Главная - Астрология
Равноапостольные царь константин (†337) и матерь его царица елена (†327). Завершение великой миссии

1. Святые равноапостольные Константин и Елена – не муж и жена, а сын и мать.
2. Святой Константин крестился в самом конце своей жизни.

В 4 веке был распространён обычай откладывать совершение таинства на неопределенное время, в расчете с помощью крещения, принятого в конце жизни, получить отпущение всех грехов. Император Константин, как и многие его современники, последовал этому обычаю.

В начале 337 года он отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Но, почувствовав себя хуже, велел перевезти себя в Никомедию и в этом городе на смертном одре крестился. Перед смертью, собрав епископов, император признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь.

3. Императрица Елена была простого рода.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии, ставшем цезарем Запада Римской империи. В начале 270-х годов она стала его женой.

4. Римско-католическая церковь не включила имя императора Константина в святцы, однако западные епископы опирались на его авторитет при попытке получить верховную власть в Церкви и в Европе вообще.

Основанием для подобных притязания был «Константинов дар» - подложный дарственный акт Константина Великого римскому папе Сильвестру.

В «грамоте» значится, будто бы Константин Великий, при крещении его папой Сильвестром и при исцелении от проказы, которой был поражён перед этим, подарил папе знаки императорского достоинства, латеранский дворец, город Рим, Италию и все западные страны. Свою же резиденцию перенёс в восточные страны на том основании, что главе империи не подобает жительствовать там, где пребывает глава религии; наконец, римскому папе предоставил главенство как над четырьмя кафедрами – Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Константинопольской, - так и над всеми христианскими церквами во всей вселенной.

Факт подлога доказал итальянский гуманист Лоренцо делла Валла в сочинении «О даре Константина» (1440 г.), опубликованном в 1517 Ульрихом фон Гуттеном. В Риме совершенно отказались от этого документа лишь в XIX столетии.

5. Император Константин легализовал христианство, однако государственной религией его не делал.

В 313 году император Константин издал Миланский эдикт, провозглашавший религиозную терпимость на территории Римской империи. Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей».

В соответствии с этим эдиктом, все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам, и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.

Мнение ряда ученых, что Миланский эдикт провозгласил христианство единственной религией империи не находит, согласно точке зрения других исследователей, подтверждения как в тексте эдикта, так и в обстоятельствах его составления.

6. Праздник Воздвижения Креста Господня появился в церковном календаре благодаря деятельности святых Константина и Елены.

В 326 г., в возрасте 80 лет, царица Елена отправилась на Святую землю с целью отыскать и посетить места, освященные главнейшими событиями жизни Спасителя. Она предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест.

Воздвижение – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало этот праздник одним из самых торжественных в году.

7. На Святой земле благодаря императрице Елене был построен ряд храмов.

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий.

  • на Голгофе - Храм Гроба Господня;
  • в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
  • на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа;

Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

  • в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
  • в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
  • в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
  • у Тивериадского озера - Храм двенадцати апостолов;
  • на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
  • на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
  • у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины - церковь, посвященная Богородице, и башня для монахов.

8. Город Константинополь (ныне Стамбул) был назван в честь святого Константина, который перенёс туда столицу Римской империи.

Отказавшись от язычества, Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь.

9. Имя святых Константина и Елены носит один из старейших болгарских курортов на побережье Черного моря. Расположен он в 6 километрах к северо-востоку от города Варна.

В дополнение к привычным развлекательным центрам, гостиницам и спортивным сооружениям на территории комплекса находится часовня, которая когда-то была частью монастыря, построенного в честь императора Константина и его матери императрицы Елены. Еще до болгар это побережье населяли греки. Вся близлежащая местность была колонией Византийской империи и носила название Одессос.

10. Остров святой Елены, на который был сослан Наполеон Бонапарт, также назван в честь матери святого Константина. Он был открыт португальским мореходом Жуаном да Нова во время путешествия домой из Индии 21 мая 1502, в день памяти этой святой.

Португальцы застали остров необитаемым, на нём было в достатке свежей воды и древесины. Моряки завезли домашних животных (в основном коз), фруктовые деревья, овощи, построили церковь и пару домов, однако постоянного поселения они не основали. С момента открытия остров стал критически важным для кораблей, возвращающихся с грузами из Азии в Европу. В 1815 году остров Святой Елены стал местом ссылки Наполеона Бонапарта, который скончался там в 1821 году.

Остров находится во владении Великобритании, однако небольшая его часть – два дома, где жил Наполеон, и долина, где он был похоронен, – принадлежат Франции.

Святой равноапостольный царь Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлилей и Британией), и святой равноапостольной Елены. К принятию христианства он был расположен своей матерью-христианкой. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя, что они — верные слуги и честные граждане. Во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана, его соправителя Максимиана Галерия — на Востоке, и императора Максимиана Геркула — на Западе.

По желанию императора Диоклетиана в юных годах (18 лет) Константин был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Придворная жизнь в столице олицетворяла собою тогда в малом виде все то нравственное и религиозное растление, до какого только может дойти человечество, порабощаемое нечистыми, страстными похотями — суетная пышность и роскошь, пьянство и объядение, необузданный разврат мысли и жизни, интриги и крамолы, озлобление против истинного богопочитания и лицемерное, лживое почтение к мнимым богам. С другой стороны Константин видел совсем другую жизнь христианской общины, где старцы и старицы, юноши и девы, простецы и ученые мудрецы, даже дети доказывали истину своей веры, чистоту и высоту ее содержания не только словами, а и своими делами, страданием за нее даже до смерти. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».

После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн и с помощью Божией, разбил всех своих противников.

Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться. В 312-м году во время войны с кесарем Максентием, незадолго до решительной битвы, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай» (по-гречески: NIKA). Это зрелище привело в ужас как самого царя, так и войско, бывшее с ним, ибо крест, как позорное орудие казни, считался у язычников дурным предзнаменованием. Константин пребывал в недоумении. Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. Встав от сна, Константин позвал опытных мастеров и приказал устроить, по подобию образа креста, хоругвь из золота и драгоценных камней; воинам же своим он приказал изобразить Крест на щитах и шлемах.

Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составлена из двух первых букв слова ХРистос - «Хи» и «Ро».

Пораженный дивным видением Константин решился не почитать никаких других богов, кроме явившегося ему Христа. С того времени он начал усердно заниматься чтением священного Писания и постоянно имел при себе иереев, хотя и не принимал еще святого крещения.

Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Константин прекратил языческие игры; освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов; отменил казнь через распятие; дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей (очень затруднительных в гражданских судах); запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому; повелел по всей империи праздновать воскресный день; в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущество по завещаниям; допустил христиан к занятию высших государственных должностей; приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них, по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения.

Более всего Константин встречал себе противодействия в Риме, где было сильно язычество. Он решил основать новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем . Обширные дворцы, водопроводы, бани, театры украсили столицу; она наполнилась сокровищами искусства, свезенными из Греции, Италии и Азии. Но уже не строились в ней храмы, посвященные языческим богам, и вместо Колизея, где происходили бои гладиаторов, был устроен цирк для конских состязаний. Главным украшением нового города стали храмы, посвященные истинному Богу.

Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.

Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать — святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Там святая Елена не облачалась в свойственные ее сану одеяния, ходила в самой скромной одежде среди народной толпы и, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню.

В Палестине все места, освященные евангельскими событиями, уже давно подверглись опустошению. Пещера гроба Господня — была засыпана мусором, а на холме, насыпанном поверх святой пещеры, построено было капище “сладострастному демону любви” — Венере. По указаниям Елены идольские капища, поставленные на священных для христиан местах, были разрушены и вместо них сооружены святые храмы. На средства царицы были построены церкви в Вифлееме, над пещерой Рождества Христова; на горе Елеонской — месте Вознесения Господня; в Гефсимании — месте успения Пресвятой Богородицы; у дуба Мамврийского — в месте явления св.Троицы Аврааму.

После долгих и усиленных поисков Креста Господня было, наконец, указано его местонахождение неким Иудою, евреем, старцем преклонных лет, сыном иудейского учителя — под языческим капищем, построенным на холме, покрывавшем пещеру Гроба Господня.

Пещера Гроба Господня

Окно, где стояла царица Елена

Пещера Гроба Господня была найдена и очищена; около нее, на восточной стороне, обретены были три креста, а рядом с ними доска с надписью и честные гвозди. Но как было узнать, который из трех крестов был Крестом Спасителя? Случилось, что мимо этого места в то время проносили для погребения мертвеца; святитель Макарий велел похоронной процессии остановиться; стали полагать, по совету епископа, найденные кресты по одному на умершего, и, когда возложен был Крест Христов, мертвый воскрес.

Все, видя это чудо, возрадовались и прославили силу животворящего Креста Господня. И чтобы можно было бы хотя бы издали видеть святыню, святитель Макарий благоговейно подняв ее и став на возвышенном месте, сотворил воздвижение Креста Господня пред взором множества верных, которые в то время велегласно восклицали: «Господи, помилуй!» Это было первое Воздвижение Честного и Животворящего Креста ; совершилось оно в 326 году . Православная Церковь празднует это событие ежегодно 14 сентября.

Святой Крест, положенный потом в серебряный ковчег для сохранения, многих из язычников и иудеев тогда обратил ко Христу; в том числе и Иуду, который указал место его хранения. Частицу живоносного Древа святая Елена, покидая Иерусалим, взяла с собою в дар сыну Константину.

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, около 327-330 гг. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуетсяРавноапостольной .

Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова, который был бы «великолепнее всех храмов, где-либо существующих».

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее . 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых — святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Бесповоротно осудив арианство, отцы Собора решили дать верующим точное исповедание православного учения — Символ веры. Константин предложил внести в Символ термин, слышанный им в прениях Собора, «Единосущный Отцу». Слово, сказанное царем, единодушно было принято Собором и послужило определительною основою учения о Лице Господа Иисуса, центрального христианского догмата.

Константин жил после того еще более 10 лет, с неизменною верностью держась Никейского исповедания веры, и ревностно старался утверждать дух христианского благочестия в своем царстве, являя достойный пример в себе самом. Еще задолго до смерти Константин начал готовиться к ней. В новой своей столице он построил храм во имя святых Апостолов, в котором устроил гробницу себя.

В 337 году Константин в последний раз торжественно отпраздновал в Константинополе Пасху и вскоре занемог. Но он еще не был крещен. Свое крещение благочестивый царь отлагал по смиренному сознанию своей греховности, желая подвигом целой жизни приготовить себя для этого. Притом же в душе его хранилось искреннее желание креститься в водах реки Иордана. Чувствуя крайний упадок телесных сил, Константин созвал епископов, просил их удостоить его святого крещения, сказав при этом: «Я думал сделать это в водах реки Иордана, где, в образ нам, принял крещение Сам Спаситель; но Бог, ведающий Полезное, удостаивает меня этого здесь». Облеченный при крещении в белую одежду, он не снимал ее уже до смерти. Багряницы же — этого царского отличия — «раб Божий» уже не восхотел и касаться.

Великий и равноапостольной Константин скончался, завещав царство трем своим сыновьям, в день Пятидесятницы в 337 году, на тридцать втором году своего царствования.

Тропарь, глас 8
Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3
Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

38. Святая Елена - мать Константина

Самым светлым, самым понимающим и самым помогающим человеком в жизни императора Константина была его мать - Елена. К сожалению, мы практически ничего не знаем о жизни матери Константина, о ее молодости, о ее пребывании в императорском дворе, но зато мы знаем о ее великих подвижнических делах, оказавших огромное влияние на дальнейшую историю Церкви. В этом отношении мать Константина представляет собой разительный контраст по сравнению с очень многими людьми, живущими в эпоху ее сына, в биографии которых мы вынуждены копаться только потому, что они каким-либо образом пересекались с Константином. Сколько нелепых и точных подробностей мы знаем из совершенно бездарной и мрачной жизни каких-нибудь Максимианов, Галериев, Максенциев, Максиминов, Лициниев, на место коих можно было бы легко поставить любого другого человека, который бы, может быть, не справился со своей властью, но хотя бы не принес столько горя другим людям или оставил бы после себя хоть что-нибудь, что вызывало бы минутное восхищение или просто приятное удивление. И пока Константину приходилось все время иметь дело с подобными людьми, разбирая и усмиряя их страсти, рядом с ним жила его святая мать, по всей видимости, тихо и незаметно, иначе бы мы наверняка узнали о ней гораздо больше, но зато она настолько помогала ему в самом главном деле его жизни, что их имена теперь неразрывно связаны в памяти Вселенской Церкви.

Будущая Флавия Юлия Елена Августа родилась около 250 года в городе Дрепане в Вифинии, на берегу Никомедийского залива, недалеко от города Византия. По велению Константина после смерти матери ее родной город будет назван Еленополь. Историки спорят о точной дате рождения Елены, которая варьируется от 248 года до 257 года, но в большинстве случаев принято указывать 250 год.

О ее происхождении мы знаем из «Слова на смерть императора Феодосия Великого», написанного Отцом Церкви Амвросием Медиоланским, где он назвал ее «stabularia», то есть хозяйкой постоялого двора. В 270 году Елена встречается с полководцем Констанцием и становится его женой, а по Отцу Церкви Иерониму Стридонскому, она была его конкубиной, то есть неженатой подругой. Также не существует единого мнения о том, когда у Елены от Констанция в городе Наиссе (ныне город Ниш) родился сын Константин. В исторической литературе можно встретить различные варианты от 270 до 275 года, но наиболее конвенциональной датой является 272 год. Как мы помним, в 293 году при получении титула цезаря Констанций Хлор разошелся с Еленой, чтобы жениться на падчерице императора Максимиана Геркулия Феодоре, матери всех братьев и сестер Константина. По всей вероятности, Елена все время жила в Никомедии, пока в 306 году, после смерти Констанция Хлора, ее не забрал к себе сын Константин. В это время основной резиденцией Константина и, соответственно, реальной столицей Галлии был город Тревир (Трир), который иначе называют даже северной столицей Римской империи. В Тревире у Елены был собственный дворец. В 318 году как мать императора Елена получает звание Nobilissima Femina, то есть «благороднейшая женщина». Мы можем встретить эту подпись на монетах с ее изображением, отчеканенных уже в том году в Фессалониках. Когда в 324 году Константин становится единоличным императором, то его мать отныне получает титул Августы и, как пишет Евсевий Кесарийский, «Константин дал ей право употреблять по собственному желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшимь (Жизнеописание 3, 47). Мы можем судить о владениях Елены в Риме, потому что, как только у нее появилась возможность помогать сыну созидать Империю, она очень много занималась строительством, оставив большой след в истории архитектуры - ей принадлежало Лаврентское поместье, известны ее Сессорианский дворец и сооружения на Лабиканской дороге.

Мы точно знаем о том, что Елена приняла христианство, но мы не знаем, когда это произошло.

Вполне можно предполагать, что она была христианской с ранних лет, и тогда это могло бы объяснить благожелательное отношение к Церкви ее мужа Констанция и сына Константина. С другой стороны, если бы Елена воспитывала Константина в христианстве, то у него, возможно, не было бы той религиозной эволюции, которую мы наблюдаем всю его жизнь. Но мы в любом случае знаем, что рано или поздно Елена приняла крещение и сделала для Церкви больше всех женщин ее эпохи. Если не считать главным произведением ее жизни самого Константина, то им остается ее непосильный вклад в восстановление и созидание христианских святынь, в первую очередь связанные с ее паломничеством на Святую землю. Открытие Константином христианства как мировоззрения неизбежно предполагало созидание христианства как культуры . На практике это созидание означало наполнение существующих культурных форм христианскими смыслами и своего рода ревизия всей греко-римской историософии в библейской перспективе. Отныне центр мира - это не Рим, а Иерусалим, а сам мир - это не Римская империя, а все человечество, крещенное и ожидающее своего крещения. Из этого не следует, что Рим и Империя утрачивают свое значение, наоборот, они, наконец, обретают его как земные опоры Вселенской Церкви. В историософском плане это обретение требует разомкнуть циклическое понимание времени языческих мифов в необратимую линию всемирной истории, у которой есть начало и есть конец и на одном этапе которой воплощается Сын Божий, на другом рождается Константин, на третьем - мы с вами и т. д. События христианской истории происходят в конкретном времени и конкретном пространстве, а поэтому само пространство и время в христианстве становятся конкретными, а не абстрактномифологическими.

Елене было около 75 лет, когда она, по выражению Евсевия, «с быстротой юноши поспешила на Восток» обретать святыни времен Христа и строить храмы на Святой земле. Паломническая экспедиция Елены была делом государственного значения - ее задачей фактически было новое открытие Иерусалима, в котором память о Христе была уничтожена всеми возможными способами.

Вспомним, что в 70 году Иерусалим был разрушен армией императора Веспасиана под руководством его сына Тита. С этого момента город пришел в сильное запустение, а в 123 году император Адриан сровнял город с землей и начал его строить заново как римский город с названием Элиа Капитолина. Название сочетало в себе имя самого Элиа Адриана и имя Юпитера Капитолийского, коему император построил храм на месте бывшего Иерусалимского храма. Но Константин приказал вернуть историческое имя священного города, и этот жест символизировал собой начало новой эпохи в истории всего греко-римского мира. Евсевий пишет: «Путешествуя по всему Востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так в частности каждого приходившего к ней; ее десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения» (Жизнеописание, 3, 44). Также и Сократ Схоластик отзывается о необыкновенной скромности Елены. «По описанию Сократа Схоластика, «она была до того набожна, что и молилась, стоя в ряду жен и дев, вписанных в канон церквей, приглашала их к своему столу и, служа им сама, приносила на стол яства. Много также делала она подарков церквам и бедным людям» (Церковная история, 1,17).

Знаменательным событием в истории Церкви было обнаружение Еленой Креста, на котором был распят Иисус Христос.

В Иерусалиме Елена увидела город, полный языческих капищ, где найти святыни эпохи Христа было практически невозможно, но после усердных исследований она узнала место Голгофы и начала раскопки. Церковное предание гласит, что Елена нашли три креста, на одном из которых должен был быть распят Христос, но для выяснения этого вопроса он должен был показать свою чудодейственную, животворящую силу. После этого императрица Елена и епископ Иерусалимский Макарий I воздвигли этот Крест, к всеобщему обозрению, на Голгофе. Вместе с Крестом Елена обрела четыре гвоздя, которыми прибивали тело Христа, и табличку, на которой Понтий Пилат написал аббревиатуру «INRI», расшифровывающуюся как «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum) (Ин. 19: 19–22). Как явствует из Евангелия, Пилат написал эти аббревиатуру не только на латинском, но и на еврейском и греческом языках. Православная Церковь празднует день обретения Честного Креста Господня и гвоздей святой царицею Еленою 6 марта (19 марта по н. с.). Елена догадалась, что недалеко от обретения Креста Господня должно быть и место Гроба Господня, и продолжила поиски. В это время Константин приказал очистить Иерусалим от языческих капищ, многие из которых были построены на специально насыпанной горе. Император приказал не только убрать идолов, но и срывать сами насыпи. Фактически Константин очищал город от Адрианова наследия. В процессе срыва очередной насыпи храма Венеры («всладострастному демону любви», как пишет Евсевий) вдруг в глубине земли обнаружили абсолютно пустое пространство, которое и оказалось местом Гроба Господня.

После этого знаменательного открытия Константин приказал построить на всем этом пространстве огромный храм в честь Воскресения Господня. Великий храм строили десять лет. 13 сентября 335 года на месте Голгофы и Гроба Господня был освящен большой новопостроенный храм Воскресения, а на следующий день в нем поставили обретенный Еленой Крест, и поэтому день 14 сентября (27 сентября по н. с.) в православном календаре стал праздником Крестовоздвижения.

Кроме храма Воскресения Господня Елена основала храм Рождества Христова в Вифлееме; храм Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна на горе Фавор, где эти три апостола видели Преображение Христово; храм Вознесения Христова на Елеонской горе; храм Двенадцати апостолов у Тивериадского озера; храм Святого Семейства в Гефсимании; храм над гробом Лазаря в Вифании; храм у Мамврийского дуба в Хевроне, где Господь явился Аврааму; храм пророка Илии на месте его вознесения и многие другие. Всего на Святой земле Елена основала более 80 храмов.

Мать Константина скончалась в 330 году, в возрасте 80 лет. Евсевий пишет, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына», поэтому есть основания полагать, что это произошло в Трире. Император перевез ее тело в Рим, где она была торжественно похоронена на Лабиканской дороге за Аврелиановыми стенами. Церковь канонизировала Елену как равноапостольную , поскольку ее служение Богу по своему значению сравнялось с миссионерским подвигом святых Апостолов.

Из книги Циолковский автора Демин Валерий Никитич

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ КОНСТАНТИНА ещё в 1887 году, в 30-летнем возрасте, Циолковский записал свою Молитву (кстати, самое первое из его датированных произведений):«Отец, живущий на небе!1. Да узнают про существование твое все, живущие на Земле: не только монотеисты, христиане, евреи,

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин Кондратий

Из книги Обо всем по порядку: Репортаж о репортаже автора Филатов Лев Иванович

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Главные пары нашей эпохи. Любовь на грани фола автора Шляхов Андрей Левонович

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Из книги Путешествие с Даниилом Андреевым. Книга о поэте-вестнике автора Романов Борис Николаевич

Прощание Константина Александровича с Родиной Перед тем как сесть в американский самолет «Дуглас», уносивший их в США, Константин Александрович Уманский опустился на колени, поцеловал землю, взял горсть земли, завернул в носовой платок и увез с собой. Это был последний

Из книги Константин Великий автора Малер Аркадий Маркович

НЕБЕСНЫЙ КРЕМЛЬ, ОТРОГИ САЛЬВАТЭРРЫ Святая Русь и Святая земля Даниила Андреева Образы Святой Руси и Святой земли в народном сознании всегда были неразрывны. Их соединенность - не только особенность сакральной географии, которая с внятной поэтической логикой

Из книги Юродивый Иоанн. Том I автора Макрис Дионисиос

21. Констанций I Хлор - отец Константина 1 мая 305 года Диоклетиан и Максимиан выполнили свое обещание двадцатилетней давности и сложили с себя власть, передав ее Галерию и Констанцию Хлору. Новые августы, в свою очередь, должны были назначить себе в помощники и преемники

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

40. Реформы Константина Сказать про императора Константина, что он был великим реформатором, - ничего не сказать. Последствия реформ Константина настолько изменили Римскую империю, что его, строго говоря, нельзя поставить в ряд ни с одним другим императором Рима, начиная

Из книги Арт-пасьянс автора Качан Владимир

44. После Константина После смерти Константина Римская империя далеко не сразу стала православной, потому что Церкви пришлось столкнуться и с арианской, и с языческой реакцией, но за последующие полвека события, связанные с религиозным обновлением Империи, происходили

Из книги Близкие люди. Мемуары великих на фоне семьи. Горький, Вертинский, Миронов и другие автора Оболенский Игорь Викторович

Из книги Как я изменил свою жизнь к лучшему автора Емец Дмитрий

ВЫСТАВКИ КАРТИН КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВА ПРИЖИЗНЕННЫЕ ВЫСТАВКИ1963 - Москва. Центральный выставочный зал (Манеж). Участие в Республиканской выставке «Художники-сатирики Казани».1968 - г. Зеленодольск.1976 - г. Зеленодольск.ПОСМЕРТНЫЕ ВЫСТАВКИ1977 - г. Зеленодольск; г. Казань

Из книги автора

Про Константина Певзнера Человек грузинского лета Нет, право, ведь есть же человек дождя (это не обязательно что-то тоскливое и сырое, но все равно знаете, как-то…), отчего же не быть человеку грузинского лета, его антиподу? И это он, пожилой мальчишка, всегда готовый к

Из книги автора

Мария Миронова (жена Александра Менакера и мать Андрея Миронова) Мать. «Я прожила жизнь хорошо» ИЗ ДОСЬЕ: «Мария Владимировна Миронова - актриса, народная артистка Советского Союза. Выступала на эстраде в дуэте со своим мужем, актером Александром Менакером. Дебютировала

Из книги автора

Похвали меня, мать Анна Елена Нестерина, прозаик, драматург Начала писать еще во время обучения в Литературном институте им. М. Горького. По словам автора, ее творчество можно охарактеризовать как социальную фантастику с элементами чуда и волшебства. Успешно сочетает

«Сим побеждай»

Святой император Константин Великий и его мать царица Елена почитаются в лике «равноапостольных» за великие заслуги перед Церковью по распространению христианской веры.

Император Константин I (Константин Великий) был сыном цезаря, а затем и августа, Констанция I Хлора и святой равноапостольной Елены.

В то время огромная Римская империя была разделена на Западную и Восточную. Во главе империи находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей. Одним из соправителей был отец Константина, руководивший западной частью Римской империи. В 305 году, после отставки императоров Диоклетиана и Максимиана, Констанций I Хлор становится одним из императоров вместе с Галерием.

Отец Константина, несмотря на свою принадлежность к язычеству, был терпим к христианам, не преследовал их в управляемых им странах, чего нельзя сказать за остальную часть Римской империи, где христиане подвергались жестоким гонениям.

В 306 году Констанций Хлор, находясь на смертном одре, рекомендовал легиону своего сына, Константина, в качестве преемника. Воины глубоко уважали Констанция и после его смерти провозгласили Константина императором Галлии и Британии.

Явления креста на небе

Став императором, Константин начал борьбу за своё царствование.

В 310 году завершилось его противостояние с императором Максимианом Геркулием. Однако, уже в 312 году Константин был втянут в новую войну с кесарем Максенцием, сыном Максимиана. Во время этой войны, незадолго до решительной битвы, в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай ». Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день, по приказу Константина, на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.

Одержав победу над Максенцием, Константин торжественно вошёл в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана».

После этой победы император Константин вместе со своим зятем Лицинием издал в Милане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом, подписанным им же в 313 г., предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.

Между тем, отношения императоров Константина и Лициния становятся напряжёнными. Это приводит к открытому противостоянию, которое заканчивается неоспоримой победой Константина. Лициний лишается престола, открыв путь Константину к единоличному правлению Римской империей. Став полноправным правителем, Константин распространяет действие Миланского эдикта и на восточную часть империи. Благодаря Константину, христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Константинополь

Император Константин, отказавшись от язычества, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить её, назвав Константинополем. Константин был глубоко убеждён, что только христианская религия сможет объединить огромную разнородную Римскую империю. Поэтому он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.

Первый Вселенский Собор

Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей.

Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа.

По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее, на котором присутствовали 318 епископов, среди которых были не только епископы-исповедники в период гонений, но и епископы, которые в дальнейшем стали одними из самых почитаемых святых на Руси – святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский.

Император принимал активное участие в заседаниях Собора, старясь сохранить в чистоте христианскую веру. В конце концов, ересь Ария была осуждена, и для подтверждения этого был составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Поиски Креста Господнего

В то время царица Елена, которая была христианкой, в возрасте около 80 лет предпринимает путешествие в Иерусалим для поиска Креста Господнего. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. Получив поддержку в своём начинании от Константина, Елена отправилась в паломничество:

«…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего Креста Господня. Иерусалимский Патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное Животворящее Древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях» («Хронография» Феофана)

Промыслом Божиим, Животворящий Крест был, чудесным образом, обретён в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова.

В ходе раскопок святая царица Елена обрела не только Крест, но и четыре гвоздя и титло INRI.

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади.

На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей, где оставляла частицы найденных ею реликвий.

После возвращения, царица Елена прожила ещё несколько лет и мирно почила в Константинополе (приблизительно в 330 году).

Святой Константин активно продолжал участвовать в церковных делах, в просвещении и распространении веры. Свой земной путь он закончил 21 мая (3 июня по новому стилю) 337 года, после того, как принял Святое Крещение, к которому готовился всю жизнь.

Святой Константин был погребён в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Молитва святым равноапостольным Константину и Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Среди обширного пантеона христианских святых одними из наиболее почитаемых являются равноапостольные Константин и Елена. Их роль в распространении истинной веры неоценима. Именно поэтому они удостоились столь великой чести быть поставленными в один ряд с апостолами - ближайшими учениками и последователями Христа.

Служанка, породившая императора

Полное имя царицы Елены - Флавия Юлия Елена Августа. Известно, что родилась она в середине III века в городе Дрепан, в Малой Азии, но точная дата её появления на свет не установлена. Детство будущей царицы прошло весьма скромно - она прислуживала на принадлежавшей отцу конной станции. Там, среди прочих путешественников, ей встретился её будущий муж Констанций Хлор, ставший впоследствии

Плодом их любви стал сын, появившийся на свет 27 февраля 272 года и получивший при рождении довольно пространное имя - Флавий Валерий Аврелий Константин. В мировую историю этот ребёнок вошёл как Великий, повелением которого христианство стало официальной религией Римского государства.

Императорский венец, принесший Риму свободу вероисповедания

Когда сыну едва исполнилось пятнадцать лет, семейная жизнь Елены расстроилась. Констанций оказался довольно ветреным супругом и разошёлся с ней, отдав предпочтение молодой падчерице правившего в то время императора Максимиана. Однако, как это нередко случается, будучи плохим мужем, он оказался хорошим отцом и, взойдя на римский престол, обеспечил будущее своего сына, сделав его правителем значительной части страны. Его резиденцией стал город Тревир (современный немецкий город Трир), и Елена Равноапостольная переехала жить поближе к сыну.

В 306 году произошло важное событие - умер император, и Константин стал его преемником, провозглашённым многотысячной римской армией. Известно, что одним из его первых деяний было установление в Риме и подвластных ему странах свободы вероисповедания и прекращения всех преследований на религиозной почве. Благодаря этому после трёхвековых гонений христианство, наконец, вышло из катакомб.

Звёздный час Елены

Исторические материалы свидетельствуют о том, что Елена Равноапостольная на протяжении всей своей жизни относилась с большим уважением к тем, кто, несмотря на смертельную опасность, исповедовал Христа, но сама приняла крещение, когда ей было уже за шестьдесят. К этому времени она была провозглашена «августой», то есть царствующей особой, и поселилась в обширном римском поместье расположенном рядом с Латеранским дворцом, ставшим впоследствии резиденцией римских пап.

Уже на закате своих дней святая Елена Равноапостольная совершила главное дело своей жизни - паломническую где предприняла раскопки непосредственно на самой Голгофе. Её цель была, по возможности, отыскать материальные свидетельства событий, происшедших там три века назад.

Ответ на вопрос, что подтолкнуло женщину в столь почтенном возрасте отправиться на поиски Креста Господня и прочих святынь, повествует Священное предание. В нём рассказывается о том, как в ночном видении услышала святая Елена голос, повелевший ей отправиться в Иерусалим, и там, очистив от земли место распятия и погребения Иисуса Христа, явить миру, обретённые на нём бесценные сокровища. Утром следующего дня святые Константин и Елена долго молились, чтобы Господь ниспослал Свою Благодать для исполнения столь важной миссии.

Нелёгкая задача

Как повествует легенда, в столице древней Иудеи благочестивую царицу ожидали большие трудности. Дело в том, что в течение столь продолжительного времени место казни и последующего воскресения Христа было скрыто под толстым слоем земли и мусора, намеренно свозимых туда нечестивцами, и найти его было невозможно. Наконец, после долгих расспросов местных жителей, от одного старого еврея удалось узнать точное расположение Голгофы. После этого святая Елена равноапостольная приказала начать раскопки.

Когда верхние слои земли были удалены, и обнажилась вершина горы, перед глазами присутствовавших предстал не один крест, а три, ведь в день казни, как известно, вместе с Христом были распяты и два разбойника. Предстояла нелёгкая задача - определить, на каком же из них принял страдания Иисус.

Проверка святыни на истинность

То, что последовало далее, стало ещё одним подтверждением мудрости, которой обладала царица Елена. Когда все в полном недоумении ожидали её решения, с местом раскопок поравнялась траурная процессия, впереди которой несли гроб с телом умершей женщины. Зная, что только один из трёх крестов обладает Божественной силой, Елена обратилась с просьбой к родным почившей остановиться и приказала слугам поочерёдно коснуться мёртвого тела каждым из трёх крестов. Как только очередь дошла до того, который являлся истинной святыней, и на него была возложена рука покойной, та сразу воскресла, чем вызвала всеобщую радость и ликование.

Обретение Гроба Господня

Кроме животворящего Креста Господня, святая Елена Равноапостольная, как свидетельствует предание, обрела четыре гвоздя, которыми было прибито тело Спасителя и ту самую дощечку - титло, на котором собственноручно начертал «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Была ею обнаружена и пещера, в которую положили снятое с креста тело Иисуса. Именно благодаря трудам святой Елены христиане всего мира могут сегодня воочию наблюдать, как в окне кувуклии, возведённой над Гробом Господним появляется свет нисшедшего по случаю Пасхи Благодатного огня.

В память этого величайшего события был установлен праздник, получивший название «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». Каждый год 27 сентября православная церковь отмечает годовщину того дня, когда в 326 году царица Елена Равноапостольная открыла миру величайшие святыни христианства.

Завершение великой миссии

Обретя Животворящий Крест, императрица повелела разделить его на две равные части, одну из которых, помещённую в серебряную раку, она оставила в Иерусалиме местному епископу Макарию I, оказавшему ей существенную помощь во время раскопок. Другую же часть Креста, а вместе с ней и гвозди, отправила в Рим своему сыну. Там этот фрагмент Креста был вмонтирован в скульптуру императора Константина, установленную на одной из площадей столицы.

Закончив свою миссию, святая равноапостольная царица Елена вернулась в Рим, основав по пути несколько, существующих и поныне, монастырей. Наиболее известным из них является Ставровуни на Кипре. В дар этим обителям она оставляла частицы святынь, обретённых ею в Иерусалиме.

Судьба мощей святой Елены

Совершив таким образом главное дело своей жизни, царица Елена Равноапостольная вернулась в Рим, где вскоре мирно отошла ко Господу. Точная дата её смерти, как и место погребения не установлены. По одним сведениям, она была похоронена в Трире, где ей принадлежало богатое поместье, по другой - в Риме. Некоторые же историки утверждают, что её останки были перевезены в Палестину.

В целом же история, связанная с её мощами, довольно длинная и запутанная. Согласно ряду источников, император Константин поместил её тело в гробницу, сделанную для него самого, уступив матери также и собственный саркофаг. Затем есть свидетельства, что мощи были переправлены во Францию, где в течение нескольких веков хранились в Шампани, а оттуда во времена попали в Париж, где и по сей день хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль.

Святые, равные апостолам

За выдающиеся заслуги в деле распространения христианства Константин и Елена были причислены к лику равноапостольных святых. Следует заметить, что за всю мировую историю христианства такой чести были удостоены лишь пять женщин. Почитание её на Востоке началось вскоре после кончины, в Западной же церкви он был установлен не ранее IX века. В наши дни православная церковь отдаёт дань памяти обретения ей Животворящего Креста Господня 19 марта. Кроме того, 3 июня в церквях вспоминаются равноапостольные Константин и Елена.

Посмертное почитание матери и сына

Эти святые, стяжавшие себе немеркнущую славу, стали одними из наиболее почитаемых в христианском мире. Именем равноапостольной Елены назван один из пределов возведённого крестоносцами в середине XII века на том месте, где в 326 году она проводила раскопки. Кроме того, на разных континентах построены в её честь, и в честь её сына множество храмов. Один из них - храм равноапостольных Константина и Елены был возведён в Коканде, но после Октябрьской революции, и установления советской власти в республиках Средней Азии, был навсегда закрыт. Ныне на его месте находится мечеть.

Имеется и совсем недавно учреждённый приход этих равноапостольных святых в Москве, в районе Митино. Несмотря на то что освящён он был лишь в 2004 году, уже успел заслужить добрую славу как один из вновь образованных духовных центров столицы. Его святыней является икона «Елена Равноапостольная», перед которой всегда можно видеть тех, кто в молитвах поверяет ей своё самое сокровенное.

 


Читайте:



Магические приметы: что означает встреча с животными

Магические приметы: что означает встреча с животными

Определяя значение того или иного знамения, связанного со зверями, насекомыми, рыбами и т.д., читатель должен помнить о том, что нелепо ожидать...

Учёные нашли научное объяснение библейской истории

Учёные нашли научное объяснение библейской истории

Ученые нашли подтверждение о казнях Египетских – десяти бедствиях, поразивших древний Египет. Согласно Ветхого Завета Библии, они были посланы в...

Всемирная история в лицах

Всемирная история в лицах

На одном конкурсе сочинений о Сократе победила 12-летняя девочка, написавшая самое короткое: «Сократ ходил среди людей и говорил им правду. За это...

Молитвы святым петру и февронии муромским о семейном благополучии

Молитвы святым петру и февронии муромским о семейном благополучии

Как бы отчаянно не спорили карьеристы, но семья – самое важное и главное, что может быть у человека. К сожалению, даже крепкие семьи иногда...

feed-image RSS