Главная - Любовь
Как устроен католический храм внутри. Обрядовые особенности католической церкви. К лицам, принадлежащим к высшей церковной иерархии, употребляется также обращение «монсеньор», добавляемое к титулу. К настоятелю храма обращаются «Ваше высокопреподобие». В

Католицизм (греч. всеобщий, позже - вселенский) - одно из направлений в христианстве. Если в средневековье термин «католическая церковь» употребляется для того, чтобы подчеркнуть отличие западного (римского, латинского, вселенского) христианства от христианства восточного (православного, ортодоксального), то после Тридентского собора (1545-1563) название «Римско-католическая церковь» должно было указывать на отличие римского христианства от реформированного в XVI веке христианства, то есть от протестантизма.

Католическое вероучение основывается на Библии Священное писание») и Традиции («Священное предание»). Как и в православии, в католической ветхозаветной части Библии на 11 книг больше, чем в иудейском тексте (50, а не 39 книг). Однако в то время как православные включают эти 11 книг в качестве неканонических - душеполезных, но не «богодухновенных», католики приравнивают эти книги к остальным каноническим частям Ветхого завета и признают их «богодухновенными». КатолическоеСвященное предание представляет собой решения церковных соборов (двадцати одного), послания пап, установления епископских синодов и т.д.

Римско-католическая церковь признает Никеоцареградский символ веры, принятый на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских церковных соборах: веру в единого Бога - творца Неба и Земли, существующего в трех равносущных ликах (Бога-Отца, Бога-Сына, Бога - Духа Святого), в вочеловечение Бога-Сына - Иисуса Христа, его крестную жертву, воскресение, вознесение на небеса и последующее пришествие для суда над людьми, в спасительную силу Церкви Христовой и приобщение к ней через крещение. Наряду с этим по решению Толедского собора (589 г.) в католический символ веры добавлена формула «филиокве » («и от Сына»), что означает исхождение Святого Духа одновременно и от Бога-Отца, и от Бога-Сына (тогда как в православии утверждается исхождение Святого Духа только от Бога-Отца через Бога-Сына). Указанная особенность в трактовке «функций» Троицы в православии отражала единоначалие императорской власти, а в католицизме, помимо своей направленности против распространенной на Западе ереси Ария (256 -336), утверждавшего, что Сын Божий не только не равен Отцу, но является его творением, должна была поднять авторитет главы католической церкви.

Согласно католическому учению передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов - учеников Христа, но оно, Откровение, и в наши дни может углубляться благодаря правильному его постижению. Епископ Рима, он же Римский папа , являющийся наместником Бога на Земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов - наследников апостолов - совместно создают церковное учение, обладающее статусом «истинности». Этим католическая церковь обосновывает правомерность принятия главой церкви и соборами новых догматов и прочих дополнений и изменений, которые должны восприниматься так же, как и Откровение самого Бога.

Из других особенностей католического учения следует упомянуть: о существовании, кроме рая и ада, чистилища; о божественном происхождении власти и непогрешимости Римского папы; о безбрачии духовенства (целибат); об оставленном Христом и святыми «запасе добрых дел» , которыми церковь вправе распоряжаться по своему усмотрению, и т.д.

Принятое в XV веке учение о чистилище - временном местопребывании душ умерших до решения их участи - было не только средством воздействия церкви на верующих, но и источником ее доходов. Догмат о непогрешимости папы и церкви в целом, об обладании ими непреходящей истиной, а также вытекавшая из этого идея их главенства в мире должны были обосновывать распространение влияния католицизма в мире, в том числе и на нерелигиозные сферы жизни общества. Введенный еще в конце XI века обет безбрачия духовенства (целибат) имел целью стремление церкви сохранить свою земельную собственность, не допустить ее дробления между наследниками, а также укрепить церковную дисциплину.

К особенностям католицизма относится более развитый, чем в других христианских направлениях, культ Девы Марии . В 1854 г. церковь дополнила свое учение догматом о непорочном («бессеменном», как уточняют современные интерпретаторы догмата) зачатии Божьей Матери, а в 1950-м - о телесном ее вознесении. Представая в проповедях священнослужителей попечительницей семей католиков (семья - домашняя церковь), Дева Мария наряду с этим предстает в сознании верующих и как покровительница всех страждущих, обездоленных людей, их заступницей, любящей матерью.

Учение об оставленном Христом и святыми « запасе добрых дел» трактует о том, что церковь располагает заслугами Христа, Богоматери, святых, праведников.

Римско-католическая церковь, требуя от своих приверженцев строгого единства в вопросах вероучения, в то же время разрешает им придерживаться неодинаковой обрядности. В этом отношении выделяют католиков латинского обряда (98% всех сторонников католической церкви) и католиков различных восточных обрядов .

На протяжении двух тысячелетий обрядность в Риме претерпевала изменения, и в итоге латинский обряд приобрел свою специфику. Для него характерны относительная простота и некоторая сжатость. В IV в. греческий язык был вытеснен из богослужебной практики латинским. II Ватиканский собор (1962-1965 гг.) разрешил использовать во время богослужения наряду с латинским и национальные языки (до этого лишь, несколько церквей Хорватии и Словакии, несмотря на принятый ими латинский обряд, продолжали использовать церковно-славянский язык).

Главным богослужением у католиков латинского обряда считается месса . По сравнению с православной литургией она значительно короче и отличается от нее составом молитв и последовательностью чтения отрывков из Священного Писания.

У католиков латинского обряда (а в подавляющем большинстве стран мира католики придерживаются латинского обряда) богослужение сопровождается не только хоровым пением, но и инструментальной музыкой (обычно органной).

Католики восточных обрядов – это группы восточных христиан различных направлений, заключившие унию с Римско-католической церковью. При заключении унии все эти группы приняли догматику католицизма и подчинились папе Римскому, но сохранили свою обрядность.

Римско-католическая церковь в высшей степени централизованна . Во главе ее стоит папа Римский, который считается преемником апостола Петра и наместником Бога на земле. Папа обладает высшей законодательной и судебной церковной властью, а также может управлять всеми церковными делами.

Основное церковно-организационное отличие католицизма от православия состоит в том, что согласно учению католической церкви Римскому епископу принадлежит главенство над другими епископами вследствие утвержденного самим Иисусом Христом первенства апостола Петра среди других апостолов как главы видимой церкви. Апостол Петр, приняв в 64 г. в Риме мученическую смерть во время антихристианских гонений императора Нерона, по католическому вероучению, передал принадлежащую ему власть над церковью римским епископам как своим преемникам. Поэтому папство является в католической церкви особым институтом, преемственно связанным с «князем апостолов» Петром (от него идет счет римских пап) и обеспечивающим единство церкви.

В качестве абсолютного главы видимой церкви и ее верховного вероучителя папа Римский считается земным наместником (викарием) Иисуса Христа. Полный папский титул звучит как «Епископ Рима, Викарий Иисуса Христа, преемник Князя апостолов, Верховный священник Всемирной Церкви, Патриарх Западный, Примас Итальянский, Митрополит-Архиепископ Римский, Владыка государства - города Ватикан, Раб Рабов Божиих».

В католицизме утвердился папский принцип формирования церкви в противоположность соборно-епископальному в православных церквах. Если высшая власть в церкви, по православному вероучению, принадлежит Собору, то по католическому вероучению Собор не может быть выше папы. Отсюда - единая церковная организация с центром в Ватикане, объединяющая христиан-католиков вне зависимости от их национальной и государственной принадлежности. Применительно к Ватикану употребляют два разных определения: «Апостольская столица» (Святой Престол) и «Государство Ватикан». Первое означает конфессиональный центр и сферу компетенции папы в качестве главы церкви, под вторым подразумевается абсолютистское государство во главе с тем же папой.

Папа Римский в переломные моменты в жизни церкви вправе созывать Соборы католической церкви. Последний по времени Собор проходил в 1962-1965 гг.

Без санкции главы католической церкви ни в одной стране не может быть назначен или отстранен епископ или издан какой-либо церковный закон. Резиденцией Папы Римского и центром католицизма является город-государство Ватикан.

Ватикан - это своеобразное, уникальное теократическое государство, располагающееся в центре столицы Италии – города Рима. Занимает площадь 44 га. Как и всякое суверенное государство, Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. В качестве суверенного государства, Ватикан признан абсолютным большинством государств мира и имеет с ними дипломатические отношения. Широко представлен Ватикан и в различных международных организациях. Он имеет постоянного наблюдателя в Организации Объединенных наций. На различных уровнях он представлен в ЮНЕСКО - организации ООН по вопросам просвещения, науки и культуры, организаций ООН по вопросам промышленного развития, по вопросам продовольствия, сельского хозяйства, в МАГАТЭ - международном агентстве по атомной анергии, в Европейском совете и т.д.

Глава Ватикана - Папа Римский . Он является светским и духовным руководителем этого государства. Светская власть Папы в ее настоящей форме была установлена Латеранским договором в 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI. За всю историю Римской католической церкви было 262 папы. Папа избирается конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно из среды высшего духовенства. С 1523 года по 1978 год папский престол занимали только итальянцы. В 1978 году на папский престол был избран поляк - Кароль Войтыла - архиепископ Краковский, который принял имя Иоанна Павла II (род. 1920 г.).

Согласно конституции Ватикана, Римскому Папе принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Правящий орган Ватикана носит название Святой престол . Центральный административный аппарат Римской католической церкви называетсяРимская курия . Римская курия руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. Главное учреждение римской курии - государственный секретариат , возглавляемый государственным секретарем, назначаемым Папой Римским. Полномочия государственного секретаря аналогичны полномочиям главы правительства в светском государстве. При государственном секретаре действуют совет кардиналов и 9 министерств - конгрегации по вопросам вероучения, канонизации, католического образования, по делам духовенства и др.

Самостоятельными учреждениями курии являются папские трибуналы, канцелярии и апостолический церковный суд, занимающийся рассмотрением дел, связанных с внутренней жизнью католической церкви. В римскую курию включены 12 папских советов, призванных расширять связи церкви с внешним миром.

Характерно, что в Ватикане функционирует Папская академия наук , назначение которой - содействовать развитию естественных и точных наук. Члены Академии назначаются Папой Римским из граждан различных государств, но они свободны в научных исследованиях.

Таким образом, статус Ватикана как государства и религиозного центра наложил свой отпечаток на систему управления государством и католической церковью.

Высший духовный чин после Папы Римского - кардинал . Кардиналов назначает Папа с согласия консистории - собрания кардинальской коллегии. Следующая ступень в церковной иерархии - примасы - старшие епископы местных национальных церквей, которые представляют собой скорее почетные звания.

Иерархическая организация католической церкви требует, чтобы все католические епископы в любой стране назначались с согласия Папы Римского и непосредственно ему подчинялись.

Низовая ступень в этой иерархии - приход (парафия), управляемый священником. Несколько приходов объединяются в деканаты , которые в свою очередь образуют более крупные образования - диоцезы . Ими управляют епископы. Несколько диоцез объединяются в митрополию, или архиепископство .

Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордена . Первые из них появились в V в. и сейчас насчитывают десятки. Как правило, ордена строго централизованы. Они подразделяются на, так называемые, нищенствующие , уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом (капуцины, доминиканцы, францисканцы и др.), и ордена , обладающие правом зарабатывать деньги, которые поступают в церковную казну или на благотворительные цели. Из католических монашеских орденов наиболее известен орден иезуитов. Он насчитывает в настоящее время 25 тыс. членов, руководит 177 католическими университетами и культурными центрами в различных странах, 500 школами, ведет активную религиозно-политическую пропаганду, хотя католическая церковь заявляет о своей аполитичности.

Римский католицизм - крупнейшая в мире конфессия. В 1996 г. насчитывалось 981 млн. католиков, что составляло 17% населения земного шара и 50% всех христиан.

Католики образуют абсолютное большинство во всех странах Латинской Америки. Много католиков сосредоточено в Северной Америке: в США их 70 млн. (28% населения страны), в Канаде – 12 млн. (46%).

Католики составляют абсолютное большинство населения и во многих странах Южной, Западной и Восточной Европы.

В Азии католики составляют большинство населения в двух странах - на Филиппинах и на оккупированном Индонезией Восточном Тиморе. Многочисленные группы католиков имеются в Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Республике Корее, Шри-Ланке. Довольно много католиков сконцентрировано в Австралии.

Дата публикования: 2014-12-08 ; Прочитано: 3309 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Субботний день экскурсии, мягко говоря, не благопориятствовал. Весь день моросил холодный дождик, солнца не было, темнеть начало рано. Поэтому, когда я подходил к ограде католического храма, я уже точно знал, что много народу не будет, но надеялся, что придет хоть кто-то. У ограды уже ошивался один смутно знакомый мне кемеровчанин - кажется, Захар Любов. Или Рахим, как его почему-то называют тут священники... Так как было ужасно холодно, а я был с упругой и дочкой - мы зашли внутрь. Тут же у меня два раза подряд зазвонил телефон. Сначала это был известный вам МихаТ, а потом - Рубин-хазрат. Я вышел, мы немного постояли в ограде храма. Через пару минут подошли Никита Голованов и еще незнакомые мне немолодые мужчина и женщина. Потом, в середине экскурсии, присоединилась еще одна дама. И это все. Как я и говорил отцу Андрею, с десяток не набралось.

Отец Андрей меня заранее предупредил, что не сможет провести нас по храму. И предупредил отца Павла - мол, придут тут такие, вопросы задавать будут... Отец Павел сначала был немного растерян, потому что, кажется, не совсем понимал, зачем мы приперлись. Но потом общение наладилось.

Как я уже писал раньше, отец Павел - поляк. По-русски говорит очень хорошо, хотя и с некоторым акцентом. Больше я о нем лично ничего не знаю.

Мы сели на скамеечки, отец Павел спросил, все ли мы верующие, на что я тактично промолчал. Потом он спросил, все ли тут православные, на что тактично промолчал уже Рубин-хазрат. А я выдал свою жену: она у меня, представьте себе, в глухом и диком молдавском селе была крещена как раз таки в католичестве. Этому обстоятельству отец Павел так обрадовался, что сразу стало ясно: нечасто, очень нечасто им тут приходится встречать католиков с детства.

На самые простые вопросы типа "А это что такое?" отец Павел отвечал очень подробно, начиная от сотворения мира. Мне было интересно, но Сонька откровенно засыпала, что и понятно. Я все его слова, конечно, пересказывать не буду. Проведу вам с помощью фотограмм краткий ликбез, чтобы, если судьба занесет вас под готические своды, вы не опростоволосились и понимали, что и где происходит.

Итак.


Начем с главного. Это (в красном овале) алтарь. Алтарь это центр храма во всех смыслах - от духовного до архитектурного.
Алтарь - это не христианское изобретение. За тысячи лет до Авраама и его потомков люди молились самым разным богам и приносили им жертвы - пищу, цветы, животных и даже людей, смотря по обстоятельствам. Жертва приносилась в особом месте - святилище. И чаще всего на особом сооружении - жертвеннике. Еще со времен палеолита жертвенник было принято устраивать из камней или даже из одного большого плоского камня. В разных культурах жертва либо приносилась на жертвенный камень в уже готовом виде, либо готовилась прямо на нем (барашков рэзали, например, или голубей, кур, человеков, опять же...). А потом или оставлялась или, чаще, сжигалась.
Современный христианский алтарь - это прямой потомок языческих жертвенников по своему смыслу, устройству и предназначению. Единственная разница: на нем не люди приносят жертвы Богу, а Бог однажды вечером в четверг, за ужином, поднес себя людям в виде хлеба и вина. С тех пор на алтаре подготавливаются Святые Дары - Тело и Кровь Христовы - и рядом с алтарем совершается таинство Святого Причастия (Евхаристии).
Я наивно полагал, что существует некий канон в отношении формы алтаря, материала, украшений. Оказалось, нет. Функционально, это самый обычный стол. И любой стол может быть использован в качестве алтаря, что и просиходит регулярно, когда церковные обряды совершаются в неподготовленном для этого помещении. Алтарь может быть любого размера и формы, даже круглым, хотя отец Павел признался, что круглых ему видеть не приходилось.
Бывают также легкие переносные алтари.
Еще важно: вам может показаться, что в православном храме алтаря нет. Это не так. Просто там, где мы на фото католического храма видим ведущие к алтарю ступени - в православном храме стоит стена: иконостас. А там, за этой стеной, скрытый от глаз верующих, стоит, по сути, такой же алтарь, на котором так же готовятся к Причастию вино и хлеб.


За алтарем находятся Святые Дары. Собственно, это специальный пресный хлеб - в виде маленьких плоских лепешек, вино и освященная вода. Они стоят в нише под большим распятием и закрываются квадратной дверцей, которую вы видите на фото. Сама дверца квадратная, а на ней изображена золотая евхаристическая чаша - но это просто украшательство. Дверца может быть любых размеров и формы, украшенная или нет. Это совершенно не важно. Главное: Святые Дары всегда находятся у алтаря, они всегда (кроме нескольких минут во время богослужения) скрыты от глаз, и возле них всегда горит огонь - например, маленькая красная лампадка, которую вы видите справа от квадратной дверцы. А почему в кемеровском католическом храме дверца именно квадратная? Художник так видит!


Рядом с алтарем стоит вот такая узнаваемая штука, которую по-русски обычно называют кафедрой, но в церкви она называется "амвон" (от др. греч. "возвышение"), а кафедрой тут называют совсем другое. Изначально, амвон - это место, с которого учитель произносит слова учения, обращенные к ученикам. Любой учитель. Амвон, опять же, штука дохристианская. В церкви же - католической и православной - с амвона священник читает Святое Писание или проповедь. Разница в том, что у православных эти штуки чаще легкие и переносные, а у католиков более основательные. Амвон вполне может быть микрофонизирован, как мы видим. Интересно, что в православных храмах я пока микрофонов не видел.


А вот готичные стулья за амвоном - это и есть кафедра. Собственно, по-древнегречески "кафедра" и означает просто "стул". Во время службы на эти стулья-кафедру садится священник и те, кто ему помогает вести богослужение. Если храм посещает епископ или кардинал, то он занимает всегда самый высокий стул. В католичестве есть еще понятие "экс кафедра" - что-то вроде обращения высокого церквого начальства к народу.


Самое первое, что бросается в глаза православным, попавшим в католический храм - ряды скамеек. Они нужны не просто для того, чтобы ноги не уставали. На классической церковной скамейке сидеть, честно говоря, не намного удобнее, чем стоять. Дело в том, что положение сидя у католиком рассматривается как поза учения и послушания. Ученики всегда сидят перед учителем во время урока. Вот и верующие, пришедшие внимать слову Божьему, садятся. Впрочем, положения иногда меняются. Во время собственно молитвы верующие в католическом храме встают ("стоя" - это общепризнанная в христианстве молитвенное поза, основная в православии), иногда - опускаются на колени. Для колен - вон та узкая приступка внизу. Ну, просто чтобы не на пол опускаться.


Мраморная чаша, напомнившая мне фонтанчик в мечети, это купель. В нее наливают воду, освящают ее, а потом крестят младенцев. Как я понял со слов отца Павла, крещение младенцев в кемеровском католическом храме - событие редкое. Чаша стоит пустой.
У входа в храм, справа от двери, стоит похожая чаша поменьше. Она всегда полная. Входя в церковь, каждый верующий опускает в нее пальцы и потом крестится. Католики как-то связывают этот ритуал с расступающимися водами Иордана из истории еврейского исхода, но я, честно говоря, особой связи не уловил.


Икона на стене - встречается, оказывается, в католических храмах довольно часто. Причем, именно эта икона, а точнее, ее копии.
У нее долгая история. Она выполнена в восточно-церковном стиле и поэтому легко опознаваема православными. оригинал иконы долгое время находился в одном из католических храмов Европы, который потом был разрушен и икона считалась утерянной. Затем она была чудесным образом найдена, попала в руки Папы Римского и он, в середине 19 века, передал ее ордену монахов-редемптористов со словами "Сделайте так, чтобы ее узнали во всем мире". С тех пор монахи стараются. Хотя в остальном, конечно, иконы для католичества не характерны.


Ступеньки, ведущие к алтарю, амвону, кафедре, купели и Святым Дарам - отделяют основное помещение храма от "пресвитория". Раньше эта часть храма была доступна только священникам. Но после Второго Ватиканского Собора в 1962 году в пресвиторий разрешено входить мирянам, помогающим в богослужении и даже женщинам. С тех пор прихожане участвуют в богослужении уже не только как воспринимающая сторона, но, например, читают и поют с амвона вместо священника.
А дырки в ступеньках - это часть системы вентиляции этого конкретного храма. Вентиляция была задумана принудительной, но на необходимое оборудование денег не нашлось. Поэтому отверствия в настоящее время бессмысленны.


Это вид на молельный зал с балкончика, который тянется по противоположной от алтаря стене. На этом балконе стоят певчие - приходской хор. Всего певчих бывает человек десять-пятнадцать, что мало для храма, но приход небольшой и больше взять негде.


Тряпочкой накрыт маленький недорогой синтезатор. Настоящий орган - слишком дорогая и сложная штука для кемеровской церкви. Впрочем, для нетребовательных верующих звуки у инструмента вполне органные.


На балконе на отца Павла напал Никита Голованов с вопросами о том, как совмещается человеческая свобода и всеведение Господа...


Отец Павел отбивался как мог а Мог был крепким парнем...


Я предложил Никите прийти на следующий день со мной в группу катехизиса и позадавать вопросы, но он, конечно, не пришел. А зря. Меня там чуть не съели в воскресенье.


С балкона мы спустились в подвал. Там стоял, например, Священный Теннисный Стол Раскладной.


Здесь же находится приходской офис с обычной офисной мебелью и оргтехникой.


На каждой двери в храме, даже на дверях служебных помещений, вот такие буквы. Они имеют глубокий смысл, восходящий к ветхозаветной истории евреев, и обновляются каждый год при освящении помещения.


На стенах в храме висят картинки, нарисованные верующими - более или менее взрослыми. Картинки изображают сцены из церковной жизни или из Святого Писания.


Это главный стол храма. Ну, просто, самый большой стол. Он стоит в подвале, за ним проводятся собрания, а по вечерам и праздникам - общие трапезы. Так что этот зал еще и монастырская трапезная. Часть здания храма, где расположены жилые помещения для священнико в и монахинь - это настоящий монастырь. Постороним в монастырь вход закрыт.


Это уже известный вам зал, где иногда прихожане пытаются распять и съесть любопытствующих о церковной жизни кемеровских блогеров...


Портреты на стене - это руководители ордена редемптористов. Первый в ряду - основатель: неаполитанец Альфонс де Лигуори. Портреты не подписаны, потому что, как сказал отец Павел: "Это наша семья, вы ведь не подписываете имена на фотографиях в семейном альбоме".


Это герб ордена. Как видим, на нем глаз, который глупые юные кемеровчанки иногда считают знаком масонской ложи:)


В подвале стоит самодельный макет храма из картона. На нем детям объясняют, что к чему и для чего в церкви.


Нужные книги всегда должны быть под рукой у прихожан.


Кухня, на которой готовятся монастырские трапезы и праздничный угощения. Тесная и маленькая. Хотя, как видите, есть все, что нужно.


И, наконец, помещение, которое я до этого дня видел только в голливудских фильмах - исповедальня. Она скрыта за двумя дверьми в стене храма, сразу налево от входа.


Исповедальня разделена на два помещения. Одно - для священника, с двумя дверями. Это нужно, чтобы на входе-выходе священник не сталкивался с исповедуемым.


Второе - только с одной дверью и такой вот табуреткой. Сюда садится исповедуемый.


Два помещения исповедальни разделяет решетчатая перегородка. В принципе, как нам объяснили, перегородка может быть любой - стеклянной, матерчатой, металлической. Но обычно она выглядит именно так, как на фото. Решетка символизирует тюрьму, в которую себя помещает человек, потакая своим грехам.
Интересно, что в католичестве исповедь и причастие не связаны так жестко, как в православии. Кто не знает, в православной церкви вам будет дозволено причаститься только после исповеди. В католической можно исповедоваться и причащаться отдельно, вне всякой последовательности.


А это уже не в храме, конечно:) На автобусной остановке. Все-таки, как богат нынче рынок духовных услух. Каких только видов спасения и умиротворения не предлагают. А у кого-то душа требует плохой поэзии с грамматическими ошибками...

Кто не пришел на экскурсию - зря. Хотя, храм открыт всегда, и вы можете посетить его в любой день. Тем более, вы теперь знаете в общих чертах, как он устроен.

Обрядовые особенности католической церкви проявляются в следующем:

■S богослужение (месса) проводится на латинском языке. Прихожане участвуют в нем сидя - встают лишь во время чтения Евангелия. Сопровождается органной музыкой (по выражению А. Ф. Лосева, если самая сущность православия выражается в колокольном звоне, то самая сущность католичества - в демоническом звуке органа). Хотя о

рган - византийское изобретение и еще Фома Аквинский как нормативный католик резко выступал против его применения в церкви, именно звучание органа подчеркивает своеобразие католического богослужения;

■S в оформлении интерьера католического храма (костёла) преобладают скульптурные композиции и живопись, а не иконы, как в православном. Фрески в храме зачастую «воссоздают» священную историю и наглядно иллюстрируют библейские сюжеты, таким образом, просвещая прихожан. После Триденгского собора (1545-1563 гг.) подобному убранству католических храмов стали уделять особое внимание, чтобы сразу напомнить вошедшему в костел, что он - католик, а не протестант;

s католики крестятся в отличие от православных христиан всей ладонью с левого плеча на правое;

/ католическая церковь почитает, кроме общехристианских, ещё и собственно католических святых, а также реликвии, связанные с их жизнью и деятельностью.

Католицизм имеет свои особенности и в проведении таинств (культовые действия, которые полагают установленными Иисусом Христом. В них «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия», которая изменяет духовно-нравственную жизнь человека). AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

В католицизме, как и в православии, признается 7 таинств, в каждом из которых человеку сообщается определённый дар благодати. Согласно учению «opus operatum», действительность таинства и его спасительное действие не зависят от качеств лиц, его совершающих, но зависят от воспроизведения обязательных процедур (соблюдения установленного порядка, участия «законно поставленного» духовного лица, следования словесной формуле, особый настрой принимающего таинство).

Таинства разделяются церковью на неповторимые (крещение, миропомазанье, священство) и повторяемые.

1. Таинство крещения - священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное обливание тела водой с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа - омывается от первородного греха, возрождается благодатию Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова.

2. Таинство миропомазания - таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. В католицизме в виде конфирмации совершается епископом над детьми 7-12 лет, наделяя их Божественной Благодатью.

3. Таинство покаяния (исповеди) - таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника в специальной исповедальне и получает через него прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

4. Таинство причащения - таинство, в котором верующий под видом хлеба и воды (в католицизме) вкушает само Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинство соединяется с Христом и делается причастником вечной жизни.

5. Таинство брака - по сотворению Адама и Евы «благословил их Бог, и сказал им Бог плодитесь, и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею». Брак - это таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью. А также испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

6. Таинство принятия духовного сана (ординация) - таинство, в котором принимающий духовный сан отрекается от мирских соблазнов и посвящает себя всецело служению Богу и Церкви как Невесте Христовой.

7. Таинство елеосвящения (соборования) - таинство, в котором при помазании больного священным елеем (маслом) призывается на больного благодать Божья для исцеления его от телесных и душевных болезней.

В 60-е годы XX в. II Ватиканский собор (октябрь 1962 г. - июль 1965 г.) открыл так называемые обновленческие процессы в современном католицизме. Был принят ряд важнейших решений, модернизирующих католицизм и делающих его более соответствующим реалиям современного мира:

s разрешено проводить богослужение не только на латинском, но и на национальных языках;

s руководство церкви осудило позицию разжигания вражды между представителями различных религиозных конфессий;

s подчеркивалось движение католической церкви в сторону сближения с другими христианскими церквями и приобщение к экуменизму;

S проведена демократизация церковной жизни и принят декрет о светском апостолате и т. д.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 1 млрд. человек, которые являющихся христианами-католиками. Католицизм в наибольшей степени распространен в Испании, Италии, Португалии, Франции, Польше, Литве, США, в Латинской и Центральной Америке.

В Украине католическое христианство начало распространяться с XIV в., когда большую часть земель Галицко-Волынской Руси захватил польский король Казимир III. В 1375 г. была создана Галицкая католическая митрополия, что положило начало активному «освоению» католицизмом украинских территорий. В современной Украине римско-католическая церковь представлена через деятельность Львовской архидиецезии как ее духовного центра, имеющего соответсвующие управленческие и духовно-учебные структуры. В подчинении нунция (посла) Ватикана в Украине автономно действует структура РКЦ в Закарпатье - Закарпатская апос­тольская администрация Римско-католической церкви. Сегодня более 700 католических общин действуют во всех областях Украины.

Контрольные вопросы

□ Назовите и охарактеризуйте особенности вероучения, культа и организации католицизма.

Q В чем суть и какова направленность соци­альной политики Ватикана?

□ Сформулируйте основные черты модернизма современного католицизма.

□ Что представляет собой современная католическая церковь?

□ В чем заключаются причины возникновения и какова суть греко-католицизма?

Тема 9. ПРОТЕСТАНТИЗМ

Протестантизм возник в результате Реформации (лат. Reformatio - преобразование, исправление) - движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от этих идеалов.

Первые организованные реформаторские движения, ставящие целью возвращение к первоначальной нищете Церкви, возникают в XII в. Важней­шее из них - лионские вальденсы (1173 г.). Францисканское движение в большой мере вобрало в себя законное недовольство народа, но в то же время способствовало формированию пауперистских и милленаристских течений. Оксфордский профессор Джон Уиклиф (1320-1384) встал у истоков движения лоллардов - «бедных священников», отрицавших догмат о материальном характере «пресуществления», целибат священства, церковную иерархию, право отпущения грехов и выдачи индульгенций. Пражский проповедник Ян Гус (сожжен в Констанце в 1415 г.) считается учеником Уикли-фа, хотя сам он против этого возражал. От него пошло народное движение, которое вело войну не столько религиозную, сколько за независимость Богемии от Австрии. Экуменические тенденции этой эпохи привели, казалось бы, к договоренности между Восточной и Западной церквами, но после взятия Константинополя (1453 г.) идиллия окончилась. Конфликты между Римом и Константинополем были облечены в форму догматического спора о филиокве (лат. - «и сына») - догмат, принятый на Толедском соборе в 589 г. без согласования с Восточной церковью и означающий исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына). В действительности речь шла о власти. Греческий патриархат аннулировал договор об унии, подписанный в 1439 г. во Флоренции византийским императором Иоанном VIII Палеологом.

Главная церковь города или монастыря обычно называется собором (соборным храмом); собором принято называть храм, где находится кафедра правящего епископа (архиерея).

Кроме стационарных существуют еще передвижные церкви .

Устройство православного храма

В архитектуре православных церквей количеству куполов (глав) иногда присваивают символическое значение: один купол — единство Бога , три — в честь Святой Троицы , пять — в честь Спасителя и 4-х евангелистов , семь — в честь семи таинств , тринадцать — Спаситель и двенадцать апостолов .

Устройство католического храма


Рис. 1.
На рисунке показана внутренняя планировка католического храма. В частности, Придел : Приде́л — либо специально выделенная часть основного здания храма , либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений. Приделы устраиваются, в частности, для установки в храме дополнительного престола (престолов), чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии , так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле.

Рассмотрим более подробно отдельные детали этой планировки.

Рис. 2. Алтарная апсида в западноевропейском храме (выделена цветом ). Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах . В христианских храмах апсида как правило представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток . Вместе с тем, назначение апсид может быть и иным, утилитарным или декоративным. Так, собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря окружен апсидами со всех сторон. В католических храмах в апсидах могли размещаться капеллы .

Православный храм имеет обычно нечётное число апсид — три или одну. Константинопольские храмы IX-XI веков часто имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря. К XIV веку три апсиды в трехапсидных храмах превращаются из трех алтарей в алтарь в средней апсиде, протезис (русский «жертвенник ») в северной апсиде и диаконник (или ризница) для хранения литургических облачений и богослужебных книг в южной апсиде.

В западноевропейской архитектуре апсидой может называться аналогичная по форме часть внутреннего помещения храма, содержащая алтарную часть, хотя и не являющаяся внешним выступом .

Рис. 3. Венец капелл (выделен цветом ) — ряд капелл , окружающих апсиду , исходящих лучами и отделенных от хора обходом . Появились в связи с увеличением количества алтарей , что стимулировано популярностью культа мощей , хранящихся в церкви, массовым характером паломничества и устраиваемых торжественных богослужений.

Рис. 4. Деамбулаторий (выделен цветом ) (от лат. deambulo из лат. de «за » и лат. ambulo «ходить », лат. ambio — обходить , ходить кругом чего-либо ) — полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма, образованная продолжением боковых нефов ; типичный элемент романской и готической храмовой архитектуры . По этой галерее поток людей не выходя из храма попадал к небольшим апсид-капеллам в восточной части храма — полукружие апсидиол в некоторых случаях обрамляло венцом деамбулаторий (см. венец капелл). В капеллах иногда размещались малые алтари, прихожане и паломники могли обозревать находящиеся там реликвии и поклоняться им. … Помимо доступа к капеллам , деамбулаторий позволял паломникам созерцать святыни, хранившиеся в алтарной части собора, и зачастую представлявшие главную цель паломничества. При этом алтарная часть отгораживалась от деамбулатория, как правило, не стеной, а фигурной сквозной решёткой.

Рис. 5. Хор (выделен цветом ) (греч. χορός — хор , групповой танец ) — в раннехристианских храмах пространство перед главным престолом , где помещался хор певчих; позднее в западноевропейских странах хором стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного здания, до апсиды . Таким образом хор стал включать пресвитерий . См. также — Хоры .

Рис. 6. Нао́с (от греч. ναός — храм, святилище ) (выделен цветом ) — центральная часть христианского храма , где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся. С востока к наосу примыкает алтарь — важнейшее помещение храма, где располагается престол и совершается литургия . Алтарь в православных храмах отделён от наоса завесой и иконостасом . С запада к наосу присоединяется притвор , по-гречески нартекс или пронаос . В некоторых русских храмах притвор отсутствует и входная дверь храма ведёт прямо в наос . С противоположной стороны к наосу примыкает отделённый стеной опистодом , закрытое помещение для хранения ценностей.

Рис. 7. Нартекс на условной схеме западноевропейского храма (выделен цветом ). Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма . Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Происхождение термина обычно выводится из прето́рия (лат. praetorium) — в Древнем Риме площадка для претора , место для палатки полководца, позже — центральная площадь города, резиденция, загородный дом. Отсюда и произошло древнерусское слово притория , а затем и притвор . Притвор обычно отличают от на́ртекса (от греч. Νάρθηξ — ларчик, шкатулка ), последний располагается с западной стороны и изнутри полностью открыт в основной объем храма. Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии , куда могли входить, кроме иудеев, также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающие, но и иудеи (по крайней мере, с IV в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня , то есть купель для крещения .

В древности в русских храмах часто притворов не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в церкви уже строго не отделялись оглашенные, то есть готовящиеся принять крещение, и кающиеся. К этому времени людей уже крестили, как правило, в младенческом возрасте, причём крещение взрослых иностранцев было не так часто, чтобы ради этого делать притворы. Те христиане, которые за греховное поведение или проступки получили церковное наказание — епитимию , стояли некоторую часть церковной службы у западной стены храма или на паперти .

В дальнейшем все же опять возобновилось массовое строительство притворов. Собственное название этой части храма — трапеза , поскольку раньше в ней устраивались угощения для нищих в праздничные дни или дни поминовения усопших . Теперь почти все православные храмы имеют притворы.

Рис. 10. План собора Святого Петра . Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте , в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль , вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци , остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло , избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело . Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство . Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта , придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны . Существенно отметить этот момент (факт) – алтарная часть базилики святого Петра направлена на Запад?!


Рис. 11.
Базилика святого Петра и площадь Петра перед ней. Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором св. Петра. В центре площади находится древнеегипетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой в I веке. По преданию, на вершине обелиска, находилась сфера, в которой покоился прах Юлия Цезаря. Кстати, обелиск и круглая площадь – это солнечные часы . Папа попросил Микеланджело перетащить и установить обелиск напротив базилики, но тот задал сакраментальный вопрос – а вдруг разобьется? После этого дело перешло к архитектору Доменико Фонтана , который и установил обелиск в 1586 году. А позже установил в разных местах города еще три аналогичных обелиска. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр . Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз . В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора.

Рис. 12. Купол , шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба (подкупольный квадрат ). В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика , он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет , с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини . Бронзу для кивория взяли из Пантеона , разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа . Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта , одного из учеников Микеланджело ».

Рис. 13. « План трёхнефного собора с закрашенным средокрестием (подкупольный квадрат ). Средокрестие — в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта , образующих в плане крест . При традиционной ориентации церкви через средокрестие можно попасть в западный неф, в южный и северный трансепты и в расположенный в восточной части храма хор . Средокрестие часто увенчано башней или куполом , причём башни характерны для романских и готических храмов, а купола — для соборов эпохи Возрождения . Поскольку средокрестие открыто на все четыре стороны, нагрузка от башни или купола приходится на углы, поэтому создание устойчивой конструкции требует от архитектора и строителей изрядного мастерства. В прошлые столетия чрезмерные амбиции создателей часто приводили к обрушению такого рода конструкций».

«Первоначально Браманте спроектировал план храма (базилики святого Петра) в форме греческого равноконечного креста . После его смерти под давлением прелатов Рафаэль видоизменил план базилики, преобразовав его в латинский крест . В 1546 г. работы поручили Микеланджело , он вернулся к первоначальным идеям Браманте , слегка изменив пропорции и высоту базилики . После кончины Микеланджело Павел V поручил Мадерно завершить собор, вернувшись к плану в форме латинского креста ».

Далее на рисунках 14 и 15 мы покажем результаты совмещения «плана плана » нам послужит картина внутренней планировки католического храма, которая показана на рисунке 8.

Рис. 14. На рисунке показаны результаты совмещения «плана » базилики святого Петра с матрицей Мироздания. Причем основанием для совмещения «плана красным квадратом место «подкупольного квадрата среднекрестия планом » базилики святого Петра. Детали совмещения хорошо видны на рисунке. Однако архитекторы базилики святого Петра отошли от «стандартного » плана храма в форме латинского креста. Реальная картина совмещения будет показана ниже на рисунке 15.

Рис. 15. На рисунке показаны результаты «Реальной картины » совмещения «плана » базилики святого Петра с матрицей Мироздания. Причем основанием для совмещения «плана » нам послужит картина внутренней планировки католического храма, которая показана на рисунке 8. В центре мы выделили красным квадратом место «подкупольного квадрата », который совпадает с положением «среднекрестия » на схеме, расположенной под «планом » базилики святого Петра – это нижний красный крест с большей толщиной линии. На рисунке «План » базилики сдвинут вверх так, чтобы верхняя часть «плана » совместилась с 26-ым уровнем Верхнего мира матрицы Мироздания. Это точно такое же положение, как и положение в Верхнем мире матрицы Мироздания картины внутренней планировки католического храма, которая показана выше на рисунке 14. Красным квадратом с более тонкой толщиной линии мы показали положение «подкупольного квадрата » — «среднекрестия » на «плане » базилики святого Петра. Внизу рисунка видна часть внутренней планировки католического храма. Справа показано положение двух священных Тетрактисов в месте перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания. Остальные детали совмещения хорошо видны на рисунке. Из анализа результатов совмещения «плана » базилики святого Петра с матрицей Мироздания , очевидно, что матрица Мироздания является, и являлась в прошлом сакральным базисом или «шаблоном», по которому был создан «план», или внутренняя планировка храма базилики святого Петра .

Итак, наша проверка увенчалась успехом. Базилика святого Петра в Ватикане строилась по «шаблону » или сакральному базису – на основе знаний о матрице Мироздания.

И вот, когда мы уже решили, что благополучно закончили наши исследования, у нас неожиданно возникла следующая идея. А вдруг «план » базилики святого Петра и план площади Петра перед ней составляют единый «священный символ »?! Да, «план » базилики святого Петра после анализа результатов нашего исследования стал «священным символом », отражающим Божественные реалии во Вселенной! Тогда мы отправились на поиски единого плана базилики с площадью . Увы, мы столкнулись с реальными проблемами. Нам удалось найти только следующий «единый план» удобоваримого графического качества. Он показан ниже на рисунке 16.


Рис. 16.
Рисунок «единого плана » базилики святого Петра и площади Петра перед ней (1899 – 1900 гг.). С этого рисунка мы взяли фрагмент «единого плана », с которым мы продолжили наши исследования.

Рис. 17. На рисунке показано, какой фрагмент «единого плана » базилики святого Петра и площади Петра перед ней. Красным прямоугольником на рисунке показан фрагмент, который мы будем использовать для совмещения с матрицей Мироздания.

Рис. 18. На рисунке показан результат совмещения фрагмента «единого плана » базилики святого Петра и площади Петра перед ней, который мы совместили с матрицей Мироздания. Красными линиями вверху на рисунке мы выделили детали интерьера площади перед базиликой святого Петра. Эти детали «единого плана » в пределах ошибки хорошо совместились с матрицей Мироздания в месте перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания. Не менее удивительным для нас оказался тот факт, что обелиск в центре площади Петра практически точно совместился с центральной позицией на 13-ом уровне Нижнего мира матрицы Мироздания. Этот обелиск вы можете увидеть на рисунке 11. В итоге наше предположение о том, что «план » базилики святого Петра и план площади Петра перед ней составляют единый «священный символ » успешно подтвердилось . Из этого следует, что Ватикан знаком со знаниями о матрице Мироздания и хранит их.

Сакральный смысл пространства Нижнего мира в области 13-ого уровня Нижнего мира матрицы Мироздания нам уже известен. По представлениям жрецов древнего Египта в области 13-го 16-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания «располагалось » пространство Богини Маати Богини истины и правды . В этом пространстве происходило и происходит «взвешивание сердец людей » на предмет степени отягощенности «сердец» грехами. Достаточно подробно мы рассказывали об этом в наших работах раздел «Авторские статьи » — и — . Ниже на рисунке 19 будет показан египетский рисунок с весами и богиней истины и правды — Маат .

Рис. 19. Древний египетский рисунок сцены «взвешивания сердца » «Ab Маат . Справа бог мудрости Тот . Внизу Аммит – «пожиратель » отягощенных грехами «сердец » людей. В широко известном египетском Мифе об Осирисе «Совет богов » в свите Осириса (Asar ) назывался – «Паут Paut ». Их общие число было – 42. «Совет богов » помогал Осирису анализировать и оценивать дела умершего человека за прожитую жизнь. Число 42 в точности соответствует сумме «позиций» 13, 14 и 15 уровней 13+14+15 = 42 – Нижнего мира матрицы Мироздания. В этой же области матрицы Мироздания располагался «Зал Двойной » Маати (богини правды и истины ), где на весах взвешивалось «сердце » – Аб – Ab – (аспекты души существа ). На одну чашу весов помещалось перо Маати , а на другую чашу весов помещалось «сердце » Аб . Если «сердце » Аб оказывалось тяжелее «пера Маати », или самой Маат с раскрытыми руками на чашке весов, (существо много грешило ), то это сердце «поедало » существо Аммит с головой и половиной тела крокодила, а задняя половина – тело гиппопотама.

Ниже на рисунке 20 совместим этот рисунок с «единым планом » базилики святого Петра и площадью Петра перед ней.

Рис. 20. Рисунок аналогичен рисунку 18 и к нему добавлен древний египетский рисунок сцены «взвешивания сердца » «Ab » в «зале Маат ». Слева – богиня истины и правды – Маат, справа бог мудрости Тот . Рисунок «зала Маат » «расположился » в Нижнем мире матрицы Мироздания под обелиском, привезенным императором Калигулой из Египта. Обелиск расположен в центре площади Петра перед базиликой святого Петра. Этой тайной древних мудрецов о матрице Мироздания наряду с Ватиканом владел итальянский скульптор Антонио Канова , о котором мы рассказывали в работе раздел «Авторские статьи » — .

Таким образом, на основе результатов наших исследований в этой работе мы можем сделать следующие выводы:

1) матрица Мироздания является сакральным базисом внутренней планировки католических соборов. В частности, сакральным базисом или «шаблоном » по которому итальянские скульпторы и архитекторы создавали внутреннюю планировку базилики святого Петра и планировку площади Петра перед базиликой в Ватикане.

2) Ватикан хранит тайные знания древних о матрице Мироздания как сакральном базисе , по которому сотворено Божественное Мироздание и наша Вселенная, в частности. Никакой ереси в этом нет, так как Сам Господь Иисус Христос в святом Евангелие от Иоанна сказал (Ин. 1. 17 ): «17. ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ». Древние знания приемлются, а «благая весть » Спасителя является естественным продолжением Божественного промысла для нас людей.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология » – и, образующих в плане

Католический храм

Храм является средоточием всей жизни приходской общины и выполняет многообразные функции. Здесь верующие осознают свое единство и сообща испытывают чувство встречи с Богом. Но главное предназначение храма в том, что он является местом проведения литургии.

Одно из отличий католического храма от православного заключается в том, что его главный алтарь обращен на Запад. Ведь на Западе, по учению Католической церкви, расположена столица Вселенского христианства, Рим, местопребывание папы римского – главы всей христианской церкви. В католических храмах, в отличие от православных, нет иконостасов. Алтари (их может быть много) дозволяется устраивать у западной, южной и северной стен храма. Алтарь в католическом храме соответствует православному престолу, но не алтарю: это накрытый покрывалом стол с богослужебными книгами и утварью. У алтаря происходит основное священнодействие.

Католические храмы чаще всего строятся в виде базилики, а также как купольные храмы в виде латинского креста. Крест в плане храма символизирует искупительную жертву Христа. Боковые нефы часто служат местами для капелл с самостоятельными алтарями. При сооружении алтаря в основу фундамента всегда кладут мощи какого-либо святого. Над алтарем помещается главный храмовый образ. Алтарь украшает дарохранительница – табернакль – для освященных гостий (делается обычно в виде шкафчика). На алтаре обязательно есть скульптурное распятие, чаша для причастия, патена – плоское блюдце для гостий, и корпорал – салфетка, на которую ставят чашу и патену, чтобы после освящения даров собрать с нее частицы хлеба. Иногда здесь же ставят циборий – чашу с крышкой для хранения гостий, и монстранцию – сосуд для выноса гостий во время религиозных процессий. Как правило, в больших католических храмах есть кафедра на возвышении, с которой произносится проповедь. В католических храмах, в отличие от православных, прихожанам разрешается сидеть во время богослужения. Его участники должны вставать только в определенные моменты – во время чтения Евангелия, возношения Святых Даров, благословения священника и т. д.

До V–VI вв. у священников не было особых литургических облачений, они появились позже, хотя и восходят к одеждам обычных римлян того времени. Облачения священников должны были напоминать о добродетелях и обязанностях священника. Перед свершением мессы священник надевает поверх сутаны – длинного одеяния со стоячим воротником, наглухо застегнутого снизу доверху, – белую длинную тунику, часто украшенную кружевами, так называемую альбу (от лат. alba – белая). Пояс в виде веревки или шнурка должен напоминать о веревках, которыми был связан Иисус во время ареста. Стола – лента, надеваемая на шею, – главная часть литургического облачения. Стола символизирует власть священника. Поверх всего этого надевается орнат (от лат. orno – украшаю), безрукавная накидка с вырезом – из бархата или парчи. Орнат должен напоминать священнику о грузе евангельского учения и символизировать его. Для других служб, совершаемых вне храма (например, для процессий), надевается белая рубашка до колен – комжа, и плащ. Его называют капа или плувиал, поскольку он должен защищать от дождя (от лат. pluvium – дождь). Священник носит на голове четырехугольную шапочку – биретту. Голову епископа украшает митра. Со времен Павла VI (1963–1978), который отказался от тиары как слишком дорогого убора для главы церкви бедных, папы также носят митру. Ступени священства и церковные чины различаются по цвету повседневной одежды священнослужителя – сутаны. Священник носит черную сутану, епископ – фиолетовую. Кардинальский пурпур – красная сутана кардинала – символизирует, что он готов до последней капли крови защищать Святой Престол. Основной цвет папской одежды – белый.

Как правило, католические храмы богато украшены живописными и скульптурными изображениями. На стенах в виде скульптурных рельефов или живописных картин изображается крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Это 14 так называемых «станций», то есть этапов крестного пути. В каждом католическом храме есть специальные кабинки для исповеди. Их окна обычно закрываются решетками и занавесками, чтобы обеспечить анонимность покаяния. При входе в храм помещается чаша со святой водой.

Католическая церковь, как и Православная, почитает иконы (от греч. eikon – образ, изображение). Икона – это почитаемое Церковью сакральное изображение, плоскостное или объемное. В католическом богословии икона трактуется прежде всего как свидетельство о том, что Бог принял подлинную человеческую природу, выразил себя в человеческой личности. Почитая иконописный образ, учит Церковь, христиане поклоняются Прообразу и Творцу всего сущего. Икона стала одним из способов фиксации и передачи учения Церкви. Культ икон в христианстве утвердился только в VIII в. в результате победы над иконоборческими движениями, связанными с несторианством и монофизитством. На VII Вселенском (II Никейском) соборе 787 г. иконоборчество было торжественно осуждено Западной и Восточной церквами. Однако в почитании икон между ними имеются различия. Восточная церковь признала икону как «богословие в образах», и в почитании икон боролась «не за красоту, а за истину». Близким по духу восточному богопочитанию является в католицизме только почитание чудотворных икон и статуй. Католическая иконопись по преимуществу является итальянской. Начиная с XIII в. развитие религиозного искусства на Западе испытывает все большее влияние индивидуального стиля художников. Начало этому процессу положил Джотто. В эпоху Возрождения на смену канонической иконе пришла религиозная живопись с новым пониманием священных образов. Согласно учению Тридентского собора об иконе, она, не заключая в себе самой Божественной силы, освящает молящихся через «отпечаток первообраза», то есть в силу своего отношения с первообразом. Католическая церковь тем не менее до наших дней сохранила отношение к религиозной картине как сакральному образу. В католической традиции принято, что сакральные изображения должны украшать храмы и другие места христианской жизни, иллюстрировать историю спасения, побуждать творить добро и содействовать процветанию христианских добродетелей. Много общего во внешних знаках почитания сакральных изображений у католиков и православных: это коленопреклонение, поклоны, каждение, зажигание перед иконами свечей и лампад.

II Ватиканский собор признал, что сакральная икона – одна из различных форм присутствия Христа среди верующих. Однако современный Кодекс канонического права (канон 1188) рекомендует священнослужителям и верующим соблюдать меру в иконопочитании: «Иконы необходимо размещать в умеренном количестве и с соблюдением необходимого порядка, дабы они не вызывали у верующих чувства удивления и не давали им повода для искажения набожности».

Каждый католический храм, начиная со времен Древней церкви, стремится обрести мощи и реликвии (от лат. reliquae – остатки, останки) какого-либо местного или особо почитаемого святого, а также предметы, связанные с жизнью Христа, Богородицы и святых. В католических храмах и монастырях в особых мощехранительницах, или реликвариях, хранятся реликвии – остатки одежды Христа, кусочки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми он был прибит, и т. п., а также части облачения Девы Марии, ее волосы, молоко Богородицы и пр. Особо почитаемыми являются Святые Реликвии Страстей Господних. Со времен Средневековья и до наших дней обладающие реликвиями храмы и монастыри привлекают к себе многочисленных паломников.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

98. Православный и католический взгляд на Святую Троицу. О философском смысле филиокве Арианство как течение христианской мысли к VI в. утратило свое значение. Однако разногласия в понимании Триединства в Святой Троице продолжали волновать богословов. Различия между

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Римско-католический церковный год Нынешний римско-католический календарь явился результатом вышеописанного постепенного сокращения и переделки псевдо-Иеронимова календаря. Нынешний свой вид получил при папе Григории XIII, который поручил исправить его кардиналу

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Римско-католический табель праздников В римско-католической церкви праздники по степени торжественности делятся на 6 разрядов. Праздники первых 4 разрядов, так как обнимают собою каждый около двух дней (некоторые имеют канун или вигилию, другие продолжаются на некоторых

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Католический ответ: Тридентский собор об оправдании Вполне очевидно, что Католическая Церковь должна была дать официальный и определенный ответ Лютеру. К 1540 г. имя Лютера приобрело известность во всей Европе. Его сочинения читались и усваивались с различной степенью

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Католический ответ: Тридентский собор о Писании Тридентский собор мощно отреагировал на то, что он посчитал протестантской безответственностью в отношении вопросов авторитета и толкования Писания. Четвертая сессия собора, закончившая свои заседания 8 апреля 1546 г.,

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Католический ответ: Тридентский собор о таинствах Тридентский собор не спешил с выражением своего отношения к реформационным взглядам на таинства. Седьмая сессия Тридентского собора завершилась 3 марта 1547 г. изданием «Декрета о таинствах». Во многом это была временная

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

2. Римско–католический экуменизм Хотя Римско–католическая церковь поначалу противилась целям, выраженным в программе ВСЦ, она затем решила широко сотрудничать с этим органом. Второй Ватиканский Собор (1962–1965), который все больше рассматривал папство в

Из книги Малая трилогия автора Булгаков Сергей Николаевич

Раздел II. Католический культ «Освящающая задача Церкви» Культ в любой религии (от лат. cultus - почитание, поклонение) – это совокупность обрядовых действий, при помощи которых верующий воздает почести сверхъестественной реальности. Католический культ отличается

Из книги Основы искусства святости, том 4 автора Варнава Епископ

МОДЕРНИЗМ КАТОЛИЧЕСКИЙ И БИБЛЕИСТИКА Под католич. М. подразумевается движение внутри католич. мысли, к–рое заявило о себе на рубеже 19 и 20 вв. и стремилось согласовать церк. принципы с состоянием культуры своего времени (философией, естествознанием, историч. наукой,

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

§105. Еретический и католический аскетизм Но мы должны сейчас провести разграничение между двумя разными типами аскетизма в христианской древности: еретическим и ортодоксальным, или католическим. Первый основан на языческой философии, второй - на христианских

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

ГЛАВА III. КАТОЛИЧЕСКИЙ ДОГМАТ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ БОГОМАТЕРИ Вера в личную безгрешность Богоматери в Православии есть, так сказать, благоуханное курение, молитвенное облако, сгущающееся из фимиама благочестивого Ее почитания в Церкви. Если задать себе вопрос, что именно

Из книги Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной общин Петербурга автора (Никитин) Архимандрит Августин

Из книги автора

Из книги автора

Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий; б) должны твердо хранить данные обеты, и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет) I. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким

Из книги автора

Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?) I. Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет посвятить Богу на служение в храме Его дитя свое, если Бог им дарует его. Господь даровал им

Из книги автора

Католический храм св. Екатерины В один из дней 1828 г. в петербургском католическом храме Св. Екатерины было особенно празднично. Здесь при огромном стечении народа венчался Л.П. Витгенштейн, сын знаменитого фельдмаршала, «спасителя града Петрова», как его называли

 


Читайте:



Вверх по служебной лестнице: фен-шуй вам в помощь!

Вверх по служебной лестнице: фен-шуй вам в помощь!

Сегодня на станицах нашего онлайн-журнала сайт мы поговорим о зонекарьеры по фен-шуй. Для чего нужна в квартире зона работы? Зона карьеры...

Церковь георгия победоносца в коломенском

Церковь георгия победоносца в коломенском

Контактные данные Адрес: 125008, Москва, ул. Б. Академическая, д. 33. Тел.: (495) 450-13-27 - дежурный. Тел.: +7 (967) 250-07-43 - дежурный...

Бог Локи: образ скандинавской мифологии

Бог Локи: образ скандинавской мифологии

Локи относится к скандинавской мифологии. Его считают негативным персонажем. У него есть способность изменять обличие, именно отсюда появилось...

Во сне одевать новые вещи

Во сне одевать новые вещи

Новая одежда во сне всегда связана с новыми планами и предвещает удачу в делах, новые знакомства, новые отношения, новый период в жизни или...

feed-image RSS