Разделы сайта
Выбор редакции:
- Урок о сотворении мира для малышей
- Рай, третье небо и душа. I. Библейское понятие «Рай»
- Как красавица йогиня стала бабой ягой
- Как сделать руны своими руками из камня
- Гадания онлайн на любовь, отношение человека
- Правила фен-шуй для любви и брака
- Присушить девушку сильная молитва читать
- У меня взяли соль для обряда последствия
- К чему снится шуба во сне
- Магия есть или нет. Существует ли магия? Экстрасенсы используют трюк – «холодное» чтение
Реклама
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную нижеСтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ Н.Г. Чернышевский как представитель материализма Николай Гаврилович Чернышевский (12 июля 1828 -- 17 октября 1889, Саратов, Российская империя). Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского (1793--1861). Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. В детстве он получил прозвище "библиофага", то есть пожирателя книг. Начитанность его поражала окружающих. В 1842 г. поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Не окончив семинарию, в 1846 г. поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета. чернышевский революционный материализм политический За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения, Чернышевский сознательно готовит себя к революционной деятельности, делает первые попытки писать художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 г. приступает к работе. Здесь молодой учитель использует свое положение для проповеди революционных идей. В 1853 г. встретил будущую жену О.С. Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определен учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку. Арест и следствие. 12 июня 1862 г. Чернышевский арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон". Воззвание к "Барским крестьянам" было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором. В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался "врагом Российской империи номер один". Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н.А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещенный "Современник" в Лондоне. Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вел упорную борьбу со следственной комиссией. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе "Что делать?" (1863), опубликованном в 3, 4 и 5 номерах "Современника". 7 февраля 1864 года сенатом был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме и на каторге свыше двадцати лет. 19 мая 1864 г. в Петербурге на Конной площади состоялась гражданская казнь революционера. Был отправлен в Нерчинскую каторгу; в 1866 г. переведен в Александровский завод Нерчинского округа, в 1871 в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г.А. Лопатин. В 1875 г. освободить Чернышевского попытался И.Н. Мышкин. В 1883 г. Чернышевского перевели в Астрахань. Благодаря хлопотам семьи, в июне 1889 г. переезжает в Саратов, но уже осенью того же года умирает от кровоизлияния в мозг. Был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище. Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха). В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как "рабскую". По Чернышевскому главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются "естественные потребности", а также "общественные привычки и обстоятельства". Удовлетворение потребностей с его точки зрения устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, они критиковали реформаторские надежды на "просвещенного монарха" и "честного политика". Его этика основывается на концепции "разумного эгоизма" и антропологическом принципе. Человек как биосоциальное существо принадлежит к миру природы, детерминирующем его "сущность", и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей "натуры" к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум "поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия", только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признает действие закона причинности: "То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединенных причинной связью". Благодаря свободе выбора же человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться "новыми людьми", идеалы которых -- служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм. Интернет-ресурсы 1. https://ru.wikipedia.org/ 2. http://www.rulex.ru/ Размещено на Allbest.ru Подобные документыАнализ антропологического материализма Л. Фейербаха, характеристика диалектического материализма, который является философией марксизма-ленинизма, взгляды представителей вульгарного материализма. Особенности Марбургской, Фрейбургской школ неокантианства. реферат , добавлен 06.02.2010 Характеристика периода послепетровской России. Философская мысль российского движения декабристов. Философские идеи революционных демократов и народников. Пропагандисты идей просветительства В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин. реферат , добавлен 10.03.2012 Н.Г. Чернышевский: культ среди революционно настроенной молодежи при жизни - поклонение, подогретое бездоказательностью суда над ним и несправедливостью понесенного наказания. Философское миропонимание Чернышевского: диалектика, как "алгебра революции". реферат , добавлен 07.04.2009 Научные труды русских революционеров–демократов. Развитие философской мысли. Суждения Н.Г. Чернышевского о человеке. Антропологическая теория Н.А. Добролюбова. Система подготовки человека к жизни. Принципы философского воззрения на человеческую жизнь. дипломная работа , добавлен 27.03.2009 Трактовка в марксистской литературе исторического материализма как распространения философского материализма на понимание общественного развития. Категории "общественно-экономическая формация", "общественные отношения", "историческая закономерность". доклад , добавлен 19.11.2009 Новые идеи и переосмысление проблемы бытия в современной философии, причины и предпосылки развития данных тенденций. Соотношение материализма и идеализма, тяга к идеализму в постсоветской философской мысли. Основные принципы и преимущества материализма. реферат , добавлен 13.03.2010 Возникновение и развитие материализма в Древней Греции. Милетская школа. Развитие материализма в учении Гераклита. Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами. В работе рассмотрены так же и другие философские школы. курсовая работа , добавлен 21.01.2009 Ознакомление с историей рождения Карла Генриха Маркса, началом революционной деятельности, эмиграции. Рассмотрение основных категорий исторического материализма, общественного бытия и сознания. Исследование формационных ступеней исторического процесса. презентация , добавлен 23.11.2015 Ознакомление с ключевыми моментами биографии Конфуция. Рассмотрение ученического пути мудреца, освобождения от сомнений, следования Ритуалу. Описание философской теории Конфуция, создание создать идеала рыцаря добродетели, идеи покорности сверху донизу. презентация , добавлен 05.05.2015 Бэкон как представитель материализма. Великое восстановление наук. Классификация системы наук и роль философии. Онтология Френсиса Бэкона. "Новый органон". Учение о методе и его влияние на философию XVII века. Биографическая справка Ключевой фигурой шестидесятых годов был, несомненно, Николай Чернышевский (1828-1889) 2 . Сын священника церкви святого Сергия из города Саратова, он тоже должен был стать священником, однако, закончив семинарию, Чернышевский, вместо того чтобы продолжать изучение богословия, поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В университете он сразу погрузился в изучение запрещенных книг, которых нельзя было достать в публичных библиотеках. Во время революций 1848 г. Чернышевский с увлечением читал французские и немецкие газеты, что- " Цит. по: В.И. Ленин и русская общественно-политическая мысль XIX -начала XX века. Л., 1969. С. 42. 2 О нем недавно появились три книги на английском языке: Randall F.B. N.G. Chernyshevskii. New York, 1967; Woehii"m W.F. Chernyshevskii: The Man and the Journalist. Cambridge, Mass., 1971; Pereira N.G. The Thought and Teachings of N.G. Cernyshevskii. The Hague, 1975. бы быть в курсе самых последних событий. Александр Ханыков (один из петрашевцев) познакомил его с Фурье и с утопическим социализмом. С характерной для него основательностью Чернышевский взялся за изучение главных трудов Фурье и Сен-Симона, Кабэ, Леру, Конси-дерана, Прудона и Блана. Его представления о литературе и искусстве сложились под заметным влиянием Белинского. Другое определяющее влияние оказали на молодого Чернышевского дискуссии, происходившие в доме Иринарха Введенского, преподавателя русской литературы в Артиллерийском училище. Введенский в свое время дружил с Петрашевским и представлял, таким образом, еще одно связующее звено между Чернышевским и кружком Петрашевского. Сначала Чернышевский пытался примирить идеи социалистов и коммунистов, радикальных республиканцев и монтаньяров с христианской верой; например, 1848 г. он молился за души революционеров, которые были осуждены на смерть после поражения революции. Позднее, под влиянием сенсимонистов и Пьера Леру, он пытается соединить утопический социализм с идеей «нового христианства» -«нового мессии, новой религии и нового мира». Еще позднее он вновь был охвачен сомнениями, и в дневнике записал, что методы Христа, «возможно, не были верными», а было бы больше пользы, если бы Христос изобрел самоуправляющийся механизм, своего рода perpetu-ит mobile, который освободил бы человечество от тягот и забот, связанных с добыванием хлеба насущного 1 . Подобные мысли дают основания полагать, что христианство молодого Чернышевского возникло не из какого-то трансцендентального опыта, но из страстной веры в Царство Божие на земле. Эта вера быстро подверглась процессу секуляризации: после того как, вслед за Фейербахом, с необходимостью был сделан вывод, что тайна теологии - антропология, легко было сделать следующий шаг, истолковав Царство Божие на земле в качестве царства эмансипированных людей, которые сами всецело определяют свою судьбу. Закончив университет в 1851 г., Чернышевский получил место учителя литературы в Саратовском лицее. Он был талантливым учителем и вскоре приобрел популярность среди студентов. Однако его радикальные взгляды создавали ему трудности, и уже через два года, в 1853 г., он уехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. В Петербурге он начал писать магистерскую диссертацию под заглавием «Эстетические отношения искусства к действительности» 2 . Он также начал печатать научные и литературно-критические статьи, и в 1855 г. См.: дневник Чернышевского за 1848-1850 годы. 2 В дореволюционной России степень магистра давала право занять должность профессора. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... вошел в редколлегию издаваемого Некрасовым журнала «Современник». После смерти Белинского «Современник» попал под влияние группы либеральных критиков, склонявшихся к отвлеченной от действительности эстетике (А.В. Дружинин, П.В. Анненков и В.П. Боткин), в силу чего «Современник» уже не представлял однородную и отчетливую идеологическую позицию. После того как в редколлегию журнала вошел Чернышевский, «Современник» вновь сделался боевым органом, отстаивавшим идеологию критического реализма. Большинство своих литературно-критических работ Чернышевский написал между 1854-м и 1857 г. Осенью 1857 г. он передал руководство литературной секцией «Современника» своему молодому сотруднику Николаю Добролюбову для того, чтобы посвятить себя истории, философии и политической экономии. В статьях, написанных в последующие годы, Чернышевский выдвинул основные принципы нового революционного радикализма, который полностью расходился с мировоззрением русских либералов и симпатизировавшей им части дворянства. В работе «Антропологический принцип в философии» (1860) Чернышевский выразил свои взгляды на философию и этику; в «Капитале и труде» (1859), «Заметках об обоснованиях политической экономии» (I860) 1 и в других экономических статьях он подверг критическому анализу экономический либерализм с точки зрения политической экономии и «трудящихся масс»». Во многих статьях, особенно в «Критике философских предубеждений против общинного землевладения» (1858), он отстаивал крестьянскую общину от критики сторонников капиталистического развития. Особый интерес представляет ряд статей Чернышевского, посвященных революциям во Франции («Каваньяк», «Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X», «Июльская монархия» и др.). В своем творчестве этого времени Чернышевский подчеркивал колебания и трусость либеральных политиков и резко критиковал полумеры, которые они предлагали; он также противопоставлял программе либералов, в которой основное внимание уделялось вопросу политических свобод (что, полагал он, благоприятствует в основном экономически процветающим слоям общества), программу радикалов, которые во главу угла ставили состояние народа. Следует отметить, что мировоззрение целого поколения русских революционеров сформировалось под воздействием этих статей. По мере того как революционные настроения в России набирали силу, возрастала и роль Чернышевского как идейного вождя радикального лагеря. Его дом был местом встречи революционеров-активистов (среди них Н. Шелгунов, М. Михайлов, Н. Утин и братья 1 Эту работу высоко ценил Маркс. Серно-Соловьевичи), а студенты приходили к нему для обсуждения политических выступлений. Как вспоминал позднее М. Слепцов, Чернышевский проявлял большой интерес к работе революционного общества «Земля и воля», которому помогал своими советами. Под его влиянием находилось даже общество польских офицеров, основанное Зигмунтом Сераковским, близким другом Чернышевского (одним из членов этого общества был Ярослав Домбровский, который погибнет героической смертью, возглавляя вооруженные силы Парижской коммуны). Чернышевский был отлично знаком с конспиративными методами борьбы и мастерски умел скрывать следы. Этим можно объяснить, что мы так ничего и не знаем о его связях с революционными организациями; нет никаких свидетельств того, что он был членом группы «Земля и воля». Но мы знаем, что он был автором прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», в которой разъяснялись недостатки указа об освобождении крестьян 1 . Вероятно и то, что он был главным вдохновителем тайного периодического издания «Великорос» (1861), призывавшего образованные классы общества взять в свои руки дело политической реформы. Царские власти давно уже хотели избавиться от Чернышевского, как от бельма на глазу, и с удовольствие воспользовались подходящим предлогом: было перехвачено письмо от Герцена, в котором якобы содержались доказательства контактов Чернышевского с русскими эмигрантскими кругами в Лондоне. В июле 1862 г. Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Однако никаких инкриминирующих бумаг при аресте найдено не было, и надежды на то, что тюрьма сломит Чернышевского, не оправдались. Поэтому обвинению пришлось построить дело на косвенных свидетельствах и выдуманных документах и показаниях. Следствие тянулось почти два года, прежде чем Чернышевского приговорили к четырнадцати годам исправительных работ и пожизненной ссылке в Сибирь, несмотря на отсутствие достаточного количества свидетельств. Император утвердил этот приговор, но сократил срок исправительных работ до семи лет. Находясь в тюрьме, Чернышевский написал свой знаменитый роман «Что делать?». В нем изображен идеализированный портрет по- По неустановленным причинам эта прокламация, написанная накануне опубликования царского указа, не была напечатана. Возможно, крестьянское восстание в Бездне убедило Чернышевского в том, что бывшие крепостные сами поняли, что у них обманом отобрали часть их земли, а может быть, он почувствовал, что в отсутствие организованного революционного движения прокламация только развяжет стихийные возмущения, направленные против всей образованной элиты, а не только против одного лишь класса землевладельцев. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... коления «новых людей» - радикалов шестидесятых годов, представителей новой морали, так же как и нового рационалистического и материалистического мировоззрения. Герои романа - Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна - стоят выше общественных условностей и руководствуются не иррациональными верованиями, а разумно понятой собственной выгодой, «разумным эгоизмом» - отождествлением своих собственных интересов с интересами и благом общества в целом. Отдельный раздел романа посвящен необычной фигуре революционера Рахметова - «высшей натуре», чья преданность общему благу еще больше, чем у других героев Чернышевского. Несмотря на то что Рахметов - отпрыск богатой аристократии, он хорошо представляет себе удел простого народа, пешком обошел всю Россию, работал на лесоповале, на каменоломне, тянул с бурлаками по берегу речные суда. Он - один из избранных, «соль земли»: ради тренировки воли и невосприимчивости к боли этот совершенный рыцарь революции даже спит на ложе из гвоздей. Благодаря странной невнимательности цензора роман «Что делать?» получил разрешение печататься в «Современнике» по частям, из номера в номер. Власти поняли свою ошибку слишком поздно. Цензор, пропустивший роман в печать, был смещен, а новые издания - запрещены, но эти меры оказались недостаточными для того, чтобы остановить влияние романа. Номера «Современника», в которых печатался «Что делать?», сохранялись так, как хранят семейные реликвии. Для многих представителей молодого поколения этот роман стал настоящей энциклопедией жизни и познания. Жена Ленина Надежда Крупская рассказывает в своих воспоминаниях, что ее муж помнил «Что делать?» вплоть до мельчайших деталей. Плеханов не преувеличивал, когда заявлял: «С тех пор как завелись типографские станки в России и вплоть до нашего времени, ни одно печатное произведение не имело в России такого успеха, как "Что делать?" Чернышевского» 1 . Первые годы ссылки Чернышевский провел вблизи китайской границы. Получив медицинское свидетельство, освобождавшее его от работы в рудниках, он посвятил себя писательству и научным исследованиям. Автобиографический роман «Пролог», написанный в те годы, дает интересное освещение русской истории в революционные шестидесятые годы. Отбыв первые семь лет приговора, он пережил горькое разочарование, когда оказалось, что место, где ему предстояло провести остаток дней, - уединенное иркутское поселение, заброшенное в тайге в Восточной Сибири. Он стойко перенес это новое 1 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956-1958. Т. 4. С. 160. ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители»... разочарование, а три года спустя решительно отказался подать прошение о пересмотре своего приговора. Одной из причин ссылки Чернышевского в такое отдаленное место был страх властей, что ему помогут совершить побег, - в революционных кругах часто обсуждали такую возможность. Первую попытку освободить Чернышевского сделал ссыльный революционер Герман Лопатин, друг Маркса 1 . Другая попытка, столь же безуспешная, была предпринята в 1875 г. революционером-народником Ипполитом Мышкиным. Положение Чернышевского оставалось бесперспективным вплоть до 1880-х гг. В 1883 г. ему было разрешено поселиться в Астрахани вместе с семьей, а в 1889 г., незадолго до смерти, ему позволили возвратиться в родной Саратов. Эстетика Магистерская диссертация Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» содержит первый зрелый набросок его мировоззрения. Высшим философским авторитетом в глазах Чернышевского был Людвиг Фейербах. Из-за цензуры он поначалу не мог сослаться на Фейербаха; но он сделал это после возвращения из ссылки в предисловии к третьему изданию диссертации, подготовленному к печати в 1888 г. 2 В этом предисловии Чернышевский писал: «Автор не имел ни малейших притязаний сказать что-нибудь новое, принадлежащее лично ему. Он желал только быть истолкователем идей Фейербаха в применении к эстетике» . Отказываясь от притязания на оригинальность, Чернышевский проявил, конечно, чрезмерную скромность. Начать с того, что его диссертация по эстетике не целиком вышла из фейербаховской философии; больше того: Фейербах фактически не писал об эстетике, так что применение его идей к эстетической проблематике само по себе было чем-то новым и оригинальным. Вслед за Плехановым большинство писавших о Чернышевском исследователей полагало, что влияние Фейербаха особенно заметно Лопатин решил попытаться помочь Чернышевскому бежать из ссылки под влиянием бесед с Марксом, который часто говорил, что «из всех современных экономистов Чернышевский представляет действительно оригинального мыслителя, между тем как остальные суть только простые компиляторы». (Лопатин Г.А. Автобиография. Петроград, 1922. С. 71.) Как раз упоминание Фейербаха помешало этому изданию получить разрешение цензора. 3 Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. М.: ОГИЗ, 1938. С. 412. -Прим. ред. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... в главном тезисе диссертации, что цель его эстетики - «защита действительности от фантазий». Эта точка зрения верна лишь отчасти: материалистическое положение о приоритете действительности перед искусством не заключает в себе ничего специфически фейербаховско-го. То, что было оригинальным в философии Фейербаха - и в эстетике Чернышевского, - заключалось в другом, а именно в слиянии материализма и антропоцентризма. «Антропоцентрическая» тема в мышлении Чернышевского наиболее отчетливо проявляется в его теории прекрасного. Красота, утверждал он, - нечто объективное, и скорее содержание, чем форма. Гегель понял это, определив прекрасное как проявление абсолютного духа. Но гегелевская концепция Абсолютного была свергнута с пьедестала Фейербахом, который показал, что человек сам - абсолютная ценность. Из этого основоположения Фейербах сделал вывод, что для человека высшее добро, высшее бытие - это сама жизнь: «Только потому делает человек богом или божественным существом то, от чего зависит его жизнь, что для него его жизнь есть божественное существо, божественное благо или предмет»". Совершенно очевидно, что эти идеи Фейербаха положены Чернышевским в основание его определения прекрасного. Согласно этому определению, «прекрасное есть жизнь»; «прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни». 2 Сразу же после этой дефиниции прекрасного в целом Чернышевский предпринимает детальный анализ аристократического и крестьянского идеалов женской красоты. Человек из народа, отмечал он, считает красотой все, что имеет признаки крепкого здоровья и гармонического физического развития; с другой стороны, аристократическая красота не может не быть бледной, слабой и болезненной - все признаки досужей, бездеятельной жизни и, в сущности, неспособности к труду. Этот аргумент уже выходит за пределы «антропологизма» Фейербаха и обнаруживает понимание взаимосвязей между эстетическим воображением и детерминирующими его общественными условиями жизни. Тем не менее, Чернышевский продолжает настаивать на том, что только один эстетический идеал можно считать «истинным» и «естественным». Аристократические идеалы - «признак искусственной испорченности вкуса», искусственный результат искусственной жизни; только идеал людей, живущих в «нормальных» 1 Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Он же. Избранные философские произведения. М.: ГИХЛ, 1955. С. 549. 2 Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Он же. Избранные философские сочинения. Цит. изд. С. 287. ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители»... условиях (т.е. живущих трудовой жизнью и в контакте с природой), гармонирует с истинной природой человека. Этот переход от исторического релятивизма к нормативной эстетике, разумеется, важен для Чернышевского, поскольку позволяет оправдать эстетические идеалы трудящихся и требование возможно более широкой демократизации искусства. Понятие «жизнь» в диссертации Чернышевского тоже имеет два различных значения. В первом, узком значении слово «жизнь» означает изобилие и богатство жизненных сил. Важнее, однако, второе значение слова, охватывающее еще и нравственную сферу. Чернышевский пишет: «истинная жизнь - жизнь ума и сердца»"; следовательно, высший идеал прекрасного - это человеческое существо в полном развитии своих способностей. Такое определение прекрасного сближает Чернышевского с великой гуманистической традицией в Германии, представителями которой были Гёте, Шиллер и Гегель. Правда, Чернышевский отвергает тезис Гегеля и Фишера о том, что прекрасное в искусстве выше прекрасного в природе; но он соглашается с ними в том, что прекрасное в природе имеет значение лишь постольку, поскольку красота соотносится с человеком «О, как хороша была бы гегелевская эстетика, если бы эта мысль, прекрасно развитая в ней, была поставлена основною мыслью вместо фантастического отыскивания полноты проявляемой идеи!» 2 . Восстановление материи в своих правах, которое в эстетике Чернышевского принимает форму реабилитации прекрасного в природе, соединяется у него с типично фейербаховским оправданием индивидуального человека. С гегельянской точки зрения, по-настоящему реальной действительностью обладают только идеи; отдельные люди, взятые в изоляции от «общего» («идеи» или «духа»), - это чистая абстракция. Наоборот, с точки зрения Фейербаха, реальны именно индивиды, а всеобщее - это абстракция. Чернышевский, полностью согласный с Фейербахом, сделал попытку продемонстрировать в своей диссертации, что «для человека общее только бледный и мертвый экстракт из индивидуального» 3 . В приложении к эстетике это убеждение неизбежно ведет к отрицанию генерализующей функции искусства, к представлению, что «всеобщие типы», создаваемые, как принято думать, литературой, - только копии индивидуально-человеческих типов и что в реальной жизни мы встречаем типичных героев, которые гораздо ближе к подлинной действительности и более привлекательны, чем «обобщения», создаваемые литературой и искус- 1 Там же. С.288. 1 Там же. С. 290. 1 Там же. С. 348. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ством. С этой точки зрения искусство может быть только суррогатом действительности. Как справедливо было отмечено, то была «реакция против гегелевского "общего" во имя индивидуального, доходящая до метафизического противопоставления того и другого как абстрактного и реального», - противопоставления, типичного для фейербахов-ского материализма. Поэтому диссертацию Чернышевского нужно рассматривать в качестве страстной защиты индивидуальности конкретного человеческого существа, проигнорированного философами-идеалистами, которые трактовали человека всего лишь как орудие Абсолюта. Заблуждение Чернышевского - в чрезмерном упрощении и абстрактном рационализме. Чернышевский не сумел разглядеть диалектическую взаимосвязь между искусством и действительностью и, подобно Фейербаху, трактовал постижение действительности как механический акт, едва ли не схожий с пассивным отражением внешних объектов в зеркале. В результате возникла теория, которая больше соответствовала натуралистической, чем реалистической концепции искусства. Эта теория шла вразрез с критическим восприятием самого Чернышевского и вступала в явный конфликт с теми взглядами на роль и значение искусства, которые он сам же выдвигает на других страницах своей диссертации. Функция искусства, пишет Чернышевский, не только в том, чтобы воспроизводить действительность, но также и в том, чтобы объяснять и оценивать ее, - «выносить суждение» о явлениях реальной жизни, воссоздаваемых искусством. В свете этого определения искусство - не суррогат, ибо суррогат из жизненных явлений ничего не прибавляет к нашим знаниям о реальной действительности, как не помогает нам такой суррогат и выносить суждение о действительности. Когда Писарев говорил, что основной тезис диссертации Чернышевского выражает идею «разрушения эстетики», то этим своим утверждением он выказал полное непонимание основной мысли диссертации. Основная мысль Чернышевского направлена не против эстетики как таковой, а против эстетизма. Поскольку духовная и материальная природа человека едина, полагает он, то чисто духовная деятельность, возникающая исключительно из стремления к прекрасному, невозможна. Влечение к красоте - незаинтересованное влечение. Но оно никогда не возникает в изоляции от других человеческих влечений или потребностей; поэтому область искусства нельзя сводить к гораздо более узкой сфере эстетически прекрасного. Чернышевский не желает умалить роль искусства; как раз наоборот, он счи- Лаврецкии А. Белинский, Чернышевский, Добролюбов в борьбе за реализм М, 1941. С. 221. ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители» тает «искусство для искусства» опасной теорией именно потому, что она-то и ведет к вытеснению искусства на периферию человеческой жизни и утрате им сколько-нибудь серьезного значения. Художник, который творит исключительно ради красоты, был бы несовершенным и, по сути дела, искалеченным человеком. С самого начала эстетические взгляды Чернышевского пострадали от односторонних интерпретаций и недоразумений. Против Чернышевского выступили не только критики, защищавшие неангажированное «чистое искусство» (Дружинин, Анненков, Боткин), но и великие русские романисты. Тургенев, например, которого особенно задевали взгляды Чернышевского на искусство, назвал «Эстетические отношения искусства к действительности» «мертворожденным продуктом слепой злобы и глупости». И все же, несмотря на множество враждебных критиков и зачастую сторонников по недоразумению (таких, как Писарев), эстетические идеи Чернышевского оказали значительное влияние на русскую литературу и искусство. Основные положения «Эстетических отношений...» были приняты в качестве основополагающих установок прогрессивной русской критикой, и писатели-радикалы, как и писатели-народники (Некрасов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский и Владимир Короленко), старались применить идеи Чернышевского к своему собственному творчеству. Илья Репин писал в своих воспоминания, что молодые художники тоже читали Чернышевского с большим интересом. Одним из ведущих пропагандистов эстетики Чернышевского был Владимир Стасов - главный русский теоретик реализма в изобразительном искусстве. Антропологический принцип Название основного философского труда Чернышевского - «Антропологический принцип в философии» (I860) - дань уважения «антропологизму» Фейербаха. Для Чернышевского «антропологический принцип» предоставил теоретическое основание для его концепции человека как интегральной целостности, для отмены вечного дуализма тела и души. Чернышевский формулировал свои идеи следующим образом: «... "что это за вещь антропологический принцип в нравственных науках"? <...> принцип этот состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность или всего его организма от головы до ног включительно, или, если она оказывается специальным отправлением какого-нибудь особенного органа в человеческом Аиджеи Валгщкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом» 1 . Интересным дополнением к «Антропологическому принципу» является статья «Характер человеческого знания», написанная после возвращения Чернышевского из Сибири. В этой статье он выдвинул эпистемологическую теорию, в основе которой - представление о том, что человеческий организм заключает в себе и познающего, и предмет познания; тем самым эта теория утверждала нераздельность материи и сознания. Для человека, утверждает в своей статье Чернышевский, «архимедов принцип», на котором основывается все, -это не «Я мыслю», а «Я существую»; поскольку наше знание о нашем собственном существовании является непосредственным и не поддается сомнению, то наше познание материального мира, частицей которого мы сами же и являемся, - в такой же мере надежно. Чернышевский не сделал из этой своей теории единства человеческой природы вывода, что все человеческие особенности можно объяснить в понятиях физиологических свойств. Психологию не больше можно объяснить в понятиях физиологии, заявляет Чернышевский, чем физиологию - в понятиях химии, или химию - в понятиях физики, потому что во всех этих случаях количественные различия становятся различиями качественными. Важно, подчеркивает Чернышевский, не допустить, чтобы человек «раскалывался», и помешать тому, чтобы какая-то одна из его функций («дух» или «природа») не обособилась и не превратилась в абсолютную. Человек - нераздельное существо, и только в качестве такого единства он представляет абсолютную ценность для других людей. Именно эти аргументы подводили фундамент под этическую теорию «разумного эгоизма» Чернышевского. Теория эта основывалась на предпосылке, что руководящим принципом человеческого поведения - как бы этот принцип ни интерпретировался - является эгоизм. В сфере общественных норм теория Чернышевского отдает предпочтение утилитаризму, рационализму и эгалитаризму. Постулатом теории разумного эгоизма было утверждение, что критерий, в соответствии с которым нужно оценивать человеческие поступки, - это та польза, которую они приносят; добро имеет ценность не само по себе, но только в качестве прочной, постоянной пользы - «очень полезной пользы». Эгоизм может быть разумным и не разумным, многочисленные случаи бескорыстия и самопожертвования - это на самом деле то или иное выражение разумного понимания эгоизма: «<...> доказывать, что геройский поступок был вместе умным поступком, что благородное дело не было безрассудным делом, вовсе еще не значит, Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. Цит. изд. С. 115. ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители»... 213 по нашему мнению, отнимать цену у геройства и благородства» . Разумный эгоист признает за другими людьми право быть эгоистами постольку, поскольку он признает, что все люди равны; в спорных вопросах, когда нет согласия, он руководствуется принципом наибольшего добра для наибольшего числа людей: <...> общечеловеческий интерес стоит выше выгод отдельной нации, общий интерес целой нации стоит выше выгод отдельного сословия, интерес многочисленного сословия выше выгод малочисленного» . Эгоизм, который по настоящему разумен, заставляет людей понять, что у них есть общие интересы и что они должны помогать друг другу. Это и имел в виду Фейербах, когда он писал: «Быть индивидуумом, правда, значит быть "эгоистом", но это значит вместе с тем - быть, и притом неволей или волей, коммунистом» . Чернышевский мог бы использовать это высказывание как эпиграф к своему роману «Что делать?» - истории «разумных эгоистов», которые верят в социалистическую систему. Уже из этого краткого обзора понятно, что «разумный эгоист» очень сильно отличается от того, что мы обычно понимаем под «эгоизмом». Чернышевский использует понятие «эгоизм» в контексте своей этической теории как некий вызов, обращенный к тем, кто во имя трансцендентных ценностей осуждает как «эгоизм» все попытки угнетенных улучшить свою долю; это выражение недоверия Чернышевского к идеологиям, призывавшим людей жертвовать собой ради якобы высших целей, то есть таких целей, которые будто бы выше самого человека, понятого как живая и конкретная человеческая личность. Начиная еще с Просвещения, философы-материалисты - Гельвеции и Гольдбах - считали разумный эгоизм логическим выводом из материализма. Чернышевский расширил теоретические принципы «разумного эгоизма», опираясь на критику Фейербахом таких идеалистических абстракций, как сверхличный Разум или Дух. Фейербах утверждал, что всеобщее не имеет какого-то отдельного, независимого бытия; оно существует только как «предикат индивида». Этот ход мысли приводил к отрицанию органицистских и историцистских теорий, трактовавших общество в качестве сверхличного органического целого, подчиняющегося рациональным законам исторической необходимости. Чернышевский писал, что «общественная жизнь есть 1 Там же. С. 106. 2 Там же. С. 108. 3 См.: Фейербах Л. О «Сущности христианства» в связи с «Единственным и его достоянием» // Он же. Изб. филос. произведения: В 2 т. Т. II. М., 1955. С. 411. Анджен Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... Свою материалистическую философию Чернышевский развернуто излагает в работе "Антропологический принцип в философии" (1860). В этой работе он пытается соединить антропологическое понимание человека у Фейербаха с принципом "разумного эгоизма" английского утилитаризма. Всю существующую действительность Чернышевский называет природой, которая существует независимо от сознания. При этом на природу, по мнению Чернышевского, надо смотреть как "велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки". "В природе, - пишет он, - нечего искать идей, в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются - начинается жизнь природы" . Эту позицию можно отнести к тому, что позднее будет названо естественно-научным материализмом. Что касается теории познания, то здесь Чернышевский выступает как сенсуалист фейербаховского толка. "Ощущение, - пишет он, - по самой натуре своей непременно предполагает существование двух элементов мысли, связанных в одну мысль: во-первых, тут есть внешний предмет, производящий ощущения; во-вторых, существо, чувствующее, что в нем происходит ощущение; чувствуя свое ощущение, оно чувствует известное свое состояние, а когда чувствуется состояние какого-нибудь предмета, то, разумеется, чувствуется и самый предмет" . Далее Чернышевский рассуждает о том, что на определенной стадии жизни ощущение переходит в сознание. На этой стадии чувства, соединяясь с рациональным познанием, дают верное представление о мире. Истинность этих представлений подтверждается практикой. ""Практика", - пишет Чернышевский, - этот непреложный пробный камень всякой теории, должна быть руководительницею нашею и здесь" . Диалектику Гегеля Чернышевский толкует только в смысле диалектики природы, в частности, как борьбу "полярностей". Жизнь в его учении характеризуется "поляризацией, раздвоением сил, и это раздвоение выступает источником движения и развития". Иначе говоря, в понимании диалектики Чернышевский не продвигается дальше Герцена, и даже наоборот: сдает здесь уже завоеванные позиции. Что касается его представлений об обществе, то здесь нужно учесть: Чернышевский писал свои произведения в эпоху огромной популярности позитивизма. И обойти вопрос о влиянии на него позитивной философии никак нельзя. Философские воззрения на общество во времена Чернышевского уже было принято называть социологией. Хотя социология - это совершенно определенное понимание общества, связанное с именем О. Конта. Но Чернышевский часто склоняется именно к социологическому пониманию общества вследствие недостатка историзма. И это - наиболее слабое место Чернышевского. Не социология Чернышевского - слабое место в социологии, а социологическая точка зрения - слабое место в понимании общества. И слабость такого социологизма связана со слабостью антропологического понимания человеческой сущности. Чернышевский, подобно Фейербаху, исходит из того, что в основе всех форм общества лежит неизменная человеческая "природа". "Основанием всему, - пишет он, - что мы говорим о какой-нибудь специальной отрасли жизни, действительно должны служить общие понятия о натуре человека, находящихся в ней побуждениях к деятельности и ее потребностях" . Философия Н.Г. Чернышевского. Гораздо лучше, нежели от меня самого, Вы можете узнать общий характер моего мировоззрения от Фейербаха. Это взгляд спокойный и светлый Н.Г. Чернышевский Деятельность Николая Гавриловича Чернышевского отличалась необычной многогранностью. Это был воинствующий философ - материалист и диалектик, он был также оригинальным историком, социологом, крупнейшим экономистом, критиком, выдающимся новатором в эстетике и литературе. Философия для Чернышевского была не отвлеченной теорией, а орудием изменения российской действительности. Материализм Чернышевского и его диалектика служили теоретическим обоснованием политической программы революционной демократии. Философские взгляды Чернышевского сложились в теснейшей связи с формированием его революционно-демократических убеждений. В годы учбы в Петербурге Чернышевский изучает произведения выдающихся ученых и мыслителей своего времени историков, социологов, экономистов, философов. К моменту окончания университета он был уже убежденным революционером и материалистом. Как было сказано, к такому развитию Чернышевского вл, прежде всего, весь ход общественной жизни и передовой общественной мысли России. Впервые Чернышевский учился философии у Герцена и Белинского. Это они зажгли в нем пламя свободы и наполнили его душу глубокой ненавистью к самодержавно-крепостническим порядкам и ко всем формам эксплуатации и угнетения человека. Вслед за Белинским и Герценом Чернышевский сосредоточил свое внимание на критике немецкой идеалистической философии. В тех условиях последняя представляла, как известно, серьзную опасность, и Чернышевский смотрел на е разоблачение, как на важнейшую боевую задачу. Вместе с тем следует отметить, что Чернышевский в общем правильно понимал классовую природу немецкого идеализма как идеологического оправдания политического консерватизма немецкой буржуазии и феодальной отсталости Германии, как реакцию на материализм. Чернышевский материалистически решал основной вопрос философии, вопрос об отношении мышления к бытию. Он, отвергая идеалистическое учение о превосходстве духа над природой, утверждал первичность природы, обусловленность человеческого мышления реальным бытием, которое имеет свою основу в самом себе. Наряду с критикой идеалистической философии и материалистическим решением вопроса об отношении мышления к бытию, Чернышевский вл борьбу против агностицизма, всевозможных теорий, утверждавших непознаваемость мира, явлений, предметов. Неудовлетворенный философской системой Гегеля, Чернышевский обратился к сочинениям виднейшего философа того времени Людвига Фейербаха. Чернышевский был очень образованным человеком, он изучил труды очень многих философов, но своим учителем называл только Фейербаха. Если Вы хотите иметь понятие о том, что такое, по моему мнению, человеческая природа, узнавайте это из единственного мыслителя нашего столетия, у которого были совершенно верные, по-моему, понятия о вещах. Это Людвиг Фейербах Н.Г. Чернышевский Избранные философские сочинения, М. Политиздат, 1950 г т.3, с. 714 писал Чернышевский. Философ неоднократно объявлял себя фейербахианцем. Когда Чернышевский писал свою первую крупную научную работу, диссертацию по эстетике, он уже в области философии был вполне сложившимся мыслителем - фейербахианцем, хотя в самой диссертации своей не разу не упомянул имени Фейербаха, тогда запрещенного в России. Прочитав Сущность христианства Фейербаха, Чернышевский отметил в своем дневнике, что она ему понравилась своим благородством, прямотой, откровенностью, резкостью. Он узнавал о сущности человека, как е понимал Фейербах, в духе естественно научного материализма, узнавал о том, что совершенному человеку свойственны разум, воля, мысль, сердце, любовь. Истинное существо - любит, мыслит, хочет. Высший закон - любовь к человеку. Философия должна исходить не из некой абсолютной идеи, а из природы, живой действительности. Природа, бытие - субъект познания, а мышление производно. Природа - первичное, идеи - е порождения, функция человеческого мозга. Это были для молодого Чернышевского настоящие откровения. Он находил то, что искал. Особенно поразила его главная мысль, показавшаяся совершенно справедливой что человек всегда воображал себе бога человеческим по своим собственным понятиям о себе. Хорош ли он, или плох, это как угодно но он без всякого сравнения лучше всехТам же, с. 714 так говорил Чернышевский о Фейербахе. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ. Одним из важнейших аспектов в философии Чернышевского является антропологический материализм. Он считал, что в качестве научного мировоззрения трудящихся может служить лишь материалистическая философия. Чернышевский сознательно причислял себя к идеологам трудящихся масс он развивал в своих сочинениях систему философского материализма, будучи убежден, что именно такая система в состоянии духовно вооружить людей, борющихся против режима насилия и угнетения за социализм. Основы философского материализма Чернышевского наиболее полно выражены в его знаменитой работе Антропологический принцип в философии, вышедшей в 1860 году. Вокруг этой работы, явившейся теоретическим манифестом русской революционной демократии, разгорелась одна из самых ожесточенных идеологических битв, какие когда-либо до того имели место в истории борьбы материализма с идеализмом. Чтобы правильно понять и оценить характер материализма Чернышевского, надо, прежде всего, выяснить, что представляет собой его основной философский принцип, названный им самим антропологическим принципом в философии. Объясняя сущность антропологического принципа, Чернышевский писал На человека надобно смотреть, как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам. Н.Г. Чернышевский Избранные философские сочинения, М. Политиздат, 1950 г т.3, стр. 115. Антропологический взгляд на человека это цельный взгляд на человека, это представление о единстве человеческого организма. Согласно антропологическому принципу Чернышевского, в основе единства человеческой природы лежит его телесный организм. Первичное есть тело, то есть материя. Естествознание, отмечает Чернышевский, достигло такой степени развития, когда можно показать обусловленность ощущения и психики человека физиологическими процессами, происходящими в нем, не прибегая к помощи других, посторонних сил. Сознание, мышление является для Чернышевского лишь особым свойством высокоразвитой материи. Чернышевский лишает сознание того независимого, субстанциального существования, которое приписывали ему идеалисты, и объявляет его продуктом развития материи. Антропологический принцип Чернышевского был принципом решения основного вопроса философии вопроса об отношении сознания и материи в духе материализма, поскольку он брал за основу телесный организм и считал психические явления результатом работы мозга. Но что представляет собой, с точки зрения антропологического принципа Чернышевского, сам человек, его организм Физиология и медицина находят, писал Чернышевский, что человеческий организм есть очень многосложная химическая комбинация, находящаяся в очень многосложном химическом процессе, называемом жизнью Н.Г. Чернышевский Избранные философские сочинения, М. Политиздат, 1950 г т.3, стр. 90. Человек находится в общей цепи развития материи. От камня до растения, от дерева до животного мира, включая и человека, существуют различные комбинации материи. Таким образом, антропологический принцип, развиваемый Чернышевским, приводит к материалистическому взгляду на человека, а через рассмотрение человека как части природы к материалистическому взгляду на весь совокупный, вне сознания существующий, объективный материальный мир и его закономерности. Несмотря на то, что на этом пути Чернышевский иногда сбивается на механицизм, он выступает как последовательный материалист в понимании явлений природы. Антропологический принцип в философии был в его руках сажным средством развенчивания идеологических оплотов старого эксплуататорского мира религии и идеализма. В этом основное прогрессивное значение антропологического принципа Чернышевского в тогдашних условиях России. Отстаивая антропологический принцип в борьбе против идеализма и религии, Чернышевский, как известно, ссылался на Фейербаха, как на мыслителя, проводившего этот принцип в своей философии. Однако нельзя на этом основании отождествлять позиции Чернышевского и Фейербаха, не видеть существенного, большого различия между философией Фейербаха и Чернышевского. Фейербах, как известно, специально занимался исследованием религии, особенно христианской. Утверждая, что в основе представления о боге лежит сущность человека, он доказывал, что содержанием сверхъестественного, религиозного мира являются искаженные, мистифицированные чувства, желания и мысли человека. Отсюда его главный вывод о том, что тайна религии есть антропология. Антропологизм Фейербаха облекается в теологическую форму и объявляется новой религией. Материализм Чернышевского совершенно свободен от идеалистических и религиозно-этических наслоений, характерных для философии Фейербаха. Чернышевскому было глубоко чуждо стремление придать своей философии религиозную окраску. Он прекрасно представлял себе коренную противоположность материалистического и религиозного мировоззрения. Отстаивая антропологический принцип в философии, Чернышевский, однако, был далек от мысли считать, что его философия находится где-то между идеализмом и материализмом, как это можно наблюдать у Фейербаха. Наоборот, он, безусловно, и самым решительным образом причислял себя к сторонникам материалистического лагеря и основной водораздел в философии проводил именно между материализмом и идеализмом. Чернышевский был тем мыслителем, который вел наиболее острую и последовательную борьбу против идеализма, в какой бы форме он ни проявлялся. Чернышевским не был философом в узком смысле слова. Он был человеком революционного дела, революционной практики. В отличие от Фейербаха, обнаруживавшего крайнее безразличие к политической деятельности, Чернышевский глубоко оценил могущественную роль революционной политики, прямо и непосредственно связывая философию и практику революционной демократии. Конец работы - Эта тема принадлежит разделу: Фейербах и русская мысльЕго вклад в развитие философии трудно переоценить. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический.. Столь ценные идеи Фейербаха не могли не найти отражения в трудах других философов. В частности, они оказали огромное.. Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Что будем делать с полученным материалом:Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: 1. Введение Гегель считал творцом природы, действительности - абсолютный дух, абсолютную идею, исходил из некоего чистого субъективного мышления. У Гегеля идея, разум - движущая сила мирового развития, созидатель, творец действительности. Сама природа у Гегеля - проявление идеи, ее «инобытие». Как политик Гегель был, консервативен, считал современный феодально - абсолютистский строй Германии политическим идеалом, в котором абсолютный дух нашел свое воплощение. Чернышевский полагал, что многое было верно в философииГегеля лишь «в виде темных предчувствий», однако, подавляемых идеалистическиммировоззрением гениального философа. Неудовлетворенный философскойсистемой Гегеля, Чернышевский обратился к сочинениям виднейшего философа тоговремени - Людвига Фейербаха. Вслед за Фейербахом Чернышевский среди наук отводил естествознанию очень большое и значительное место. Это весьма характерно для передовых деятелей эпохи пятидесятых годов. Чернышевский считал, что принципом научно-философского воззрения на человеческую жизнь служит выработанная естествознанием идея о единстве человеческого организма. Чернышевский утверждает, что наблюдениями физиологов устранена идеалистическая мысль о дуализме, двойственности человека. Человек един, но, при единстве человеческой натуры, мы замечаем два ряда явлений – материальных и духовных (Чернышевский говорит– нравственных). Их различие не противоречит единству человеческой натуры. И Чернышевский так формулирует «антропологический принцип», которого он в науке придерживается: «Принцип этот, – пишет он, – состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность или всего его организма, от головы до ног включительно, или если она оказывается специальным отправлением какого-нибудь особенного органа в человеческом организме, то рассматривать этот орган в его, натуральной связи со всем организмом». Наряду скритикой идеалистической философии и материалистическим решением вопроса оботношении мышления к бытию, Чернышевский вел борьбу против агностицизма,всевозможных теорий, утверждавших непознаваемость мира, явлений, предметов. Для своего времени, как и вся философия Чернышевского, онаглавным образом направлена против идеализма, религии, богословской морали. Библиография В.Г. Баскаков „Мировоззрение Чернышевского“ |
Читайте: |
---|
Новое
- Рай, третье небо и душа. I. Библейское понятие «Рай»
- Как красавица йогиня стала бабой ягой
- Как сделать руны своими руками из камня
- Гадания онлайн на любовь, отношение человека
- Правила фен-шуй для любви и брака
- Присушить девушку сильная молитва читать
- У меня взяли соль для обряда последствия
- К чему снится шуба во сне
- Магия есть или нет. Существует ли магия? Экстрасенсы используют трюк – «холодное» чтение
- Что значит увидеть во сне бумажные деньги?