Главная - Фэн-шуй
Особенности культуры рубежа XIX-XX веков. Общественно-политическая, философская и эстетическая мысль. Литературные течения. Русская культура серебряного века Литература: от классицизма к экзистенциализму

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

Центр дистанционного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Культурология»

Тема: «Западноевропейская и русская культура рубежа XIX – XX вв.»

Выполнил:студент 1 курса

группа ЭТР - 08 СВ

специальность «Экономика и управление персоналом» Завозова О.В.

Проверил преподаватель:

___________________________

2. Открытие в искусстве нового взгляда на мир, новых смысловых миров, противостоящих прагматизму буржуазной цивилизации XX в. Характеристика художественных течений импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, экспрессионизма, фовизма, футуризма.

3. Символизм как течение в искусстве рубежа веков. Стиль модерн, его смысловые истоки и основные принципы формообразования. Влияние стиля модерн на повседневную жизнь. Русский модерн.

1. Особенности культурной ситуации рубежа веков. Проблемы судеб культуры в зеркале искусства.

Конец XIX - начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей - религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность выбора рождала в истории России сложные коллизии (вспомним хотя бы противостояние "никонианцев" и старообрядцев в XVII в.). Антиномии "свое" - "чужое", "Россия" - "Запад" особенно остро сказывались в переходные эпохи. Конец XIX - начало XX в. был именно такой эпохой, и проблема "русской европейскости" приобрела в это время особый смысл, образно выраженный в известных строках А. А. Блока:

Мы любим все - и жар холодных чисел,

И дар божественных видений,

Нам внятно все - и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса - телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.

Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. "Второе дыхание" обрела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом".

Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев - Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов.

Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, - вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое - материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

Конец XIX - начало XX столетия сегодня часто называют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров.

2. Открытие в искусстве нового взгляда на мир, новых смысловых миров, противостоящих прагматизму буржуазной цивилизации XX в. Характеристика художественных течений импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, экспрессионизма, фовизма, футуризма.

Импрессионизм (Impressionism, франц. impression - впечатление), направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

Постимпрессионизм

В 80-х гг. XIX в. ситуация во французском искусстве сильно изменилась. Три последние выставки импрессионистов показали высшие достижения этого направления и одновременно свидетельствовали о том, что оно уже исчерпало себя.

В конце столетия четыре художника громко заявили о себе, подводя итог искусству XIX столетия и прокладывая путь в будущее. Это были Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903) и Анри де Тулуз-Лотрек. Яркие индивидуальности, они не объединились в группу, однако с разных сторон двигались к одной цели - познанию истинной сущности вещей, скрывающейся под их внешностью. Так родился постимпрессионизм (от лат. pos - «после»). Это течение было тесно связано с импрессионизмом и смогло проявить себя лишь в пору его заката.

Сезанн, самый старший из четырёх художников, долгое время работал параллельно с импрессионистами. Знакомство с Камилем Писсарро и совместная работа на пленэре изменили живописный язык Сезанна. Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов. Гоген в свою очередь познакомился с Писсарро в 1876 г. и по его рекомендации примкнул к импрессионистам. Его работы были представлены на четырёх последних выставках движения. Голландец Ван Гог соприкоснулся с импрессионизмом в 1886 г. после своего приезда в Париж. Палитра художника стала яркой и чистой под влиянием импрессионизма.

Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу. Но если последние только противопоставляли своё искусство салонному, то первые отрицали буржуазный образ жизни. Сезанн, сын банкира из города Экса, всю жизнь изображал деклассированного художника. Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи. Он жил в нищете на островах Таити и Хива-Оа, изучая обычаи туземцев и считая их выше достижений европейской цивилизации. Ван Гог, выходец из семьи голландского пастора, изучал теологию в Амстердаме, потом был проповедником на угольных шахтах в Бельгии. Обратившись к живописи, он уехал в Париж, а потом в Арль, где, измученный одиночеством, сошёл с ума и покончил жизнь самоубийством.

Сезанн, Ван Гог и Гоген, не найдя гармонии в современном обществе, обратились к природе, ища в ней успокоения. Однако в отличие от импрессионистов они стремились запечатлеть не мгновения, а вечность. Постимпрессионисты как будто видели не только явные, но и скрытые силы, тайные законы мироздания. Они повернулись к маленькому мирку импрессионистов спиной, расширив свой мир до масштабов Вселенной

тему: « Европейская культура XIX – XX веков » Выполнила студентка 1 курса группы Скд-415/1 Пикалова Кристина Рвботу проверил преподаватель: Битюкова Людмила Григорьевна Воронеж 2016 Романтизм, Реализм. В культуре Нового времени 19 век занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и вступила в стадию кризиса. В своей основе культура 19 столетия базируется на тех же мировоззренческих основаниях, что и культура нового времени. Это...

2644 Слова | 11 Стр.

  • Реферат: культура Белоруссии и России 19-20 века

    Реферат: Культура Белоруссии и России 19 -20 века | | | | Содержание 1. Введение 2. Материальная и духовная культура 3. Школьная реформа 4. Профессиональное обучение 5. Научные исследования истории Белоруссии, быта и культуры ее населения 6. Книжная и периодическая печать 7. Искусство и архитектура * Развитие белоруской литературы * Становление национального профессионального театра, музыкальная жизнь * Изобразительное искусство * Архитектура 8. Заключение 9. Литература...

    13632 Слова | 55 Стр.

  • МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в разные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры , но дает через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо-культурные...

    4049 Слова | 17 Стр.

  • Русская культура 19 века

    Содержание Введение……………………………………………………………………. 3 1. Русская культура 19 века .......................................................................... 5 1.1. Художественная культура первой половины 19 века ............... 7 1.2. Художественная культура второй половины 19 века ……….. 11 Заключение………………………………………………………………… 15 Список литературы………………………………………………………... 16 Введение К середине 50-х годов ХIХ в. в России произошли огромные политические преобразования...

    3115 Слова | 13 Стр.

  • Искусство России 20 века

    Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века . Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20 века . Часть процессов, существенно важных для истории искусства нашего столетия, берет свое начало еще в прошлом веке . Часть - возникает позже, в ходе развития искусства современной эпохи. Главное же заключается в том, ...

    8493 Слова | 34 Стр.

  • Русская философия 19-20 веков

    11 вариант Тема: Русская философия 19 -20 веков . План: Введение. 1. Особенности русской философии 2. Дискуссии западников и славянофилов 3. Концепция всеединства в русской философии 19 -20 веков Заключение. Список используемой литературы. Введение. Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры . Русская философия обращается к тем же проблемам, что...

    3198 Слова | 13 Стр.

  • Русская культура 19 век

    «Золотой век русской культуры в начале 19 века » Выполнила: Щербинина Наталья Сергеевна студентка БУ СПО ХМАО-ЮГРЫ «Югорский художественный техникум» Руководитель: Коскина Любовь Игоревна 2013 План 1. Введение. Особенности «Золотого века » классического...

    2854 Слова | 12 Стр.

  • Музыкальная культура России 19 -20вв.

    РЕФЕРАТ Музыкальная культура России 19 - начала 20 веков План: Введение 1. Песенная культура России в 19 веке 2. Русская композиторская школа 2.1 Михаил Иванович Глинка 2.2 Александр Сергеевич Даргомыжский 2.3«Могучая кучка» 2.4 Петр Ильич Чайковский 3. Русская музыкальная культура начала 20в. Заключение Список литературы Введение Россия в 19в. сделала огромный скачок в развитии культуры , внесла неоценимый вклад в мировую культуру . Это было предопределено рядом причин. Културный...

    2934 Слова | 12 Стр.

  • abkbcjabz 19-20 dd

    1.1Истоки русской философии 3 1.2 Особенности русской философии XIX-ХХ веков . 6 Глава 2. Русский космизм 13 2.1 Русский космизм. 13 Заключение. 18 Список литературы 19 Введение Русская Культура , важнейшей составляющей которой является русская философия, которая, в конечном счете, определила своеобразие русской философии. Русская культура – явление уникальное. С чем это связано: 1) Географически наше Отечество, на протяжении всего...

    3654 Слова | 15 Стр.

  • 19 век

    Тема 17.Русская культура в первой половине 19 века План 1.Особенности и основные тенденции развития культуры России в первой половине 19 века страница № 3 2.Развитие просвящения, образования и науки страница № 4 3.Русская литература и театр в первой половине 19 века страница № 6 4.Изобразительное искусство, архитектура и музыка страница № 7 5.Список литературы страница № 10 1.Особенности и основные тенденции развития культуры России в первой половине 19 века Начало 19 века - время культурного...

    2573 Слова | 11 Стр.

  • Самосознание европейской культуры XIX века

    Введение ………………………………………………………. …3 1. Европейская культура 19 века ……………………………………..4-5 2. Отличительные черты индустриальной цивилизации……………6-8 3. Наука и техника ……………………………………………………….9-11 4. Политическая культура ………………………………………………12-13 5. Мораль и религия………………………………………………………..14-15 6. Архитектура и музыка Европы 19 века ……………………………………16 1.1.Архитектура……………………………………………………………16-19 1.2.Музыка…………………………………………………………………..20 -23 Список использованной литературы…………………………………………24 ...

    4097 Слова | 17 Стр.

  • развитие культуры искусства в Европе

    Содержание: 1.Введение……………………………………………………………………………..3 2.Культура Западной Европы с конца 19 века до первой мировой войны........................................................................4 3.Архитектура Западной Европы…………………………….………….8 4.Живопись Западной Европы...............................................11 5.Скульптура Западной Европы…………………………………...…...13 6.Дадаизм и сюрреализм в изобразительном искусстве.14 7.Неореализм в изобразительном искусстве………….…….…16 8.Заключение……………………………………………………………...

    2986 Слова | 12 Стр.

  • Благотворители и культура в конце 19 начала 20 века

    русской культуры конца XIX-начала XX века » Выполнил: Студент(ка) 1 курса Экономического факультета Группы – 4102 ФИО: Крючкова Ирина Владимировна Проверил: Д.Н.Н.профессор Эрлих В.А. г. Новосибирск 2016 г. Оглавление TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc465624929 \h 31Благотворительность и меценатство Российских предпринимателей PAGEREF _Toc465624930 \h 52Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в. PAGEREF _Toc465624931 \h 83Развитие культуры Росси конца 19 века PAGEREF...

    3437 Слова | 14 Стр.

  • Русская философия 19 века

    РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 ВЕКА Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры . Чтобы понять особенности русской философии, нужно заглянуть в историю развития философской мысли в России. Данная работа помогает рассмотреть главные вопросы периода развития русской философии. Она разделена на четыре раздела: ...

    7220 Слова | 29 Стр.

  • Культура 2 половины 19 века

    Культура второй половины XIX века План Введение 2 Образование во второй половине XIX века 4 Развитие науки во второй половине XIX века 9 Книгопечатание и музейное дело во 2 половине XIX века 18 Живопись и архитектура второй половины XIX века 22 Музыка 28 Театр 33 Заключение 37 Список литературы 39 Введение Термин «культура » происходит от латинского слова «cultura», означающего возделывание, обрабатывание. В широком смысле под культурой подразумевается все, что создано физическим и умственным...

    8824 Слова | 36 Стр.

  • Teopия культуры

    политики и культуры КУЛЬТУРОЛОГИЯ ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ Н.О. Воскресенская Оглавление Лекция 1. Введение в дисциплину. Предмет культурологии. Культурологические концепции. Мировые и национальные религии Лекция 2. Первобытная культура . Культура цивилизаций Древности Лекция 3. Мировая культура в эпоху Средневековья Лекция 4. Мировая культура в эпоху Нового и Новейшего времени Лекция 1. Введение в дисциплину. Предмет культурологии. Культурологические концепции. Мировые и национальные...

    17398 Слова | 70 Стр.

  • Русская философия хiх века

    в период 19 века 2. Философские учения западников и славянофилов. 3. Историософия П.Я. Чаадаева. Человек как феномен общественной жизни 4. Сущность идеи богочеловечества Заключение Список использованной литературы Введение Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры . Чтобы...

    4389 Слова | 18 Стр.

  • 8 20 D0 BA D0 BB D0 B0 D1 81 D1 81 20 D0 BA D0 BE D1 80 D1 80 D0 B5 D0 BA D1 86 D0 B8 D0 BE D0 BD D0 BD D1 8B D0 B9 202012 1

    России в XIX веке (36 часов), а также модуль «Обществознание», рассчитанный на 10 часов. Данная программа по истории России для 8 класса включает обязательный минимум содержания исторического образования в основной школе. Составлена на основе примерной программы, разработанной с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс «История России XIX века » является логическим завершением курса «Истории России с древнейших времён до конца XVIII века » и охватывает...

    2838 Слова | 12 Стр.

  • Мировая художественная культура

    | |«____»___________ 2013 г. |«____»_____________ 2013 г. | Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировой художественной культуры » Специальность: 031001.65 «Филология» Специализация: «Русский язык и литература» Квалификация (степень) выпускника: специалист Год обучения: 5 Форма обучения: очная Калининград 2013 Лист согласования Составитель:...

    16479 Слова | 66 Стр.

  • Культура литература

    Первоисточниками казахской литературы являются дастаны “Алып Ер Тонга”, “Шу Батыр”, созданные в 11-3 веках до нашей эры. Научными исследованиями доказано, что описанные в них события тесно связаны с древней историей казахского народа. Орхон-Енисейские письменные памятники показали, что у тюркских племен искусство слова отличалось поэтической силой, глубиной мысли и богатством содержания. Фольклорное наследие тюркской литературы представлено легендами, сказками, пословицами, поговорками, героическими...

    2502 Слова | 11 Стр.

  • Культура России в первой половине 19 века

    Культура России в первой половине 19 века Культура России в первой половине 19 века - значительный этап в развитии духовных и моральных ценностей русского общества. Поразительно, какие масштабы принял созидательный процесс, вся глубина его содержания и богатство форм. За полвека культурное сообщество поднялось на новый уровень: многоаспектный, полифоничный, уникальный. Зарождения развития <<золотого века >> Развитие русской культуры в первой половине 19 века было обусловлено высокой степенью...

    800 Слова | 4 Стр.

  • Культура 20-21 веков

    Государственное автономное, образовательное учреждение среднего профессионального образования РБ Бирский медико-фармацевтический колледж. Культура XX-XХI веков . Выполнила:111 фарм. Б группы Кугубаева Т.А. Проверил: преподаватель истории Позолотин И.В. Бирск 2013 Содержание. Введение………………………………………………………………………..3 Культура первой половины XX в…………………………………………….4 Основные тенденции в развитии искусства и литературы первой половины XX в…………………………………………………………….4 Новые художественные...

    6048 Слова | 25 Стр.

  • Серебряный век

    Общая характеристика русской поэзии «Серебряного века ». «Серебряный век » русской поэзии - это название стало устойчивым для обозначения русской поэзии конца XIX - начала XX века . Оно дано было по аналогии с золотым веком - так называли начало XIX века , пушкинское время. О русской поэзии “серебряного века ” существует обширная литература - о ней очень много писали и отечественные, и зарубежные исследователи, в т.ч. такие крупные ученые, как В. М. Жирмунский, В. Орлов, Л. К. Долгополов, продолжают...

    4814 Слова | 20 Стр.

  • Золотой век в русской культуре

    Золотой век русской культуры . 3. Духовность русской литературы. 4. Заключение. 5. Список литературы. Введение В истории культуры России XIXв. занимает особое место. Это время небывалого взлета русской культуры , время, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIXв. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры . В XIXв...

    1792 Слова | 8 Стр.

  • Серебряный век русской поэзии

    Введение Русская культура в целом, по сравнению с многочисленными культурами Европы и Азии, отличается внутренней противоречивостью и неоднородностью. Почти на всех этапах ее становления и развития складывались такие ее черты и конфигурации, которые не давали возможности однозначно интерпретировать ее особенности и тенденции динамики: отчетливое тяготение к гармонии и порядку то и дело омрачалось уродливыми искажениями и наложением друг на друга взаимоисключающих смыслов или тяготений, что приводило...

    4743 Слова | 19 Стр.

  • Развитие культуры

    Развитие культуры в России в конце 19 начале 20 века ( скачать реферат в архиве) Файл 1 Российская коллекция рефератов (с) 1996. Данная работа является неотъемлемой частью универсальной базы знаний, созданной Сервером российского студенчества - http://www.students.ru . Содержание 1. Введение 2. Литература 3. Театр 4. Кино 5. Русское искусство конца 19 - начала 20 веков А) Скульптура Б) Архитектура 6. музыка 7. заключение 8. литература 9. рисунки...

    11296 Слова | 46 Стр.

  • Реферат.Живопись России 19 века.

    1.Русская живопись в начале XIX века ..…………………………………………...3 1.1Романтизм в изобразительном искусстве ……………………………………….7 1.2.Пейзаж в творчестве С.Щедрина, И.Айвазовского..…………………………12 1.3.Творчество К.П Брюллова, А.Иванова ………………………………………..16 1.4.Бытовой жанр в произведениях П.А Федотова ……………………………….20 Заключение …………………………………………………………………………22 Литература ………………………………………………………………………….23 Введение Русская художественная культура истоки которой начинались с классицизма...

    4131 Слова | 17 Стр.

  • второй половине 19 -начале 20 века » Новосибирск 2013 Введение. Поход Ермака в сибирь был продолжением в освоении новых земель. Вслед за ним в Сибирь двинулись крестьяне, промышленники-земледельцы, служивые люди. В борьбе с суровой природой, они отвоевывали у тайги землю, основывала поселения и закладывали свою культуру . Статья Е.В. Дегальцевой показывает быт, нравы и культурные традиции населения Сибири в середине 19 - начале 20 веков . Задеты такие...

    1897 Слова | 8 Стр.

  • Русская философия XIX-ХХ веков

    XIX-ХХ веков Русская культура –явление уникальное. С чем это связано: 1) Географически наше Отечество, на протяжении всего своего существования, находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации. 2) Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до “голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние на культуру других народов. 3) Формирование нашей культуры происходило...

    4755 Слова | 20 Стр.

  • Культура

    Темы для подготовки сообщения на зачете по культурологии 1. «Культура »: многообразие философских и научных подходов. 2. Понятия «культура » и «цивилизация» в истории философского анализа культуры . 3. Науки о культуре . Культура как предмет междисциплинарного исследования. 4. «Запад» и «Восток» как проблема европейской мысли. 5. Содержание и механизм коммуникативной функции культуры . Язык как средство коммуникации. 6. Культурные нормы в жизни общества. Проблема соблюдения и...

    934 Слова | 4 Стр.

  • Культура XIX века

    Культура XIX века является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло к соответствующим преобразованиям в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании). Если связать творчество с общественно-политической борьбой того времени, то видно, что стремление художников к созданию соответствующих тем и образов является...

    1406 Слова | 6 Стр.

  • Русская философия 19-20в. Краткая аннотация модуля

    ТЕРЕШКО М.Н. Русская философия 19 -20в. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ Всякая философия несет на себе печать национально-культурного своеобразия. С этой точки зрения выделяют национальные типы философии. Особого рассмотрения заслуживает такой период в развитии русской философии, который начинается со второй четверти Х1Х начало ХХ веков . Это и наиболее своеобразная, и, одновременно, наиболее связанная с западноевропейской, форма философии. В первом параграфе лекции – «Западничество и славянофильство...

    3412 Слова | 14 Стр.

  • Русская музыкальная культура 19 века и ее мировое значение

    экономики и сервиса Кафедра Туризма и гостеприимства КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Мировая культура и искусство» на тему: Русская музыкальная культура XIX века и ее мировое значение выполнила: студентка гр. СД-21 Михайлова И.В. проверила: к.и.н., доцент Котова Т.П. Уфа 2010 Содержание Введение Исторический фон Развитие песенной культуры России в XIX веке Русская композиторская школа · Михаил Иванович Глинка · Александр Сергеевич Даргомыжский · «Могучая...

    5527 Слова | 23 Стр.

  • Головные уборы 20-х годов XX века

    (ТГУ) Институт искусств и культуры Кафедра дизайн костюма КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «История костюма» на тему «Головные уборы 20 -х годов XX века » Выполнил студент группы №1606 Давыденко А.А. Проверил ст. преподаватель Пономарёва Т.А. Томск 2013г. Содержание Введение………………………………………………………………………………. 3 стр. 1. Общая характеристика исторического периода………………………………….4 стр. 2. Эстетический идеал - образ женщины 20 -х годов XX века ……………………..5 стр. 3. Женские...

    2178 Слова | 9 Стр.

  • Изобразительное искусство 19 века

    Содержание I Русская живопись в начале XIX века Введение………………………………………………………………..…..2 1.1Романтизм в изобразительном искусстве………………………….….3 1.2.Пейзаж в творчестве С.Щедрина, И.Айвазовского…………………..6 1.3.Творчество К.П Брюллова, А.Иванова………………………………..9 1.4.Бытовой жанр в произведениях П.А Федотова……………………..11 Заключение…………………………………………………………………13 Литература………………………………………………………………….14 Приложения. Введение. Русская художественная культура истоки которой начинались с классицизма приобретший...

    3143 Слова | 13 Стр.

  • Повседневная культура Европы 19 века

    Баумана Калужский филиал Реферат по культурологии на тему: «Повседневная культура Европы в XIX веке » Выполнил: Трубка Р.А., студент гр. ИТД.Б-12. Проверил: Жукова Е.Н., к.ф.н., доцент Калуга, 2011 г. В XIX столетии жизнь обитателей Европы начала меняться очень быстро. В начале прошлого века европейцы оглядывались на времена столетней давности как на совершенно другую, бесконечно...

    5840 Слова | 24 Стр.

  • Основные направления философии 20 века

    Министерство путей сообщения Российской Федерации САМАРСКАЯ ГОССУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра «Философии и истории наук» Контрольная работа №1 по курсу «Философия» Тема: «Основные направления философии 20 века » Выполнил: Смирнов С.В. Шифр: 2005-ЭТ 6285 ...

  • по предмету: «Культурология»

    Мировая к ультура XX век а


    1. Характеристика эпохи

    2. Авангардизм

    4. Влияние технического прогресса на общество

    5. Духовная жизнь человека ХХ века

    6. Модернизм и постмодернизм

    7. Русская икона XX века

    8. Авангардное искусство

    Заключение

    Список использованных источников


    1. Характеристика эпохи

    В истории культуры не было такой эпохи, которая бы в такой мере, как XX век, задела и взбудоражила сознание современников, пробудила потребность в провозглашении своих идей и художественных открытий, часто противоречащих друг другу. Новизна идей, с которыми XX век стремительно ворвался в мировую культуру, поистине ошеломляюща. Они требуют вдумчивого и систематического анализа, к ним будут обращаться вновь и вновь будущие поколения.

    По сути, XX в. начался по мере осознания того, что «умерли все боги, остался человек» наедине со своим могуществом и своим все еще несовершенством. С одной стороны, потеря мудрого распорядителя всей земной жизни и великого Художника, которым является Бог, вызвала невиданный оптимизм и творческую энергию, с другой, - пугала человека открывшейся пустотой и той невиданной ответственностью, которую он ощутил. Отсюда оптимизм и пессимизм, надежда и отчаяние... Все до крайности обострено и противоречиво, антагонистично и стремительно. Социальное время в XX в. становится до предела плотным и насыщенным событиями, которые человек нередко не успевает даже осмыслить и пережить.

    Изменение картины мира было также связано с открытием в физике теории относительности. Это в значительной степени привело к релятивизму понятий и критериев ценностей в других областях знания и жизни человека, включая искусство и его каноны. Объективность закономерностей человеческого общежития, традиционных устоев и всего образа жизни, на которые человечество опиралось в течение последних столетий, коренным образом стала изменяться. Революция в умах произвела революцию в сердцах, а затем и в самом обществе.

    Сомнение нарушило цельность человеческого существования. Развитие промышленности, рост городов, стремительное развитие техники привело к тому, что человек утратил связь с природой, не обрел гармонии с социумом, но и не сумел на протяжении всего столетия обрести мира и покоя внутри себя. Свобода, которую он провозгласил своим идолом, не сделала его счастливым. С позиций логического рационализма и абстрактного гуманизма осуществлялась и по-прежнему осуществляется критика подлинно духовных традиций, которые не смогли заменить никакие модные теории нового постиндустриального общества.

    Импрессионизм и натурализм конца XIX в. из «абсолютно нового искусства» перешли в XX в. в разряд «классического». На абсолютную новизну стало претендовать искусство авангарда с его многочисленными школами времен Первой мировой войны. Экспрессионисты (экспрессионизм означает «выражение») подчеркивают, что ничего общего не имеют с импрессионистами, пытаясь средствами своего искусства выразить отношение к происходящему. Футуристы перестраивают мир, соединяя его первоэлементы по своему усмотрению, «как угодно», освобождаясь от бремени логики и рассудка.

    По-своему ставит и решает задачи нового времени русский авангард. Благодаря живописным произведениям К. Малевича и В. Кандинского супрематизм и абстракционизм стали заметным явлением не только русской, но и мировой художественной культуры, открывая новый этап в ее развитии. С помощью нового художественного языка русским художникам удалось создать иную, доселе невиданную новую художественную реальность, для восприятия которой требовалась определенная подготовка и знание ее «законов».

    Роль теоретиков нового искусства взяли на себя сами художники. Так, в работе «О духовном в искусстве» В. Кандинский пишет об особенностях языка абстрактного искусства: в качестве средств они могут использовать круг, квадрат и треугольник. «Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств. Так каждый культурный период создает свое собствеенное искусство, которое не может быть повторено».

    Отказ от миметического (т.е. подражания искусства природе, как это делали древние), стремление сконструировать абсолютно новую «духовную реальность», которая, в свою очередь, помогала бы переустроить социальный мир все это привлекало художников начала XX в. Сама духовность все более принимала определенные материальные конфигурации. Так, например, в представлении В. Кандинского даже сама духовная жизнь выглядела как «большой остроконечный треугольник, разделенный на неравные части». При этом самой острой и самой меньшей своей частью треугольник направлен вверх, а на самой его вершине находится только один человек. С одной стороны, - он радостен, с другой, - печален, поскольку даже те, кто к нему приближаются, его не понимают. Таким был Бетховен, по мнению В. Кандинского, таким были другие гении в искусстве. «Когда потрясены религия, наука и нравственность (последняя сильной рукой Ницше) и внешние устои угрожают падением, человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя», так точно характеризует В. Кандинский время, современником которого он является (

    Однако внутренние, глубинные основания творчества представляются автору строк мистическими образами, и они плохо осознаваемы и выражены посредством слова, в изобразительном искусстве с помощью точки, линии, цвета или в музыке. Вербальное творчество (литература, поэзия) столь же подвержены деструкции, как и целостный образ - Лик в живописи. Все эти эстетические трансформации являются свидетельством процессов, происходящих в XX в. и с человеком, и с социумом, в котором он живет.

    Упреки в адрес художников-модернистов в том, что они якобы «не умеют рисовать», часто оказывались несправедливыми. Известно, что многие из представителей отечественного и зарубежного авангарда и модернизма в своих ранних работах подражали мастерам классической живописи - Рембрандту, Д. Веласкесу, Эль Греко и др., усвоив их творческую манеру, однако они решили не останавливаться на достигнутом. К числу этих художников принадлежат, например, К. Малевич и П. Пикассо, которые также сумели отразить в своем творчестве «дух» своего времени и прежде всего разрушение целостности мира и человека, а также эксперименты в области новых возможностей языка изобразительного искусства.

    Появление в XX в. мифов о «смерти искусства» свидетельствовало о завершении классического века культуры, включая искусство, природа которого заметно трансформировалась. Художники оказались перед необходимостью решать новые задачи, поставленные не только особенностями новой художественной практики, но и существенно изменившейся социальной действительностью, на которую во многом повлияла русская революция.

    2. Авангардизм

    Однако долгое время в обществе царило непонимание нового искусства, язык которого заметно изменился по сравнению с классическим, считавшим образцом для подражания античность и Возрождение. Авангардизм, как и искусство модернизма в целом, уже не признавал классических канонов, освобождаясь от их зависимости и провозглашая полную свободу творчества. Новое искусство не стремилось отражать реальность и человека, оно создавало новую реальность, конструируя ее по своему усмотрению. Все больший интерес для художника представляет не внешний мир, а внутренний мир собственных переживаний. Целью искусства становится самореализация художника, в какой бы форме она не проявлялась. Внимание зрителей начинает привлекать не только результат труда художника - произведение искусства, но и сам творческий процесс его создания от замысла до воплощения. Приоткрывалась святая святых - тайна творчества, стремление постичь которую с помощью логики и рассудка становится не всегда возможным. Рационализм все больше начинает уступать дорогу иррационализму, отдающему предпочтение чувствам и интуиции перед разумом в постижении истины.

    3. Характерные особенности искусства XX века

    Иррациональность становится одной из характерных особенностей искусства XX в. Его питают достижения в области философии фрейдизма и экзистенциализма, чье влияние становится весьма ощутимым. Сами художники все чаще обращаются к философии, чтобы объяснить необъяснимое, понять непонятное, создав с ее помощью манифесты новых художественных течений. Философия была близка искусству и раньше. Она начиналась с афоризмов Конфуция, античных поэм Парменида и Лукреция, диалогов Платона, писем Эпикура и Сенеки. Органическая связь философии и искусства не прерывалась и в последующие века. Достаточно вспомнить Августина, Данте, Вольтера, Гете, а так же Ф. Достоевского, Л. Толстого, Ф. Ницше, Н. Бердяева, В. Розанова и др., которые выражали свои идеи не путем построения абстрактных теорий, а средствами искусства ярко и образно.

    Одним из наследников такой традиции явился французский экзистенциализм: его авторы были в то же время известными писателями, драматургами и публицистами - Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ф. Кафка и др. Камю как-то заметил: «Если хочешь быть философом - пиши романы». Именно благодаря романам и пьесам экзистенциалистов их идеи получили широкое распространение среди читающей публики, войдя в массовое («пантрагическое») сознание XX в. Мода на экзистенциализм привела к появлению в Европе «экзистенциалистских кафе» с обязательным для них черным потолком, чтобы посетителям было легче сосредоточиться на своих внутренних переживаниях тоски, тревоги и абсурда от бессмысленности существования. Все это вызывало протест у самих экзистенциалистов, поскольку увлечение подобными внешними эффектами, по мнению А. Камю, свидетельствовало об интеллектуальном убожестве публики.

    Период второй полвины XIX — начале XX вв. по праву считается серебряным веком русской культуры (подробная таблица представлена ниже). Духовная жизнь общества отличается богатством и разнообразием.

    Случившиеся после реформ Александра II перемены политического толка были не столь значительны, как перемены социальные и психологические. Получившие большую свободу и пищу для размышлений, учёные, писатели, философы, музыканты и артисты, казалось бы, стремятся наверстать упущенное время. По мнению Н. А. Бердяева, вступив в XX в. Россия пережила эпоху, сравнимую по значимости с Ренессансом, собственно это и есть время Ренессанса русской культуры.

    Основные причины быстрого культурного роста

    Значительному скачку во всех сферах культурной жизни страны способствовали:

    • новые школы, открывавшиеся в большом количестве;
    • увеличение процента грамотных, а соответственно читающих людей до 54% к 1913 г. среди мужчины и 26% среди женщин;
    • увеличение количества желающих поступить в университет.

    Постепенно увеличиваются государственные расходы на образование. Во второй половине XIX в. государственная казна выделяет на образование 40 млн. рублей в год, а в 1914 г. не менее 300 млн. Увеличивается число добровольных образовательных обществ, посещать которые могли самые разные слои населения, количество общественных университетов. Всё это способствует популяризации культуры в таких сферах, как литература, живопись, скульптура, архитектура, развивается наука.

    Культура России второй полвины XIX — начале XX вв.

    Русская культура во второй половине XIX в.

    Русская культура в начале XX в.

    Литература

    Преобладающим направлением в литературе остаётся реализм. Писатели пытаются как можно более правдиво, рассказать о происходящих в обществе изменениях, обличают ложь, борются с несправедливостью. На литературу этого периода значительное влияние оказывает отмена крепостного права, поэтому в большинстве произведений преобладает народный окрас, патриотизм, стремление защитить права угнетённого населения. В этот период трудятся такие литературные корифеи, как Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, И. Гончаров, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, А. Чехов. В 90-е гг. начинают свой творческий путь А. Блок и М. Горький.

    На рубеже веков изменяются литературные пристрастия общества и самих писателей, появляются такие новые направления в литературе, как символизм, акмеизм и футуризм. XX в. – это время Цветаевой, Гумилева, Ахматовой, О. Мандельштама (акмеизм), В. Брюсова (символизм), Маяковского (футуризм), Есенина.

    Огромной популярностью начинает пользоваться бульварная литература. Интерес к ней, собственно, как и интерес к творчеству, возрастает.

    Театр и кино

    Театр также приобретает народные черты, писатели, создающие театральные шедевры, пытаются отразить в них присущие этому периоду гуманистические настроения, богатство духа и эмоций. Лучшим

    XX в. – время знакомства русского обывателя с кино. Театр не утратил своей популярности среди высших слоёв общества, но интерес к кино был куда большим. Изначально все фильмы были немыми, чёрно-белыми и исключительно документальными. Но уже в 1908 г. в России снимают первую художественную картину «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. фильм «Оборона Севастополя». Известнейшим режиссёром этого периода считается Протазанов. Ильмы снимают по произведениям Пушкина, Достоевского. Особой популярностью у зрителя пользуются мелодрамы и комедии.

    Музыка, балет

    До середины века музыкальное образование и музыка были достоянием исключительно ограниченного круга лиц — салонных гостей, домочадцев, театралов. Но ближе к концу века оформляется русская музыкальная школа. В крупных городах открываются консерватории. Первое такое заведение появилось ещё в 1862 г.

    Происходит дальнейшее развитие этого направления в культуре. Популяризации музыки способствовала известная певица Дягилева, гастролировавшая не только по России, но и за рубежом. Русское музыкальное искусство прославили Шаляпин и Нежданова. Творческий путь продолжает Н. А. Римский-Корсаков. Развитие получила симфоническая и камерная музыка. Особый интерес у зрителя по-прежнему вызывают балетные выступления.

    Живопись и скульптура

    Живопись и скульптура, так же как и литература, не остались чужды веяниям века. В этой сфере преобладает реалистическая направленность. Известными художниками, такими как В. М. Васнецов, П. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, Левитан, Рёриха, Верещагина, созданы красивейшие полотна.

    На пороге XX в. многие художники пишут в духе модернизма. Создаётся целое общество живописцев «Мир искусства», в рамках которого трудится М. А. Врубель. Примерно в это же время появляются первые картины абстракционистской направленности. В духе абстракционизма создают свои шедевры В. В. Кандинский, К. С. Малевич. Известным скульптором становится П. П. Трубецкой.

    В конце века наблюдается значительный рост отечественных научных достижений. П. Н. Лебедев изучил движение света, Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным заложены основы аэродинамики. Исследования Циолковского, Вернадского, Тимирязева надолго определяют будущее современной науки.

    В начале XX в. общественности становятся известны имена таких выдающихся учёных, как физиолог Павлов (изучал рефлексы), микробиолог Мечников, конструктор Попов (изобрёл радио). В 1910 г. в России впервые сконструировали собственный отечественный аэроплан. Авиаконструктор И.И. Сикорский разработал самолеты с мощнейшим для того периода двигателем «Илья Муромец», «Русский витязь». В 1911 г. Котельниковым Г.Е. был разработан ранцевый парашют. Открываются и исследуются новые земли и их обитатели. В труднодоступные районы Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии направляются целые экспедиции учёных, один из них – В.А. Обручев, автор «Земли Санникова».

    Развиваются социальные науки. Если ранее они ещё не отделимы от философии, то теперь приобретают самостоятельность. Известнейшим социологом своего времени становится П. А. Сорокин.

    Дальнейшее развитие получает историческая наука. В этой области трудятся П. Г. Виноградов, Е. В. Тарле, Д. М. Петрушевский. Исследованию подвергается не только Российская, но и зарубежная история.

    Философия

    После отмены крепостного права русская идейная мысль вышла на новый уровень. Вторая половина века – рассвет русской философии, в особенности философии религиозной. На этом поприще трудятся такие известные философы, как Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк.

    Продолжается развитие религиозного направления в философской науке. В 1909 г. издаётся целый философский сборник статей – «Вехи». В нём печатаются Бердяев, Струве, Булгаков, Франк. Философы пытаются понять значение интеллигенции в жизни общества и прежде всё той её части, что имеет радикальный настрой, показать, что революция опасна для страны и не может решить всех накопившихся проблем. Они призывали к социальному компромиссу и мирному разрешению конфликтов.

    Архитектура

    В пореформенный период в городах начинается строительство банков, магазинов, вокзалов, облик городов меняется. Изменяются также и строительные материалы. В постройках используют стекло, бетон, цемент и метал.

    • модерн;
    • неорусский стиль;
    • неоклассицизм.

    В стиле модерн возводят Ярославский вокзал, в неорусском стиле – вокзал Казанский, а неоклассицизм присутствует в формах Киевского вокзала.

    Русские учёные, артисты, художники и писатели приобретают известность за рубежом. Достижения русской культуры рассматриваемого периода получают мировое признание. Имена русских путешественников, первооткрывателей украшают карты мира. Зародившиеся в Росси художественные формы оказывают значительное влияние на зарубежную культуру, многие представители которой отныне предпочитают равняться именно на русских писателей, скульпторов, поэтов, учёных и художников.

    Лучше понять исторические процессы первой половины 20 века можно, просматривая картины художников того времени и читая интереснейшие литературные произведения их современников. Отправимся же в небольшой экскурс.

    Культура и искусство первой половины 20 века: краткое содержание

    На рубеже веков в европейской культуре царил декаданс - было огромное количество различных противоречивых течений, не имеющих между собой общих черт. Культура и искусство первой половины 20 века имеет два основных направления:

    • Модерн (франц. - Ар-нуво, нем. - Югендстиль).
    • Модернизм.

    Первый зародился в последней декаде 19 века и постепенно завершил свое существование с началом Первой Мировой войны (в 1914 году).

    Модернизм - это интереснейшее направление конца 19 - первой половины 20 века. Настолько богат шедеврами живописи и графики, что делится на отдельные течения по характерным признакам.

    Модерн: природа - источник неиссякаемого вдохновения

    Название направления произошло от французского слова "moderne", что означает "современный". Это течение в американском, европейском и русском искусстве на рубеже 19-20 веков. Часто модерн путают с модернизмом, хотя это принципиально разные вещи, имеющие мало общего между собой. Перечислим отличительные черты данного направления в искусстве:

    • поиск вдохновения в природе и в окружающем мире;
    • отказ от резких линий;
    • блеклые, приглушенные тона;
    • декоративность, воздушность;
    • наличие на картинах элементов природы: деревьев, трав, кустарников.

    Понять, что такое модерн, проще всего, созерцая архитектуру европейских городов в этом стиле. А именно - зданий и соборов Гауди в Барселоне. Столица Каталонии привлекает такое количество туристов именно за счет своей уникальной архитектуры. Декор зданий отличается возвышенностью, асимметрией и воздушностью. Святого Семейства) - это наиболее яркий проект великого Антонио Гауди.

    Модернизм

    Почему же это направление смогло зародиться, завоевать любовь зрителей и дать старт для развития таких интересных течений, как сюрреализм и футуризм?

    Потому, что модернизм являлся революцией в искусстве. Возник как протест против устаревших традиций реализма.

    Творческие люди искали новые способы самовыражения и отображения действительности. У модернизма есть свои характерные признаки, свойственные только ему:

    • высокая роль внутреннего мира человека;
    • поиск новых оригинальных идей;
    • огромное значение уделяется творческой интуиции;
    • литература способствует одухотворению человека;
    • появление мифотворчества.

    Культура и искусство первой половины 20 века: картинки различных художниках изучим в двух следующих разделах.

    Какие они? Удивительные: над ними можно размышлять и постоянно открывать для себя что-то новое. Культура и искусство первой половины 20 века кратко будут описаны далее.

    Не будем томить и подадим информацию в наиболее сжатой форме - в виде таблицы. Слева будет значиться название художественного течения, справа - его характеристика.

    Культура и искусство первой половины 20 века: таблица

    Оригинальные течения модернизма
    Название течения Характеристика
    Сюрреализм

    Апофеоз человеческой фантазии. Отличается парадоксальным сочетанием форм.

    Импрессионизм

    Зародился во Франции, а потом распространился по всему миру. Импрессионисты передавали окружающий мир в его изменчивости.

    Экспрессионизм Художники стремились выразить в картинах свое эмоциональное состояние, от страха до эйфории.
    Футуризм Первые идеи возникли в России и в Италии. Футуристы на своих картинах мастерски передавали движение, энергию и скорость.
    Кубизм Картины состоят из причудливых геометрических фигур, находящихся в определенной композиции.

    Культура и искусство первой половины 20 века (таблица, 9 класс) отражает базовые знания по теме.

    Более подробно рассмотрим импрессионизм и сюрреализм как течения, привнесшие в искусство принципиально новые идеи.

    Сюрреализм: творчество душевнобольных или гениев?

    Являлся одним из течений модернизма, возник в 1920 году во Франции.

    Изучая творчество сюрреалистов, обычный человек часто задается вопросом про их психическое здоровье. В большинстве своем художники этого направления были вполне

    Тогда как же им удавалось рисовать настолько необычные картины? Все дело в молодости и в желании изменить стандартное мышление. Искусство для сюрреалистов было способом освобождения от общепринятых правил. Сюрреалистические картины совмещали сон с реальностью. Художники руководствовались тремя правилами:

    1. расслаблением сознания;
    2. принятием образов из подсознания;
    3. если первые два пункта удалось выполнить, они брались за кисть.

    Понять, как они рисовали такие многозначные картины, довольно сложно. Одно из предположений говорит о том, что сюрреалисты увлекались идеями Фрейда о сновидениях. Второе - об употреблении определенных веществ, изменяющих сознание. Где тут правда - неясно. Давайте просто наслаждаться искусством, вне зависимости от обстоятельств. Ниже картина «Часы» легендарного Сальвадора Дали.

    Импрессионизм в живописи

    Импрессионизм - еще одно направление модернизма, родина - Франция...

    Картины этого стиля отличаются бликами, игрой света и яркими красками. Художники стремились запечатлеть на холсте реальный мир в его изменчивости и подвижности. От картин импрессионистов у обычного человека улучшается настроение, настолько они жизненные и светлые.

    Художники этого направления не поднимали никаких философских проблем - они просто рисовали то, что видели. При этом делали это виртуозно, используя различные техники и яркую палитру красок.

    Литература: от классицизма к экзистенциализму

    Культура и искусство первой половины 20 века - это новые направления в литературе, изменившие сознание людей. Ситуация схожа с живописью: классицизм уходит в прошлое, уступая новым веяниям модернизма.

    Он способствовал таким интересным «открытиям» в литературе, как:

    • внутренний монолог;
    • поток сознания;
    • далекие ассоциации;
    • способность автора смотреть на себя со стороны (способность говорить о себе в третьем лице);
    • ирреализм.

    Ирланский писатель Джеймс Джойс первый стал использовать такие литературные приемы, как внутренний монолог и пародии.

    Франц Кафка - это выдающийся австрийский писатель, основатель течения экзистенциализма в литературе. Несмотря на то что при жизни его произведения не вызвали бурного восторга читателей, признан одним из лучших прозаиков 20 века.

    На его творчество повлияли трагические события Первой Мировой войны. Он писал очень глубокие и тяжелые произведения, показывающие бессилие человека при столкновении с абсурдом окружающей действительности. При этом автор не обделен чувством юмора, правда, он у него весьма специфический и черный.

    Мы предупреждаем, что осмысленнное чтение Кафки может способствовать снижению настроения. Читать автора лучше всего в хорошем настроении и немного абстрагируясь от его мрачных размышлений. В конце концов, он описывает всего лишь свое видение действительности. Наиболее известное произведение Кафки - "Процесс".

    Кинематограф

    Забавные немые фильмы - это тоже культура и искусство первой половины 20 века, сообщение о них читайте далее.

    Нет другого вида искусства, развивающегося так стремительно, как кинематограф. Технология создания фильмов появилась в конце 19 века: буквально за 50 лет она смогла сильно измениться и завоевать сердца миллионов людей.

    Первые фильмы создавались в передовых странах, в том числе и в России.

    Изначально кино было черно-белым и без звука. Смысл немого кино заключался в передаче информации через движение и мимику актеров.

    Впервые кино с говорящими актерами появляется в 1927 году. Американская фирма «Уорнер Бразерс» решается выпустить фильм «Певец джаза», а это уже полноценный фильм со звуком.

    В тоже не стоял на месте. Первым успешным проектом стал фильм «Донские казаки». Правда, цензура в российских фильмах также имела место быть: под запретом были съемки церковных обрядов и членов царской семьи.

    Особый этап развития отечественного кино начался после прихода к власти большевиков. Эти товарищи быстро поняли, что кино может быть не просто развлечением, но и серьезным оружием пропаганды.

    Самым известным советским режиссером 30-х годов стал Такие работы, как «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский», давно стали классикой. Киевский режиссер Александр Довженко также достиг высот в кинематографе. Самая яркая работа - фильм «Земля».

    Интереснейшая тема для разговора среди взрослых людей - это культура и искусство первой половины 20 века. 9 класс дает усеченную информацию, которая быстро выветривается из головы. Восполнить такой пробел можно постоянным самообразованием.

     


    Читайте:



    Магические приметы: что означает встреча с животными

    Магические приметы: что означает встреча с животными

    Определяя значение того или иного знамения, связанного со зверями, насекомыми, рыбами и т.д., читатель должен помнить о том, что нелепо ожидать...

    Учёные нашли научное объяснение библейской истории

    Учёные нашли научное объяснение библейской истории

    Ученые нашли подтверждение о казнях Египетских – десяти бедствиях, поразивших древний Египет. Согласно Ветхого Завета Библии, они были посланы в...

    Всемирная история в лицах

    Всемирная история в лицах

    На одном конкурсе сочинений о Сократе победила 12-летняя девочка, написавшая самое короткое: «Сократ ходил среди людей и говорил им правду. За это...

    Молитвы святым петру и февронии муромским о семейном благополучии

    Молитвы святым петру и февронии муромским о семейном благополучии

    Как бы отчаянно не спорили карьеристы, но семья – самое важное и главное, что может быть у человека. К сожалению, даже крепкие семьи иногда...

    feed-image RSS