Давуд).

Муэдзин должен иметь сильный и звонкий голос, читать азан медленно с высокого места, чтоб люди имели возможность повтора за ним, для того чтоб голос выходил более звонко приставить кончик указательного пальца к уху или приложить ладони к ушам, стоять лицом к кибле, при "Хайа ‘aлa-с-Салах" повернуть лицо вправо, при "Хайа ‘aлa-л-фалах" влево, соблюдать принципы и нормы ислама и совершить перед чтением азана омовение - все это является мустахаб (мустахаб - это действия, часто выполняемые Пророком. Выполняющие мустахаб будут вознаграждены (саваб). Не выполняющие не будут считаться греховными и в День суда не привлекутся к ответу).

Услышав азан каждый правоверный должен повторять за муэдзином слова азана. Только при словах "Хайа ‘aлa-с-Салах" и "Хайа ‘aлa-л-фалах" вместо этих слов произносить " Ла хавла ва ла куввата илла биллах " (все изменения, вся сила и действия возможны только с воли Аллаха). Услышав добавленное к утреннем азану предложение "" ас-Салату хайрум мин ан-навм" нужно говорить " Садакта ва берирта" (правильно и истину сказал).

После азана читается ниже следующая дуа, которую читал и сам Пророк Мухаммад и которая будет способствовать покровительству Пророка Ислама:

"Aллахумма рабба хазихи"д да"вати"т тамме ва"с салати"л каима ати Мухаммадан

ал-василата ве"л фазилата ва"б"асху макаман махмудени"ллези ваадтах"

" О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи (одари) Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь (подними) к месту достохвальному, которое Ты обещал ему, поистине, Ты не нарушаешь обещания!". (Бухари, "Азан", 81)

 


Читайте:



Достижения деятелей науки в эпоху просвещения

Достижения деятелей науки в эпоху просвещения

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными,...

Народные приметы по месячным: день недели и число

Народные приметы по месячным: день недели и число

Еще с древних времен месячные и суеверие были тесно связаны. Отношение к этим дням у разных народов и в разные века отличались. Например, в...

Заговоры, которые делаются с пятницы на субботу

Заговоры, которые делаются с пятницы на субботу

Здравомыслящие люди не видят оснований относиться серьёзно к пятнице, на которую, иногда выпадает 13 число. И этот скепсис понятен, так как у...

Таро – общие закономерности и толкование раскладов Сочетание три девятки подряд в таро

Таро – общие закономерности и толкование раскладов Сочетание три девятки подряд в таро

Запомните: - Если вопрос задаётся по поводу мужчины старше 40 лет, то в качестве Сигнификатора выбирается Король. - Для мужчины, не достигшего...

feed-image RSS