Главная - Фэн-шуй
Кафедральный собор св вита. Кафедральный собор святого вита. Интерьеры и внутреннее убранство собора

, – а случилось это в 2006 году – меня, без преувеличения, ошеломил собор Святого Вита. К тому времени я уже не раз слышала о главном храме в Праге. Но, когда я оказалась на площади перед ним, была поражена его размахом и величием. Сразу появилась масса вопросов: кто и как построил всю эту красоту, почему назвали в честь Святого Вита и т. п. Возможно, вас тоже интересуют подобные вопросы. Читайте эту статью, на некоторые из них я постараюсь ответить.

Сразу поясню, где мы с вами будем искать ответы, чтобы они не оказались обычной обывательской фантазией. Во-первых, за несколько посещений Чехии я собрала неплохую подборку справочных материалов по Праге, а во-вторых, в маленьком книжном магазинчике… на маленькой … Пражского Града я приобрела солидное издание чешских историков «Прага историческая». Изучив это пособие и сопоставив ряд фактов, можно многое понять.

Но, пока мы проясняем с названием, уделим немножко внимания самому собору. Согласитесь, даже издалека видно, какой он огромный и величественный:

Кафедральный собор Святого Вита приобрел тот вид, в котором он предстает сегодня, почти за 600 лет. Первый камень закладывал Карл IV в 1344 году, а завершающие строительные paботы были закончены в 1929. Собор строили с большими перерывами. За это время несколько архитекторов успели внести свою лепту в проектирование внешнего вида и конструктивных составляющих собора.
Выбирать место для строительства храма не было необходимости, оно уже было определено самой историей.

Еще в 929 году особо почитаемый чехами правитель Вацлав построил в самой высокой точке крепости небольшую каменную ротонду, посвященную Святому Виту. Вацлав к тому времени проникся идеями христианства, которое только начало распространятся в Европе. Он стремился привить своему народу христианские ценности. Веру Вацлава поддержал германский король Генрих I, подарив ему реликвию – мощи (часть руки) юного сицилийца Вита, погибшего за свои христианские взгляды в Римской империи еще в III веке и причисленного к лику святых.

Наверное, это довольно скучные факты, но именно они и важны для понимания, почему так назван собор Св. Вита. Добавлю еще немножко.

Когда сам Вацлав погиб в результате заговора родного брата, придерживающегося других религиозных взглядов, народ и церковь наделили святостью и Вацлава. Его похоронили в святовитской ротонде. Там же похоронили еще одного человека, активно проповедующего христианство и погибшего за свою деятельность в конце X века – чешского епископа Войтеха. И когда в 1060 году на месте ротонды воздвигли базилику, то назвали ее в честь трех святых: Вита, Вацлава и Войтеха.

Когда же самый просвещенный чешский монарх Карл IV собрался обновить весь Пражский Град, первым делом он запланировал воздвигнуть грандиозный собор в самом святом и почитаемом месте – на площади, вмещающей святовитскую ротонду и окружающую ее базилику трех святых. В будущем соборе король планировал проводить самые торжественные церемонии, а также хранить самые ценные государственные сокровища и реликвии.

Собор посвящался все тем же святым, что и базилика. И кстати, нынешнее официальное название воздает почести трем святым, отдавшим свои жизни за христианство: Кафедральный собор Св. Вита, Вацлава и Войтеха. Но много ли официальных наименований закрепилось в народе? Риторический вопрос. О полном названии не вспоминают даже чехи, а нам тем более храм известен как собор Св. Вита.

Немного из истории возведения собора Св. Вита

Проектирование собора Карл IV доверил зодчему папского двора Матье Арраскому . Потом его paботу продолжил молодой талантливый чешский архитектор Петр Парлерж . 47 лет занимался строительством Парлерж, потом его сыновья, но успели построить только восточную часть собора. Если посмотреть на фотографию, то это правая часть, только доходящая до центральной башни. А восточные стены собора выглядят вот так:

Но заслуги Парлержа огромны. В я упоминала, что Парлерж строил самые важные объекты. Что касается собора Святого Вита в Праге, то по его проекту были сконструированы те красивые своды, которые и сейчас украшают храм.

Он же проектировал и Золотые ворота, отделанные венецианской мозаикой и прекрасно сохранившиеся до наших дней. долгое время служили центральным входом в храм. Посмотрите фрагмент мозаики из позолоченного стекла на фото:

Когда же появилась та высоченная центральная колокольня? Это южная башня, и она реально высокая – 96 м. Во всяком случае, доставит вам проблемы, когда вы будете пытаться сфотографировать собор в полный его «рост». Центральной башней занимались еще при Парлерже, но вот тот вид, который мы видим сегодня, был отстроен только в 1556—1593 гг. Посмотрите, какие необычные часы украшают башню. Видите два циферблата? И на каждом из них только одна стрелка. Так вот, верхний показывает только часы, а диск ниже – только минуты. Вопрос напрашивается сам собой: во сколько я сделала этот снимок?


Между циферблатами находится утонченная золотая решетка, за которой притаился главный колокол собора, именуемый Зигмунд. Его вес – 16 тонн!

Так что у нас со строительством? До конца XIX века собор все еще заканчивался с левого крыла колокольней, а тех парных башен, которые представляют западный фасад собора, и в помине не было. Только в 1873 году архитектор Йозеф Краннер , работающий в стиле неоготики, приступил к последнему этапу строительства. Но и его жизни не хватило, чтобы завершить строительство храма в Пражском Граде. Его преемником стал Йозеф Мокер , который уже прославился к тому времени реконструкцией готической . Так был воздвигнут западный фасад с 82-метровыми башнями и прекрасной розой-окном 10 м в диаметре. Только один собор в Европе обладает подобным окном, которое превышает по размерам розу собора Св. Вита. Это храм Св. Теклы — .

Как раз перед западным фасадом оказываются посетители, если заходят в Пражский Град через центральные ворота. Здесь сейчас находится основной вход.

Посещение собора

Для того чтобы войти в собор Святого Вита в Праге, билeты покупать не нужно. Только территория для бесплатного доступа, к сожалению, весьма ограничена. Она заканчивается на уровне третьей капеллы. Да, отсюда видна вся красота центрального нефа, окно-роза, несколько витражей знаменитого Альфонса Мухи .

Но алтарь, королевский мавзолей, серебряный саркофаг Яна Непомуцкого, множество капелл (всего в соборе 21 капелла), орган и многие другие достояния храма доступны только по билeтaм. Нужно посмотреть обязательно! Сейчас у вас есть возможность увидеть внутреннее пространство храма, обратившись к .

Отдельный интерес представляет подземная часть Королевской усыпальницы. Это Крипта, вход в которую расположен ближе к алтарю рядом с капеллой Св. Креста. Посещать? Ну, скажем, это на любителя. В Крипте похоронены все королевские особы Чехии. Лично меня больше привлекает наземное пространство собора: огромное, величественное, прекрасное в своих строгих готических линиях.

Смогла ли я пролить хоть немножко света, почему именно так назван собор Святого Вита в Праге, и кто подарил стольким поколениям этот архитектурный шедевр? Друзья, может, вам известны какие-то интересные факты, касающиеся этой самой значимой достопримечательности Праги. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Ваш euro-проводник Татьяна

Адрес: Pražský hrad III. nádvoří 48/2, 119 01 Praha 1.
Тел: 724-933-441.
Время работы: с понедельника по субботу с 09:00 до 17:00;
в зимнее время с 09:00 до 16:00;
воскресенье с 12:00 до 16:00.
Как добраться: на трамваях № 1, 18, 22, 25, 56, 57, 91. Остановка "Pražský hrad", далее - пешком.
Входная плата отсутствует.

Медленно, неспешно несет свои воды Влтава. Размывает песчаные броды, поднимается пенной волной, цепляясь за камни у отвесной скалы утеса. Отражаясь в зеркальной глади, моют свои ветви-косы ивы Оленьего рва. Встрепенулся петушок на шпиле, хочет напиться, да не отпускает хозяин - самый значимый памятник Чехии, собор Святого Вита . Поднимаясь на 96 м ввысь, он весь - стремление в небеса, желание приблизиться к Отцу Небесному, запечатл енная руками смертных, извечная мечта о бессмертии.

История создания собора Святого Вита

Тысячелетие минуло с того момента, когда Генрих I преподнес Вацлаву в качестве подарка часть правой руки Св. Вита . Реликвия была слишком ценной, чтобы просто держать ее в раке. Князь принял решение построить достойное хранилище для мощей. В 926 - 929 годах поднялась ротонда, превратившаяся в придворный храм . Спустя почти 200 лет ее перестроили в базилику, имевшую 3 нефа, где нашли вечное пристанище нетленные останки Вита, Вацлава, Войтеха.
Когда повысили статус епископства Праги до архиепископства, император Рима Карл IV взялся за переделку постройки. Для воплощения великого замысла пригласили лучшего архитектора, вызвав из Авиньона. Гениальный Маттиас сделал проект, получив одобрение заказчиков, приступил к работе. Не покладая рук, трудился 7 лет, возводя стены, аркады, молельни. Его математический ум требовал четкости расчетов, правильности форм, не позволяя отклонений. К сожалению, человек не властен над нитью судьбы: Мойры прядут ее, обрезая, когда сочтут нужным. Пришло время прервать жизнь первого архитектора. На его место пришел другой, молодой мечтатель, видевший в кладке не голый расчет, а искусство - своеобразную скульптуру. Петр Парлерж, продолжая труд, начатый предшественником, внедрил в проект новые дерзкие идеи. В результате вознесется к поднебесью главная башня с необыкновенными по красоте Золотыми воротами, колоссальный свод, венчающий основное помещение. После его смерти дело продолжали сыновья, но недолго.
Дома, как люди, болеют, стареют, ветшают. Не обошла подобная участь и это сооружение: войны, нехватка финансов, испытание огнем, восстания, грабежи, удар молнии, расколовший купол. Словно снежная лавина, сметающая все на своем пути, неслись трагические события, оставляя святыню долгостроем. Но Чехия так любила свое многострадальное дитя, что постоянно пыталась возродить, помочь, поставить на ноги.

В 1873 - 1929 гг. провели завершающие работы - к 1000-летию основания. Страна позвала талантливейших мастеров декора, художников, реставраторов для внутреннего и внешнего оформления. Неотразимым совершенством творений Альфонса Мухи, Франишка Киселы можем сегодня любоваться, восхищаясь, радуясь, удивляясь.

Архитектура собора

Из отдаленных уголков столицы видны его шпили. Ветер путается между колоколами, силясь хотя бы на чуть-чуть сдвинуть их, но это не удается. Солнечные лучи разбиваются на мириады бликов о драгоценный металл, время изумленно застывает, цепляясь за единственную стрелку часов. Грандиозность постройки притягивает некой таинственной силой, берет в плен, надолго удерживает возле себя. Глаза разбегаются от обилия элементов, имеющих свой тайный смысл.
Южный портал - это центральный парадный вход - "Золотые ворота", представляющий восхитительную тройную арку в готическом стиле. Над ней - мозаика, изображающая страшный суд: ангелы поддерживают Иисуса, совершающего правосудие. Покровители чешских земель просят о прощении и милости. Молитвенно сложив руки, обратив к Царю Небесному взор, стоят Витус, Людмила, Сигизмунд, Венцеслав, Адальберт, Прокопиус. Ниже - фигурки Карла IV с женой. По правую руку от Христа - спасенные души, а по левую - грешники, осужденные на геенну огненную. Художники использовали позолоченное стекло для фона мозаики, тысячи разноцветных кусочков, до 40 оттенков. Это изящная, тонкая работа, требующая терпения и выдержки. Завершает тему витраж вверху.
Башня-колокольня украшена позолоченной решеткой, за которой висят колокола. Самый тяжелый - "Зикмунд". Понадобилось 16 пар коней, чтобы доставить его, но не могли придумать, как поднять на колокольню эту махину. К королю подошла его старшая дочь с необычной просьбой: разрешить поднять чудо-звон. Все поразились дерзости, но отец позволил. Принцесса соорудила странный механизм, соткала шелковый канат. В назначенный день, на виду у тысячной толпы, девушка сделала невозможное - колокол занял свое место, где расположен и ныне. Ученые мужи, придворные пытались разузнать тайну двигателя, юная дева лишь улыбалась, уничтожив свое детище. Чуть повыше - стилизованная буква "Р", напоминающая потомкам, как много отдал сил и финансов Рудольф II, а еще выше - часы, имеющие одну стрелку и 2 циферблата. Один ведет часовой отсчет времени, другой - минутный и четвертной.
Поднявшись на смотровую площадку, увидите столицу, как на ладони, но для этого нужно преодолеть 287 ступенек без остановок! Зато почувствуете себя совсем рядом с облаками, хотя высота всего 56 м. (башня - 96м.).
На барельефах порталов с западной стороны - сцены из жизни строителей, архитекторов. О сотворении мира напомнит великолепная розетка. Водостоки сделаны в виде мистических существ, отпугивающих демонов. Причудливых горгулий, злобно разинувших пасти, можно хорошо рассмотреть, стоя под ними. Невольно охватывает трепет, колени подгибаются, появляется желание присесть в полупоклоне, отдать должное мастерам, сумевшим через тьму веков донести в рукотворном чуде силу человеческой мысли и духа, воспеть торжество веры и таланта.

Внутреннее убранство

С сильно бьющимся сердцем входим под сень собора, оглядываемся по сторонам, вспоминаем создателей. Огромное прямоугольное пространство (128х60 м) святого места окутывает преломленный в цветных стеклах свет, разделяющий мир светский и потусторонний. На 37-ми витражах - различные сцены жизни Кирилла и Мефодия. Тут же и малютка Вацлав со своей бабушкой Св. Людмилой - покровители Чехии. Вьющиеся женские волосы, струящиеся ниспадающие одежды в сочетании с лилиями, тонированными овалами, кругами - великолепный образец в стиле модерн.
Колонны (28) по периметру поддерживают кружевной свод, поднимающийся на 33, 5 м. На балконе (трифориуме) на высоте 14 м замерли скульптурные изображения тех, кто внес свою лепту в эпохальное строительство: короли, члены их семей, епископы, зодчие. Поразительное сходство изваяний с оригиналами кажется нереальным. Разное выражение глаз, улыбок. Угадываются строгость, сосредоточенность, пульсирующая мысль. Воистину нет предела дару божьему - таланту.

Капеллы святыни

Их насчитывается в этих стенах 21. Перечислять убранство всех нет нужды - необходимо смотреть. Но об отдельных, более запомнившихся, хочется рассказать.
В капелле, носящей имя Богородицы, стоит красивейший Тревирский реликварий, выполненный из серебра, - хранитель бренных останков 43 святых. Ювелиры украсили его драгоценностями, на стенах - фрески из жизни Св. Анны, под полом - могилы рода Ностицких.
На алтаре часовни Св. Троицы - жизнь Марии. На золоченых панелях справа от Богородицы - Христос, проповедующий народу, Умиление; с левой стороны - эпизоды Сретенья и Благовещения. Под ними - одно из чудес: превращение в вино воды на свадьбе в Галлии.
Алтарь молельни Яна Непомуцкого украшен серебряными бюстами святых. Это Вит, Войтех, Вацлав, Кирилл. Надгробье весит 2 тонны, представляя шедевр литья из серебра. Платина и золото дополняют роскошь шедевра, созданного на народные деньги. Его автор Фишер Фон Эрлах. Статуя самого мученика, ангелы, поддерживающие гроб, крылатый путти, держащий катуш, на котором виден язык как напоминание о том, что он остался нетленным, хотя ученые сей факт отрицают.

Часовня Вацлава

Мощи святого никогда не переносились - захоронение всегда было именно здесь, над ротондой, ставшей основой сооружения. Облаченный в латы, с копьем и щитом замер он на фоне фрески, инкрустированной полудрагоценными камнями, самоцветами. В позолоченных обрамлениях роспись стен рассказывает о жизни князя. Каменные с позолотой плиты пола подчеркивают общее впечатление - все уникально, направлено на почитание, бесконечную благодарность, память.

Коронная палата

В ней за семью замками находятся символы власти: скипетр, держава, корона, мантия. Только семеро высокопоставленных мужей во главе с президентом, собравшись вместе, могут ее открыть - у каждого свой ключ. Все из чистого золота: корона весит 2, 5 кг, скипетр - более 1 кг, держава - 780 г. В благородный металл вкраплены сапфиры, изумруды, шпинели, жемчуг. Высокохудожественная гравировка сцен коронации, увитая виноградными листьями, усиками, цветами растекается загадочной вязью по предметам. В библиотеке хранится раритетная коллекция рукописей, внешняя стена - образец надгробий эпохи Возрождения.

Хранилище старины

Здесь нашли свою прописку многие сокровища древности: вершина творений ювелира - Тревирская шкатулка-рака, алтарь из дерева с вырезанным распятием, волшебные рожки Роланда, любимца Карла IV. Легенда гласит: монарх отыскал реликвию, положил для сохранности в тайник. Во время сильного пожара Фердинанд, думая, что звучание рога сможет заглушить звук плавящихся колоколов, затрубил в него. Жителей близлежащих домов охватила паника. Думая, что пришел конец света, они выпрыгивали из окон, крепостного вала, ибо земля тряслась, а гул был страшен. С тех пор не объявлялись смельчаки, пожелавшие прикоснуться к магическому артефакту.
Концерт органной музыки - истинное наслаждение для гурманов, инструмент - один из лучших в Европе.
Выйдя их храма, оглянувшись еще раз на изумительный, неповторимый памятник готики, обязательно отметьте на шпиле петуха. Сказания доносят, что изначально на вершине утеса стоял идол Святовита. К жертвеннику главного славянского божества несли хлеб, калачи, приносили в жертву черных петухов. Так и соединилось идолопоклонство и христианство: Святовит - Святой Ви т.

Если вы спросите, что является главной достопримечательностью, настоящей жемчужиной Праги, то любой вам ответит, что это Собор Святого Вита. Он величественно возвышается над старым городом Праги, вонзаясь своими остроконечными башнями в небо. Его просто невозможно не заметить, так как он просто притягивает к себе восхищенные взгляды. Когда я слышу "Прага", то перед глазами в первую очередь всплывает Собор Святого Вита.


Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха – это не только главный храм Чехии, жемчужина готической архитектуры, но и символ чешской государственности и чешской истории. Его строительство длилось без малого шесть веков – с 1344 по 1929 г., а свой современный облик он принял менее столетия назад.


Но история собора начинается гораздо раньше, чем 1344 г.: еще в конце 10 века именно на этом месте была возведена ротонда (круглое здание с куполом), ставшая одной из первых христианских церквей Праги. Ее возвели по приказу короля Вацлава – ревностного христианина, но было это в период обострения противостояния между противниками и сторонниками христианизации церкви, а также в период феодальных усобиц, во время которых Вацлав был убит. По одной из версий, он был убит по приказу собственного брата, когда входил в храм. Кольцо, за которое он взялся, входя в храм, сохранено и считается одной из святынь собора св. Вита – оно вмонтировано в дверь часовни св. Вацлава. Со временем брат раскаялся в убийстве Вацлава, христианство стало господствующей религией в Чехии, а Вацлав – одним из самых почитаемых чешских святых, покровителем страны и народа, причем признают его и католики, и православные. Памятник ему стоит на главной площади города.


Но вернемся к Собору. Ротонда, построенная при Вацлаве, была названа в честь святого Вита – святого великомученика, казненного при Диоклетиане. Этот римский император вызвал христианского священника, чтобы тот изгнал из него бесов, но вместо благодарности, заставлял Вита поклониться римским богам. За отказ его приговорили к смертной казни – бросили на растерзание диким зверям, но те не стали есть праведника, тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом. Десница (рука) святого Вита была подарена Вацлаву германским королем Генрихом по прозвищу Птицелов. Мощи св. Вита стали главной реликвией храма. Остатки древней ротонды были обнаружены археологами в нижней части храма.


Идея закладки нового, более величественного и внушающего трепет собора принадлежала императору Карлу VI. Вообще, Карл, являвшийся потомкам многих европейских королевских дворов, будучи императором Священной Римской империи – крупнейшего средневекового государства Европы, особенно гордился тем, что по матери он был прямым потомкам Пржемысловичей – древнейшей династии чешских правителей, основавших государство. А потому он стремился возвысить Чехию – свою родину. При нем и началось строительство нового, уже готического собора, названного в честь св. Вита, св. Вацлава и св. Войцеха. Последний, более известный, как Адальберт Пражский, принявший мученическую смерть от рук язычников в местечке, расположенном в Восточной Пруссии, недалеко от современного Калининграда, когда ездил туда с миссионерскими проповедями (его статуя расположена за конной статуей Вацлава на Вацлавской площади).

Строительство начал знаменитый в то время архитектор Матиас Арраский, приглашенный из самого Авиньона (в недолгий период этот французский город служил вынужденной резиденцией папы римского). Но в том, что собор сегодня выглядит именно так, а не иначе, не его заслуга, а другого приглашенного французско-немецкого зодчего, тогда еще малоизвестного Петра Парлержа. Не будет преувеличением, что Парлерж создал облик Праги, а Прага сделала его имя всемирно известным. Достаточно только назвать два архитектурных объекта – Карлов мост и Собор св. Вита, и можно уже не перечислять остальные творения этого архитектора. Строительство собора, как я уже написала, длилось почти шестьсот лет. Оно прерывалось во времена войн и экономических трудностей, принято выделять несколько этапов его строительства: с 1344 по 1419, с 1490 по 1510, с 1556 по 1593 и завершающий: с 1873 – 1929 гг., когда была выстроена западная часть собора. Самая старая часть – алтарная. Расположена она с восточной стороны. Именно с ее возведения началось долгое строительство храма.


Южная сторона собора выходит на главный, третий двор Пражского града. На этой стороне расположена часовня св. Вацлава, Золотые ворота и Большая южная башня. Капелла или часовня святого Вацлава стоит как раз на месте старой ротонды, в которой был похоронен король Вацлав. С тех пор за тысячу лет мощи св. Вацлава ни разу не покинули место своего захоронения. Она была возведена еще при Парлерже, ее убранство, росписи, витражи – произведения искусства и воплощение тогдашнего богатства страны. Это – святая святых собора, «сердце» Чехии и ее народа, ведь именно из часовни св. Вацлава тяжелая дубовая дверь с семью замками ведет в Коронационную палату – место, где короновались чешские короли. Церемония эта не была публичной, как во многих других государствах, а имела сакральный оттенок, потому и место остается сакральным.

В этой палате хранятся королевские регалии – корона святого Войцеха, выполненная из цельного листа золота и украшенная драгоценными камнями по приказу Карла, золотые скипетр, держава, обрамленная горностаем королевская мантия и золотой византийский крест Завиши. Эти регалии священны для любого чеха, по легенде, никто, кроме наследника чешского трона не может надеть на себя корону Вацлава, иначе жить ему останется не больше года. Действие заклятия испытал на себе наместник фашистской Германии Гейдрих: он водрузил себе на голову корону, а спустя менее года погиб в результате покушения. Сегодня копии регалий находятся в чешском парламенте, а сами они выносятся только в исключительных случаях. Семь ключей от семи замков вручаются президенту, премьер-министру, архиепископу, председателям верхней и нижней палат парламента, митрополиту Пражскому и мэру города. Вход и в часовню, и тем более, в Коронационную палату закрыт для простых посетителей.


Над южным фасадом здания высится Большая южная башня. Высота этой башни немногим не дотягивает до ста метров – она возвышается на 95 метров над Пражским градом, который и так находится на возвышенности. Именно благодаря этому Собор св. Вита – самое высокое здание Праги. На башне расположены часы, созданные еще в 16 веке. Интересны они тем, что в те времена еще не умели совмещать минутную и часовую стрелки, поэтому они состоят из двух циферблатов. Венчает башню зеленый купол в стиле барокко (интересное сочетание – собор готический, а купол – барочный), который также был построен Парлержем.


Большая башня является визуальным ориентиром, делящим собор на старую и новую часть. Если стоять лицом к южному фасаду, то по левую руку (западная часть) будет та часть собора, которая была достроена только к началу ХХ века, а по правую – старая часть. Наиболее примечательны здесь Золотые ворота – главный вход, предназначенный для священнослужителей высших санов. Ворота также открыты только в особых случаях, миряне, туристы и простые священнослужители входят через двери западного фасада. Золотые ворота украшены мозаикой со сценами Страшного суда. Здесь изображены святые заступники, которые молят о милости и спасении для чешского народа. Мозаичные элементы (а их здесь, по легенде, не менее миллиона), выполняли из смальты с добавлением золота мастера – венецианцы.


Левая, западная часть собора была выстроена в конце 19 - начале 20 века, но этого практически не заметно, так как достраивался Собор по старым чертежам Парлержа, следуя его замыслу. Говорят, что многие строительные хитрости Парлержа до сих пор не разгаданы, а сама архитектура готических храмов, для которой характерны высокие своды при практически ажурных (из-за высоких окон) стенах, была навеяна телом паука, держащегося на длинных тонких ножках. Такими «ножками» в готических храмах являются внешние арки – аркбутаны, поддерживающие всю конструкцию храма. Парлерж довел эту технику до совершентсва, сохранив многие ее особенности в тайне. Недаром говорили о его связях с дьяволом. В строительстве собора после смерти Парлержа принимали участие и его сыновья – также известные зодчие.


В плане собор выполнен в форме креста. Его длина – 124 метра, а ширина в максимальной части – 60 метров; высота внутренних сводов – более 30 метров. Войти в храм можно через ворота в западной части. Западный фронтон украшает огромная витражная розетка, диаметр которой превышает 10 метров, а также две фронтальные башни высотой 82 метра. В западном фронтоне три входа, войти можно через любой. Ворота центрального входа украшены сценами, повествующими об истории строительства собора.




Внешний облик собора дополняют различные статуи в виде горгулий, чудовищ, изображающих различные пороки. Подобные статуи характерны для католических, особенно готических храмов, ведь в средние века храмы называли Библией для неграмотных. Неумеющих читать людей впечатляли визуальные образы – фрески, росписи, витражи, скульптуры. Есть у этих скульптур и практическая цель – они выполняют функцию водоотводов при дожде.



Внутри собор поражает не менее, чем снаружи. Грандиозность и легкость, величественность и возвышенность – трудно подобрать слова для описания этой красоты. 28 высоких колонн поддерживают ребристый сетчатый, словно воздушный свод. Сдержанность и возвышенность подчеркивается не только стремительно взметающимися вверх арками, но и отсутствием большого количества росписей и украшений в центральной части.


По бокам находятся входы в отдельные капеллы, среди которых есть и капелла Яна Непомуцкого, главного покровителя Чехии, того самого, который был сброшен с Карлова моста и изображается с пятью звездами на нимбе. Его массивный саркофаг, выполненный из серебра и украшенный золотом – произведение искусства. В нижней части Собора, под главным алтарем также находится крипта, в которой покоятся останки королей и королев, а также видных церковных деятелей Чехии. Центральный саркофаг крипты – усыпальница Карла IV, самого великого из чешских королей. В соборе захоронены его создатели – Матье Аррасский и Петр Парлерж (капелла св. Марии Магдалины). В других капеллах также находятся надгробия и усыпальницы королей и высших церковных служителей Чехии. Всего капелл в соборе 28, большинство из них принадлежали самым богатым родам Чехии. Есть здесь капеллы Шварценбергов, Штернбергов и других, есть и отдельная королевская капелла, где молились члены королевской семьи.


Свет в Собор проникает через многочисленные высокие окна, украшенные разноцветными витражами и через огромную розетку над западным входом. Эта розетка была выполнена в 1927-29 году Франтишеком Киселоем, а многие витражи создал ставший уже позже знаменитым художником-авангардистом тогда еще молодой Альфонс Муха – коренной чех и патриот. Яркие, насыщенные, поражающие обилием красок витражи со сценами из Святого писания – это подлинное украшение собора.




Хочу еще добавить, если представится возможность прогуляться рядом с собором ночью, непременно ей воспользуйтесь. Мистическое, завораживающее ощущение: впечатление, что находишься в знаменитом клипе Энигмы. Страшные горгульи, устремляющиеся куда-то в темноту башни, нижняя подсветка придают собору неземной вид. Еще больше ощущение нереальности придают одинокие туристы и совсем неожиданные персонажи. Нам, например, повезло увидеть ночную «процессию», состоящую из старого длинного и худого монаха в рясе до пят (вероятно из расположенного рядом Страговского монастыря) и следующих за ним ребятишек (вероятно, воспитанников). Гуляющая с нами экскурсовод сказала, что это очень редкое зрелище, и за свою жизнь она видит такое впервые.



Собор открыт для посещений с 9 часов утра, а по воскресеньям – с 12. 00, в летний период он работает до 18.00, в зимний – до 16.00. В собор можно войти бесплатно, но тогда вы не сможете пройти дальше небольшой огороженной площадки, правда, красоту и величие собора вы все-таки сможете оценить (в первое свое посещение мы ограничились именно таким осмотром); можно купить билеты для экскурсии по «малому кругу» (250 крон) или по «Большому кругу» (350 крон), куда входит посещение не только капелл и осмотр алтаря, но и посещение крипты.

Отели в Праге: цены, отзывы, бронирование

Собор святого Вита - это крупнейший католический храм Праги и постоянная резиденция архиепископа Пражского. Собор признан важнейшим архитектурным памятником европейской готики и считается настоящей жемчужиной Чехии.

История постройки этого собора весьма насыщена - первый католический храм был возведен в Праге ещё в 925 году, а современное здание собора начали строить в 1344 году. Закончен он был лишь к началу 20 века, таким образом, строительство растянулось на целых 600 лет. За это время собор впитал в себя множество архитектурных идей, превратившись в настоящий шедевр европейского зодчества.

Окончательная длина собора составила 124 метра, а его южная башня возносится на высоту 96 метров. Снаружи собор святого Вита богато украшен барельефами и скульптурами, а внутри особую атмосферу создают великолепные цветные витражи, неизменно вызывающие восторг у туристов.

Собор Святого Витта

Собор Святого Витта - грандиозный исторический памятник, который строился на протяжении 6-ти веков многими именитыми архитекторами, каждый из которых привнёс что-то своё в это величественное здание. В основном при строительстве был выдержан стиль готической Франции, что, несомненно, при каждом взгляде на собор вызывает восторг и трепет от сей величественной красоты.

Собор огромен, а его посетители каждый раз восхищённо запрокидывают головы, дабы рассмотреть шпили и купола на верхушке здания. Собор Святого Витта можно увидеть с любой части города, он является одним из символов Праги. Ни время, ни невзгоды не повлияли на строительство и состояние собора, потому он по сей день возвышается над городом.

Кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия

У православных храмов Праги непростая судьба. Было время, когда ни одного такого не было в городе. В начале 20 века имеющиеся в Праге храмы "пересмотрели". И церкви святого Карла Боромейского на Здеразе выпало стать главным православным кафедральным собором чешской столицы.

Католический костел был построен в 30-х годах 18 века в стиле типичного чешского барокко: его стройный, белоколонный облик изящен и светел. Но храмом он побыл около 50 лет, после чего был закрыт и использовался не по назначению. Переоборудование бывшего костела в православный собор стало для ветшающего храма благим делом.

Внутреннее убранство собора лишено сусальной роскоши. Но красота фресок и простой, устремленный к небу алтарь помогают ищущей душе возвыситься. Снаружи же собор пестрит отметинами пуль: в конце 1941 года храм стал центром известной в истории боевой операции.

Сейчас в церкви проходят службы, а в крипте имеется небольшой музей, посвященный печальным военным событиям.

Смотровая площадка в соборе святого Вита

Смотровая площадка в соборе Святого Вита открывает для туристов прекрасный панорамный вид на чешскую столицу с высоты 124 метра. Костел Святого Вита является сердцем Праги и ее узнаваемым символом. Это великолепное готическое сооружение, завораживающее своим видом, как внутри, так и снаружи. Посетив храм, не забудьте подняться на его колокольню. Чтобы пройти к смотровой площадке, нужно заходить не через центральный вход храма, а в дверь, расположенную слева от него. На вершину колокольни, где и расположена площадка, ведет винтовая лестница из 300 каменных ступеней. Вход платный.

Собор Святого Вита — гордость и трепетно оберегаемый национальный памятник Чехии. Знаменитый по всему миру собор имеет полное, куда менее известное имя — собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха.

Собор Святого Вита в вечерних огнях — панорама Google Maps

Цены на билеты 2019

Бесплатно можно посмотреть собор Святого Вита снаружи и войти в самую ближайшую ко входу зону. Рассмотреть убранство собора более детально можно, приобретя билеты на один из экскурсионных маршрутов по Пражскому граду.

Цена билетов на маршруты:

  • «Пражский град (круг B)» — 250 чешских крон;
  • Пражский град (круг, А)» — 350 крон.

Смотровая площадка на южной башне — 150 чешских крон.

Экспозиция «Сокровищница Кафедрального собора Святого Вита» вместе с картинной галереей Пражского Града доступна при покупке отдельного билета за 250 крон.

Собор Святого Вита в Праге с высоты птичьего полета (видео)

Как добраться до собора святого Вита

Попасть в собор из центра города можно как пешком, так и на общественном транспорте. Из района Прага-1 вам нужно дойти до Праги-2. Это примерно1,5-2,5 километра пути по холмам и улочкам города. Для тех, кто любит пешие маршруты и не боится нагрузок, путь покажется очень интересным. От центра города переходите на Малостранскую сторону (через Карлов или Манесув мосты), ставьте точку на навигаторе, и вперед!

Если такие прогулки не для вас, можно выбрать облегченный вариант — доехать до станции метро Malostranská, дальше останется пройти 800 метров, правда тоже в горку.

Самый легкий маршрут — на трамвае № 22. От отправляется из центра города (садитесь, например, на остановке Národní třída. 15 минут в пути и вы у Пражского града (остановка так и называется Pražský hrad). Отсюда до собора нужно будет спуститься немного вниз.

Добраться максимально близко к собору можно и на такси. На территории Праги действует удобное мобильное приложение Uber.

Как пройти пешком от остановки трамвая до собора Святого Вита — Google Maps

 


Читайте:



Достижения деятелей науки в эпоху просвещения

Достижения деятелей науки в эпоху просвещения

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными,...

Народные приметы по месячным: день недели и число

Народные приметы по месячным: день недели и число

Еще с древних времен месячные и суеверие были тесно связаны. Отношение к этим дням у разных народов и в разные века отличались. Например, в...

Заговоры, которые делаются с пятницы на субботу

Заговоры, которые делаются с пятницы на субботу

Здравомыслящие люди не видят оснований относиться серьёзно к пятнице, на которую, иногда выпадает 13 число. И этот скепсис понятен, так как у...

Таро – общие закономерности и толкование раскладов Сочетание три девятки подряд в таро

Таро – общие закономерности и толкование раскладов Сочетание три девятки подряд в таро

Запомните: - Если вопрос задаётся по поводу мужчины старше 40 лет, то в качестве Сигнификатора выбирается Король. - Для мужчины, не достигшего...

feed-image RSS